Потешная флотилия петра первого

Оглавление

Экспозиция музея

Сейчас в составе музея-усадьбы находятся Ботный дом, современный памятник и старинный обелиск, посвященные Петру I, сторожка, Белый дворец, Триумфальные ворота и деревянное здание Ротонды.

Ботик «Фортуна» размещен в каменном Ботном доме. Это довольно большая шлюпка, сделанная из прочного дуба, которая управлялась при помощи навесного руля и усилиями пяти гребцов. Кроме того, на ботике можно было закрепить мачту для парусов.

Белый дворец выстроили в 1853 году, на пожертвования. Он предназначался для торжественных приемов, в том числе и гостей из царской семьи. Музей-усадьбу в разное время посещали российские императоры Александр II и Николай II, а также великие князья.

С приходом советской власти в нем размещалась географическая станция Московского государственного университета. В середине 1920-х годов в этом доме жил и писал рассказы Михаил Михайлович Пришвин. Перед Великой Отечественной войной в Белом дворце открыли дом отдыха. А в военное время сюда доставляли детей из блокадного Ленинграда.

Сейчас в Белом дворце находится музейная экспозиция. Это несколько залов, где размещены различные вещи конца XVII века – судостроительные инструменты, деревянная резьба с кораблей, оружие того времени и парусные снасти. В одном из залов реконструирована комната Петра I. Здесь можно увидеть мебель, бытовые предметы и утварь петровских времен.

Белый дворец

Триумфальная арка и гранитный обелиск, посвященный Петру I и увенчанный двуглавым орлом, были построены при участии архитектора Петра Сантиновича Кампиони в 1852 году. На церемонии открытия присутствовали жители Переславля-Залесского и окружающих озеро деревень, гости из столицы, а также представители городской и губернской власти.

В 1990-е годы на подходе к усадьбе со стороны Плещеева озера установили новый памятник, посвященный царю Петру I. Он знаменует то время, когда юный государь только приехал в Переславль, мечтая построить свой «потешный» флот.

В зале «Ротонда» круглогодично проходят выставки и экскурсионные программы. Интерьеры «Ротонды» восстановлены по традициям петровской эпохи. И сейчас она является настоящей жемчужиной музея-усадьбы.

Потешные мундиры

Первоначально солдат Петра одевали во что придётся. В основном они донашивали форму, которая была положена им на старой службе, или казна выдавала то, на что хватало средств. Но всё изменилось в 1691 году, когда появился мундир тёмно-зелёного цвета. Ранее царские солдаты носили красную форму, но впоследствии преображенцы надели тёмно-зелёную, а семёновцы — синюю форму.

Реконструкция стрельбы линией.

Изменения в форму Пётр ввел после своего Великого посольства. Он велел переодеть всю армию в кафтаны венгерского типа – более короткие и украшенные на груди кручёным шнуром. Но уже в 1702 году армию вновь переодели, на этот раз в немецкое платье.

Учения потешных полков

Вначале забавы Петра были безобидными. Пушки на учениях стреляли репой или горохом, ружья заряжались холостыми. Но с завершением строительства Пресбурга баталии стали нешуточными. Войска разделялись на 2 противоборствующие армии и сражались всерьез. В учебниках истории не любят упоминать, что в военных играх невольно принимали участие и обычные люди. Петр нападал на целые деревни, штурмуя дома, сжигая поля и оставляя на поле брани настоящие человеческие жертвы. Об этом часто упоминает современник Петра, Борис Куракин.

Показательным является Кожуховская потешная операция, проведенная осенью 1694 года. Для этих маневров в ряды потешных войск влились солдаты действующей армии. По разным оценкам в «потехе» участвовало от 14 до 40 тысяч человек.

По октябрьскому бездорожью войска проделали долгий путь до села Кожухово, где по плану в только что выстроенной крепости держали оборону стрельцы. Масштабы игры поражают: численность «русской армии» под руководством Федора Ромодановского насчитывала 9 тысяч солдат. В ее состав вошли Бутырский, Преображенский и Семеновский полки. Среди солдат выделился Петр Алексеев, взявший в плен вражеского генерала. Можно легко догадаться, кто скрывался под сим псевдонимом.

«Польская армия» численностью 7,5 тысяч бойцов обороняла крепость. Войском, сформированным из настоящих солдат русской армии, командовал Иван Батурин. В ходе операции 24 человека были убиты и еще 50 ранены. Такой высокой ценой оттачивалось военное мастерство русского царя.

Потешные войска участвовали в Азовских походах Петра 1695-1696 годов, результатом которых было взятие крепости в устье Дона и открытие путей к Черному и Азовскому морям. Молодой флот Петра получил первую военно-морскую базу.

В 1700 году в битве под Нарвой Преображенский и Семеновский полки показали себя во всей красе. Даже когда военачальники сложили оружие, они продолжали противостоять лучшей в Европе армии Карла XII. После признания поражения полкам разрешили сохранить боевые знамена, оружие и музыкальные инструменты. Гвардейцы покидали поле боя непобежденными, под звучный гул барабанов и с ружьями на плечах. После Нарвы преображенцы и семеновцы ни разу не отступали и не терпели поражений от вражеских войск.

Появление полков

Если прежде монархи интересовались охотой, за счёт чего содержался немалый штат придворных сокольничих, егерей и псарей, то Пётр I не разделял увлечения предков. По его приказу в 1688 году из “охотничьих” людей, прошедших переобучение, был сформирован Семёновский полк, ставший вторым после Преображенского. Именно эти два полка стали первыми частями российской лейб-гвардии.

Когда между Петром и его единокровной сестрой Софьей разворачивается борьба за власть, на стороне царевны выступают стрельцы. Однако они не стали биться до последнего, осознавая, что теперь за юным царём стоит не “сброд”, а реальная военная сила.

Став единоличным правителем, Пётр приступает к армейским преобразованиям, что отразились не только на организации, но и на внешнем облике. Если прежде солдаты в потешных войсках одевались во что придётся, то с 1691 года Преображенский полк получил официально разработанную тёмно-зелёную, а Семёновский — синюю форму. Изначально мундир был скроен по венгерскому образцу, однако через несколько лет Пётр “переодел” свою армию в кафтаны немецкого типа.

Офицер Семёновского полка

Борьба за власть

В 1689 году 17-летний Пётр женился, что означало достижение совершеннолетия, но власть по-прежнему находилась у царевны Софьи и её фаворита князя Василия Голицына. Образовалось как бы два двора: Кремлёвский, обладающий властью, и Преображенский, где находились сторонники Петра. Началось открытое противостояние. В окружении Софьи родилось предложение повторить стрелецкий мятеж и под шумок избавиться от противников, свалив всё на взбунтовавшихся стрельцов.

Реконструкция сражения со шведами.

Но оказалось, что стрелецкие полки не хотят проливать кровь за царевну, а за Петром стоит реальная военная сила. Власть Софьи на том и закончилась.

Отличия потешных

Вначале солдат Петра одевали во что придётся. Часто они донашивали форму, положенную им на прежней службе, а когда требовалось новая одежда, казна выдавала первое попавшееся платье, на которое хватало средств. С 1691 года появляется единообразный военный мундир тёмно-зеленого цвета. Интересно, что Пётр, вводя такую форму, решительно порвал со старомосковским традициями. Ранее считалось, что парадный цвет полков, приближённых к царю, должен быть красным.

На Крещенский парад 1699 года преображенцы и семёновцы впервые надели новую форму тёмно-зеленого и голубого цветов. С тех пор, вплоть до самого конца старой русской армии, считалось, что зелёный — цвет преображенцев(он же стал главным цветом формы всей русской армии), а голубой — семёновцев.

Первая форма петровской гвардии совершенно не похожа на возможные ассоциации со словамипетровский солдат». Вплоть до 1699 года потешные носили ту же самую одежду, что и остальные русские воины — обычные стрелецкие кафтаны.

Фузилёр Преображенского полка и гренадер Семёновского полка до 1702 года

Но посмотрев на европейские порядки и вернувшись из Великого посольства, в 1699 году Пётр начал большую реформу: он приказал одеть армию в кафтаны венгерского типа — более короткие и украшенные на груди кручёным шнуром. Одновременно вышел царский указ, приказавший всем горожанам носитьплатье французское и венгерское». Впрочем, венгерский стиль продержался совсем недолго. Уже в 1702 году началось переодевание армии внемецкое платье», полностью соответствующее общей европейской моде.

Первоначально гвардейские гренадеры отличались богатыми шапками из медвежьего меха, но после 1707 года их заменили на кожаные каски с медным налобником и страусовым пером. Эти шапки превратились в настоящий символ петровской гвардии и продержались до 1796 года.

Мушкетёр Преображенского полка, 1703—1708; фузилёр Преображенского полка, 1702—1720; гренадерский штаб-офицер Семёновского полка, 1712—1720

Форма офицеров отличалась золотыми галунами, серебряным офицерским знаком и шарфом трёхцветного бело-сине-красного цвета. Кстати, на офицерских знаках гвардии выбили дату сражения со шведами у Нарвы — 19 ноября 1700 года.

Божье провидение

Завершающим этапом становления русского флота стал период закрепления на Азовском море. Заложенный к 1698 году город Таганрог и Воронеж продолжали исправно производить корабли. Но это были суда уже иного качества. В 1697-1698 годах царь посетил Европу в составе Великого посольства, где лично участвовал в строительстве корабля «Пётр и Павел». Многие русские корабелы обучились всем тонкостям строительства боевых кораблей, теперь Россия могла создавать суда всех известных тогда типов своими силами. А организованные на юге России «кумпанства» (компании) коммерчески вносили свою лепту в строительство судов. В ноябре 1698 года Петром I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье провидение»). Это был действительно принципиально новый, мощный и тяжелый боевой корабль. Длина его киля составила 130 футов (почти 40 метров), а ширина – 33 фута (10 метров). Уже через два года первый русский линейный корабль был спущен на воду, его уникальная конструкция хоть и была заимствована с английских образцов, царь лично внес изменения в киль. Осадка линкора была уменьшена, он легко ходил по мелководью, а двойное дно защищало от течи в случае удара о грунт.

Вслед за ним были заложены ещё два линейных корабля – «Черепаха» и «Великий галеас». Их постройкой еще руководили иностранцы, так как проекты линкоров были ещё слишком сложны. К 1700 году в России уже воспитали ряд корабельных мастеров, таких как Скляев, Верещагин, Салтыков, Михайлов, Попов, Пальчиков, Тучков, Немцов, Бородин, Кознец.

России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.

Обложка: https://redsearch.org

Бойцы из пригорода

Новые «потешные» петровские войска получили такое название не потому, что развлекали царя, а потому, что стояли в загородных подмосковных (потешных) резиденциях, куда двор выезжал на летние каникулы. Первоначально в эти войска вступали  люди, которые в обычной жизни так и не смогли себя найти, то бишь люди низкого происхождения. Одним из таких бойцов был будущий светлейший князь, а пока просто Алексашка Меншиков.

Русская пехота Петра I.

Придворная знать с большим презрением относилась к новым солдатам. Для них это были шуты, развлекающие малолетнего царя. Эти ошибки впоследствии многим обошлись дорого: у Петра и Меншикова была хорошая память.

Неуклюжее потешное сборище постепенно становилось войском. Пётр для обучения своих солдат специально пригласил иностранных военных специалистов. В 1684 году в подмосковном селе Преображенском, где жили потешные полки, была возведена настоящая крепость Пресбург. Строили по лучшим образцам военной науки — по образцам фортов маркиза де Вобана. А через несколько лет на вооружении потешных появилась и артиллерия.

Потешные войска не сидели без дела, каждый год проводились большие манёвры. Главным объектом для штурма и осады был всё тот же Пресбург, а вскоре одну из сторон шутейных баталий стал возглавлять сам Пётр.

Русская артиллерия Петра I.

В 1688 году в войска юного монарха влилось значительное пополнение. Сам Пётр совершенно не интересовался привычной царской забавой – соколиной охотой, и всех сокольничих, егерей и псарей отправили в село Семёновское на переподготовку. Через два года была оформлена и новая полковая организация: сформированы два полка – Семёновский и Преображенский, которые стали первыми частями российской лейб-гвардии.

Армия Петра росла на глазах, одних только преображенцев насчитывалось около двух тысяч человек. Небольшая собственная армия, обученная по европейской науке и лично ему преданная, стала убедительным доводом в борьбе за реальную власть.

Потешная флотилия Петра Первого

Введение

.
История строительства флота Петра Первого на Плещееве озере

.1
Начало строительства: первые корабли

.2
Окончание флотостроительства и дальнейшая судьба кораблей

.
Тема «Потешная флотилия» Петра Первого» в туриндустрии Переславля-Залесского

.1
Музей-усадьба «Ботик Петра Первого» в туриндустрии Переславля-Залесского

.2
Новые предложения по использованию темы «Потешная флотилия Петра Первого» в
туриндустрии Переславля-Залесского

Заключение

Список
использованных источников и литературы

Приложения

флотилия петр музей переславль

Введение

Моя курсовая работа посвящена теме «Потешная
флотилия Петра Первого». В ней рассматривается история «потешной флотилии»
Петра Великого на Плещеевом озере, история создания музея-усадьбы Ботик,
рассказывается об экспозициях, выставках и программах музея, а также
предлагаются новые проекты, связанные с темой «Потешная флотилия Петра», и
которые пока не осуществлены.

Я выбрала данную тему, потому что
Переславль-Залесский входит в Золотое кольцо России и является крупным
туристским центром. И как будущего работника туриндустрии, и как человека,
родившегося в этом городе, мне стало интересно развитие туризма в данном
регионе.

В Переславле очень много достопримечательностей:
5 монастырей, Озеро Плещеево, музей-ботик «Ботик Петра I», Переславский
музей-заповедник, «Музей утюга», «Музей чайника», «Дом берендея»,
дендрологический сад им. С.Ф. Харитонова, многочисленные церкви, самая
известная из которых Спасо-Преображенский собор XII века. Здесь родились Александр
Невский, великий русский полководец, М.И.Кошкин, конструктор Т-34, жил и
работал Михаил Пришвин, и многие другие. Все это богатство можно и нужно
показывать туристам.

Поэтому развитие туризма в этом регионе очень
важно. Также меня заинтересовал именно тот факт, что
Переславль является колыбелью российского морского флота

Также меня заинтересовал именно тот факт, что
Переславль является колыбелью российского морского флота.

«Потешной флотилии» посвящены многие научные
работы и труды. Известный краевед, Михаил Смирнов написал целую книгу о
Переславле-Залесском, и одну из глав он назвал «Начальная база Русского флота».
О музее-усадьбе «Ботик Петра I» можно найти информацию в путеводителе
«Переславль-Залесский», который был составлен Пуришевым, а также на сайте
самого музея, который называется «Филиал Переславского музея-заповедника «Ботик
Петра I». О потешной флотилии можно узнать в путеводителе «По
Переславлю-Залесскому и его окрестностям», составленным К. Ивановым.

Целью данной работы является изучение темы
«Потешная флотилия Петра I» в туриндустрии Переславля-Залесского и разработка
идей новых проектов, связанных с этой темой. Для этого необходимо тщательно
изучить историю строительства потешной флотилии, историю музея-усадьбы
«Потешная флотилия Петра I», экскурсии, выставки, праздники, связанный с данной
темой, и после этого приступить к разработке новых предложений.

.1 Начало строительства кораблей на Плещеевом
озере

«…Петр, как исторический государственный
деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту,
которая невольно привлекает к нему сердце. Эта черта — преданность той идеи,
которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни».

Переславль-Залесский — древний русский город,
один из туристических центров Золотого Кольца России. Находится в ста сорока
километрах на северо-восток от Москвы, на федеральной автодороге
Москва-Холмогоры.

Переславль и его окрестности
славятся своей историей, архитектурными памятниками и необыкновенно красивой
природой. Часть окружающих его природных и исторических ландшафтов включена в
состав национального парка «Плещеево озеро»
<#»701302.files/image001.gif»>

Схема города Переславля-Залесского (С
достопримечательностями)

Приложение Б

Бот «Дедушка Русского флота»

Приложение В

Бот «Фортуна»

Приложение Г

Ботный Дом

Ротонда

Памятник Петру Великому (музей-усадьба «Ботик
Петра I»)

Семеновский и Преображенский полки

По мере взросления царя, потешные войска становились все более реальной военной силой. В 1688 году в ряды потешных солдат влились царские охотники, а в 1691 году многочисленное войско было преобразовано в 2 полка, названных аналогично подмосковным селам, где они были расквартированы. Так началась славная история Преображенского и Семеновского полков, которые составили первую российскую лейб-гвардию.

Первоначально потешных солдат юного Петра Алексеевича одевали во что попало. Они донашивали собственную форму, а когда та приходила в негодность, им выдавали обмундирование, на которое хватало средств. Однако с 1691 года Петр ввел военный мундир, в корне отличающийся от старого образца. Его преображенцы облачились в темно-зеленую форму, отличительным цветом семеновцев стал голубой. В 1699 году привычные стрелецкие кафтаны сменились на кафтаны венгерские, украшенные крученым шнуром. В 1702 году в обмундировании стал преобладать немецкий стиль.

Уже с 1691 года численность войск для игровых баталий составляла несколько тысяч человек. Постепенно потешная армия становилась серьезным аргументом в борьбе за власть, что она прекрасно доказала при свержении царевны Софьи. Преображенский и Семеновский полки еще не раз играли первостепенную роль в российской истории, участвуя в дворцовых переворотах и возводя на престол новых монархов.

Азовский флот

Азовский флот родился зимой 1695-96 годов. Приготовления начались уже в октябре 1695, когда в Воронеж прибыл Роман Михайлович Романов, которому царь одновременно со снятием первой осады Азова поручил организовать верфи для строительства чего-то крупнее, чем обычные речные струги, коих заказали до полутора тысяч по всей стране, от Казани до Астрахани. В первую очередь Петру требовались галеры вроде тех, которые ему прислали из Голландии, однако одними ими дело не ограничилось – в Воронеже было решено построить также гребные фрегаты, бомбардирские суда и яхты. Замах был впечатляющим, но в городе не было никаких особых возможностей для строительства подобных кораблей, потому все пришлось создавать с нуля. Роман Михайлович проявил все свои организаторские возможности и все влияние своего отца, четко спланировал и быстро построил в городе настоящее речное адмиралтейство, а также организовал поставки всех необходимых материалов и рабочих. На верфях работал сам государь, который вновь и вновь впечатлялся талантами своего родича. К маю 1696 года все запланированные корабли были введены в строй, и новорожденный Азовский флот принял участие в решительном взятии крепости Азов, выйдя в открытое море.

Вслед за этим последовала новая чехарда и кропотливая работа боярина Романова-младшего, так как для строительства полноценных морских судов требовалось построить верфь в Таганроге, а так как самого города еще не существовало – то и им предстояло заняться тоже Роману Михайловичу. И вновь его таланты и распорядительность дали о себе знать – худо-бедно, не с первого раза, потратив немало времени и нервов, царскому фавориту удалось отстроить в Таганроге город и адмиралтейство, и уже в 1698 году начать закладывать линейные корабли. В Воронеже судостроение также не затихало – но из-за проблем с выводом крупных единиц из устья Дона было решено ограничиться там мелкими парусными и гребными судами, в то время как в Таганроге можно было спокойно строить суда с осадкой до 5 метров. При этом на верфях, организованных Романом Михайловичем, корабли еще строились недостаточно качественно, но быстро и дешево, что контрастировало со всеми прочими судостроительными предприятиями на Дону. Вскоре Петр I попросту упразднил их, и передал все строительство Азовского флота на предприятия своего родственника. Следующее десятилетие оказалось наполнено постоянной работой и постепенным наращиванием могущества военно-морского присутствия России на юге.

И уже вскоре Азовский флот понадобился России, так как грянул очередной конфликт с Османской империей. Его создание целиком окупилось, и в результате короткой, но победоносной войны Кубань и южный берег Крыма перешли в состав России. У судостроителей юга появилась возможность строить корабли в еще более удобных местах, чем Таганрог. Первым из них стала Камыш-Бурунская бухта, южнее Керчи, где глубины доходили до 6-7 метров, а вторым – Севастопольская (Ахтиарская) бухта, где строилась главная военно-морская база южного флота Российской империи. И вновь последовал переезд верфей, на сей раз полный – Таганрогское адмиралтейство упразднялось, а взамен создавались Керченское и Севастопольское, вокруг которых строилось укрепления и поселения. С 1718 года там начали строить полноценные морские корабли. Впрочем, к тому моменту Азовский флот уже был упразднен – получив выход в Черное море, главные силы флота были в 1715 году провозглашены Черноморским, в то время как привязанной к Азову оставалась лишь небольшая парусно-гребная флотилия, состоявшая из гребных фрегатов и галер. По своему статусу среди всех флотов и флотилий РИФ она по своей незначительности будет уступать лишь Каспийской. Пальма первенства на юге уже к концу правления Петра Великого перейдет к Черноморскому флоту.

Основание музея

Первый провинциальный музей открылся в усадьбе Ботик в 1803 году. В нарочито построенном Ботном доме был установлен единственный уцелевший корабль потешной флотилии — бот «Фортуна», а вокруг него якоря, рули и мачты с других кораблей. Почётными гостями на церемонии были богатый переславский помещик П. С. Свиньин и владимирский губернатор И. М. Долгоруков, читавший собственные стихи на случай. Описание церемонии открытия содержится в мемуарах Долгорукова:

Рано поутру все духовные чины и архимандрит Никитского монастыря собрались в сельскую церковь близ города при озере, и там пред обедней прочтён публично указ Петра Первого о хранении его судов, после чего воспета сему великому основателю обширнейшего в Европе царства вечная память. Я переносился мысленно лет за сто назад, воображение моё кипело, и сердце трепетало от радости, что привёл меня владыка всех миров исполнить патриотическое сие предприятие. Духовным обрядам последовали светские угождения и пиршество отличное в шатрах. Бокалы довершили праздник, как водится, и тем исполнилось удовольствие общее. Погода благоприятствовала случаю. Солнце до самого вечера лучами своими озаряло надпись, золотыми буквами на фронтоне начертанную: «Петру 1-му усердный Переславль». Легкие волны озера, едва движимые тонким ветром, пробегали к берегу Гремячего мыса и, омывая ступеньки здания, как бы поклонялись памятнику того, кого некогда носили на себе.

В 1842 году неподалёку были возведены каменные казармы со службами для помещения трёх матросов.

“Сброд” Петра I

Наверное, поначалу никто и представить не мог, что Потешные войска в дальнейшем станут элитой русской армии. В первые годы к этим полкам относились с презрением. Не секрет, что набирали в них людей, которые не смогли найти себе место в жизни, или представителей “низов”.

Кстати, среди таких был и Александр Меншиков, сподвижник и верный друг Петра. Представители знати и вовсе полагали, что Потешные войска — это своего рода “шуты”, набранные в полки для увеселения юного государя.

Армия Петра I

Мне кажется, подобное презрительное отношение имело свои основания. На ранней стадии своего существования Потешные полки действительно были неким сборищем разношерстной публики, которую отождествлять с полноценным войском было нельзя. Но постепенно полки действительно стали преобразовываться, превращаясь в настоящее войско.

В 1684 году в селе Преображенском, где стояли Потешные, была возведена настоящая крепость Пресбург. Она становится главным объектом в обучении искусству штурма и проведения боевых операций. А вскоре на вооружении у солдат из Потешных полков появилась и артиллерия.

Поль Деларош «Петр I в форме офицера Преображенского полка»

Военные походы Потешных

1695 год стал знаковым для Потешных полков. Именно тогда они участвовали в первом военном походе — кампании Петра, связанной с взятием крепости Азов. Несмотря на то, что первые попытки оказались неудачными, уже на следующий год выступление Потешных оказалось триумфальным. Азов был взят русскими, а военный флот России получил первую морскую базу.

В 1700 году солдат ожидали новые испытания. Именно тогда Россия объявила войну Швеции. Русская армия выдвинулась под Нарву, где и произошло масштабное столкновение со шведами.

Пётр I полагал, что его многочисленное войско и мастерство нанятого военачальника герцога де Круа обеспечат успех в бою. Но всё было совсем не так. Прекрасно обученные шведские отряды практически с первых ударов рассекли русское войско на несколько частей.

Николай Зауервейд «Пётр I усмиряет своих солдат после взятия Нарвы»

Как и следовало ожидать, в армии началась паника. Многие солдаты обвиняли в измене иностранных наёмников. Высшее командование (в том числе герцог де Круа) сложило оружие. Единственными, кто не поддался паническому безумию, были преображенцы и семёновцы, продемонстрировавшие не только стойкость, но и истинную преданность государю.

Даже признав поражение русской армии в данном сражении, Преображенский и Семёновский полки остались непобеждёнными. Им позволили сохранить оружие, знамёна и музыкальные инструменты. В дальнейшем на офицерских знаках полков была выбита дата битвы под Нарвой — 19 ноября 1700 года.

Позднее в Северной войне со шведами русские возьмут реванш, причём именно Потешные войска Петра I стали той базовой силой, основой армии нового типа, которая позволяла уверенно строить крепкую и поистине великую державу. Потешные стали основой, на которой появилась русская императорская гвардия, и истинной армейской элитой.

Судьба флота Петра

Говоря о величии флотилии России в период царствования Петра Романова, многие историки почему-то забывают уточнить – а где сейчас эти самые корабли? Сколько они служили государству? Например, некоторые английские корабли той эпохи до сих пор на плаву! А что с нашими кораблями?

Судьба черноморского флота известна всем – его сожгли. Причиной таких событий был 1711 год и события в русско-турецких отношениях. Об этом Вы можете прочитать в соответствующей статье данного раздела.  Пока констатируем, что целый флот Петра первого был уничтожен, не просуществовав и 10 лет. Но это трудно поставить в вину русскому царю, в конце концов это был политический фактор, который мы сейчас не рассматриваем.

Мы можем проследить судьбу Балтийского флота! Его никто не уничтожал. Он просуществовал до конца жизни императора. Итак, давайте смотреть на события той поры. К 1708 году в стране был только гребной флот. Строительство крупных кораблей не велось вовсе! Только в 1714 году в Архангельске было построено 7 крупных кораблей на 52 пушки. Но в результате непомерной работы больше в период царствования Петра флот в Архангельске не строился. Откуда же взялись крупные русские корабли? Их покупали. Например, с 1712 по 1714 гг. было куплено 16 экземпляров. Все они в конечном итоге были уничтожены в сражениях.

Балтийский флот Петра 1 на момент его смерти состоял из:

  • Линейных кораблей – 36
  • Фрегатов – 12
  • Шнявы – 2

Достаточно неплохой арсенал, который был на уровне любой европейской державы. Но давайте смотреть, что было с этими кораблями дальше. К 1731 году только 8 из этих кораблей (новых в тот момент уже не строили) могли осуществлять выход в океан! Более того, в 1742 году ни один из этих кораблей не смог выйти в море, когда возник конфликт со Швецией и малочисленный флот противника пытался блокировать Балтийское море.

Вот и получается, что срок жизни тех знаменитых «чудо-кораблей», которые строил Петр 1, составлял всего 5-10 лет. После этого времени, из-за неправильного технологического процесса в момент строительства, флот просто гнил. Вот и получается, что образ  создателя флота для Петра подходит мало, ведь он принял страну с сильными и действующими кораблями, а оставил после себя не более 10 полноценных кораблей, ни один из которых не сохранился даже до конца 18 века.

Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так. В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.

Кадровая система

Как и в армии, кадровая система флота Российской империи базировалась на двух столпах – обязательной службе дворян (пускай и с правом откупа), и рекрутской повинности. Несмотря на такую солидную общность, отличий между сухопутными и морскими силами хватало. Во-первых, флот для России оказался новинкой, потому туда предпочитали идти очень немногие дворяне, из-за чего недостаток офицерских кадров приходилось компенсировать большими количествами иностранных наемников. Во-вторых, по этой же причине квалификация русских офицеров достаточно долгое время была явно ниже среднего, так как им приходилось быть своего рода первооткрывателями. Наконец, эта же проблема – отсутствие регулярного мореходства в России в былые времена – привела к тому, что даже минимально подготовленных и способных рекрутов, набираемых в матросы, были считанные единицы. Первоначально рекрутеры флота набирали людей в первую очередь в приморских частях государства, или же жителей бассейнов больших рек, но после первых кампаний быстро стало ясно, что они мало чем отличаются от целиком «сухопутных» матросов, которые воду в больших количествах до этого видели только в родной деревенской речушке. И если проблемы с офицерским корпусом еще можно было кое-как решить за счет найма иноземцев, то ситуация с матросами была если не катастрофической, то как минимум плачевной.

С офицерским составом русского происхождения со временем проблема также решилась. Дворяне неохотно шли во флот, предпочитая армию – потому в 1723 году определенные привилегии при вступлении во флот получили представители других сословий. Это, а также меньшая конкуренция со стороны дворян, быстро привлекли большое количество людей незнатного происхождения, в первую очередь – разночинцев. Гораздо больше возможностей стать морским офицером стало и у простых матросов – наиболее способные и умелые из них за государственный счет набирались в военно-морские ВУЗы, после чего получали заветные звания и возможности. Открывались новые возможности для матросов и потому, что в 1732 году при матросских школах было введено обязательное обучение грамоте и простейшему счету – высшие чины посчитали, что раз флот более требователен к качеству кадров, то желательно чтобы те имели хотя бы самое общее начальное образование. Срок службы также постепенно корректировался – сначала пожизненный, он был ограничен одновременно со сроком службы в армии, но не до 25, а до 20 лет. Это косвенным образом повысило популярность службы, так как отслуживший свой срок матрос или офицер получал больше возможностей добиться успеха в гражданской сфере. Стали популярными матросские школы и для гражданского флота – так русские купцы могли по дешевке нанимать людей и готовить из них матросов, а не комплектовать свои экипажи целиком иноземцами.

Вкупе с иными мерами, вроде повышения жалования и призовыми за успешные военные действия на море, это значительно повысило престиж службы на флоте, в результате чего к середине XVIII века большая часть кадровых проблем на флоте была решена как в количественном, так и в качественном планах. Была создана система рекрутирования и первичной подготовки матросов, а среди офицеров воцарилась достаточно либеральная обстановка, когда сословная принадлежность отдельных личностей не имела решающего значения в несении службы. Сами морские кадры становились более образованными, чем сухопутные, и если армия стояла на страже традиций, то флот выступал одним из двигателей прогресса. А вместе с флотскими кадрами менялась и сама Россия – на место чисто сухопутной страны пришла действительно великая держава, способная организовывать и могучие армии, и сильные эскадры с профессиональными командами и адмиралами. На это уйдет около 60 лет, или 3 поколения, но благодаря системному труду и преемственности процесс будет успешно завершен к 1750-м годам, в правление императора Петра II.

Флотилия на Плещеевом озере

Подмосковная река оказалась небольшой для постоянно растущих морских идей юного царя. Пётр Алексеевич приказал переместить ботик и часть судов Прешбургской флотилии на Просяной пруд, недалеко от села Измайлово, а потом на Плещеево озеро, на берегу которого стоял Переславль-Залесский. Там же построили корабельную верфь и полноценную пристань для судов, прикрываемую пушками.

Современный вид на реку Яузу

К концу весны 1692 г. Переславская, или потешная, флотилия была создана. На 5 верфях, по большей части импровизированных (на реках Яуза, Москва-река и Трубеж, а также в селе Преображенском и городе Переславле-Залесском), было возведено или отремонтировано свыше 100 плавсредств: 2 корабля («Марс» и «Анна»), 2 фрегата, 3 яхты, бригантина, галера, ботик («Святой Николай»), бот («Фортуна») и около 90 мелких парусногребных судов и лодок. В июне 1692 г. был устроен смотр кораблей.

От кораблей Переславской флотилии до наших дней дошли лишь якоря и несколько пушек. Исключением стали знаменитый ботик и бот «Фортуна», который построил сам царь Пётр I в 1690 г.

Молодой царь Пётр управляет парусным ботиком. А. Д. Кившенко. 1864. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург