Оглавление
Если сравнить Основные Законы страны
Новая Конституция отличалась от предыдущей тем, что уже не определяла экономическую основу государства как сформированную путем ликвидации капиталистической системы хозяйствования и частной собственности. Принятый документ утверждал социалистическую собственность, а экономика успешно двигалась вперед благодаря успешному применению научно-технического прогресса во всех отраслях производства и технической оснащенности народного хозяйства.
В Конституции 1977 года содержатся 174 статьи. А открывает ее преамбула, чего не было раньше в Основном Законе
Эта вводная часть, которая была впервые введена в документ, имеет важное значение, так как благодаря ей можно узнать из краткого обзора о значимых событиях советского государства и об обществе развитого социализма.
В предыдущем Основном Законе 146 статей, разделенных на 13 глав. А его преемница имеет главы и заголовки, чтобы легче было ориентироваться, а еще 75 статей, которых прежде не было.
И хотя 99 статей уже раньше существовали, но только 17 перешли в новый документ, не претерпев никаких изменений.
Если раньше в конституциях утверждалось, что рабочему населению государства или трудящимся принадлежит власть, то теперь появилась иная формулировка: власть «принадлежит народу».
Советский Союз на мировой арене всегда являлся сильной державой
А новая Конституция могла лишний раз продемонстрировать мощь страны, укрепить ее позиции, но и доказать, что существует социалистическое содружество.
Этапы застоя
Во время застоя советская власть предпринимала попытки устранить его. Это разделило период на несколько этапов
Этап I
Этап длился с 1965 года по 1970 год. Государственный деятель Косыгин в 1965 году сделал попытку провести экономическую реформу. Какие проводились преобразования:
- самостоятельность предприятий повышалась;
- продукты закупались ровно на 5 лет;
- колхозникам гарантировалась оплата труда;
- с подсобных хозяйств все ограничения снимались;
- закупочные цены повышались;
- на сверхплановую продукцию налагались надбавки;
- на сельское хозяйство в целом был выделен большой капитал;
- в сфере управления система министерств была восстановлена.
Предпринятые меры сказались положительно на экономике. Но партийное руководство не поддержало реформу. Поэтому положительные результаты были временны. Еще одной причиной провала реформы являлось то, что идеология была в приоритете в отличие экономики.
Еще одной отличительной чертой экономической реформы стало совмещение двух путей, опасных для экономики – был поставлен курс на максимальную прибыль и использован принцип затратного хозяйства.
Со временем постепенно стала набирать обороты инфляция. Росло число неотоваренных денег. Советские деньги уже не имели реальную стоимость.
Этап II
В 1979 году руководство решило усилить контроль над экономикой и хозяйственными механизмами. Усиление контроля вводилось, чтобы улучшить экономическую ситуацию. Но результата достигнуто не было из-за принятия «Продовольственной программы» в 1982 году
Основное внимание при действии программы уделялось созданию агропромышленных комплексов (АПК). Предполагалось использование новых технологий, производство продукции должно было увеличиться в 2,5 раза
В итоге наблюдались лишь небольшие изменения. Серьезных результатов программа не дала.
Этап III
В 1980-х годах в партийном руководстве наконец появилось осознание того, что советское общество находится в кризисном состоянии. С 1982 года по 1984 год государственный деятель Андропов провел ряд изменений. К ним относилось укрепление государственной дисциплины, перестановка кадров и борьба с коррупцией. Эти меры применялись для улучшения общественной сферы.
В 1983 году советская власть предприняла эксперимент. Этот эксперимент был направлен на улучшение экономики. Проводился он в широких масштабах. Это была последняя попытка советской власти преодолеть кризис. Эксперимент представлял собой введение жесткой трудовой дисциплины при помощи силовых ведомств.
В 1985 году наблюдался возврат к брежневским традициям, в результате чего снизились экономические показатели.
Современная Конституция и ее трансформации
Новому государству требовались новые законы, и 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, где была прописана необходимость создания первой российской Конституции. Для этого была создана Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которую возглавил Борис Ельцин (на тот момент – Председатель Верховного Совета РСФСР).
Однако из-за сложной политической ситуации в стране и постоянного противоборства различных сил процесс работы над новым сводом законов затягивался. Изначально за основу была взята действующая на тот момент Конституция РСФСР, но из-за внесения многочисленных поправок в ней образовалось множество противоречий. Эта несогласованность привела к ожесточенному противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти.
Пиком этого конфликта стали осенние события 1993 года, которые вылились в вооруженные столкновения на улицах Москвы и роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В условиях политического и конституционного кризиса принятие новой Конституции было особенно важным: этот документ должен был обеспечить базу для установления стабильности в обществе. Всенародное голосование по проекту Конституции состоялось 12 декабря 1993 года, а 25 декабря закон вступил в силу.
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле говорится о том, что российский народ принимает данную Конституцию, закрепляются демократические и гуманистические ценности, определяется место российского государства в современном мире. Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей, в которых закреплены основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.
Еще одним важным изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий президента страны с 4 до 6 лет, а депутатов Государственной думы – с 4 до 5 лет. Данные поправки были приняты 30 декабря 2008 года. В том же году были приняты поправки, обязывающие правительство ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой.
Кроме того, 5 февраля 2014 года в Конституцию была внесена поправка, упразднившая Высший Арбитражный суд и передавшая его полномочия Верховному суду РФ. Также были расширены полномочия главы государства по кадровым решениям в прокуратуре: президент получил возможность назначать заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов Федерации и др. А 21 июля 2014 года глава страны получил право своим указом напрямую назначать до 10% членов Совета Федерации РФ.
Государственная символика
Столицей СССР утверждался город Москва. Флаг: на красном знамени серп, молот и красная звезда из 5-ти лучей, располагающиеся в углу у флагштока.
Герб СССР установилась: изображается Земля с нанесенными на ней серпом и молотом. Земля оформляется пшеничными колосьями в лучах солнца. Над ними располагается красная звезда. Надпись «Пролетарии всех стран объединяйтесь» наносилась на всех «союзных» языках.
Источники и дополнительный материалпо теме:
- «Сталин. Как заставить людей работать» — Сироткин В.Г. Москва, 2004
- «1937-й: Сталин, НКВД и советское общество» — Хлевнюк О.В. Москва, 1992
- «Сталин. Жизнь одного вождя» — Хлевнюк О.В. Москва, 2015
Конституция СССР 1936 г.
Известна также как «сталинская» и «Конституция развитого социализма». Была принята 8-м чрезвычайным съездом Совета СССР 5 декабря
Ее задачей было выражение важного этапа в истории государства — построение социализма
Историк О.В. Хлевнюк высказался о том, что эта Конституция по сравнению с Конституцией СССР 1924 г. носит более демократический характер, так как хочет добиться симпатии к Советскому Союзу со стороны международного общества для совместной борьбы с усиливающимся фашизмом.
Активное участие в создании текста Конституции принимали Сталин и Бухарин. Официально ее опубликовали 6 декабря.
Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Общественное устройство СССР было утверждено в 12 статьях 1-й главы. Рассмотрим содержание Конституции:
- основа экономики — плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и производственные средства;
- у всех граждан советского государства впервые появились равные права:
- всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
- право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и при болезни, право на бесплатное образование;
- была объявлена свобода слова, совести, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности и тайна переписки;
- средства связи, транспорт, земля, вода и многое другое было объявлено всенародным достоянием; занимаемая колхозами земля была отдана им в вечное пользование;
- партия большевиков была объявлена главным представителем всех общественных и государственных организаций;
- Верховный Совет СССР был провозглашен высшим законодательным органом власти, в перерывах между сессиями эти функции выполнял его Президиум;
- Совет народных комиссаров СССР (позднее Совет министров) считался высшим исполнительным органом.
27 февраля 1947 г. была утверждена новая версия Конституции с внесенными изменениями. В 1962 г., согласно решению Верховного Совета СССР, была основана комиссия во главе с Н.С. Хрущевым, занимавшаяся созданием проекта новой Конституции СССР. В конце 1964 г. эту комиссию возглавил Л.И. Брежнев.
7 октября 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР. 5 декабря был объявлен Днем Конституции — официальный государственный праздник.
Схемы
Третья конституция Союза СССР
Как и предыдущие Конституции, Конституция 1977 года распределяла полномочия между союзными и республиканскими органами власти. В Основном законе также были гарантированы важнейшие права человека и гражданина и регламентированы основы правосудия.
Третья и последняя Конституция СССР была принята в 1977 году на внеочередной сессии Верховного Совета. Она состояла из преамбулы и восьми глав.
Осуществление государственной власти СССР
Формально высшим органом власти в СССР был Верховный Совет. Однако фактически и Верховный Совет, и Совет министров выполняли решения Политбюро и Центрального комитета партии. Во всех эшелонах власти дублировались функции парткомов и исполкомов.
Конституция СССР 1977 г. закрепляла руководящее положение Коммунистической партии и обеспечивала слияние государственных и партийных структур.
Органы государственной власти и управления СССР по конституции 1977 г.
Высшим органом каждой республики и автономной республики был Верховный Совет. Ему соответствовал исполнительный орган – Совет министров. При областных, краевых, окружных, районных, городских и сельских советах депутатов действовали исполкомы.
Руководящую роль в государстве выполнял Верховный Совет СССР, который состоял из Совета Союза, Президиума Верховного Совета и Совета национальностей. Исполнительную функцию власти по Конституции 1977 года выполнял Совет Министров СССР.
Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Союзные республики
Четырнадцать советских республик были унитарными, хотя некоторые из них и включали автономные территориальные образования (АО и АССР). Единственной федерацией в составе СССР была Россия. Число республик оставалось неизменным до 1991 года.
Советский Союз по Конституции 1977 года состоял из пятнадцати республик, единственной федеративной из которых была РСФСР. Крупнейшими национально-государственными образованиями оставались Российская СФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР.
Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе РСФСР
АССР обладали признаками государственности. Автономные области и округа входили в состав областей и краёв и не имели признаков государственности, хотя были образованы по национальному признаку. Все они были представлены в Совете Национальностей.
По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в себя другие автономные области и республики. Так, РСФСР состояла из Башкирской, Бурятской, Дагестанской, Калмыцкой, Карельской, Мордовской, Марийской и других автономных республик.
Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе других союзных республик
В составе Грузии существовали две АССР и одна автономная область, в составе Азербайджана – одна АССР и одна автономная область. В составе Таджикской СССР существовала Горно-Бадахшанская АО, а в составе Узбекистана – Каракалпакская АССР.
По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в свой состав другие автономные республики и области. Так, Нагорно-Карабахская автономная республика входила в состав Азербайджанской ССР, а Аджарская – в состав Грузинской ССР.
Судебная система СССР по конституции 1977 г.
Основными кассационными инстанциями были верховные суды союзных республик. Наивысшей кассационной инстанцией был Верховный Суд СССР, которому в обход системы республиканских, областных, краевых и окружных судов подчинялись военные трибуналы.
Верховный Суд СССР по Конституции 1977 года возглавлял всю судебную систему государства, ему подчинялись суды всех национально-государственных образований. Верховный Суд также имел прямую власть над Военными трибуналами в Вооружённых Силах.
«Это была золотая эпоха»
— Брежневская конституция потом подвергалась коррективам?
— Конечно. Не менее шести раз. В основном уже при Михаиле Горбачёве.
— И напоследок: Павел Юрьевич, что думаете лично вы о том периоде, когда была принята и действовала Конституция 1977 года?
— Собственно, я тогда родился, как и многие мои друзья. Мне думается, что эпоха Леонида Брежнева была золотым временем советского проекта и по темпам промышленного и сельскохозяйственного развития, и по сравнительному росту благосостояния советских граждан, и по размаху советской культуры. Это именно тот период, по которому многие ностальгируют. На фоне современных споров о месте Сталина в нашей истории мы как‑то упускаем из виду, что самые тёплые воспоминания у большинства из нас о Советском Союзе связаны всё‑таки со временем Леонида Ильича.
Записал Олег Гончаренко
Не все так идеально в Конституции 1977 года
В Конституции, принятой в 1977 году, есть много положительного, но все же некоторое несоответствие между статьями и теми фактами, которые происходили в те времена в Советском Союзе, имеются.
- В первых статьях документа говорится о том, что СССР – это общенародное государство. То есть народу принадлежит власть. Ее он осуществляет через Советы народных депутатов, они в свою очередь являются политической основой страны. Но далее в Законе говорится о том, что основой политической системы является КПСС, а все самые важные вопросы государственного значения – политические, экономические, международные – решаются на высшем партийном уровне. Советы остаются в стороне.
- К отрицательным фактам можно отнести и принудительную службу в армии. Причем призывникам грозила уголовная ответственность за отказ от воинской повинности, не учитывались никакие факторы – ни религиозные, ни идейные.
- Не была четко прописана норма, позволяющая уехать за рубеж, отказавшись от советского гражданства. Значит, советский человек не обладал подлинной свободой и демократическими правами, как утверждалось в Конституции.
- Несмотря на уверения Основного Закона, нельзя было устраивать шествия или демонстрации, митинги или собрания, высказывать убеждения, не соответствующие идеологии Коммунистической партии. А свобода слова контролировалась, пресекаясь партийными цензорами.
- Все так же за рабочим классом сохранились приоритеты как ведущей силы общества.
Что собой представляла новая Конституция
Основной закон состоял из Преамбулы (введения), 9 разделов, состоящих из 21 главы, включающих в себя 174 статьи. Конституция принималась в годовщину Октябрьской революции, поэтому вместо введения был включён обзор всех достижений страны за 60 лет советской власти. Обиходное выражение «развитой социализм» появилось из-за того, что в документе советское общество было названо развитым социалистическим.
После принятия Конституции развитого социализма в СССР были рассмотрены и утверждены Основные законы во всех республиках Союза. По сути дела, они дублировали Конституцию страны Советов. После всенародного обсуждения Конституции Советских республик были приняты.
Противоречия в тексте Конституции
Текст нового Основного Закона СССР в некоторых моментах противоречил сам себе. Многие статьи были выдержаны в духе деклараций, а не несли конкретный правовой характер. Размытость «брежневской» Конституции можно наглядно усмотреть, например, в 5 статье, касающейся референдумов. Решение наиболее важных государственных вопросов должно было ставиться на всенародное обсуждение, однако за 6 предыдущих десятилетий существования советского государства, ни один из них не выносился на подобное рассмотрение. Одобрение народа партия получала, организовывая митинги. В ответ на заранее подготовленные и хорошо отрепетированные речи советского руководства граждане отвечали дружным «Ура!». В частности, ввод военного контингента в Чехословакию не только не решался народным голосованием, советских людей попросту не уведомили о готовящейся акции и нюансах ее проведения.
Расхождения в статьях 1, 2 и 6 «брежневской» Конституции может заметить не только опытный юрист, но и обычный школьник. С одной стороны СССР позиционируется как государство, где государственная власть сосредоточена в руках народа и осуществляется посредством Советов народных депутатов. Однако, все наиболее значимые для страны вопросы решаются не советами, а компартией, точнее высшим ее руководством. То есть по сути государством правит партийная верхушка, и никак иначе. В истории нет ни одного случая, когда решения, принятые на Пленуме ЦК КПСС или на Политбюро, не находили одобрения в Верховном Совете СССР. Монополия коммунистической партии исключает демократию как таковую.
В статье 13 закреплено право советских людей на свободный труд, который выступает источником роста благосостояния народа. Само по себе это правильно, однако данное право должно быть подкреплено запретом на любую форму труда принудительного, а этого в декларации нет.
Статья 16 повествует об участии трудовых коллективов и общественных организаций в процессе управления предприятиями, но ни конкретных способов, ни в какой форме это осуществлять на деле, не указывается. Также не расписано, каким образом следует разрешать возможные конфликты в ходе управления производством и как решать вопросы, касающиеся организации труда.
Подобных недоработок и «размытости», недопустимой в такого рода тексте, можно найти десятки, если не сотни. Декларативность и отсутствие конкретики Конституции 1977 года позволяли трактовать ее по своему усмотрению и использовать ради собственной выгоды.
Форма государственного устройства
Конституция указывала, что СССР — это страна, состоящая из Союзных республик. Каждая из республик, входивших в состав СССР, сохраняла фактический суверенитет (за исключением назначения и регулировки органов управления). При этом каждая республика в любой момент имела право выйти из состава Советского союза, переработать ряд конституционных положений с учетом местных особенностей, иметь собственную армию, вести переговоры с другими странами, не сообщая об этом Москве и так далее.
В конституции были четко зафиксированы границы союзных республик: никто извне не был вправе их менять, это право оставалось только за республикой. На момент составления Сталинской конституции в состав Советского Союза входили следующие страны:
- Россия;
- Украина;
- Беларусь;
- Казахстан;
- Грузия;
- Азербайджан;
- Латвия;
- Литва;
- Эстония;
- Молдавия;
- Киргизия;
- Таджикистан;
- Туркменистан;
- Армения;
- Узбекистан.
Каждое из пятнадцати республиканских государств обладало исключительными правами, зафиксированными в советской конституции.
Возвращение к жесткой административно-командной системе
к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 — 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения — улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:
- административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;
- дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.
Данная политика первоначально приносила успех — «нефтедоллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глубокому кризису:
- в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;
- цены на нефть и газ в мире резко упали;
- Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;
- экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.
Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.
Глава седьмая
О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик
43. В целях утверждения революционной законности на
территории Союза Советских Социалистических Республик при
Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских
Социалистических Республик учреждается Верховный Суд, к
компетенции которого относятся:
а) дача верховным судам союзных республик руководящих
разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
б) рассмотрение и опротестование перед Центральным
Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических
Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза
Советских Социалистических Республик постановлений, решений и
приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям
противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку
ими затрагиваются интересы других республик;
в) дача заключений по требованию Центрального
Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических
Республик о законности тех или иных постановлений союзных
республик с точки зрения Конституции;
г) разрешение судебных споров между союзными республиками;
д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц
Союза в преступлениях по должности.
44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик
действует в составе:
а) пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик;
б) гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий
Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;
в) военной и военно-транспортной коллегий.
45. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик
в составе его пленарного заседания образуется из 11-ти членов, в
том числе председателя и его заместителя, 4-х председателей
пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного
представителя Объединенного Государственного Политического
Управления Союза Советских Социалистических Республик, причем
председатель и его заместитель и остальные пять членов
назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета
Союза Советских Социалистических Республик.
46. Прокурор Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик и его заместитель назначаются
Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик. На обязанности прокурора Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик лежит дача
заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик, поддержание
обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями
пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик, опротестование их в Президиум
Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик.
47. Право направления указанных в ст. 43 вопросов на
рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик может иметь место исключительно по
инициативе Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик, его Президиума, прокурора Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик, прокуроров
союзных республик и Объединенного Государственного Политического
Управления Союза Советских Социалистических Республик.
48. Пленарные заседания Верховного Суда Союза образуют
специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:
а) уголовных и гражданских дел исключительной важности,
затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных
республик, и
б) дел персональной подсудности членов Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза
Советских Социалистических Республик.
Принятие Верховным Судом Союза Советских Социалистических
Республик к своему производству этих дел может иметь место
исключительно по особым на каждый раз постановлениям Центрального
Исполнительного Комитета Союза или его Президиума.
Система государственных органов по Конституции 1977 г.
-
Народ являлся единственным источником власти в государстве;
-
Советы народных депутатов — единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный Совет, Совет автономных республик — высшие органы власти (срок их полномочий — пять лет; в составе Верховного Совета формировался также Президиум); местные Советы народных депутатов (срок их полномочий — 2,5 года);
-
Высший исполнительно-распорядительный орган — Совет министров СССР. Компетенция Верховного Совета СССР — это все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.
Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик — право законодательной инициативы в Верховном Совете.