1148,налоговая реформа петра i: распишем во всех подробностях

Оглавление

Содержание и ход реформ налоговой системы

Следует отметить, что первые 20-ть лет правления Петра I, который взошёл на престол вместе с братом в возрасте 10 лет, не сопровождались какими-либо существенными реформами, ни в налоговой, ни в каких-либо других сферах.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

Введение новых косвенных налогов и сборов

Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги:  посаженный,  поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.

Налог на бороду

Одним из средств Петра I по борьбе с культурой сложившейскя в русском обществе был налог на бороды (для всех кроме духовенства). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков».

Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 коп.с бороды.

Знак выдаваемый заплатившему налог на бороду

Внутри страны организовывались частные и государственные монополии — аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные — для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Важным налогом Петра I был введённый указом 23 января 1699 г. гербовый сбор (пошлин). Т.е. все официальные документы (купля-продажа, займы и т.д.) необходимо было оформлять на гербовой бумаге, монополистом по выпуску которой было государство.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.

Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.

Введение нового основного прямого налога — подушной подати

Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Но Петру I нужна была промышленность, нужна была победа в Северной войне со Швецией — а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение повторной переписи населения — теперь приказано было записывать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям.

Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп.с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.

Обязанность по сбору налогов

Полномочия по сбору налогов и обязанности в этой сфере возлагались на земских старост и выборных лучших людей. После этого все налоговые платежи шли в Стрелецкий приказ с целью последующей оплаты из этих сумм жалованья, которое причиталось московским стрельцам.

Для Новгородского, Псковского, Старорусского и ряда других уездов была характерна практика, когда налог подлежал распределению на местах между подчиненными воеводам стрельцам. Несмотря на все преимущества и недостатки данной системы подворного обложения, она просуществовала на территории Европейской России и Сибири до 1724 г. Затем на ее смену пришел новый механизм обложения, предполагающий взимание подушной подати.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Особенности изменений в налогообложении

После того как подворное обложение стало менять систему сошного письма, в практику вводится новая окладная единица – двор. Налоговый платеж в рамках такой системы подворного обложения приходилось платить каждый год. Делали это одной суммой полностью за год или в течение года несколькими частями. Этот налог предполагал использование двух форм платежа:

  • Натуральной. Выплата производилась стрелецким хлебом – рожью и овсом.
  • Денежной, т.е. в виде стрелецких денег. Такой платеж, устанавливаемый большинству налогоплательщиков, был представлен стрелецкими, данными, полоняничными, ямскими, пищальными и некоторыми иными налоги. А вот оборочные статьи сюда не включались.

Для определения налогоплательщиков использовали данные переписных книг. По ним к плательщикам относили «уездных» людей (крестьян, бобылей, задворных, деловых) и посадских людей. Сбор «стрелецкого хлеба» производился фактически с 94 уездов. В документах их именовали городами, сгруппированных по нескольким разрядам:

  • 49 заоцких уездов;
  • 36 замосковных и казанских;
  • не меньше 9 заволжских;

Оплата стрелецкими деньгами производилась в 127 городах и уездах, а также в дворцовых слободах.

Если величина стрелецкого хлеба определялась принадлежностью населения к собственнику – царю, феодалу, церкви, а также регионом проживания, то платеж стрелецкими деньгами фиксировался только с учетом региона. В последнем случае общую сумму стрелецких денег в 1681 г. снизили на 1/3 — с 2руб. до 80 коп. в расчете на 1 двор. Для населения, которое проживало в вотчинах Московского патриарха, архиерейских кафедр, монастырей, платеж установили в 2,5-5 раз выше в сравнении с жителями, населяющими земли светских феодалов. А вот в сравнении с населением дворцовых вотчин их платеж был в 1,5 раза выше.

Регулирование двойного налогообложения

Актуальность проблемы упорядочивания двойного налогообложения весьма велика. Вообще сам факт существования ситуаций, допускающих оплату налога дважды, связан с тем, что в разных странах действует своя система сборов. Где-то налог взимается с любой прибыли, полученной резидентом государства, включая доход, приобретенный вне его границ (принцип резидентности). А где-то взыскание сбора распространяется лишь на операции, проведенные в пределах конкретной страны (принцип территориальности). В России применяется именно первый вариант.

Формирование схемы налогообложения зависит от уровня развития государства, от параметров, по которым определяется источник поступающей прибыли и от других моментов. Поэтому прийти к единой системе взыскания сборов крайне затруднительно. И вот этот момент значительно усложняет жизнь как самим налоговым службам, так и налогоплательщикам.

Однако механизм по ликвидации подобной проблемы все-таки существует. В Российской Федерации устранение двойного налогообложения предусмотрено на законодательном уровне. Налоговый Кодекс в статье 232 подробно описывает, в каких именно случаях взыскание сбора с резидентов РФ допускается дважды, а в каких — сумма, внесенная за рубежом, засчитывается ФНС России.

Согласно 1 пункту указанного параграфа, оплата подданным РФ налога на прибыль, полученную вне границ родной страны, не влечет за собой перерасчет сбора, требуемого к погашению в России. Фактически сумма вносится дважды. Причем налог в иностранном государстве оплачивается в соответствии с теми нормами и законами, что действуют на его территории.

Подобное положение вещей может изменить только лишь наличие деловой связи между страной, в которой плательщик получает доход, и государством, подданным которого он выступает. В этом случае происходит формирование особого свода правил в отношении осуществляемых денежных операций. Причем итоговая договоренность закрепляется документально, посредством внесения установленного регламента в соглашение об избежании двойного налогообложения (ИДН), которое подписывается главами конкретных государств.

Такие договоры призваны регулировать вопросы налогообложения, не допуская неограниченного взимания сборов с одного и того же дохода. Вдобавок подобные письменные договоренности весьма поощряют экономическое сотрудничество между разными странами.

Обычно в договоре об ИДН прописываются условия по следующим позициям:

  1. правила работы налоговых служб обеих стран, включая нормы сбора налогов;
  2. субъекты, которые обязаны платить взносы – физлица и организации;
  3. пояснения относительно активов, расположенных вне пределов родного государства резидента;
  4. разновидности налогов.

В соглашении обязательно проставляется период его действия, а также регламент его прекращения.

Причем согласно статье 15 Конституции РФ, соглашения, заключаемые между странами, обладают однозначным приоритетом над законами и нормами государства. Поэтому если действия налоговой службы противоречат положениям такого документа, то несогласный налогоплательщик вправе подать жалобу в Министерство Финансов в течение 3 лет после случившегося.

Перепись будущих налогоплательщиков

На деле выяснилось, что без труда подобные операции производятся где угодно, но только не в России с её бескрайними просторами и затерянными среди непроходимых лесов и болот деревнями. Справиться с подобной задачей мог лишь человек железной воли, каким был государь Пётр Великий. Для учёта всего тяглового (обязанного выплачивать налог) населения в 1718 году по его указу в России была произведена всеобщая подушная перепись.

Царские ревизоры, направленные во все концы страны, были вынуждены преодолевать немалые трудности, связанные не только с удалённостью мест и природными условиями, но и с нередкими случаями неповиновения и прямых мятежей. Особенную сложность представляла перепись в районах, где было сильно влияние раскольников, объявивших царя Петра антихристом, а все его деяния (а налоги тем более) — дьявольскими кознями.

Финансовое ведомство

Со времени учреждения коллегий во главе финансового ведомства должны были стать Камер-коллегия и Штатс-контор-коллегия. По регламенту Штатс-конторы на неё возлагался надзор за всеми государственными расходами. В этой коллегии должны были составляться штаты государственных расходов по:

  1. по дворам;
  2. по кабинетной сумме (по государевым нуждам);
  3. по штатам коллегий;
  4. по штатам всех высших и низших судов;
  5. по гвардии и пехоте;
  6. по кавалерии;
  7. по артиллерии;
  8. по фортификации;
  9. по генералитету;
  10. по адмиралтейству;
  11. по губернскому и провинциальному управлению;
  12. по церквям, просвещению, благотворительности;
  13. по общественным постройкам;
  14. по медицине;
  15. по дипломатии.

Составив по этим пунктам смету, Штатс-контора вычисляла, сколько придётся расхода по всем отделам на каждую провинцию, и сравнивала эти расходы с доходами провинции. Недостаток сбора в одной провинции Штатс-контора покрывала излишком в другой. Все излишки против сметы из провинций должны были присылаться в Санкт-Петербург, в главную Казённую палату. Сам доход собирался особыми чиновниками — камерирами, находившиеся в ведении Камер-коллегии так же, как и казначеи — рентмейстеры, которым камериры сдавали на хранение собранные деньги в подведомственные им рентереи — казначейства.

Обязанность Камер-коллегии состояла в том, чтобы надзирать и управлять окладными и неокладными деньгами. Камер-коллегия собирала сведения относительно общего состояния государственного хозяйства, пересматривала оклады податей. Камер-коллегия делилась на три конторы. Затем в ведении Камер-коллегии состояла гражданская счётная контора, занимавшаяся всеми делами относительно гражданских штатов. Пошлинная и акцизная конторы также подчинялись Камер-коллегии. Ей были также подведомственны инспектор камер-архива, директор и инспектор над межевщиками, комиссар подрядных дел и провиантмейстер. Камер-коллегия находилась в постоянном и тесном контакте со Штатс-контор-коллегией, откуда она получала штаты расходов, извещения о промедлении в поступлении сборов, о затруднениях в покрытии тех или иных расходов.

К числу финансовых коллегий принадлежала вскоре упразднённая Ревизион-коллегия и часть Мануфактур- и Коммерц-коллегии, которые сносились с Камер-коллегией относительно обложения пошлиной товаров, устройства таможни и т. п.

Во главе низшего финансового управления находился земский комиссар, обязанный взыскивать все подати.

Литература

  • Князьков С. «Очерки из истории Петра Великого и его времени». — Пушкино: «Культура», 1990 (репринтное воспроизведение издания 1914 г.).
  • Милюков П. Н. «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII в. и реформа Петра Великого»
  • Милюков П. Н. «Очерки из истории русской культуры», выпуск 1
  • Ключевский В. О. «Подушная подать и отмена холопства в России»
  • Богословский М. М. «Областная реформа Петра Великого»
  • Кранихфельд А. «Взгляд на финансовую систему и финансовые учреждения Петра Великого»
  • Павлов-Сильванский Н. П. «Проекты реформ в записках современников Петра Великого»
  • Посошков И. Т. «Книга о скудности и о богатстве»

Оценка налоговой реформы

Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.

Что касается соотношения разных частей государственного дохода, — главный тон переменам в их процентных отношениях давало в 1701 г. чрезвычайное увеличение реального дохода, а именно, прибыли от монетной операции. В 1724 г. абсолютная цифра этого дохода увеличивается благодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает; и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только что введенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений, тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы не составляли и трети (31%) их.

Это интересно: 1150,Нальчик: краткая история города

Замена серебра медью

Так как денег в казне и при новом устройстве хозяйства не хватало, то нехватку старались покрыть старыми средствами — перечеканкой монеты. С 1711 года была прекращена чеканка мелкой серебряной монеты, её заменили медью. Казённые же платежи взимались серебром. В результате к последним годам жизни Петра I медные монеты полностью вытеснили из обращения мелкое серебро, из-за чего создавались большие неудобства при расчётах. За полвека до этого попытка введения медной монеты привела к Медным бунтам, в результате которых от идеи замены серебра медью правительство вынуждено было отказаться. Теперь же, в условиях более сильной государственной власти, эта мера не вызвала противодействия со стороны населения.

Формы подворного обложения

Подворным обложением была заменена ранее действовавшая система сошного письма. При этом в обиход вводилась новая окладная единица, являющаяся объектом налогообложения — двор. В ходе применения системы подворного обложения налоги необходимо было платить каждый год. Допускалось применение одной из двух схем взимания — 1 раз ежегодно одной суммой или по частям 2-3 раза в течение года.

Взимали налог в двух формах:

  1. При натуральном взимании использовался стрелецкий хлеб, представленный овсом и рожью.
  2. В случае денежной оплаты происходила оплата стрелецкими деньгами. Это была сборная величина, распространявшаяся для большей части плательщиков на оплату стрелецких, данных, полоняничных, ямских, пищальных и прочих налогов. Исключение составляли только оброчные статьи.

Внутренняя деятельность Петра с 1700 года

Теперь подать бралась не со двора как раньше, а с каждой «души» (с человека). Ответственным за платежеспособностью оставались все те же владельцы земель на которых находились налогоплательщики.Петр 1 пошел дальше.

Указом от 5 февраля 1722 он обязал подушную подать платить самим помещикам, тем самым усилив власть над крестьянами. Теперь помещик полностью мог забирать имущество и саму личность крепостного крестьянина без какого-либо отчета, потому что платил подать он за крестьянина.

Крестьяне с тех времен стали делиться на: крепостных крестьян, монастырских крестьян и государственных крестьян.

Положение крепостных крестьян

Петр 1 старался как-то облегчить сложную жизнь крепостных крестьян, даже позволяя выйти из крестьянства при определенных условиях.

Если крестьянин надумал идти на военную службу, то он мог сделать это без разрешения своего господина. Некоторые крестьяне довольно неплохо вели торговлю, и при крупных оборотах товара они могли приписаться к любому городу без разрешения помещика. Оброк он платил как и раньше и помещик не мог увеличить оброк из-за переезда его крестьянина.

Чтобы развивать строительство флота в Петербурге Петр 1 разрешил всем людям, которые работали над строительством судов, записаться в вольные плотники. Тем самым крестьянин и его семья автоматически освобождались от крепостного состояния. Жить они были обязаны в специально построенных для них избах в Петербурге. Также Петр 1 приказал подготовить новое Уложение взамен «Соборного Уложения», чтобы крестьян не продавали в больших количествах как скот , но если и продавали, то семьями, а не в разнобой.

Но этого не произошло, так как новое Уложение в свет не вышло.

Положение государственных крестьян

Государственные или казенные крестьяне – группа свободных крестьян, появившихся в результате податной реформы 1723 года.

По данным переписи 1724 года казенные крестьяне составляли около 19 процентов от населения страны. Кроме подушной подати, государственные крестьяне обязаны были выплачивать оброк стране. Государственные крестьяне могли выступить в суде, владеть собственностью, заключать сделки, крепостные крестьяне этого права не имели. Земля, на которой трудился казенный крестьянин, принадлежала государству, но крестьянин мог ей пользоваться и совершать сделки как владелец земли.

Но имея все эти привилегии государственный крестьянин принадлежал общине и мог быть отдан помещику в качестве крепостного, но это случалось крайне редко.

Налоговая реформа

Развитие промышленности, открытие новых мануфактур, перевооружение армии и флота, многочисленные преобразования в системе государственного устройства требовали значительных расходов. Проведенная в России денежная реформа лишь на время облегчила ситуацию, но не решила проблему опустения государственной казны.

Чтобы значительно увеличить доходы государства Петр I разработал новую систему налогообложения:

  1. 1718-1722 гг. – провел перепись населения, чтобы подсчитать точное количество всех потенциальных налогоплательщиков.
  2. 1724 год — ввел подушную подать – единый налог, взимаемый индивидуально с каждого лица мужского пола (с души). Выплачивать его были обязаны все категории населения, кроме дворян и духовенства. До этого, со времен Ивана Грозного в России действовал подворный налог, он взимался с каждого крестьянского двора – обнесенных забором домов, стоявших на одной улице. За счет введения подушной подати значительно увеличилось количество податных лиц, выплаты которых пополняли государственную казну.
  3. Учредил множество новых дополнительных видов налогов, так например, налог на бороду, питейный налог.
  4. Ввел государственную монополию на соль и табак.

Запоминаем новые слова!

Монополия – исключительное право на продажу чего-либо.

С введением подушной подати и других налоговых реформ государственная казна существенно пополнилась. Но и этих средств едва хватало на обеспечение финансовых потребностей государства. Непосильное бремя налогов легко на плечи крестьян и горожан, из-за чего в народе росли возмущения.

Виды разрядов

Налогоплательщиками по данным, содержащимся в переписных книгах, считались уездные и посадские люди. К числу первых относили крестьян, бобылей, задворных, деловых людей. Сбором «стрелецкого хлеба» было охвачено около 94 уездов. В рамках оформляемых документов их именовали «городами». Уезды делились в интересах налогообложения по решению правительства на 3 разряда, к числу которых были отнесены:

  • «заоцкие» — 49 ед;
  • «замосковные и казанского разряда» численность «замосковных и низовых» уездов достигала 36;
  • «заволжские», представленные не меньше, чем 9 уездами.

Взиманием «стрелецких денег» были охвачены 127 «городов с уездами», а также дворцовых слобод.

Преобразование в культурной сфере

На протяжении всего своего правления Петр I стремился перестроить российское общество на западный манер

Поэтому большое внимание царь уделял культурным реформам. Среди них стоит выделить самые важные:

  • 1698 год – указ об обязательном бритье бород. Вернувшись из-за границы Петр I решил прекратить русскую традицию отращивания бороды, так как в западноевропейском обществе мужчины ходили безбородыми.
  • 1700 год –введение в России европейского календаря. До тех пор летоисчисление велось с момента сотворения мира, по церковному календарю наступал 7208 год, но петровским указом его изменили на 1700 год – новое летоисчисление от Рождества Христова.
  • Учреждение праздника Нового года. По приказу Петра ежегодно 1 января люди обязаны были украшать свои дома, устраивать различные забавы.
  • 1700 год – указ «О ношении платья на манер венгерского». Представители всех сословий общества кроме духовенства вынуждены были заменить традиционные русские кафтаны одеждой сшитой по европейской моде. Нарушившие приказ обязаны были выплатить штраф.
  • 1708 год – введение новой азбуки и шрифтов. Ранее в России использовалась азбука созданная Кириллом и Мефодием, в ней начертание букв велось на греческий манер. Царь ввел новую гражданскую азбуку с другим более простым шрифтом, исключил все дублетные буквы (2 буквы для обозначения 1 звука – ЕЯ, ШТ, ДЗ) из алфавита.
  • 1718 год –учреждение Ассамблеи – общественных развлечений на открытом воздухе в европейской манере.

 

Особое внимание Петр I уделял развитию архитектуры. Масштабные постройки велись в любимом городе царя, куда он перенес столицу России – в Санкт-Петербурге

Для возведения дворцов в страну приезжали иностранные архитекторы, которые создавали различные архитектурные конструкции на европейский манер.

Подсчёт размера планируемой подати

Так или иначе, но православные души были пересчитаны, и в итоге оказалось, что на каждую из них приходилось по восемьдесят копеек годового сбора. Это касалось только мужчин, женщины по законам того времени налогом не облагались, да и само наличие у них души часто ставилось под сомнение.

Вскоре, однако, возникли обстоятельства, благодаря которым была снижена установленная ранее подушная подать. Это произошло по той причине, что после окончания переписи ещё долго поступали в столицу сведения (и доносы, разумеется) о не вошедших в ревизский отчёт деревнях, жители которых также являлись налогоплательщиками. Был сделан перерасчёт, показавший, что нужную для армии сумму можно собрать, ежегодно взимая с крестьянских душ лишь по семьдесят четыре копейки, а затем эта сумма уменьшилась до семидесяти.

Последствия реформаторской деятельности

Последствия петровских реформ историки оценивают неоднозначно.

С одной стороны, его преобразования укрепили обороноспособность страны, была создана новая армия и флот, повысился авторитет России на международной арене. Из Московского царства страна превратилась в Российскую империю, теперь всех правителей начиная с Петра I, именовали императорами.

 

Но с другой стороны, петровские реформы обходились народу слишком дорогой ценой, налоги выросли более чем в 5,5 раза. Из непосильного налогового бремени, тяжелых работ по строительству Санкт-Петербурга численность российского населения сократилась на 15%. Обнищавшие крестьяне южных окраин спасались от голода бегством на Дон, в Польшу.

Созданная Петром система государственного управления породила коррупцию и воровство, которые приняли невиданные ранее масштабы. Петр I даже хотел издать указ, чтобы любого укравшего денег у государства столько, чтобы хватило купить веревку, вешали на ней. Но его советники отговорили, объяснив, что в таком случае придется перевешать всю Россию.

Словарь

1. Стрелецкое войско – первое постоянное войско в Русском государстве, созданное при Иване Грозном.

2. Мануфактура – предприятие, основанное на ручной работе наемных рабочих, на котором применяется разделение труда.

3. Боярская Дума – высший орган законосовещательной власти при царе, состоявший из родовитых бояр.

4. Земский собор – высшее собрание представителей всех слоев русского населения (за исключением крепостных крестьян), собиравшееся для обсуждения важных для страны вопросов.

5. Приказы – органы центрального управления в Русском государстве, сформированные по времена правления Ивана III.