Датчанина шокировала проплывшая под ним русская подлодка. видео

Оглавление

«У нас кризис»

Тем временем официальный Париж продолжает высказывать своё возмущение решением Канберры. Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что над новой сделкой по субмаринам, судя по всему, работала лишь небольшая группа людей.

«В проект соглашения, инициированного США и Австралией, была посвящена небольшая группа людей. Я даже не уверен, что все члены австралийского и американского правительств знали об этом», — сказал Ле Дриан в интервью телеканалу France 2.

По его мнению, подобные шаги недопустимы в отношении стратегических союзников. «С альянсами так не играют

С такой грубостью и непредсказуемостью не относятся к важному партнёру, каковым является Франция», — подчеркнул Ле Дриан

В связи с этим он допустил, что нынешняя ситуация скажется на обсуждении будущей стратегии НАТО. Тем более что с 1 января 2022 года Франция станет председателем Совета ЕС.

«По просьбе президента республики (Эммануэля Макрона. — RT) НАТО начало обсуждение основ альянса. На предстоящем саммите НАТО в Мадриде будет представлен итог разработки новой стратегической концепции. Очевидно, что произошедшее должно иметь отношение к её определению, — сказал министр. — Но в то же время Европа должна обзавестись собственным стратегическим компасом. Франция возьмёт этот вопрос под свою ответственность в первом полугодии 2022 года».

  • Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан

О том, что детали оборонительного соглашения AUKUS между США, Австралией и Великобританией могли быть согласованы фактически за спиной у Франции, сообщила британская газета Sunday Telegraph. По её данным, помогал заключать сделку Доминик Рааб, занимавший на тот момент пост главы МИД Великобритании. Газета отмечает, что министр тогда не внял предупреждению о возможном негативном влиянии соглашения на отношения с Парижем и Пекином.

«Детали были проработаны на июньском саммите G7 в Карбис-Бэй без ведома президента Франции. Относящиеся к сделке документы получили от правительства Великобритании статус «совершенно секретно», а обсуждения велись в комнатах заседаний кабинета министров», — утверждает издание.

«Почтовый»: первая в мире подлодка с единым двигателем

Среди русских подводных лодок первой четверти ХХ века «Почтовый» выделяется не только своей конструкцией, но и именем. Подавляющее большинство русских субмарин отечественной постройки носили «морские» или «звериные» имена — начиная с «Дельфина», «Миноги» и «Акулы» и заканчивая подлодками типа «Барс». Но субмарина, построенная по проекту талантливого морского инженера Степана Джевецкого, пионера русского серийного подводного судостроения, этому правилу не подчинялась. Дело в том, что лодка, будучи экспериментальной, строилась не на казенные деньги, а на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Большая часть суммы была собрана за счет пожертвований работников почтового ведомства, и потому подлодке, которую исполняющий обязанности руководителя Морского технического комитета, знаменитый судостроитель Алексей Крылов предлагал назвать «Змеей», присвоили имя «Почтовый».

Подводный минный заградитель «Краб» у стенки завода «Наваль» в Николаеве

В отличие от всех других современных ему лодок, «Почтовый» был оснащен только двумя бензиновыми моторами и не имел электромоторов для подводного хода. И над, и под водой лодка двигалась на одних и тех же двигателях, что позволило освободить ее от аккумуляторов, занимавших существенную часть внутреннего пространства. Если в надводном положении бензиновые моторы получали необходимый им воздух просто снаружи и туда же выпускали отработанные газы, то под водой воздух в двигатели поступал под давлением из специального резервуара, а выхлоп осуществлялся под киль лодки через выхлопную трубу с множеством отверстий, чтобы не демаскировать субмарину.

Несмотря на то, что система оказалась вполне работоспособной, «Почтовый» так и остался единственной лодкой с единым двигателем в истории русского флота: слишком много недостатков имела его конструкция, а условия службы на лодке были более чем спартанскими. Поэтому служила субмарина только в учебном отряде подводного плавания и всего пять лет: в 1908 году ее зачислили в списки судов русского императорского флота, а в 1913-м — исключили. Но идея Степана Джевецкого не была совсем забыта: в 1939 году в СССР была разработана подлодка с таким же единым двигателем, которая после Победы строилась крупной серией. Всего флот получил 24 субмарины проекта 615, имевших три дизельных двигателя, которые работали по той же схеме, что и бензиновые моторы «Почтового», и это была первая и единственная в мире серийная подлодка с единым двигателем.

Проверка минных аппаратов перед выходом подводного минного заградителя «Краб» в боевой поход. Севастополь, 1915 год

Быстрее и дальше

Отдельно стоит отметить, что в 2020 году в состав подводного флота особого назначения, способного проводить целый ряд операций на глубине в любой точке Мирового океана, должна войти вторая «разведывательно-диверсионная» АПЛ «Хабаровск», строительство которой ведется с 2014 года по проекту 09851. Отличительной чертой субмарины этого типа станет еще большая автоматизация и насыщение роботизированными аппаратами, предназначенными в том числе для работы подо льдами Арктики.

В создании подлодок специального назначения, а также глубоководных аппаратов преуспели и американцы, хотя на фоне заявленных характеристик «ядерного» беспилотника «Посейдон» достижения Военно-морского института США и агентства по перспективным оборонным проектам DARPA выглядят неоднозначно. Главной «спецлодкой» — носителем подводных аппаратов в составе ВМС США по-прежнему остается USS Jimmy Carter — третья и последняя из электрических АПЛ класса Seawolf. Учитывая особенности конструкции субмарины, Jimmy Carter, скорее всего, используется как подводная лаборатория для отработки применения глубоководных аппаратов, однако данные о постоянных выходах на боевое дежурство этой АПЛ отсутствуют.

Подводная лодка ВМС США USS Jimmy Carter

Единственным направлением развития ВМС США, по которому в открытых источниках нельзя найти достоверной информации, остается создание и использование атомных глубоководных станций, способных погружаться на 1000 м и более. Единственным жизнеспособным и рабочим проектом в этом направлении считается подводный беспилотник Boeing Echo Voyager, опытное применение которого в водах Тихого океана началось в 2017 году. Однако отсутствие миниатюрного атомного реактора и ограниченный запас топлива на борту сильно ограничивают функционал такого устройства.

Учитывая количество и характеристики специализированных подводных кораблей в составе ВМС США, можно сделать осторожный вывод о том, что в развитии средств для наступательной подводной войны, которые считают магистральным направлением в войнах будущего, Россия достигла гораздо более серьезных успехов.

Подводные наблюдатели

Подготовке подразделений для задач особой важности командование ВМФ России всегда уделяло особое внимание. Кроме боевых пловцов и особого отряда подводных лодок в составе Северного флота действует подразделение, точная численность и структура которого засекречены до сих пор. На протяжении нескольких десятков лет задачи и география деятельности кораблей ГУГИ (Главного управления глубоководных исследований) беспокоят военно-морские силы США и страны НАТО

Корабли, которые с завидным постоянством западные СМИ официально связывают с ГУГИ, действительно обладают большим потенциалом. Например, головной корабль проекта 22010 «Крюйс» до сих пор на Западе называется не иначе, как «охотник за секретными данными» и «убийца интернета»

На протяжении нескольких десятков лет задачи и география деятельности кораблей ГУГИ (Главного управления глубоководных исследований) беспокоят военно-морские силы США и страны НАТО. Корабли, которые с завидным постоянством западные СМИ официально связывают с ГУГИ, действительно обладают большим потенциалом. Например, головной корабль проекта 22010 «Крюйс» до сих пор на Западе называется не иначе, как «охотник за секретными данными» и «убийца интернета».

Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» в порту Калининграда

«Страшное» прозвище справедливо лишь отчасти — океанографическое исследовательское судно «Янтарь», построенное для выполнения сложнейших задач в водах Мирового океана, действительно обладает внушительными возможностями — на борту корабля находятся глубоководные аппараты «Русь» и «Консул», с помощью которых операторы могут осуществлять удаленный доступ к объектам на глубине. С их помощью экипаж корабля может проводить практически не только любые работы по исследованию морского дна, будь то оценка геологических особенностей или изучение сейсмической активности на определенных участках, но и проверку целостности кабелей связи военного назначения.

В 2019 году в состав флота специального назначения ГУГИ должен быть принят модернизированный корабль такого типа. И хотя формально океанографические исследовательские суда строятся по одному проекту, второй корабль серии «Алмаз» будет иметь серьезные отличия от предшественника. Кроме футуристического облика головным разработчиком кораблей этого проекта ЦМКБ «Алмаз» отмечено, что новое ОИС с одноименным названием будет длиннее на 10 м, получит новое радиоэлектронное и исследовательское оборудование и сможет выполнять более широкий круг задач.

Проектное изображение океанографического исследовательского судна «Алмаз»

Главная особенность кораблей этого типа состоит в практически неограниченной дальности хода — для продолжения непрерывной работы и выполнения поставленных задач требуется лишь заходить в порты для дозаправки и пополнения других запасов. Автономность плавания при этом составляет 60 суток, а практическая дальность хода — до 8 тыс. морских миль.

Кроме исследовательских и разведывательных операций корабли проекта 22010 могут выполнять и специальные задачи, включая поиск затонувших на большой глубине объектов. Одну из таких операций экипаж «Янтаря» проводил относительно недавно — в конце 2017 года корабль особого назначения вместе с судами ВМС Аргентины задействовали для поисков подводной лодки «Сан-Хуан», затонувшей в Атлантическом океане.

Подводные лодки

Атомные ПЛ

Атомные ПЛ

С баллистическими ракетами

Проект 667БДР

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 «Петропавловск-Камчатский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 «Зеленоград»

Проект 667БДРМ

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула»

Проект 941

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 «Архангельск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 «Северсталь»

Проект 955

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Александр Невский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах»

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир»

С крылатыми ракетами

Проект 949А

Атомная подводная лодка К-119 «Воронеж»Атомная подводная лодка К-266 «Орел»Атомная подводная лодка К-410 «Смоленск»Атомная подводная лодка К-456 «Тверь»Атомная подводная лодка К-132 «Иркутск»Атомная подводная лодка К-186 «Омск»Атомная подводная лодка К-150 «Томск»Атомная подводная лодка К-442 «Челябинск»

С ракетно-торпедным вооружением

Проект 671РТМК

Атомная подводная лодка «Даниил Московский»Атомная подводная лодка «Тамбов»Атомная подводная лодка Б-138 «Обнинск»Атомная подводная лодка Б-388 «Петрозаводск»

Проект 971

Атомная подводная лодка К-157 «Вепрь»Атомная подводная лодка К-295 «Самара»Атомная подводная лодка К-317 «Пантера»Атомная подводная лодка К-461 «Волк»Атомная подводная лодка К-331 «Магадан»Атомная подводная лодка К-328 «Леопард»Атомная подводная лодка К-154 «Тигр»Атомная подводная лодка К-419 «Кузбасс»Атомная подводная лодка К-263 «Барнаул»Атомная подводная лодка К-391 «Братск»Атомная подводная лодка К-322 «Кашалот»

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард»

АС-31

Атомные подводные лодки специального назначения

КС-129 «Оренбург»

Дизельные ПЛ

Проект 877

Дизельная подводная лодка Б-187 «Комсомольск-на-Амуре»Дизельная подводная лодка Б-394 «Нурлат»Дизельная подводная лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец»Дизельная подводная лодка Б-459 «Владикавказ»Дизельная подводная лодка Б-402 «Вологда»Дизельная подводная лодка Б-190 «Краснокаменск»Дизельная подводная лодка Б-177 «Липецк»Дизельная подводная лодка Б-471 «Магнитогорск»Дизельная подводная лодка Б-345 «Могоча»Дизельная подводная лодка Б-401 «Новосибирск»Дизельная подводная лодка Б-260 «Чита»Дизельная подводная лодка Б-808 «Ярославль»Дизельная подводная лодка Б-806 «Дмитров»Дизельная подводная лодка Б-227 «Выборг»Дизельная подводная лодка Б-494 «Усть-Большерецк»Дизельная подводная лодка Б-464 «Усть-Камчатск»

Проект 677 «Лада»

Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург»Дизель-электрическая подводная лодка «Кронштадт»

Проект 636.3

Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск»Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону»Дизель-электрическая подводная лодка «Старый Оскол»Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар»Дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород»Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино»Дизель-электрическая подводная лодка «Петропавловск-Камчатский»Дизель-электрическая подводная лодка «Волхов»Дизель-электрическая подводная лодка «Магадан»

Носитель «Булавы»

«Князь Владимир», как и остальные крейсера проекта 955, был создан в ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Подлодка была заложена в июле 2012 года, спущена на воду — в ноябре 2017 года.

На сегодняшний день боевое дежурство в Мировом океане несут три крейсера проекта 955 «Юрий Долгорукий» (Северный флот), «Александр Невский» (Тихоокеанский флот) и «Владимир Мономах» (Тихоокеанский флот). В ближайшие годы, помимо «Князя Владимира», производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск) передаст флоту ещё четыре крейсера («Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III», «Князь Пожарский»).

Также по теме


Арктический форпост: как Северный флот стал одним из самых мощных объединений ВМФ России

85 лет назад был основан Северный флот России. Арктическая военно-морская группировка — самая молодая в составе ВМФ и одна из самых…

Как ожидают в Минобороны РФ, «Бореи» составят основу морской ядерной триады России, а в перспективе заменят атомоходы третьего поколения проекта 667БДР «Кальмар» и проекта 667БДРМ «Дельфин». Подводное водоизмещение субмарины проекта 955 — 24 тыс. т, длина — 170 м, ширина — 13,5 м, скорость — до 29 узлов (53,7 км/ч), глубина погружения — до 400 м, автономность — 90—100 суток.

Главная особенность проекта «Борей» заключается в показателе малошумности. В конструкции подлодки широко используются специальные звукопоглощающие материалы. Гребные винты конструкторы поместили в кольцевые насадки, а в случае необходимости атомоход может использовать водомётные движительные установки. Кроме того, «стратег» оснащён современными радиоэлектронными и гидроакустическими комплексами.

«Борей-А» — это полностью российская подлодка, созданная в соответствии с лучшими мировыми стандартами, включая показатели малошумности. «Князь Владимир» будет несколько отличаться от предшественников. У этого «стратега» несколько иная форма надстройки и корпуса. В целом это намного более технологичный корабль, чем все три его предшественника», — отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Крейсер проекта «Борей» является носителем межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-30 «Булава» разработки Московского института теплотехники (МИТ). Достоинство этого оружия заключается в так называемом сухом старте — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой. Данное свойство позволяет уменьшить вероятность обнаружения подлодки гидроакустикой противника.

Важное преимущество Р-30 — возможность пуска из-под толщи арктического льда. При этом крейсера проекта 667, оснащённые жидкостными ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер», могут проводить стрельбы только после того, как проломят лёд

  • Запуск ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке

Дальность «Булавы» составляет 10 тыс. км, длина — 12,1 м, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение (точность) — от 120 до 350 м. Каждая МБР оснащается шестью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Один «Борей» может нести в шахтах 16 единиц Р-30.

Дмитрий Корнев подчеркнул, что все стоящие на вооружении ВМФ баллистические ракеты способны преодолевать системы ПРО. Однако, по мнению эксперта, «Булава» является более эффективной МБР морского базирования.

Ответный удар

В ноябре 2018 года практически незамеченной осталась сенсационная новость — Минобороны России впервые официально подтвердило формирование экипажа для самой секретной атомной подводной лодки в составе ВМФ. И хотя подробные данные об экипаже К-329 «Белгород», по понятным причинам, отсутствуют, атомная субмарина, способная проводить как разведывательные, так и ударные миссии, уже вызвала огромный интерес не только у отечественных специалистов, но и у американских военных

Повышенное внимание к атомной подлодке К-329 связано в первую очередь с «полезной нагрузкой». Основное ударное вооружение АПЛ «Белгород» составят глубоководные комплексы «Посейдон» с дальностью хода не менее 10 тыс

км.

Уникальность ударной системы, перехват которой современными боеприпасами практически невозможен, уже отметили американские специалисты. Журнал Covert Shores даже опубликовал возможную схему размещения «Посейдонов» на борту К-329. Если верить догадкам американских специалистов, то на борту может находиться до шести сверхскоростных «ядерных торпед» с боевой частью по 2 мегатонны каждая. Глубоководные аппараты, судя по опубликованным изображениям, могут быть размещены по правому и левому борту субмарины в специальных кассетах, а их пуск может осуществляться «по-торпедному».

Океанская многоцелевая система «Посейдон»

Военный эксперт Василий Кашин в разговоре с корреспондентом «Известий» отметил, что особенностями конструкции российской подлодки и носимого оборудования гражданские и военные специалисты из США интересуются давно.

«Посейдон» — опасный аппарат, который, во-первых, имеет большую скорость, а во-вторых, большую (гораздо большую, чем у обычных ПЛ) глубину хода», — отметил Кашин. По словам эксперта, ударный потенциал «Посейдона» — лишь часть заложенных в конструкцию аппарата возможностей, а прямых аналогов российскому глубоководному аппарату с ядерным реактором на борту на вооружении ВМС США и стран НАТО до сих пор нет.

Носитель «ядерных» беспилотников справедливо занесли в категорию разведывательно-ударных АПЛ. Кроме атомной глубоководной станции «Лошарик» и беспилотных разведчиков «Клавесин-2Р-ПМ» для работы на небольших глубинах в составе оборудования АПЛ находится атомная турбогенераторная установка (АТГУ) «Шельф», от которой, при необходимости, можно запитать любые электронные системы с высоким энергопотреблением, включая автономные станции слежения как на берегу, так и под водой.

Второе поколение

Второе поколение советских стратегических сил принято отсчитывать с ввода в строй ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (проект 667А).

В 70-х годах США осуществили программу перевооружения АПЛ типа «Лафайет» новым ракетным комплексом «Посейдон» С-3, главной особенностью которого было появление на баллистических ракетах подводного флота разделяющихся головных частей.

Советские специалисты ответили на это созданием морского межконтинентального баллистического ракетного комплекса Д-9, который был поставлен на подлодки проекта 667Б («Мурена») и 667БД («Мурена-М»). С 1976 года в составе ВМФ СССР появились и первые подводные ракетоносцы проекта 667БДР, тоже имевшие на вооружении морские ракеты с разделяющимися боеголовками.

Кроме того, у нас были созданы «лодки-истребители» проектов 705, 705К. В начале 80-х годов одна из этих лодок поставила своеобразный рекорд: в течение 22 часов она преследовала субмарину потенциального противника, и все попытки командира той лодки сбросить преследователя «с хвоста» успеха не имели. Преследование было прекращено лишь по приказу с берега.

Но главным в противоборстве кораблестроителей двух сверхдержав стала «битва за децибелы». Развернув стационарные системы подводного наблюдения, а также используя эффективные гидроакустические станции с гибкими протяженными буксируемыми антеннами на субмаринах, американцы обнаруживали наши подлодки задолго до того, как те выходили на исходную позицию.

Так продолжалось до тех пор, пока у нас не были созданы подлодки третьего поколения, с малошумными винтами. Одновременно обе страны приступили к созданию стратегических систем нового поколения — «Трайдент» (США) и «Тайфун» (СССР), завершившемуся вводом в строй в 1981 году головных ракетоносцев типа «Огайо» и «Акула», которые претендуют на звание самых крупных подводных кораблей.

Тактико-технические данные

Оснащенность объекта впечатляет. Как-то Начальник Управления Северного флота сказал, что достаточно показать эту подлодку всему миру как памятник, чтобы у всех стран раз и навсегда исчезла мысль развязать войну.

Речь здесь идет даже не о большом потенциале и современном вооружении, которое скрыто от посторонних глаз, а о впечатляющем угрожающем внешнем виде корабля. Так, в длину судно достигает практически 173 м, а ширина и высота – 23 м.

Максимальная глубина погружения составляет 500 м, в автономном режиме плавания лодка может находиться 180 суток. Что касается скорости на поверхности, то показатель достигает 13 узлов, при погружении скорость увеличивается до 26.

Подводные базы глубоководных аппаратов

О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.

Таких субмарин известно немного:

  • проект 09774 КС-411 «Оренбург», в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
  • проект 09786 БС-136 «Оренбург», переделанная из 667БДР «Кальмар»
  • проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
  • проект 09787 БС-64 «Подмосковье», построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»

Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.

Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».

Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.

Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»

Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.

Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.

Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.

О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.