Оглавление
Автор вынашивает замысел
Репин всегда был остро чувствующим человеком и живо реагирующим на действительность гражданином своей страны. Современность всё больше пугала – набирало силы революционное движение. По воспоминаниям художника, впервые тяжёлое, гнетущее настроение и мысль о потребности излить его в кровавом полотне возникли после убийства народовольцем императора Александра II в марте 1881 года. В том же году тоскливое состояние души со стремлением написать вещь необычайно сильную по эмоциям и даже страшную охватило живописца после концерта Римского-Корсакова. Вторую часть сюиты «Антар» композитор посвятил кровавой мести Антара – на художника музыка подействовала подавляюще. Он был душевно растерзан и вдруг подумал: Иван Грозный и сын его – вот идеальные персонажи для возможной картины. Пугающую современность лучше было не трогать.
Уверенность в том, что он действительно созрел для такой картины, укрепилась в художнике в поездке по Европе в 1883 году. Репин стал очевидцем боя быков. Самым поразительным для него самого был интерес, азарт, как собственный, так и ревущей толпы – убийства воочию и кровь не пугали, а сводили с ума от влечения их созерцать.
По возвращении в Россию мастер тут же приступил к осуществлению идеи.
Ссора и гибель царевича
Осень семья царя проводила в Александровской слободе. Описание произошедшей трагедии известно из рассказа иезуита Поссевино. Иезуит, по его словам, узнал об этом от переводчика-итальянца. Информатор Поссевино слышал только, что Иван Иванович получил в область виска удар посохом, а остальное узнал из дворцовых разговоров. Сам иезуит появился в Москве вскоре после похорон Ивана Ивановича.
Что сообщает Поссевино. Однажды беременная Елена лежала в своих жарко натопленных покоях в одной рубахе. По правилам приличия женщине нужно было носить при людях не меньше трех рубах. К царевне зашел Иван Грозный. Царь пришел в ярость от «непристойного» вида невестки и начал бить ее посохом. Позже побои привели к выкидышу. Появился Иван Иванович и попытался остановить разъяренного отца. Иван IV ударом посоха ударил сына в висок и нанес ему тяжелую рану.
Несколько иная версия гибели старшего сына царя сообщается в трех источниках. Английский представитель в Москве Джером Горсей писал, что Иван IV во время ссоры ударил сына посохом в ухо. Иван Иванович заболел горячкой и скончался через три дня.
Польский хронист Гейденштейн писал, что царевич заболел падучей болезнью, которую получил или от душевной боли, или от удара посохом. Падучая переросла в лихорадку, которая и убила Ивана. Русский летописец, в свою очередь, сообщал, что от ярости отца царевич получил болезнь, которая привела к смерти. Иван Тимофеев в своем «Временнике» писал, что царевич умер после удара, нанесенного отцом, когда Иван Иванович пытался удержать его от некого недостойного поступка.
Сам Иван Грозный оставил в те роковые дни письмо уезжающим из слободы боярам. Царь сообщал, что его сын заболел, и он остается с ним до выздоровления.
Иван IV раскаялся в содеянном. Он объявил траур в Московском государстве. Затем отправился в Троицу на покаяние. Он объявил прощения казненным в его правление. В последние три года царствования Ивана Васильевича не было больше казней, царь пытался выработать новый курс. Но в феврале 1584 года он скоропостижно скончался. Смерть царя вскоре за старшим сыном, которого готовили к трону, привела в дальнейшем к Смуте и приходу новой правящей династии.
Отвечая на вопрос, почему Иван Грозный убил своего сына, можно сказать, что произошла роковая случайность. Хотя Иван IV накануне этих событий сомневался в лояльности царевича, он всю жизнь готовил его к трону. Последующее покаяние Ивана Грозного показывает, что царь не стремился устранить своего старшего сына и наследника.
Наследник престола
Всю свою жизнь царевич Иван был в тени своего властного отца. Он не был политической фигурой даже в тот период, когда рассматривалась его кандидатура на польскую корону. Линией политического поведения управлял отец.
Выйдя из детского возраста, юноша сопровождал некоторые военные походы, занимался второстепенными вопросами дипломатии, разбирался в боярских спорах, присутствовал на публичных казнях. Всё это всегда было под неустанным взором строгого родителя.
Его личной жизнью тоже руководил отец. В первый брак Иван вступил в семнадцатилетнем возрасте, и за десять лет сменил три жены. Дело было вовсе не в строптивом характере царевича. Женщины попадали в немилость своему свёкру, Ивану Грозному.
Царь желал видеть наследников от своего сына, а невестки не выполняли возложенных на них обязательств — не беременели. Первые две жены Ивана Ивановича были пострижены и отправлены в монастырь долой с глаз. И первый, и второй раз царевич сокрушался по этому поводу. Но слово царя — закон. Молодому человеку подбирали следующую супругу.
Третью жену на смотре невест, вероятно, Иван Иванович выбрал себе сам. И хотя Грозному не нравился род Шереметьевых, из которого она выходила, свадьба состоялась. Девушка забеременела, но у неё случился выкидыш. Вскоре она и овдовела. Всё это произошло при достаточно странных обстоятельствах.
Стрельцы и пограничные «сторожа»
Расширение русских земель было бы невозможно без серьезных реформ армии и государственного аппарата, которые тоже можно поставить в заслугу Ивану Грозному. Прежде всего, именно при нем на Руси появились регулярные войска с огнестрельным оружием – стрельцы. Практику применения «огненного боя» ввел, конечно, не Иван IV: русские войска овладели этим навыком полувеком ранее. Но первые регулярные части, вооруженные ручным огнестрельным оружием, появились в 1550 году стараниями Иоанна Васильевича. Не мудрствуя лукаво, он повелел именовать их стрельцами и вооружить мушкетами и пищалями. В отличие от боярского ополчения, которое собиралось время от времени, стрельцы постоянно несли воинскую службу. Они считались «государевыми людьми» и получали постоянное жалование в 4 рубля, что было весьма солидной суммой по тем временам.
Появление стрелецкого войска позволило Ивану Грозному решить еще одну проблему – охрану рубежей постоянно растущего Русского царства. Именно при этом царе и по его распоряжению был написан «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Многие исследователи русской военной истории склонны считать этот документ не только первым уставом пограничных войск России, но и первым отечественным воинским уставом вообще.
Согласно этому «Приговору», по южным рубежам Русского царства устанавливались постоянные «сторожи», то есть сторожевые заставы. Тот же документ определял и то, как формируются их гарнизоны, какую службы и как именно они должны нести и даже то, как наказывать нерадивых стражей границы. Стрельцам же в этой системе охраны рубежей царства была отведена особая роль. Они несли гарнизонную службу в приграничных городах и были главным резервом порубежников, а кроме того, выполняли функции полицейских и пожарных.
Картина М. П. Клодта «Иван Грозный и тени его жертв»
Сын от незаконного брака с Марией Нагой
Царевич Дмитрий Иванович
(Дмитрий Углицкий)
«Царевич Дмитрий». М. В. Нестеров, 1899 год
Царевич Дмитрий Иванович (19 октября 1582, Москва — 15 мая 1591, Углич) — князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой. Погиб при невыясненных обстоятельствах в 1591 году, был запрещен к упоминанию при богослужениях по приказу царя-брата Фёдора, на том основании, что он рождён в шестом браке и поэтому является незаконнорождённым.
Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время), продолжался как минимум 22 года после его смерти. По официальной версии правительства Василия Шуйского Дмитрий погиб от руки наёмников Бориса Годунова.
В 1603 году в Польше явился Лжедмитрий I, выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия; правительство Бориса, до этого замалчивавшее сам факт того, что царевич Дмитрий жил на свете, и поминавшее его как «князя», вынуждено было в пропагандистских целях служить ему заупокойные службы, поминая его царевичем.
Таким образом судьба детей Ивана IV Грозного оказалась не менее трагична, чем у их отца.
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года
Картина Репина, показывающая, как Иван Грозный убивает своего сына, была выставлена на XIII выставке передвижников. Взволнованные зрители буквально осаждали здание выставки, возле которого целыми днями дежурил отряд жандармов «на всякий случай». Дальнейшая история показала, что «случай» будет иметь место. Сюжет картины – известный эпизод из жизни самодержца Ивана Грозного. В припадке гнева он убил своего сына. В названии указана точная дата происшествия. В этом видели отсылку к иной точной дате современности, убийству, происшедшему 300 лет спустя. 1-го марта 1881 года народовольцы убили императора Александра II, за этим последовали их казни. Это – исторические события, подтолкнувшие Репина к написанию картины. Был и другой стимул, менее известный. В 1883 году Репин путешествовал по Европе и в Испании смотрел бой быков. Его поразил этот кровавый аттракцион: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу…», – признавался художник. Вернувшись, он принялся писать весьма кровавую сцену с Иваном Грозным и его сыном.
Если над большинством картин Репин работал в своей мастерской, то ради создания этой специально оборудовал отдельную комнату. Более того, он сам создавал выкройки для костюмов. Ивана Грозного он увидел в образе случайно встреченного на рынке чернорабочего, а в роли царского сына позировал Всеволод Гаршин – его же Репин изобразил в образе вернувшегося из ссылки революционера на картине «Не ждали».
Как и в той работе, перед нами снова момент максимального накала чувств, но сами чувства совершенно иного плана. Мы видим сумрачные палаты, украшенные красными коврами. Слева – перевернутый в борьбе трон, подле умирающего царевича валяется брошенный жезл – им Иван Грозный только что разбил висок сына. В центре освещены две фигуры. Иван Грозный прижимает к себе сына, в его расширенных глазах – ужас, отчаянье и безумие. Лицо царевича почти иконописно. В нем – смирение, прощение родителя и бесконечная любовь. Из его виска хлыщет кровь, попытки отца остановить этот поток безнадежны.
Работа над картиной продвигалась тяжело. Художник признавался: «Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней». Страшно было не только ему. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» – первая картина в Российской империи, официально подвергшаяся высочайшей цензуре. Император Александр III самолично запретил ее к показу. Коллекционер Павел Третьяков сразу оценил шедевр и купил картину, но хранил ее в отдельной комнате и не имел права выставлять. Спустя три месяца благодаря ходатайству приближенного к императору художника Алексея Боголюбова запрет был снят.
А 16 января 1913 года старообрядец Иван Балашов был настолько впечатлен полотном Репина, что… изрезал картину сапожным ножом. С криками «довольно смертей, довольно крови!» 28-летний иконописец перескочил через барьер и, прежде чем его успели остановить, трижды полоснул по холсту ножом.
Титаническими усилиями самого Репина и Боголюбова картина была реставрирована. Балашова признали душевнобольным. Еще одно темное пятно в истории с «Иваном Грозным» – хранитель Третьяковской галереи Георгий Хруслов после этого происшествия покончил с собой. Молва приписывает суицид потрясению от акта вандализма, однако документальных подтверждений этой версии нет. Хруслов просто отлучился на полчаса и, не оставив никаких пояснений и предсмертных записок, в Сокольниках прыгнул под поезд.
Сто лет спустя, в 2013 году, группа православных активистов создала петицию, призывающую убрать картину из Третьяковки, поскольку она «оскорбляет патриотические чувства русских людей». На защиту полотна встала тогдашний директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, ей удалось отстоять картину, она осталась в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. И сегодня мы можем замереть у этого противоречивого шедевра Репина, не в силах отвести от него глаз и ощущая леденящий ужас кровавой сцены детоубийства.
Смерть царевича
До сих пор историкам до конца неясно, как именно умер двадцатисемилетний Иван Иванович, который собирался стать отцом и чувствовал себя совершенно здоровым. Убивал ли Иван Грозный своего сына? Или он умер по другим причинам? Давайте обратимся к историческим фактам.
Версия первая
В основу этого варианта событий лёг исторический документ, написанный итальянцем Антонио Поссевино, выполнявшем дипломатическую миссию на территории Русского государства.
Он действительно в августе 1581 года прибыл в Россию, как секретарь папы римского и был принят с почестями. Антонио планировал проводить диспуты о вере, склоняя народ к католицизму. А Иван Грозный использовал Антонио как посредника, для подписания десятилетнего мирного договора между Русским Царством и Речью Посполитой.
Когда же договор был подписан, и Поссевино стал неугоден государю, ему пришлось вернуться на свою родину, где были написаны «Исторические сочинения о России». Время его пребывания в Русском государстве как раз совпадают с событиями разыгравшейся драмы в царственной семьи.
Но есть историки, которые ставят под сомнение правдивость описанного в «Исторических сочинениях о России». Во-первых, папский легат не мог быть прямым свидетелем случившихся событий, во-вторых, он был обижен на царя и описал не столько факты, сколько сплетни из царских палат.
Но так или иначе, Антонио Поссевино повествовал, что раздор между царём и царевичем произошёл из-за молодой жены Ивана Ивановича.
Беременная женщина находилась в своих покоях, когда её неожиданно навестил свёкор. Царю показалось большим неуважением, что сноха была одета не подобающим образом, за что он решил её проучить. Крутой нрав государя не позволил ему вовремя остановиться и, по сути, он избил невестку.
Появившийся в этот момент сын, якобы стал укорять отца, что привело самодержца в настоящую ярость. Грозный нанёс своему отпрыску несколько ударов посохом, которые пришлись в голову.
Хотя после, охладив пыл, самодержец предпринял все попытки по спасению избитых молодожёнов, доктора сделать ничего не смогли. У снохи случился выкидыш, а царевич умер на пятый день. Грозный очень скорбел о своём сыне.
Версию Поссевино подтвердили и другие иностранцы, находящиеся на службе в России, например, француз Жак Маржерет.
Во многих русских летописях — Московской, Псковской, Морозовской, Пискаревской — записаны данные только о кончине царевича, без всяких подробностей. Это, конечно, легко объяснить. Зная крутой нрав Ивана Грозного, мало кто решился бы на подробное описание злодеяния, содеянного государем.
Правда, один такой нашёлся. Это был государственный деятель и временных книг писец, Иван Тимофеев. В своём временнике он написал, что царевич помешал своему родителю совершить неблагочестивое дело, имея в виду приставания к его жене, что ещё больше очерняет великого князя.
Версия вторая
Все знают, что в средневековье самым распространённым способом избавится от нежелательной персоны, было использования яда. Не исключением была и семья Ивана Грозного. Но мог ли убить Иван Грозный своего сына с помощью яда?
Это обстоятельство и изучение многочисленных документов ещё в начале XX века, подтолкнуло русского историка, Николая Петровича Лихачёва, усомниться в версии об убийстве великим князем собственного сына, которая долгое время была наиболее вероятной. Учёный пришёл к выводу, что причиной смерти царевича была болезнь.
Значительно позже, в 1963 году, останки Ивана Грозного и его сыновей, Ивана и Фёдора, прошли криминалистическую экспертизу. Проверка подтвердила, что в останках Царевича Ивана содержание ртути превышено в 32 раза.
Этот факт не исключает вероятность ссоры отца и сына. Нет никакого противоречия между тем, что в семье могли быть разногласия, в то время, когда Иван Иванович занемог. Наличие такого количества ртути, в останках царевича, говорит только о том, что причиной смерти мог быть яд, а не рана на голове, нанесённая родителем.
3.
Придя в ярость, что его встречают в неподобающем виде, он стал избивать беременную женщину посохом. На крики супруги поспешил царевич Иван. Он попытался заступиться за жену и получил удар в висок.
Неприглядная история
Как правило, историки не заостряют внимание на том, что царь посетил покои невестки без приглашения. Нет ничего удивительного в том, что женщина находилась в лёгкой домашней одежде
Что вообще царь забыл в её комнате?
По воспоминаниям шведского путешественника Якоба Рейтенфельса, Иван Грозный был страстным поклонником женской красоты и регулярно уединялся с чужими жёнами. Будучи уже при смерти, царь пытался сблизиться с Ириной, женой своего младшего сына Федора.
Возможно, покои невестки 50-летний царь посетил тоже не просто так, а в порыве страсти. В этом случае последствия поступка самодержца выглядят ещё более неприглядно. Желая спасти государственный престиж, летописцы просто не стали писать такие подробности.
Что имеем, не храним…
Горе Грозного, по свидетельствам современников, было безграничным: «Каждую ночь князь под влиянием скорби (или угрызений совести) поднимался с постели и, хватаясь руками за стены спальни, издавал тяжкие стоны. Спальники с трудом могли уложить его на постель, разостланную на полу…» Царь дал по душе сына огромные вклады в Троице-Сергиев, в другие монастыри, богатая милостыня была отправлена на православный Восток. Сыноубийство потрясло Грозного, он совершил необычное деяние: приказал составить особые синодики — списки для церковного поминовения людей, казненных по его приказу и лишенных предсмертной исповеди и христианского погребения, — и разослать их по монастырям. Прекратились опалы и казни. Но было уже поздно. Династия катилась к закату.
Евгения ВасильеваСамолётЪ
Понравился материал? Поблагодари автора
Описание картины
В центре огромного полотна (размер усиливает впечатление) две мужские фигуры. Это царь Иван Грозный и царевич, его сын. Но здесь они не монаршие особы, а несчастные люди. Первые минуты после взрыва гнева Иоанна, когда в споре, не сдержавшись, он ударил сына тяжёлым жезлом и по несчастью пробил тому голову. Сколько ужаса и отчаяния теперь в глазах отца, он судорожно зажимает рану ладонью, но кровь не остановить, она струится сквозь пальцы неумолимым ручьём, с каждой секундой всё больше унося из тела сына жизнь.
На заднем плане темно, основной свет сосредоточен на одежде убитого наследника, на лицах, на красном ковре под ними, который становится ещё ярче и зловещей, пропитываясь кровью молодого царевича. На переднем плане злополучный металлический жезл – несдержанным и гневливым нельзя брать в руки тяжёлые и опасные предметы. Не убей царь своего наследника, в истории России были бы иные страницы…
Что подтолкнуло Репина к такому сюжету?
К написанию полотна на такую непростую тему Илью Ефимовича подтолкнули сразу два события. Первое — террористический акт народовольцев, в результате которого погиб император Александр Второй, и последующая казнь виновных. Второе — премьера симфонии Н. А. Римского-Корсакова «Антар», у которой мощный, но тяжелый финал.
Художник возвращался с премьеры в особом расположении духа. Террористический акт против самодержавия и музыка слились воедино, его чувство были переполнены трагическими событиями: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить — несдобровать… Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории… и я вспомнил о царе Иване».
2.
Картина Михаила Авилова «Царевич Иван Иванович на прогулке».
Как пишет русский историк Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского», последней каплей царя стало требование наследника прислать военную помощь осажденному поляками Пскову, в то время как Иван Грозный склонялся к перемирию с противником.
Заметив, что решение сына вызвало бурное одобрение среди бояр, царь пришёл в бешенство, обвинил наследника в предательстве и нанёс ему роковой удар.
Суровые порядки
Наиболее распространена версия представителя Папы Римского Антонио Поссевино, современника событий, находившегося в то время в Москве. Он отмечал, что Иван Грозный недолюбливал свою невестку.
Она происходила из рода Шереметьевых – фамилии, которую царь всенародно объявил изменниками. Царь по неизвестной причине поднялся в покои невестки и застал её в нижней одежде.
Угроза для династии
Смерть царевича Ивана в 1581 году по сей день является одной из наиболее волнующих исторических загадок. Особую значимость она приобретает в контексте последующих событий: через десять лет после гибели старшего сына Грозного царя при печальных обстоятельствах умрет и самый младший, Дмитрий Угличский. Единственный оставшийся в живых потомок Ивана IV Федор Иоаннович будет править страной до 1598 года, а затем в России начнется Смутное время.
Хотя история не знает сослагательного наклонения, очень трудно избежать соблазна и не порассуждать о том, что случилось бы с нашей страной, если бы Иван Иванович не погиб. Возможно, династического кризиса удалось бы избежать. Или новый царь смог бы преодолеть экономический упадок, последствия опричнины и военных неудач еще до начала Смуты. Тогда не появилось бы ни самозванцев, ни царей, избранных Земским собором. Наконец, не воцарилась бы династия Романовых.
Второй сын Ивана Грозного Федор Иоаннович. Портрет из «Царского титулярника». 1672 год
И все же факты остаются фактами. Из всех детей Ивана Грозного до совершеннолетнего возраста дожили двое – Федор и Иван. Последний считался наследником царя, принимал участие в обсуждении государственных вопросов (кстати, нередко вступая с отцом в споры) и готовился к управлению страной. Как вышло, что именно самый «перспективный» из сыновей Ивана IV мог погибнуть в ходе конфликта с государем, историки спорят уже несколько веков.
Убил царь сына или нет?
Одной из самых известных и вместе с тех спорных и скандальных работ Ильи Репина является картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (другое название — «Иван Грозный убивает своего сына»).
Первый скандал разразился, когда полотно было представлено на выставке в 1885 г. — тогда Александр III запретил его публичный показ. С тех пор вокруг этой работы не утихают споры: имеет ли картина историческую достоверность или Грозный все-таки не убивал своего сына?
Статья по теме
Илья Репин — портреты-убийцы? Почему его считали «зловещим художником»
Илья Репин написал это историческое полотно на основе одного из сюжетов «Истории государства Российского» Н. Карамзина. В свою очередь Карамзин опирался на свидетельства иезуита А. Поссевино. В его изложении царь повздорил с сыном из-за «неблагочестивого поведения» жены царевича и в приступе гнева посохом ударил его в висок. Но сам Поссевино не был очевидцем событий — он прибыл в Москву уже после похорон царевича, и об убийстве ему рассказал переводчик-итальянец, который якобы слышал при дворе такую версию событий.
Некоторые уверены в том, что история Поссевино — клевета. Он прибыл в Москву по поручению польского короля с требованием подчинить русскую церковь папскому престолу. Иван Грозный ответил отказом, после чего и появились наветы.
Английский дипломат Д. Горсей, ссылаясь на своих осведомителей при дворе, утверждает, что ссора действительно была, но Грозный ударил сына не в висок, а в ухо. Царевич не умер тут же — он впал в нервную горячку и скончался через несколько дней. Но дело в том, что причиной болезни царевича был все-таки удар, нанесенный отцом. Некоторые историки говорят о том, что царевич умер не в Кремле, а в Александровской слободе — за сто верст от Москвы. Там он находился задолго до описываемых событий, так как продолжительное время болел, от чего и скончался. По одной из версий, он был отравлен сулемой…
Снохатическая версия
Третья версия – снохаческая – как бы продолжает вторую, объясняя, зачем же царь всё-таки заходил к невестке (хотя умный читатель уже смекнул, зачем). Первый брак Ивана Грозного с Анастасией Романовой длился 13 лет, вплоть до её внезапной смерти, как мы уже знаем, от отравления.
Последующее количество супружниц Ивана Грозного точно не установлено, но обычно называют ещё семь имён. Иван был не дурак приударить за красивыми бабёнками, тем более что, опять-таки, – царь, может всё, что вздумается. Поговаривали, что он с сыном Иваном могли остановить на улице жену какого-нибудь неприятного им боярина, раздеть и даже изнасиловать.
Ведь факт, что будущий царь Иван Грозный этим в юности часто грешил. Сын же царя-батюшки далеко не ушёл. Яблоко от яблони… По словам знавшего лично царя Ивана англичанина Джерома Горсея Иоанн Васильевич «сам хвастал тем, что растлил тысячу дев».
Ему не терпелось вновь стать снохачём
Стал или нет – неважно, но попытка домогательства до жены сына дошла до драки, в результате которой царевич и получил посохом по голове. Причём многие говорят, что посох был как раз сына, с заточкой на конце, и что этим посохом молодой царевич сам обожал лупить людей
Некоторые свидетели, к сожалению, покойные, говорят также, что это как раз Иван-царевич стал бить посохом свою жену за то, что ответила на ухаживание Ивана Васильевича. Ну а отец, из рыцарских соображений, вырвал посох и долбанул им самого Ивана-царевича. А тот получил от папаши по полной программе.