Аркадий пластов

Оглавление

Картина Пластова «Летом»

Аркадий Александрович Пластов написал полотно в 1954 году. Большинство искусствоведов склоняются к версии, что художник написал свою картину в селе Прислониха, поскольку большую часть жизни он прожил именно там. Некоторые искусствоведы полагают, что она была написана несколько раньше, а в 1954 году он лишь опубликовал свое полотно. Это подтверждает ряд сохранившихся эскизов 40-х годов, которые имеют ряд схожих композиционных решений. Впрочем, большинство искусствоведов отрицают эту версию, поскольку они считают, что полотно было написано с натуры летом в 1954 году.

Технические характеристики полотна:

Размеры 160 x 112,5 сантиметров
Дата создания Предположительно 1954 год
Художественное направление Социалистический реализм
Живописная техника Масло, холста
Где находится сейчас Русский музей

Описание и стилистические особенности

Итак, теперь Вы знаете технические и исторические особенности полотна — давайте же теперь займемся описанием картины «Летом». На полотне художник изобразил небольшую сценку в лесу. Картину можно условно разделить на передний и задний план. На заднем плане изображен густой хвойный или хвойно-лиственный лес. Также на заднем плане изображена небольшая зеленая полянка, залитая ярким светом. На переднем плане изображены две березы, в тени которых расположились две женщины — девочка и ее бабушка (или мать).

Девочка одета в длинный белый сарафан и красный платок — эти цвета немного контрастируют с другими цветами полотна. В руках девочка держит небольшую веточку с листьями и ягодами, а на коленях у нее расположена металлическая зеленая кружка с какой-то жидкостью коричневого цвета (возможно, чай или цветочный отвар). Позади девочки изображена женщина в темном платье; женщина заслоняет руками лицо и, видимо, спит. В правом нижнем углу изображена собака, которая прижалась к девочке.

Глаза собаки открыты, но зритель не знает, на что именно она смотрит. Рядом с девочкой и ее матерью/бабушкой находятся две корзинки, полные грибов; в одной из корзин мы видим грибы белого цвета, а в другой — оранжево-рыжего. В ногах у девочки изображен большой кувшин коричневого цвета с черными горизонтальными полосками. Основные цвета картины — светло-зеленый, зеленый, черный, белый, красный, коричневый, золотистый, телесный. Некоторые размышления искусствоведов по поводу этого полотна:

  • Полотно выполнено в реалистическом ключе, а большинство экспертов относят его к направлению социалистического реализма. Ярко-зеленая полянка, возможно, написана под легким влиянием импрессионизма;
  • На картине доминируют спокойные тихие цвета. При этом художник мастерски работает со светом и цветом — полянка позади девочки и матери является более светлой и как бы отделяет передний фон полотна от заднего;
  • При этом девочка на переднем плане одета в одежду контрастных цветов, поэтому можно сказать, что она является главным героем картины;
  • Бабушка или мать изображена на полотне как бы приглушенно, будто бы ее персонаж является второстепенным. Она одета в синевато-черное платье, а лицо она прикрывает руками:
  • Если присмотреться к березам, то можно увидеть, что на одном из деревьев вырезан небольшой фрагмент коры. По всей видимости, эта метка свидетельствует о том, что дерево подлежит вырубке. Это впечатление усиливается еще и тем, что рядом с деревьями изображен небольшой пенек;
  • Пеньком и меткой на березе художник, возможно, хотел подчеркнуть, что деревья не просто растут рядом с лесом, но являются собственностью человека. Такое решение резко контрастирует со старой живописной школой, где подобные ходы не поощрялись. По мнению некоторых искусствоведов, подобный ход делает делает картину более современной.

Пластов Летом описание

Картина была написана в 1954 году.

На картине изображена жанровая сценка в лесу. Бабушка и внучка после похода за грибами отдыхают на зелёной полянке. Они присели в теньке возле двух берёз. Взрослая женщина сильно утомилась и решила прилечь, подремать на свежем воздухе, под шум листвы и стрекот кузнечиков. Девочка ещё очень молода и полна сил. Поход за грибами для неё не такое уж и тяжёлое занятие. Поэтому она продолжает собирать ягоды в металлическую кружку.

Рядом с девочкой лежит собака. На улице стоит жаркий солнечный день, потому собаку, которая набегалась за полдня, тоже клонит в сон. Дурманящие запахи полевых трав и цветов уводят их в спокойную негу.

Рядом с грибниками стоят две полные корзины. Поход оказался удачным. Белая корзина побольше и тёмная корзинка поменьше заполнены грибами доверху. Грибники завершили свой поход и готовятся идти обратно домой. Но перед тем, как возвратиться в деревню, они решили немного отдохнуть и подкрепиться. Рядом с ними стоит кувшин, в котором, по всей видимости, была вода или другое питьё.

Платье на старой женщине тёмно-синее, а вот девочка на картине выглядит как лучик света, как самый красивый цветочек на этой поляне. Она ярко выделяется из всего окружения, и сразу становится понятно, что Аркадий Пластов именно девушку сделал главной героиней картины. На ней длинный белый сарафан и красный платочек. Выражение лица её сосредоточенное. Может показаться, что девочка грустит, собирая с веточки ягоды, но на самом деле она также отдыхает и пытается не разбудить свою бабушку, которой необходимо поспать, чтобы набраться сил. Быть может, в этот момент она мечтает побыстрее вернуться домой, в деревню, встретить своих подружек и заняться своими привычными детскими играми.

Картина очень атмосферная. Аркадий Пластов удивительным образом передал тишину и спокойствие солнечного летнего денька, где под сенью берёз отдыхают деревенские жители

Художник с большим вниманием отнёсся к каждой детали на картине. На заднем плане тёмная полоса леса

Именно там растут эти чудные и вкусные грибы, две корзинки которых теперь стоят рядом с отдыхающими. Зелёная цветущая поляна ярко освещена слепящим солнцем. В тени берёз прохладно и свежо. Женщина и девочка могут здесь снять усталость и отдохнуть от палящей жары.

Сочинение по картине «Летом» Пластова А.А. (с планом)

План:

  1. Введение.
  2. Описание бабушки на картине.
  3. Маленькая помощница.
  4. Богатый урожай.
  5. Выводы.

Теплое солнечное лето. Белые березы, одетые в яркую зелень, густая сочная трава и очень много света

Вот что первым делом обращает на себя внимание на картине «Летом». Эту картину нарисовал художник Пластов

Сразу видно, что он по-настоящему знал и любил природу. Все такое красивое и настоящее. На зрителя словно веет вкусным запахом трав и ягод и сонным покоем знойного дня.

А что же еще изображено на полотне? Описание картины «Летом» Пластова может занять много времени. На ней нарисовано целых три героя. Это девочка со своей бабушкой и собачка. Они, наверное, ходили в лес по грибы и ягоды. А на обратной дороге они устали и присели отдохнуть прямо на траве. Бабушка крепко спит. Она одета в синее платье и такой же платок. Самый яркий элемент у нее – это рука, которой бабушка закрылась от солнца. Видно, какая она большая, смуглая и натруженная. Глядя на такую руку, можно понять, что человек работал всю свою жизнь.

Внучка, я думаю, вырастет такой же труженицей. Вот и сейчас, пока бабушка спит, девочка сосредоточенно ощипывает ягоды с веточки в большую синюю кружку. Серьезное лицо маленькой помощницы показывает, что ей нравится эта работа. Девочка одета в легкое белое платье и украшена бусами. А на голове у нее повязан красный платок. Белый, красный и синий цвета очень красиво смотрятся вместе

Поэтому девочка сразу обращает на себя внимание зрителя

Рядом с бабушкой и внучкой лежит небольшая собачка. Она набегалась по лесу и теперь сладко спит, прижавшись к своим хозяйкам. У нее очень забавная мордочка, которую она повернула прямо к зрителям. Думаю, она любимица у своей маленькой хозяйки.

А еще на картине нарисованы корзины с грибами и кувшин с ягодами. Они занимают почти половину полотна. Вот какой богатый урожай несут девочка и ее бабушка из лесу! Грибы крупные, яркие, а ягоды – сочные и спелые. Сразу понимаешь, какое богатство может подарить природа.

Пока я писала сочинение по картине «Летом» Пластова, я задумалась о том, какой мирной и счастливой может быть крестьянская жизнь. Мы часто не замечаем красоту окружающего нас мира. Но счастливая жизнь может складываться из мелочей. Например – поход с близкими в лес, сбор своими руками вкусных ягод, отдых в тени. Думаю, именно это хотел показать художник своей картиной.

Грибы и ягоды

В те времена грибы были большим подспорьем для семьи. Поэтому, когда было время, крестьяне не упускали возможности пойти в лес за добычей. Грузди вымачивали, а затем солили в больших деревянных бочках. С белыми (боровиками) поступали так же или сушили их, а зимой варили ароматный суп.

Но не только грибы собирали местные жители летом, картина показывает, что ягоды также были желанной добычей «тихой охоты». Раньше малину не выращивали на огородах и в садах, а ходили за ней в лес. Из нее варили варенье, сушили, лакомились зимой или давали больным, чтобы вылечить простуду. Добытчицы собрали целый кувшин красных ягод, а девочка даже на привале срывает с веточек ароматные дары леса.

Где купить или продать фарфоровые картины

Если вы желаете пополнить свою коллекцию фарфоровыми пластами или сделать подарок близкому, предлагаем купить фарфоровые картины на нашем сайте. В случае отсутствия в нашем каталоге нужного вам пласта, мы можем организовать для вас его поиски по своим источникам.

Если вы хотели бы продать фарфоровое панно или картину, предлагаем сделать это в нашей галерее. Для этого вам необходимо изучить условия комиссионной продажи, прислать нам фотографии и описание вашего антикварного пласта. Преимущества продажи через сайт «Лермонтов» заключаются в том, что ваш антиквариат увидит большая аудитория ценителей старинного искусства. Это увеличит шансы заключения выгодной для вас сделки.

Для уточнения деталей продажи, заказа экспертизы фарфорового пласта или по иным вопросам свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Биография[править | править код]

Родился 19 (31) января 1893 года в селе Прислониха (ныне Карсунский район, Ульяновская область) в семье потомственных иконописцев.

В 1903 году поступил в Симбирское духовное училище. С 1908 года учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Д. И. Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской И. И. Машкова, А. А. Пластов затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 год, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение.

Его учителями были живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак и скульптор С. М. Волнухин.

В 1917 году вернулся в Прислониху Симбирской губернии, где начал заниматься живописью. В 1917-м, когда он приехал учиться в Москву, в училище живописи, ваяния и зодчества, патрули едва не расстреляли его прямо на вокзале. На шинели юноши были пуговицы с орлами, и патрульные решили, что он лазутчик. Спас от неминуемой гибели пожилой сердобольный патрульный. А в 1929 году в Прислониху приехали агитаторы колхозного строя и начали убеждать крестьян собирать деньги на трактор. Художник высказал свою точку зрения, мол, а если трактор сломается, что с ним потом делать? И предложил приобрести лошадей. На следующий день он оказался в застенках НКВД, где и провёл почти четыре месяца. Его обвинили в том, что он выступил вразрез линии партии на индустриализацию и коллективизацию. Спасли художника односельчане, которые писали письма в разные инстанции.[источник не указан 220 дней] В 1917—1922 годах — секретарь сельского совета и Комитета бедноты Прислонихи.

С 1935 года выступал с жанровыми картинами, в которых приукрашивание быта советской деревни, искусственность образов сочетаются с живописным мастерством. В качестве действующих лиц на его полотнах обычно выступают односельчане.

В 1927—1930 годах работал в различных издательствах Москвы.

Автор ряда литературно-художественных произведений.

В 1947 году А. Пластов стал академиком АХ СССР. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).

В 1947—1950 годах — депутат Ульяновского областного совета депутатов трудящихся.

Семьяправить | править код

  • Жена — Наталья Алексеевна фон Вик (1903-1982), происходившая из старинного дворянского немецкого рода.
  • Сын — Николай Пластов (1930—2000), художник, фотохудожник. Член Союза художников РСФСР, СССР и России, Заслуженный художник РСФСР (1979), секретарь Союза художников РСФСР и СССР, член-корреспондент Академии художеств России.
  • Внук — Николай Пластов (р. 1956), художник. Член Союза художников России.

Описание главных героев картины

В эти годы у крестьян почти не было наличных денег, поэтому обувь зачастую не на что было купить. На зимнюю пору люди копили или валяли обувь сами из овечьей шерсти. Летом в основном ходили босиком, только в церковь надевали туфли.

Вот и девочка сидит босая. С непокрытой головой тоже тогда не ходили, это было неприлично. К тому же платки летом хорошо спасали от жары. Поэтому и у женщины, и у девочки на голове платочки.

Женщина, уставшая от долгой ходьбы, уснула, подложив под голову руку. Девочку художник застал за занятием — она обрывает ягоды с веточки. Описание картины Пластова «Летом» переходит к рассказу о месте привала.

Мать и дочь вышли из леса, нашли удобную поляну и устроили привал под двумя березками. Деревья хорошо спасают от жары, прикрыв путников своими ветвями, которые дают прохладу. Тут же в тени люди поставили корзины с грибами, глиняный кувшин с ягодами, иначе жара может подпортить лесные дары.

Рядом с девочкой отдыхает собака. Она служит путницам защитой. Если бы они сбились с дороги, верный пес без труда бы нашел ее. Что он верен своим хозяевам — это видно. Ведь собака легла у ног молодой хозяйки и никуда не отходит от нее. Так нарисовал А. А. Пластов. Летом хорошо не только людям, но и домашним животным, собакам. Есть возможность вволю побегать на просторе, поймать небольшую добычу в виде зверька или птицы. Предстоит еще обратная дорога, поэтому животное и люди пока отдыхают.

Вот такую картину написал А. А. Пластов. Летом радует ласковое солнце, есть ягоды, грибы, все это отразил художник в своей работе.

Аркадий Александрович Пластов написал свою картину «Летом» в 1954 году. Прошло почти десять лет после окончания Великой Отечественной войны, страна поднялась из руин, условия жизни рабочих и крестьян улучшались с каждым годом. Пластов отображал в своих полотнах жизнь современников, труд и отдых своих односельчан, крестьянский быт. В послевоенных картинах художника мы видим спокойные, лирические сюжеты из деревенской жизни.

Один из таких моментов запечатлён на картине «Летом». На переднем плане картины мы видим девочку лет 8-10 в белом платье. Она сидит босая на траве. Голова девочки покрыта красной косынкой, а волосы заплетены в косичку. На коленях у ребёнка стоит синяя металлическая кружка. Очевидно, героиня картины хочет налить или уже налила себе питья из глиняного кувшина, стоящего рядом. Лицо её спокойно, каштановые волосы, выбившиеся из-под косынки красивой волной, лежат у неё на лбу. У ног девочки примостился дворовый пёс. По его морде заметно, что он устал и лёг отдохнуть.

В этот жаркий день не только собака устала от долгого похода по лесу. Сзади девочки мы видим еще одну женскую фигуру. Лицо женщины прикрыто рукой и трудно определить возраст второй героини картины. Кто это: мама или бабушка девочки, понять трудно. На женщине яркое синее платье. Вся фигура её выражает усталость. Можно предположить, что женщина, сморённая полуденным зноем и долгим хождением за грибами, уснула. Голова её повязана синей косынкой, которая ярким пятном выделяется на зелёном фоне травы.

Радом с головой спящей женщины, чуть ближе к зрителю, стоят две большие корзины с грибами. Это то, ради чего две селянки пол дня ходили по лесу. В одной корзинке – белые грибы, во второй – рыжики или лисички. Грибы крупные и аккуратные. По всему видно, что «тихая охота» была удачной.

Обе селянки остановились для отдыха под большой берёзой. Тень от дерева ясно указывает, что сейчас середина дня, и солнце жарит нещадно.

Там, где отдыхают путницы, есть спасительная тень. Дальше на картине изображен зелёный луг, залитый полуденным светом. Вокруг крестьянок художник изобразил полевые цветы: васильки и ромашки.

В верхнем левом углу картины – две берёзы, которые дарят тень уставшим собирательницам грибов. На этой картине Пластова нет конфликтов, драматизма, особых ярких моментов жизни. Здесь – обыденная сцена из сельского быта простого русского народа. Но художник сумел через этот незамысловатый сюжет выразить свою любовь к родной природе, обыкновенным людям с их житейскими делами, своей стране. Реализм и в то же время поэтичность картины трогает душу зрителей.

Любовь к Родине выражается не только через борьбу, героизм и самопожертвование. Так же она выражается через честный труд, воспитание детей, приобщение их к родной природе.

Аркадий Пластов отобразил эту мысль через многие свои картины о жизни советских крестьян. Его произведение «Летом» показывает любовь к Родине и учит зрителей патриотизму.

Словарная работа и составление плана

Словарная работа на уроке в основном сводится к подбору синонимов. После беседы учитель дает ученикам задание составить по теме картины словосочетания и предложения со словами: зеленый — изумрудный, яркий — ослепительный, желтый — золотистый. Нужно объяснить детям, что не всегда можно употреблять одни и те же синонимы. Зачитываются примеры, приведенные учащимися, оцениваются самые удачные, например, «ослепительные лучи солнца», «солнечные зайчики», «изумрудная травяной ковер». Составляется план сочинения по картине:

  1. Лето — любимое время года.
  2. Описание картины: а) люди, собака; б) ведро, корзина, кувшин; в) полянка.
  3. Впечатление от изображенного на картине.

Сочинение по картине Пластова «Родник»

Современные люди привыкли к водопроводу, поэтому они не понимают истинной ценности родника. В былые же времена родник считался источников жизни, из него брали воду для питья. Других средств получения чистой воды в те времена не знали.

Часто родники находились на значительном расстоянии от села, поэтому приходись ходить по несколько километров с коромыслом. На картине Пластова «Родник» мы видим молодую женщину с ребенком. Она идет от родника со своей тяжелой ношей.

На ней – простое платье, а ребенок одет в обычную рубашечку и штанишки. Он робко прижимается к своей маме, словно боится потеряться или отстать от нее. А путник, которые попросил напиться, сидит на пеньке.

По его позе и наряду можно сказать многое.

Путник идет издалека, поэтому он присел и хочет пить. А форменная одежда и рюкзак за спиной говорят о том, что путник – это солдат. Он возвращается домой после длительного отсутствия. Его обувь порядком поизносилась, а шинель – обветшала, но он идет вперед.

Известный русский художник Пластов Аркадий Александрович всю жизнь прожил в одном, родном селе. На своих полотнах больше всех он изображал односельчан, их жизнь, обычаи, время проведение и даже преобразования деревни. Любая из его картин это этап жизни простого сельского человека.

Картина родник показывает нам мужчину и женщину, пьющих воду из родника. На улице жаркий летний день. Солнце поднялось очень высоко и радует своим теплом природу из безоблачного неба. По всей видимости, мужчина и женщина работали в поле.

Возможно, собирали урожай и очень устали от жары. Единственным спасением для них стал родник в степи, который огородили, чтобы не замелел. Вокруг родника очень красиво и зелено. Растениям в такую жару всегда нужна вода, а здесь она рядом.

Простая и чудесная картина показала эпизод из жизни сельского народа. Сколько всего прекрасного и замечательного можно нафантазировать, глядя на эту красоту. Мне кажется, что многие приходили к этому роднику и не только в жару. Одни просто отдохнуть, другие подумать, а автор изобразить шедевры искусства.

Описание картины Пластова «Летом»

Данная картина относится к послевоенным работам художника. Написал он картину в 1952 году. На ней изображена женщина и девочка, которые собирали лесные дары, устали и теперь отдыхают.

Действие происходит летом, картина отчетливо это передает. На березках листья зеленые, трава такого же цвета. Колокольчики и другие цветы украшают травяной ковер, добавив ярких красок.

Женщина и девочка вышли из дома рано утром, так как в это время еще нет жары и больше вероятность найти лесные дары, придя к ним первыми. До полудня они бродили по лесу, и старанья их были вознаграждены. Мать и дочь набрали целую корзину белоснежных груздей и вторую, чуть меньшую, крепких боровиков.

Память[править | править код]

Памятник А. А. Пластову в Ульяновске

  • В Москве, на доме № 1/15 по Котельнической набережной (в котором жил художник), установлена мемориальная доска.
  • В Прислонихе, на доме Пластова установлена мемориальная доска.
  • В январе 1973 году в Ульяновском областном художественном музее состоялся торжественный вечер в честь восьмидесятилетия художника, а во Дворце культуры профсоюзов показ документального фильма «Солнечный талант» об А. Пластове.
  • 8 сентября 1979 года в Москве, по адресу Зубовский бульвар, 27, был открыт музей художника.
  • 30 января 1986 года в Ульяновске появился бульвар Пластова.
  • 5 июля 1986 года на улице Гончарова в Ульяновске была открыта художественная галерея художника (в 2010 году в нём открыт музей Пластова).
  • Памятник А. А. Пластову в Прислонихе
    31 января 2003 года на бульваре Пластова в Ульяновске был установлен памятник художнику.

  • 25 сентября 2011 года на родине художника, в селе Прислониха, установлен памятник.
  • На могиле художника сооружено надгробие.
  • В 1973 году Почта СССР выпускала почтовую марку № 4261 с изображением картины А. А. Пластова «Ужин трактористов».
  • Государственный комитет СМ СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли и Академия художеств СССР подготовили и издали монографию о жизни и творчестве художника.
  • Работы художника вошли в собрание ИРРИ.
  • Ежегодно в Ульяновской области проходят традиционные Пластовские дни.
  • С 2007 года вручается региональная, а с 2011 года — Международная премия в области изобразительного искусства имени А. А. Пластова .
  • Международная ассамблея художников «Пластовская осень» ( с 2011).
  • В Новом городе Ульяновска есть библиотека имени А. А. Пластова.
  • Карсунская детская школа искусств носит имя художника (2012).
  • В 1983 году Министерство связи СССР выпустило ХМК с изображением А. А. Пластова.
  • В 2010 году Министерство связи России выпустило ХМК с изображением картины А. А. Пластова «Деревенский март», 1965 г.
  • В 2013 году Министерство связи России выпустило ХМК с изображением памятника А. А. Пластову в Прислонихе.
  • В 2016 году почта Танзании выпустила серию марок из 8 блоков с изображением картин Аркадия Пластова.
  • В 2018 году почта Коморы выпустила серию марок из 8 блоков с изображением картин Аркадия Пластова.
  • 31 января 2018 года к 125-летию со дня рождения Аркадия Пластова была выпущена специальная почтовая карточка со спецгашением.
  • В 2020 году Почта России выпустила: почтовый блок, КПД и виньетку в сувенирной обложке.

Музеи А. А. Пластоваправить | править код

  • В 2010 году по распоряжению правительства Ульяновской области, под патронажем губернатора С. И. Морозова и председателя Счётной палаты РФ С. В. Степашина, при поддержке и помощи семьи Пластовых состоялось открытие «Музея А. А. Пластова» — нового филиала «Ульяновского художественного музея». В музее экспонируются более 50 подлинных произведений живописца, охватывающих период с 1920-х до начала 1970-х гг. Среди них такие известные, как «Деревенский март», «Костёр в поле», «Мартовское утро», «Рим. Аппиева дорога» и предоставленная семьёй художника картина «Родник» (авторское повторение). В экспозицию вошли также личные вещи А. А. Пластова. Большую ценность представляют ранние рисунки Пластова, старинные фотографии односельчан художника и предметы народного быта из Прислонихи, переданные в дар жителями села.
  • Ещё один музей работает в селе Прислониха, где родился художник. «Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова» был открыт в 1988 году и являлся филиалом «Ульяновского художественного музея». В 2017 году филиал переименован в Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова». В составе комплекса: музей А. А. Пластова, памятник художнику, восстановленная церковь Богоявления Господня, гостевой дом, а также объекты ландшафтно-рекреационной зоны.

Картина Пластова «Летом»

Аркадий Александрович Пластов написал полотно в 1954 году. Большинство искусствоведов склоняются к версии, что художник написал свою картину в селе Прислониха, поскольку большую часть жизни он прожил именно там. Некоторые искусствоведы полагают, что она была написана несколько раньше, а в 1954 году он лишь опубликовал свое полотно. Это подтверждает ряд сохранившихся эскизов 40-х годов, которые имеют ряд схожих композиционных решений. Впрочем, большинство искусствоведов отрицают эту версию, поскольку они считают, что полотно было написано с натуры летом в 1954 году.

Технические характеристики полотна:

Размеры 160 x 112,5 сантиметров
Дата создания Предположительно 1954 год
Художественное направление Социалистический реализм
Живописная техника Масло, холста
Где находится сейчас Русский музей

Описание и стилистические особенности

Итак, теперь Вы знаете технические и исторические особенности полотна — давайте же теперь займемся описанием картины «Летом». На полотне художник изобразил небольшую сценку в лесу. Картину можно условно разделить на передний и задний план. На заднем плане изображен густой хвойный или хвойно-лиственный лес. Также на заднем плане изображена небольшая зеленая полянка, залитая ярким светом. На переднем плане изображены две березы, в тени которых расположились две женщины — девочка и ее бабушка (или мать).

Девочка одета в длинный белый сарафан и красный платок — эти цвета немного контрастируют с другими цветами полотна. В руках девочка держит небольшую веточку с листьями и ягодами, а на коленях у нее расположена металлическая зеленая кружка с какой-то жидкостью коричневого цвета (возможно, чай или цветочный отвар). Позади девочки изображена женщина в темном платье; женщина заслоняет руками лицо и, видимо, спит. В правом нижнем углу изображена собака, которая прижалась к девочке.

Глаза собаки открыты, но зритель не знает, на что именно она смотрит. Рядом с девочкой и ее матерью/бабушкой находятся две корзинки, полные грибов; в одной из корзин мы видим грибы белого цвета, а в другой — оранжево-рыжего. В ногах у девочки изображен большой кувшин коричневого цвета с черными горизонтальными полосками. Основные цвета картины — светло-зеленый, зеленый, черный, белый, красный, коричневый, золотистый, телесный. Некоторые размышления искусствоведов по поводу этого полотна:

  • Полотно выполнено в реалистическом ключе, а большинство экспертов относят его к направлению социалистического реализма. Ярко-зеленая полянка, возможно, написана под легким влиянием импрессионизма;
  • На картине доминируют спокойные тихие цвета. При этом художник мастерски работает со светом и цветом — полянка позади девочки и матери является более светлой и как бы отделяет передний фон полотна от заднего;
  • При этом девочка на переднем плане одета в одежду контрастных цветов, поэтому можно сказать, что она является главным героем картины;
  • Бабушка или мать изображена на полотне как бы приглушенно, будто бы ее персонаж является второстепенным. Она одета в синевато-черное платье, а лицо она прикрывает руками:
  • Если присмотреться к березам, то можно увидеть, что на одном из деревьев вырезан небольшой фрагмент коры. По всей видимости, эта метка свидетельствует о том, что дерево подлежит вырубке. Это впечатление усиливается еще и тем, что рядом с деревьями изображен небольшой пенек;
  • Пеньком и меткой на березе художник, возможно, хотел подчеркнуть, что деревья не просто растут рядом с лесом, но являются собственностью человека. Такое решение резко контрастирует со старой живописной школой, где подобные ходы не поощрялись. По мнению некоторых искусствоведов, подобный ход делает делает картину более современной.

Творчество[править | править код]

Внешние изображения
Картины

Одна из первых значительных работ художника «Купание коней» была выполнена им для выставки «20 лет РККА». Для выставки «Индустрия социализма» он также написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни».

Другое яркое произведение — «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете, хотя при этом всё равно создаётся поэтическая выразительность образа.

В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъём («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954, «Первый снег», 1946). Также широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Героиня картины, предстающая на ней полностью обнажённой, была прозвана Северной Венерой.

Яркость и эмоциональность замысла отличают его картины в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы художник запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостаёт[источник не указан 738 дней] глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части его творчество тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Его картины постоянно включались во все советские школьные учебники и хрестоматии.

Выставкиправить | править код

  • 30 января 1973 года состоялось открытие выставки в Ульяновском областном художественном музее. Более 60 произведений художника посвящены 80-летию со дня рождения.
  • 6 августа 1974 года состоялась академическая выставка.
  • 13 июля 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея состоялось открытие выставки его произведений. Выставка была включена в число официальных мероприятий, проходивших в рамках культурной программы Саммита «Большой Восьмёрки» в Санкт-Петербурге. В состав экспозиции вошло более 50 живописных произведений из собраний ГРМ, ГТГ, Ульяновского областного художественного музея и коллекции наследников художника.

Преимущества живописи на фарфоре

Фарфоровые картины имеют определенные преимущества по сравнению с обычными масляными холстами или акварелями. Это во многом связано со свойствами фарфора и его обжигом.

1. В отличие от холста или бумаги фарфор является прочным и долговечным материалом, не подверженным гниению и разложению. Это значит, что фарфоровые пласты со временем не обветшают и не будут требовать сложной реставрации.

2. На холсте и бумаге краски со временем могут растрескаться или поблекнуть. Фарфоровую живопись от таких повреждений защищает обжиг изделия, а также глазурь при подглазурной росписи. Краски на фарфоре долгие годы остаются яркими и глубокими.

Фарфоровый натюрморт. Германия. КРМ. XIX в.

3. Обычную картину можно легко порвать, как это , повредить водой или потерять в огне. Но фарфору такие испытания не страшны, разве что его можно разбить. Любопытно, что некоторые фарфоровые копии пережили оригиналы. Например, фарфоровый пласт «Кающаяся Мария Магдалина» дошел до наших дней, в то время как оригинальная картина художника Батони была уничтожена во время Второй мировой войны.

Фарфоровый пласт «Кающаяся Мария Магдалина». Германия. КРМ. XIX в.

4. За фарфоровым пластом легко ухаживать, так как он не боится не только воды, но и многих моющих средств. Устоит он и против некоторых агрессивных сред. Как известно, на выставках картин неоднократно случались покушения на великие произведения. Так, в «Мону Лизу» в Лувре в 1956 году плеснули кислотой, а в 2009 году — горячим чаем. Фарфоровая картина в этом смысле имеет заметные преимущества перед стандартной живописью.

5. Из-за пластичных свойств фарфора и особенностей обжига можно создавать пласты с рельефным декором, добиваясь низкого или высокого рельефа. В масляной живописи небольшая рельефность требует наложения большого количества слоев красок, что чревато их растрескиванием в будущем.

Расплатой за многочисленные достоинства фарфоровых картин является сложность их изготовления. В то время как простую картину художник может от начала до конца выполнить сам, живопись на фарфоре требует специальных материалов, дорогостоящего оборудования, точного соблюдения всех технологий и специалистов разных профессий. Следствием этого является и более высокая цена по сравнению с бумажными аналогами.

Заключение

Аркадий Пластов является очень известным художником советского времени, вышедшим из простого народа и посвятившим именно ему собственное творчество

Потрясающая красота деревни на его картинах притягивала внимание и тревожила душу зрителей ушедшего столетия, а также вызывает интерес у нынешнего поколения

Его работы являются классикой русской живописи 20 столетия и способствуют духовному возрождению русского народа и человечества в целом. Гармония человеческой жизни и природы является лейтмотивом работ художника, он наследовал и продолжал национальную художественную традицию. Он является классиком как советской, так и русской живописи, его творчество стало большим вкладом в развитие культуры нашего государства.