Самый первый мультфильм в мире

Оглавление

Кто придумал потоковое производство анимации

Имя Уолта Диснея не нуждается в особом представлении, а перечисление его заслуг перед анимацией может занять не одну страницу: использование звука («Пароходик Вилли», 1928), цвета («Цветы и деревья», 1932), съемка полнометражного мультфильма («Белоснежка и семь гномов», 1937), ксерография («101 далматинец», 1961) и достижение небывалого уровня профессионализма в ритме, проработке облика персонажей и детализации фонов.

Справедливо заметить, что Дисней не был новатором в области многих технических решений. К примеру, первым полнометражным анимационным фильмов считается El Apostol аргентинского режиссера Квирини Кристиани. А многие из важных визуальных находок были предложены его коллегой — аниматором Абом Айверксом, создавшим Кролика Освальда и Микки Мауса.

Мультфильм «Цветы и деревья» (1932)

Однако главным достижением Уолтера является выведение анимации на коммерческий уровень. Дисней сумел объединить разрозненное производство мультфильмов в единую систему и добиться безоговорочного признания мультипликации широкой аудиторией. Он принял активное участие в становлении анимации как отдельного коммерческого формата.

Для развития анимации важными стали и его нововведения в области организации труда: разделение аниматоров по специализациям (гэги, сюжет, эмоции, характерные черты персонажей и т.д.); проведение обучающих семинаров и мастер-классов для работников студии.

Создание мультфильма «Белоснежка» (1937)

Система потокового производства, построенная Диснеем, явилась образцом для создания российской студии «Союзмультфильм».

Disney по сей день является брендом и эталоном качества, хотя в разные годы с ним успешно конкурировали многие анимационные студии.

И мама меня простит

1975 год, режиссер Анатолий Петров

Поссорившись с мамой, мальчик представляет, как он уходит в воображаемое путешествие, но вскоре возвращается, поняв, насколько плохо жить без мамы.

«Был еще мультик „И мама меня простит“, так он мне всю психику поломал. Там мальчик убегает от мамы, пока его ищут, он чуть ли не помирает в пути и возвращается на ее ДР. Лучше подарок не придумаешь!»

Как вам этот список? Согласны с пользователями соцсетей или любите эти мультики?

Мы, с свою очередь, отметим, что многие из мультфильмов изначально были созданы для взрослых и не позиционировались как развлекательный контент. Тут уже задача родителей — следить за тем, что именно смотрит его чадо. К тому же многие мультфильмы — это экранизации народных сюжетов, а в фольклоре очень много вещей, которые могут показаться жестокими или странными.

Первый нарисованный мультфильм

В 1900 году тот же Блэктон представил зрителям двухминутное видео «Очарованный рисунок». Считать его мультфильмом или нет, сказать сложно. На экране мы видим человека, который рисует портрет. Но выражение лица портрета меняется самостоятельно с помощью склейки кадров. В 1906 году Блэктон снял еще один похожий мультфильм — «Комические фазы смешных лиц». Но в этих мультфильмах не было ни героя, ни сюжета.

https://youtube.com/watch?v=dTqxY2mhmmY

Потому первым полноценным мультфильмом все-таки считают «Фантасмагорию» французского изобретателя Эмиля Коля. Этот мультфильм показали в кинотеатрах в 1908 году, в нем уже было минимальное развитие сюжета и свой герой, по действиям которого можно составить мнение о характере. Двухминутная лента произвела впечатление на зрителей, анимация начала свой длинный путь.

Кто же был первым?

На почетное звание претендуют сразу несколько работ. Больше всех отличился американский художник, мастер карикатуры Джеймс Стюарт Блэктон. Целых три его произведения фигурируют среди номинантов. В 1900 создан короткий немой мультфильм «Очарованный рисунок». В 1906 году им представлена работа «Смешные переходы забавных лиц». Она демонстрировала быструю смену гримас, отражающих разнообразные человеческие эмоции. В этой картине сочетались техника кино и искусство графики. Интересно, что в американских кинозалах показ сопровождался игрой пианиста, а порой даже целого оркестра.

В следующем году Блэктон выпустил «Отель с призраками». Эта работа была более совершенной в техническом и анимационном плане. Но этот мультфильм был кукольным, поэтому многие специалисты оспаривают его право на звание первой детской анимации.

Претендует на первое место и европейский мультик. Эмиль Коль, художник-карикатурист из Франции, создал работу под названием «Фантасмагория» (1908 год). Особенность этой черно-белой ленты — наличие четкого сюжета. Еще одно отличие заключалось в том, что у ключевого персонажа ярко выражены индивидуальные черты характера. Для создания этого двухминутного мультфильма Эмиль Коль сделал чуть менее 700 рисунков.

Это интересно: Какие города Африки пользуются популярностью у туристов

«Песнь соловья» – лирический фильм ироничного человека

Талант Старевича – ироничный и язвительный. Мастер любил розыгрыши, шутки на грани фола, которые впрочем, никогда не становились ни злыми, ни жестокими, очень любил пародировать расхожие штампы. А еще его всегда тянуло к мистике. Кукольник, фокусник, волшебник, он снял множество историй самыми невероятными персонажами.

Но первую известность во Франции принесла Старевичу маленькая лирическая картина «Песнь соловья» ставшая в 1919 году фильмом года.

Простая история о девочке, которая ночью, во сне, заслушалась нехитрой песней соловья в клетке, а проснувшись, отпустила пернатого пленника.

В роли девочки снялась дочь Старевича. Зрители юбилейного кинопоказа в «Покровских воротах» смогли увидеть эту работу, это большая удача, копии этого фильма не найдешь в интернете.

Автор с дочерью

Этот фильм, сочетающий игровую основу с кукольной анимацией, стал одним из первых опытов применения цвета в кинематографе. Старевич раскрасил пленку вручную. Нежные переливы и переходы цвета подчеркивают колорит этой волшебной сказки. Удивительно, но при всех нынешних технологиях свежераскрашенные советские фильмы не выдерживают с этим маленьким шедевром никакого сравнения.

Владислав Старевич умер в Париже в 1965 году, в последние годы его известность пошла на убыль, он снимал рекламные ролики и делал кукол на продажу. Секреты многих его трюков и фокусов умерли вместе с ним, никто не знает, из чего создавал он лица для своих кукол, способные в мгновение ока менять выражение.

Авторы Гайдпарка

  • Nikol

    Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Осень

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

    Читать полностью

  • Сергей Якунин

    «Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Мировая общественность не приемлет рост реваншистских настроений в Японии

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    У реки Орь

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Глава российского ФБР Тэрада рассказала о жизни в «американском ГУЛАГе»

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Любовь после 70: старческий позор или последняя радость

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Курильские острова – исконно русская земля

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России

    Читать полностью

  • Барон Мюнхгаузен

    Туман времени

    Читать полностью

Советская мультипликация в 20-30 годы

Прародителем советской мультипликации можно считать биолога Владислава Старевича, снявшего картины о жизни жуков, используя насекомых в качестве марионеток. Позже режиссер снял еще несколько кукольных мультфильмов, таких как “Стрекоза и муравей”, “Ночь перед Рождеством”, “Сценки из жизни животных”. Однако, во время революции Старевич уехал из страны, из-за чего развитие анимации на некоторое время остановилось.

Один из первых мультфильмов «Стрекоза и муравей»

В 1924 году Юрий Меркулов с другими режиссерами организовывают Экспериментальное бюро мультипликации, где создают ряд кукольных мультфильмов. В то же время другие художники на студии “Культкино” работали над созданием рисованных мультфильмов, имеющих в основном сатирический характер и ориентированных на взрослую аудиторию.

Первыми детскими мультфильмами, созданными в СССР, считаются “Каток” и “Сенька-Африканец”, вышедшие на экраны в 1927 году. Тогда же вышел кукольный фильм “Мойдодыр” и рисованный “Тараканище”.

Знаковым этапом в истории советской анимации можно считать картину “Почта”, вышедшую в 1929 году, которая стала первым цветным и озвученным мультфильмом. Картина была показана зарубежным зрителям и высоко оценена критиками. В 1935 году была создана картина “Новый Гулливер”, где на ряду с куклами снимались настоящие актеры.

Один из героев советского мультфильма 20-40 годов

Мнение эксперта
Артур Оганезович Вартанян
Оператор-постановщик, помощник режиссера киностудий «Ленфильм», «Киевской киностудии научно-популярных фильмов», а также «Центральной киностудии детский и юношеских фильмов им. М.Горького».

В 30е годы советские аниматоры знакомятся с творчеством Уолта Диснея, и его работы признаются эталоном, на который пытаются ровняться отечественные мультипликаторы. Под влиянием диснеевских мультфильмов в СССР в 1935 году создается студия “Союзмультфильм”, где аниматоры пытаются копировать технику западных коллег.

Первый мультфильм с СGI

Сейчас мы часто можем разглядеть лица знаменитостей в мордочках мультперсонажей, они, по сути, играют в мультфильмах, так как техника СGI позволяет списать реальные выражения лиц людей и перенести их на героев мультфильмов. Вспомните «Подводную братву», к примеру. Но началось все это уже в 2001 году с мультфильма «Последняя фантазия: Духи внутри» японского игрового дизайнера Хиронобу Сакагучи. Именно там люди выглядели настолько реалистично, что даже немного пугали — это нарисовано или снято? Сейчас мы видим такие мультфильмы и фильмы гораздо чаще, они нас уже не удивляют, но в 2001 году это был прорыв, хоть и провалившийся в прокате.https://www.youtube.com/watch?v=wWA71h4BN4E

Известные 2D-анимационные мультфильмы

1. «Губка Боб» (1999-…). Мультсериал рассказывает о чересчур жизнерадостной морской губке, живущей на дне океана. «Вы готовы, дети?»

2. «Время Приключений» (2010-…). Этот мультсериал – новая классика анимации, шоу, выведшее ее на совершенно иной уровень и заполучившее в ряды своих фанатов даже самых снобистски настроенных критиков.

3. «Гравити Фоллз» (2012-2016). Это история о брате и сестре, приехавших на летние каникулы к своему двоюродному дедушке. Городок, где он живет, оказывается непростой, а сериал — еще сложнее. «Гравити Фоллз» — это такая light-версия «Твин Пикса», покорившая своим духом таинственности зрителей всех возрастов.

«Золушка»

Самые интересные мультики, снятые по мотивам классических европейских сказок, как правило, сразу завоевывают симпатии детей тем, что являются оригинальными адаптациями знакомых историй.

Эта лента вышла на экраны в 1950 году и сразу получила мировое признание за счет тщательно проработанной главной героини, а также великолепной анимации, основанной на срисовывании движений, мимики и жестов актеров, которые отыгрывали свои роли вживую. Новаторство картины заключалось в том, что она стала адаптацией старинной истории на новый лад. В ленте много остроумного юмора, лирических и комедийных песен, которые, с одной стороны, передавали волшебную атмосферу сказки Ш. Перро, а с другой – приближали зрителя к современному ему времени.

Путеводный свет

Даты выхода: 2 января 1987 – 18 сентября 2009

Страна: США

Жанр: драма, мелодрама

Количество серий: 18262

Рейтинг КиноПоиска: 5.48

Рейтинг IMDB: 6.4

Задолго до своей телепремьеры, «Путеводный свет» выходил в формате радио-шоу, и уже тогда был весьма популярен. Своим названием мыльная опера обязана обычаю персонажа преподобного Рутленджа оставлять у себя на окне зажженную лампу. Эта лампа, подобно путеводной звезде или маяку, должна была указать заблудшим душам путь в дом, где им всегда окажут помощь. В сюжетную линию за долгие годы трансляции сериала были втянуты многочисленные семейства чикагского пригорода: Бауэры, Рутерленджи, Робертсы, Холдены, Гранты, Норрисы, Флетчеры, Мейсоны, Торпы, Мерлеры, Сполдинги и многие другие. Отношения между персонажами настолько сложны и запутанны, что подсчитать все существовавшие в истории сериала сюжетные линии будет ой как не просто. «Путеводный свет» является хитросплетением любовных историй, летописью свадеб и чередою предательств и убийств. У данного кинематографического шедевра сотни наград, а за общее количество серий «Путеводный свет» внесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный сериал в мире.

Дата публикации статьи: 3.10.2017

От сценария до монтажа

Хотя появление новых технологий существенно облегчило выполнение многих задач, производство мультфильма по-прежнему является трудоёмким и предельно кропотливым процессом, в котором задействованы множество людей. В том числе это касается и создания трёхмерной компьютерной мультипликации. Как рассказывает RT руководитель студии Propellers Артур Шамшадинов, один только поиск визуального решения может занимать месяцы, а в случае с полнометражным мультфильмом — годы. Но даже если сценарий готов, эскизы персонажей нарисованы, сценарий преобразован в раскадровку (где каждая сцена представлена в виде рисунка, выверенного по композиции и описанного по действиям персонажей и камер) и создан 2D-аниматик — черновая версия мультфильма со звуком, — всё только начинается.

Также по теме

Заклинатель мух: как любитель насекомых Владислав Старевич стал пионером кукольной анимации

8 августа исполняется 135 лет со дня рождения Владислава Старевича — одного из основоположников кукольной анимации, прославившегося…

Сперва необходимо провести моделирование — это процесс создания трёхмерных персонажей и объектов по их эскизам. Кажется, что можно вылепить эти объекты, словно из пластилина, но так лишь можно поймать общую форму. В действительности модели должны иметь сетчатую структуру поверхности, созданную по строго определённым законам, иначе потом их нельзя будет деформировать без режущих глаз артефактов.

«Если вы посещали курсы кройки и шитья, то вам должно быть понятно, что такое выкройка. Нечто подобное происходит с персонажем. Все его детали: и одежда, и ладони, и лицо — превращаются в выкройки. Именно на таких развёртках художник рисует текстуры для модели, чтобы модель обрела цвет, фактуру и мелкие детали. В зависимости от желания сделать мультфильм более или менее реалистичным создаются шейдеры — материалы. Они отвечают за модель поведения света на поверхности материала: шершавый он, как бумага, или зеркальный, как стальной шарик. И это происходит с каждой моделью, будь то главный персонаж или просто предмет, лежащий где-то в углу на заднем плане», — объясняет аниматор.

Перед тем как приступить к анимации, для всего, что должно двигаться, создаются скелеты — условные шарнирные конструкции, с которыми и работает аниматор. К каждой кости таких скелетов привязываются области моделей, за счёт чего появляется возможность двигать отдельно руки, отдельно ноги. Эти «кости» (манипуляторы) создаются и для лица, и для глаз — всего, что должно шевелиться. Но этим работа со скелетом не ограничивается. Внутри него, между костей, строятся сложные многоярусные взаимосвязи, благодаря которым появляется возможность работать с конечностями в режиме прямой и обратной кинематики, когда перемещение кисти руки приводит в движение все суставы. Создаётся внешний вид манипуляторов, достаточно удобный для того, чтобы с ними можно было работать.

  • Режиссеры за постановкой нового фильма на киностудии «Союзмультфильм»
  • РИА Новости

Он подчёркивает, что на этом работа не заканчивается: впереди этап рендера. Мощности современных машин недостаточно, чтобы во время процесса анимации видеть итоговую версию мультфильма. Его предстоит дополнить деталями, эффектами, источниками света и поставить на процесс многочасового (многодневного) рендера. Во время него компьютер, учитывая каждую точку, нарисованную художником, каждое микродвижение, шейдер и источник света, воссоздаст многослойную картинку, готовую к следующему этапу — композитингу. Там, как в фотошопе, слои персонажей, теней, фона, бликов, глубины и множества других специфических данных, накладываясь в различных режимах, приобретут законченный вид. И только потом отправятся на монтажный стол.

Кто придумал компьютерную анимацию

История создания компьютерной анимации начинается с 1950-х годов. Самые первые, пока не уверенные шаги делались на многих материках нашей планеты. А серьезный скачек был в 1960-х босле которого началось стремительное движение в перед. В 1962 году американский ученый Айвен Сазерленд разработал систему Sketchpad, которая позволяет управлять изображением на экране компьютера. За нее он получил премию Алана Тьюринга.

Уже в 1963 году студия Disney применила систему Audio Anomatronics, которая привела в движение компьютерные модели животного и человека. Цифровые технологии постепенно стали захватывать мир анимации.

Но первым, кто применил компьютерную графику в творческих целях, стал венгерский аниматор Петер Фёльдеш, показавший в 1971 на фестивале в Аннеси свой мультфильм «Метаданные».

Мультфильм «Метаданные» (1971)

Первый советский мультфильм

«Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами» была создана Владиславом Старевичем в 1912 году. Кстати, это еще и первая анимационная сатира! Старевич делал свой мультфильм пародией на засилье псевдоисторических сюжетов из аристократической жизни в кинематографе того времени.

В центре сюжета — любовный треугольник, на фоне которого происходит та самая битва рогачей с усачами. Ножки и ручки жуков были сделаны из проволоки и прикреплены к тельцам с помощью воска. То, что жуки не живые, кстати, поняли далеко не все. Очень многие газеты восхищались трудолюбию «жучиного» дрессировщика.

Как придумали покадровую анимацию

Двое английских режиссеров-изобретателей Джон Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит вошли в историю анимации как создатели первого кукольного (к сожалению, несохранившегося) мультфильма «Цирк лилипутов» (1898).

Значение этой ленты в открытии

У них получилось добиться эффекта покадрового движения. Они имитировали движение, перемещая объекты во время съемки (героями их мультфильма были деревянные игрушки) при выключенной камере. Эта технология позволила создать иллюзию непрерывного движения. Это элементарное открытие стало основой классической анимации.

Немного позже Блэктон и Стюарт создали мультипликационную серию «Комические фазы смешных лиц» (1906), при создании которой продолжали свои эксперименты уже с рисунками.

Мультфильм «Комические фазы смешных лиц» (1906)

Первый объемный мультфильм

Первый мультипликационный фильм в мире, в котором зрителям был виден объем, создал российский режиссер и оператор Владислав Старевич в 1912 году. Он назывался «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».

Мультфильм был снят методом покадровой съемки, а его главными героями являлись настоящие живые насекомые из энтомологической коллекции Старевича.

Сюжет мультфильма повествовал о любви Люканиды, повелительницы жуков-рогачей, и графа Героса, представителя племени жуков-усачей.

Лента пользовалась бешеным успехом у зрителей. Хорошо зная повадки насекомых и используя метод покадровой съемки Старевич добился натуральной пластики «актеров» в своей картине.

«Аладдин»

Самые интересные мультики завоевывали популярность среди зрителей во многом благодаря разнообразной тематике и оригинальным сюжетам. Названная картина студии «Дисней» вышла в прокат в 1992 году и сразу стала хитом. Новаторство сценаристов заключалось в весьма остроумной адаптации восточных сказок «Тысяча и одна ночь». Действие картины разворачивается на арабском Востоке, однако модели поведения героев, их поступки и характеры максимально приближены к реалиям современной действительности. Оригинальный саундтрек передает колорит восточной атмосферы, но его музыкальная обработка выдержана в современном стиле.

Как придумали ротоскоп

Спустя определенное время пришли к выводу, что в обычном оживлении простых рисунков не достаточно убедительности. Возникла необходимость в таком подходе, который позволит создавать персонажей максимально естественными.

Свой вклад в развитие анимации сделал Макс Флейшер в 1914 году. Ввел в обиход применение метода проекции кадра кинофильма на просвет сквозь кальку на которой создавали рисунок содержимого кадра. С помощью этой техники получилось достигнут большего правдоподобия движения, и мультфильм был более естественным. Изобретение в дальнейшем приобрело «ротоскоп». Совместно со своими братьями Джо и Дейвом был произведен экспериментальный фильм, в дальнейшем переросший в знаменитую серию «Из чернильницы».

Мультфильм «Время сна», реж. Дейв Флейшер (1923)

Эта техника создания мультфильмов успешно применялась Диснеем для работы со всеми человеческими персонажами, например, Белоснежкой и других известных принцесс. В советской практике «ротоскоп» получил внутристудийное название «эклер».

В 1950-х годах технологию «эклер» использовали для создания с помощью мультипликации положительных персонажей в облике людей («Аленький цветочек», «Снегурочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.). Некоторые источники рассказывают, что этой технике аниматоры частично доверяли, думая, что точное копирование обедняет анимацию как искусство.

Применение запечатленных на пленке актеров использовали как вспомогательный метод, который необходим для повышения опыта художников. Споры относительно допустимой степени натурализма во время использования ротоскопа продолжались длительное время. Стоит заметить, что большинство профессионалов пользовались этой техникой избирательно, рассматривая как дополнительный прием при решении сложных технических задач.

Кадр из «Белоснежки» (1937) / Фото: Disney с сайта tvkinoradio.ru

До свидания, овраг

1981 год, режиссеры Вадим Курчевской и Вячеслав Шилобреев.

Стая бездомных собак жила в овраге за новостройками на краю города. Поблизости была конечная остановка городского автобуса, там регулярно сидел хромой пес и ждал подачки. Однажды из автобуса вышел человек, вытряхнул из спортивной сумки маленького пёсика и уехал. Песик по имени Крошка остался на остановке, там его увидел художник и нарисовал. Крошка познакомился с собаками из оврага и услышал их грустные истории…

«Да, снова „Союзмультфильм“ мучает животных и нервные клетки детей: в овраге пытаются выжить стая собак, которые регулярно становятся жертвами издевательств от людей, но за одного песика заступился человек, однако это делает мультик еще печальнее».

Известные 3D-анимационные фильмы

1. «ВАЛЛ-И» (2008). Этот мультфильм показал, что работы Pixar по своей глубине могут конкурировать с серьезными фильмами для взрослых. Также здесь впервые в Pixar была использована игра настоящего актера.

2. «История игрушек» (1995). Ни один фильм не повлиял на индустрию компьютерной анимации так сильно, как этот. Все, что можно про него сказать, было сказано еще 20 лет назад. Правда, зрительская любовь к франшизе с течением времени не угасает – в 2021 году ожидается четвертая часть мультфильма.

3. «Головоломка» (2015). После нескольких спорных мультфильмов казалось, что Pixar зашла в творческий ступор. Однако с выходом «Головоломки» все сомнения развеялись – анимационный учебник по детской психологии полюбился как детям, так и взрослым.