Расклад уже понятен: как изменится госдума после выборов

Оглавление

Полученные результаты

Государственная Дума

Вечеринка PR Округ Всего мест
Голоса % Сиденья Голоса % Сиденья
Либерально-демократическая партия России 12 318 562 22,9 59 1 577 400 3.0 5 64
Выбор России 8 339 345 15.5 40 3 630 799 6,8 24 64
Коммунистическая партия Российской Федерации 6 666 402 12,4 32 1,848,888 3.5 10 42
Женщины России 4 369 918 8.1 21 год 309 378 0,6 2 23
Аграрная партия России 4 292 518 8.0 21 год 2 877 610 5,4 16 37
Явлинский – Болдырев – Лукин 4 223 219 7.9 20 1,849,120 3.5 7 27
Партия русского единства и согласия 3 620 035 6,7 18 1,443,454 2,7 4 22
Демократическая партия России 2 969 533 5.5 14 1 094 066 2.1 14
Российское движение за демократические реформы 2 191 505 4.1 1 083 063 2.0 5 5
Гражданский Союз 1 038 193 1.9 1,526,115 2,9 10 10
Будущее России — новые имена 672 283 1.3 411 426 0,8 2 2
Кедр 406 789 0,8 301 266 0,6 1 1
Достоинство и милосердие 375 431 0,7 445 168 0,8 3 3
Другие партии 377 863 0,7
Независимые 25 961 405 48,7 130 130
Против всех 2 267 963 4.2 8 509 300 16.0
Недействительные / пустые голоса 4 248 927
Свободные места 6 6
Общий 53 751 696 100 225 57 495 248 100 225 450
Зарегистрированные избиратели / явка 106 170 835 106 170 835 54,2

Пять мест вТатарстанеостались вакантными из-за низкой явки (менее 25%) и были избраны позднее, в то время как одно место вЧечнеосталось незаполненным.

Совет Федерации

Пять мест были избраны позднее, а два места вЧечнеостались незаполненными.

Несмотря на то, что Совет Федерации оспаривался на беспартийной основе, 11 были членами Коммунистической партии, шесть — членами партии «Выбор России» и девять — членами других партий.

Выборы

Как и президентские выборы, парламентские сопровождались дебатами на телевидение. Однако, как и ранее, парламентские выборы были не такими значительными и привлекали гораздо меньше зрителей, чем президентские дебаты, да и в целом президентские дебаты были гораздо более яркими и острыми, нежели дебаты перед парламентскими выборами, кроме того большинство кандидатов в президенты предпочитало посещать именно президентские дебаты, нежели парламентские. Поэтому большую часть времени от ведущих политических движений на дебатах присутствовали третьи и четвёртые номера из парламентского списка.

Сами выборы состоялись вместе с президентскими выборами, нарушения, как и раньше, были относительно небольшими, за исключением нескольких вбросов и нарушений в пользу НДПР (в самых разных регионах) и Отечества (в основном в Татарстане, Тыве и на северном Кавказе), однако все эти нарушения были минимальными и большинство международных наблюдателей признали выборы демократическими и свободными.

Избирательный блок Первая тройка федерального списка Доля голсов Количество полученных мест
НДПР Черномырдин, Бычков, Шахрай 36,28% 168
Блок «Народовластие» Руцкой, Фёдоров, Селезнёв 18,55% 88
Отечество Титов, Шаймиев, Россель 8,88% 62
КПР Зюганов, Горячева, Стародубцев 7,95% 40
РОДП «Яблоко» Явлинский, Лукин, Ярыгина 6,19% 30
ЛДПР Жириновский, Абельцев, Венгеровский 5% 22
Гражданский Союз Хасбулатов, Чернавин, Бех 4,89% 24
РОС Бабурин, Алкснис, Павлов 4,22% 19
Трудовая Россия Анпилов, Тюлькин, Крючков 3% 3
Демократический Союз Боровой, Новодворская, Дебрянская 2,11% 2
Другие списки 1,92%
Против всех 1,01%

Избирательная система

Новый закон о выборах, принятый на выборах в Думу 1993 года, предусматривал, что половина из 450 депутатов Думы была избрана по партийной системе пропорционального представительства, а половина была избрана как отдельные представители от одномандатных округов. Таким образом, каждый российский избиратель получил два разных бюллетеня. Бюллетень с пропорциональным представительством требовал, чтобы каждый избиратель поддержал избирательную организацию или проголосовал против всех из них. В отличие от этого, избирательный бюллетень для одномандатных округов требовал, чтобы избиратель поддержал человека, чья партийная принадлежность, если таковая имеется, не могла быть указана в бюллетене.

Чтобы выдвинуть список кандидатов в бюллетене пропорционального представительства, партия или избирательная организация должна была собрать 100 000 подписей от электората, из которых не более 15% могли быть из любого региона или республики. Для расчета количества мест, выигранных каждой партией, использовался метод Хейра с порогом в 5,0% действительных голосов, включая голоса, поданные против всех, но исключая недействительные бюллетени. Чтобы получить место в одномандатном избирательном округе, кандидаты должны были собрать подписи не менее 1,0 процента избирателей округа. Победителем в каждом конкурсе одномандатных округов становился просто кандидат с множеством голосов, независимо от количества голосов, поданных против всех.

Шокирующие результаты голосования

Поздно вечером 12 декабря в телецентре «Останкино» начали собираться самые известные представители артистической, политической и интеллектуальной среды. Причина – весело, с бокалом шампанского поздравить пропрезидентскую партию. В итоге кремлевские наблюдатели оконфузились, ибо победу одержал Жириновский. Блок «Выбор России» занимал лишь вторую строчку и заметно проигрывал лидеру гонки.

Чтобы понять, почему так произошло, следует проанализировать электоральное поле РФ в 1993 году. За пропрезидентскую партию голосовали в основном жители мегаполисов. ЛДПР получила наибольшую поддержку в удаленных и пограничных регионах. За коммунистов выступало сельское население европейской части России. Электорат остальных партий размыт.

Успех Жириновского на выборах в 1993 году политологи связывают с тем фактом, что его партия не скомпрометировала себя сентябрьским кризисом. Остальные политические силы растеряли поддержку избирателей. ЛДПР воспользовалась сложившейся ситуацией и играла на разных электоральных полях. В итоге либерал-демократов поддержал протестный, национал-демократический электорат. Также на их сторону перешла часть оппозиционных демократов и левых.

Новейшая история

  • История современной России. Самое главное
  • Внешняя политика РФ в 2000-х годах
  • Дефолт 1998 года. Как это было?
  • Все об отставке Ельцина в 1999 году
  • Развитие современной культуры в России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Разработка и принятие новой Конституции

Президенту было представлено огромное количество проектов Основного Закона. Борис Ельцин отметил проекты Конституционной комиссии и Конституционного Совещания. Именно они были взяты за основу. При этом изменения в документ активно вносили депутаты из разных фракций, члены рабочих групп. Все статьи были одобрены президентом и вынесены на всенародное голосование.

Согласно закону, Конституцию можно считать одобренной, если за нее проголосовало большинство избирателей. При этом на избирательные участки должны были прийти больше 50% зарегистрированных избирателей. 12 декабря 1993 года в голосовании приняли участие почти 55% избирателей. За обновленный документ проголосовали 58%. В итоге Конституция считалась одобренной.

Предыстория

Конституционный кризис

Основная статья: Конституционный кризис

Политическая система России оставшаяся в наследство от суверенной РСФСР в составе СССР к 1993 году мало подходило для эффективного решения назревших проблем в политике, экономике и обществе. Это понимали и в администрации Президента, и депутаты Съезда Народных депутатов.

Односторонние попытки решить кризис завершились провалом, а предлагавшиеся каждой из стороны проекты конституции предполагали перекос полномочий одной из ветвей власти. В результате затянувшегося кризиса, действиями политиков, несвязанными ни с исполнительной, ни с законодательной ветвями власти, начался процесс выработки компромисса.

Весной 1993 года на конституционном собрании был разработан проект конституции, удовлетворявшие обе стороны конфликта. Примирение сторон играло на руку инициатору компромисса — Григорию Явлинскому. Кроме проекта конституции, конституционное совещание приняло решение о назначении выборов в ближайшее время, в результате чего предвыборная кампания проходила в сжатые сроки.

«Красный вопрос»

События 1921 августа 1991 года (Августовский путч) послужили основанием для обвинения КПСС в антиконституционной деятельности. Указом Президента РСФСР от 6 ноября 1991 года деятельность КПСС и её республиканской организации — КП РСФСР была прекращена, организационные структуры распущены, имущество конфисковано. Попытка руководства коммунистической партии опротестовать указ президента в конституционном суде завершилась безрезультатно — Конституционный суд подтвердил правомочность указа президента в отношении приостановки деятельности КПСС и КП РСФСР, их роспуске, а также конфискации их имущества. Фактически суд подтвердил прекращение деятельности коммунистической партии в России, хотя юридически коммунистическая идеология не была запрещена.

Приостановка деятельности коммунистической партии сильно деинтегрировало её членов, поэтому о создании новой коммунистической партии на базе старой речи уже не шло. Кроме того, министерство юстиции неоднократно отказывало в регистрации коммунистической партии. Многие усматривают в этом давление со стороны политического руководства стремившегося избавиться от сильной оппозиции.

Многие усматривают такую промежуточное решение попыткой властей подстраховаться перед предстоящими выборами. Так, запрет коммунистической идеологии привёл бы ослаблению предвыборной кампании и падению явки, которая была так необходима для легитимации новой власти. В то же время, снятие запрета с деятельности коммунистической партии привело бы к созданию мощной консолидированной оппозиции демократическим силам.

Причины разработки новой Конституции

После распада СССР Россия продолжала жить по старому закону РСФСР. Та Конституция была рассчитана на субъект Федерации, страна же стала полностью самостоятельной и независимой. Правительство понимало необходимость внесения изменений. После принятия Декларации о государственном суверенитете началась разработка новой Конституции. Для этого создали специальную комиссию Съезда народных депутатов.

Процесс написания Основного Закона затягивался. Причина – неравномерное распределение политических сил в лице депутатов, входивших в Конституционную комиссию. Каждый тянул в свою сторону. Разработчики документа пошли путем внесения поправок в Конституцию РСФСР. В итоге статьи имели противоречивую трактовку, что вылилось в противоборство исполнительной и законодательной властей.

Конституционный кризис достиг своего пика в октябре 1993 года. Вооруженное столкновение закончилось роспуском Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Ни о каких правках старого документа не шло и речи. Нужно было срочно принимать новую Конституцию. Основной Закон должен был обеспечить стабильность в обществе, вернуть доверие ко всем ветвям власти.

Результаты

Результаты Думских выборов оказались неожиданностью для всех — первое место получила партия Владимира Жириновского, следом за ней шёл Блок «Яблоко», в то время как фаворит выборов — Партия Российского единства и согласия оказалась на третьем месте. Всего в Государственную Думу первого созыва прошли 7 партий — ЛДПР, «Яблоко», ПРЕС, «Родина», АПР, ДПР и РДДР. Не смог преодолеть 4% барьер «Российский общенародный союз» и ряд других партий.

Карикатура на итоги выборов в Государственную Думу — Жириновский перепрыгивает «Демократическую коалицию» (Гайдар, Явлинский, Собчак, Шахрай)

После распределения мест ситуация выглядела удручающе — ЛДПР получила четверть мест в Государственной Думе. При этом демократические партии («Яблоко», ПРЕС, ДПР и РДДР) в сумме получили 205 мест (51,25% мест) поэтому возникли опасения за стабильность будущей демократической коалиции.

Ещё большие проблемы возникли на выборах президента — по результатам первого тура, никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов. На 1 августа 1993 года был назначен второй тур в котором участвовали Борис Ельцин и Владимир Жириновский.

Предыстория

Избирательная система

Выборы Съезд Народных депутатов России проходили по территориальным (900 депутатов) и национально-территориальным округам (168 депутатов) по мажоритарной системе (кандидату было необходимо набрать абсолютное большинство голосов в округе).

Такая избирательная система не стимулировала депутатов объединяться в политические партии и создавать долговременные фракции в парламенте.

Более того, после завершения так называемого «Дела КПСС», которое окончательно приостановило деятельность коммунистической партии России, перед демократическим руководством России возникла угроза избрания коммунистов как беспартийных кандидатов по мажоритарным округам.

В этой связи правительство продвигало идею формирования нижней палаты парламента по пропорциональному распределению между списками партий — такая система убивала двух зайцев одновременно — не допускала избрания кандидатов вне партий, а также способствовало формированию стабильных политических партий. Хотя в целом, такая система устраивала большинство сторон конфликта конституционного кризиса, тем не менее, оставалась обделённой сторона беспартийных депутатов Верховного Совета.

Чтобы не допустить принятия пропорциональной избирательной системы они попытались блокировать компромиссное решение по проекту конституции Российской Федерации. Они требовали введения доли мест в парламенте, депутаты которых избирались бы населением напрямую. Пойдя на уступку группе депутатов, правительство предложило формирование Совета Федерации на основе выборов по плюральным двухмандатным округам (от каждого округа избираются по два наиболее популярных кандидата). Двухмандатные округа обеспечили бы защиту от полной победы беспартийных коммунистов в округах.

Позднее, конституционная комиссия предложила формирование нового парламента по смешанной связанной избирательной системе, которая предполагала избрание как партийных списков, так и кандидатов от округа. За основу была взята избирательная система Федеративной Республики Германия. С тем лишь исключением, что между депутатами одномандатниками разыгрывались не все места в парламента, а лишь половина — 200 мандатов. Кроме того, в новом законе отсутствовала графа против всех, остававшаяся в наследство от безальтернативной модели выборов.

Такое компромиссное решение устроило большинство сторон и вскоре избирательная система легла в основу федерального закона «о выборах депутатов Федерального Собрания Российской Федерации».

Шестой созыв, 2011 — 2016

Шестой созыв Госдумы — созыв, во время работы которого Владимир Путин вновь занял пост президента России, а Дмитрий Медведев стал председателем Правительства.

В выборах в эту Думу приняли участие всего семь партий. Других официально зарегистрированных и, соответственно, имеющих право участвовать в парламентских выборах партий в стране больше не оказалось. Четыре партии из них прошли: “Единая Россия” получила 238 мандатов, КПРФ — 92, “Справедливая Россия” — 64 мандата и ЛДПР — 56 мандатов.

В этот раз активно показала себя практика “отказников”. После подведения итогов выборов от депутатских мандатов отказались многие избранные кандидаты. 99 человек решили передать место в Думе следующему по списку.

Больше всего “отказников” было у “Единой России”. Дело в том, что думские места не нужны руководителям регионов и лидерам региональных групп. Например, от мандатов отказались действующие тогда: губернатор Томской области Виктор Кресс, председатель правительства Республики Хакасии Виктор Зимин и губернатор Свердловской области Александр Мишарин.

Говоря о результатах выборов, “Единая Россия» заметно ухудшила свои показатели с 2007 года: за неё проголосовало 49,3%. Партия власти хоть и получила большинство в Госдуме, но на этот раз — не конституционное.

Кроме того, после выборов прошли массовые акции протеста против фальсификации итогов голосования.

После этого депутатами была упрощена регистрация партий, возвращена система выборов по одномандатным округам и введены прямые выборы губернаторов. Дату проведения выборов в Госдуму перенесли на сентябрь.

Вместе с тем была ужесточена ответственность за проведение несанкционированных митингов и шествий. Поправки к закону о некоммерческих организациях резко осложнили работу НКО, особенно получавших гранты из-за рубежа.

Также Госдума приняла целый ряд резонансных законов, которыми вводились новые запреты: на усыновление российских сирот гражданами США, на пропаганду гомосексуализма, на курение в общественных местах, введена ответственность за оскорбление чувств верующих, принят “антипиратский закон”, вызвавший недовольство крупных интернет-компаний.

Из-за ускоренного принятия законов без полноценного обсуждения их с обществом Госдуму шестого созыва даже начали называть “взбесившимся принтером”, а «оговорка» в эфире Первого канала журналиста Владимира Познера назвавшего Государственную думу “Государственной Дурой” стала нарицательной.

Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивающих интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.

От столицы до окраин

Созыв 1 Государственной думы в России шел достаточно долго и сложно.

Несколько месяцев — с февраля по март 1906 года — шли выборы на местах. С учетом территориальной мощи страны, в некоторых национальных округах и регионах выборы проводились еще позже, например в Сибири они прошли в мае-июне 1906 года.

Таким образом, к началу работы Думы было избрано 480 депутатов вместо положенных 524 человек. Думский состав дополнялся постепенно, по мере завершения выборов на окраинах, избранниками на местах, прибывающих на заседания.

Одним из выборных нововведений являлось и то, что было принято решение провести в некоторых районах выборы в условиях военного положения. Так, избирательный механизм отрабатывался по специальному положению в тех уездах (районных городах), которые прилегали к линии СЖД (Сибирской железной дороги.

Как уже отмечалось, выборы в Первую государственную думу проводились в условиях напряженнейшей политической борьбы за приход к власти новых революционных или реформаторских сил. Между собой боролись как левые, так и правые партийные блоки, но в одном они были единодушны — в бойкоте выборов.

Крайне правые партии вообще отрицали возможность создания парламента, утверждая, что в России возможно лишь самодержавие.

Подзуживая народ бойкотировать выборы, революционеры, однако, допускали существенные поправки в отношении собственных персон. В качестве независимых кандидатов в выборах депутатов 1 Государственной думы приняли участие меньшевики и социалисты-революционеров. Позднее Ленин признавал ошибочную позицию партий в бойкоте выборов, считая, что это только отложило революционные преобразования в России.

Тем более что в условиях спада забастовок и стачек бойкот не сильно ударил по избирательному процессу. Избрание социал-демократов вне партии произошло с помощью голосов крестьянских и городских выборщиков. Кроме того, они объединились и вошли во фракцию трудовиков, но в июне уже выделились в отдельную самостоятельную фракцию по решению IV Съезда РСДРП.

Наиболее удачно выборы сложились для партии кадетов — представителей «Конституционно-демократической партии».

Выборы в Государственную Думу

12 декабря 1993 года кроме участия в референдуме по Конституции россияне выбирали партии в Госдуму. Согласно переходному положению Конституции, первый созыв избирался всего на 2 года. Для прохождения в Думу партиям необходимо было преодолеть 5% барьер. Это удалось сделать 8 политическим силам. Лидерами выборной гонки стали:

  • Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) – 22,92%.
  • Выбор России – 15,51%.
  • Коммунистическая партия РФ (КПРФ) – 12,4%.

Кроме того, ряды партий пополнились благодаря кандидатам по одномандатным округам. Там лидирующую позицию уверенно занимал блок «Выбор России». Первый созыв работал с 11 января 1994 по 22 декабря 1995 года. Председателем Госдумы был Рыбкин Иван Петрович.

Предыстория

Вторые выборы в Государственную Думу проходили на фоне, в первую очередь, серьёзных продолжающихся экономических реформ, которые в конце 1995-ого года начали постепенно давать плоды. При этом обстановка в стране оставалась довольно напряженной, особенно она ухудшилась после гибели одного из «отцов реформ», министра экономики и финансов — Андрея Малярова, даже парламентские партии оказались расколоты, некоторые партии вроде радикального крыла КПР или РОС и вовсе указали на «народность» убийства министра. При этом, по большей части, ситуация во внешней политике была благоприятной, особенно авторитету НДПР и Бычкову способствовало успешное проведение референдума на Украине, который отечественные СМИ старались показать как бесспорную победу российской дипломатии. Руководство России прекрасно понимало, что спада популярности избежать не удастся и поэтому готовилось к серьёзному противостоянию.

Восьмой созыв, с 2021

О том, как в 2021 году пройдут сентябрьские выборы в Госдуму сейчас говорить непросто.

К тому же, на них вновь будет использована система трёхдневного голосования и возможность голосовать онлайн, что увеличивает поле для фальсификации результатов.

Сейчас партии готовятся к выборам и выдвигают свои партийные списки. Первой это сделала “Единая Россия”, которая уже 19 июля, через два дня после старта избирательной кампании, провела съезд партии и утвердила список своих кандидатов.

В федеральную часть списка вошли министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров, главный врач Городской клинической больницы №40 в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева и уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка Анна Кузнецова.

Такой “бронебойный” состав может обеспечить “Единой России” большинство, но также он может означать, что партия исчерпала свои ресурсы и задействуют на выборах свои последние силы. Возможно, она даже думает, что это последние выборы, где она сможет получить большинство.

Региональная часть списка включает 57 территориальных групп. С прошлых выборов это число увеличилось на 21, что может быть призвано для мобилизации граждан.

Говоря о возможных тенденциях, первые два созыва Госдумы из-за распределения сил были относительно самостоятельными, третий  — переломным, где пришла “Единая Россия”, а вот начиная с четвёртого созыва Дума была скорее партийной, где большинство (а трижды и конституционное) оставались за одной и той же партией.

Какая будет расстановка сил после сентябрьских выборов 2021 года  — пока неизвестно. Однако, есть вероятность, что “Единой России” удастся взять большинство и укрепиться в Думе ещё на один срок, возможно, последний для неё.

Четвёртый созыв, 2003 — 2007

В Госдуму четвертого созыва прошли три партии и один блок, были образованы четыре фракции.

Впервые партия власти в лице “Единой России” не только набрала большинство голосов по партийным спискам, но и за счёт депутатов-одномандатников получила конституционное большинство — более 300 депутатских мандатов из 450. Это дало Кремлю возможность без проблем проводить через Госдуму любые законы, включая конституционные, требующие 2/3 голосов депутатов, и принимать поправки в Конституцию.

Все руководящие посты заняли представители партии власти. Парламент перестал быть «местом для дискуссий».

Имидж власти сильно испортил закон о монетизации льгот. По нему некоторые категории граждан, имеющие право на бесплатные лекарства, проезд в транспорте и скидки на услуги ЖКХ, лишались привилегий, получая от государства денежную компенсацию.

И хоть в СМИ заранее писали про изменение системы льгот, пенсионеры сполна поняли смысл реформы только, когда их перестали пускать в транспорт по пенсионному удостоверению. Труженики тыла и ветераны труда начали выходить на многочисленные митинги, а для их разгона были направлены милиция и ОМОН. Эта реформа стала одной из самых громких в новейшей истории.

Также во время работы Госдумы четвёртого созыва были приняты законы о референдуме, об изменении системы выборов (введение полностью пропорциональная системы выборов в Госдуму и увеличение проходного количества голосов с 5% до 7%), об отмене выборов глав регионов, изменения в закон о партиях, об особых экономических зонах, новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов, об ограничении рекламы пива и другое. Проект федерального бюджета на 2006 год впервые рассматривался в рамках трехлётнего бюджетного планирования.

Дума четвёртого созыва запомнилась избирателям также и попыткой принять законопроект о Знамени Победы со спорной формулировкой о символе знамени, где не было сказано про серп и молот.

Всего за время работы Госдума приняла 1062 федеральных закона и 25 федеральных конституционных законов.

Второй созыв, 1996 — 2000

Как и первый созыв, второй работал во время правления Бориса Ельцина. В эту Думу из 43 избирательных объединений и блоков прошли четыре.

По партийным спискам уверенную победу одержала КПРФ, получив 22,3% голосов, а партия власти “Наш дом — Россия”, которую создали в 1995 году по инициативе Ельцина, неожиданно осталась лишь третьей с 10,1%. С учётом одномандатников левая оппозиция в лице коммунистов и аграриев контролировала почти 50% голосов и всей своей мощью мешала инициативам Кремля и правительства.

Депутаты этого созыва попытались повторно начать процедуру импичмента Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.

Обострение отношений Госдумы и Ельцина было во время голосования по кандидатуре главы правительства. Депутаты несколько раз срывали эти выборы и отклоняли предложенные президентом кандидатуры Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Острой была ситуация весной и осенью 1998 года, когда Госдума только после третьего голосования, под угрозой роспуска и досрочных выборов, утвердила Кириенко на должность главы правительства.

Ситуация изменилась в 1998 году, когда российская экономика вступила в острую фазу кризиса. Сергей Кириенко заявил о введении комплекса мер, “направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики” страны. Фактически это означало дефолт и девальвацию рубля.

Спустя несколько дней после выступления Сергея Кириенко экономический кризис усугубился кризисом политическим: все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Тогда Борис Ельцин подписал указ об отставке премьера Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина. Госдума была против и дважды отклоняла кандидатуру.

После дефолта 1998 года левое большинство Госдумы заставило президента Ельцина пойти на компромисс и внести в Госдуму кандидатуру на пост премьер-министра — Е. Примакова.

Законодательная деятельность Госдумы второго созыва отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику — это законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности

В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы.

Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс. Однако были приняты также и базовые законы, до сих пор регулирующие жизнь граждан: Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.

Всего за время работы второго созыва было принято почти 1,1 тыс. федеральных законов, из которых почти 750 вступили в силу.

Последствия

Результаты опросов оказались разочаровывающими для Кремля: две конкурирующие проправительственные партии, «Выбор России» и « Партия единства и согласия России» , набрали 15,5% и 6,7% голосов соответственно и получили 123 из 450 мест в парламенте. Госдума. Ни одна из партий не могла ни контролировать парламентскую повестку дня, ни навязать Думе волю президента. Из-за отсутствия законодательного успеха обе партии быстро потеряли членство.

Парламентские группы

Использование смешанной системы выборов в Думу привело к появлению большого числа депутатов, не принадлежащих ни к одному избирательному блоку. Присоединяясь к другим парламентским группам или формируя группы независимых депутатов, они могли существенно повлиять на баланс сил в Думе. Таким образом, парламентские фракции в первые два года пребывания в Думе проявили нестабильность, и их численность может быть приведена лишь приблизительно.

Парламентская группа Лидер Сиденья
Либерально-демократическая партия России Владимир Жириновский 53–64
Выбор России Егор Гайдар 47-78
Коммунистическая партия Российской Федерации Геннадий Зюганов 45–47
Женщины России Екатерина Лахова 20-24
Аграрная партия России Михаил Лапшин 50-55
Яблоко Григорий Явлинский 27–28
Партия русского единства и согласия Сергей Шахрай 12–34
Демократическая партия России Николай Травкин 8-15
Либерально-демократический союз от 12 декабря Ирина Хакамада 11–38
Новая региональная политика — Дума-96 Медведев В. 30–67
Россия И. Шичалин 34–38
Стабильность А. Леушкин 34-40
Русский Путь ( незарегистрированный ) Сергей Бабурин 11–14
Сильное государство ( Держава ) ( незарегистрированный ) В. Кобелев 4-5

Пятый созыв, 2007 — 2011

В выборах в Госдуму пятого созыва приняли участие 11 партий, но только четыре из них смогли пройти повышенный до 7% барьер.

“Единая Россия» вновь получила конституционное большинство, и такое уже закрепившееся преимущество значительно уменьшило возможность оппозиции влиять на законотворческий процесс.

Во время работы Госдумы пятого созыва пост президента занимал Дмитрий Медведев. Владимир Путин был утверждён на посту председателя Правительства. Его кандидатуру поддержали фракции “Единая Россия”, ЛДПР и “Справедливая Россия” — 392 из 448 присутствовавших членов Госдумы. Против проголосовали 56 депутатов — члены фракции КПРФ.

В этот раз, в отличии от четвёртого созыва, “Единая Россия” воспользовалась большинством и внесла изменение в Конституцию. Срок полномочий Госдумы тогда был увеличен с четырёх до пяти лет, а президента — с четырёх до шести лет.

Одним из основных направлений деятельности Государственной думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было продиктовано мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Оперативно принимались законы, направленные на поддержку финансовой системы страны — в том числе, пакет антикоррупционных законов и законов, направленных на преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса.

Депутаты инициировали признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, ратифицировали соглашение между Россией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота, договор с США о СНВ.

Также среди принятых законов — переименование милиции в полицию, отмена перевода часовых стрелок на летнее время, закон, уточняющий порядок формирования Совета федерации. Также была введена практика общественного обсуждения социально значимых и спорных законопроектов.

Всего по количеству принятых законов палата поставила абсолютный рекорд: 1581 федеральных и 27 федеральных конституционных законов, ратифицировано свыше 270 международных договоров и соглашений.