Оглавление
Сколько раз современную Конституцию меняли?
За всю историю действующей Конституции власти приняли 15 законодательных актов,вносящих поправки в ее текст.
Первым стал указ Бориса Ельцина от 9 января 1996 года о корректировке названий двух республик — Ингушетии и Северной Осетии — Алании. Впоследствии большинство поправок коснулось именно этой статьи в связи с переименованием(объединением) субъектов Федерации и включением в состав РФ Республики Крым и Севастополя.
Конституция.
culture.ru
Последние изменения внесли 27 марта 2019 года,когда президент РФ Владимир Путин подписал указ о переименовании Кемеровской области в Кемеровскую область — Кузбасс.
Другим важнейшим изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет,а депутатов Государственной думы — с 4 до 5 лет. Соответствующие изменения в ст. 81 и 96 приняли 30 декабря 2008 года.
Анна Карпова
Глава седьмая
О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик
43. В целях утверждения революционной законности на
территории Союза Советских Социалистических Республик при
Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских
Социалистических Республик учреждается Верховный Суд, к
компетенции которого относятся:
а) дача верховным судам союзных республик руководящих
разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
б) рассмотрение и опротестование перед Центральным
Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических
Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза
Советских Социалистических Республик постановлений, решений и
приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям
противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку
ими затрагиваются интересы других республик;
в) дача заключений по требованию Центрального
Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических
Республик о законности тех или иных постановлений союзных
республик с точки зрения Конституции;
г) разрешение судебных споров между союзными республиками;
д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц
Союза в преступлениях по должности.
44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик
действует в составе:
а) пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик;
б) гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий
Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;
в) военной и военно-транспортной коллегий.
45. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик
в составе его пленарного заседания образуется из 11-ти членов, в
том числе председателя и его заместителя, 4-х председателей
пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного
представителя Объединенного Государственного Политического
Управления Союза Советских Социалистических Республик, причем
председатель и его заместитель и остальные пять членов
назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета
Союза Советских Социалистических Республик.
46. Прокурор Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик и его заместитель назначаются
Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик. На обязанности прокурора Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик лежит дача
заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик, поддержание
обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями
пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик, опротестование их в Президиум
Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик.
47. Право направления указанных в ст. 43 вопросов на
рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик может иметь место исключительно по
инициативе Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик, его Президиума, прокурора Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик, прокуроров
союзных республик и Объединенного Государственного Политического
Управления Союза Советских Социалистических Республик.
48. Пленарные заседания Верховного Суда Союза образуют
специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:
а) уголовных и гражданских дел исключительной важности,
затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных
республик, и
б) дел персональной подсудности членов Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза
Советских Социалистических Республик.
Принятие Верховным Судом Союза Советских Социалистических
Республик к своему производству этих дел может иметь место
исключительно по особым на каждый раз постановлениям Центрального
Исполнительного Комитета Союза или его Президиума.
Формирование местного управления
На местах формировались Советы депутатов. В городах 1 депутат избирался от 1000 человек. Одновременно устанавливалось количественное ограничение: в городе не могло быть меньше 50 и больше 1000 депутатов. В селах, численность населения которых была меньше 10 тысяч человек, 1 депутат избирался на 100 человек. Всего же в сельском Совете депутатов не могло быть меньше 3 и больше 50 человек.
Депутаты обязаны были сформировать Исполнительный комитет. В него входило от 3 до 15 человек в городах и от 1 до 5 человек в селах. При этом исключение было сделано для Москвы и Петербурга. Там максимальное количество депутатов в Исполнительном комитете составляло 40 человек. Работа этого органа строго регламентировалась. В селах нужно было проводить заседания 2 раза в неделю, а в городах каждую неделю.
В селах избирался Сельский Совет, который избирал Волостной Совет, а тот в свою очередь формировал Уездный совет. Представители Городских Советов и Уездных Советов формировали Губернский съезд Советов, выбирающим Областные Советы. И уже на уровне областей формировался состав Всероссийского съезда Советов. Для упрощенного понимания схемы можно воспользоваться схемой.
Особенности избирательной системы в 1918 году
В отличии от системы выборов, применявшейся в российской Империи, а также в период между революциями, право голоса в РСФСР получили граждане, относящиеся к пролетариату, и которые были старше 18 лет. при этом впервые в истории России женщины получили при голосовании равные права с мужчинами. К пролетариату по Конституции относились следующие категории граждан:
- Солдаты и матросы.
- Рабочие и служащие, крестьяне и казаки. Все, кто не использует наемный труд и не извлекает прибыль, могли голосовать.
- Представители предыдущего пункта, которые в результате своей работы получили инвалидность.
Источники и дополнительный материалпо теме:
- «Год 1918-й» — Мини И.И. Москва, 1982
- «Рождение Советского государства» — Городецкий Е.Н. Ленинград, 1987
Главные особенности первой Конституции СССР
Появление главного закона окончательно оформило союзное государство как федерацию суверенных республик. В любой момент к СССР могли присоединиться новые члены. Объединившиеся республики имели равные права и свободы. Они могли по желанию выйти из союза. Территория оставалась неприкасаемой и могла быть изменена только с их разрешения.
Высшим органом власти был объявлен Съезд Советов СССР, который собирался раз в год. В остальное время все важные решения принимал ЦИК СССР. В промежутках между сессиями ЦИК законодательную и исполнительную власть представлял Президиум ЦИК СССР. Конституция позволяла создать Верховный суд, в компетенции которого было бы рассмотрение дел о злоупотреблении высших должностных лиц своими полномочиями.
Хотя новый закон базировался на положениях Конституции 1918 года, в него не включили ленинскую Декларацию о правах трудящегося народа. Но политики заверили, что основы этого документа содержатся в Конституции. В обновленном варианте сохранялось классовое разделение людей. Но уже не было откровенных призывов к уничтожению «паразитов» общества.
Конституция 1918 года не была полноценной с юридической точки зрения. Она имела скудную правовую базу. Состояла из огромного количества пропагандистских слоганов. Новый закон 1924 года был оформлен в более строгой юридической форме. Не имел общих политических положений. Хотя и эта Конституция с правовой точки зрения была далека от идеала.
СССР
- Список правителей СССР по порядку и годы их правления
- Периоды развития Советского Союза. Самое главное
- Кратко о распаде СССР
- Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
- Массовые репрессии в СССР
- Массовая индустриализация в СССР
- Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
- Как появился СССР: предпосылки и проекты
- Гражданская война: причины, этапы, итоги
- Культурная жизнь в XX веке
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Современная Конституция и ее трансформации
Новому государству требовались новые законы, и 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, где была прописана необходимость создания первой российской Конституции. Для этого была создана Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которую возглавил Борис Ельцин (на тот момент – Председатель Верховного Совета РСФСР).
Однако из-за сложной политической ситуации в стране и постоянного противоборства различных сил процесс работы над новым сводом законов затягивался. Изначально за основу была взята действующая на тот момент Конституция РСФСР, но из-за внесения многочисленных поправок в ней образовалось множество противоречий. Эта несогласованность привела к ожесточенному противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти.
Пиком этого конфликта стали осенние события 1993 года, которые вылились в вооруженные столкновения на улицах Москвы и роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В условиях политического и конституционного кризиса принятие новой Конституции было особенно важным: этот документ должен был обеспечить базу для установления стабильности в обществе. Всенародное голосование по проекту Конституции состоялось 12 декабря 1993 года, а 25 декабря закон вступил в силу.
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле говорится о том, что российский народ принимает данную Конституцию, закрепляются демократические и гуманистические ценности, определяется место российского государства в современном мире. Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей, в которых закреплены основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.
Еще одним важным изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий президента страны с 4 до 6 лет, а депутатов Государственной думы – с 4 до 5 лет. Данные поправки были приняты 30 декабря 2008 года. В том же году были приняты поправки, обязывающие правительство ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой.
Кроме того, 5 февраля 2014 года в Конституцию была внесена поправка, упразднившая Высший Арбитражный суд и передавшая его полномочия Верховному суду РФ. Также были расширены полномочия главы государства по кадровым решениям в прокуратуре: президент получил возможность назначать заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов Федерации и др. А 21 июля 2014 года глава страны получил право своим указом напрямую назначать до 10% членов Совета Федерации РФ.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА
Глава первая
1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.
Глава вторая
3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:
а) в осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования;
б) все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием;
в) как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче — крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами;
г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала;
д) подтверждается переход всех банков в собственность рабоче — крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из под ига капитала;
е) в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность;
ж) в интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.
Глава третья
4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.
5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах.
6. III Всероссийский съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.
Глава четвертая
7. III Всероссийский съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.
8. Вместе с тем, стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III Всероссийский съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации Советских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном Советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях.
Основные положения первой советской конституции
12 съезд РКП(б) сформировал новую задачу — создание Конституции новообразованного государства. Над первой Конституцией СССР работала учрежденная после 12-го съезда партии конституционная комиссия, которую возглавлял М. И. Калинин. В процессе разработки основного закона большое значение придавалось правам союзных республик
Комиссия уделяла внимание замечаниям и поправкам, которые выдвигали республики, и конечный вариант Конституции должен был вполне соответствовать представлениям о ней всех народов Союза
Принятие первой Конституции СССР ознаменовало собой окончательное оформление союзных республик в единое государство. Многонациональный народ СССР получил полное правовое равенство, была закреплена определенная независимость союзных республик. Высшим органом государственной власти признавался Съезд Советов СССР, имеющий исключительное право на пересмотр основных положений новой Конституции. Республика могла по собственной инициативе выйти из состава СССР, в Конституции был закреплен суверенитет республик. К исключительному ведению Советского Союза были отнесены самые важные функции: осуществление внешней государственной политики, произведение торговых операций, управление вооруженными силами единой страны, планирование экономической и бюджетной сфер, разработка и создание законодательной базы. На всей территории Советского Союза устанавливалось единое гражданство. Также Конституция закрепила новый государственный флаг, герб и столицу.
Конституция 1924 года, однако, не охватывала ряд вопросов. Были решены самые основные задачи, непосредственно связанные с оформлением республик в единое целостное государство. Права и обязанности граждан, полномочия и функционирование органов местного самоуправления, избирательное право – все это отдавалось в ведение республик и закреплялось их отдельными конституциями.
Споры вокруг основного закона
После заключения Брестского мирного договора советское руководство объявило, что период борьбы за власть окончен. Настало время формирования государственного аппарата. В конце марта 1918 года было решено создать Конституционную комиссию. В ее состав входили представители народных комиссариатов.
Уже в апреле комиссия рассмотрела 3 проекта Главного закона страны, предложенные эсерами-максималистами, М. Рейснером и большевиками. Учитывая предвзятость членов комиссии, не удивительно, что был поддержан проект большевиков. Далее проводилась работа над отдельными разделами будущей Конституции.
Наибольшие споры вызвал вопрос о диктатуре пролетариата. Эсеры-максималисты противились этому, предлагая создать трудовую республику без какой-либо диктатуры. Профессор Рейснер выступал за построение Советской республики на началах федеративного союза отдельных губерний, волостей. Он утверждал, что крупное государство не может быть демократичным.
Проект большевиков под названием «Тезисы о типе федерации» был разработан Свердловым и Сталиным. Именно он впоследствии стал основой первой Советской Конституции. Все тезисы детально обсуждались комиссией. В конце концов, было решено полностью ориентироваться на интересы трудящегося и эксплуатируемого народа.
Структура власти
Вся власть в стране принадлежала Всероссийскому съезду Советов. Съезды проводились дважды в год (при необходимости чаще), а между ними страной руководил ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).
Всего в РСФСР создавало 18 Народных Комиссариатов (Наркомов). Ниже приведены их названия и первые руководители
Обращаем внимание, что это не первый состав Правительства РСФСР, а руководители Народных Комиссариатов, которые были в должности на момент принятия Конституции 1918 года, либо если должность была вакантной — получили пост после принятия Конституции
- Внутренних дел — Петровский Г.И.
- Иностранных дел — Чичерин Г.В.
- Военных дел — Троцкий Л.Д.
- Морских дел — Троцкий Л.Д. Примечательно, что изначально армия и флот были разделены на 2 независимых ведомства, но потом объединились в одно. Сам Троцкий возглавлял оба наркомата, но очень скоро их покинул, возглавив комиссариат путей сообщения, где провернул свою знаменитую аферу с золотыми паровозами.
- Юстиции — Стучка П.И.
- Здравоохранения — Семашко Н.А.
- Просвещения — Луначарский А.В.
- Труда — Шляпников А.Г.
- Социального обеспечения (ранее — Государственного призрения) — Винокуров А.Н.
- Земледелия — Середа С.П.
- Продовольствия — Цюрупа А.Д.
- Путей сообщения — Невский В.И.
- Промышленности и торговли — Бронский М.Г.
- Финансовых дел — Гуковский И.Э.
- Государственного контроля — Ландер К.И.
- Национальных дел — Сталин И.В.
- Почты и телеграфа — Подбельский В.Н.
- Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) — Рыков А.И.
Каждый наркомат был в подчинении Председателя СНК — Ленина.
Общая же структура власти в РСФСР по Конституции 1918 года базировалась на следующих ветвях:
- Законодательная власть — Всероссийский Съезд Советов
- Исполнительная власть — Совет Народных Комиссаров (выступал в роли современного правительства)
- Судебные полномочия — Народный суд
Зачатки Конституции
Некое подобие конституционной монархии в России можно было наблюдать еще в начале XVII века. Так, власть царя Василия Шуйского ограничивала так называемая крестоцеловальная запись – документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста. Этот документ в числе прочего гарантировал представителям всех сословий законное судебное разбирательство, защиту от произвола, запрещал преследование родственников виновных и т.д. Принятие царем такой присяги, как ясно из названия, сопровождалось целованием креста.
Были и такие самодержцы, которые сами хотели ввести в России конституцию. К примеру, Александр I в начале своего правления мечтал дать своим подданным конституционное устройство, которое гарантировало бы им личную свободу и гражданские права. Здесь важную роль сыграл известный русский реформатор, законотворец Михаил Сперанский. В 1809 году он разработал «План государственного преобразования». В нем шла речь о введении конституционной монархии, ограниченной властью парламента, публичном ведении всех судебных дел, свободе печати и отмене крепостного права. Однако молодой император довольно быстро охладел к идеям о преобразованиях, а Сперанского и вовсе отправил в ссылку из-за его чрезмерной самоуверенности и излишне смелых проектов. В итоге лишь в 1830 году, уже при Николае I, под руководством Сперанского было разработано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В него вошли законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича 1649 года до конца правления Александра І. А в 1832 году был составлен 15-томный «Действующий свод законов Российской империи». В годы царствования царя-реформатора Александра II Россия была как никогда близка к принятию конституции. Ее проект уже был подготовлен министром внутренних дел с Михаилом Лорис-Меликовым, однако в 1881 году накануне подписания манифеста о проведении реформ Александр II был убит народовольцами, и конституционный процесс был прерван.
После Февральской революции Временное правительство начало разрабатывать проект Конституции Российской демократической республики. Однако ему не суждено было воплотиться в жизнь: как мы все прекрасно знаем, в 1917 году к власти пришли большевики и Россия была провозглашена советской республикой.
Местное самоуправление
Местными органами государственной власти являлись местные съезды советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые также не являлись постоянными органами и созывались местными исполнительными комитетами. Постоянные губернские советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в тех губерниях, в которых они были, распускались и заменялись непостоянными съездами советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Местными органами государственной власти в городах и сёлах являлись городские советы рабочих и красноармейских депутатов и сельские советы крестьянских депутатов, которые являлись постоянными органами. Они избирались рабочими и крестьянами сроком на 3 месяца. При этом члены этих советов могли быть отозваны избирателями.
Это интересно: Принятие Соборного Уложения — рассматриваем со всех сторон