Основы конституционного права российской федерации

Оглавление

Особенности принятия Конституции 1978 г

Четвертая Конституция – Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 г., разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 г.

Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства.

Провозглашалась социальная однородность и укрепление моральнополитического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей – советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития – построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов. Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем – капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

В Конституции сохранялась классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних Конституциях. Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья и др. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации. Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно.

В отличие от Конституции 1937 г., Конституция 1978 г. стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм. Все это свидетельствовало о более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов. Конституция 1978 г. впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.

показать содержание

Глава седьмая

О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

43. В целях утверждения революционной законности на
территории Союза Советских Социалистических Республик при
Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских
Социалистических Республик учреждается Верховный Суд, к
компетенции которого относятся:

а) дача верховным судам союзных республик руководящих
разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;

б) рассмотрение и опротестование перед Центральным
Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических
Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза
Советских Социалистических Республик постановлений, решений и
приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям
противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку
ими затрагиваются интересы других республик;

в) дача заключений по требованию Центрального
Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических
Республик о законности тех или иных постановлений союзных
республик с точки зрения Конституции;

г) разрешение судебных споров между союзными республиками;

д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц
Союза в преступлениях по должности.

44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик
действует в составе:

а) пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик;

б) гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий
Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;

в) военной и военно-транспортной коллегий.

45. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик
в составе его пленарного заседания образуется из 11-ти членов, в
том числе председателя и его заместителя, 4-х председателей
пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного
представителя Объединенного Государственного Политического
Управления Союза Советских Социалистических Республик, причем
председатель и его заместитель и остальные пять членов
назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета
Союза Советских Социалистических Республик.

46. Прокурор Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик и его заместитель назначаются
Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик. На обязанности прокурора Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик лежит дача
заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик, поддержание
обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями
пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик, опротестование их в Президиум
Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик.

47. Право направления указанных в ст. 43 вопросов на
рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик может иметь место исключительно по
инициативе Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик, его Президиума, прокурора Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик, прокуроров
союзных республик и Объединенного Государственного Политического
Управления Союза Советских Социалистических Республик.

48. Пленарные заседания Верховного Суда Союза образуют
специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:

а) уголовных и гражданских дел исключительной важности,
затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных
республик, и

б) дел персональной подсудности членов Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза
Советских Социалистических Республик.

Принятие Верховным Судом Союза Советских Социалистических
Республик к своему производству этих дел может иметь место
исключительно по особым на каждый раз постановлениям Центрального
Исполнительного Комитета Союза или его Президиума.

Государственное устройство

Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов (СРККиКД), не являвшийся постоянным органом и созывавшийся Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов (ВЦИК) не реже двух раз в год на сравнительно небольшой период. Всё остальное время ВЦИК съезда советов работал без контроля со стороны представительных органов, что создавало возможности для злоупотребления им властью вплоть до превращения его в «коллективного монарха» — это особенно ярко выразилось ещё до принятия конституции в июле 1918 года, когда ВЦИК (состоявший преимущественно из членов и сторонников РКП(б)) в мае-июне 1918 года признал недействительными выборы в советы рабочих и крестьянских депутатов, на которых побеждали РСДРП и ПСР, а позже (14 июня 1918 года) аннулировал мандаты всех членов и сторонников этих партий в действующих советах рабочих и крестьянских депутатов. Постоянный всероссийский совет рабочих и крестьянских депутатов, который РСДРП(б) призывала создать в марте-октябре, так и не был создан, а СРККиКД был провозглашен в конституции полновластным органом — он мог принимать законы, бюджет, устанавливать налоги, ратифицировать международные договоры.

Выборы во Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов не были всеобщими — от выборов были отстранены лица, живущие на нетрудовые доходы; не были равными — городские советы и сельские советы посылали разное число делегатов; не были прямыми — делегаты во Всероссийский съезд избирались городскими советами и губернскими съездами советов.

Годы конституционного кризиса

Как можно заметить, первые три года в существовании Российской Федерации прошли без наличия Конституции. Противостояние на вершинах власти повлекло за собой то, что проект принятия Основных законодательных актов откладывался на потом. Конфликт заключался в переделе власти между представителями различных политических взглядов, среди которых были, как представители бывшей советской партийной элиты, так и «новые русские», люди, набиравшие власть и влияние уже в новое время. Представители этих фракций находились в разных ветвях власти, как в исполнительной, так и в законодательной, что осложняло политическую ситуацию.

Кульминацией конституционного кризиса стали события, проходившие в Москве, в период сентября – октября 1993 года. Вооруженные стачки на улицах с применением тяжелой техники стали «последней каплей», после чего все участники стачек были разогнаны силовыми структурами, а президент России Борис Ельцин вплотную занялся реализацией конституционного проекта.

Обновление конституционной системы в 1937 г

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 г., вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Однако

Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Она сохранила свою классовую сущность, о чем упоминалось в ст. 2.

Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия: в ст. 127 говорилось о равноправии граждан «независимо от их национальности и расы».

Впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. В частности, было закреплено право на труд. Гарантировались и политические права «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя».

За коммунистической партией (ВКП(б)) закреплялась руководящая роль.

Норма о партии была введена в Конституцию впервые. В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующей статье Конституции РСФСР 1937 г. устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев, трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Это была Конституция победившего социализма. В ней закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.

По своей юридической форме Конституция приобрела более совершенный вид. В ней четко были выделены основные государственно-правовые институты, систематизированы конституционные нормы. Появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».

В Конституции были более развернуто закреплены принципы вхождения РСФСР в СССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из СССР.

Значительно полнее, чем в прежних конституциях, было отражено собственное федеративное устройство РСФСР. Появились самостоятельные главы об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.

Местное самоуправление

Местными органами государственной власти являлись местные съезды советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые также не являлись постоянными органами и созывались местными исполнительными комитетами. Постоянные губернские советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в тех губерниях, в которых они были, распускались и заменялись непостоянными съездами советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Местными органами государственной власти в городах и сёлах являлись городские советы рабочих и красноармейских депутатов и сельские советы крестьянских депутатов, которые являлись постоянными органами. Они избирались рабочими и крестьянами сроком на 3 месяца. При этом члены этих советов могли быть отозваны избирателями.

Ход принятия Конституции

Так как официально все ещё было в силе старое советское законодательство, запрещавшее проведение референдумов, связанных с отделением территорий, было решено обойти этот закон для избегания сомнений в легитимности. То, что фактически являлось референдумом, было названо «всенародное голосование». Такая хитрость позволяла сделать шаг вперед в становлении русской государственности и преодолеть социальный и политический кризисы.

Вопрос, предлагаемый на референдуме, звучал как — «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?». Ответ мог быть положительным или отрицательным. Провелось голосование 12 декабря 1993 года. Согласно скоординированным правилам Конституция могла быть принята, если «За» проголосуют более половины пришедших на референдум. «За» проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Опубликована новая Конституция была 25 декабря 1993 года, и в тот же день вступала в силу.

Главные особенности первой Конституции СССР

Появление главного закона окончательно оформило союзное государство как федерацию суверенных республик. В любой момент к СССР могли присоединиться новые члены. Объединившиеся республики имели равные права и свободы. Они могли по желанию выйти из союза. Территория оставалась неприкасаемой и могла быть изменена только с их разрешения.

Высшим органом власти был объявлен Съезд Советов СССР, который собирался раз в год. В остальное время все важные решения принимал ЦИК СССР. В промежутках между сессиями ЦИК законодательную и исполнительную власть представлял Президиум ЦИК СССР. Конституция позволяла создать Верховный суд, в компетенции которого было бы рассмотрение дел о злоупотреблении высших должностных лиц своими полномочиями.

Хотя новый закон базировался на положениях Конституции 1918 года, в него не включили ленинскую Декларацию о правах трудящегося народа. Но политики заверили, что основы этого документа содержатся в Конституции. В обновленном варианте сохранялось классовое разделение людей. Но уже не было откровенных призывов к уничтожению «паразитов» общества.

Конституция 1918 года не была полноценной с юридической точки зрения. Она имела скудную правовую базу. Состояла из огромного количества пропагандистских слоганов. Новый закон 1924 года был оформлен в более строгой юридической форме. Не имел общих политических положений. Хотя и эта Конституция с правовой точки зрения была далека от идеала.

СССР

  • Список правителей СССР по порядку и годы их правления
  • Периоды развития Советского Союза. Самое главное
  • Кратко о распаде СССР
  • Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
  • Массовые репрессии в СССР
  • Массовая индустриализация в СССР
  • Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
  • Как появился СССР: предпосылки и проекты
  • Гражданская война: причины, этапы, итоги
  • Культурная жизнь в XX веке

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Формирование местного управления

На местах формировались Советы депутатов. В городах 1 депутат избирался от 1000 человек. Одновременно устанавливалось количественное ограничение: в городе не могло быть меньше 50 и больше 1000 депутатов. В селах, численность населения которых была меньше 10 тысяч человек, 1 депутат избирался на 100 человек. Всего же в сельском Совете депутатов не могло быть меньше 3 и больше 50 человек.

Депутаты обязаны были сформировать Исполнительный комитет. В него входило от 3 до 15 человек в городах и от 1 до 5 человек в селах. При этом исключение было сделано для Москвы и Петербурга. Там максимальное количество депутатов в Исполнительном комитете составляло 40 человек. Работа этого органа строго регламентировалась. В селах нужно было проводить заседания 2 раза в неделю, а в городах каждую неделю.

В селах избирался Сельский Совет, который избирал Волостной Совет, а тот в свою очередь формировал Уездный совет. Представители Городских Советов и Уездных Советов формировали Губернский съезд Советов, выбирающим Областные Советы. И уже на уровне областей формировался состав Всероссийского съезда Советов. Для упрощенного понимания схемы можно воспользоваться схемой.

Подготовка

III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции в качестве одного из приоритетов Советской власти.

Введение

Процесс распада СССР означал конец старой эпохи. Никто не знал чего ожидать от будущего. 12 июня 1990 года во время заседания народных депутатов РСФСР была кратко и скоротечно принята декларация о независимости РСФСР. Новое государство приобретало название Российской федерации. Однако стал вопрос о принципиально новых позициях новообразованной державы, было неизвестно, куда она стремится, что в ней будет считаться правильным, а что нет. Ответом на эти вопросы послужила Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года.

Это интересно: 1570,Принятие «Русской правды»

Особенности избирательной системы в 1918 году

В отличии от системы выборов, применявшейся в российской Империи, а также в период между революциями, право голоса в РСФСР получили граждане, относящиеся к пролетариату, и которые были старше 18 лет. при этом впервые в истории России женщины получили при голосовании равные права с мужчинами. К пролетариату по Конституции относились следующие категории граждан:

  1. Солдаты и матросы.
  2. Рабочие и служащие, крестьяне и казаки. Все, кто не использует наемный труд и не извлекает прибыль, могли голосовать.
  3. Представители предыдущего пункта, которые в результате своей работы получили инвалидность.

Источники и дополнительный материалпо теме:

  • «Год 1918-й» — Мини И.И. Москва, 1982
  • «Рождение Советского государства» — Городецкий Е.Н. Ленинград, 1987

Структура власти

Вся власть в стране принадлежала Всероссийскому съезду Советов. Съезды проводились дважды в год (при необходимости чаще), а между ними страной руководил ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

Всего в РСФСР создавало 18 Народных Комиссариатов (Наркомов). Ниже приведены их названия и первые руководители

Обращаем внимание, что это не первый состав Правительства РСФСР, а руководители Народных Комиссариатов, которые были в должности на момент принятия Конституции 1918 года, либо если должность была вакантной — получили пост после принятия Конституции

  • Внутренних дел — Петровский Г.И.
  • Иностранных дел — Чичерин Г.В.
  • Военных дел — Троцкий Л.Д.
  • Морских дел — Троцкий Л.Д. Примечательно, что изначально армия и флот были разделены на 2 независимых ведомства, но потом объединились в одно. Сам Троцкий возглавлял оба наркомата, но очень скоро их покинул, возглавив комиссариат путей сообщения, где провернул свою знаменитую аферу с золотыми паровозами.
  • Юстиции — Стучка П.И.
  • Здравоохранения — Семашко Н.А.
  • Просвещения — Луначарский А.В.
  • Труда — Шляпников А.Г.
  • Социального обеспечения (ранее — Государственного призрения) — Винокуров А.Н.
  • Земледелия — Середа С.П.
  • Продовольствия — Цюрупа А.Д.
  • Путей сообщения — Невский В.И.
  • Промышленности и торговли — Бронский М.Г.
  • Финансовых дел — Гуковский И.Э.
  • Государственного контроля — Ландер К.И.
  • Национальных дел — Сталин И.В.
  • Почты и телеграфа — Подбельский В.Н.
  • Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) — Рыков А.И.

Каждый наркомат был в подчинении Председателя СНК — Ленина.

Общая же структура власти в РСФСР по Конституции 1918 года базировалась на следующих ветвях:

  • Законодательная власть — Всероссийский Съезд Советов
  • Исполнительная власть —  Совет Народных Комиссаров (выступал в роли современного правительства)
  • Судебные полномочия — Народный суд

Литература

  • Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. — Изд. 2-е, доп. — М.: Политиздат, 1987.
  • Портнов В. П., Славин М. М. Становление и развитие конституционного законодательства Советской России 1917—1920 гг. / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Наука, 1987.
  • Мезенцев Д.Е / «прогулки по истории» под редакцией Айтасова Ж.И 2016 гг
  • Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 года. — Изд. 2-е. — М., 2003. — 224 с. — (Памятники советского законодательства). — ISBN 5-94373-061-3.
  • Фролова О. Е. Конституция РСФСР 1918 г.: лингвистический портрет текста / О. Е. Фролова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 20, № 3 (178). — С. 27-43.

Исторические особенности принятия Конституции 1925 г

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 г., вслед за Конституцией СССР 1924 г. отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР.

Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 г. гласила: «Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик». Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Любой конституции (независимо от социальной системы) свойственны следующие пять функций: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая и юридическая.

В отношении Конституции РСФСР 1925 г. можно говорить о наличии лишь трех из пяти проявлений ее назначения – учредительной, организаторской и юридической. Суть учредительной функции применительно ко второй Российской Конституции состояла в том, что конституция, появившаяся в результате коренных изменений в жизни российского общества, особенностей национально-государственного строительства в РСФСР, становилась политико-правовой основой развития социума, создавая предпосылки для новых общественных отношений. Эти отношения, созревшие в обществе, не могут развиваться без необходимой правовой базы, которая возникает только с принятием новой конституции.

В то же время особенность учредительной функции состоит в том, что она становится политико-правовой основой развития общества с позиций тех, кто в данный исторический отрезок времени находится у власти, в отношении социальной структуры общества, форм автономных образований, конкретных государственно-правовых институтов и т. д.

Зачатки Конституции

Некое подобие конституционной монархии в России можно было наблюдать еще в начале XVII века. Так, власть царя Василия Шуйского ограничивала так называемая крестоцеловальная запись – документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста. Этот документ в числе прочего гарантировал представителям всех сословий законное судебное разбирательство, защиту от произвола, запрещал преследование родственников виновных и т.д. Принятие царем такой присяги, как ясно из названия, сопровождалось целованием креста.

Были и такие самодержцы, которые сами хотели ввести в России конституцию. К примеру, Александр I в начале своего правления мечтал дать своим подданным конституционное устройство, которое гарантировало бы им личную свободу и гражданские права. Здесь важную роль сыграл известный русский реформатор, законотворец Михаил Сперанский. В 1809 году он разработал «План государственного преобразования». В нем шла речь о введении конституционной монархии, ограниченной властью парламента, публичном ведении всех судебных дел, свободе печати и отмене крепостного права. Однако молодой император довольно быстро охладел к идеям о преобразованиях, а Сперанского и вовсе отправил в ссылку из-за его чрезмерной самоуверенности и излишне смелых проектов. В итоге лишь в 1830 году, уже при Николае I, под руководством Сперанского было разработано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В него вошли законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича 1649 года до конца правления Александра І. А в 1832 году был составлен 15-томный «Действующий свод законов Российской империи». В годы царствования царя-реформатора Александра II Россия была как никогда близка к принятию конституции. Ее проект уже был подготовлен министром внутренних дел с Михаилом Лорис-Меликовым, однако в 1881 году накануне подписания манифеста о проведении реформ Александр II был убит народовольцами, и конституционный процесс был прерван.

После Февральской революции Временное правительство начало разрабатывать проект Конституции Российской демократической республики. Однако ему не суждено было воплотиться в жизнь: как мы все прекрасно знаем, в 1917 году к власти пришли большевики и Россия была провозглашена советской республикой.

«Инструмент совершения мировой революции»

Эксперты называют процесс принятия Советским Союзом Конституции 1924 года закономерным.

«Происходило учреждение молодого государства, СССР, с точки зрения нормативной функциональности, и это требовало принятия основного закона. Конституция была достаточно небольшой и не охватывала таких серьёзных вопросов, как, например, права человека. Они отражались в республиканских конституциях, а на союзном уровне были зафиксированы только в новой Конституции 1936 года», — отметил в беседе с RT член Российской РАЮН, доктор юридических наук, профессор Сергей Комаров.

Как подчеркнул в беседе с RT заведующий кафедрой истории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор Владимир Томсинов, принципы формирования государства, заложенные в первой Конституции СССР, в какой-то мере создали предпосылки для грядущего распада страны. 

По его мнению, принятый закон не был направлен на решение внутренних проблем нового государства и это стало слабым местом Конституции 1924 года.

«Авторы Конституции изначально смотрели на СССР не как на самостоятельное государство, а лишь как на инструмент совершения мировой революции. Соответственно, вместо того чтобы решать внутриполитические, правовые, экономические вопросы, все силы и средства должны были бросаться на новые революции», — отметил Томсинов.

С точки зрения эксперта, созданием самодостаточного государства в СССР занялся Иосиф Сталин.

Фактически в конце 1920-х — начале 1930-х годов в Советском Союзе произошла новая революция, в ходе которой большевики-почвенники победили большевиков — сторонников мировой революции, отчаянно сопротивлявшихся принятию нового основного закона», — рассказал Томсинов.

Современная Конституция и ее трансформации

Новому государству требовались новые законы, и 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, где была прописана необходимость создания первой российской Конституции. Для этого была создана Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которую возглавил Борис Ельцин (на тот момент – Председатель Верховного Совета РСФСР).

Однако из-за сложной политической ситуации в стране и постоянного противоборства различных сил процесс работы над новым сводом законов затягивался. Изначально за основу была взята действующая на тот момент Конституция РСФСР, но из-за внесения многочисленных поправок в ней образовалось множество противоречий. Эта несогласованность привела к ожесточенному противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти.

Пиком этого конфликта стали осенние события 1993 года, которые вылились в вооруженные столкновения на улицах Москвы и роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В условиях политического и конституционного кризиса принятие новой Конституции было особенно важным: этот документ должен был обеспечить базу для установления стабильности в обществе. Всенародное голосование по проекту Конституции состоялось 12 декабря 1993 года, а 25 декабря закон вступил в силу.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле говорится о том, что российский народ принимает данную Конституцию, закрепляются демократические и гуманистические ценности, определяется место российского государства в современном мире. Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей, в которых закреплены основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

Еще одним важным изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий президента страны с 4 до 6 лет, а депутатов Государственной думы – с 4 до 5 лет. Данные поправки были приняты 30 декабря 2008 года. В том же году были приняты поправки, обязывающие правительство ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой.

Кроме того, 5 февраля 2014 года в Конституцию была внесена поправка, упразднившая Высший Арбитражный суд и передавшая его полномочия Верховному суду РФ. Также были расширены полномочия главы государства по кадровым решениям в прокуратуре: президент получил возможность назначать заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов Федерации и др. А 21 июля 2014 года глава страны получил право своим указом напрямую назначать до 10% членов Совета Федерации РФ.