Персидские цари

Оглавление

Селевкиды

Цари

  • — — Селевк I Никатор (царь с )
  • — — Антиох I Сотер (соправитель Селевка с )
  • — — Антиох II Теос
  • — — Селевк II Каллиник
  • — — Селевк III Керавн
  • — — Антиох III Великий
  • — — Селевк IV Филопатор
  • — — Антиох IV Эпифан
  • — — Тимарх (узурпатор, правил в Мидии и Вавилоне)
  • — — Антиох V Евпатор
  • — — Деметрий I Сотер
  • — — Александр Балас (узурпатор)
  • — — Деметрий II Никатор
  • — — Антиох VI Дионис Эпифан (сын Александра I Баласа, был провозглашён Диодотом Трифоном в противовес Деметрию II)
  • — — Диодот Трифон (узурпатор, правил в Келесирии)
  • — — Антиох VII Сидет

Фратараки (губернаторы) Персии

(хронологический порядок неизвестен)

  • Артахшир I
  • Вахбарз (Оборз)
  • Вадфрадад I (Автофрадат I)
  • Багадат (Байдад)
  • Вадфрадад II (Автофрадат II)

Арсакиды (ок. 240 г. до н.э. — 224 г. н.э.)

Основная статья : Парфянская империя

(Неперсидские, но иранские) парфянские правители Аршакидов постепенно завоевали регион, который примерно соответствует современным Ираку и Ирану, во время медленного процесса распада империи Селевкидов . При Митридате I (171–139 / 38 г. до н. Э.) Они заняли 141 г. до н. Э. Христианская Месопотамия , в то время как Селевкиды ограничились дальним западом своей бывшей гигантской империи и завоевали восточные части Греко-Бактрийского царства . Даже если Парфянская империя продолжала подвергаться нападениям со стороны среднеазиатских степных народов (в том числе кушанов ) и действовала в западном Риме , парфяне смогли удержаться. Парфянская империя вскоре стала связующим звеном между Римской империей на западе и Центральной Азией и Китаем на востоке.

Примерная протяженность Парфянской империи

В частности, с Римом боевые действия не прекращались с 50-х годов I века до нашей эры. Армения была и оставалась предметом споров, и при Помпее римляне стали после создания провинции Сирия в 64/63 г. до н.э. К прямым соседям парфян. Эти бои были очень переменчивыми. Например, парфяне выиграли битву при Каррах в 53 г. до н.э. Над римской армией (захваченные штандарты были возвращены первому римскому императору Августу королем Фраатом IV в 20 г. до н . Э. ). Даже если римлянам удалось несколько раз вторгнуться в империю — де-факто столица Селевкея-Ктесифон (около сегодняшнего Багдада) неоднократно осаждалась или завоевывалась — они никогда не смогли бы навсегда завладеть этой территорией, так что их вторжения оставались эпизодом. Это относится как к завоеваниям Траяна (начиная с 114 г. и далее римские войска постепенно взяли под контроль большую часть западной Парфянской империи в Месопотамии, а также завоевали Ктесифон), от которых Адриану пришлось снова отказаться, так и к в целом успешным сражениям. римского императора Марка Аврелия (162–166). Бои не прекратились и в период Севера (см., Например, Септимия Севера и Каракаллу ). Прежде всего, парфянская армия, состоявшая в основном из конных лучников и всадников в доспехах, доказала свою ценность в столкновениях с Римом.

Внутренне парфяне были очень открыты для греческой культуры и в целом казались относительно терпимыми, хотя и в определенных пределах. Многочисленные элементы эллинистического правления определили жизнь при парфянском дворе, даже если иранское влияние снова увеличилось после рубежа веков (см. Также парфянское искусство ). У знати была относительно большая свобода по отношению к королю. Фактически, существовали подчиненные короли, но сначала они не угрожали всему существованию государства, которое, как правило, было очень слабо структурировано, хотя внутренняя борьба в 1-м и 2-м веках нашей эры, несомненно, еще больше ослабила власть королевской власти; эта слабость, вероятно, и сделала возможным быстрое завоевание Траяна.

Конец для Аршакидов пришел в пределах империи: последний Аршакидской, Artabanos IV (по другим подсчетам, Artabanos V), был побежден субом-королем Персии , Ardaschir I , в год 224 н.э. в битве Hurmuzgan убит. Вскоре после этого правление Аршакидов рухнуло, и новая династия захватила власть в империи: Сасаниды , которые обновили империю и стали более смертоносным противником Рима, чем когда-либо были парфяне.

Литература

  • Кембриджская история древнего мира. Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525—479 гг. до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и др. Пер. с англ. А. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2011. 1112 стр. — ISBN 978-5-86218-496-9
  • Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. — 320 с. — 10 000 экз.
  • Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980. — 416 с.
  • Фрай Р. Н. Наследие Ирана. — 2-е изд. — М.: Издат. фирма «Восточная литература», 2002. — 464 с.: ил. — (Культура народов Востока). — ISBN 5-02-018306-7.

Сасанидское возрождение — Сасанидская держава

В 331—330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.

Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам — грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».

В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи — державы Сасанидов, династии, к которой принадлежал победитель.

Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.

При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн — знак божественного покровительства.

Столицей Персии стал город Ктесифон, построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов — Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.

При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей — как шерстяных, так и льняных и шёлковых.

Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов — более четырёх веков. В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру — ислам. В 633—651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.

Аршакиды

Цари царей Парфии

  • Аршак I (основатель династии)
  • — — Тиридат I (Аршак II)
  • — — Артабан I (Аршак III)
  • — — Фриапатий (Аршак IV)
  • — — Фраат I (Аршак V)
  • — — Митридат I (Аршак VI)
  • — — Фраат II (Аршак VII)
  • — — Артабан II (Аршак VIII)
  • — — Митридат II (Аршак IX)
  • — — Готарз I
  • — — Ород I
  • — — Санатрук (Аршак X)
  • — — Фраат III Теос (Аршак XI)
  • — — Митридат III (Аршак XII)
  • — — Ород II (Аршак XIII)
  • — — Пакор I
  • — — Фраат IV (Аршак XIV)
  • — — Тиридат II Филоромей (узурпатор)
  • 2 до н. э.-4 н. э. — Фраат V (Фраатак) (Аршак XV) и Муза
  • — — Ород III (Аршак XVI)
  • — — Вонон I (Аршак XVII)
  • — — Артабан III (Аршак XVIII)
  • — — Тиридат III
  • — — Вардан I (Аршак XIX)
  • — — Готарз II (Аршак XX)
  • — — Вонон II (Аршак XXI)
  • — — Вологез I (Аршак XXII)
  • — — Вардан II
  • — — Пакор II (Аршак XXIII)
  • — — Артабан IV
  • — — Хосрой (Ороз) (Аршак XXIV)
  • — — Парфамаспат
  • — — Вологез II (Аршак XXV?)
  • — — Митридат IV (Аршак XXV?)
  • -— Вологез III (Аршак XXVI)
  • — — Вологез IV (Аршак XXVII)
  • — — Хосрой II
  • — — Вологез V (Аршак XXVIII)
  • — — Вологез VI (Аршак XXIX)
  • — — Артабан V (Аршак XXX)

Вассальные цари Персии

Династия Базрангидов:

  • Дарев I
  • Вадфрадад III (Автофрадат III)
  • Дарев II
  • Артахшир II
  • Вахшир I
  • Пакор I
  • Пакор II
  • Намбед
  • Напад
  • Неизвестный царь
  • Вадфрадад IV (Автофрадат IV)
  • Манучехр I
  • Артахшир III
  • Манучехр II
  • Пакор III
  • Манучехр III
  • Артахшир IV
  • Вахшир II (Оксатр)
  • Шапур (из династии Сасанидов)
  • Артахшир V (из династии Сасанидов)

Детство и юность

Ксеркс, имя которого переводится как «Властвующий над героями», родился в 520 году до н.э. По материнской линии происходил от Кира II Великого, основателя Ахеменидской империи. Ксеркс был старшим сыном Атоссы, дочери Кира II, и Дария I. Из шести сыновей царь Дарий, собираясь в очередной поход, выбрал наследником Кира.

Царь Ксеркс

Правовая система древней Персии не регламентировала строго порядок наследования царства, и переход власти обычно сопровождался бунтами и резней. Но в данном случае все прошло спокойно, братья согласились с отцовской волей, и в ноябре 486 года до н.э., после смерти Дария I, Ксеркс I занял престол.

ДАРИЙ I

Один из величайших персидских царей (в 522—486 годах до н. э.), великий полководец Участие в войнах: Подавление восстания в Маргиане (522 до н. э.). Подавление восстания в Парфии (521 до н. э.). Усмирение мятежа эламитов и вавилонян (521-519 гг. до н. э.). Поход против мятежной Халдеи (521 г. до н. э.). Походы против мятежных Ассирии, Армении и Мидии (521-518 г. до н. э.). Большой поход против саков (519 году до н. э. ). Завоевание персами Куша (Нубии). Покорение части Индии (517 года до н. э.). Поход против причерноморских скифов (512 года до н. э.). Покорение областей Геллеспонта и Фракии. Военные действия на Кипре (497—496 годов до н. э.). Подавления восстания в Малой Азии и карательные экспедиции против островов, принявших в нём участие (496—493 годов до н. э.). Вторжение в Грецию (492 до н. э.). Покорение островов Эгейского моря (490—493 годов до н. э.). Вторжение в Грецию (490 до н. э.). Основные сражения: Битва на берегах Евфрата (с армией мятежной Халдеи, 521 г. до н. э.). Битва при Кундуруше (7 мая 521 г. до н. э., ., с мятежными мидянами). Битва при Кундурусе (в июне 518 года до н. э., с мятежными мидянами).

Персидское царство в конце дней

В Талмуде приводится символический рассказ о том, как в конце дней Творец мира показывает всем народам свиток Торы и говорит: «Тот, кто искал Истину в Торе, пусть придет и получит награду». Сначала перед Ним предстает ангел-покровитель (малах) Рима и рассказывает о своих достижениях, но получает ответ: «Все, что вы создавали, старались вы для себя». Ангел уходит пристыженный.

После этого появляется малах Персии и говорит: «Много мостов мы построили; много укрепленных городов захватили и вели множество оборонительных войн, защищая империю. И все для того, чтобы еврейский народ мог заниматься Торой». В ответ на это звучат слова Вс-вышнего: «Все, что вы делали, вы делали для себя. Строили мосты, чтобы взимать пошлины; захватывали города, чтобы наложить дань для вашего императора; а что касается оборонительных войн — победа в них зависит от Меня». Ушел пристыженный и малах персов (Авода зара, 2Б).

Почему персы не получили награды, ведь — как справедливо полагал малах Персии — его царство, в отличии от Рима, не разрушало, а строило Храм? Ответ состоит в том, что, несмотря на это, они занимались идолопоклонством, не признали над собой власти Вс-вышнего.

И другой вопрос задается в Талмуде: почему в рассказе упомянуты только Рим и Персия? Ответ: потому что (духовные корни) этих империй просуществуют до прихода Машиаха (Авода зара, 2Б).

Идолопоклонство персов носило особый характер. Они, в отличии, например, от вавилонян, не преклонялись перед истуканами из золота и серебра. По их представлениям, в мире происходит постоянная борьба между добром и злом — богом света и добра и богом тьмы и зла. Люди должны стремиться к добру, помогать «доброму» богу своим поведением. В Талмуде встречаются указания на положительные качества персов — скромность в поведении и одежде, воспитанность (Брахот, 8Б; Шабат, 94Б; Эрувин, 29Б).

Привлекательность персов, унаследованная ими от их родоначальника Яфета, была опасной для евреев. В отличии от самого Яфета, персы не «сидели в шатрах Шема» (как это было заповедано им Свыше) — не учили Тору у еврейских мудрецов. Они не смогли постигнуть Единства Творца, их сознание осталось расщепленным, они не видели связи между добром и злом, материальным и духовным (отсюда, возможно, и происходит и название «Парас»: от слов «прусот» — «куски», «лифрос» — «разрезать» — ср. Мидраш Раба, Эстер, 1).

Еще в пророчестве Иешаяу было высказано опасение, что религия персов привлечет к себе евреев, слабых духом, и они забудут духовные ценности своего народа. Иешаяу учил евреев свято верить в Единство Б-га, который создает свет и тень, добро и зло. И даже то, что кажется человеку злом, тоже происходит по воле Всевышнего и не осознается как добро лишь в силу человеческого несовершенства. Находясь в изгнании в Персидском царстве, евреи вспоминали слова пророка и не поддались влиянию персов (см. об этом в книге р.Ойербаха «История еврейского народа»).

Однако «дух» персидского сознания — его расщепленность, непонимание Единства мира — сохранился до нашего времени. Не случайно Талмуд говорит о том, что Персидское царство (его духовный источник) будет существовать до времен Машиаха. Не так давно высказывалась идея, основанная на трудах Маараля — о том, что продолжением древней Персии в каком-то смысле является арабский мир. Наряду с царством Рима-Эдома (западной цивилизацией), он находится в настоящее время «у власти».

С приходом Машиаха человечество преодолеет расщепленность своего сознания и в полной мере осознает Единство Бога.

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Самое современное лечение грыж

Культура Персии

Культура древней Персии наиболее заметна их системой государственного управления, которой восхищались даже древние греки. По их мнению, такая форма управления была вершиной монархического правления. Персидское государство было разделено на так званые сатрапии, во главе которых стоял собственно сатрап, что значит – «блюститель порядка». Фактически сатрап был местным генерал-губернатором, в широкие обязанности которого входило и поддержание порядка на вверенных ему территориях, и сбор налогов, и осуществление правосудия, и командование местными военными гарнизонами.

Еще одним важным достижением персидской цивилизации были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом. Самой знаменитой была царская дорога, идущая от Эфеса в Малой Азии до города Сузы на Востоке.

Отлично в древней Персии функционировала и почта, чему также немало способствовали хорошие дороги. Также в древней Персии была очень развита торговля, на всей территории государства функционировала продуманная налоговая система, схожая с современной, при которой часть податей и налогов шли в условные местные бюджеты, часть же отправлялась к центральной власти. Персидские цари имели монопольное право на чеканку золотых монет, в то время как их сатрапы могли тоже чеканить свои монеты, но только серебряные или медные. «Местные деньги» сатрапов ходили только на определенной территории, в то время как золотые монеты персидских царей были универсальным платежным средством по всей персидской империи и даже за ее пределами.

Монеты Персии.

Письменность в древней Персии имела активное развитие, так существовало несколько ее видов: от пиктограмм, до алфавита, изобретенного в свое время финикийцами. Официальным же языком персидского царства был арамейский, идущий от древних ассирийцев.

Личная жизнь

В письменные источники вошло имя только одной жены царя. Аместрида, дочь Онофа, родила мужу троих сыновей. Старший получил в честь деда имя Дарий и должен был наследовать отцу. Средний Гистасп стал впоследствии сатрапом Бактрии. Артаксеркс, младший, занял царский престол после гибели отца и старшего брата и правил Персией в 465—424 годах до н. э.

Царь Ксеркс и его жена Аместрида

Имена прочих жен и наложниц Ксеркса не вошли в историю, но известно, что у персидского царя было еще три сына: Артарий, ставший правителем в Вавилоне, Раташап и Тифравст, а также две дочери – Амитис и Родогуна. О любовных похождениях правителя, кровосмесительных связях и интригах при царском дворе ходили жуткие легенды, одну из которых пересказал Геродот.

Брат Ксеркса, Масиста, был женат на красавице, которая не ответила взаимностью на любовь царя. Желая сблизиться с неприступной женщиной, Ксеркс женил своего сына Дария на дочери Масисты. Молодая женщина оказалась столь же красивой, как мать, но гораздо менее неприступной, и стала любовницей царя. Ревнивая персидская царица Аместрида обвинила во всем жену Масисты.

Ксеркс и Аместрида

В день рождения мужа царица выпросила себе в подарок право распорядиться жизнью той, которую считала виновницей проблем, Ксеркс не сильно возражал: зачем ему женщина, пренебрегающая царскими ласками? Аместрида убила соперницу с особой жестокостью, а Ксеркс предложил брату новую жену вместо убитой.

С целью укрепления внутрисемейных связей планировалось на этот раз женить Масисту на царской дочери (его племяннице, соответственно), но тот отказался и попытался сбежать в Бактрию вместе с сыновьями. Воины царя догнали мятежников в пути и убили.

ГАРПАГ

Лидийский сатрап, полководец Кира Великого Участие в войнах: Восстания против Мидии (в 553-550 гг до н. э.). Завоевание территорий Мидии (550—548 года до н. э.). Покорение Парфии,Гиркании. Покорение Киликии (в 547 году до н. э.). Завоевание Лидии (547 году до н. э.). Подавление восстания в Лидии (в 546 году до н.э.). Подчинение области приенцев и долины реки Меандр (в 546 году до н.э.). Завоевание малоазийских городов Ионии (в 546 году до н.э.). Завоевание Карии (в 546 году до н.э.). Покорение Кавн (в 546 году до н.э.). Завоевание Ликии (в 546 году до н.э.). Основные сражения: Битва при Пасагарды (550 г. до н. э., с мидянами). Битва при Птерии (547 или 546 до н. э., с лидийцами). Взятие Сард (декабрь 547 года до н. э.).

Завоевание Лидии

В VI веке сильнейшим государством Малой Азии было Лидийское царство династии Мермнадов. Царь Лидии Крез начался готовиться к войне против молодой Персидской державы. В 547 году до н.э. лидийская армия перешла реку Галис, которая разделяла государства. В ответ Кир II вступил в Каппадокию, где произошла битва. Первое сражение не дало ни одной стороне победы, и Крез отступил на зиму в Сарды.

Кир II вторгся в Лидию зимой, когда армия Креза была на зимних квартирах. Персы разбили противника, а затем взяли Сарды. Накануне похода Кир II обратился к грекам-ионийцам, которые были вассалами Креза, с предложением союза. Они отказались, но после уничтожения Лидии обратились к царю Персии с предложением подчиниться ему на условиях, на которых они подчинялись Крезу. Кир II отказал, но предоставил привилегированный статус только Милету, чтобы не дать грекам сплотиться.

Кир II разделил Лидию на две области с центрами в Сардах и Даскилее, в каждом из которых был свой наместник. Позднее они стали двумя сатрапии Ахеменидской державы.

После ухода основных сил персов из Малой Азии лидиец Пактий, оставленный казначеем, восстал против Персии и осадил персидский гарнизон в Сардах. Полководцы Персии подавили восстание, к которому присоединились греки-ионийцы. В 546 году до н.э. Гарпаг с персидской армией взял греческие города Ионии один за другим.

Легендарные правители

Пишдадиды

  • Каюмарс (авест. Gayō Marətan)
  • Хушанг (авест. Haošiiaŋha)
  • Тахмурас (авест. Təxma-Urupi)
  • Джамшид (авест. Yima-Xšaēta)
  • Заххак/Биварасп (авест. Aži-Dahāka)
  • Фаридун/Афридун (авест. Θraētaona)
  • Ирадж (авест. Аiriia-Ča)
  • Манучехр (авест. Manuščiθra)
  • Новзар (авест. Nāoθara)
  • Зов (ср.-перс. Uzāb, Auzāb)
  • Гаршасп (авест. Sama Kərəšāspa)

Кеяниды

  • Кей-Кубад (авест. Kauui Kauuāta)
  • Кей-Кавус (авест. Kauui Usan)
  • Кей-Хосров (авест. Kauui Haosrauuaŋha)
  • Кей-Лохрасп (авест. Kauui Auruuatāspa)
  • Кей-Гуштасп (авест. Kauui Vištāspa)
  • Кей-Бахман (авест. Kauui Wāhu-Manah)
  • Хумай Шерзад (авест. Humāiiā)
  • Кей-Дараб/Дара I (др.-перс Dārayavauš)
  • Дара II (др.-перс Dārayavauš)

Держава царя царей

В конце царствования Камбиза Первого в Персии начинается смутное время, местная знать вела борьбу за власть и подковерные игры, надеясь захватить трон. В результате дворцового переворота новым государем становится Дарий Первый. Это великий политик, вошедший в историю как царь царей. Ему удалось объединить множество народов, расширить территорию Персидской империи, при его правлении существенно улучшилась экономика и выросла военная мощь государства.

Дарий Первым провел следующие реформы:

  • упорядочил систему сбора налогов;
  • разделил державу на административные и военные округа сатрапии;
  • соединил морским путём Персию с Египтом через Красное море;
  • построил новые торговые пути;
  • ввел обязательный военный призыв в покоренных народах;
  • начал чеканить единые золотые монеты.

Дарий создал простую и в то же время эффективную экономическую систему нового государства. Все завоеванные им народы должны были платить определенную дань, а при необходимости размер такого налога мог быть увеличен по личному распоряжению царя. Все полученные средства шли на строительство дворцов в столице Персии, развитие армии и содержание штата тайных осведомителей. При этом сами коренные жители были избавлены от необходимости платить подати, так как считались «народом господ».

Дарий был не только искусным правителем, но и жестоким государем, который быстро расправлялся с заговорщиками. Параллельно на севере от карты Персии и древнего мира отмечается рост могущества греческих полисов, которые постоянно вели войну за независимость. В последующем через полтора столетия великое государство Дария было разрушено Александром Македонским, решившим покорить весь мир.

Правление династии Сасанидов

Для жителей Персии порабощение стало культурной катастрофой: традиции забывались, все больше появлялось свойственной эллинам роскоши, монеты чеканились с греческими надписями. Победители часто насильно женились на персиянках, стремясь объединить 2 враждующих народа. Через много веков во внешности современных иранцев заметны правильные черты древних македонских воинов.

После смерти Александра империя была разделена между его ближайшими соратниками, территория Иранского нагорья стала частью государства Селевкидов. Но местная знать начала борьбу за власть и в 243 году к власти пришел вождь кочевого племени парнов, ставший основателем Парфянского государства.

Противоречия между коренными персами и тяготевшими к культуре эллинов парфянами становились глубже. Особенно это касалось различий в религии: украшенные статуями храмы и пышные религиозные обряды греков противоречили степенным ритуалам предков иранцев.

В 226 году н. э. наместник провинций Парсы возглавил восстание против парфян. Его победа стала началом правления новой династии, Сасанидов, стремящихся возродить культуру древнего Ирана. Полностью исчезли или были разрушены греческие храмы, на месте статуй богов были воздвигнуты зороастрийские жертвенники огня. Новая столица, Ксетифон, была богато украшена рельефами и орнаментами. Возводились дворцовые комплексы, ставшие шедеврами архитектуры древней Персии.

Правление династии Сасанидов продолжалось около 4 веков, империю ослабляли постоянные стычки с Римом и пришедшей ему на смену Византийской империей. Бедственным положением воспользовались арабы, войска которых напали на Персию в 633 году. В 652 году после гибели последнего шаха Йездигерда III воины ислама окончательно сломили сопротивление персов, вместе с государством уничтожив и культуру древней Персии.

Гвардия бессмертных: опора власти шахиншаха, но гвардия ли?

Ещё при Кире Великом или его ближайших предшественниках был создан корпус «бессмертных» — самое известное соединение персидской армии, в разное время интерпретируемое источниками и историками по-разному. Долгое время был распространён взгляд на бессмертных, как на гвардию, элиту элит империи Ахеменидов, однако, по всей видимости, они сочетали сразу несколько функций и не были однородны. Но обо всём по порядку.

Бессмертный. (blogspot.com)

Сами персы никогда не называли этих пехотинцев «бессмертными» — такое наименование им дал Геродот, подчёркивая, что состав корпуса неизменен и насчитывал 10 000 воинов. Как только кто-то выбывал из строя, его тут же заменял следующий. Это свидетельствует о существовании мобилизационного резерва у персов — каждый из мужчин-азатов (воинов) был обязан пройти военную службу, после чего увольнялся в запас и призывался под знамёна Ахеменидов по мере надобности. Сами персы называли бессмертных «Амтрака» — это было личное войско царя, всё время находившееся в его распоряжении. Кроме них при шахиншахе находился отряд всадников и собственно дворцовая стража — мелофоры. Входили ли последние в структуру бессмертных или нет, неясно по сей день.

Корпус бессмертных состоял из пехотинцев-копейщиков, причём 9 000 воинов набиралось из простолюдинов, а последняя тысяча состояла из представителей знати. Вероятно, из них ковался офицерский корпус для других подразделений персидской армии, имевшей чёткую десятиричную структуру с унтер-офицерским и офицерским составом.

Помимо участия в войнах с внешним врагом, бессмертные были гарантом стабильности внутри империи, ведь каждый из сатрапов имел значительную долю автономии в своей области. Ограничить их власть в условиях неразвитости коммуникаций и относительно (по сравнению с современной) слабой централизацией было трудно, а вот постараться упредить от выступления, когда каждый из них знал о том, что при дворе шаха расквартирован целый корпус боеготовых войск — вполне по силам. Как выглядели и чем вооружались эти воины?

Сражение при Фермопилах

Вторжение персов началось в 480 году до н. э. с битвы при Фермопилах. Афины, Спарта и другие греческие города сплотились перед лицом «персидской угрозы». Чтобы иметь реальную возможность противостоять превосходящим силам противника было решено встретить врага у Фермопильского ущелья, чей узкий проход позволял задержать персов на их пути в Элладу. По разным данным, войско Ксеркса состояло из 200 или 250 тысяч воинов. У греков к началу сражения насчитывалось 5 — 7 тысяч бойцов. Руководил альянсом греческих сил спартанский царь Леонид. Два дня ему удавалось сдерживать натиск армии Ксеркса, но на третий день, персы окружили войско Леонида благодаря предательству местного жителя по имени Эфиальт, показавшего им обходной горный путь. Леонид вместе с 300 спартанцами, а также с феспийцами (около 700 человек) и фиванцами (около 400 человек, о которых в легендах о трехстах спартанцах обычно не упоминается) остался драться с Ксерксом до последнего вздоха. В результате он и его армия погибли, однако навсегда вошли в историю благодаря проявленной доблести. Вместе с «300 спартанцами» в историю вошел и Ксеркс как главный отрицательный герой этого сюжета.