Все лавры россии и украины

Оглавление

Святогорская

Святогорская Лавра, г. Святогорск

Эта обитель получила статус Лавры недавно, 9 марта 2004 г. Она находится в местности «Святые горы» Донецкой области. Здесь на берегу р. Донца в меловых пещерах с XV в. известны иноки-отшельники.

Краткая история 

Впервые обитель упоминается с 1624 г. Тогда она имела не только духовное, но и оборонительное значение, так как эту местность не раз грабили крымские татары. Во времена Екатерины II монастырь упразднили, и возродиться ему удалось лишь в XIX в. К началу XX в. здесь жили до 700 монахов, обитель имела мельницы, мастерские,  торговые лавки.

Обитель закрыта с 1922 г. Лишь с 1992, спустя 70 лет здесь поселились первые 5 насельников. К настоящему времени здесь 8 церквей и 4 часовни.

Святыни 

Паломники приезжают сюда, чтобы увидеть:

  • Святогорскую икону Богоматери, написанную афонским иноком для монастыря еще в 1844 г.;
  • образы Богоматери Казанская, «Троеручица»:
  • образы свт. Николая, вмчч. Варвары, Татианы.

Расписание богослужений 

Утренние службы начинаются с 6 ч. Вечернее богослужение – с 17 ч.

Эти святые обители, прославленные в истории – наши духовные маяки. Пронеся веру через столетия, они и до наших дней своей жизнью свидетельствуют истину христианства.

Наталья Сазонова

Успенский собор

Основанный в 1073 году, он множество раз разрушался и восстанавливался. Пережив землетрясение в начале XIII века, несколько набегов татар в течение XIII–XV веков, пожар в XVIII столетии, он всё же был почти полностью разрушен в 1941 году, когда его взорвали фашисты, предварительно вывезя все ценности – алтарный престол, царские врата из серебра, евангелия, серебряные гробницы, иконы и утварь. Несмотря на последующие попытки немцев всё отрицать, доказательством послужила видеосъёмка взрыва из германских архивов.

Работы по изучению и разбору руин продолжались с 1947 по 1971 год. К 1988 году был утверждён проект восстановления храма, но сам процесс не был запущен из-за политических событий в стране. В итоге здание собора было возведено к 2000 году, а восстановление внутреннего убранства идёт до сих пор.

Краткая биография

Каждый человек, который хочет узнать больше о жизни этого известного летописца, должен детальнее ознакомиться с информацией, взятой из его биографии.

https://youtube.com/watch?v=HTHswv018lg

Происхождение

О жизни Нестора известно совсем мало информации, и поэтому историкам удалось узнать о его жизни только благодаря изучению трудов, которые были написаны летописцем при жизни. Точная дата появления монаха на свет неизвестна. Однако принято считать, что он родился в первой половине 1064 года в Киеве.

О близких и родственниках Нестора практически ничего не известно. Однако многие считают, что он был из зажиточной семьи. Некоторые историки думают так, потому что летописец получил хорошее образование, которое было недоступно простым людям. Уже к подростковому возрасту парень научился читать и грамотно писать.

Начало служения Богу

О службе Господу Нестор начал задумываться еще с ранних лет. Однако окончательное решение он принял в семнадцать. Именно тогда он обратился к Феодосию, который на тот момент был основателем монашества на Руси. Он попросил принять его в послушники. Феодосий долго не мог ответить на просьбу, однако со временем он удовлетворил прошение молодого парня. Сначала Нестор выполнял различные мелкие поручения на территории храма. Этим занимались новички, которые в дальнейшем собирались стать монахами.

Затем ему пришлось пройти специальный монашеский курс, в ходе которого священнослужитель столкнулся с несколькими серьезными испытаниями. Нестор успешно прошел курс и доказал, что он имеет полное право на то, чтобы стать частью монашеского братства. Постриг поручили провести местному игумену Стефану, который в будущем стал преемником Феодосия. После нескольких лет служения Нестор был посвящен в иеродиакона.

Все монахи, которые проживали на территории Киево-Печерского монастыря, во многом себя ограничивали. Послушники монашества даже воздерживались от большого количества пищи. Единственное, что им дозволялось есть каждый день — вода с хлебом. Некоторые монахи отказывались даже от этого и начинали добровольно голодать. На протяжении голодания они много времени уделяли произнесению молитв.

Во время служения в монашеском братстве с летописцем произошел один интересный случай. Однажды ему пришлось участвовать в изгнании беса другого служителя монашества Никиты, у которого было прозвище «затворник». В монашестве ходили слухи, будто дьявол спустился к нему с небес, притворившись ангелом. Он ввел монаха в заблуждение, после чего священнослужитель начал давать послушникам монашества странные пророчества.

Сначала на странное поведение Никиты не обращали внимания. Однако потом он заперся в пещере. Это насторожило остальных монахов. Нестору и другим священнослужителям удалось вывести его оттуда и избавить от бесовских мыслей. Усилия братства закончились успехом, так как со временем Никита не просто встал на праведный путь, но и стал архиереем монашества.

Софийский собор

Точный год начала строительства Софийского собора неизвестен. С уверенностью можно сказать только то, что было это во время правления Ярослава Мудрого, между 1017 и 1019 гг., а также, что сначала храм был деревянным. Сооружение же каменного здания собора было начато только через несколько лет. Местом возведения собора было выбрано место сражения с печенегами и победы над ними.

С самого начала перед мастерами стояла задача построить не просто собор, а символ целого государства. Будущий собор должен был вместить в себя огромное количество людей, служа местом проведений служб и церемоний, где будут присутствовать княжеские дворы и епископские делегации.

Обзавёдшийся с течением времени многочисленными пристройками, первоначально храм имел крестово-купольную форму с пятью нефами и двумя рядами галерей по периметру. Тринадцать куполов в XVII веке дополнились ещё шестью. Украшающий фасады орнамент представляет собой кирпичи, стоящие на ребре и утопленные в кладку. Также частично сохранились созданные греческими мастерами фрески.

После нашествия татар и разграбления ими Софийского собора в 1240 году, в нём всё ещё продолжают идти службы, но постепенно храм, как и весь город, приходят в упадок. На протяжении почти пяти веков о восстановлении собора никто не задумывается. Сначала резиденция митрополита переезжает во Владимир-на-Клязьме, потом начинается противостояние с Литовским княжеством. И всё то время, пока церкви различных конфессий борются за земли и власть, собор продолжает разрушаться. И только в первой трети XVII века митрополит Пётр добивается наконец начала восстановления храма. К концу реставрационных работ в конце XVII века главы становятся грушевидной формы, а на стенах появляются лепные украшения. В следующие двести лет храм обзаводится колокольней и зимней церковью. Последние изменения в Софии Киевской происходят к 1880-х гг., когда перестраивается западный фасад.

До начала ХХ века София Киевская остаётся кафедральным собором киевских митрополитов.

Несмотря на все перипетии в судьбе храма, здесь сохранилось множество мозаик и фресок XI–XII веков. По их расположению на стенах учёные сделали вывод, что в древности мозаикой украшались центральный купол и алтарь, где проходило богослужение. Остальные части храма расписывались фресками.

Набеги и восстановление монастыря

Монастырь несколько раз подвергался набегам, но его всегда отстраивали заново. Комплекс храмов перенёс:

  • разрушение в 1096 году;
  • разорение в 1240;
  • поджог в 1483.

В 1096 году лавре нанесли большой ущерб половцы, но обитель быстро отстроили. Постепенно пристраивали новые церкви. Феодосий создал приют для хромых, нищих и слепых, на которых тратилось 10% доходов. После переселения братии из пещер сделали усыпальницу для монахов.

В 1240 году Печерская лавра подверглась жестокому разорению во время нашествия монгол. До неё удалось добраться Батыю. Многих послушников убили, только небольшая часть из них успела скрыться. В XIV веке храм был снова открыт, а в 1470 году его восстановили и украсили.

Последний раз монастырь терроризировали в 1483 году. Он был сожжён и ограблен крымским войском, но благодаря большим пожертвованиям обитель быстро оправилась. На тот момент монастырю уже принадлежало около 65 сел и 2 города — Васильков и Радомысль.

Нижняя лавра

Через прямоугольный павильон (1816 год) с тосканским портиком вы попадаете в спускающуюся по склону стометровую галерею, ведущую к Ближним пещерам. По замыслу создателей, галерея служила прелюдией к посещению паломниками пещерных лабиринтов и выражала своеобразную заботу обители о них в случае непогоды. Галерея ведёт во двор Ближних пещер. Небольшое вытянутое подворье образовано на неширокой террасе днепровского склона, северную часть которого формируют здания двух церквей и входа в Ближние пещеры.

Далее на пути — цель, к которой стремились миллионы паломников на протяжении столетий, посетившие Киево-Печерскую лавру в Киеве, — Ближние пещеры. Своё название они получили из-за относительной близости к Свято-Успенскому собору. Считается, что разветвлённая система туннелей и помещений выкопана в податливых лёссовых породах (которые к тому же устойчивы к обрушению) Антонием Печерским в 1050-1060-х годах. Своеобразный микроклимат расположенных выше водоносного горизонта лабиринтов способствует хорошей сохранности (природной мумификации) тел усопших праведников.

В Ближних пещерах сохранились три подземные церкви — Введенская (самая объёмная), Антониевская (самая древняя, основанная в XI веке) и Варлаамовская (1641 год).

С подворья Ближних пещер войдите в небольшой павильон, являющийся ротондой-входом в галерею Дальних пещер (архитектор А. Яновский, 1790-е годы). Галерея заканчивается павильоном в псевдорусском стиле (1890-е годы) в северной части подворья Дальних пещер.

Слева от выхода из галереи расположена Аннозачатиевская церковь (1679 год). В 1760-е годы из неё был прорыт вход в Дальние пещеры. Принято считать, что Дальние пещеры основаны как отдельный подземный комплекс, а древнейшей их частью обычно называют Варяжскую пещеру.

В настоящее время общая протяжённость лабиринтов Дальних пещер составляет 293 метра. В их недрах хранятся мощи почти полусотни канонизированных святых и расположены три подземные церкви — Феодосиевская (наиболее обширная), Благовещенская и Рождественская.

Напротив Аннозачатиевской церкви стоит небольшое кирпичное, одноэтажное здание — вход в Дальние пещеры (архитектор В. Николаев, 1893 год), подобающе местоположению украшенное шатровым куполом с крестом. Ещё на подворье Дальних пещер можно осмотреть киворий — открытый павильон над питьевым фонтанчиком, некрополь церковной, военной и светской знати (XVIII-XX века) и сорокаметровую каменную колокольню (архитектор П. Неелов, 1761 год), построенную лаврским мастером С. Ковниром.

На обратном пути не пропустите одноэтажный дом блюстителя Дальних пещер (архитектор А. Якушин, он же иеромонах Арсений; 1813 год) с эффектной открытой галереей, подчёркнутой тосканскими колоннами со стороны Днепра, Ещё вам встретятся двухэтажные здания весьма прибыльного в своё время свечного завода (1820-е годы, перестроен в 1874 году) по левую руку и братских келий на Ближних пещерах (архитектор А. Середа, 1891 год) на противоположной стороне монастырской аллеи.

Дойдя до оборонительной стены Верхней лавры, сверните влево и, поднимаясь вверх по пологой улице по левой стороне, осмотрите постройки Гостиного двора Нижней лавры. Среди них двухэтажные здания бывших конторы (архитектор И. Кедрин, 1830 год) и больницы для бедных и богомольцев (архитектор П. Спарро, 1851 год) с обустроенным в 1869 году храмом в честь иконы Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость.

В конце улицы, разделяющей Верхнюю и Нижнюю лавры, находится дом для именитых богомольцев (архитектор П. Спарро, 1851 год), ставший композиционным центром монастырского гостиничного комплекса. Юго-западную оконечность Верхней лавры венчает Часовая башня (1701 год), построенная стараниями гетмана Ивана Мазепы, на улицу имени которого вы и вышли.

Затем сверните налево и осмотрите церковь Воскресения Христова (1705 год), построенную на пожертвования казацкого полковника К. Мокиевского. Считается, что во времена Киевской Руси в этом месте находился Дмитриевский монастырь, основанный князем Изяславом Ярославичем в XI веке, а в 1120-х годах был построен деревянный Воскресенский храм.

Во дворе находится двухэтажный, с классическим, украшенным четырьмя колоннами фасадом и треугольным фронтоном, жёлто-кирпичный дом № 29 (архитектор С. Карин, 1759 год). В начале XIX века в этом здании, задний фасад которого нависает над склоном холма, обращённого к Нижней лавре, жили киевские военные губернаторы, а в настоящее время расположена экспозиция музея Ивана Гончара.

Что ещё посмотреть в Киеве:

  • Майдан Незалежности
  • Крещатик
  • Владимирский собор
  • Золотые ворота
  • Софийский собор
  • Андреевский Спуск
  • Мариинский парк
  • «Родина-мать» в Киеве
  • Пирогово

Киево-Печерская лавра

Давным-давно, в далёком XI веке, на месте, где сейчас находится практически центр Киева, росли густые леса. Здесь выкопал пещеру для молитв священник Илларион. Позже в этой пещере поселился афонский монах Антоний. Со временем вокруг Антония появляются его последователи. Они строят себе церковь Богородицы. Так, постепенно, на этих землях начинает формироваться монастырь, названный позже Киево-Печерской лаврой. Это был не только центр религиозной жизни, но и средоточие культуры, науки и искусства. Именно здесь Нестором была создана его «Повесть временны́х лет». Также в этих стенах трудились историки, богословы, переводчики и многие другие.

В конце XI века монастырь был почти полностью разрушен половцами. Князь Глеб Всеславич восстановил его на собственные средства, пристроив для монахов каменную трапезную и обнеся монастырь частоколом. В середине XIII века после нападения татар во главе с Батыем, монастырь почти полностью опустел. Все попытки его восстановить разбивались о всё новые и новые набеги. И только в середине XVI века монастырь был обновлён.

На рубеже XVII–XVIII веков были возведены церкви Св. Николая, всех Святых, Рождества Богородицы и Воздвижения, корпуса келий и крепостные стены с башнями. А 1740-х гг. закончила строиться колокольня, ставшая самой высокой на Украине, достигнув почти 97 метров.

На площади Киево-Печерской лавры почти в 30 гектаров располагается немногим меньше ста зданий.

Святыни Лавры

  • Монастырь известен своим подземным миром, который делиться на Ближние (Антониевы) и Дальние Пещеры. В них хранятся нетленные мощи 79 святых (в Ближних пещерах) и 49 святых – в Дальних. В Антониевых пещерах есть старинные захоронения, среди которых почетное место занимают мощи святого Антония. В подземном мире есть три улицы, пещерная церковь, трапезная. В Дальних пещерах похоронен Феодосий, есть церковь, названная именем святого, его келья и несколько подземных храмов.
  • Икона Божьей Матери «Всецарица» считается чудодейственной. В 2010 г. одна из прихожанок прозрела, приклонившись к образу.
  • От недугов исцеляет образ Божьей Матери «Печерская Похвала».
  • Мироточивые главы – реликвии Лавры, которыми стали головы святых. Их монахи хранят столетиями в сосудах со специальным раствором. Когда главы высыхают, то начинают мироточить.

Дом «Лаврский паломник» корпуса № 56

Описание

Описание

В Дом «Лаврский паломник» корпуса № 56 поселяются православные священнослужители, монашествующие и паломники по благословению священноначалия монастыря.

Не поселяются: особы, пребывающие в монастыре не с целью паломничества; имеющие внешний вид, который не подобает православному христианину; не имеющие при себе удостоверения личности.


Паломники поклоняются Лаврским святыням и посещают монастырские богослужения:

• Полунощница – 6:00

• Ранняя Литургия – 6:30

• Поздняя Литургия – 9:00

• Вечернее Богослужение – 16:30

• Молебны – 8:30, 13:00 и 15:00

Внутренние удобства:

Кельи оборудованы одноярусными и двухъярусными кроватями с металлической сеткой (комплект белья сменяется по необходимости). Также в кельях находятся стол, стулья и настенная вешалка.

Холодильник, электрочайник, утюг с гладильной  доской, чашки находятся у дежурного.

В Доме «Лаврский паломник» корпуса №56 есть 2 душевые и 2 санузла (подача горячей воды ограничена).

Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц.

Для оформления заявки на поселение паломнической группы необходимо указать:

1. Имя и телефон руководителя группы;
2. Количество паломников с учетом мужчин и женщин;
3. Точные даты пребывания в Доме «Лаврский паломник» корпуса №56.

Заявку необходимо подтвердить за неделю, а также за день до прибытия, в противном случае места могут быть отданы другой группе.

Поселение паломников оформляется с 14:00.

В день выезда сдать кельи необходимо до 11:30.

Проживание в Доме «Лаврский паломник», парковка автотранспорта и другие услуги осуществляются за установленные пожертвования.

Паломники поселяются на 3 суток.

Продлить время проживания можно только по благословению.

Правила

ПравилаПроживающие в Доме «Лаврский паломник» корпуса №56 обязаны соблюдать следующие правила:

• Возвращаться в Дом «Лаврский паломник» до 23:00.
• Ключи от келий оставлять у дежурного Дома «Лаврский паломник» корпуса №56.
• В комнатах поддерживать чистоту и порядок. При выходе плотно закрывать окно.
• Бережно относиться к имуществу Дома «Лаврский паломник», в случае его повреждения стоимость ущерба должна быть возмещена полностью.
• Соблюдать тишину.

• курить и распивать спиртные напитки на территории Лавры;
• в целях пожарной безопасности возжигать свечи, лампады, воскуривать ладан;
• пребывать в доме «Лаврский паломник» мужчинам в шортах и с обнаженным торсом, женщинам – с непокрытой головой и плечами;
• приводить в дом «Лаврский паломник» посторонних без благословения;
• находиться в доме «Лаврский паломник» во время богослужения без уважительной причины;
• пользоваться мобильными телефонами и др. техникой в режиме громких звуковых сигналов;
• пользоваться в келье компьютерами, телевизорами, аудио- и видеоплеерами, а также прочими дополнительными электроприборами без благословения.

Нарушители правил поведения выселяются без права повторного поселения в домах «Лаврский паломник» Лавры.
Для разрешения возникающих вопросов обращаться к гостиничному, а в его отсутствие – к дежурному дома «Лаврский паломник» корпуса № 56.

За сохранность вещей и денежных средств в доме «Лаврский паломник» Лавра ответственности не несет. Особо ценные вещи можно оставить на хранение у дежурного дома «Лаврский паломник» корпуса № 56.

На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).

Дом «Лаврский паломник» корпуса № 56

Перечень всех русских и украинских обителей

В нашей стране утвердилась традиция понимания лавры как значимой, широко прославленной многолюдной обители, тогда как сочетание отшельничества с  киновией было далеко не везде. Так называли монастыри:

  • Киево-Печерский; его именуют лаврой уже документы XIII в;
  • Троицкий прп. Сергия Радонежского;
  • основанный митр. Алексием Московским Чудов (Москва, XIV в.);
  • Успенский Кирилло-Белозерский, а также множество других.

Интересный фактС XVIII в. Священный Синод начинает официально присваивать названия  лавры  отдельным монастырям, ориентируясь при этом на их значение. а не на формы подвижничества. 

Сейчас так именуются 2 обители на территории России – Троице-Сергиева и Александро-Невская.

На Украине их 3: Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская. Этот статус  говорит об их историческом, духовном значении. По принятой с 2009 г. практике настоятель такой монашеской общины является епископом.

Мини-экскурс в историю киевской Лавры

Зачастую, всю хронологию событий, которую рассказывают на экскурсиях, забывают сразу же зайдя за угол, поэтому здесь будет всего несколько дат.

В 1051 году подвижник Антоний поселился в пещере на склонах Днепра меж двух холмов, куда вскоре  стали приходить люди, желающие обучаться у него. У Антония появилось много последователей и князь Изяслав Ярославович подарил ему всю гору над пещерами под монастырь, так и возник Печерский монастырь.

Но на этом не заканчивается история монастыря, ведь потом было разорение – восстановление – разорение – восстановление и так порядка 10-ти раз до 1988 года  – когда уже полностью открыли и восстановили пещеры. К слову, Свято-Успенскую Церковь восстанавливают до сих пор (с 2000 года).

Стоимость посещения Киево-Печерской лавры

Посещение храмов Верхней Лавры осуществляется бесплатно. За вход на территорию заповедника придется заплатить 20 грн. Другие услуги:

  • Вход с самостоятельным посещением временных экспозиций — 40 грн.
  • Экскурсия в сборной группе (продолжительность 2 часа 15 мин.) — 80 грн.
  • Экскурсия на иностранном языке в группе от 10 чел. — 100 грн.
  • Индивидуальная экскурсия (1-9 человек) — 800 грн.
  • Индивидуальная экскурсия на иностранном языке — 1000 грн.

Для школьников и студентов действуют скидки. Кроме того, есть специальные программы для туристов, путешествующих с детьми. Лучше всего планировать поездку в канун великих церковных праздников. Тогда можно бесплатно попасть на территорию.

Захоронения

Памятник Константину Острожскому

В Лавре более сотни захоронений. Ниже приведены наиболее заметные.

  • Илья Муромец — в пещерах (ок. 11–12 вв.)
  • Нестор Летописец — в Ближних пещерах (ок. 1114 г.)
  • Святой Кукша — в Ближних пещерах (ок. 1114 г.)
  • Пещерный Алипы — в Ближних пещерах (ок. 1114 г.)
  • Агапет Печерский — в Ближних пещерах (ок. 11 в.)
  • Олег, сын Владимира II Мономаха — в церкви Спаса на Берестове (ок. XII в.)
  • Евфимия Киевской, дочери Владимира II Мономаха — в церкви Спаса на Берестове (1139 г.)
  • Юрий Долгорукий — в церкви Спаса на Берестове (1157 г.)
  • Скиргайла — регент великий князь литовский (1397)
  • Константин Острожский — у Успенского собора (1530 г.)
  • Василий Кочубей — у Трапезной церкви (1708 г.)
  • Иван Искра — у трапезной церкви (1708)
  • Петр Столыпин — у трапезной церкви (1911 г.)
  • Святой Спиридон — в пещерах (ок. 19–20 вв.)
  • Папа Климент I — его голова в Дальних пещерах (его оставшиеся мощи привезены в Сан-Клементе в Риме святыми Кириллом и Мефодием)
  • Другие люди похоронены

В советское время тела святых, которые лежали в пещерах, оставались открытыми из-за пренебрежения властями к религии. Однако после распада Советского Союза тела были покрыты тканью и по сей день остаются в том же состоянии.

Молебны и акафисты, совершаемые в Киево-Печерской Лавре

Молебны и акафисты не совершаются в дни Страстной и Светлой седмиц, двунадесятых и великих праздников, а также престольных праздников Лавры

Расписание

ВС26

  • 12.30 Молебен прп. Сергию Радонежскому —

  • Храм прп. Сергия Радонежского

  • 13.00  Акафист перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» —

  • Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

ПН27

ВТ28

  • 8.00 Акафист святой великомученице Варваре —

  • Успенский собор

  • 8.30 Молебен с одеванием шапки прп. Марка Гробокопателя —

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

  • 13.00 Молебен с акафистом прп. Феодосию Печерскому —

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

  • 13.00 Акафист перед иконой Божией Матери «Пантанасса» —

  • Храм Всех преподобных Печерских

  • 15.00 Благодарственный молебен —

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

  • 16.00 Акафист перед иконой Божией Матери «Игоревская»

  • Успенский собор

СР29

  • 8.00 Акафист Успению Божией Матери —

  • Трапезный храм
  • 8.30 Молебен с одеванием шапки прп. Марка Гробокопателя —

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
  • 12.30 Молебен всем преподобным Печерским у мироточивых глав —

  • Дальние пещеры

  • 13.00 Молебен с акафистом перед Печерской иконой Божией Матери —

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

  • 13.00 Акафист перед иконой Божией Матери «Пантанасса» —

  • Храм Всех преподобных Печерских

  • 16.00 Акафист перед иконой Божией Матери «Игоревская» —

  • Успенский собор

ЧТ30

  • 8.30 Молебен с одеванием шапки прп. Марка Гробокопателя —

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

  • 13.00 Молебен с акафистом иконе Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение»-

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

  • 13.00 Акафист перед иконой Божией Матери «Пантанасса» —

  • Храм Всех преподобных Печерских

  • 15.00 Водосвятный молебен —

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

  • 16.00 Акафист перед иконой Божией Матери «Игоревская»

  • Успенский собор

ПТ24

  • 8.30 Молебен с одеванием шапки прп. Марка Гробокопателя —

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

  • 12.30 Молебен всем преподобным Печерским у мироточивых глав —

  • Дальние пещеры

  • 13.00 Молебен с акафистом сщмч. Клименту, епископу Римскому-

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

  • 13.00 Молебен перед иконой Божией Матери «Пантанасса» —

  • Храм Всех преподобных Печерских

  • 16.00 Акафист перед иконой Божией Матери «Игоревская» —

    Успенский собор

Как добраться

К Лавре можно добраться следующими способами:

  1. Со ст. метро «Арсенальная» выйти через единственный выход, после чего спуститься в подземный переход и идти прямо до конца, затем повернуть направо и подняться наверх.

    Сесть на автобус № 24 или маршрутку № 406,470 и 520, ехать 5 мин. до остановки Лавра. Если указанный транспорт отсутствует, то лучше идти пешком. От этой же станции метрополитена можно дойти до места пешком. Выйдя из подземки необходимо повернуть налево, и идти по прямой дороге. На пл. Славы следует зайти в подземный переход и двигаться по нему и дальше все время прямо. Там, где начинается вход с древними фресками, это и есть Лавра.

  2. От пл. Европейской курсирует автобус № 24. Выходить требуется на ул. И. Мазепы.
  3. От ст. м. Выдубычи ходит троллейбус № 38.
  4. От ст. м. Дорогожичи проложен путь маршрутного такси № 406.
  5. С Центрального вокзала, а также от ост. м. «Печерская» и «Др. Народов» курсирует маршрутка № 470 и 520.

Настоятели и наместники

  • прп. Антоний (до 1032 — ?)
  • прп. Варлаам (1052 — 1062)
  • прп. Феодосий (1062 — 3 мая 1074)
  • прп. Стефан (1074 — 1078)
  • прп. Никон (1078 — 1088)
  • Иоанн I (1088 — 1103)
  • свт. Феоктист (1103 — 12 января 1112)
  • Прохор (9 февраля 1112 — 1124)
  • Тимофей (1124 — 1131)
  • Акиндин (1124 — 1131)

прп. Пимен Постник (1132 — 1141)
Феодосий II (1142 — 1156)
Акиндин I (1156 — 1164)
Поликарп I (1165 — 24 июля 1182)
Василий (1182 — 1197)
Феодосий III (1198 — 1203)
Акиндин II (1203 — 1232)
Поликарп II (1232 — 1238)
Агапит I (1238 — 1249)
свт. Серапион (1249 — 1274)
Агапит II (упом. 1289)
Иоанн II (упом. 1292)
Азария (упом. 1300)
Варсонофий (упом. 1321)
Максим (упом. 1335)
Давид (упом. 1377 — упом. 1392)
Авраамий (упом. 1396)
Феодосий IV (упом. 1398)
Никита (упом. 1399)
Иоанн
Азарий
Варсонофий
Никифор (упом. 1416 — упом. 1434)
Прп. Игнатий (1435/1436 — 1438)
Авраамий (17 октября 1437)
Николай (упом. 16 июня 1446 — ?)
Макарий I
Николай, повторно (1455 — 1462)
Иоанн III (упом. 1470)
Иоасаф I (упом. 1477)
Феодосий V (Войнилович (1480 — 16 марта 1486)
Филарет (Волынец) (упом. 23 апреля 1494 — ?)
Феодосий VI
Сильвестр I
Вассиан I (Шишка)
Иона I
Сильвестр II, иерусалимец
Иоанн IV
Григорий
Филарет (Волынец), повторно (упом. 1500 — 25 августа 1501)
Вассиан II (28 ноября 1506 — 1508)
Иона II (1509)
Макарий II
Варлаам II
Никандр
Петр
Протасий I (упом. 1514)
Игнатий II (июль 1522 — июнь 1525)
Антоний (апрель 1524 — 1525)
Антоний, вторично (упом. 1526 — 1528)
Иоаким (упом. 1532)
Геннадий (упом. 1535)
Протасий II (упом. 1535)
Иоакинф (упом. 1536)
Иоаким (1538)
Софроний (1540 — 1541)
Вассиан III (1541 — упом. 1544)
Серапион
Иосиф (1550 — 1555)
Иларион (Песочинский) (1556 — 1572)
Иона (Деспотович) (упом. 2 апреля 1573)
Мелетий (Хребтович-Богурнский) (15 марта 1574 — 1590)
Никифор (Тур) (1590 — 1598)
Константинопольские патриархи (1598 — 1687)

  • Ипатий (Поцей) (2 октября 1599 — 1605)
  • Елисей (Плетенецкий) (1605 — 1624)
  • Захария (Копыстенский) (1624 — 1627)
  • Свт. Петр (Могила) (1627 — 31 декабря 1646) митр. Киевский
  • Иринарх (февраль — май 1646)
  • Иосиф (Тризна) (1647 — 1655)
  • Иннокентий (Гизель) (1656 — 8 ноября 1683)
  • Варлаам (Ясинский) (февраль 1684 — 31 августа 1690)
  • Паисий (1690 — 1691)

Московские и всея Руси патриархи (1688 — 1721)

  • Мелетий (Вуяхевич) (9 декабря 1690 — 6 февраля 1697)
  • Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 — 15 августа 1708)
  • Иларион II (1709)
  • Афанасий (Миславский) (20 июля 1710 — 1714)
  • Варлаам (Голенковский) (1714 — 1715)
  • Иоанникий (Сенютович) (24 июля 1715 — 12 ноября 1729)

Святейший Синод Русской Православной Церкви (1721 — 1786)

  • Платон (Малиновский) (1729 — 18 апреля 1730 )
  • Роман (Копа) (12 июня 1730 — 13 сентября 1736)
  • Иларион (Негребецкий) (8 мая 1737 — 8 января 1740)
  • Тимофей (Щербацкий) (14 апреля 1740 — 1748)
  • Иосиф (Оранский) 29 октября 1748 — 8 октября 1751)
  • Лука (Белоусович) (21 июня 1752 — 30 марта 1761)
  • Зосима (Валкевич) (21 мая 1762 — 10 апреля 1786)

Киевские митрополиты (1786 — ?)

  • Каллист (Стефанов) (1786 — 1792 )
  • Феофилакт (Слонецкий) (1792 — 1795)
  • Иероним (Яновский) (1795 — 1800)
  • Иоиль (Воскобойников) (29 октября 1800 — 9 августа 1815)
  • Свт. Антоний (Смирницкий) (2 января 1815 — 31 января 1826)
  • Авксентий (Галинский) (1826 — 1834)
  • Серафим (Покровский) (1834 — 1837)
  • ….
  • Лаврентий (Макаров) (31 мая 1844 — 1852)
  • Иоанн (Петин) (16 января 1852 — 1862)
  • Варлаам (Компаневич) (16 ноября 1862 — 24 декабря 1878 )
  • Иларион (Юшенов) (24 декабря 1878 — 1884)
  • Ювеналий (Половцев) (21 мая 1884 — 1892)
  • Марк (Архангельский) (12 ноября 1892 — 22 февраля 1893 )
  • Сергий (Ланин) (1893 — 1896)
  • Антоний (Петрушевский) (1896 — 1909 )
  • Амвросий (Булгаков) (сентябрь 1909 — 20 января 1918)
  • Климент (Жеретиенко) (1917 — 23)

Московские и всея Руси патриархи (1924 — ?)

  • Климент (Жеретиенко) (30 сентября 1923 — 25 октября 1924 )
  • Михаил (Митрофанов) (1925 — ?)
  • Ермоген (Голубев) (18 октября 1926 — 1931)

1930 — 1941 — закрыта

Валерий (Устименко) (7 декабря 1942 — 7 февраля 1947)
Кронид (Сакун) (20 февраля 1947 — 1 августа 1953)
Нестор (Тугай) (1 августа 1953 — 1961)

1961 — 1988 — закрыта

Ионафан (Елецких) (23 июля — 12 октября 1988) и/о
Ионафан (Елецких) (12 октября 1988 — 1989)
Елевферий (Диденко) (1989 — 22 января 1992)
Киевские и всея Украины митрополиты (упом. с 1992)

  • Питирим (Старинский) (23 февраля — ок. 25 августа 1992)
  • Ипполит (Хилько) (25 августа — 8 декабря 1992)
  • Ахила (Шахтарин) (март-апрель 1992 — март 1994) и/о

Павел (Лебедь) (с 30 марта 1994), митр. Вышгородский

Карты пещер

Долгая работа по поиску в архивах старинных карт увенчалась в результате почти 30 экземплярами, на которых были графические изображения и планы за последние 400 лет. Самая древняя из них датируется 17 в.

Ранние графические рисунки пещер были обнаружены на полях рукописи купца из Львова Грюневега, который посещал Лавру в 1584 г. На одном из них, например, изображен вход в подземелья, укрепленный дубовыми сваями, и приведен рассказ о протяженности катакомб на 50 миль.

Первая карта лаврских подземных ходов находится в книге «Тератургима», написанной монахом А. Кальнофойским в 1638 г. Планы Дальних и Ближних пещер были составлены монахами Лавры, они содержат систему условных знаков, цифры и объекты и почти полностью соответствуют современному определению таких карт.

Следующие ценные объекты летописи — карты из сборника «Киево-Печерского патерика» (1661), выполненные гравером Ильей.

После составления подробных карт и исследований подземных переходов уже в 21 веке были обнаружены замурованные ходы, которые вскрыли археологи. Они идут в разных направлениях – к Успенскому собору, некоторые – к Днепру, однако дальнейшему продвижению препятствуют большие обвалы грунта.

Современный план-схема Ближних пещер приведен ниже, он содержит указания на все основные захоронения известных монахов и святых, также на нем указаны расположение подземных церквей, кельи и другие помещения.

Наследие преподобного летописца

Говоря о Несторе Летописце, нельзя не упомянуть об оставленном после него наследии. Именно ему обязаны многие историки и священнослужители. Множество исторических фактов сохранилось до сегодняшнего дня благодаря работам, написанным монахом при жизни. Он был свидетелем немалого количества исторических событий. Также ему удалось пользоваться историческими источниками, которые не сохранились до сегодня.

Однако благодарить за летописи необходимо не только Нестора, но и его последователей. Именно они занимались доработкой некоторых произведений монаха. Последняя работа, начатая Нестором, была закончена в 1377 году, спустя более двухсот лет после его кончины.