Пакт о гражданских и политических правах человека

Оглавление

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. относится к резолюциям международных организаций, имеющим рекомендательный характер. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств — членов ООН, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Декларация провозгласила право каждого человека на свободу и равенство вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит.

Декларация содержит следующие общие основные права человека.

Право на жизнь и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Право на равную защиту закона, на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.

Право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну, искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

Право на гражданство; на охрану семьи; на свободу мысли, совести и религии; на свободу убеждений и на свободное их выражение; на свободу мирных собраний; право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей; право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд; право на образование.

Морально-политический авторитет Декларации очень высок, и государства с ней считаются, хотя формально она не налагает на них юридических обязательств. Довольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декларации прав человека превратились в международный обычай.

Содержание

Создание комитета по правам человека

Пакт учреждает Комитет по правам человека . В его состав входят восемнадцать независимых экспертов, которые встречаются три раза в год для изучения докладов государств-участников и вынесения рекомендаций по осуществлению пакта в форме «общих замечаний». В случае чрезвычайного положения , предусмотренного статьей 4 МПГПП, он может составлять специальные отчеты.

Факультативный протокол, ратифицированный более чем 100 странами, позволяет отдельным лицам подавать индивидуальные «сообщения» (жалобы) о соблюдении Пакта государствами, ратифицировавшими этот дополнительный протокол.

Защищенные права

  • Статья 1: право народов на самоопределение и «свободно распоряжаться своим богатством и природными ресурсами»
  • Статья 4: отступление от случая чрезвычайного положения , но оно не допускает статей 6, 7, 8, 11, 15, 16 и 18 и косвенно статьи 14, которая защищает доступ к судье, даже если она не цитируется .
  • Статья 6: право на жизнь и о лишении жизни Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него .
  • Статья 7: запрещение пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
  • Статья 8: запрещение рабства и принудительного труда
  • Статья 9: право на свободу и безопасность, запрет произвольного задержания
  • Статья 11: запрещение содержания под стражей в связи с гражданско-правовым обязательством
  • Статья 14: равенство перед судами и трибуналами. Право на молчание , презумпция невиновности , non bis in idem и ущерб в результате судебной ошибки
  • Статья 15: Принцип отсутствия обратной силы более строгого уголовного закона, более мягкого применения закона
  • Статья 16: право на признание правосубъектности
  • Статья 17: право на защиту частной жизни
  • Статья 18: право на свободу мысли , совести и религии , а также свободу исповедовать свою религию.
  • Статья 19: свобода выражения мнения (и условия, при которых эта свобода может быть ограничена).
  • Статья 20: запрещение всех пропаганды в пользу войны и подстрекательство к дискриминации
  • Статья 21: право на мирные собрания
  • Статья 22: право на объединение и о Международной организации труда
  • Статья 25: право голоса и право быть избранным на основе всеобщего и равного избирательного права (параграф b)
  • Статья 26: право на равенство перед законом
  • Статья 27: культурные права на меньшинства . У Франции есть оговорка и она не связана юридически этой статьей, в тексте говорится:

Пакты о правах человека и наиболее известные пакты в истории

Пакты о правах человека лежат в основе Декларации прав граждан РФ за 1991, а также статей Конституции 1993 года о правах и свободах человека и гражданина.

Пакты о правах человека – это целая серия международных документов, одобренных 16 декабря 1966 Генеральной Ассамблеей ООН, они также включают в себя Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Также и Международный пакт о гражданских и политических правах (с факультативным протоколом), заверении и одобрении комиссией ООН.

Итак, среди наиболее известных пактов в современной истории можно выделить следующие:

  • Пакт Молотова-Риббентропа – международное соглашение о ненападении, заключенное между Германией и СССР в 1939 году.
  • Пакт о нейтралитете между СССР и Японией, заключенный в период ведения Второй Мировой Войны в 1941 году.
  • Фамильный пакт, также именуемый как «семейный договор», заключен в 1761 году между Бурбонами Франции и Испании в период ведения Семилетней войны с 1756 – по1763 гг.
  • Пакт Сааведра Ламаса – международный договор или антивоенное соглашение о ненападении и примирении, заключенное в декабре 1933 года между США и большинством государств, входящих в состав так называемой Латинской Америки. Носит имя своего автора.
  • Пакт мира– предложение о заключении между пятью великими державами, к которым относились СССР, США, Китай, Великобритания и Франция. Данный пакт впервые был предложен в сентябре 1949 года официальной делегацией СССР на 4-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
  • Антикоминтерновский пакт – договор, заключенный между Японией и Германией в 1936 году, которые объединились в один блок для создания препятствий распространению коммунистической идеологии. Затем к этому блоку постепенно присоединились еще ряд стран, включая Италию.
  • Берлинский пакт – международное соглашение, подписанное в 1940 году сроком на 10 лет между Германией, Японией и Италией.
  • Пакт Эберта — Грёнера – договор, заключенный во время революции 1918 года в Германии, который предусматривал упорядоченный переход страны отмонархической формы правления к демократии.
  • Стальной пакт – очередной пакт о мире и дружбе между Италией и Германией, подписанный в 1939 году.
  • Пакт Бриана — Келлога – международный пактоб отказе от войны как метода национальной политики. Подписан в 1928 году пятнадцатью государствами (позднее список стран был расширен). Таким образом, был сделан первый шаг к созданию системы коллективной безопасности во всей Европе.
  • Пакт Рериха – уникальный в свое время международный договор, целью которого было обеспечитьзащиту культурного наследия и культурных ценностей даже в условиях военной необходимости. Подписан в Вашингтоне весной 1935 года представителями 21 американской республики. Хотя Вторая Мировая Война свела на нет действие данного пакта, как и многих тому подобных, его идея поддерживается и по сей день различными международными соглашениями о защите культурных ценностей различных государств.
  • Международный пакт о гражданских и политических правах – наименование договора ООН на основе всеобщей декларации прав человека принятого в 1966 году и вступившего в силу в 1976. Действие соглашения распространяется на все государства, которые являются членами ООН.
  • Пакт о стабильности и экономическом росте стран Евросоюза – договор, подписанный в Амстердаме в 1997,между представителями стран Европейского союза, который касается ведения политики в налоговой и бюджетной сфере.

Мы коротко рассмотрели, что такое пакт, историю этого понятия, виды пактов и наиболее известные пакты. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Фонды и программы, научно-исследовательские и учебные институты и другие органы

Отдельно управляемые фонды и программы, научно-исследовательские и учебные институты и другие вспомогательные органы являются автономными вспомогательными органами Организации Объединенных Наций.

Фонды и программы

На протяжении всей своей истории Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций учредила ряд программ и фондов для решения конкретных гуманитарных проблем и проблем развития. Они финансируются за счет добровольных, а не обязательных взносов. Эти органы обычно подотчетны Генеральной Ассамблее через исполнительный совет. Только одна программа ООН когда-либо закрывалась за всю историю организации, Управление Организации Объединенных Наций по оказанию помощи и реабилитации (UNRRA), которое прекратило свое существование в 1959 году и впоследствии было заменено УВКБ ООН.

Каждый из фондов и программ возглавляется исполнительным директором на уровне заместителя генерального секретаря и управляется исполнительным советом. Один из бывших фондов, Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) , в январе 2011 года был объединен с другими элементами системы Организации Объединенных Наций в новую организацию « ООН-женщины» .

Программы и фонды ООН
Аббревиатуры Агентство Штаб-квартира Голова Учредил Комментарий
ПРООН Программа Развития ООН Нью-Йорк , США Ахим Штайнер 1965 г.
ЮНИСЕФ Детский фонд ООН Нью-Йорк , США Генриетта Х. Фор 1946 г.
ФКРООН Фонд капитального развития ООН Нью-Йорк , США Марк Бихлер 1966 г. Аффилирован с ПРООН
ВПП Мировая продовольственная программа Рим , Италия Дэвид Бизли 1963 г.
ЮНЕП Программа ООН по окружающей среде Найроби , Кения Ингер Андерсен 1972 г.
ЮНФПА Фонд народонаселения ООН Нью-Йорк , США Бабатунде Осотимехин 1969 г.
ООН-ХАБИТАТ Программа ООН по населенным пунктам Найроби , Кения Маймунах Мохд Шариф 1978 г.
UNV Добровольцы ООН Бонн , Германия Ричард Диктус 1978 г. Под управлением ПРООН

Научно-исследовательские и учебные институты

Генеральная Ассамблея учредила различные институты для проведения независимых исследований и обучения. Один из бывших институтов, Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщин (МУНИУЖ), был объединен с другими элементами системы Организации Объединенных Наций в новую организацию « ООН-женщины» в январе 2011 года.

  • Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР)
  • Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР)
  • Межрегиональный научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ)
  • Научно-исследовательский институт социального развития при Организации Объединенных Наций (ЮНРИСД)
  • Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (UNSSC)
  • Университет Организации Объединенных Наций (УООН)

Секретариаты конвенций

  • Конвенция о правах инвалидов
  • КБОООН — Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием
  • РКИК ООН — Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата
  • ЮНКЛОС — Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву учредила органы:

    • ISA — Международный орган по морскому дну
    • ITLOS — Международный трибунал по морскому праву

Другие организации и органы

  • Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ / СПИДу (ЮНЭЙДС)
  • Центр международной торговли (ИТЦ)
  • Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС)
  • Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД)
УВКБ ООН Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев Женева , Швейцария Филиппо Гранди 1951 г.
ЮНИФЕМ Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин Нью-Йорк , США Инес Альберди 1976 г. В 2011 году объединилась с «ООН-женщины».
ООН-ЖЕНЩИНЫ Структура Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин Нью-Йорк , США Фумзиле Мламбо-Нгкука 2010 г. Создан в результате слияния Отдела по улучшению положения женщин (DAW), Международного научно-исследовательского и учебного института по улучшению положения женщин (INSTRAW), Управления Специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин (OSAGI) и Соединенных Штатов Америки. Фонд развития наций в интересах женщин (ЮНИФЕМ)
БАПОР Ближневосточное агентство Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ Газа , Палестина и Амман , Иордания Пьер Крахенбюль 1949 г.

Основы международного пакта о гражданских и политических правах человека

К основным обязанностям данного Комитета в отношении международного пакта относят:

  • рассмотрение докладов государств-участников;
  • публикация комментариев к пакту (они еще называются «замечания общего характера»);
  • рассмотрение жалоб по причине неисполнения или нарушений пакта государствами.

Вторым факультативным протоколом была отменена смертная казнь. Этот протокол принят в 1989 году и вступил в силу в 1991 году.

Рассмотрим структуру международного пакта о гражданских и политических правах. Прежде всего, данный пакт содержит преамбулу. Разбит на шесть частей, каждая часть включает в себя одну или несколько статей, объединенных по определенным правам. Эти статьи входят в состав каталога прав.

Самоопределение согласно конвенции ООН

В первую часть входит одна статья, говорящая о праве народов на самоопределение. Это основное утверждение международного права, которое подразумевает то, что каждый народ может решать, к какой форме государственного существования себя относить, выбрать себе политический статус, экономически и культурно развиваться.

Также здесь делается призыв для создания хороших, мирных и уважительных отношений между народами различных государств.

Во вторую часть пакта вошло 4 статьи, которые следят за порядком исполнения обязательств, предусмотренных пактом.

На видео-международный пакт о гражданских и политических правах:

В третью часть входит самое большее количество статей, из которых составлен каталог прав.

Пакты в римском праве

Займ (mutuum) – это такой договор, по которому одно лицо, выступающее в качестве заимодавца, передает другому лицу, представляющему заемщика, определенную денежную сумму или же определенное количество других вещей в личное распоряжение и собственность. В этот момент, другая сторона, а именно заемщик, автоматически берет на себя обязанность по истечении зафиксированного в договоре срока или же до момента востребования, вернуть такое же количество вещей или денежных средств равноценных по своим размерам и стоимости. Срок истечения действия соглашения, определяется либо договором, либо – по востребованию. Односторонне обязывающий договор – отличается тем, что обязанность перед его исполнением несет исключительно заемщик (или должник), и право собственности тогда полностью переходит на должника в непосредственный момент передачи вещи — нексум, степуляции, расписки.

Такие соглашения как пакты, не укладывались ни в один из рассмотренных ранее контрактов и именно потому считались неформальными, в силу чего им не предоставлялась исковая защита. Именно поэтому такие пакты стали называть «голыми», или — “pacta nuda”. «Простое, неформальное соглашение не порождает обязательства» — таковым был древнейший принцип римского права. И, тем не менее, в одном из эдиктов претор объявил, что он будет признавать, а также сохранять заключенные пакты — “pacta conventa verbaro”. Обратимся не только к истории древнего мира, но и к более современным примерам, которые также проливают свет на понятие пакта и его отличительных особенностей.

Например, поняв основные принципы действия данного вида договоров, можно лучше разобраться в каждом из них. Так, можно и объяснить название одного из наиболее известных документов, который назван как «пакт Риббентропа-Молотова». Подписанный пакт гарантировал позицию нейтралитета Советского Союза в возникшем конфликте Третьего Рейха с Польшей и другими странами Запада, а также обеспечивал полное возвращение Советскому Союзу ранее потерянных им территорий во время ведения Первой мировой войны. Данное соглашение основывалось на Берлинском договоре, заключенном в 1926 году и на Рапалльском договоре, датированном 1922 годом. В одночасье с пактом о ненападении, был составлен и подписан секретный протокол, по данным которого устанавливались рубежи интересов обеих сторон, двух стран в Восточной Европе, а также разделение Польши между ними, в случае нападения Германии на эту страну.

Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека

Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. д.). В соответствии с Уставом ООН государства обязуются соблюдать международные стандарты прав человека. Вопрос соблюдения прав человека отнесен к внутренней компетенции государства. Если для соблюдения одних прав (гражданских и политических) государства должны приложить минимальные усилия — принятие Конституции и основных законов, то для соблюдения других (культурных, социальных и политических) необходимы прежде всего экономические и культурные предпосылки.

Международные стандарты прав человека могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (стандарты в рамках общеевропейского процесса).

Международные стандарты прав человека обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права, так и носящих морально-политический характер.

При этом следует учесть, что индивид не является, субъектом международного права и международное право обязывает государство обеспечить реализацию его прав. В исключительном случае, если государство не в состоянии обеспечить средствами внутреннего права реализацию основных прав и свобод граждан, международное право предусматривает непосредственное применение своих норм при помощи международных органов. Существует два уровня международной защиты прав человека:

  • универсальный;
  • региональный.

На универсальном уровне контроль осуществляет ООН (Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет — ЭКОСОС, Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО, МОТ).

Примером регионального уровня защиты может служить работа Совета Европы. Первой инстанцией при рассмотрении дел в Совете Европы выступает Европейская комиссия по правам человека. Право на обращение в данную комиссию имеют государства, а также отдельные индивиды.

После рассмотрения дела в комиссии любое заинтересованное лицо вправе обратиться в Европейский суд по правам человека. Обеспечение исполнения решений указанных органов возложено на Комитет министров Совета Европы.

Существует три основные меры контроля за соблюдением прав человека:

  • рассмотрение в ООН периодических докладов государств;
  • рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;
  • рассмотрение индивидуальных петиций.

показать содержание

Конвенции в области прав человека

Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека. К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека. Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.

Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах — членах ООН. Являясь основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств. УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны.

Верховный комиссар ООН по правам человека

Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека. УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов (комитеты экспертов, которые контролируют выполнение основных международных договоров в области прав человека) и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.

Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами. Лица, чьи права были нарушены, могут направить жалобу непосредственно в соответствующий комитет.

Дополнительные протоколы

Первый факультативный протокол обеспечивает механизм ответа на жалобы о нарушении Пакта подписавшим его государством. Он был признан самим Соглашением,16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей, а также вступил в силу 23 марта 1976 г.. В10 января 2003 г., его подписали 104 государства.

Второй факультативный протокол запрещает смертную казнь . Проголосовали15 декабря 1989 г. того же собрания и вступил в силу 11 июля 1991 г.. В10 января 2003 г., его подписали 53 государства. Согласно сообщению , Советом по правам человека Организации Объединенных Наций поиюль 2011, 73 страны ратифицировали второй факультативный протокол.

Понятие пакта и историческая составляющая

Пактом в византийских документах десятого века обычно называлась арендная плата за наем земли, так называемая рента за землю. Например, для Херсонеса, который каждый год получал такой пакт из казны ввиду своего стратегического месторасположения, это могло выглядеть не только как плата за реализацию городом некоторых государственных поручений, носивших особый характер. Но также данный пакт мог включать в себя и те средства, которые причитались городу за аренду определенных городских сооружений, к примеру, военных укреплений.

В более современном понимании пакты, в первую очередь, обязательны исключительно в рамках определенного договора и только для установивших его сторон, в личном порядке. Однако и тогда рассматриваемое нами понятие не содержало в себе той сути, которую отражает на сегодняшний день, его условия подверглись многим изменениям. В ходе истории, некоторые пакты были ясно определены и имели четкие назначения и формулировку, однако самого широкого содержания сделки, носили неформальный характер. Главное в таких сделках заключалось не в том, что будет произведено полное соблюдение правил, той или иной формы, а в соблюдении интересов обеих сторон, а также в следовании общим требованиям права в отношении разумности и целесообразности такого договорного права. Стоит отметить, что признание пактов со стороны претора выражалось, главным образом не в предоставлении иска, а только в гарантии обеспечения возможности сослаться на pactum в порядке возражения, так называемая “exceptio pacti”. В ходе времени и многих изменений, некоторые категории пактов, зачастую в виде исключения, получили и исковую защиту. Признание пактов было вызвано тем, что по степени развития торговли, равно как и промышленности в рабовладельческом обществе в привычное дело и в повседневную практику вошло безграничное количество неформальных соглашений, не подходящих по своим характеристикам ни под один из установленных ранее типов контрактов.

По общему правилу все пакты не имели определенной исковой защиты, однако развитие хозоборота равно как и производства выдвигало только что образованные виды соглашений, которые в свою очередь получили наиболее широкое распространение в Риме, именно поэтому возникла острая необходимость предоставить определенным категориям пактов, форму исковой защиты.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека содержит:

  1. экономические права:

    • право на владение имуществом;
    • право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и др.;
  2. социальные права:

    • право на труд и свободный выбор профессии;
    • право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование;
    • право на вступление в брак и создание семьи;
    • право на защиту материнства и детства;
    • право на отдых и досуг;
    • право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);
    • право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам и др.;
  3. культурные права:

    • право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;
    • право на образование;
    • право на участие в культурной жизни;
    • право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и др.

Международный пакт о гражданских и политических правах содержит:

  1. гражданские права:

    • право на жизнь;
    • право на неприкосновенность личности;
    • свобода личности;
    • свобода передвижения;
    • равенство перед судом;
    • право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;
    • право на безопасность личности;
    • право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
    • право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;
    • право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
    • право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
  2. политические права:

    • право на участие в управлении своей страной;
    • право на равный доступ к государственной службе в своей стране;
    • право на свободу убеждений и свободное их выражение;
    • право на свободу мирных ассоциаций и собраний и др.

В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод. Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Понятие прав и свобод человека и их классификация

Права человека с позиций международного права — это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Права человека — одна из отраслей современного международного права, которая объединяет отрасли и нормы, закрепляющие основные и производные права человека и определяющие стандарты демократии в международных и национальных системах.

В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признает в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.

Права и свободы человека обладают особым юридическим качеством: они незыблемы. В соответствии с Конституцией РФ они «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». При этом ни международный договор, ни нормы внутреннего права не могут нарушать или ущемлять основные права и свободы человека.

В международно-правовых документах традиционно сохраняется классификация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:

  • естественные права: право на жизнь, на свободу и т. д.;
  • гражданские права: право на правосубъектность, право на судебную защиту, неприкосновенность жилища, переписки и т. д.;
  • политические права: свобода передвижения и выбора места жительства, право убежища, право гражданства, свободы мысли, совести, право ассоциаций, право на участие в управлении своей страной, право голоса;
  • экономические права: право собственности, свобода предпринимательства;
  • социальные права: право на социальное обеспечение, право на труд, на свободный выбор работы и т. д.;
  • культурные права: право на свободное участие в культурной жизни общества, право на защиту своих моральных и материальных интересов и т. д.

Международные документы в области прав человека:

  • Устав ООН;
  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
  • Иные международные договоры (например, Конвенции МОТ).

В международном праве существует концепция трех поколений прав человека.

К первому поколению прав относят гражданские и политические права. Они подлежат реализации в государстве для обеспечения его демократического устройства.

Ко второму поколению прав относят экономические, социальные и культурные права. Реализация данных прав требует определенных социальных, экономических и культурных условий.

К третьему поколению прав относятся так называемые коллективные права. Данные права принадлежат крупным объединениям индивидов (народам, нациям). Так, к коллективным правам относятся право на самоопределение, право свободно распоряжаться своими естественными богатствами.