Оглавление
Детство и начало художественного пути
Петр Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в городе Славянске Харьковской губернии (ныне город в Донецкой области Украины).
Отец Кончаловского был потомственным дворянином, являлся успешным переводчиком и издателем. Оказался связан с революционной деятельностью, за что был арестован и сослан в Холмогоры. Позже семья Кончаловских переехала в Харьков. Там в возрасте 8 лет Петя начал обучаться в Третьей Харьковской рисовальной школе.
Тяга к искусству с ранних лет охватила будущего творца. Он продолжает обучение на вечерних курсах в Строгановском художественно-промышленном училище, когда семья переезжает в Москву в 1889 году.
Отец настоял на том, чтобы Петр оставил художественное образование и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако вскоре молодой Кончаловский оставляет учебу в университете и продолжает овладевать искусством живописи.
Художественная манера его поначалу напоминала манеру Коровина. В 1896 году молодой Кончаловский уезжает в Париж, где он обучается у представителей тулузской школы — Лоранса и Бенжамена-Констана. Там молодой художник посетил выставку картин Винсета Ван Гога. Впечатления от его живописи были настолько яркими, что наложили отпечаток на творчество юного Петра. Среди воспоминаний художника есть признание, что Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.
В этот период мастер ближе знакомится с творчеством других знаменитых художников: Поля Сезанна и Анри Матисса.
«Матисс, по мне, не трогает, а рвет на части <…>, как коршун вырывает сердце Прометея», пишет Кончаловский.
Влияние их картин на творчество молодого Петра узнается во многих его работах. Разумеется, соревноваться с известными в ту пору мастерами реалистичной живописи, Репиным и Серовым, было непростой задачей. В поисках своего стиля молодой Петр путешествует по Франции, Италии, Испании. Поездка в последнюю страну оказалась решающей, поскольку именно с этого периода в работах автора появляется самобытность и начинает проявляться ни на кого не похожий стиль.
По возвращению в Россию Петр поступает в петербургскую Академию художеств. Однако здесь юношу ожидает разочарование, впоследствии он даже сжигает свои картины, написанные за период обучения. Он сменяет место обучения и уходит в мастерскую батальной живописи Павла Ковалевского, где ищет себя, свою манеру письма и стиль.
В 1912 году Кончаловский пробует себя в качестве художника по театральным костюмам и декорациям для оперы «Купец Калашников» (постановка Антона Рубинштейна). Этой работой Петр Петрович остался доволен и считал, что это лучшее его произведение в данном жанре. В этот период в его живописи появляются новые черты, в работах появляется внутренняя энергия, добавляется движение.
Примечания
- ↑ 12 идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ 123 Кончаловский Пётр Петрович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- Encyclopædia Britannica (англ.)
- kaminec. Род Михалковых-Кончаловских на службе Великой Германии(неопр.) . Русское Освободительное Движение (12 сентября 2012). Дата обращения 19 мая 2020.
- ↑ 12 Газета «Московский Комсомолец» — Анонсы изданий Медиа Атлас
- ↑ 12 Высоцкая, Юлия Александровна (рус.) // Википедия. — 2017-03-03.
- ↑ 12345678 Кончаловский, Андрей Сергеевич (рус.) // Википедия. — 2017-03-06.
- Дочь Юлии Высоцкой (Мария Кончаловская) состояние на сегодня 19.05.16 (рус.), SolusNews.com | Интернет новости . Дата обращения 17 марта 2020.
- Михалкова, Анна Никитична (рус.) // Википедия. — 2017-03-06.
- Михалков, Артём Никитич (рус.) // Википедия. — 2016-11-30.
- Михалкова, Надежда Никитична (рус.) // Википедия. — 2017-02-06.
- Семёнова, Ольга Юлиановна (рус.) // Википедия. — 2017-01-11.
- биография (неопр.) . pkonchalovsky.com. Дата обращения 3 февраля 2020.
События из жизни
Творческий путь художника был длительным: начинался с классических работ, а в итоге закончился полотнами в духе реализма. Кончаловский сформировал свой неповторимый стиль. В его работах отсутствует динамика и лишние детали.
- В 1908 году написана картина «Букет цветов в белой вазе»
- В 1911 году Кончаловский становится председателем объединения «Бубновый валет».
- В 1911 году становится членом художественно объединения «Союз молодежи».
- С 1911 года по 1922 год возглавляет объединение «Мир искусства».
- В 1911 году написал картину пейзаж «Столярная в Абрамцево».
- В 1912 году закончил работу над картиной «Пиво и вобла».
- В этом же году написал картину «Гладиолусы».
- В 1912 году Кончаловский пишет «Автопортрет».
- 1912 год, художник заканчивает работу над картиной «Палитра и краски».
- В 1912 году Кончаловский оформляет декорации для театральной постановки театра Зимина для оперы «Купец Калашников».
- В 1915 году Кончаловский ушел воевать на фронт. Воевал он не долго, из-за контузии его отправили в тыл.
- В 1922 году прошла персональная выставка художника в Третьяковской галерее.
- В 1923 году художник пишет картину «Автопортрет с женой».
- С 1926 года по 1927 год становится участником группы «Бытие».
- В 1926 году написал картину «Возвращение с ярмарки».
- В 1927 году посетив Кавказ, мастер делает наброски этюдов, навеянных произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова.
- 7 сентября 1928 года награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
- 1931 году закончил картину «Петергоф».
- В 1932 году Кончаловский написал картину «С покоса».
- 1933 год, написана картина «Сирень в корзине».
- В 1941 году художник Кончаловский пишет портрет Лермонтова.
- В 1942 году за особые заслуги в области культуры Кончаловский получает Сталинскую премию.
- В 1943 году мастер заканчивает работу над полотном Лермонтова.
- 16 июля 1943 года Кончаловский получает звание Народный художник РСФСР.
- В 1946 году художник написал картину «Полотер».
- С 1947 года является членом Академии Художеств СССР.
- В 1951 году — последняя выставка работ художника.
- 2 февраля 1956 года, художник скончался в Москве в возрасте 79 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Признание к Кончаловскому пришло еще при жизни, его работы хотят получить в свои коллекции многие музеи и частные лица. Учась в Париже Кончаловский посещал выставки многих известных живописцев, в том числе и Ван Гога. Его работы повлияли на его дальнейшее творчество. Во многих полотнах Кончаловского заметно влияние именитых мастеров, Анри Матисса и Поля Сезанна. Их работы производили на Кончаловского большое впечатление.
Кончаловский всегда держался далеко от политики и советского руководства, оно не оказывало влияния на его творчество. Однажды художнику предложили написать портрет Иосифа Сталина по фотографии, на что художник дал отказ. Мотивируя это тем, что он реалист и не работает по фотографии. Несмотря на это Кончаловский получил Сталинскую премию в 1942 году как выдающийся художник.
Петр Кончаловский за работой
Записка П. Кончаловского
В архиве Васильева среди ташкентских документов нашли еще одну записку, несколько отличающуюся от вышеупомянутых.Извините! Срочно должен был уехать. П. Кончаловский
Интерпретация записки
До последнего момента интерпретировать написанное не вызывало никакой сложности. Основа записки (огрызок листа) объясняется военным временем и огромной спешкой. При других обстоятельствах интеллигент Кончаловский никогда бы не позволил себе писать кому-либо на рваной бумаге. (В то же время его интеллигентность проявилась в том, что он не мог уехать, не поставив в известность человека, с кем была назначена встреча). Цель встречи Кончаловского с Васильевым нам неизвестна. Скорее всего планировался разговор ученика с учителем. Дочь, Наталья Алексеевна, в статье «Мой отец — художник Алексей Васильев» среди других педагогов отца отмечает и Кончаловского: …»Там (во ВХУТЕИНе — ЯВ) у отца были сильные учителя — Фаворский, Кончаловский, С. Герасимов… «. Кстати, возможен вариант со встречей не одного, а нескольких учеников с мэтром — для ранее упомянутых художников Е. Пастернак и Н. Ромадина Петр Петрович Кончаловский также фигурирует среди учителей.
Итак: в эвакуационном Ташкенте намечалась встреча ученика (учеников) со своим учителем П. Кончаловским. Она не состоялась в виду срочного отъезда последнего. Чтобы не ставить в неловкое положение гостей, П.К. оставил записку, в которой объяснил ситуацию. А далее, автограф выдающегося художника ХХ века был бережно сохранен Алексеем Васильевым.
Казалось, все просто и логично. Следующая информация ставит все рассуждения под большой вопрос.
Детство и юность
Будущий режиссер Андрей Сергеевич Кончаловский появился на свет в августе 1937 года. Мальчик родился в знаменитом семействе Михалковых. Его родители были заслуженными деятелями Советского Союза: отец Сергей Михалков писал детские рассказы, мама Наталья Кончаловская — известная писательница.
У Андрея Сергеевича есть младший брат, не менее знаменитая личность — Никита Михалков. Коллеги не раз удивлялись тому, что самые известные режиссеры России являются родными братьями.
Родители прививали Андрею любовь к музыке, ведь именно в этой области у него был талант. Однако с годами ситуация кардинально изменилась. Кроме школьных занятий юный Кончаловский ходил в музыкальную школу, а затем поступил в училище при Московской консерватории. С того момента у юноши резко пропала тяга к музыке, а его биография кардинально изменилась. Вскоре он стал студентом факультета режиссуры во ВГИКе, который с отличием окончил в 1964.
Семья
- Отец — Пётр Петрович Кончаловский (1839—1904), литератор, переводчик и издатель.
- Старший брат — Максим Петрович Кончаловский (1875—1942), российский и советский врач, крупный клиницист, основатель школы клиники внутренних болезней.
- Младший брат — Дмитрий Петрович Кончаловский (1878—1952), во время Второй мировой войны сотрудничал с оккупационной администрацией на оккупированных немцами территориях, вёл антисоветскую пропагандистскую работу.
- Тесть — Василий Иванович Суриков (1848—1916), русский живописец.
- Жена — Ольга Васильевна Сурикова (1878—1958).
- Дочь — Наталья Петровна Кончаловская (1903—1988), писатель.
- Сын — Михаил Петрович Кончаловский (1906—2000), живописец.
Дальние родственники
- Зять — Сергей Владимирович Михалков (1912—2009), детский писатель, Герой Социалистического Труда, автор гимна СССР и России
- Внуки
- Маргот Михайловна Кончаловская (род. 1941)
- Лаврентий Михайлович Кончаловский Екатерина Михалкова-Кончаловская (род. 1931) (жена писателя Юлиана Семёнова)
- Андрей Сергеевич Кончаловский (род. 1937), кинорежиссёр, Народный артист РСФСР
- Никита Сергеевич Михалков (род. 1945), кинорежиссёр, актёр, Народный артист РСФСР, председатель Союза кинематографистов РФ
Правнуки:
- Егор Андреевич Михалков-Кончаловский (род. 1966), кинорежиссёр
Степан Никитич Михалков (род. 1966), актёр
Ольга Юлиановна Семёнова (род. 1967), журналист, публицист, актриса
Анна Никитична Михалкова (1974), актриса
Артём Никитич Михалков (1975), актёр
Надежда Никитична Михалкова (1986), актриса
Мария Кончаловская (1999)
Петр Кончаловский (2003)
Александра Кончаловская
Дарья Кончаловская
Наталья Кончаловская (II)
Елена Кончаловская
- Праправнуки: Мария Егоровна Кончаловская — дочь Егора Кончаловского
- две дочери и два сына от Александры Кончаловской
- три сына и одна дочь от Дарьи Кончаловской
- Андрей Баков, Сергей Баков, Лидия Бакова (дети Анны Михалковой)
- Наталья Михалкова — дочь Артема Михалкова
- Нина Гигенишвили, Иван Гигенишвили — дети Надежды Михалковой
- Алиса и Юлиан Брайди — дети Ольги Семеновой
- Александра Михалкова, Василий Михалков, Петр Михалков — дети Степана Михалкова
В поисках себя
Понятно, что после гигантов русского реализма – Репина, Серова – сказать в этой сфере на тот момент было нечего. В поисках собственного пути художник Петр Петрович Кончаловский снова путешествует по Европе, посещает Францию, Италию, вместе с тестем Суриковым едет в Испанию. Это турне оказалось решающим. Он открывает для себя картины постимпрессионистов. Его до слез трогают Ван Гог, Сезанн, Матисс. Их влияние очевидно в картинах Петра Кончаловского того периода. «В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и «куски» от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их», — признает родство с постимпрессионистами Кончаловский. Кончаловский как самобытный художник по сути родился в Испании. «Бой быков» – это уже не чье-то, не под кого-то, это уверенный голос нового таланта, нашедшего свой путь.
Вернувшись в Россию, он близко сходится с авангардистами – Ильей Машковым, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком. В 1910 году принимает участие в выставке картин авангардного объединения «Бубновый валет».
Творчество
В начале своего творческого пути Петр Кончаловский тяготел к реализму. Однако годы учебы в Париже повлияли на его восприятие живописи. В 1896-1898 гг. художник посещал занятия в Академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лоранса и Ж. Ж. Бенжамен-Констана.
Кончаловский познакомился с творчеством современных ему западных живописцев – Винсента ван Гона, Поля Сезанна, Анри Матисса.
По возвращении в Россию Петр Кончаловский поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при петербургской Академии художеств.
В 1902 году женился на Ольге Суриковой, дочери знаменитого живописца.
Нулевые годы стали периодом творческого становления художника. Кончаловский много размышлял о том, какие картины он хочет создавать. На живописца с одной стороны влияли принципы реалистичного искусства, усвоенные им в ранней юности, с другой – Петр Кончаловский вдохновлялся работами импрессионистов. Многие картины художника, написанные в тот период, были уничтожены им самим.
Друзья вспоминают, что 1907 год стал переломным для живописца. В это время он с семьей гостил в поместьях знакомых в Калужской области. Смена обстановки пошла на пользу: художника оставили сомнения, он выбрал импрессионизм и стал много и продуктивно работать в этом направлении.
В начале века работы Кончаловского начинают выставляться в Москве. В 1907 г. художник отправляется в Германию, затем во Францию, в которой он остается до 1909 года.
Во Франции его работы экспонировались на ежегодной выставке Национального общества изящных искусств.
В 1910-1911 гг. Петр Кончаловский становится одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет» – самой крупной авангардистской группы в России. Живописец активно участвует в культурной жизни, экспонирует свои работы, публично обсуждает принципы своего искусства с коллегами и критиками.
С началом Первой мировой войны Кончаловский был призван в армию. Художник был контужен в боях, после демобилизации вернулся в Москву.
В двадцатых годах манера живописца вновь меняется. От импрессионизма он возвращается к более реалистичным полотнам. При этом Кончаловский, подобно представителям течения импрессионистов и постимпрессионистов, продолжает активно использовать яркие цвета как инструмент передачи эмоций.
Критики относят картину к реализму, но узнаваемое использование красок для передачи настроения приближает работу Петра Кончаловского к творчеству постимпрессионистов. Картина «Пристань в Рязани» была написана в 1931 году.
Петр Кончаловский становится одним из ведущих советских художников. До конца жизни он старался сохранять творческую независимость от советской власти. Живописец отказался писать портрет Сталина по фотографии, сославшись на невозможность реалистичной передачи характера генсека.
Несмотря на это, в 1942 году Петр Кончаловский был удостоен Сталинской премии, а в 1946 – получил звание народного художника СССР. В годы Второй мировой войны остался жить в Москве.
Главной советчицей художника была жена. Ей первой он показывал свои работы. Если они не нравились Ольге, Петр Кончаловский уничтожал полотна либо использовал их для написания новых картин.
Жены Андрея Кончаловского
Личная жизнь именитого режиссера тоже яркая и бурная. Официально он был женат пять раз.
Первый брак
Первая жена — балерина Ирина Кандат. Брак продлился два года (1957-1959).
Бурный роман в студенческие годы был с Ж. Болотовой, а затем и с М. Вертинской, но он пока не думал связывать себя узами брака.
Второй брак
Наталья Аринбасарова
Задуматься о браке заставила Наталья Аринбасарова, с которой режиссер познакомился, когда снимал фильм «Первый учитель». В 1966 г. родился сын Егор, который продолжит режиссерскую династию.
Идиллия длилась пять лет, пока режиссер не встретил Е. Кореневу. Он даже переехал к ней, а через 3 года вернулся к жене.
Затем сердце Андрея Сергеевича завоевала актриса из Польши, красавица Беата Тышкевич.
Однако, «первым клином» в семейной жизни было увлечение Машей Мериль, героиней фильма «Очаровательная лгунья». Маша была из русской дворянской семьи, которая эмигрировала во Францию. Влюбленные, по-возможности, встречались в разных странах.
Однажды в Праге режиссер подарил ей 6 открыток, и просил раз в месяц присылать одну, чтобы он знал, что ее чувство к нему не угасло. Получив 4-ю открытку, Андрон рассказал супруге об измене. А через три дня пришла 5-я, где сообщалось, что Маша выходит замуж.
Маша Мериль
Мериль не знала русского языка, а Андрей не в совершенстве знал французский. Он почитал это посланием о любви и не задумался над переводом. Он не понял, что в тексте говорилось о том, что Маша беременна и ожидает быстрого ответа.
Не получив во время ответа, она сделала аборт и вышла замуж за давнего поклонника. К сожалению, она лишилась возможности познать счастье материнства. А в судьбе режиссера уже появилась И. Купченко. Роман длился недолго, но последовал развод с Аринбасаровой.
Третья жена
Третьей женой в 1969 г. стала француженка Вивиан Годе, она родила дочь Сашу. Но такая одаренная творческая личность, как Кончаловский, не отличается постоянством и у него появлялись все новые романы – Л. Ульман и Ш. Маклейн, Н. Андрейченко, К. Харрис — список впечатляет.
Четвертая жена
Четвертой супругой в 1987 г. стала диктор телевидения Ирина Мартынова, подарившая мужу двух дочерей – Елену и Наталью.
Андрей Кончаловский с отцом и Ириной Мартыновой
Кончаловский переменчив и влюбчив, но прерывает отношения с достоинством и бесконфликтно. Он разбивает сердца, но не отворачивается от своих детей. Недавно он признал дочь Дарью от актрисы Ирины Бразговки, которая 17 лет скрывала это.
Определение слова «Кончаловский» по БСЭ:
Кончаловский — Максим Петрович , советский терапевт, заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1899 окончил медицинский факультет Московского университета. С 1918 профессор 2-го МГУ, с 1929 директор факультетской терапевтической клиники 1-го Московского медицинского института, одновременно — научный руководитель института гематологии и переливания крови (с 1928) и заведующий терапевтической клиникой Всесоюзного института экспериментальной медицины (с 1929). Разрабатывал общие проблемы клиники: изучение «предболезненных» состояний, вопросов трудового прогноза, периодичности в течении болезней, клинических синдромов. К. принадлежат важные исследования по патологии желудочно-кишечного тракта, печени, лёгких, сердечно-сосудистой системы, кроветворной системы, ревматизму. Председатель Всесоюзного комитета по борьбе с ревматизмом (с 1928), Всесоюзного терапевтического общества (с 1931). Вице-президент Международной лиги по борьбе с ревматизмом (с 1936). Создал крупную школу терапевтов, среди представителей которой: Е. М. Тареев, А. А. Багдасаров, Б. Е. Вотчал, С. А. Гиляревский, А. Г. Гукасян и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Избр. труды, М., 1961 (библ.). Лит.: Гукасян А. Г., Максим Петрович Кончаловский и его клинико-теоретические взгляды, М., 1956. Кончаловский — Пётр Петрович , советский живописец, народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1947). Учился в академии Жюлиана в Париже (1897-98) и в петербургской АХ (1898- 1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918-21) и Вхутеине (1926-29). В своих ранних произведениях К. стремился соединить конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству. формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», 1912, «Агава», 1916,- все в Третьяковской галерее. «Семейный портрет», т. н. сиенский, 1912, «Верстак», 1917,- оба в собрании семьи К.). После Октябрьской революции К. перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более непосредственно-реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи. основной темой полотен К. становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни. Натюрморты К. полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929, собрание семьи К.. «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948,- оба в Третьяковской галерее). Среди портретов К. одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О. В. Кончаловской, 1925, Третьяковская галерея. «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941), другие связаны с острыми психологическими задачами, с напряжёнными, порой драматическими переживаниями и размышлениями (портрет В. Э. Мейерхольда, 1938, «Автопортрет», 1943, — оба в Третьяковской галерее). Национальная характерность искусства К. особенно ощущается в его пейзажах «Новгородской серии» (2-я пол. 1920-х гг.) и в жанровых картинах («Возвращение с ярмарки», 1926, Русский музей, Ленинград. «Полотёр», 1946, Третьяковская галерея). К. был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Лит.: Кончаловский. Художественное наследие. Вступит. ст. А. Д. Чегодаева, М., 1964. Нейман М. Л., П. П. Кончаловский, М., 1967. Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876-1956. Каталог, М., 1968. А. А. Александров. П. П. Кончаловский. Автопортрет с женой. 1923. Третьяковская галерея. Москва. П. П. Кончаловский.
Семейная трагедия
Осенью 2013 года в семье Высоцкой и Кончаловского произошло страшное горе. Во Франции в аварии серьезно пострадала дочка Андрея Сергеевича и Юлии Маша. ДТП случилось по вине режиссера, поскольку он не смог справиться с управлением транспортного средства, а девочка не была пристегнута. Лишь весной 2014 г. у Маши появился шанс вернуться к нормальной жизни. Она стала самостоятельно дышать после операции в 2015 г.
Последние новости свидетельствуют о том, что Марии предстоит длительный реабилитационный период. Девушку перевезли домой, где под пристальным наблюдением специалистов семья всячески пытается преодолеть последствия страшной трагедии. Врачи надеются на лучшее и делают ставку на молодость пациентки. Знаменитые родители не дают никаких официальных комментариев касательно здоровья девушки. Прогресс хоть и медленный, но все же есть. Доподлинно известно, что по состоянию на 2018 год Мария все еще пребывает в коме.
Революция и советское время
Череда сложных событий на жизненном пути не прекращалась, следующим испытанием стала революция. В это время семья Кончаловских не эмигрирует, а продолжает свою жизнь в Москве. Хотя в те годы из-за этого им пришлось жить в неотапливаемой холодной квартире. Какое-то время Петр пытался преподавать в живописной студии ВХУТЕМАСа. Но он быстро угас к этой деятельности, осознавая, что она отнимает много времени и мешает его искусству.
После революционного периода в творчестве мастера стала ярче проявляться реалистичная манера письма. Но краски в его работах остались, как и прежде, насыщенными. Несмотря на яркость красок Кончаловский был способен передать любое настроение: от радостной любви к жизни до полной тяжелых переживаний трагедии
Стоит обратить внимание на портрет Всеволода Мейерхольда. На момент создания картины он уже лишился театра
Как умело передано это настроение: буйные краски приглушены, мимика режиссера говорит сама за себя.
Особенно парадоксальным кажется советский период, в который творил Кончаловский. Петр оставался «чистым» автором, предпочитая писать портреты своих внуков и пейзажи. Его явно более интересовали портреты Пушкина и Лермонтова, нежели изображения советских рабочих или современной действительности, не говоря уже о портретах вышестоящих лиц.
Высшим проявлением его смелости был отказ от создания портрета Сталина. В то время сохранить свободу и жизнь при таком ответе было просто невозможным. Разумеется, Кончаловский не отказался от предложения напрямую, он хитро поинтересовался, «когда сможет встретиться с Иосифом Виссарионовичем для первого сеанса?». Разумеется, это было невозможно, ему ответили, что писать портрет необходимо по фотографии. На что мастер, ловко выходя из положения, ответил, что он умеет писать только с натуры. А с фотографии, увы, не обучен.
Нужно понимать, что в этом смысле большая заслуга принадлежит Анатолию Луначарскому. Он пояснял удивленной общественности, что Кончаловский «воспевает поэзию наших будней». Похоже, что такое объяснение звучало убедительно из уст наркома. Благодаря нему Петр Петрович мог свободно продолжать творить в своей манере, невзирая на нападки критиков.