Указ о понижении выкупных платежей

Оглавление

Освобождение крестьян: можно ли угодить всем?

В последний год правления императора Николая I проблемы с недовольством крестьянства уже невозможно было скрывать. Народ отчаянно рвался к свободе, хотя и не особо понимал, что с ней делать. Но порыв был настолько мощным, что крестьяне хватались за любую возможность сбросить с себя оковы рабства.

Например, в 1854 году прошёл слух, что крестьяне, вступившие в морское ополчение, получали свободу. И самые смелые решили попытать счастья. Сразу в нескольких губерниях произошли масштабные волнения. Народ бросал дома и хозяйства, чтобы вступить в ополчение. Только в июне в Москве и её окрестностях жандармы задержали около 1 тыс. крестьян из разных губерний.

В следующие 2 года ситуация продолжала ухудшаться. В стране рождались новые слухи, что за те или иные действия крестьяне могут обрести свободу. И люди верили. Помещики были в ярости и требовали от власти решить проблему. Власть же просто боялась. Высшие слои общества понимали: кризис сам собой «не рассосётся», нужны масштабные и болезненные реформы. И это пугало. Но ещё больше пугала перспектива полноценного крестьянского восстания.

Александр II. (visit-petersburg.ru)

Император Александр II оказался между Сциллой и Харибдой. От него требовалось провернуть реформу таким образом, чтобы довольными остались и помещики, и крестьяне. Любопытно то, что сам государь, в отличие от отца, являлся приверженцем консерватизма и ему не хотелось что-либо менять. Но ситуация в стране, напоминавшая пороховую бочку, вынудила императора пересмотреть свои взгляды.

В конце марта 1856 года Александр II выступил с речью перед московскими помещиками. Правда, слова государя дворян не успокоили, а наоборот, лишь подтвердили их опасения. Император заявил, что он не хочет отменять крепостное право, но обстоятельства превыше. А значит, реформа нужна.

Но рвать с места в карьер Александр II не спешил. Он занял выжидательную позицию, наблюдая за развитием событий. И лишь в начале января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет из 11 человек, которому поручили заняться проработкой крестьянского вопроса.

Выкуп

Перевод крестьян на выкуп являлся завершающим этапом освобождения их от крепостной зависимости. «Положения 19 февраля 1861 г.» никакого окончательного срока прекращения временнообязанного положения крестьян и перевода их на выкуп не определяли. Только законом 28 декабря 1881 г. устанавливался перевод крестьян на обязательный выкуп начиная с 1 января 1883 г. К этому времени на временнообязанном положении оставалось 15% крестьян. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. Однако этот закон распространялся только на 29 «великороссийских губерний». В Закавказье перевод крестьян на выкуп не был завершен даже к 1917 г. Иначе обстояло дело 9 губерниях Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, где под влиянием польского восстания 1863 г. и широкого крестьянского движения, крестьяне в количестве 2,5 млн. душ мужского пола были переведены на обязательный выкуп уже в 1863 г. Здесь были установлены и более льготные, по сравнению с остальными губерниями России, условия освобождения: возвращены отрезанные от наделов земли, снижены повинности в среднем на 20%.

Условия выкупа для основной массы крестьян были очень тяжёлыми. В основу выкупа ставились феодальные повинности, а не действительная, рыночная цена земли. Иначе говоря крестьянам приходилось платить не только за урезанный надел, но и за потерю помещиком крепостного труда. Выкупная сумма определялась путём «капитализации оброка». Суть её заключалась в том, что ежегодно оплачиваемый крестьянином оброк приравнивался к годовому доходу в размере 6% с капитала. Вычесление этого капитала и означало определение выкупной суммы.

Дело выкупа взяло на себя государство путём проведения выкупной операции. Она выражалась в том, что казна выплачивала помещикам сразу же деньгами и ценными бумагами 80% выкупной суммы, если крестьяне данной губернии получали высший надел, и 75%, если им предоставлялся надел менее высшего. Остальные 20-25% (так называемый дополнительный платёж) крестьяне уплачивали непосредственно помещику — сразу или в рассрочку. Выкупная сумма, выплаченная государством помещикам, затем взыскивалась с крестьян в размере 6% в год в течение 49 лет. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300% предоставляемой ему «ссуды».

Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важных социальных и экономических задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Выкуп оказался для государства чрезвычайно выгодной операцией. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. руб., в то время как рыночная стоимость этих наделов составляла 646 млн. руб. С 1862 по 1907 г. бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1 540 570 тыс. руб. выкупных платежей и всё ещё оставались ей должны. Проводя выкупную операцию, казна решила и проблему возврата дореформенных долгов с помещиков. К 1861 г. 65% крепостных крестьян были заложены и перезаложены их владельцами в различных кредитных учреждениях, а сумма долга этим учреждениям составила 425 млн. руб. Этот долг был вычтен из выкупной ссуды помещикам. Таким образом, реформа 1861 г. освободив помещиков от долгов, спасла их от финансового банкротства.

Противоречность реформы 1861 г., переплетение в ней крепостнических и капиталистических черт наиболее отчётливо проявились в вопросе о выкупе. С одной стороны, выкуп носил грабительский, крепостнический характер, с другой — он несомненно способствовал развитию капиталистических отношений в стране. Выкуп способствовал не только более интенсивному проникновению товарно-денежных отношений в крестьянское хозяйство, но и давал помещикам денежные средства для перевода своего хозяйства на капиталистические основы. Перевод крестьян на выкуп означал дальнейшее отделение крестьянского хозяйства от помещичьего. Выкуп ускорял процесс социального расслоения крестьянства.

Сущность платежей

В соответствии с положением о выкупе, правительство ссужало крестьянам под приобретаемые ими земли определенную сумму, которую они должны были уплачивать в течение продолжительного времени. Для изыскания средств на ссуды правительством были выпущены процентные бумаги для долгосрочного кредита. Срок выкупных платежей составлял 49 с половиной лет. При этом правительству полагалось ежегодная выплата должниками 6 % от суммы долга.

Правительство брало на себя обязательства по уплате капитала и процентов помещикам по выданным им процентным бумагам. А крестьяне из временнообязанных превращались в собственников земли и были должны денежные средства за нее непосредственно правительству в части уплаты процентов и погашения самой ссуды. В этом и заключается сущность выкупных платежей.

Рескрипт Назимову: в поисках идеального варианта

Одним из главных деятелей крестьянского вопроса являлся генерал от инфантерии Яков Иванович Ростовцев. В апреле 1857 года он представил записку, в которой подробно изложил видение решения проблемы. Яков Иванович призывал к отмене крепостного права, ведь «человек не должен быть вещью». Он был уверен, что освобождать крестьян без земли было нельзя. Да и с небольшим участком тоже. Но в то же время безвозмездная передача им земли грозила разорить помещиков. И поэтому был необходим выкуп. В качестве варианта реформы Ростовцев предложил взять за основу проект помещика из Полтавы Позена. В нём предлагалось постепенное освобождение крестьян.

Яков Иванович Ростовцев, портрет С. К. Зарянко. (wikipedia.org)

Что касается Позена, то он предлагал постепенно переводить крестьян в «свободные хлебопашцы» и категорию «обязанных». В первом случае крестьянам необходимо было выделить ссуду на длительный срок для выплаты помещику. Во втором — помещик мог взять у государства кредит, равный стоимости земли, которую отдал крестьянам. По мнению Позена, такой вариант мог бы наиболее безболезненно подготовить и помещиков, и крестьян к изменению жизненного уклада. Ростовцев был полностью с этим согласен: «Следственно, самая необходимость указывает на меры переходные. То есть крепостных следует подготавливать к свободе постепенно, не усиливая в них желания освобождения, но открывая все возможные для них пути».

Таким образом, Яков Иванович предлагал первым делом смягчить крепостное право. Уже этот шаг смог бы успокоить крестьянство и показать ему, что власть беспокоится о народе. Затем взяться за их перевод в «свободные хлебопашцы» и обязанные. Крестьяне получали свободу касаемо собственности и семейного быта. По мнению Ростовцева, два этих шага смогли бы ослабить напряжение. Мнимой свободы крестьянам хватило бы на длительный срок, пока они не дозрели бы до полного освобождения. И лишь после этого следовало переходить к третьему шагу — ликвидации крепостного права.

Князь Павел Павлович Гагарин, входящий в Секретный комитет, также представил своё видение разрешения проблемы. Он был уверен, что освобождать крестьян вместе с землёй нельзя. Это могло бы привести к серьёзному кризису сельского хозяйства.

Поучаствовал в разработке реформы и товарищ министра внутренних дел Алексей Ираклиевич Лёвшин. Он считал, что освобождать крестьян по «английскому образцу» (без земли) нельзя. Но нельзя им было и выдавать полный надел земли. Поскольку тогда крестьянам не будет смысла работать на помещиков, или же их работа будет стоить баснословных денег. И в таком случае сельское хозяйство ждёт упадок. Левшин предложил оставить за крестьянами усадьбы. Это не позволило бы помещикам выгнать их, а крестьян вынудило бы работать. Они стали бы полностью зависимыми друг от друга. При этом усадьбы должны были отдаваться за выкуп, а не бесплатно. И лишь спустя какое-то время можно было предоставить крестьянству право на выкуп земли, использовав кредиты. Также Левшин считал, что начинать реформу нужно в западных губерниях. Акцент сделать на тех, что граничат с европейскими государствами, где с крепостничеством уже распрощались.

Сергей Степанович Ланской. (wikipedia.org)

Ознакомившись с многочисленными записками, министр внутренних дел и член Секретного комитета Сергей Степанович Ланской представил проект будущей реформы 26 июля 1857 года. Также он предложил образовать в каждой из губерний дворянские комитеты, которые имели бы право вносить в проект правки. Александр II принял программу и узаконил её в рескрипте на имя генерал-губернатора Назимова 20 ноября 1857 года.

Итак, в первоначальном варианте рескрипт Назимову предполагал ликвидацию личной зависимости крестьян от помещиков, но последние сохраняли в своей собственности землю. Тем не менее крестьянам всё же выделялась земля, но не бесплатно. За неё необходимо было или выплатить оброк, или же отбыть барщину. Также спустя какое-то время предполагался выкуп усадеб. На ликвидацию зависимости одного сословия от другого отводилось 10 лет. В обсуждении реформы должны были участвовать губернский предводитель дворянства, выборный представитель дворянства от каждого уезда, два влиятельных и уважаемых помещика и другие. Этот рескрипт был отправлен всем губернаторам Российской империи.

Снижение платежей

Было проведено два вида понижений: общее и специальное.

Общее снижение суммы платежей было произведено для всех бывших крепостных, которые уже оформили выкуп и принимали в нем участие, а также и тех, кто имел намерение перейти на выкуп. Вторые должны были сделать этот переход в силу того, что в 1883 году вышел указ, предписывающий прекратить обязательные отношения крестьян.

Для снижения платежей были изданы два положения – «Великороссийское» и «Малороссийское». Снижение равнялось одному рублю с душевого надела в тех губерниях, что находились на великороссийском положении. А для тех, кто состоял на малороссийском, – 6% от годовой суммы выкупного платежа.

Специальное понижение, или добавочное, было проведено для тех местностей, где хозяйство бывших крепостных пришло в упадок из-за ряда неблагоприятных факторов.

Размер выкупных платежей[править | править код]

Выкупные платежи стали для крестьян самой тяжёлой формой прямых налогов; их размер зависел от прежде существовавшего оброка. Однако, выкупные платежи, как можно видеть по способу их исчисления, были меньше оброчных. Эффективно развитие выкупной операции было равносильно замене бессрочных, возвышаемых через каждые 20 лет оброчных платежей за землю, находящуюся только в постоянном пользовании, относительно умеренными срочными платежами за ту же землю, переходящую в собственность крестьян.

В нечернозёмных промысловых губерниях имела место несоразмерность выкупных платежей за землю, определённых на основе оброка (который крестьяне уплачивали, занимаясь отхожим промыслом) со сравнительно низкой ценностью и доходностью земли. В этих губерниях требование помещиками выкупа представляло для них прямой экономический расчет, так как помещик, несмотря на сопряженный с этим отказ от дополнительных взносов и потерю на курсе в процентных бумагах (если он желал реализовать в деньгах выкупную ссуду), в сущности как бы продавал крестьянам землю за цену, далеко превышавшую действительную её стоимость. На 1877 год число сделок по требованию помещиков почти вдвое превышало число сделок по обоюдному соглашению, что несомненно доказывает, что оброчные платежи и основанная на них выкупная стоимость наделов были, в общем, гораздо выше действительной ценности и доходности земли и что выкупная операция была весьма выгодною для помещиков. По относительному проценту выкупных сделок, совершенных по требованию помещиков, на первом месте стояли все промысловые губернии, где более половины выкупных сделок были совершены по требованию помещиков.

Несмотря на сделанное по закону 28 декабря 1881 г. значительное понижение выкупных платежей бывших помещичьих крестьян, выкупные платежи бывших государственных крестьян в большинстве губерний были на 20 и более процентов ниже, чем у бывших помещичьих крестьян.

По оценкам авторов БСЭ, оценка земли по выкупу была значительно выше её цены: в чернозёмных губерниях — 342 млн рублей и 284 млн рублей; в нечернозёмных — 342 млн рублей и 180 млн рублей.

Правила выкупа[править | править код]

Крестьяне могли выкупить усадьбу независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной усадьбы выкупную сумму, исчисленную на основании 13 — 19 статей Положения о выкупе, должны были внести сами крестьяне сполна. Выкупная ссуда имела место только при приобретении крестьянами усадебной оседлости вместе с полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались.

Выкуп же земли, как общее правило, был поставлен в зависимость от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем случае размер вознаграждения определялся только выкупной ссудой, и помещик терял право на дополнительные платежи. О дополнительных платежах, которые всецело зависели от соглашения между помещиками и крестьянами, статистических данных нет, а потому в настоящее время нельзя выяснить точно действительную стоимость выкупленных крестьянами наделов (по данным БСЭ, дополнительные платежи составляли обычно 20—25 % выкупной ссуды). Для определения размера выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим образом. Годовой оброк, установленный в пользу помещика за отведенный в постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов, то есть помножался на шестнадцать и две трети. Из исчисленной таким образом капитальной суммы, которую называли выкупной оценкой, помещику выдавалось 80% (при приобретении крестьянами полного по уставной грамоте надела) или 75% (при уменьшенном наделе); иногда же допускалась и ссуда полностью (статья 67 Положения о выкупе).

Из 6% ежегодной выплаты ½% предназначалось правительством для покрытия расходов по организации и ведению выкупной операции, а остальные 5½% — на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и на погашение выкупного долга.

Положение о выкупе допускало также досрочное погашение (статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115). Из этих статей в особенности большое практическое значение имела 165 статья, по которой каждый отдельный домохозяин имел право внести выкупную сумму, следующую с него по расчёту, за находящейся в его пользовании надел, и требовать затем выдела ему соответственного участка, который становился его частной собственностью. Эта статья расшатывала общинное землевладение. Выкуп по 165 статье в конце XIX века прогрессивно возрастал: до 1882 года было выкуплено 47 735 душевых наделов в количестве 178 тысяч десятин, а к 1887 году цифра эта поднялась до 101 413 душевых наделов, в количестве 394 504 десятин, то есть за 6 лет (1882—1887) выкуплено больше чем вдвое наделов и земли против того, сколько было выкуплено за 20 предшествовавших лет.

Роль операции в снабжении помещиков капиталом

Крестьянская реформа привела к коренному изменению в способе хозяйничанья или извлечения дохода из земли. Даровой труд отменялся, надо было рассчитывать на наемных рабочих, которые не могли довольствоваться одною натуральной платой. К этому присоединялась еще прежняя задолженность русского землевладения, с одной стороны, и ликвидация, с 1859 года, старых кредитных учреждений — с другой. Ко времени крестьянской реформы в государственных кредитных установлениях состояло в залоге 44 166 имений, на которых числилось долгу 425 503 061 р. При такой громадной задолженности, свидетельствующей о большой нужде помещичьего класса в деньгах, приостановление Высочайшим повелением 16 апреля 1859 года, в видах преобразования государственных кредитных установлений, выдачи из них ссуд под залог помещичьих населенных имений, вызывало настоятельную нужду в новом источнике займов. Устройство частных земельных банков началось только в 1864 году, а до этого времени, с 1861 года, выкупная операция представляла единственный изобильный источник удовлетворения потребности помещиков в капитале.

Положение допускало перевод помещичьего долга прежним кредитным установлениям на надельные земли крестьян, состоявших на оброке, причем с остальной земли снималось запрещение; но этот способ был все-таки менее удобен с точки зрения получения под залог имения возможно большей ссуды, потому что перевод долга допускался лишь в размере 70% выкупной ссуды.

Задолженность дворянского землевладения значительно облегчила финансовую сторону выкупной операции, так как при переводе помещичьих долгов кредитным установлениям на крестьянские наделы не требовалось выпуска процентных бумаг на всю сумму выкупной ссуды. По балансу операции на 1 января 1881 года, на 748 531 385 р. 29 к. выкупной ссуды приходилось 302 666 578 р. 88 к. долга помещиков бывшим кредитным установлениям.

Выкупные платежи

19 февраля 1861 года в России Александром II  было отменено крепостное право. Многомиллионное  крестьянство стало лично свободным. Конечно, крестьяне надеялись, что их освободят с землёй, ведь сельский труд — это основа их жизни. Однако земля оставалась собственностью помещиков , её необходимо было выкупить – выплатить выкупные платежи. Что же такое выкупные платежи? Каковы их размеры? На каких условиях они выплачивались. Ответим на эти вопросы.

Выкупные платежи

Выкупные платежи — это ежегодная выплата одной части из 49 за землю, приобретаемую крестьянами у помещиков , с 1861 до 1907 года,  когда выкупные платежи были отменены.

Выкупные платежи определялись по «Положению о выкупе», то есть кредитной операции , которая осуществлялись совместно правительством , помещиками и крестьянами.

Суть выкупной операции

  • Крестьяне должны были за продолжительный срок- 49 лет- выкупить землю у помещиков

  • С этой целью государство выдавало крестьянам ссуды, необходимые на покупку земли.

  • Крестьяне, выплачивая ссуду, платили одновременно 6 % годовых от задолженности

  • Так из временнообязанных крестьяне переходили в разряд собственников земли.

Как определялся размер выкупного платежа

  • Размер платежа определялся ,исходя из суммы оброка, который крестьяне платили ДО реформы 1861 года.

  • Ссуда, предоставляемая государством, составляла 75-80 % оброка. Остальные 20-25 % крестьяне должны были заплатить сами, причём не в течение 49 лет, а единовременно. Но на деле крестьяне, конечно, не могли выплачивать всю сумму , и помещики разрешали это делать в рассрочку, в течение 3-10 лет. А часто помещики заменяли данный долг работой на его земле.

  • Крестьянская реформа защищала интересы помещиков. Выкупные платежи были намного выше, чем реальная стоимость земли. Так в черноземье помещики получили в общем 342 млн. рублей при реальной стоимости земли – 284 млн. Видите, какая разница — а это всё легло на плечи крестьян.

Выкупные платежи, их размеры вызывали недовольство крестьян. По всей России вспыхивали бунты. Не случайно под давлением первой русской революции выкупные платежи были сокращены наполовину с 1 января 1906 года, а  отменены с 1 января 1907 года. Большую роль в этом сыграл  Председатель Совета министров Витте С.Ю. ( исторический портрет Витте С.Ю. можно прочитать на моём сайте: « Исторические портреты» — istoricheskiy-portret.ru)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

ЕГЭ. История. ПОВТОРЕНИЕ. 19 век. Крестьянский вопрос. Контрольная карточка

ЕГЭ. История. ПОВТОРЕНИЕ.

19 век. Крестьянский вопрос.

Контрольная карточка

Вопросы

Крестьянский вопрос

ЕГЭ. История. ПОВТОРЕНИЕ.

19 век. Крестьянский вопрос.

Контрольная карточка. ОТВЕТЫ

Крестьянский вопрос

Павел I

1797- Манифест о трёхдневной барщине

1797- разрешено покупать крестьян на промышленные предприятия

Александр I

1803- Указ «О вольных хлебопашцах»-освобождение крестьян с землёй за выкуп по обоюдному согласию помещиков и крестьян.

1804— реформы в Прибалтике: крестьяне — собственники наделов, но сохранялась личная зависимость от помещиков, барщина и оброк.

1807—отмена крепостного права в Великом герцогстве Варшавском

1809- помещики лишены права ссылать крестьян в Сибирь

( право возвращено в 1820)

1816 – 1819 — освобождение крепостных крестьян Эстляндии, Курляндии, Лифляндии без земли.

Николай I

1837-1841- реформа государственной деревни П.Д. Кисилёва (самоуправление, отменялась барщина, строились больницы и школы и др.)

1842- указ об обязанных крестьянах (рекомендательный характер: помещик мог освобождать крестьян, которые получали землю на правах пользования, несли повинности за неё).

Александр II

19 февраля 1861- Манифест об отмене крепостного права («Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»), крестьяне становились временнообязаными, пока не выплачивали сумму за землю, несли в это время повинности, но были лично свободны.

1861, апрель — крестьянские волнения в с. Кандеевка Пензенской области и в с. Бездна Казанской губернии.

Александр III

1881- закон об обязательном переходе на выкуп временнообязанных крестьян, выкупные платежи понижены.

С 1886- все помещичьи, а в 1889-все государственные крестьяне перешли на выкуп.

1882- учреждение Крестьянского поземельного банка, крестьяне могли получать кредит для выкупа земли.

1886- отмена подушной подати.

1893- переделы земли в общинах стали проводиться только раз в 12 лет.

Усилилось социальное расслоение крестьян: 20% составляла сельская буржуазия, 50%- бедняки.

Николай II

1905, 3 ноября- отмена выкупных платежей.

1906-начало столыпинской реформы: крестьяне могли уходить из общины, становиться собственниками, отруба и хутора.

Крестьянский вопрос на заседаниях Государственной Думы.

I Государственная Дума ( 72 дня с апреля по июль 1905):

Аграрный вопрос был основным.

Кадеты — « проект 42-х», принудительное отчуждение части помещичьих земель в пользу крестьян.

Трудовики—«проект 104-х», отчуждение всех частных земель, введение уравнительного землепользования, развитие свободного фермерского хозяйства на свободной земле.

Некоторые депутаты требовали отмены частной собственности на землю и превращения её в общенародное достояние.

Были отклонены все проекты.

II Государственная Дума ( апрель- июнь 1906)

Обсуждались положения столыпинской реформы.

Правые и октябристы- за реформу. Кадеты- за смягчённый вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемой земли. Левые- против реформы. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.

III Государственная Дума ( 1907-1912)

Дума приняла «столыпинский» вариант аграрной реформы ( на основе указа от 9 января 1905 года)

IV Государственная Дума ( 1912-1917)

Продолжение столыпинской реформы.

Аграрный вопрос в программах партий начала 20 века.

Кадеты: увеличение крестьянских наделов, частичное отчуждение помещичьих земель

Октябристы: уравнение крестьян с другими сословиями, продажа крестьянам государственных и удельных земель, усиление переселенческой политики, отчуждение помещичьих земель в крайнем случае на условиях «справедливого вознаграждения, установленного законной властью»

Эсеры: социализация земли, то есть отмена частной собственности на землю без выкупа и передача ее общественное владение. Правом распоряжаться землёй наделялись крестьянские общины, которые должны были разделить землю между всеми, кто её обрабатывает по потребительской или трудовой норме (по едокам или работникам в семье)

РСДРП: возвращение крестьянам отрезков, отмена выкупных и оброчных платежей;

большевики — за национализацию земли, то есть передачу её в государственную собственность;

меньшевики — за муниципализацию земли, т. е. передачу конфискованной помещичьей земли в собственность местных органов власти при сохранении мелкой крестьянской собственности на землю.

Консервативные партии («Союз русского народа», «Русское собрание» и другие): укрепление крестьянских хозяйств, сохранение общины.

На данном сайте можно найти материал о положении крестьянства в период Дворцовых переворотов.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года

Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.

  • В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.
  • В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
  • Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
  • Землевладелец мог ” подарить” крестьянам четверть их надела, который давало государство. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Клюнувшие на такие “подарки” крестьяне стремительно разорялись, так как “дарованные” земли обычно были непригодными для выращивания урожая.

Рис. 3. Крестьянин на одной ноге. Карикатура на реформу 1861 года.

Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы…

Условия нового указа

Основное содержание крестьянской реформы 1861 г. было представлено в основном акте. Этот документ именовался «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В соответствии с актом все крестьяне сохраняли статус крепостных, однако они теперь дополнительно рассматривались как временнообязанные. Такое положение было обусловлено тем, что наряду с получением личной свободы, крестьяне фактически были лишены свободного и безвозмездного получения земельных наделов. Помещики официально продолжали считаться собственниками всей принадлежавшей им земли. Крестьянам предоставили возможность выкупить свой надел, который им в обязательном порядке выделялся землевладельцем. Минимальные и максимальные размеры таких участков определялись каждой местностью отдельно.

Крестьянам вменялась обязанность выкупить полагающиеся им наделы в течение 49 лет. Для этого государство предложило им финансовую помощь в форме льготной ссуды под 6% в год. Правда, 20% от указанной стоимости надела следовало оплатить единовременно. Остальная часть выплачивалась в рамках 49-летнего периода.

До момента полного погашения суммы крестьяне сохраняли статус временнообязанных и их обязали отбывать барщину и выплачивать оброк. При этом размер оброка был разным для всех губерний. Однако в этом отношении были неоднозначные моменты. Например, высокий уровень оброка устанавливался в Петербургской губернии, где земли были неплодородными. В черноземных регионах размер оброка был меньше.

Личность Александра III

Император Александр III был, как известно, вторым сыном императора Александра II. Старшим его сыном был цесаревич Николай Александрович, который умер от чахотки в 1865 г., уже будучи взрослым молодым человеком. Александр Александрович поэтому не предназначался к царствованию и воспитывался как обыкновенный великий князь, которому предстоит главным образом военная карьера. Поэтому до 1865 г. никаких мер к тому, чтобы подготовить его к делу правления великой страной, принимаемо не было, и только когда умер старший его брат, стали заботиться о том, чтобы расширить полученное им до тех пор образование. Был приглашен более или менее удовлетворительный состав профессоров, среди которых одно из важных мест занимал известный наш историк С. М. Соловьев, а еще раньше приглашен был и тот К. П. Победоносцев, который впоследствии, в царствование Александра III, сыграл такую видную реакционную роль. Тогда Победоносцев не считался реакционером; он, напротив, принимал в свое время ближайшее участие в разработке судебной реформы, и, несомненно, был одним из самых блестящих русских профессоров-цивилистов; его курс гражданского права очень долго признавался – да признается и до сих пор – одним из классических пособий этого рода. Были приглашены и другие профессора более или менее прогрессивного направления, но, тем не менее, никакого либерального настроения, либеральных заветов и принципов от этого преподавания у молодого цесаревича не сложилось. По своему личному и семейному быту он представлялся довольно оригинальным лицом в придворных сферах. Женился он очень рано на невесте своего покойного брата, датской принцессе Дагмаре, и, женившись, повел жизнь частного человека; очень скоро он приобрел репутацию хорошего семьянина, скромного и не любящего пышной придворной обстановки человека; занимался на досуге в своем тесном кругу музыкой и русской историей. Русскую историю он любил особенно, и, между прочим, ему обязано своим возникновением нынешнее императорское Русское историческое общество, которого он был первым председателем.

Отчасти благодаря такой обстановке жизни цесаревича Александра и еще более благодаря тому, что общество очень мало имело о нем сведений, создалась легенда о нем как о весьма либеральном человеке.

Но, как мы уже видели, за несколько месяцев до своего воцарения цесаревич Александр Александрович, наоборот, проявил себя определенным консерватором и не обещал никакого сочувствия каким бы то ни было преобразованиям в либеральном духе. С таким настроением он и вступил на престол.

Условия реформы

На первом этапе, начавшемся сразу после обнародования Манифеста 19 февраля 1861 года, крестьяне получали личную свободу без всякого выкупа. Теперь они могли вступать в брак по собственному усмотрению, не спрашивая соизволения барина. Им разрешалось заключать самостоятельные сделки, заниматься независимой от помещика торгово-промышленной деятельностью, дозволялось переходить в другие сословия.

С первого же дня реформы крестьяне получили освобождение от работ, связанных с заготовкой «столовых запасов» помещику (сбор грибов, ягод, приготовление разнообразных варений, солений, напитков и многое другое, производившееся ранее бесплатно).

Согласно Манифесту, земля и под крестьянской усадьбой, и надельная полевая оставалась ещё в собственности помещика. Но крестьяне получали усадьбу и надел не в собственность. За право их использования они временно продолжали нести прежние повинности (отрабатывали барщину и платили оброки), то есть становились временнообязанными. Но помещики теперь не могли произвольно увеличивать барщину и оброк. Повинности, которые крестьяне продолжали отбывать за пользование невыкупленной барской землёй, объявлялись постоянными, неизменными. По завершении выкупа земли прекращалось состояние крестьян как временнообязанных, они переходили в положение свободных собственников.

При этом крестьяне не просто имели право, а были обязаны выкупить землю. Отказаться от земли бывший крепостной не мог. В свою очередь, и помещик не мог отказать крестьянину в выкупе. Величина выкупа не зависела от рыночной стоимости земли, а подчинялась правилу капитализированного оброка: за выкупленную землю крестьянин должен был заплатить сумму, которая при её помещении в банк давала бы собственнику земли доход, равный прежнему годовому оброчному платежу. Банковская ставка равнялась тогда 6% годовых, и если крестьянин раньше приносил помещику скажем, 15 рублей в год — значит, выкупная сумма за землю должна была составить 250 рублей. То есть сумма выкупа более чем в 16 раз превышала годовой оброк.

Все отношения между помещиками и крестьянами опосредовала община. Выходя из крепостной зависимости, крестьяне должны были остаться общинниками и сообща несли повинности перед государством. Сохранение вплоть до 1906—1910 годов общины, которая явно стесняла крестьянскую предприимчивость, диктовалось в первую очередь интересами казны: с помощью общинной круговой поруки было легче взыскивать недоимки и держать крестьян в узде патриархальных обычаев (см. главу «Круговая порука в сельской общине»).