Договор, которого не было: судьба и уроки соглашения осв-2

Оглавление

История развития системы контроля над вооружениями

Создание ядерного оружия в 1945 году закрепило за США статус монополиста в глобальной проекции силы.

Надежды мировой общественности на то, что Ялтинская конференция 1945 года создаст прочные основы для послевоенного мира и стабильности не оправдались.

Опасаясь распространения социализма в странах Европы и доминирования СССР на евразийском континенте, в этом же году штаб генерала Дуайта Эйзенхауэра по личному распоряжению президента США Гарри Трумэна разработал план «Тоталити», предусматривавший атомную бомбардировку 17 крупнейших советских городов.

В 1949 году планом «Дропшот» предполагалось сбросить уже до 300 ядерных бомб на СССР. А знаменитая фултонская речь премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля в марте 1946 года, образование НАТО в апреле 1949 года и подписание Трумэном в сентябре 1950 года директивы о развертывании американского ядерного оружия в Европе окончательно похоронили планы послевоенного сотрудничества «большой тройки».

Создание СССР в 1949 году атомной, а в 1953 — еще более мощной водородной бомбы произвело эффект «холодного душа» на умы американских лидеров.

Карибский кризис 1962 года, поставивший мир на грань глобальной ядерной войны, спровоцировал массовое антивоенное движение и стал переломным моментом. В мировой политике нарастало понимание пагубности бесконечной гонки ядерных вооружений.

История одного поцелуя

Церемония проходила в Большом Редутном зале дворца Хофбург — с участием многочисленных корреспондентов и почетных гостей. Этот зал помнит победителей Наполеона, решавших в Вене судьбу Европы. Блистали люстры, суетились фоторепортеры. И никто не мог представить, что это последний бал разрядки, что не пройдет и полгода — и советско-американские отношения испортятся до уровня бойкота Олимпийских игр. В тот день стороны подписали четыре документа: Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений, протокол к нему, совместное Заявление о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ограничении стратегических вооружений, а также «Согласованные заявления и общие понимания в связи с Договором между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений».

В финале Брежнев и Картер не только обменялись рукопожатиями, но и поцеловались. И этот порыв стал настоящей кульминацией дня.

Президент США Джимми Картер и Леонид Брежнев

Фото: Global Look Press/Sepp Spiegl

Громыко вспоминал:

Республиканцы, конкуренты Картера на выборах, долго припоминали ему эти объятия. Считалось, что американский президент дал слабину, подыгрывая прихотям Брежнева, любившего поцелуи.

А Леонид Ильич вечером в кругу соратников так подытожил итоги встречи: «Картер — неплохой малый, но слабоват. Не дадут ему ничего сделать».

Договора ПРО и ОСВ-1

В 1972 году американский президент Никсон прилетел в Москву. 26 мая лидеры США и Советского Союза подписали важнейший для мира договор об ограничении систем противоракетной обороны (сокращенно — договор ПРО). Через несколько месяцев он был ратифицирован сторонами.

По условиям договора участники обязались:

  • Ограничить системы ПРО;
  • Не развертывать системы ПРО и не создавать основу для такой защиты;
  • Иметь не более 2-х систем ПРО (вокруг Москвы и Вашингтона и в месте сосредоточения пусковых установок МБР).

Кроме того, на этой же встрече Брежнев и Никсон заключили временное соглашение о сокращении стратегических вооружений (Strategic Arms Limitation Talks или ОСВ-1). Оно вступило в силу 03 октября 1972 года.

Подписавшие его государства взяли обязательства:

  • Не начинать возведение дополнительных (новых) пусковых установок МБР (межконтинентальных баллистических ракет) наземного размещения;
  • Не переделывать установки легких МБР в тяжелые;
  • Ограничить ракетные установки подлодок и современные подлодки с баллистическими ракетами;
  • Не применять меры маскировки, которые могли бы затруднить осуществление контроля за соблюдением положений данного соглашения.
  • Продолжить обсуждение сокращения стратегических наступательных вооружений.

Угар разрядки

Соглашение ОСВ-2 наследовало группе договоренностей, тянущейся с начала 1970-х годов. В этой группе были заключены соглашение ОСВ-1 (1972), Договор по ПРО (1972), а также принята так называемая Владивостокская декларация (1974) о том, как сверхдержавы намерены жить дальше.

Это была заря контроля над вооружениями, и некоторые вещи, обыденные сегодня (например, потолки для боезарядов, а особенно — взаимные инспекции на местах), тогда еще были совершенно невозможны.

По соглашению ОСВ-2 стороны обязались уравнять свои стратегические носители — межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ), баллистические ракеты «воздух-земля» (БРВЗ) и тяжелые бомбардировщики (ТБ) — едиными потолками в 2400 единиц к моменту ратификации и 2250 единиц — с 1981 года. Внутри это количества действовали хитрые промежуточные потолки («матрешка»), которые должны была ограничить опасные, дестабилизирующие системы с разделяющимися головными частями.

ОСВ_3

Президент США Джимми Картер и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписывают договор ОСВ-2. Вена, 18 июня 1979 года

Фото: commons.wikimedia.org

Так, общий подуровень для МБР, БРПЛ, БРВЗ, оснащенных многозарядными головными частями, плюс ТБ в оснащении крылатыми ракетами — не более 1320 единиц, при этом МБР, БРПЛ и БРВЗ в таком оснащении — не более 1200, из них собственно МБР — не более 820. Уровней для боеголовок не устанавливалось, но стороны брали на себя обязательство впредь не наращивать их количество на ракетах выше тех уровней, что имелись на момент заключения соглашения.

Сейчас всё это выглядит архаикой, но тогда было настоящим прорывом. В частности, это зафиксировало стратегический паритет уже юридически, а не фактически, и позволяло ограничить военные расходы за счет прозрачности возможной структуры стратегических сил.

В конце 1979 года произошли два события. Сначала американская разведка крайне вовремя «прозрела», обнаружив на Кубе советскую мотострелковую бригаду. Бригада там была со времен Карибского кризиса 1962 года, но в сентябре 1979-го СССР крайне неловко сманеврировал на переговорах с представителями Движения неприсоединения, заявив, что на Кубе есть «учебный центр» с советскими военными специалистами. Вторым ударом по отношениям стал ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 года и свержение президента Хафизуллы Амина.

В результате конгресс США заблокировал ратификацию соглашения ОСВ-2. Таким образом, договор в силу не вступил. Однако обе стороны выступили с односторонними политическими заявлениями, согласно которым они намерены были придерживаться договоренностей, достигнутых на переговорах. Так и продолжалось до 1986 года.

ОСВ-II

Переговоры по подписанию договора ОСВ-II с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с по . По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-I. Поскольку от исхода переговоров зависела судьба военной промышленности обеих стран, к обеспечению и подготовке содержательной части договора с американской стороны были привлечены на конкурсной основе крупнейшие компании и научные учреждения военно-промышленного комплекса (Air Force Security Service, Applied Physics Laboratory, Boeing, Charles Stark Drapers Laboratory, Inc., Douglas Aircraft, General Electric, General Research Corp., GTE-Sylvania, HRB Singer, Inc., Lockheed, Los Alamos Scientific Laboratory, Martin Marietta, McDonnell-Douglas, Naval Weapons Center, Stanford Research Institute, United Aircraft).

Соглашение по ограничению количества пусковых установок было достигнуто в Вене 18 июня . Также вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе (орбитальные ракеты Р-36орб). Договор был подписан Леонидом Ильичом Брежневым и Джимми Картером. Через полгода после подписания договора СССР ввёл Ограниченный воинский контингент в Афганистан, а договор так и не был ратифицирован Сенатом США. Тем не менее его положения соблюдались обеими сторонами.

Дальнейшие переговоры привели к подписанию договора о «Сокращении наступательных вооружений I» и о «Запрещении испытаний ядерного оружия». В 2002 году президенты Путин и Буш подписали Договор о СНП.
В 2010 подписан договор о «Сокращении наступательных вооружений III» президентом США Барак Обамой и президентом РФ Дмитрием Медведевым.

Роль России в дальнейшем сохранении системы контроля над вооружениями

Нашей стране безусловно следует стремиться сохранить международную систему контроля над вооружениями. Но не любой ценой.

Нагнетая неопределенность вокруг продления Договора СНВ-III, Соединенные Штаты стремятся добиться максимально выгодных для себя условий — например, закрепления в тексте проекта Договора СНВ-IV перспективных российских стратегических вооружений, озвученных Президентом России в Послании к Федеральному Собранию 1 марта 2018 года.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат» подпадет под действие нового Договора СНВ. При этом авиационный ракетный комплекс «Кинжал», гиперзвуковой планирующий боевой блок «Авангард», беспилотные подводные аппараты и лазерное оружие не могут быть связаны данным Договором.

Сущность российской военной доктрины по-прежнему остается оборонительной. И перспективные вооружения России — асимметричный ответ на попытки США закрепить свое глобальное доминирование в мире.

В ядерной войне не может быть победителей и побежденных. Российская Федерация продолжит политику сдерживания, проявляя максимум мудрости, дальновидности и взвешенности.

Хотелось бы пожелать этого и американским партнерам.

Николай Платошкин: Выход из ДРСМД не выгоден России и выгоден США

Куратор: Александр Артамонов

Венская опера

К 1979 году Брежнев окончательно потерял форму. Инфаркты, инсульт, пристрастие к снотворному, последствия фронтовых контузий… Страной, по существу, управляла «большая тройка» — новый министр обороны Дмитрий Устинов, председатель КГБ Юрий Андропов и министр иностранных дел Андрей Громыко. Но «борьба за мир» оставалась коньком Леонида Ильича, в этой сфере он не уступал первенства никому из соратников. Каждая встреча давалась Брежневу с трудом, даже на самые элементарные вопросы он отвечал по заранее заготовленным шпаргалкам, реже шутил. Отныне каждый шаг ему приходилось соотносить с требованиями медицины.

Весной 1979 года стало ясно: Брежнев и Картер вот-вот должны скрепить подписями многолетние старания переговорщиков. До этого дважды подряд американские президенты (Никсон и Форд) наведывались в Советский Союз. В соответствии с дипломатическим этикетом Брежнев должен был нанести ответный визит. Но он бы не выдержал перелета через Атлантику — и высокие стороны сошлись на нейтральной Вене. Даже в Австрию Леонид Ильич прибыл не самолетом: врачи запретили. В Вену его доставил спецпоезд.

Во время встречи генерального секретаря ЦК КПСС, председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Брежнева с президентом США Джимми Картером

Фото: РИА Новости/Владимир Акимов

На пресс-конференции секретаря ЦК по внешнеполитической пропаганде Леонида Замятина бесцеремонно спросили о здоровье Брежнева. Ответ, конечно, был продуман заранее: «Товарищ Брежнев выполняет огромный объем государственной и партийной работы в нашей стране. Здесь, в Вене, у вас появится возможность наблюдать за его работой, а эта работа, естественно, требует отменного здоровья. И на свое здоровье он не жалуется. То, что появляется в вашей печати, — всего лишь домыслы». Это прозвучало скорее грозно, чем убедительно.

И тут блеснул собкор «Известий» в Вашингтоне Мэлор Стуруа. Его вопрос перевернул течение пресс-конференции: «А как политическое здоровье господина Картера?» Американский президент и впрямь терял популярность — и этим вопросом Стуруа явно выиграл свой раунд.

В первый день «венских гастролей» Брежнев и Картер посетили президента Австрии. Там генеральный секретарь ЦК КПСС изрек: «Бог нам не простит, если мы потерпим неудачу». От советского лидера не ждали ссылок на всевышнего. Это была продуманная заготовка, и она произвела должный эффект.

Источники

  • Клируотер, Джон Мюррей, Джонсон, Макнамара и рождение ОСВ и Договора по ПРО, 1963-1969 (Диссертация.com, 1999) ISBN  978-1581120622
  • Гартофф, Раймонд Л., «Переговоры по ОСВ», Wilson Quarterly , vol. 1, вып. 5, осень 1977 г., стр. 76–85, JSTOR  
  • Гартофф, Раймонд Л., Разрядка и конфронтация: американо-советские отношения от Никсона до Рейгана , 2-е изд. (Вашингтон, округ Колумбия: Институт Брукингса, 1994), особенно. стр. 146-223
  • Хаслам, Джонатан и Тереза ​​Осборн, ОСВ I: Ограничения переговоров по оружию. Американо-советские переговоры, ведущие к временному соглашению об ограничении стратегических наступательных вооружений, 1969-1972 гг. , Pew Case Studies in International Affairs, Институт изучения дипломатии, Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия, 1987 г.
  • Махан, Эрин Р. и Эдвард К. Кифер (ред.), (Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США, 2010),
  • Ньюхаус, Джон, Холодный рассвет: История ОСВ (Холт, Райнхарт и Уинстон, 1973)
  • Пейн, Сэмюэл Б. Советский Союз и ОСВ (Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1980)
  • Савельев, Александр Г. и Николай Н. Детинов, Большая пятерка: принятие решений по контролю над вооружениями в Советском Союзе (Westport, Conn .: Praeger, 1995)
  • Смит, Джерард К., Doubletalk: История ОСВ I Главного американского переговорщика (Нью-Йорк: Doubleday, 1980)
  • Смит, Джерард К., Дипломат по разоружению: Мемуары посла Джерарда С. Смита, переговорщика по контролю над вооружениями (Торонто, Онтарио: Madison Books, 1996)
  • Тал, Дэвид. «Абсолюты» и «Этапы» в создании и применении политики Никсона в отношении ОСВ ». Дипломатическая история 37,5 (2013): 1090-1116.

Начало разоружения: Договор СНВ-1

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 г. Основными положениями Договора СНВ-1 являются сокращение количества стратегических носителей до уровня 1600 единиц и количества боезарядов, размещенных на этих носителях, до 6000 единиц. В дополнение к общим ограничениям на количество боезарядов в Договоре СНВ-1 установлены ограничения на боезаряды, числящиеся за баллистическими ракетами наземного и морского базирования, количество которых не должно превышать 4900 единиц, а также за мобильными ракетами наземного базирования, на которых должно быть развернуто не более 1100 боезарядов. Количество тяжелых ракет должно быть сокращено вдвое, так что их число не должно превышать 154 единицы. Кроме этого, Договором ограничивается суммарный забрасываемый вес баллистических ракет, который не должен превышать 3600 тонн.

На момент подписания Договора в составе стратегических сил СССР находились 1398 баллистических ракет наземного базирования, 940 баллистических ракет морского базирования, размещенных на 62 подводных лодках, а также 162 стратегических бомбардировщика, из которых 99 были оснащены крылатыми ракетами. Всего за 2500 носителями, в соответствии с правилами засчета Договора СНВ-1, числился 10271 боезаряд.

США на момент подписания Договора располагали 2246 носителями, за которыми числилось 10563 боезаряда. В число носителей США входили 1000 баллистических ракет наземного базирования, 672 ракеты морского базирования и 574 бомбардировщика, из которых 189 были оснащены крылатыми ракетами. Суммарный забрасываемый вес МБР и БРПЛ у СССР составлял 6626.3 т, у США — 2361.3 т.

Вскоре после подписания Договора СНВ-1 Соединенные Штаты и СССР в одностороннем порядке осуществили ряд мер по снижению боеготовности своих ядерных сил. Эти меры, о которых было объявлено в конце сентября — начале октября 1991 г., были в первую очередь призваны снизить вероятность несанкционированного использования ядерного оружия. В число мер вошли снятие с боевого дежурства всех ракет старых типов, которые должны были быть ликвидированы в соответствии с Договором СНВ-1, и снижение уровня боеготовности стратегических бомбардировщиков. Наиболее важным шагом стало снятие с кораблей и подводных лодок всех крылатых ракет, а также других нестратегических ядерных систем. Часть ядерных крылатых ракет морского базирования подлежала уничтожению, а часть была направлена в хранилища. Кроме этого, уничтожению подлежали все тактические ядерные заряды находившиеся на вооружении сухопутных войск. Советский Союз обязался остановить развертывание ракетных комплексов железнодорожного базирования, а развернутые железнодорожные комплексы были ограничены в передвижениях и размещены в пунктах базирования.

Договор, остановивший гонку

Представители СССР и США договорились о встрече на самом высоком уровне, её было решено провести в Москве. 26 мая 1972 года президент США Ричард Никсон и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев подписали судьбоносное соглашение о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-I).

Договор содержал ряд важнейших пунктов, по которым удалось договориться сторонам. Главной, конечно, стала статья о прекращении производства и наращивания ядерных наступательных вооружений. Стороны обязались держать их на уровне, соответствующем времени подписания договора и обязались не наращивать их более этого количества.

Другим важнейшим пунктом стало обязательство для каждой из сторон развернуть не более одного района ПРО в стране. Примечательно, что в СССР выбрали для защиты Москву, крупнейший населенный пункт Советского Союза, а в США прикрыли пусковые установки своих ядерных ракет в районе Гранд-Форкс.

Стороны обязались в письменном виде вести дальнейшие консультации и двусторонний диалог для совершенствования достигнутых договоренностей.

Бухгалтерский учет. Вопрос №3

Для ведения постоянного контроля за качеством (полнота и правильность) учетных записей и для обобщения данных учетной регистрации на счетах бухгалтерского учета на предприятии используют различные приемы, одним из которых является составление оборотных ведомостей. Оборотные ведомости также носят название оборотно-сальдовых, так как их составляют на основании данных счетов об оборотах за месяц и остатках (сальдо) на начало и конец месяца. Оборотную ведо¬мость составляют в конце месяца, и в ней регистрируют обороты и остатки по всем работающим счетам. Оборотная ведомость представляет собой таблицу, в которой на каждый счет отводится отдельная строка. Последовательно вписывают в оборотную ведомость наименование счета, начальные дебетовый и кредитовый остатки, дебетовый и кредитовый обороты и конечный дебетовый и кредитовый остаток (сальдо). Затем следует проверить правильность подсчитанных конечных сальдо по дебету и кредиту. С этой целью к начальному дебетовому сальдо активных счетов прибавляют дебетовый оборот и вычитают кредитовый оборот, а в пассивных счетах к начальному кредитовому сальдо добавляют кредитовый оборот и вычитают дебетовый оборот. Если полученный остаток не сходится с перенесенным со счета, значит, в счете допущена ошибка при выведении остатка. Следующим этапом является подсчет общих итогов — начальных сальдо, оборотов и конечных сальдо. Результаты расчетов фиксируются внизу под чертой. Существует три вида оборотных ведомостей: 1) По синтетическим счетам, в которую входят все счета 2) По аналитическим счетам, которая ведется по каждому счету отдельно 3) Шахматная (в ней отражаются только обороты) Оборотная ведомость по оборотным счетам (применяется, чтобы определить, правильно ли сделана разноска по счетам. Является основным документом при составлении баланса. Достоинство – одна на все счета. В ней содержатся обобщенные сведения о состоянии, изменении и остатках имущества и обязательств организации):

По итогам оборотной ведомости осуществляется проверка учетных записей на синтетических счетах, так по итоговой строке в оборотной ведомости должно быть три пары равенств: 1) остатки на начало отчетного периода по дебету и кредиту(показывает, что итоговая сумма всех средств предприятия на начало периода равна итоговой сумме источников этих средств. Эти цифры отражают баланс предприятия на начало периода) ; 2) обороты по дебету и кредиту (вытекает из принципа двойной записи, при котором каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов, и если суммы не совпадают, то это свидетельствует об ошибках); 3) остатки на конец отчетного периода по дебету и кредиту (вытекает из равенства итогов средств и их источников и показывает баланс на конец отчетного периода).

Оборотная ведомость по аналитическим счетам за месяц по счету 10 («Материалы») составляют раздельно к каждому синтетическому счету, по которому ведется аналитический учет. три формы оборотных ведомостей: 1) при ведении натурально-стоимостного учета; 2) при ведении учета только в денежном выражении; 3) при ведении учета по счетам расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Оборотные ведомости по счетам аналитического учета — свод оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учета, открытым к данному синтетическому счету. Для выявления допущенных ошибок на счетах (например, суммы могут быть записаны не на те счета, к которым они относятся) сверяют итоги оборотных ведомостей по счетам аналитического учета с данными соответствующего синтетического счета в оборотной ведомости по синтетическим счетам. Итоги оборотной ведомости по счетам аналитического учета должны равняться итогам по синтетическому счету.

Оборотная ведомость по аналитическим счетам за месяц по счету 60 («Расходы с поставщиками»)

Слепая ведомость (не показывает сальдо, только обороты):

Если оборотные ведомости составлены правильно, то при сверке в оборотной ведомости по синтетическим счетам должны получиться три пары равных итогов, из которых итоги начальных сальдо должны равняться итогу начального баланса, а итоги оборотов — итогам по журналу регистрации хозяйственных операций. чтобы составить конечный баланс на основе оборотной ведомости, необходимо перенести из нее в таблицу баланса наименования и конечные остатки счетов: дебетовые — в актив, а кредитовые — в пассив.

Значение

Подписанные соглашение и договор закрепляли принцип равной безопасности США и Советского союза в области наступательных стратегических вооружений. Начался полноценный диалог между сверхдержавами по контролю над ядерным оружием и его ограничению. А это позволило «вздохнуть» миру свободнее и достичь оздоровления международной обстановки.

Новейшая история

  • История современной России. Самое главное
  • Внешняя политика РФ в 2000-х годах
  • Дефолт 1998 года. Как это было?
  • Все об отставке Ельцина в 1999 году
  • Развитие современной культуры в России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

ОСВ-I

ОСВ-I — общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С СССР ежегодно развёртывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с оставалось неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в , а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.

Переговоры продолжались с 17 ноября до мая . За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.