Осоавиахим

Оглавление

Недостатки дизайна

Осоавиахим-1 объемом 24 940 кубометров был построен Васенко и Евгением Чертовским в Ленинграде в июне 1933 года. При общей массе на старте 2460 кг и начальной подъемной силе 2600 кг ожидалось, что он полностью расширится на высоте 17 700 метров и достигнет статического равновесия на уровне 19 500. Изначально максимальная высота была установлена ​​на уровне 20 000 метров, но, по словам Васенко, модернизация, проведенная во время строительства, позволила подняться еще выше.

В августе воздушный шар был запущен, несмотря на известные технические недостатки. Комиссары подчеркнули, что экипаж, хотя и был оснащен личными парашютами, имел мало шансов на спасение в случае аварии: единственный герметичный люк удерживался на месте с помощью двенадцати барашковых гаек . На вскрытие даже на твердом грунте потребовались минуты. Экипаж не носил скафандров (которых в то время просто не существовало) или индивидуальных дыхательных комплектов , полагаясь на запасы сжатого кислорода и картриджей . Выживание экипажа зависело от целостности гондолы; Спуск без дыхательных аппаратов был возможен только на высотах ниже 8000 метров.

Сама гондола была сварена из листового металла толщиной 0,8 мм без конструктивного каркаса. В дополнении к системам поддержки экипажа, инструментов и жизни, он нес тонну из свинцового балласта внутри герметичной сферы. Желоб для сброса балласта был достаточно герметичным, но обеспечивал очень медленную скорость сброса: сброс тонны балласта обычно занимал целый час. В реальном полете только этот недостаток не позволил бы экипажу замедлить падающий шар, несмотря на наличие балласта на борту.

Наконец, дизайнеры не позаботились о том, чтобы отсоединить хрупкую гондольную конструкцию от натяжения подвесных тросов. В отличие от конструкции Пикара с 32 кабелями, Осоавиахим-1 имел всего девять (восемь периферийных и один центральный кабель). Эти тросы были вплетены в своего рода корзину, в которой держалась гондола. Он мог легко вращаться внутри корзины; любое натяжение кабелей немедленно передавалось на его тонкую оболочку.

Действия ОСОАВИАХИМ по подготовке к войне

Когда в 1939 году в Европе вспыхнули первые очаги будущей мировой войны, и угроза нападения на нашу страну стала вполне очевидной, наряду с Вооружёнными силами широкую подготовку к ней проводил и ОСОАВИАХИМ. Расшифровка его аббревиатуры недаром отмечает в качестве первостепенной задачи всестороннее содействие обороне страны. Центральным советом организации в те годы было принято решение о реорганизации учебного процесса и замене кружковой системы обучения созданием подразделений, аналогичным тем, что предусмотрены в армии.

В результате работы, проводившейся в самые сжатые сроки, за два предвоенных года лишь в столице было подготовлено около трёх тысяч двухсот групп самозащиты, способных принять бой с условным противником, а к началу войны их число увеличилось до четырёх тысяч. Кроме того, было создано свыше 1100 постов противовоздушной и химической обороны, личный состав которых превышал 700 тыс. человек. Неоспоримой заслугой работников ОСОАВИАХИМа Москвы и большинства крупных городов страны является также обучение гражданского населения действиям в обстановке авианалётов противника.

Отмененный рейс

Подготовка к запуску

Первый полет Осоавиахима-1 и СССР-1 планировался 30 сентября 1933 года с того же аэродрома ВВС в Кунцево (ранее СССР-1 не взлетал из-за «большой влажности»). Первыми вылетели военные, как хозяева площадки. «СССР-1» с Прокофьевым, Годуновым и Эрнстом Бирнбаумом на борту стартовал в 8:40 по московскому времени , достиг высоты 18 800 метров (61 700 футов) в 14:45 и благополучно приземлился около 17:00. Их рекорд высоты, хотя и не признанный FAI , был опубликован во всем мире. Полет Осоавиахима-1 , который должен был вылететь позже, чем СССР-1 , был отменен из-за неожиданного сильного ветра.

Запуск более поздней осенью и зимой был признан непрактичным и опасным, а воздушные шары были разобраны для зимнего хранения. Федосеенко, рассчитывая, что нежные ткани и гондола не выдержат этого, предложил зимний спуск и получил на него добро

Они пропустили первое окно запуска в конце декабря; Следующая полоса хорошей погоды ожидалась в конце января, что совпало с 17-м съездом Коммунистической партии , и таким образом привлекло внимание коммунистической пропаганды .

9 января 1934 года нарком обороны Климент Ворошилов запросил у Сталина одобрение зимнего пуска, особо отметив, что он будет храниться в секрете до установления рекорда высоты. 11 января Политбюро одобрило запуск; Проблемы секретности были отброшены, и о полете было объявлено заранее.

23 января конверт был частично надут и должным образом проверен на герметичность на резинотехническом заводе в Хамовниках . Гондола и оборудование для сброса балласта также были тщательно протестированы и признаны исправными. 28 января Осоавиахим-1 и его экипаж прибыли на аэродром ВВС в Кунцево . Следующий день был заполнен публичными интервью, собраниями и комитетами, которые продолжались после полуночи.

Отрывок, характеризующий ОСОАВИАХИМ

Х
Письмо это еще не было подано государю, когда Барклай за обедом передал Болконскому, что государю лично угодно видеть князя Андрея, для того чтобы расспросить его о Турции, и что князь Андрей имеет явиться в квартиру Бенигсена в шесть часов вечера.
В этот же день в квартире государя было получено известие о новом движении Наполеона, могущем быть опасным для армии, – известие, впоследствии оказавшееся несправедливым. И в это же утро полковник Мишо, объезжая с государем дрисские укрепления, доказывал государю, что укрепленный лагерь этот, устроенный Пфулем и считавшийся до сих пор chef d»?uvr»ом тактики, долженствующим погубить Наполеона, – что лагерь этот есть бессмыслица и погибель русской армии.
Князь Андрей приехал в квартиру генерала Бенигсена, занимавшего небольшой помещичий дом на самом берегу реки. Ни Бенигсена, ни государя не было там, но Чернышев, флигель адъютант государя, принял Болконского и объявил ему, что государь поехал с генералом Бенигсеном и с маркизом Паулучи другой раз в нынешний день для объезда укреплений Дрисского лагеря, в удобности которого начинали сильно сомневаться.
Чернышев сидел с книгой французского романа у окна первой комнаты. Комната эта, вероятно, была прежде залой; в ней еще стоял орган, на который навалены были какие то ковры, и в одном углу стояла складная кровать адъютанта Бенигсена. Этот адъютант был тут. Он, видно, замученный пирушкой или делом, сидел на свернутой постеле и дремал. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет. Из первой двери слышались голоса разговаривающих по немецки и изредка по французски. Там, в бывшей гостиной, были собраны, по желанию государя, не военный совет (государь любил неопределенность), но некоторые лица, которых мнение о предстоящих затруднениях он желал знать. Это не был военный совет, но как бы совет избранных для уяснения некоторых вопросов лично для государя. На этот полусовет были приглашены: шведский генерал Армфельд, генерал адъютант Вольцоген, Винцингероде, которого Наполеон называл беглым французским подданным, Мишо, Толь, вовсе не военный человек – граф Штейн и, наконец, сам Пфуль, который, как слышал князь Андрей, был la cheville ouvriere всего дела. Князь Андрей имел случай хорошо рассмотреть его, так как Пфуль вскоре после него приехал и прошел в гостиную, остановившись на минуту поговорить с Чернышевым.

Что такое ОСОАВИАХИМ и какова была его роль в подготовке кадров для Вооруженных Сил СССР?

В целях широкого распространения военных знаний и навыков военного дела среди гражданского населения были созданы в начале 20-х гг. добровольные общественные организации: Общество содействия обороне СССР, Общество друзей авиационной и химической промышленности, а также Общество Красного Креста и Красного Полумесяца. Первые два из них в 1927 г. были объединены, образовав массовое общество, сокращенно называвшееся ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству).При содействии партийных и государственных органов ОСОАВИАХИМ, в рядах которого уже в начале 1928 г. насчитывалось около 2 млн. человек, развернул по всей стране сеть кружков, учебных пунктов, домов обороны, аэроклубов, тиров, стрельбищ и т.д. В этих «опорных пунктах» оборонно-массовой и оборонно-спортивной работы молодежь допризывного возраста знакомилась с общими основами военного дела, училась овладевать винтовкой и пулеметом, водить тракторы и автомашины. Слушатели и курсанты кружков и клубов получали специальности телефонистов и телеграфистов, радистов и мотористов, парашютистов и пилотов, санитаров и медсестер.
На заводах и фабриках, в учреждениях и учебных заведениях активисты ОСОАВИАХИМа проводили занятия по противовоздушной и противохимической обороне, организовывали просмотры кинофильмов, лекции и беседы по оборонной тематике. Вместе с комсомольскими организациями и спортивными обществами ОСОАВИАХИМ развернул широкую кампанию по подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах в рамках военно-спортивной работы. В 1931 г. был введен обязательный всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (комплекс ГТО), дополненный потом комплексом «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). На следующий год для отличников стрелковой подготовки было установлено почетное звание «Ворошиловский стрелок», по имени наркома обороны СССР К. Е. Ворошилова.
О том, насколько популярно было участие в спортивно-оборонных соревнованиях ОСОАВИАХИМа, можно судить по следующим показателям: уже к весне 1935 г. около 1,2 млн человек сдали нормы ГТО, а около 700 тыс. человек — нормы на значок «Ворошиловский стрелок».

В связи с усиливающейся военной угрозой военно-учебная работа ОСОАВИАХИМа резко возросла, а программы в его учебных центрах стали максимально увязываться с требованиями уставов и наставлений РККА. В составе ОСОАВИАХИМа формировались специальные учебные подразделения (команды, отряды и группы), в которых молодежь призывного возраста помимо военно-прикладных специальностей изучала общевойсковые дисциплины (основы тактики, огневого и инженерного дела), занимались физической подготовкой. Широкое распространение получили сборы отрядов ОСОАВИАХИМа по тревоге и разного рода учения. В его рядах к апрелю 1941 г. состояло около 14 млн. человек, и с объявлением войны более половины из них добровольцами и по мобилизации ушли на фронт,
ОСОАВИАХИМ просуществовал в СССР до февраля 1948 г. Вместо него были образованы ДОСАРМ, ДОСААФ и ДОСФЛОТ, готовившие пополнение армии, авиации и флота. В августе 1951 г. эти организации слились в единую — ДОСААФ СССР (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Ныне в России вопросами военно-оборонной работы и подготовки населения в рамках гражданской обороны занимается Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.

Далее: Когда в Вооруженных Силах СССР возникли Воздушно-десантные войска?

Создание новой военно-спортивной организации

Эта военно-патриотическая организация появилась не на пустом месте – ей предшествовал ряд структур, также направленных на обучение молодёжи допризывного возраста военному делу, но каждая из них имела узкую направленность, касаясь лишь ограниченного круга вопросов

Несмотря на всю их важность в деле укрепления обороноспособности страны, в 1927 году по инициативе наркома обороны К. Е

Ворошилова они были объединены в единую организацию – ОСОАВИАХИМ. Расшифровка названия, приведённая в начале статьи, во всей полноте отображала назначение этой вновь образованной структуры. Её появление, вызванное очередным обострением международной обстановки, было весьма своевременным.

ОСОАВИАХИМ СССР с первых дней своего существования приобрёл широкую популярность среди представителей самых различных возрастных групп и социальных слоёв населения. Уже через год в его рядах насчитывалось свыше двух миллионов человек. Такой наглядный успех начинания был обеспечен прежде всего содействием, оказанным со стороны партийных и советских организаций.

Фантатический реализм СССР тридцатых…

Сталин отнесся к стратосферной угрозе серьезно, и в Советском Союзе авиационные конструкторы начали работы над высотными самолетами. Не только в военной сфере: расчеты показывали, что гражданские стратопланы с ракетными двигателями смогут совершать межконтинентальные рейсы. В 1934 году выходит труд юного Сергея Королева «Ракетный полет в стратосфере». Вот и в Осоавиахиме появляется Стратосферный комитет, работающий в тесном контакте с Бюро особых конструкций. Именно оно создает герметичные круглые гондолы-кабины для стратонавтов. Предтечи космонавтов получают прообразы спускаемых аппаратов будущих космических кораблей. Именно экипажи ОАХ устанавливают мировые рекорды высоты полета на стратостатах – 19 и 33 километра над землей.

Но… Осоавиахим? Общественная организация? Это как если бы сегодня «Юнармия» участвовала в совместных проектах с Роскосмосом, Роснано, Росатомом и Объединенной авиастроительной корпорацией. Причем реально запускала бы пилотируемые космические аппараты и, скажем, гиперзвуковые самолеты. Но то, что кажется ненаучной фантастикой в нынешней РФ, было обычным делом в рамках Сталинской модели.

Колыбелью Осоавиахима стало Военно-научное общество, учрежденное в 1920 году. В 1927-м, слившись с обществами поддержки авиации и химии, оно превратилось в ОАХ – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Да, опирался ОАХ на ячейки при заводах и фабриках, став частью сталинской индустриализации. Он действительно готовил массу военных специалистов без отрыва от производства, вводя в чудесный мир науки и техники вчерашних крестьян. Но была у сего общества еще одна задача – инновационная. Благодаря Осоавиахиму страна получила и некоторых авиаконструкторов Великой Победы, и ракетное оружие, и будущую космонавтику.

В Центральный совет Осоавиахима, оказывается, входили тематические секции и комитеты, занятые серьезными научными разработками с их последующим использованием в стране. И работали там серьезные специалисты. Стратосферный комитет – просто яркий пример такой деятельности. Известно, что в 1933–1935 годах ОАХ задействовал «армию» из трех тысяч научных работников, завершил 60 исследований, внес 250 экспериментальных предложений, часть которых была одобрена Наркоматом обороны. При Центросовете ОАХ работал Комитет по изобретательству. Скажем, в 1930 году он помог осуществить 500 рацпредложений. Наконец, в 1931-м при ЦС ОАХ появляется ГИРД – Группа изучения реактивного движения, положившая начало нашей космонавтике. Ее сначала возглавляет фанатик космических полетов Фридрих Цандер, затем Сергей Королев.

«Почти одновременно со столичной ГИРД была организована ленинградская Группа изучения реактивного движения. Инициаторами ее создания стали профессор М. А. Рынин, инженеры В. В. Разумов и Я. Н. Штерн.

Учитывая результативную деятельность московской и ленинградской групп, Совет труда и обороны постановлением от 31 октября 1933 года создал специальный научно-исследовательский институт, который принял на себя функции разработчика реактивных летательных аппаратов. В ведении же Центрального совета Осоавиахима была сохранена ракетная группа, входившая в состав Стратосферного комитета и продолжавшая очень важные экспериментальные работы по созданию образцов реактивной техники…» (Касьян И. Н. «Исторические аспекты создания и функционирования Осоавиахима в 20–30-е годы XX столетия». Научный журнал «Инновации в науке», № 6, Новосибирск, изд. АНС «СибАК», 2017, стр. 23–28).

А если вспомнить, сколько выдающихся школ отечественного авиационного конструирования произрастает из Осоавиахима? Отсюда начали свой путь великие авиаконструкторы Александр Яковлев и Олег Антонов. Благодаря ОАХ Николай Камов и Николай Скржинский создали и испытали первый в стране автожир-гироплан, отсюда берет исток путь русского вертолетостроения. С кружка планеристов ОАХ начинается путь выдающегося космического конструктора Сергея Королева.

Аналогов Осоавиахима во всем остальном мире не было. СС в Третьем рейхе и гитлерюгенд подобных функций не несли. С 1934 года средства ОАХ получал и по линии Госплана СССР.

Лётчики и парашютисты – воспитанники московского клуба

Уже в начале тридцатых годов на большинстве производственных предприятий страны появились первичные организации ОСОАВИАХИМ, порой разворачивавшие беспрецедентную по своим масштабам деятельность. Примером тому может служить Московский авиационный завод. На его базе активистами-общественниками без отрыва от производства было налажено обучение лётчиков и других авиационных специалистов.

Если спортивная секция или стрелковый клуб к тому времени имелись практически на каждом предприятии, то подготовка пилотов выводила работу первичной организации завода на совершенно новый уровень. Там же был создан клуб парашютистов, членами которого являлись и мужчины, и женщины. В историю мирового спорта вошёл рекорд, установленный в 1934 году его участницей Ниной Каменевой, покинувшей самолёт на высоте трёх тысяч метров и раскрывшей купол парашюта всего за двести метров до земли.

Роковой полет

Экипаж Осоавиахима-1 совершает посадку на рейс

Обратите внимание на веревочную корзину, оплетенную вокруг гондолы.. Взвешивание утром в день старта, 30 января, показало, что самолет все еще имел запас плавучести, и экипаж решил увеличить балластную массу на 180 кг, что позволило бы им достичь высоты 20 500 метров, что выше первоначальных оценок

Перед запуском « Осоавиахима-1» метеорологи выпустили радиозонды , сообщавшие об удовлетворительной погоде на маршруте восхождения.

Взвешивание утром в день старта, 30 января, показало, что самолет все еще имел запас плавучести, и экипаж решил увеличить балластную массу на 180 кг, что позволило бы им достичь высоты 20 500 метров, что выше первоначальных оценок. Перед запуском « Осоавиахима-1» метеорологи выпустили радиозонды , сообщавшие об удовлетворительной погоде на маршруте восхождения.

В 9:07 мск » Осоавиахим-1″ взлетел и вскоре установил радиосвязь с аэродромом. К 9:56 самолет достиг высоты 15 000 метров по бортовому высотомеру ; на высоте около 17 700 метров его оболочка расширилась до почти идеальной сферы и в конечном итоге достигла статического равновесия на высоте 19 500 метров, как и предполагалось изначально. У экипажа возникли проблемы с поглотителями углекислого газа , но они оказались решаемыми. Федосеенко сбросил 310 кг балласта, и к 10:50 аэростат преодолел проектную высоту 20 500 метров. Позже этот момент был обозначен как точка невозврата : на высоте 20 500 метров Осоавиахим-1 нес достаточно балласта, чтобы стабилизировать скорость снижения. Дальнейший подъем и неизбежная потеря водорода сделали этот балласт недостаточным; Единственным выходом для спасения было спасение на личных парашютах при условии, что экипаж мог открыть неудобный люк. Спустя почти час на высоте 20 600 метров Осоавиахим-1 снова поднялся на высоту 22 000 метров в 12:33 и завис на этой рекордной высоте 12 минут.

В 12:45 экипаж открыл газовый выпускной клапан на три минуты, чтобы начать снижение; воздушный шар не отреагировал, как планировалось, и путешествие на высоту 18 000 метров заняло более двух часов. На этой высоте скорость вертикального снижения стабилизировалась на безопасном и устойчивом уровне один метр в секунду. На отметке 14 000 метров вертикальная скорость увеличилась, достигнув двух метров в секунду на высоте 13 400 метров. Подъемная сила оставшегося водорода была уменьшена до 1300–1400 кг, в то время как воздушный шар весил примерно 2120 кг.

Между 16:05 и 16:10, когда Осоавиахим-1 снизился до 12000 метров, вертикальное ускорение вышло из-под контроля; воздушный шар начал разрушаться, не достигнув 8000 метров. Около 2000 метров гондола отделена от воздушного шара и влияние на земле между 16:21 и 16:23, в районе села Potizh-острове в сельском местности Инсарского района в Мордовии , 470 км к востоку от места старта.

Согласно донесению Ягоды Сталину , сотрудники ОГПУ подтвердили факт крушения и сообщили о его точном местонахождении в 23:40. Тела в гондоле были сильно искалечены; Череп Федосеенко раскололся, вероятно, после удара иллюминатора из закаленного стекла . Оболочка воздушного шара упала в 4 км от гондолы, и ее ткань была быстро разграблена местными жителями.

Чусары, саранча и стратосфера

Еще в пионерском детстве читал я любопытные воспоминания Виктора Сытина (1907–1991) в альманахе «На суше и на море» за 1976 год.

Туркмения. 1927 год. Из Ирана и Афганистана на русскую Среднюю Азию летят тучи саранчи. Но молодой СССР бросает на борьбу с ней авиацию. На местах работают чусары – чрезвычайные уполномоченные по борьбе с саранчой. В Туркмению, в Чарджоу перебрасывают звено разведчиков Р-5. На одном из них летнабом (летчиком-наблюдателем) Виктор Сытин. Ночи в пустыне холодные. В темноте саранча опускается и сбивается в кучи-кулиги, оставаясь в них и рано утром, пока лучи солнца прогревают насекомых. Именно эти кучи легко обнаружить с воздуха и уничтожить химикатами.

Энтомолог Сытин занимается этим вместе с другими.

«В течение первых трех-четырех дней мы прочесали левобережье Амударьи от Чарджоу до границы с Афганистаном, углубляясь в юго-восточную часть Каракумов. Кое-где обнаружили «кулиги» шистоцерки, сообщили об этом телеграммами в республиканский штаб «Чусара» и нанесли их месторасположения на карту. Из штаба пришло распоряжение произвести разведку в междуречье Амударьи и Сырдарьи к северу от Бухары. Там в южной части пустыни Кызылкум на картах не было обозначено ни одного оазиса. Местные жители говорили, что ниже по течению, по правому берегу Амударьи, сразу же за железнодорожным мостом начинаются непроходимые барханные пески, которые простираются на сотни километров.

Эти пески называются «адам крылган», что значит по-русски «гибель для человека, говорили нам. Никто не помнит, чтобы через них благополучно проходили караваны. Пути через эту пустыню нет…»

Там-то и произошли опасные приключения: Сытин со своим пилотом едва не погиб, попав в песчаную бурю. Но работа была увлекательной…

Во время одного из таких полетов их экипаж обнаружил в песках около руин древнего Мерва следы огромной оросительной системы каналов, разрушенную Чингисханом в XIII веке. Писатель с улыбкой говорил, что заодно стал и пионером воздушной археологии.

Какой дерзкий, инновационный дух времени! Читая биографическую справку под очерком, я увидел, что энтомолог и журналист Виктор Сытин, участник экспедиции академика Кулика к месту падения Тунгусского метеорита, в 1934–1937 годах работал заместителем председателя Стратосферного комитета Осоавиахима. Того самого, что запускал в стратосферу пилотируемые огромные стратостаты «СССР» и «Осоавиахим-1», равно как и автоматические шары-зонды. Нет ничего удивительного в том, что неугомонный Сытин оказался в сем комитете. Его мышление, как мы видим, было полным антиподом мещанина-обывателя…

Какая необычная человеческая судьба, отражающая великий Сталинский порыв! Какие смелые решения проблемы! Но зачем военно-патриотическому обществу понадобился Стратосферный комитет?

В Советском Союзе начала 30-х годов всерьез готовились строить сверхвысотные самолеты-стратопланы. Для этого в стране создали БОК – Бюро особых конструкций под руководством Владимира Чижевского. Считалось, будто вражеские стратопланы, имея наддув моторов, смогут налетать на крупнейшие города СССР и безнаказанно наносить удары по ним из стратосферы. На такие высоты обычные истребители забраться не смогут – их двигатели будут задыхаться в разреженном холодном воздухе, истребитель уподобится вялой мухе и не сможет забраться выше восьми-девяти километров. В те времена радаров не было, летящий в невообразимой выси вражеский «высотник» оказывался невидимым для зенитчиков. Значит, СССР должен создать свои стратопланы для ответных ударов по столицам вражеских стран. Почти по более позднему ракетно-ядерному принципу взаимного уничтожения.

Содействие в организации кинологической службы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Известно, что в те же годы для оказания содействия пограничным войскам страны, а также органам милиции в Москве, на базе городской организации ОСОАВИАХИМ, был создан образцовый Клуб служебного собаководства. В его задачу входила не столько дрессировка собак, предназначенных для использования в различных видах караульной и розыскной службы, сколько подготовка начинающих кинологов, которые изъявили желание посвятить себя работе с животными.

Одним из детищ ОСОАВИАХИМа является и знаменитый сегодня на весь мир Санкт-Петербургский клуб служебного собаководства, отметивший недавно свою семьдесят пятую годовщину. Его достижения трудно переоценить. Достаточно упомянуть, что именно в городе на Неве членами клуба были впервые организованы столь популярные ныне чемпионаты мира и Европы по служебному собаководству.