Оглавление
Портрет маяковского.
Женщина в синем 1912–1913 гг.В каталогах выставок 1912-1915 годов указаны самые разные работы молодого художника: пейзаж «Волга», «Женский портрет», карикатуры, автошаржи. Сохранились три ранние живописные работы: «Женщина в шубке», «Натурщица», «Железка». В разных техниках выполнены рисунки: пастель, тушь, акварель, уголь, карандаш. Потребность рисовать поэт ощущал так сильно, что, когда не было ничего под рукой, макал в чернила или тушь окурки, использовал обгорелые спички. Рисовал животных: собак, зебр, крокодилов. Сохранилась целая серия его жирафов. Интересны его моментально сделанные дружественные шаржи на И. Репина и К. Чуковского. По воспоминаниям Чуковского, Репин хвалил рисунки Маяковского, отмечая их реализм.«Натурщица» 1912–1913 ггВ 1915 году стихи Маяковского произвели большое впечатление на живописца Илью Репина.- Я напишу ваш портрет! – сказал великий художник, для любого это была большая честь.- А я – ваш! – ответил Маяковский и быстро тут же, в мастерской, сделал с Репина несколько карикатур, которые вызвали большое одобрение художника.- Какое сходство! И какой – не сердитесь на меня – реализм! – заключил РепинШарж на И. Репина 1915 г.«Чуковский в новой шляпе» 1915 г.«Портрет Велимира Хлебникова» 1916 г.Жажда рисовать осталась на всю жизнь. Рисунками испещрены записные книжки поэта с рукописными автографами стихов. Здесь можно встретить дружеские шаржи на писателей и знакомых. В самой большой записной книжке – рисунки, сделанные во время поездки в Мексику и Америку в 1925 году. Среди них портрет американского художника Гуго Геллерта. Здесь же рукой Геллерта – надпись на английском языке: «Ей-богу. Вы не только великий поэт, но и художник».В трудные дни гражданской войны, когда само время требовало новых агитационных форм искусства, способных поднять массы на борьбу, рождались легендарные «Окна РОСТА». Именно изобразительная публицистика стала той формой общения с людьми, которая была необходима Маяковскому: «Улица – наши кисти, площади – наши палитры». Здесь Маяковскому очень пригодился опыт работ в лубочном плакате. В «Окнах РОСТА» Маяковский – поэт и художник – использовал приемы народного лубка, освободив его от штампов и украшательства.Восьмого октября 1919 года в Москве началась «Партийная неделя», которой посвящено первое «Окно Роста» Маяковского. Таким образом, Маяковский начал работу в Роста в дни, когда положение Советской страны было особенно трудным.»Первое окно сатиры РОСТА, сделанное В.Маяковским»1919 г.Маяковский гордился «Окнами Роста». «Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись, — писал он в 1930 году. — Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла» («Прошу слова»).«Окно» РОСТА № 532″ Фрагмент«Окно» РОСТА № 742″«Окно» Главполитпросвета № 143″ Фрагмент«Рекламный плакат Резинтреста» 1923 гМаяковским сделано несколько тысяч рисунков и большая часть текстов к ним. И если бы он не вошел в мировую культуру как поэт, то непременно остался бы в истории как создатель нового искусства – революционного плаката.Последний рисунок В.Мяковского 1930 г.
Маяковский: «талантливейший поэт советской эпохи»
Революционные потрясения 1917 года Маяковский встретил с большим энтузиазмом. 1918−1919 годы в биографии поэта были ознаменованы широким распространением темы революции. Владимир Владимирович пропагандировал идеи большевистской власти, негативно отзываясь о реалиях прошлого.
Новая власть поощряла творчество поэта, поддерживавшего революционные стихи. В годы НЭПа поэт много гастролировал по территории Советской России, часто издавался в прессе. Представители партийной верхушки положительно отзывались об авторе «Облака в штанах».
В 1922—1924 годы Маяковский посещал Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану.
Маяковский в фильме «Учительница рабочих». (wikipedia.org)
В Америке у поэта случилась краткая связь с одной русской эмигранткой (Элли Джонс), в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патрисия. Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть ещё и сын от связи с художницей Лилей Лавинской — Глеб-Никита, советский скульптор.
В 1920-е поэт учредил творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. Также Маяковский участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА».
Постепенно Маяковский стал разочаровываться в революции. Нэпманы и партийные деятели вызывали у поэта раздражение. Быт, с которым боролся Маяковский в творчестве всю жизнь, возвращался в Россию. Владимир Владимирович написал сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся», в котором высмеял бюрократизм новых хозяев мира:
«Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»».
В 1929 году, когда только начинался «Великий перелом», Маяковский активно участвовал в антирелигиозной кампании большевиков. Поэт вместе с Максимом Горьким, Николаем Бухариным и Анатолием Луначарским выступил на II съезде Союза безбожников, на котором поддержал идею об отказе от «заигрывания» с церковью. Поэт всю жизнь был воинствующим атеистом.
Трагедия «Владимир Маяковский». (wikipedia.org)
В начале 1930 года Владимир Владимирович много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Также поэту с трудом давалось написание поэмы «Во весь голос».
Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился из маузера. В своей предсмертной записке поэт оставил следующие слова: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…».
Самоубийство Маяковского до сих пор у многих вызывает вопросы. Кто-то считает, что за смертью поэта стояли сотрудники НКВД, другие же говорят о неразделённой любви к «Лиличке» Брик, не дававшей лирику покоя до конца жизни. Среди последних стихотворений Маяковского есть произведение «Неоконченное», читая которое ощущается мотив разрыва с любимой женщиной (пунктуация авторская):
«…любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчете
И не к чему перечень
взаимных болей бед и обид…».
В 1935 году Иосиф Сталин так написал о значении творчества Владимира Маяковского для советской культуры: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление…».
Маяковский на съемках фильма. (wikipedia.org)
После смерти поэта-футуриста советская власть начала насаждать его стихи, по выражению Бориса Пастернака, «как картошку при Екатерине». Однако для многих людей творчество Маяковского остаётся актуальным и в наши дни.
Владимир Маяковский. (wikipedia.org)
Обложка журнала. (wikipedia.org)
В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, пощади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.
Маяковский рост. Что такое «Окна РОСТА»
Определение 1
«Окна РОСТА» — это агитационные плакаты, которые выпускались ежедневно в 1919-1921 годах. Плакаты создавались советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства, сокращенно РОСТА. На сегодняшний день это агентство ИТАР-ТАСС.
Агитационные плакаты создавались вручную при помощи трафаретов. В день создавалось до 200-300 экземпляров. Затем плакаты вывешивались на витринах магазинов, располагавшихся в людных местах. Отсюда появилось название «окна». Окна РОСТА – это своеобразная летопись времени Гражданской войны 1917-1922 года и периода интервенции, когда в стране из-за типографской разрухи не было бумаги, красок, литографии, отсутствовали специалисты литографского дела.
Первые «Окна РОСТА» появились в 1919 году в Москве. Инициаторами их создания были художник М. М. Черемных и журналист Н. К. Иванов-Грамен, которые на тот момент работали в РОСТА, возглавляемого Керженцевым. В скором времени к ним присоединились И. А. Малютин, В. В. Маяковский, Д. С. Моор.
Сначала плакаты «Окна РОСТА» создавались в виде увеличенных страниц сатирического журнала и состояли из нескольких самостоятельных произведений разного жанра. Существенную роль в создании плакатов сыграл Владимир Маяковский, который взял на себя всю литературную часть. Кроме этого, он работал и в качестве художника. Маяковский создал новый тип «Окон РОСТА», в которых композиция и тема подчинялись одной конкретно агитационной задаче. В новых «окнах сатиры» текст и иллюстрации дополняли друг друга.
Плакаты состояли из 2-4-6 кадров и были выполнены в «телеграфном стиле», которому присущи четкость, сжатость, лаконичность выразительных средств. Выразительные средства главным образом основывались на выразительности образов и яркой, броской раскраске два или три цвета. Активно использовалась символика, традиции русского лубка, а также новаторских идей и методов российского авангардизма.
Рисунок 2. Окна РОСТА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Созданные плакаты отправлялись во все местные отделения РОСТА. «Окна РОСТА» выходили во многих крупных городах. Маяковский говорил, что это было «обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища».
Задачей агитационных плакатов было воодушевление людей революционными идеями, задача плакатов заключалась в том, чтобы показывать народу картины светлого будущего, призывать к борьбе за мировую революцию и интернациональную солидарность всех трудящихся, призыв позорить и клеймить врага, а также провозглашать диктатуру пролетариата:
- «Пахали сохой – запашем трактором!»
- «Да здравствует электрификация!»
- «Вот Советской России враги. С каждым боритесь, пока не погиб»
- «Чтоб с голодом справиться и с разрухой-дурой, введена совнаркомом премия натурой»
- «Что делала работница и что работнице надо делать» и т.д.
В плакатах поднимались самые волнующие вопросы современности – развитие народного хозяйства, борьба с голодом и т.д. в годы Великой Отечественной войны традиции «Окон РОСТА» продолжили «Окна ТАСС».
Агитационные плакаты «Окна РОСТА» сыграли большую роль в формировании советского изобразительного искусства.
О его личной жизни
Любовью всей жизни поэта была Лиля Брик, с которой он познакомился в 1915-м. Женщина стала для Маяковского музой, ей посвящено множество его стихов о любви.
Поэт длительное время проживал с супругами Бриками, что было вполне в духе того времени, дарил им дорогие подарки и даже некоторое время содержал. Были в его жизни и другие возлюбленные. Известно также о детях Маяковского, родившихся от разных женщин.
Последней его любовью стала актриса Вероника Полонская, которая отказалась подчиниться требованию поэта уйти от мужа. Многие исследователи считают, что именно сложности в отношениях с возлюбленной подтолкнули Маяковского к роковому решению. Известно, что Вероника была последней, кто видел поэта живым. Она не вняла его слезным уговорам отказаться от участия в запланированной репетиции и остаться с ним. Не успела за девушкой захлопнуться дверь, как раздался звук рокового выстрела.
Художники
Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре М. М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, В. В. Хвостенко и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове, Баку и др. городах.
В создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы. «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства.
Персональную выставку Маяковского «20 лет работы», экскурсоводом на которой был сам Маяковский, и в основу экспозиции которой легли «Окна сатиры РОСТА», не посетили ни представители творческой интеллигенции, ни руководящие лица.
Биография Маяковского таблица. Хронологическая таблица Маяковского. Этапы жизни и творчества
Жизнь этого поэта продлилась неполные 37 лет, но вместила очень многое. Он был одним из лидеров авангардного искусства, при этом официально объявлен верным сторонником генеральной линии партии, стойким бойцом идеологического фронта. Его поэзия – гениальное сочетание поиска новой формы и вечных ценностей в содержании, мощного голоса трибуна и тонких лирических нюансов.
1893-1906. Детство
Родился 7 июля 1893 года в семье Владимира Константиновича Маяковского, руководившего канцелярией лесничества в маленьком грузинском селе Багдади близ Кутаиси, и Александры Алексеевны Павленко, родом с Кубани. Дед отца был казацким есаулом, получившим дворянство.
Хронологическая таблица Маяковского содержит много свидетельств о ранних способностях будущего поэта: самостоятельно выучился читать, проявляет большой интерес и склонности к литературе и рисованию, запоминает много стихов, свободно говорит на грузинском языке.
1902 – поступает в старший подготовительный класс Кутаисской гимназии, показывая хорошую подготовку особенно в русском языке и рисовании.
1905 – активно интересуется революционными событиями, участвуя в сходках и манифестациях. Теряет интерес к учёбе.
19 февраля 1906 года внезапно скончался от заражения крови В.К. Маяковский.
1906-1910. В Москве
Хронологическая таблица Маяковского раннего московского периода — учёба в гимназии, увлечение марксизмом, вступление в РСДРП (б), арест:
1906, август– семья Маяковских приезжает в Москву, где учится старшая сестра Владимира – Людмила.
1906, сентябрь -начинает учиться в Пятой классической гимназии. Учится неровно, знакомится со студентами-участниками революционного движения. Увлекается чтением философских книг, изучает марксизм.
1908 – вступает в Российскую социал-демократическую партию большевиков, получает партийную кличку «товарищ Константин», бросает учебу в гимназии. Подозревается в распространении прокламаций и подвергается первому аресту. Выпущен за недостатком улик.
1909 – Желая продолжить образование, поступает в Строгановское училище, но в июле был вновь арестован по подозрению в организации побега политзаключенных. В Бутырской тюрьме много читает беллетристику, в том числе поэтов-символистов. Пробует писать сам.
1910 — Семья добивается освобождения Владимира как несовершеннолетнего. Занимается живописью готовясь к поступлению в Училище живописи, ваяния и зодчества.
1911-1914. Маяковский-футурист
Хронологическая таблица Маяковского периода начала творческой деятельности — знакомство с Д. Бурлюком, первые выступления и публикации, участие в движении футуристов:
1911, сентябрь – Поступает в МУЖВИЗ. Знакомится с художником и поэтом Давидом Бурлюком и другими футуристами.
1912 – знакомит Бурлюка со своими стихами, тот оценивает их очень высоко. Выступает с первым публичным чтением своих стихов в футуристическом кафе «Бродячая собака».
1912, декабрь – публикует стихотворения в альманахе «Пощечина общественному вкусу».
1913, март – выходит альманах «Требник троих» со стихами и рисунками Маяковского.
1913, май – выходит литографское издание сборника «Я»
1913, декабрь – участвует в коллективных выступлениях футуристов, состоялось первое представление трагедии «Владимир Маяковский» в Петербурге.
1914, январь-март – участвует в выступлениях футуристов по всей стране –от Казани до Тифлиса. Исключается из училища, одна из причин — принадлежность к футуризму.
1914, ноябрь – после начала войны получает отказ в получении свидетельства о благонадежности, нужном для вступления добровольцем в действующую армию.
1915-1919. Маяковский и революция
Хронологическая таблица Маяковского предреволюционного и послеоктябрьского времени — знакомство с Горьким, с Бриками, призыв на военную службу, участие в революционных событиях, «Окна РОСТА»:
1915, февраль – знакомство с А.М. Горьким.
1915, июль – Знакомство с Лилией Юрьевной Брик и её мужем.
1915, сентябрь – призыв на воинскую службу. Благодаря хлопотам Горького определен в запасную роту Военно-автомобильной роты в Петрограде чертежником — служба занимает лишь часть дня.
1916 – в течение года выходят поэмы «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», множество стихов.
1917, весна – активно участвует в событиях Февральской революции: выступает на митингах, пишет воззвания, избирается в Союз деятелей искусств Петрограда.
1917, осень – после Октябрьской революции выступает за сотрудничество деятелей искусств с Советской властью.
1918, весна – пишет киносценарии, снимается в кино.
1918, ноябрь – премьера пьесы «Мистерия-буфф».
1919, октябрь– начало работы в Москве над «окнами «РОСТА» — до февраля 1922 года создано 400 плакатов и 600 текстов.
Окна в события
«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.» В. В. Маяковский
Окна сатиры РОСТА представляли собой плакаты, включавшие в себя несколько зарисованных сюжетов и стихи. Действие развивалось последовательно от рисунка к рисунку и с помощью хлестких, острых стихов составлялось в рассказ.
Целью всей работы над плакатами было донесение важных событий на военном фронте
Крайне важно было передать нужную информацию максимально доходчиво и быстро. Поэтому рисунки были простыми, а фразы короткими и запоминающимися
Иллюстрации, для упрощения картинки, выполнялись в основном в трех цветах, которые считались символичными . Герои изображались красными, враги – черными, а все остальное пространство белым. Таким образом, подобные понятны, но информативные сообщения были понятны даже неграмотному народу.
Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек» В. В. Маяковский
Мастера-художники, работающие над созданием окон сатиры РОСТА, отталкивались от традиционных видов народного изобразительного творчества, в том числе лубка
Важно отметить, что первые плакаты рисовались вручную, затем выполнялись с использованием трафаретов, что делало их независимыми от типографии и предоставляло им некоторую свободу действий
Лубoк — вид народного изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа.
Таким образом, плакат, включающий в себя емкие стихи, становится не только отдельным видом изобразительного искусства, но и мощным механизмом формирования общественного мнения, доказывая тем самым, что сфера влияния изобразительного искусства может распространяться на политические и военные события.
Биография
Гениальные произведения Владимира Маяковского вызывают истинное восхищение у миллионов его почитателей. Он заслуженно относится к числу величайших поэтов-футуристов 20 века. Кроме того, Маяковский проявил себя неординарным драматургом, сатириком, кинорежиссёром, сценаристом, художником, а также редактором нескольких журналов. Его жизнь, многогранное творчество, а также полные любви и переживаний личные отношения и сегодня остаются не до конца разгаданной тайной.
Талантливый поэт родился в небольшом грузинском селе Багдати (Российская империя). Его мать Александра Алексеевна принадлежала к казацкому роду из Кубани, а отец Владимир Константинович работал простым лесничим. У Владимира было два брата – Костя и Саша, которые умерли ещё в детстве, а также две сестры – Оля и Люда.
Владимир Маяковский в детстве
Маяковский отлично знал грузинский язык и с 1902 года учился в гимназии г. Кутаиси. Уже в молодости его захватили революционные идеи, и, обучаясь в гимназии, он участвовал в революционной демонстрации.
В 1906 году скоропостижно умер отец. Причиной смерти было заражение крови, которое произошло в результате укола пальца обычной иголкой. Это событие настолько потрясло Маяковского, что он в дальнейшем полностью избегал заколок и булавок, опасаясь участи своего отца.
Владимир Маяковский в юности
В том же 1906 году Александра Алексеевна с детьми переехала в Москву. Владимир продолжил своё обучение в пятой классической гимназии, где посещал занятия вместе с братом поэта Б. Пастернака – Александром. Однако со смертью отца финансовое положение семьи значительно ухудшилось. Как следствие, в 1908 году Владимир не смог заплатить за своё обучение, и его исключили из пятого класса гимназии.
Маяковский и Родченко — «реклам-конструкторы»
И пускай писатели считали рекламу делом чуть ли не недостойным, и пускай Борис Пастернак называл такие стихи «бессодержательностью», Маяковского это не смущало. Он относился к рекламе как к искусству, которое оказывает действенную помощь людям. «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы», — говорил он. И первым из больших поэтов ворвался в рекламу.
В 1923 году Маяковский познакомился с Александром Родченко — талантливым художником-плакатистом. Они основали неофициальный дуэт «реклам-конструкторов» и начали творить для Моссельпрома, Резинотреста, Чаеуправления, Госиздата, Ленгиза, ГУМа и прочих предприятий. Поэт писал веселые, хлёсткие и императивные слоганы, а художник оформлял их в оригинальном и незабываемом конструктивистском стиле. Советский плакат тех лет с «лесенкой» Маяковского ни с чем не перепутать.
Особенно удачным получился слоган для разных товаров треста «Моссельпром» — «Нигде, кроме как в Моссельпроме» — папиросы, хлеб, масло, пиво, квас и лимонад, макароны и колбасы, кофе и какао, конфеты и шоколад… Всё, что производил трест.
«Нигде, кроме как в Моссельпроме». (ru.m.wikipedia.org)
Реклама печенья. (travelask.ru)
За несколько лет работы «реклам-конструкторы» создали около полусотни плакатов, сотню вывесок, фантиков и упаковок. Брали при этом немало по советским меркам (до 200 рублей за плакат), но слишком мало, если бы речь шла о рекламе в капиталистическом обществе. Маяковский признавался: «За «Нигде, кроме» я получил три рубля. Это в Америке за такие строчки платят сотни и тысячи долларов. У нас все должны честно получать за свой труд».
Реклама какао. (togdazine.ru)
Реклама ГУМа (artpriced.ru)
Не забывал поэт и о Гражданской войне. На фантиках карамели «Красноармейская звезда» красовались строки: «Вздумалось лезть генералу Деникину — красноармеец Деникина выкинул», или: «Врангеля шлют помещики вскоре — скинули Врангеля в Чёрное море».
От торговой рекламы середины 1920-х Маяковский перешёл к социальной. Писал «санитарные стихи» — «Мой руки», «Сор — в ящик», «Товарищи люди, будьте культурны, на пол не плюйте, плюйте в урны»; «То, что брали чужие рты, в свой рот не бери ты»… Поэт призывал не опаздывать на работу, проветривать комнату перед сном, мыть руки, бросить курить, пить. Участвовал в кампании за трезвость:
Алкоголики, —
воспряньте!
Неуместна
ваша паника!
Гляньте —
пиво хлещет
анти-
алкогольная компанийка.
Маяковский на выставке «20 лет работы», 1930. (postila.ru)
В 1930 году Маяковский представил на выставке «20 лет работы» своё наследие, в том числе афиши и плакаты. Словно предчувствовал, что настало время подводить итоги. Из трёх залов один был полностью занят рекламой.
Творчество
В столице он продолжил общение с революционерами, трижды был арестован и отпущен на свободу, поскольку был несовершеннолетним. В заключении начал писать стихи.
В 1910-м молодой поэт отошел от революционной борьбы и занялся живописью. В период обучения в училище живописи, зодчества и ваяния он завязал знакомство с кубофутуристами и примкнул к их группе. В 1912-м было опубликовано его первое стихотворное произведение «Ночь». Тогда же начались публичные выступления молодого поэта в артистическом кафе «Бродячая собака». Владимир принял участие в турне футуристов по городам России. По мнению Горького, Маяковский был единственным истинным поэтом среди своих поэтических собратьев. В 1913-м вышел его первый сборник стихов «Я». Читателей поражала красочность и яркость его поэзии.
Последующие годы были насыщены многими событиями: постановка трагедии «Владимир Маяковский» в «Луна-парке» (Петербург), добровольная служба в армии (1914), знакомство с семейством Брик, выход в свет новых крупных поэтических сборников.
Смерть
В начале 30-х годов Маяковский постоянно болел и даже боялся потерять голос, что могло поставить крест на его выступлениях на сцене. Подливали масла в огонь нападки на Маяковского со всех сторон, которые тяжким грузом легли на душу поэта, его ранимая душа не смогла пережить этого морального истощения. В это время он был очень одинок. 14 апреля 1930 года Маяковский совершил самоубийство и выстрелил себе в грудь. После смерти поэта его произведения были под негласным запретом и долгое время не публиковались вовсе. Ситуацию изменила Лиля Брик, которая в 1936 году обратилась с письмом к самому Сталину и попросила сделать что угодно, чтобы память о великом поэте была сохранена. Ответ был получен, в резолюции Сталин по достоинству оценил творчество погибшего литератора и не только разрешил публиковать стихи поэта, но и дал добро на создание музея Маяковского. Это был серьезный шаг.
Портрет маяковского. Художник
Живописью Владимир Маяковский начал интересоваться, когда ему было 7 лет. С ним бесплатно занимался единственный на тот момент художник в Кутаиси Сергей Краснуха.
«Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способность художника. Учит даром».
Когда семья переехала в Петербург, Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В эти годы он писал портреты, рисовал шаржи и карикатуры, использовал масло и пастель, тушь и акварель, уголь и карандаш.
В годы Первой мировой войны Владимир Маяковский участвовал в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». В технике народного лубка художники создавали открытки и плакаты на военно-патриотические сюжеты. Они рисовали яркие лаконичные картинки, делали пояснительные надписи. В художественное объединение, кроме Маяковского, входили Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков под псевдонимом Иван Горскин.
Владимир Маяковский. Эх султан сидел бы в Порте. Дракой рыла не попорти. 1914 г. Фотография: rsl.ru
Владимир Маяковский. Выезжал казак за Прут… 1914 г. Фотография: cont.ws
Владимир Маяковский. Немец рыжий и шершавый Разлетался над Варшавой, Да казак Данило Дикий Продырявил его пикой… 1914 г. Фотография: rsl.ru
Владимир Маяковский «художничал» не только на работе. Он рисовал портреты любимых женщин и знакомых «по творческой тусовке» — Ильи Репина , Корнея Чуковского, — писал живописные полотна и делал иллюстрации к своим произведениям.
Личная жизнь
Любовью всей жизни Маяковского была Лиля Брик, встреча с которой состоялась в 1915 году. Молодой поэт на то время встречался с её сестрой – Эльзой Триоле, и однажды девушка привела Владимира в квартиру Бриков. Там Маяковский впервые прочитал поэму «Облако в штанах», а потом торжественно посвятил её Лиле. Как не удивительно, но прообразом героини этой поэмы была скульптор Мария Денисова, в которую поэт влюбился в 1914 году.
Владимир Маяковский и Лиля Брик
В скором времени между Владимиром и Лилей вспыхнул роман, при этом Осип Брик закрыл глаза на увлечение своей жены. Лиля стала музой Маяковского, именно ей он посвящал практически все свои стихи о любви. Безграничную глубину своих чувств к Брик он выразил в следующих произведениях: «Флейта-позвоночник», «Человек», «Ко всему», «Лиличка!» и др.
Влюблённые вместе участвовали в съёмках киноленты «Закованная фильмой» (1918 год). Более того, с 1918 года Брики и великий поэт стали жить вместе, что вполне вписывалось в существующую на то время брачно-любовную концепцию. Они несколько раз меняли место проживания, но каждый раз селились вместе. Зачастую Маяковский даже содержал семью Бриков, а со всех поездок за границу обязательно привозил Лиле роскошные подарки (например, автомобиль «Рено»).
Владимир Маяковский и Элли Джонс
Несмотря на безграничную привязанность поэта к Лиличке, в его жизни были и другие возлюбленные, даже родившие ему детей. В 1920 году Маяковский имел близкие отношения с художницей Лилей Лавинской, которая подарила ему сына Глеба-Никиту (1921-1986).
1926 год отметился ещё одной судьбоносной встречей. Владимир познакомился с Элли Джонс – эмигранткой из России, которая родила ему дочь Елену-Патрисию (1926-2016). Также мимолётные отношения связывали поэта с Софьей Шамардиной и Натальей Брюханенко.
Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева
Кроме того, в Париже выдающийся поэт встретился с эмигранткой Татьяной Яковлевой. Вспыхнувшие между ними чувства постепенно крепли и обещали превратиться во что-то серьёзное и продолжительное. Маяковский хотел, чтобы Яковлева приехала в Москву, но она отказалась. Тогда в 1929 году Владимир решил поехать к Татьяне, однако проблемы с получением визы стали для него непреодолимой преградой.
Последней любовью Владимира Маяковского была молодая и замужняя актриса Вероника Полонская. Поэт требовал от 21-летней девушки бросить мужа, но Вероника не решалась на столь серьёзные изменения в жизни, ведь 36-летний Маяковский казался ей противоречивым, импульсивным и непостоянным.
Владимир Маяковский и Вероника Полонская
Сложности в отношениях с молодой возлюбленной подтолкнули Маяковского к роковому шагу. Она была последней, кого Владимир видел перед смертью и слёзно просил её не идти на запланированную репетицию. Не успела закрыться за девушкой дверь, как прозвучал роковой выстрел. Полонская не решилась прийти на похороны, ведь родственники поэта считали её виновницей в смерти родного человека.
Выставки «Окон РОСТА»
Окна сатиры РОСТА просуществовали вплоть до 1921 года и относительно методов работы и количества человек имели невероятную популярность и распространение по всему Советскому союзу. Выпускаемые в количестве 150 экземпляров, они выставлялись повсеместно, во всех общественных местах, и доносили свои новости каждому советскому гражданину.
В 1930 году состоялась выставка В. В. Маяковского, под названием «20 лет работы», в которой он помимо всего остального выставил и известные всем окна сатиры РОСТА.
В конце выставки Маяковский передал 300 фотографий окон в Литературный музей Всесоюзной библиотеки им. Ленина, что положило начало созданию фонда, в котором с течением много времени собралось около 1118 окон сатиры РОСТА.
Собрание окон хранится в Гослитмузее и по сей день, где каждый может вживую увидеть самобытное художественное свидетельство лет Гражданской войны.
ВНИМАНИЕ!http://anysite.ru
Итоги Новой экономической политики
Политические |
|
Экономические |
|
Социальные |
|
Новая экономическая политика так и не была до конца понята и принята как данность властью и народом страны. В какой-то степени мероприятия НЭПа оправдывали себя, но негативных сторон процесса всё же было больше. Главным итогом было быстрое восстановление экономической системы до уровня готовности к следующему этапу строительства социализма — масштабной индустриализации.
НЭПМАНЫ
Так каким же он был, нэпман 20-х годов? Эта социальная группа формировалась за счет бывших служащих торговых и промышленных частных предприятий, мельников, приказчиков — людей, имевших определенные навыки коммерческой деятельности, а также служащих государственных контор разного уровня, совмещавших вначале свою официальную службу с нелегальной коммерческой деятельностью. Ряды нэпманов также пополняли домашние хозяйки, демобилизованные красноармейцы, оказавшиеся на улице после закрытия промышленных предприятий рабочие, «сокращенные» служащие.
По своему политическому, социальному и экономическому положению представители этого слоя резко отличались от прочего населения. Согласно действовавшему в 20-е годы законодательству, они лишались избирательных прав, возможности учить своих детей в одних школах с детьми других социальных групп населения, не могли легально выпускать свои газеты или вести пропаганду своих взглядов каким-либо иным способом, не призывались на службу в армии, не были членами профсоюзов и не занимали должности в государственном аппарате…
Группа предпринимателей, использовавших наемный труд как в Сибири, так и в СССР в целом, была крайне немногочисленной — 0,7 процента от общей численности городского населения(1). Их доходы были в десятки раз выше, чем у рядовых граждан…
Предпринимателей 20-х годов отличала удивительная мобильность. М. Шагинян писала: «Нэпманы разъезжают. Они магнетизируют собой огромные русские пространства, избывая их с курьерской скоростью, то на крайний юг (Закавказье), то на крайний север (Мурманск, Енисейск), часто взад и вперед без передышки»(2).
По уровню культуры и образованности социальная группа «новых» предпринимателей мало отличалась от остального населения и включала в себя самые разнообразные типы и характеры. Большинство составляли «нэпманы-демократы», по описанию одного из авторов 20-х годов, «юркие, жадные, крепколобые и крепкоголовые парни», которым «воздух базара был полезнее и прибыльней атмосферы кафе». В случае удачной сделки «базарный нэпман» «радостно хрюкает», а когда сделка срывается, «с его уст несется сочное, крепкое, как он сам, русское «словцо». Здесь «мать» звучит в воздухе часто и непринужденно». «Нэпманы благовоспитанные, — по описанию того же автора, — в американских котелках и штиблетах с перламутровыми пуговками совершали те же миллиардные сделки в полумраке кафе, где тонкий разговор велся на тонкой деликатности».
Е. Демчик. «Новые русские», годы 20-е. Родина. 2000, №5
Это интересно: 1198,Новая экономическая политика