Оглавление
Ситуация с соцстранами
Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. подразумевала отхождение войск не только из вышеуказанных стран, но и из государств, находящихся на Востоке и центре Европы, и входящих в социалистический блок.
В 1989-90 годах в них происходили «мягкие» революции. Происходила мирная смена власти. Исключением стала только Румыния, где не обошлось без кровопролитных конфликтов.
В Европе наметилась тенденция к упадку социалистического лагеря. Этому послужили следующие предпосылки:
Прекращение военных действий со стороны СССР.
Распад Югославии.
Объединение ГДР и ФРГ.
Вступление в НАТО многих стран, входивших в данный лагерь.
Исчезновение Совета экономической взаимопомощи.
Крах социалистической коалиции, образованной на основе Варшавского договора.
СССР не вмешивался во многие процессы, значительно менявшие европейскую политическую карту. Это были вынужденные меры, обусловленные пресловутым новым политическим мышлением и колоссальным упадком экономики в конце 80-х годов.
Страна стала слишком зависима от Запада, а также лишилась былых союзников и не обрела новой серьезной поддержки. Ее авторитет стремительно падал, и в ключевых международных вопросах ее мнение не учитывалось представителями НАТО. Западные державы больше поддерживали по отдельности союзные образования (республики). Все эти факторы привели к крушению СССР.
И в конце 1991 г. в мире обозначалось абсолютное доминирование США. И ее президент (Д. Буш — старший) поздравил всех граждан с триумфом.
Дизайн-мышление
Менее творческим, но не менее эффективным считается дизайн-мышление. Его главный принцип состоит в поэтапном структурировании информации, рассмотрении возможных перспектив развития проблемы с целью прогнозирования наилучшего варианта. Главное отличие дизайн-мышления от традиционного аналитического мышления заключается комбинировании творческого и аналитического подхода.
Этапы дизайн-мышления:
- Четко определить проблему, изучить мнения других людей.
- Исследовать характерные закономерности и особенности проблемы.
- Сформировать идеи и принципы решения проблемы.
- Создать черновик – первый вариант решения проблемы.
- Оценить результаты.
- Усовершенствовать план решения проблемы, дополнить новыми методами.
Таким образом, главные инструменты дизайн-мышления – это логика, воображение и интуиция. Такой подход помогает правильно осознать и расставить приоритеты, а также переосмыслить некоторые убеждения, которые мешают достичь желаемого .
Если вам хочется разобраться в дизайн-мышлении лучше, для вас у нас есть статьи «Что такое дизайн-мышление» и «Дизайн-мышление: что это такое и как его применять», а также очень интересный курс по дизайн-мышлению, пройдя который вы научитесь применять множество интересных техник и методик в любой сфере своей жизни.
[править] Происхождение
Пришедший к власти в марте 1985 года в СССР М. С. Горбачев в ходе политических реформ во время Перестройки провозгласил концепцию «нового политического мышления» в качестве государственной. Курс на прекращение гонки вооружений был провозглашен почти сразу.
Уже 8 апреля 1985 г., в беседе М. Горбачева с редактором газеты «Правда» подчеркивалась мирная политика СССР и его добрая воля. ТАСС сообщило на следующий день:.
Как пишет К. Н. Брутенц, впервые новую программу выдвинул М. С. Горбачев на выступлении в МИД в мае 1986 г. Здесь не прозвучало словосочетания «новое политическое мышление», но совокупность отдельных положений фактически представляло собой новую внешнеполитическую программу. М. С. Горбачев говорил: «не надо ставить нереальные задачи; невозможно соревноваться со всеми противниками; мир — высшая ценность…» Всё это впоследствии превратилось в «новое политическое мышление».
В докладе Горбачева на XXVII съезде КПСС, прозвучавшем 25 февраля 1986 года Горбачев заговорил также о необходимости перестройки мышления. Тогда же прозвучал сам термин «новое политическое мышление», Э. А. Шеварднадзе связал его с отказом от «устаревших философий и отживших доктрин»:
В 1987 году вышла книга Горбачева «Новое политическое мышление для нашей страны и всего мира», в которой концепция нового мышления излагалась подробно.
Движение
Издательской и образовательной деятельностью New Thought ежегодно охвачено около 2,5 миллионов человек. Самая крупная деноминация, ориентированная на Новую мысль, — это японская Сэйчо-но-Иэ . Другие системы верований в рамках движения «Новая мысль» включают еврейскую науку , религиоведение , Центры духовной жизни и единства . Предыдущие деноминации включали Психиану и Божественного Отца .
Религиозная наука действует в рамках трех основных организаций: Центров духовной жизни ; Дочерняя Новая мысль сеть ; и министерства всемирной религиозной науки . Эрнест Холмс , основатель религиозной науки, заявил, что религиозная наука основана не на каком-либо «авторитете» устоявшихся убеждений, а скорее на том, «что она может сделать» для людей, которые ее практикуют
«Наука разума» , созданная Эрнестом Холмсом, хотя и основана на философии «открытости наверху», уделяет большое внимание учению Иисуса Христа. Unity, основанная Чарльзом и Миртл Филлмор , идентифицирует себя как «христианскую новую мысль», сосредоточенную на «христианском идеализме», с Библией как одним из ее основных текстов, хотя и не интерпретируемой буквально
Другой основной текст — « Уроки истины » Х. Эмили Кэди . Универсальный фонд для улучшения качества жизни , или UFBL , был основан в 1974 годом Джонни Колмона в Чикаго, штат Иллинойс , после отрываясь от церковного единства для «вопиющего расизма».
5 Этап. «Новое политическое мышление» 1987-1991 годы
Этот этап стал совершенно новым в истории Холодной войны. В Советском союзе к власти пришел Михаил Горбачев. Он же поставил следующие задачи:
- Радикальное сокращение ядерного оружия и вооружения в принципе.
- Приоритет общечеловеческих ценностей над политическими стремлениями.
- Объявление о необходимости компромиссов в отношениях между странами двух лагерей.
- Решение глобальных проблем человечества.
- Принятие всех решений и их осуществление должно происходить в соответствии с международными правовыми нормами.
Так была перестроена вся политика СССР, появилось «Новое политическое мышление», которое привело не только к миру между Россией и США, но и к окончанию Холодной войны. Как же она завершилась?
На самом высоком уровне проводились постоянные русско-американские переговоры. Президенты двух сверхдержав не раз встречались и долго беседовали. Это привело к тому, что 8 декабря 1987 года был подписан договор об устранении в Европе ракет среднего и малого радиуса действия. Кроме того был в разы сокращен уровень технического вооружения.
В 1989 году были выведены войска из Афганистана. Потеплели отношения между сверхдержавами, а так же изменились со странами Западной Европы. Советский Союз стал членом МВФ (Международного валютного фонда).
В 1989 году оба центра объявили об окончании Холодной войны. Социалистический режим был ликвидирован в Восточной Европе. Германия была снова объединена в одну страну, а Организация Варшавского Договора распалась. Это повлекло за собой и падение Советского союза.
Происхождение
Пришедший к власти в марте 1985 года в СССР М. С. Горбачев в ходе политических реформ во время Перестройки провозгласил концепцию «нового политического мышления» в качестве государственной. Курс на прекращение гонки вооружений был провозглашен почти сразу.
Уже 8 апреля 1985 г., в беседе М. Горбачева с редактором газеты «Правда» подчеркивалась мирная политика СССР и его добрая воля. ТАСС сообщило на следующий день:.
Как пишет К. Н. Брутенц, впервые новую программу выдвинул М. С. Горбачев на выступлении в МИД в мае 1986 г. Здесь не прозвучало словосочетания «новое политическое мышление», но совокупность отдельных положений фактически представляло собой новую внешнеполитическую программу. М. С. Горбачев говорил: «не надо ставить нереальные задачи; невозможно соревноваться со всеми противниками; мир — высшая ценность…» Всё это впоследствии превратилось в «новое политическое мышление».
В докладе Горбачева на XXVII съезде КПСС, прозвучавшем 25 февраля 1986 года Горбачев заговорил также о необходимости перестройки мышления. Тогда же прозвучал сам термин «новое политическое мышление», Э. А. Шеварднадзе связал его с отказом от «устаревших философий и отживших доктрин»:
В 1987 году вышла книга Горбачева «Новое политическое мышление для нашей страны и всего мира», в которой концепция нового мышления излагалась подробно.
Основы
Сам М. С. Горбачев определяет новое политическое мышление так:
Концепция нового политического мышления включила в себя:
- Приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми ценностями, отказ от классовой борьбы и деидологизация внешней политики;
- Решение конфликтов не военным, а политическим путем, то есть построение международных отношений на основе баланса интересов и взаимной выгоды, а не соотношения сил;
- Признание мира единым, отказ от концепции разделения на социалистов и капиталистов;
- Строгое соблюдение принципа равноправия во взаимоотношениях и невмешательство во внутренние дела;
- Признание права каждого народа выбирать свою судьбу;
- Констатацию факта, что безопасность может быть только взаимной.
К этим принципам нового политического мышления примыкают провозглашенные при Горбачеве в СССР плюрализм и политика гласности. Также из нового политического мышления вытекает политика разоружения.
Какова была роль экономики?
Закончить данный материал я хочу опровержением широко распространенного мифа, что новое политическое мышление было необходимо, поскольку экономика СССР задыхалась, находилась в глубоком кризисе, и вот-вот должна была рухнуть. Ведь, если спросить сегодня у большинства людей «Почему случилась перестройка и изменение курса СССР?» — многие будут кивать на экономику. В том числе на это кивает огромное число экспертов и журналистов. Но все они тем самым показывают собственную некомпетентность, и вот почему…
- Кризиса в СССР не было. Можно поднять горы финансовых отчетов того времени – в лучшем случае там находится «застой». Но между застоем и кризисом разница гигантская.
- Кризис был на в СССР, а в США, где в октябре 1987 года рухнул фондовый рынок и последовал страшный экономический кризис, который многие сравнивают с «великой депрессией».
- В 1991 году, после распада СССР, Маргарет Тэтчер сказала: «Советский Союз не представлял для нас угрозы в военном плане, у нас был для них достойный ответ. Но Советский Союз представлял для нас угрозу в плане экономики, поскольку плановая экономика, помноженная на энтузиазм, неизбежно привела бы к тому, что западные странные потеряли бы мировой рынок».
Поэтому искать причину развала Союза нужно не в экономике (там было в целом все не плохо), а в элите, которая перестала думать о стране и мечтала стать собственником. Но об этом будем говорить в дальнейших материалах.
Источники и дополнительный материалпо теме:
- «Реформы Горбачева и судьба союзного государства: 1985-1991» — Барсенков А.С. Москва, 2001
- «Неповторимое: трагедия Отечества (1985-1991)» т6 — Варенников В.И. Москва, 2001-2002
- «Политическая история современной России. 1985-2001» — Согрин В.В. Москва, 2001
Мировые примеры дизайн-мышления
Можно припомнить множество выдающихся и результативных примеров дизайн-мышления (даже если авторы не называли его так). Это в частности:
- Исследование Лорен Сероты, посвящённое выращиванию риса, мобильным деньгам и финансовому включению в Мьянме (com).
- Деятельность Роберта Фэбриканта (Далберг) в различных странах мира (com/our-ideas).
- Проект Эрика Герсмана (BRCK) в странах Африки по обеспечению доступа в Интернет (com).
- Огромное количество учебных кейсов для разных контекстов от Design Matters в Центре Искусств (org).
- Практические примеры проектирования дизайна услуг (в большинстве случаев — с гуманитарным влиянием и гражданским участием): социально вовлечённый дизайн Карла ДиСальво (GeorgiaTech, com/bio); деятельность Сары Брукс, занимавшей пост главного начальника по дизайну Министерства по делам ветеранов США, направленная на улучшение обслуживания ветеранов.
Мыслить как дизайнер — значит смотреть на окружающую реальность как на последовательность проблем, нуждающихся в решении и оптимизации. (Противоположный взгляд — смотреть на мир как на то, то познаётся только опытным путём.)
Что объединяет все эти примеры? Наличие практики и образования в области дизайна (а не только использования приёмов дизайн-мышления). Серота — промдизайнер по образованию — получила опыт работы в консалтинговых агентствах “Frog” и “Lextant” и только после этого поехала в Мьянму на четыре года, где работала в полевых условиях. В той же фирме “Frog” трудился и Фэбрикант (на должности вице-премьера по креативу). ДиСальво в “Meta” исполнял обязанности дизайнера по взаимодействию. У Брукса был опыт работы в “HotStudio” продюсером, а впоследствии — директором там же. Наташа Джен была партнером в “Pentagram”. Генеральный директор компании IDEO Тим Браун, один из главных пропагандистов идей дизайн-мышления, сам был практикующим дизайнером и окончил сначала Нортумбрийский университет, а позже — Королевский колледж искусств.
То есть все эти выдающиеся люди обладали тактическим и практическим опытом создания дизайна вещей, имели и применяли все необходимые навыки, касающиеся выбора формы, повторяющегося прототипирования, композиции, скетчинга, теории света. Они умели создавать предметы, которыми люди действительно будут пользоваться. Основы дизайн-мышления дополнили их дизайнерскую подготовку и профессиональный опыт, но не заместили их.
Ещё несколько показательных примеров фирм, достигших успеха благодаря внедрению дизайн-мышления:
- General Electric: начав применять технологию дизайн-мышления, компания в 2003 г. увеличила свой доход на 30 %.
- Philips Lighting: стратегии дизайн-мышления вывели предприятие в лидеры на рынке световых решений.
- Airbnb: благодаря удачному внедрению модели дизайн-мышления заурядный стартап вырос в один из крупнейших порталов по поиску и аренде жилья. Секрет успеха заключался в фотографиях: когда работники компании изучили пользовательский опыт и поняли, что на сайте очень некачественные фотографии квартир, было решено обратиться к профессиональному фотографу — и дела пошли в гору.
Конечно, это далеко не все яркие примеры, можно назвать и другие. Но важны даже не сами кейсы, а то, как функционирует дизайн-мышление.
Специалисты, которые сегодня используют дизайн-мышление, считают его универсальным инструментом. В самом деле, оно применимо и при разработке мобильного приложения, и при создании планировки офисных помещений, и во многих других ситуациях.
Так, приёмы дизайн-мышления позволили компании IDEO сделать для маленьких пациентов пугающую процедуру МРТ забавной игрой. Каждый кабинет был раскрашен как сказочный мир, и детям стало не так страшно проходить процедуру.
В России лаборатория Wonderfull внесла неоценимый вклад в решение проблемы с перемещением в метро людей, чьи возможности ограничены. Продуктом дизайн-мышления стал Центр обеспечения мобильности пассажиров для помощи слабовидящим, инвалидам, пожилым людям и родителям с маленькими детьми.
Критическое и некритическое мышление
Некритическое мышление – это принятие на веру всего услышанного и увиденного
В этом случае человек не задумывается о достоверности информации, о важности воспринятого и его цели. Именно такое неумение читать между строк и является главной причиной фишинга или манипуляции людьми
В отличие от некритического восприятия мира и чрезмерного доверия, критическое мышление – это навык человека осмыслять все вокруг. Хорошо развитая способность критически мыслить позволяет человеку не стать жертвой риторики, манипуляций и недостоверной информации. Современный британский философ Том Чатфилд называет критическое мышление навыком метапознания, который позволяет:
- быстро обучаться, совершенствоваться и адаптироваться;
- избирательно и взвешенно относиться к информации, уметь ее верифицировать;
- четко и логично объяснять свою точку зрения;
- лучше понимать собеседника;
- контролировать эмоции;
- выборочно работать с потоками информации;
- замечать и не попадать под влияние шаблонов и стереотипов;
- всесторонне осмыслять происходящее.
Таким образом, цель критического мышления – поиск наилучшего объяснения всего происходящего в мире. Чтобы быть максимально критичным, нужно помнить о таких важных аспектах когнитивного познания:
- здоровый скептицизм;
- объективность;
- осознание предвзятости;
- устранение когнитивных искажений;
- использование логического мышления.
Также Том Чатфилд сформулировал 10 заповедей критического мышления:
Не торопиться и обдумать информацию.
Беречь умственные силы
Сила воли, энергия и внимание – это очень ограниченные ресурсы.
Если сомневаетесь, нужно выждать.
Осознать собственные ограничения.
Помнить о невозвратных затратах и взвешивать, нужно ли их делать.
Оценивать стратегию, а не результаты. Это поможет минимизировать риски в долгосрочных планах.
Помнить о возвращении к среднему
Мы все ярко помним либо успешные, либо плохие результаты, и в то же время забываем, что количественно обычных, посредственных результатов в жизненных ситуациях превышает взлеты и падения.
Искать не подтверждение, а опровержение. Ваши аргументы будут намного убедительнее, если их не только подтвердить множество раз, но и если включить противоречия и обосновать их несостоятельность.
Знать свою систему ориентиров, ценностей и уровень выносливости.
Все предложенные варианты могут быть ошибочными.
Навык мыслить критически поможет вам не только лучше выражать собственные мысли, но и не стать жертвой клипового мышления из-за преизбытка информации в Интернете . А развить свое критическое мышление до высокого уровня вам поможет наш курс «Критическое мышление», который мы настоятельно рекомендуем вам пройти.
Начало перемен во внешней политике
В 1985 году Горбачев, придя к власти, попытался улучшить отношения с США. Он осознавал, что только «миролюбивая» внешняя политика сможет оздоровить международную обстановку и прекратить гонку вооружений. Однако 1-я встреча Горбачева и президента США Рейгана окончилась лишь подписанием формальной Декларации о недопустимости ядерной войны.
В следующем году была подвергнута коррективам политика СССР в Афганистане. Советский Союз, сменив афганское руководство, подготовил почву для вывода своих войск из страны. В 1986 году США бомбардировало Ливию. Советский Союз, находясь в «дружественных» отношениях с этой страной, выразил свой протест, однако активного участия в конфликте не принял.
Осенью 1986 года состоялась встреча лидеров СССР и США в Исландии. Горбачев выразил готовность пойти на уступки давнему противнику. Эта встреча положила начало нового советского внешнеполитического курса. Основные его идеи были изложены Горбачевым в книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» (1987).
Принципы новой политики заключались в следующем:
- Отказ от идеологического противоборства и биполярности мира.
- Стремление решать международные проблемы с учетом «баланса интересов» всех сторон.
- Признание приоритета традиционных человеческих ценностей над национальными, идеологическими, классовыми, религиозными и прочими.
В соответствии с этими принципами были определены 3 ключевых направления внешней политики:
- Стабилизация отношения со странами Запада и разоружение.
- Преодоление международных конфликтов.
- Сотрудничество со странами мира вне зависимости от их политической идеологии.
Творческое мышление
Творческое мышление еще принято называть креативным. Главная цель такого подхода мышления – генерирование идей и создание новых открытий. Его особенность состоит в том, что для активации креативности нужно задействовать не только левую часть мозга, ответственную за логико-словесные образы, но и правое полушарие, творческое.
Эксперт по креативности Майкл Микалко утверждает, что невозможно создать ничего нового, если использовать только уже известные знания о чем-либо. Он убежден – секрет всех новых и увлекательных идей – в концептуальном смешивании.
Концептуальное смешивание – это процесс творческого мышления, во время которого две и больше концепций смешиваются ради изобретения новой, а предпочтение отдается не логическому мышлению во время работы, а воображению. Такой способ мышления был свойственен многим гениям прошлого: Исааку Ньютону, Вольфгангу Моцарту, Зигмунду Фрейду, Ван Гогу, Пабло Пикассо. Все эти люди не боялись выйти за рамки принятого мышления и нарушать правила. Леонардо да Винчи называл такую мыслительную стратегию многообразных перспектив наблюдения «saper vedere» или «умение видеть», а Альберт Эйнштейн – комбинаторной игрой.
Микалко убежден, что придумывать что-либо новое нам часто мешают общепринятые модели мышления (или линейное мышление), которые мы воспринимаем неосознанно в процессе обучения в школе. Но также он уверен – развить креативность может каждый . Кстати, на тему развития творческого мышления у нас есть хороший курс «Творческое мышление: развитие креативности». Советуем вам с ним познакомиться.
Появление Горбачева у власти
Вам будет интересно:Что относится к сильным электролитам: школьная химия
Сначала он не предвещал никаких особых реформ. Президент был намерен бороться с военной опасностью, укреплять связь с дружественными странами и поддерживать национально-освободительные течения.
Изменения внешней политики СССР в 1985-1991 гг. начали происходить после рокировки в руководстве МИД: А. А. Громыко был уволен, его пост занял Эдуард Шеварнадзе.
Сразу были определены ключевые задачи:
Нормализовать отношения с Западом, особенно с США.
Начать обоюдную ликвидацию вооружения.
Завершить вооруженные конфликты с союзниками США на трех континентах: Южной Америке, Азии и Африке.
Налаживание экономических и политических отношений с государствами независимо от их политического статуса.
Отношения с Америкой
Вам будет интересно:Дефиле от кутюр. Что такое «кутюр»
Новая концепция подразумевала постоянные контакты глав двух держав: США и СССР. В 1985 г. состоялась дебютная встреча Горбачева и Рейгана.
Она стала предпосылкой для снижения напряженности между их государствами. Их встречи затем приобрели ежегодный характер. В 1987 году, 8 декабря, президенты заключили знаковое соглашение. Оно вошло в историю под названием «договор РСМД» (о нем подробнее в отдельном параграфе).
В последующие два года серьезно ухудшилось экономическое положение. И идеология отошла на задний план. Горбачев рассчитывал на содействие Запада, приходилось часто идти ему на уступки.
Переломным моментом в отношениях с США является встреча Михаила Горбачева и Джоржда Буша, состоявшаяся в конце 1989 г. На ней советский президент признал концепцию Брежнева мертвой. Это обязывало СССР не мешать происходящим реформам в Восточной Европе и во внутренних союзных республиках. Иначе говоря, запрещалось направлять туда военные силы.
Летом 1991 г. состоялось подписание ОСНВ-1. Согласно этому пакту США и СССР должны были существенно ограничить свои стратегические атакующие вооружения. И обе страны обязывались уменьшить на 40 % самые мощные вариации подобного оружия.
Что такое дизайн-мышление
Отдельные инструменты дизайн-мышления широко известны и активно применяются в разных сферах бизнеса: полевые исследования, наблюдение, метод аналогий, карта пути пользователя, переосмысление проблем, командная работа, мозговой штурм, легопрототипирование… Однако дизайн-мышление – это далеко не только удобный инструментарий. Это новая культура, заставляющая людей выйти за рамки собственных убеждений, разрушить стереотипы, включить воображение и взглянуть на мир глазами пользователя.
Таким образом, дизайн-мышление (англ. design thinking) – это клиентоцентричная методология создания инновационных продуктов и услуг, основанная на творческом подходе, командной работе и эмпатии.
На заметку
Эмпатия, или эмоциональный интеллект, – это способность понять чувства человека, представить себя на его месте и проявить сопереживание.
Идея дизайн-мышления была озвучена Гербертом Саймоном в 1969 году в книге «Науки об искусственном». Однако главными популяризаторами метода стали в начале 2000-х годов исследователи Хассо Платтнер и Дэвид Келли. Именно эти неординарные исследователи по методу дизайн-мышления придумали компьютерную мышь для Macintosh Lisa (Apple).
Дэвид Келли основал крупнейшую в мире консалтинговую компанию по дизайн-мышлению, клиентами которой в разное время являлись Procter&Gamble, Microsoft, Nokia и др. В основе культуры компании лежит философия дизайн-мышления: сотрудники IDEO учат своих клиентов думать, как дизайнеры, чтобы улучшить качество работы.
Отличительными особенностями метода являются:
-
Глубокое погружение в опыт пользователя.
-
Фокусировка на индивидуальных сценариях поведения и действиях пользователя.
-
Итерационный подход разработки с использованием недорогих прототипов.
-
Творческий подход и командная деятельность.
«Дизайн-мышление — это системный подход к решению проблем. Оно начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее».
Тим Огилви, Жанна Лидтка, книга «Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров». 2015 год
Типы мышления в глобальной перспективе
В современном мире все больше ученых, философов и писателей пытаются задать новые рамки обществу – как развиваться в период глобализации, воспринимать всевозможные потоки информации и успевать за прогрессом. Профессор когнитивной психологии Говард Гарднер, известный благодаря своей теории множественного интеллекта и новых форм обучения, уверен: наше время требует новых и позитивных типов мышления, которые будут важны не только для личности, но и для общества.
Первые три типа мышления Гартнер относит к формам познания, а два последние – к области человеческих взаимоотношений:
- Дисциплинарный тип мышления. Освоив это мышление, любой из нас может назвать себя экспертом в любой дисциплине, ремесле или профессии. Говард Гарднер утверждает, что в современном мире многие пренебрегают качеством своего профессионализма, не осознают масштабов избранной профессии или призвания. Кроме того, что на обучение любому ремеслу уходит в среднем до 10 лет, процесс совершенствования навыков должен длиться всю жизнь, а мы должны следить за технологическими и инновационными изменениями. Таким образом, люди, которые не овладели хотя бы одной дисциплиной, не смогут в будущем быть успешными.
- Синтезирующий тип мышления. Помогает не утонуть в потоках информации, умело ее систематизировать, выделять особенности и видеть тенденции. Такой навык мышления очень полезен не только для руководителей, менеджеров и аналитиков, но и для творческих людей, которые стремятся изменять мир вокруг. А если не освоить синтезирующий тип мышления, человек будет тонуть под нескончаемым потоком информации и ему будет очень тяжело принимать важные решения как карьерного, так и личностного плана.
- Креативный тип мышления. По мнению Говарда Гарднера, он органически дополняет предыдущие. Человек, у которого хорошо развито креативное мышление, имея хорошие знания в нескольких областях и сферах жизни, может развить оригинальные идеи, которые будут менять общество. Креативность особенно важна в современном мире, ибо компьютеры во всю заменяют человеческий труд во многих областях обслуживания и делопроизводстве.
- Респектологический тип мышления. Помогает разумно формировать собственные границы с окружающим миром, уважать и ценить различия между людьми и группами. Обучаясь этому типу мышления, человек перестает слепо верить стереотипам и другим когнитивным искажениям, которые часто перенимаются неосознанно. Человек, обладающий хорошим респектологическим мышлением, способен принимать людей такими, какие они есть, уважать их, не осуждать и не недооценивать из-за культурных, расовых и других отличий. Именно уважая других людей, мы сознаем положительный климат вокруг себя и содействуем хорошему рабочему процессу. Гарднер уверен, что истинное уважение человека к другим проявляется в обыденных жизненных ситуациях, когда никто за человеком не наблюдает. Человек, у которого развито респектологическое мышление, пытается позитивно оценивать каждого, не учитывая социальных характеристик и предвзятостей, а также он всегда готов признать свою вину и изменить решение если получит новую информацию.
- Этический тип мышления. Относится к более высокому мировоззрению, освоив который, человек может не только размышлять о желаниях, потребностях и тенденциях в обществе, но и аргументированно и авторитетно влиять на ход событий. Концепция этого типа рассуждений намного шире, чем респектологического мышления, в основании которого лежит идея толерантности и уважения. Этический тип мышления – это взгляд сверху, который помогает оценить поступки каждого человека с точки зрения полезности для общества. Таким образом, развивая этическое мышление, мы развиваем гражданское общество. Но Говард Гарднер напоминает, что важный аспект этического типа мышления в том, что универсальной этики не существует – всегда нужно отталкиваться от контекста, истории и культурной памяти каждого общества.
Все предложенные Гарднером типы мышления не являются отдельными мыслительными способностями, а представляют собой скорее комплекс всесторонне развитого человека, который ощущает свою значимость и общественный долг. Именно поэтому Гарднер предлагает развивать все типы мышления с как можно более раннего возраста, хотя и не отбрасывает возможности учить этим способностям и взрослых .
Как появилось клиповое мышление?
Сам термин стал общеупотребительным в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамичной нарезкой на ТВ пришли на смену статичной картинке
Чтобы хоть как-то фильтровать весь этот бесконечный поток информации и видеоряда, людям пришлось приспосабливаться и фокусировать внимание все более избирательно. Корни термина лежат в понятии «клиповой культуры», которое ввел социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» 1980 года
С распространением интернета и соцсетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам, проблема обострилась. Хронометраж большинства роликов на YouTube не превышает 15 минут, а популярные блогеры активно используют быструю смену картинки. Соцсети приучают нас к максимально коротким постам или видеороликам, которые появляются ежесекундно.
«Социальная дилемма» — документальный фильм Netflix, посвященный проблеме социальных сетей
Многие платформы и онлайн-СМИ сегодня напрямую зависят от числа кликов и просмотров. Поэтому они идут на все, чтобы побудить пользователей как можно чаще взаимодействовать с их контентом. В ход идут кликбейтные заголовки, яркие коллажи, обилие фото и видео, формат коротких сториз вместо лонгридов.
Экономика инноваций
Клиповое мышление: как меняется потребление информации в XXI веке
По мнению Александра Изряднова, сооснователя и CEO Vinci Agency, главные тренды в современном мире контента, которые способствуют развитию клипового мышления, включают в себя:
- сокращение объема сообщения;
- сокращение числа мыслей в единице контента до одной — одновременно с дополнением сообщения эмоциональным переживанием;
- многократное повторение одной и той же мысли в рамках одной единицы контента;
- сухой новостной контент больше не работает: аудитория хочет, чтобы в него заранее было заложено какое-то отношение автора;
- разбивка одного сообщения на несколько однотипных;
- на место приглашения к разговору приходит контент как аксиома, который не предполагает рефлексии и анализа со стороны аудитории.
Те же тенденции проникают и в ТВ-шоу, кино и сериалы: динамичная смена картинки, насыщенные диалоги и разнообразие звуковых эффектов — чтобы «зацепить» внимание зрителя. При этом закадровый голос и монологи практически исчезают, а ТВ и радио-контент рассчитаны на фоновое смотрение
В трейлерах кино и сериалов все это иногда доходит до абсурда.
Трейлер к 7 сезону «Игры престолов»
Клиповое мышление часто связывают с зависимостью от гаджетов. Ее называют одной из главных проблем нового поколения, ведь эта зависимость тормозит процесс обучения, мешает целостному восприятию и порождает поверхностное.
Ролик Vox, рассказывающий о зависимости от смартфонов
Американский писатель и публицист Николас Карр в статье «Google делает нас глупее?» признается, что из-за регулярного пользования интернетом он с трудом может прочитать больше двух-трех страниц текста. С подобными проблемами столкнулись многие его коллеги и даже медики. На смену вдумчивому чтению газет или книг пришел быстрый просмотр-сканирование текстов в Сети.
Однако зачатки проблемы появились много лет назад, еще до появления интернета. В 1882 году Ницше купил пишущую машинку и научился печатать вслепую. Друзья заметили, что его тексты стали больше похожи на телеграммы: короткие и информативные, состоящие из афоризмов, а не аргументов.
Если копнуть еще глубже, с началом индустриализации и повсеместной автоматизации всех процессов мы тоже стали частью этой бесконечно ускоряющейся системы. Теперь от нас требуется действовать максимально быстро и по четкой схеме, чтобы показать максимум эффективности. К сожалению, эта оптимизация в корне изменила и наше мышление.