Биография и факты: владимир немирович-данченко. апостол мхт

Оглавление

Балетная труппа

Старшие директора

Балерины

  • Оксана Кардаш
  • Наталья Крапивина
  • Эрика Микиртичева
  • Наталья Сомова

Мужчины

  • Денис Дмитриев
  • Сергей Мануйлов
  • Иван Михалев
  • Георгий Смилевский
  • Дмитрий Соболевский

Руководители

  • Мария Бек
  • Екатерина Иванова
  • Наталья Клейменова
  • Анастасия Лименко
  • Валерия Муханова
  • Анастасия Першенкова
  • Ольга Сизых
  • Алексей Любимов

Первые солисты

женщины

  • Александра Дорофеева
  • Жанна Губанова
  • Анна Окунева
  • Елена Соломянко
  • Ксения Шевстова
  • Марина Золотова

Мужчины

  • Станислав Бухараев
  • Антон Домашев
  • Роман Маленко
  • Дмитрий Муравинец
  • Дмитрий Петров
  • Михаил Пухов
  • Евгений Жуков
  • Иннокентий Юлдашев

Вторые солисты

женщины

  • Инесса Бикбулатова
  • Мария Бородинец
  • Дарья Дариенко
  • Наталья Конкина
  • Мария Мышева
  • Ксения Ромашова
  • Марианна Урусова
  • Полина Заямая

Мужчины

  • Денис Акинфеев
  • Леонид Блинков
  • Никита Кириллов
  • Александр Селезнев
  • Георгий Смилевски
  • Юрий Выбомов

61 участник кордебалета

Репертуар

  • Анна Каренина (хореография Кристиана Спака)
  • Дон Кихот
  • Баядерка
  • Ла Сильфида
  • L’histoire de Manon
  • Лебединое озеро
  • Щелкунчик
  • Снегурочка
  • Балет Джорджа Баланчина , Пола Тейлора , Жака Гарнье, Александра Экмана , Дмитрия Брянцева, Марко Гёке, Охада Нахарина , Сержа Лифаря , Иржи Килиана и Уильяма Форсайта

Оперная студия Станиславского

В 1918 году Станиславский основал Оперную студию при Большом театре , но позже связь с театром прервалась. Успешная постановка Вертера в 1923 году была запрещена, пока режиссер находился за границей. В 1924 году он был переименован в «Оперную студию Станиславского», а в 1926 году он стал «Оперной студией-театром Станиславского », когда переехал на постоянную базу в Дмитровский театр. В 1928 году он стал Оперным театром Станиславского. Незадолго до своей смерти в 1938 году Станиславский пригласил Всеволода Мейерхольда взять на себя руководство компанией; Мейерхольд привел театр к собственному аресту в июне 1939 года.

Дирижеры  : Михаил Жуков 1922-32, 1935–38, нынешний (2011) Феликс Коробов .

Автор книги: Владимир Немирович-Данченко

Публицистика

сообщить о нарушении

Немирович-Данченко В. И. Рождение театра / Ком. М. Н. Любомудрова. М.: Правда, 1989. 575 с.

М. Н. Любомудров. Все должно идти от жизни… 5 Читать

Из прошлого

Чехов 39 Читать

Глава первая

Первые встречи с Чеховым. Отзывы о нем Толстого, Григоровича, Боборыкина. Чехов и либерализм. Драма Чехова «Иванов». Смелость, простота и лирика. Моя пьеса «Последняя воля». Семья Чехова. Денежные дела. Ошибочное наименование Чехова «борцом». Чехов в старом театре 40 Читать

Глава вторая

Из моей биографии: летние впечатления; разрыв между жизненными восприятиями и театром. Знаменитый Московский Малый театр и его «золотой век». Островский. Чехов-писатель и Чехов-врач. Успех Чехова у женщин. Пьеса Чехова «Леший». Моя пьеса «Новое дело». Авторские муки 53 Читать

Глава третья

Я начинаю преподавать драматическое искусство. Школа Филармонии. Зерно театра, самая глубокая и самая завлекательная сущность его. Первое появление «Дяди Вани». Наша борьба в обществе драматических писателей. Драматург и знаменитый актер, мой единственный друг Южин-Сумбатов. Я и Сумбатов уговорили Чехова писать пьесу 65 Читать

Глава четвертая

«Чайка». Потапенко. Другой знаменитый актер Малого театра Ленский рекомендует Чехову бросить писать для сцены. Судьба «Чайки» переносится в Петербург. Провал «Чайки». Бедный автор! Бедный, бедный Чехов! Все газетные отзывы отрицательные. Чехов клянется не писать больше пьес, «если даже проживу семьсот лет» 73 Читать

Глава пятая

Моя пьеса «Цена жизни». Потрясающая разница между судьбами «Чайки» и «Цены жизни». Ясно, что в самой организации старого театра что-то глубоко неблагополучно. Я уже мечтаю не о новом театре вообще, а о своем театре. В первый раз вспоминаю об Алексееве-Станиславском и его Кружке любителей. Еду из деревни в Москву для свидания с ним 81 Читать

Рождение нового театра 88 Читать

Глава шестая

Знаменитая в истории русского театра восемнадцатичасовая беседа. Мимолетная характеристика тогдашнего режиссера Станиславского. Новое искусство и новая театральная организация. Беспощадная критика старого театра и готовые планы для нового. Театр существует для того, что делается на сцене, а не для тех, кто им управляет. Порядок репетиций. Воспоминания о первой генеральной репетиции в истории русского театра. Радость труда. Честолюбие Станиславского. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Куски моей биографии. Определение туберкулеза у Чехова 88 Читать

Книги (7)

Блеск и нищета маговРаздел: Магия

«Предлагаемая мною интерпретация магии несколько отличается от общепринятой и возникла в результате попытки понять экзистенциальные цели и мотивы этой формы человеческой деятельности, то есть понять, какое она имеет значение для личного, непосредственно переживаемого существования человека: зачем люди «занимаются магией» и почему им это нужно.

Магия — это самостоятельное явление, независимое от колдовства и не нуждающееся в нем».

Далее »

Йогические ясли, младшая группаРаздел: Разное

Действительно, тело можно использовать в деле самоосуществления. Hо как? Ранее мы уже пришли к выводу, что прежде, чем пытаться что-либо развивать, необходимо знать, что ты собираешься развивать. Прежде, чем куда-то идти, необходимо выяснить, где ты находишься… и откуда пришел. В воображении у тебя, конечно, могут присутствовать некие «идеи» о том, что такое развитие, и с чем его едят, но конкретных реалий, которые, собственно, и подлежат развитию, ты не знаешь. Hе видишь.

Далее »

Первый шаг — честное самопроявлениеРаздел: Разное

Разница профессионального статуса Мастера и Специалиста заключается в том, что первый работает с людьми, а второй — с информационными потоками. Специалист «работает головой» и призван нести людям знание, Мастер же «работает сердцем» и призван преображать их; это взаимодополняющие формы эволюционной работы, и неверно было бы считать, что какая-то из них «лучше».

Далее »

Принципиальные вопросы общей теории ЧакрРаздел: Чакры

В схеме тела, в месте, соответствующем спинному мозгу, присутствует ряд «центров» или Чакр* — средоточий сил, правящих как телом, так и миром.

В нижнем из центров спит сотворившая мир Свернувшаяся-Кольцом-Сила, Кундалини-Шакти, которая в процессе проявления вселенной последовательно выделила из себя, явила эти средоточия сил.

Далее »

Принципы современной психической самозащитыРаздел: Разное

В этой книге указывается возможность трансформации проблемы психической защиты в проблему психического развития; тем самым настоящая работа принципиально отличается от традиционных оккультных публикаций на эту тему, которые служат скорее нападению на читателя, нежели его защите.

Книга содержит многочисленные практические рекомендации и широкие теоретические обобщения. Несмотря на значительную информационную насыщенность, написана живым доходчивым языком.

Далее »

Программа психологического развития взрослых людей ДарРаздел: Разное

«Развитие современной цивилизации связано с интегративной тенденцией к формированию мирового сообщества, «планетаризацией сознания» человека. Вместе с тем оно связано и с обратной тенденцией к разложению традиционных сообществ и традиционных систем социальной регуляции человеческого поведения, — разложению, которое сопровождается одновременным повышением степени свободы отдельного индивида.

Это влечет за собой не только опасность атомизации и распада социальных структур любого уровня, начиная с семьи, но становится причиной массового экзистенциального кризиса, связанного с утратой ясно различимых внешних ориентиров, «правил» индивидуального поведения.

Предлагаемая мною модификация — программа ДАР — представляет собой следующий шаг на пути к становлению общечеловеческой (планетарной) программы базовой психологической культуры и развития личности взрослого человека».

Далее »

Эволюция сознания в документах. Часть 1Раздел: Непознанное

Тексты, приводимые ниже, принадлежат одному автору; в основном это школьные сочинения, стихи, письма и тому подобная литературная продукция, хронологически охватывающая десятилетний период его жизни, с 15 до 25 лет.

Сохранностью этих материалов мы преимущественно обязаны другу автора1, которому адресовалось большинство имеющихся в нашем распоряжении писем, и перу которого принадлежат документы №№ 41, 59 и 61.

Документы №№ 55 и 56 были любезно предоставлены В.Ц., а №№ 78 и 81-83 — непосредственно автором; в большинстве документов сохранена орфография оригинала; начиная с № 56 текст местами редактировался.

Далее »

Получение диссертации Путина

Данченко впервые попал в новости вместе со своим коллегой, коллегой-исследователем из Брукингса Клиффом Гэдди, когда они получили копию ранее недоступной 218-страничной диссертации Владимира Путина на тему «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона под Условия становления рыночных отношений », защищенная в Санкт-Петербургском горном институте в 1996 году.

Данченко и Гэдди представили свои выводы 30 марта 2006 года на мероприятии в Брукингском центре, где они обсудили актуальность диссертации для взглядов Путина на управление и экономику.

Они также представили доказательства обширного плагиата в диссертации, в том числе перевод учебника 1978 года в его экономическую диссертацию.

Музыкальный театр им. Немировича-Данченко

Немирович участвовал в постановке Большого театра «Снегурочка», но вскоре ушел к самостоятельной работе. Немирович тяготел к популярным опереттам и водевилям . В конце 1920 года он приступил к постановке оперы Лекока « Филе мадам Анго» , вызвав бурю негодования в «серьезном драматическом» ядре труппы МХАТ. Премьера спектакля с участием Валерии Барсовой и приглашенных певиц из Польши и труппы Большого театра состоялась в мае 1920 года. Шоу стало хитом продаж. За этим последовал ряд успешных выступлений до 1925 года, когда компания уехала в длительный тур по Европе и США. Немирович принял американское предложение и пробыл в Голливуде до сентября 1927 года; значительная часть его компании отказалась вернуться в Советскую Россию; сама компания распалась.

Когда Немирович вернулся в СССР в 1926 году, ему пришлось начинать с нуля. В течение многих лет его студия оперетты не имела постоянной базы и оркестра, заимствуя то и другое из театра Станиславского на Большой Дмитровке. Компания ставила в основном музыкальные комедийные шоу, но также ставила «серьезные» оперы — « Травиата» и « Катерина Измайлова» , обе в 1934 году; Катерина Измайлова была запрещена в 1935 году и возобновлена ​​в 1962 году.

«Думала, что моя голова просто разлетится на мелкие куски»

— Вынужденная изоляция на «Озере Круглом» сравнима с тюремным заключением?

— Ха! Хорошее сравнение. Сначала это действительно напоминало тюрьму. Я по своей натуре очень свободный внутренне человек, лёгкий на подъём, поэтому для меня всё происходящее было эмоциональным насилием. Мы ведь не задумываемся о степени своей свободы, пока она искусственно не ограничивается. А здесь я вдруг осознала, что для начала должна отказаться от множества привычных действий. Не могу поехать в Москву на тренировку к своим молодым спортсменкам, не могу стрелять, заниматься в фитнес-клубе, не могу поехать в салон, наконец.

Потребовалось определённое время, чтобы понять: защитные меры хотя и кажутся нам драконовскими и порой идиотскими, но являются необходимыми. Если мы хотим сохранить главное, то есть здоровье спортсменов, то и тренеры должны сделать всё, что в их силах, чтобы оставаться здоровыми. Кстати, мне бы очень хотелось поблагодарить начальника базы Ольгу Витальевну Домуладжанову — она делала всё возможное, чтобы наша изоляция на «Круглом» протекала максимально комфортно. Сейчас всё стало проще: переболевшие и привитые получили право выезжать с базы в выходные дни.

Также по теме

«Покровская сказала, что я должна вернуться»: Вятчанина об обидах, о работе с Белоногофф и об уровне Ефимовой

Спортсмены приходят и уходят, а тренеры остаются, потому что они наперечёт. В этом и заключается самая большая ценность любого вида…

— Знаю, что вы переболели достаточно серьёзно.

— Не только я. Ромашина и Света Колесниченко тоже. Обе были вынуждены пропустить пару недель тренировок, но в целом отделались достаточно легко. У меня же четыре дня держалась температура 39,5, пришлось лечь в больницу, уже там диагностировали двустороннее воспаление лёгких. Это действительно было ужасно. У меня раньше нередко случались сильные приступы мигрени, вплоть до того, что приходилось вызывать неотложку, но та адская головная боль, которая началась при коронавирусе, не шла с этим ни в какое сравнение. Моментами я думала, что моя голова просто разлетится на мелкие куски.

Плюс дикая слабость. Мышечный корсет падает с человека, как расстёгнутое платье. Я дико похудела и была абсолютно без сил. К счастью, нашёлся знакомый врач, который очень вовремя дал совет: как бы ни было тяжело, нужно заставлять себя шевелиться. Чем активнее человек двигается, тем быстрее к нему возвращаются силы. Сейчас, пройдя через болезнь, могу сказать, что это действительно так. Великое счастье, что у меня есть очень надёжная помощница — моя дочь Елена Воронова, на которую я всегда и во всём могу положиться.

— Двукратный олимпийский чемпион Денис Панкратов, который переболел COVID-19 так же сильно, как и вы, сказал, что, лёжа в реанимации, сильно пересмотрел своё отношение к жизни. В частности, понял, что спорт не является первостепенной ценностью.

— У меня тоже произошла приличная перезагрузка в мозгах. Не могу назвать это депрессией, скорее, включился режим тотальной экономии сил и эмоций. Выйдя из больницы, я ни с кем не общалась, время от времени делала дежурные звонки маме и детям, всех прочих просто отсекла. И понимала, что мне комфортно. На Новый год в полном одиночестве поехала в ОАЭ. Занималась йогой, медитировала, бродила босиком по песку, и могу сказать, что так хорошо мне не было никогда в жизни.

— До желания уйти из профессии дело не дошло?

— Я ведь уже давно занимаюсь тренерской работой не ради медалей и не ради амбиций. Просто разбираюсь в данной сфере лучше всего, она позволяет вести тот образ жизни, который мне нравится, да и потом, мне же не на кого полагаться. Поэтому мыслей «да пошло оно всё» уже давно не случается.

Интересные случаи

Во время какой-то очень напряжённой паузы, последовавшей за очень резким замечанием Владимира Ивановича одной из репетирующих актрис, он вскочил, вылетел из-за режиссёрского стола в проход и начал с хриплыми возгласами «Ай! Ай! Ай!» кружиться вокруг своей оси и бить себя ладонями по бёдрам и груди, потом сорвал с себя пиджак и стал топтать его ногами… Оказалось, что у него загорелись в кармане спички и прожгли большие дыры в брюках и пиджаке. Репетиция сорвалась.

На другой день Василий Лужский рассказывал эту историю с невероятными подробностями: Немирович горел так, что пришлось вызывать две пожарные команды, они развернули шланг, направили струю воды на Владимира Ивановича и смыли его в водосточную трубу — «решётка у нас широкая, а он такой маленький, что проскочил было совсем, но Костя его увидел и вытащил».

Революция в театре

С конца XIX века две фамилии Немирович-Данченко и Станиславский стали произноситься ка
к одно целое. Начав совместную работу в Художественном театре (позже МХАТ), оба режиссера стали инициаторами коренных изменений в театральном искусстве.

К знаменитым совместным постановкам относятся чеховские «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904) и горьковская пьеса «На дне» (1902). Самостоятельно Владимир Иванович поставил пьесу «Иванов».

Спектакль «Юлий Цезарь» считается одной из лучших работ Немировича-Данченко. Режиссер вместе с художником Симоновым специально ездил в Италию, чтобы проникнуться духом эпохи. В массовке было задействовано около 200 человек и каждый из них получил конкретную установку от режиссера.Передача «Потомки» о Владимире Ивановиче Немирович-ДанченкоКак все новое, искания Немировича-Данченко и Станиславского не у всех находили понимание. Причем среди скептиков были не только простые любители театра, но и люди, имеющие значительный вес в литературных и театральных кругах. Так в своей книге «Театральный роман» Михаил Булгаков с изрядной долей иронии описывает великих режиссеров, правда под другими фамилиями.

Первые роли Немировича-Данченко

Любовь в театру пересилила интерес к науке. С 1877 года будущий режиссер начал выходить на сцену любительского театра в Москве. Первые роли принесли начинающему актеру успех, но Владимир отказался от карьеры артиста. Вполне справедливо Владимир решил, что своему успеху он обязан молодости, искренности и темпераменту. Однако он был невысокого мнения о своей внешности, не соответствующей образу идеального актера. Немирович-Данченко хорошо понимал, что рано или поздно молодость, компенсирующая недостатки внешности, уйдет, и не стал больше выступать на сцене.

Это интересно: Биография и факты: Кора Антарова. Певица, актриса, писатель

«В большинстве случаев выбор музыки — счастливая случайность»

— Насколько для вас был важен старт подопечных на недавнем этапе Мировой серии в Казани?

— Очень важен. Ту психологическую нагрузку, которую мы получаем на соревнованиях, невозможно смоделировать на тренировке. Я понимала, что Мировую серию будет очень критически смотреть вся планета. Потом начнут оценивать, прикидывать, где и как нас можно подвинуть. В глубине души опасалась, что за время пандемии мои девочки могут не то чтобы разучиться соревноваться, но сильно отвыкнут от этого. Волновалась, как выяснилось, напрасно. Всё-таки многолетний опыт выступлений так просто не теряется.

— Могли бы объяснить, чем нынешние программы Ромашиной и Колесниченко лучше тех, которые были пять лет назад на ОИ в Рио-де-Жанейро?

— Они просто другие. Спросите меня, какие из наших постановок мне нравятся больше, и я вряд ли отвечу.

Также по теме

«Тренер сказала, учиться в ГИТИС я пойду в 35»: Субботина о карьере актрисы, вредной пище и Instagram-зависимости

В 19 лет Варвара Субботина успела стать четырёхкратной чемпионкой мира, но ещё ни разу не выступала без партнёрш на крупных…

— Зачем вам новая техническая программа «Калинка»? Была же прекрасная и очень тематическая предыдущая постановка «Токио».

— Мы начали делать «Калинку» прошлым летом после того, как нас закрыли на «Круглом». От прежней постановки мы в какой-то степени подустали, захотелось чего-то свежего, более яркого, к тому же девочки очень вовремя наткнулись в интернете на интересную интерпретацию «Калинки» в исполнении группы Little Big, и сейчас могу сказать, что программа звучит намного мощнее и ярче предыдущей.

— «Токио» было попыткой проявить некий пиетет к стране — хозяйке ОИ?

— Можно сказать и так, хотя мы всегда основывались на том, что нам нравится, а что — нет. В большинстве случаев выбор музыки — счастливая случайность. Слушаешь всего очень много, а в душу западают единичные композиции.

— В фигурном катании правила сейчас таковы, что оцениваются не элементы, а блоки. Соответственно, они начинают целиком кочевать из программы в программу. В вашем виде спорта такой тенденции не наблюдается?

— К счастью, нет. Это ужасно, на мой взгляд, — повторять уже показанное. Убивает творческую составляющую на корню. Есть счастливые люди, которые вообще не помнят предыдущих программ. Но у меня в этом плане хорошая зрительная память. Когда я смотрю чужие постановки, свои элементы и связки выделяю моментально. Да, бывают случайные совпадения. Но когда ты видишь, как беззастенчиво подрезают и перекладывают на другую музыку все твои находки… Неприятное ощущение, скажу честно.

— Вы же не можете патентовать элементы. Значит, остаётся только гордиться тем, что у тебя воруют. Хотя, наверное, для женщины это сравнимо с украденным из гардероба платьем. Мало удовольствия видеть наряд на ком-то другом, понимая, что ещё вчера он висел у тебя в шкафу.

— Действительно, сложное чувство. После того как в 2016-м мы сделали олимпийских «Русалок», отдельные находки из той программы стал заимствовать чуть ли не весь мир. Наблюдать за этим было довольно мило, но, когда на следующем после ОИ чемпионате планеты я увидела целые блоки нашей олимпийской программы в исполнении ближайших соперниц, была и возмущена, и обескуражена одновременно. Это реально как с украденным платьем: все знают, чьё оно, но молчат.

— Где вы планируете загорать и обретать «выставочный вид» перед Олимпийскими играми?

— То есть загореть точно не получится?

— Наличие открытой воды для нас в данном случае не принципиально, поскольку олимпийские соревнования пройдут под крышей. Открытая вода действительно требует длительного привыкания: когда над тобой не потолок, а небо и солнце, это совершенно другие ощущения в воде, другие ориентиры. В таких случаях мы всегда стараемся провести полноценный сбор, прежде чем выступать на главном старте.

Революция в театре

С конца XIX века две фамилии Немирович-Данченко и Станиславский стали произноситься как одно целое. Начав совместную работу в Художественном театре (позже МХАТ), оба режиссера стали инициаторами коренных изменений в театральном искусстве.

К знаменитым совместным постановкам относятся чеховские «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904) и горьковская пьеса «На дне» (1902). Самостоятельно Владимир Иванович поставил пьесу «Иванов».

Спектакль «Юлий Цезарь» считается одной из лучших работ Немировича-Данченко. Режиссер вместе с художником Симоновым специально ездил в Италию, чтобы проникнуться духом эпохи. В массовке было задействовано около 200 человек и каждый из них получил конкретную установку от режиссера.

Как все новое, искания Немировича-Данченко и Станиславского не у всех находили понимание. Причем среди скептиков были не только простые любители театра, но и люди, имеющие значительный вес в литературных и театральных кругах. Так в своей книге «Театральный роман» Михаил Булгаков с изрядной долей иронии описывает великих режиссеров, правда под другими фамилиями.

Вечно второй

Обычно говоря об этом драматурге, режиссере, педагоге и общественном деятеле, его фамилию произносят с союзом «и»: «… и Немирович-Данченко». А первым в связке неизменно называют Константина Сергеевича Станиславского.

В тени своего великого коллеги, единомышленника и соперника по искусству, вместе с которым в 1898 году они осуществили настоящую культурную революцию, основав Московский художественный театр, Немирович-Данченко оказывался если не всегда, то часто — и при жизни, и после смерти.

данченко

Народные артисты СССР и театральные деятели (слева направо) Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко

Фото: РИА Новости

Даже музыкальный театр, который был создан в Москве слиянием руководимых ими студий (Станиславский к тому времени уже ушел из жизни) и сразу получивший их имена, сокращенно называют «Стасиком». А если и добавляют фамилию Немировича-Данченко, то только чтобы не путать с расположенным неподалеку драматическим театром, который с недавних пор именует себя электротеатром «Станиславский».

И в трагикомическом «Театральном романе» Булгакова (а Михаил Афанасьевич очень хорошо знал сложнейшие отношения двух отцов МХТ) Немирович-Данченко, выведенный в образе Аристарха Платоновича, находится «за кадром»: он бесконечно путешествует по Индии, откуда шлет в театр письма.

Или возьмите школу-студию МХАТ, учиться в которой — мечта почти что всех отравленных театром юношей и девушек: кто, кроме специалистов или бывших выпускников, знает, что основано это учебное заведение было по инициативе Немировича-Данченко и носит его имя? И здесь Владимир Иванович вроде как опять в тени. Несправедливо!

данченко

Народный артист СССР Василий Осипович Топорков (в центре) проводит урок со студентами в школе-студии имени Владимира Ивановича Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре СССР имени Максима Горького

Фото: РИА Новости/Александр Гладштейн

Авторитетный театральный исследователь Инна Соловьева призналась как-то: «Почему я в свое время не хотела заниматься Немировичем-Данченко? Потому что с пошлостью бороться невозможно. В отношении Немировича эта пошлость заключается в том, что он, дескать, функционер, а Станиславский — вольный гений. Причем к созданию этой чепухи приложил руку другой гений, а именно Всеволод Мейерхольд в своей статье «Одиночество Станиславского». Всё это вранье. Как ни удивительно это прозвучит, Немирович-Данченко для утверждения режиссуры в театре сделал больше, чем Станиславский. Он гораздо больше ценил форму в театре в отличие от Станиславского, который придавал значение прежде всего актерскому искусству. Не случайно именно Немирович, а не кто-нибудь другой, воспитал Мейерхольда, который, разумеется, потом его ненавидел, как сыну и полагается ненавидеть отца».

Эмиграция

Германия

Поселившись в Мюнхене (по адресу Schellingstrasse, 37/11), Георгий Немирович-Данченко начал сотрудничать с немецкой и русской эмигрантской монархической прессой.

Участник Первого монархического съезда (Бад-Райхенхалль, май-июнь 1921 г.).

В Германии Георгий Владимирович стал заметной фиурой русской монархической эмиграциив в Баварии (Германия), которая в это время тесно общалась с немецкими монархическими и националистическими кругами, в частности, организацией «Возрождение» («Aufbau») под руководством Макса Эрвина фон Шойбнер-Рихтера. С последним Немирович-Данченко, очевидно, познакомился еще в Крыму, когда Шойбнер-Рихтер прибыл туда в июне 1920 г. в составе немецкой делегации к генералу Врангелю.

 В 1921 году  общество «Ауфбау», выпустило 5 выпусков «Сборника по вопросам хозяйственно-политической жизни Восточной Европы». Редактором которых был Георгий Немирович-Данченко.

В тесной связи с организацией «Возрождение» находился и генерал  Василий Викторович Бискупский советник Великого Князя Кирилла Владимировича, с 1924 года принявшего титул Императора Всероссийского в изгнании. Вокруг Императора Кирилла I Владимировича и его жены, Великой Княгини Виктории Фёдоровны сложилась группа эмигрантов, в которую входили ряд представителей правой русской эмиграции, в том числе Г.В. Немирович-Данченко, который с середины 1920-х гг. до конца 1929 года служил в Императорской Канцелярии Е.И.В.

В 1920-е гг. много сотрудничает с русской эмигранской прессой в Германии и Франции. В эти же годы редактировал монархический журнал «Двуглавый орел». До закрытия в 1929 г. был редактором монархического журнала «Гриф».

С 1921 года участник «Российского монархического объединения» в Баварии и член Высшего Монархического Совета. С 1922 года участвовал в работе «Русского комитета беженцев в Баварии».

Кроме этого писал статьи в немецкоязычной прессе, в том числе, несколько статей для газеты «Фолькишер Беобахтер» (Völkischer Beobachter), на страницах котороый участвует в компаниях против «левого уклона» в молодой НСДАП (в частности, его статьи, направленные против братьев Штрассеров).

После гибели М.Э. фон Штейберг-Рихтера во время Пивного путча 9 ноября 1923 года Георгий Немирович-Данченко написал ему эпитафию под названием «Прекрасная смерть»,в которой нашел конец лидера «Ауфбау» достойным, так как тот пал «добрым немцем», закрывшим грудью друга, «гордость националистической Германии».

В 1922 году выпустил в Берлине и Мюнхене свои книги: исследование-восспоминания «В Крыму при Врангеле: Факты и итоги» и художественную повесть «Лето Господне: Симфонии».

Франция

В 1930 г. переехал во Францию, где получил докторскую степень по праву. Жил в Клиши (близ Парижа), участвовал в младоросском движении и пореволюционном движении.

Во Франции активно занимался журналистской деятельностью (в частности, был секретарем редакции журнала «Иллюстрированная Россия»). Участвовал в общественной деятельности, входя в такие организации как:

  • Объединение бывших воспитанников Петербургского училища правоведения;
  • Общество офицеров Генерального штаба;
  • Объединение поэтов и писателей;
  • Объединенный клуб послереволюционных течений;
  • Союз ревнителей памяти Императора Николая Второго.

С 1937 года до кончины член правления Национального объединения русских писателей. (Париж.)

Масон (ложа Свободная Россия, Париж). Посвящен 12 июля 1932 г., возведен в третью степень 13 июня 1934 г. В эту ложу входили среди прочих: писатель Марк Алданов, художник Иван Билибин, писатель Роман Гуль, писатель  Дон-Аминадо (А.П.Шполянский), философ Михаил Осоргин, религиозный деятель Константин Константинович Парчевский, писатель Саша Черный.

С 1937 г. — член правления Национального объединения русских писателей и журналистов во Франции.

В 1930-е годы плодовитый писатель и публицист. Выступал со своими произведениями (либретто, рассказы, романы, повести, поэзия), занимался переводами с немецкого и французского.

В последние годы жизни много сотрудничал с журналом «Для вас» (Рига).

Эстония

В 1939 году переехал в Эстонию. Жил в г. Таллине в семье своего брата Василия Владимировича Немировича-Данченко на улице Татари.

23 августа 1939 г. трагически скончался.

Похоронен на семейном участке Таллинского православного Александро-Невского кладбища.(Siselinna kalmistu).

Расположение могилы: Apostlik Õigeusu kalmistu, AN II-1, 5-8 
L-EST97    x:6587651.2 y:543181.6
WGS 84    B:59°25’28.29″ L:24°45’38.50″

По материалам Кирилла Кирилловича Немировича-Данченко
knemir@mail.ru