Оглавление
Поселение и жилище
Основная масса Аймара до сих пор живет в разбросанных на больших пространствах небольших селениях. Но есть и исключения, например, почти все жители города Колья (исп. Colla) – индейцы Аймара. В некоторых районах индейцы живут в небольших городках, но имеют хижины среди полей, куда на время с/х работ они переселяются.
Современные поселения традиционно имеют в центре рыночную площадь, на которой устраиваются народные собрания и празднества. Улицы обычно очень узкие, дома выходят на них глухими стенами.
Исконные жилища индейцев Аймара
Типы их жилищ варьируются в зависимости от района проживания и местных строительных материалов. Наиболее часто встречается прямоугольный дом с двускатной или пирамидальной крышей. По озерным и речным берегам сооружаются хижины из дерновых блоков или из тростниковых циновок.
В горах возводят дома из камней, скрепленных глиной,или из сырцового кирпича. Пол обычно земляной, ничем не покрытый. В домах нет ни окон, ни дымоходов; очаг отапливает жилище «по-черному». Дверь, всегда расположенная на восточной стороне, представляет собой деревянную раму, обтянутую кожей или тканым полотном, реже — циновкой.
Вдоль стен устроены каменные лежанки, покрытые мехом ламы или циновками; одеялами служат тканые шерстяные полотнища. Небольшой глиняный очаг имеет отверстие наверху для установки горшков и отверстие сбоку — для подкладывания топлива.
Навахо
Навахо – одно из самых многочисленных на сегодняшний день племён индейцев Северной Америки (их более 280 тысяч человек). Живут они, главным образом, на территории штатов Аризона и Нью-Мексико.
В отличие от многих соседей, навахо были оседлыми индейцами, занимались земледелием (выращиванием кукурузы), скотоводством и охотой, а также владели ремеслом: гончарным делом, плетением корзин, ткачеством и т.д. (позаимствовав эти умения у своих предшественников на этой территории – индейцев пуэбло).
После прихода белых земли навахо сначала принадлежали испанцам, экспансии которых племя долго сопротивлялось (но при этом заимствовало у них много полезного: например, коневодство, выращивание плодовых и деревьев хлопка, производство сыра и т.д.).
В 1860 г., после войны за территории нынешних штатов Техас, Нью-Мексико, Невада и т.д. между Мексикой и США, индейцы навахо оказались в американской резервации (которая сегодня имеет полуавтономный статус и даже собственных президента, суд и полицию).
В годы Второй мировой войны индейцы навахо, служившие в армии США, получили известность, как лучшие шифровальщики – «говорящие с ветром» (дело в языке навахо, – настолько редком и сложном, что его не понимал никто из противников).
Сиу (дакота, тетон-лакота, накота)
Пожалуй, лучше всех жизнь и обычаи индейцев сиу (точнее – сиу-дакота) описала в своей трилогии «Сыновья Большой Медведицы» Лизелотта Вельскопф-Генрих – немецкая писательница и историк.
Из её произведений вполне можно почерпнуть все основные сведения об этом большом племени, насчитывавшем к началу XIX века около 35 тысяч человек: сиу были типичными кочевниками Великих Равнин, охотились на бизонов, вели войны с соседями (кроу, пауни, шошонами и т.д.), выбирали в каждом роду «мирных» и военных вождей, разграничивавших между собой соответствующие обязанности, и т.д.
Вообще, сиу – это семь родственных племён (оглала, брюле, хункпапа, минниконжу, сансарки, ухенопа и черноногие). На Великих Равнинах они были наиболее могущественными, а также и наиболее «организованными»: каждое лето племена сиу собирались все вместе на Совет Семи Костров, чтобы обновить родственные связи, обсудить общие проблемы, выбрать четырёх главных лидеров и т.д.
Ещё в начале XIX века сиу заключили с белыми договор об отношениях и разграничении земель, который, естественно, вскоре был неоднократно и беспардонно нарушен со стороны «колонизаторов».
Последней каплей терпения сиу стало начало строительства железной дороги через их земли без разрешения хозяев (вследствие чего бизоны ушли в другую часть Великих Равнин, и у индейцев возникли проблемы с пищей).
Начавшаяся в конце 1870-х гг. Великая Война Сиу (к которой присоединились многие соседние племена) стоила как индейцам, так и белым поселенцам и армии США немалых жертв и закончилась, как нетрудно догадаться, поражением сиу и переселением их в резервации.
Сегодня племя сиу насчитывает почти 120 тысяч человек.
Гвианы
Этот регион включает северные части Колумбии , Французскую Гвиану , Гайану , Суринам , Венесуэлу и части штатов Амазонас , Амапа , Пара и Рорайма в Бразилии.
- Acawai (6N 60 Вт)
- Акоква (3N 53W)
- Акурия ( Акурио , Акурио Рорайма, Бразилия, Гайана и Венесуэла
- Амариба (2N 60Вт )
- Амикуана (2N 53W)
- Apalaí ( Apalai ), Amapá, Бразилия
- Апируа (3N 53W)
- Апуруи (3N 53W)
- Аракарет (4N 53W)
- Арамагото (2N 54W)
- Арамишо (2N 54W)
- Аребато (7N 65 Вт)
- Арекена (2N 67W)
- Аруако , северо-восток Колумбии
- Аригуа
- Аринагото (4N 63W)
- Arua (1N 50 Вт)
- Аруакай , Венесуэла
- Атораи (2N 59W)
- Atroahy (1S 62 Вт)
- Ауаке , Бразилия и Гайана
- Банива (Банива) (3N 68W), Бразилия, Колумбия и Венесуэла
- Барауана (1N 65W)
- Bonari (3S 58W)
- Баре (3N 67W)
- Кабер (4N 71 Вт)
- Кадупинаго
- Кариая (1С 63 Вт)
- Кариб (Калинаго), Венесуэла
- Каринепагото , Тринидад
- Чагуан , Венесуэла
- Чайма , Венесуэла
- Куага , Венесуэла
- Куакуа , Венесуэла
- Куманагото , Венесуэла
- Гуаяно , Венесуэла
- Гуинау (4N 65W)
- Хикскарьяна , Амазонас, Бразилия
- Инао (4N 65 Вт)
- Ингарико , Бразилия, Гайана и Венесуэла
- Джой (Яо), Гайана, Тринидад и Венесуэла
- Калина , Бразилия, Гайана, Французская Гвиана, Суринам, Венесуэла
- Локоно (Аравак, Локоно), Гайана, Тринидад, Венесуэла
- Макапа (2N 59W)
- Макуши , Бразилия и Гайана
- Maipure (4N 67 Вт)
- Маопитян (2N 59W)
- Mapoyo (Mapoye), Венесуэла
- Мараван (3N 52W)
- Марише , Венесуэла
- Мариуса , Венесуэла
- Маруриу (3N 53W)
- Непуйо (Непойе), Гайана, Тринидад и Венесуэла
- Ореалла , Гайана
- Паленге , Венесуэла
- Паликур , Бразилия, Французская Гвиана
- Парауана (2N 63W)
- Parauien (3S 60 Вт)
- Пареко , Венесуэла
- Пария , Венесуэла
- Патамона , Рорайма, Бразилия
- Пауишана (2N 62W)
- Пемон (Arecuna), Бразилия, Гайана, Венесуэла
- Piapoco (3N 70Вт)
- Пиароа , Венесуэла
- Пино (3N 54W)
- Пириту , Венесуэла
- Purui (2N 52W)
- Салиба ( Салива ), Венесуэла
- Санума , Венесуэла, Бразилия
- Шебайо , Тринидад
- Сикиана ( Чикена , Ксикияна ), Бразилия, Суринам
- Тагаре , Венесуэла
- Таманако , Венесуэла
- Tarumá (3S 60 Вт)
- Тибитиби , Венесуэла
- Тириё ( Tarëno ), Бразилия, Суринам
- Токойен (3N 53W)
- Тумуза , Венесуэла
- Вай-Вай , Амазонас, Бразилия и Гайана
- Вапишана , Бразилия и Гайана
- Варао (Warrau), Гайана и Венесуэла
- Ваяна ( Ояна ), Пара, Бразилия
- Ягномамо ( Яномами ), Венесуэла и Амазонас, Бразилия
- Екуана , Венесуэла, Бразилия
Доля коренного и смешанного населения в Южной Америке
Коренные, смешанные расы и их совокупная доля в населении страны:
- Боливия : 55% коренного населения и 30% смешанной расы, или 85% населения.
- Перу : 45% коренного населения и 37% смешанной расы, или 82% населения.
- Эквадор : 25% коренного населения и 55% смешанной расы, или 80% населения.
- Гайана , Гайана и Суринам : от 5 до 20% и
- Парагвай : 5% коренного населения и 93,3% смешанной расы, или 98,3% населения
- Венесуэла : 2% коренного населения и 69% смешанного населения, или 71% населения.
- Колумбия : 2% коренное население, 60% смешанное население
- Чили : 3,2% коренных жителей и 44% смешанных
- Уругвай 0% коренных жителей и 8% представителей смешанной расы, или 8% населения
- Аргентина : 2,5% коренного населения или 1 миллион из 41 миллиона жителей
- Бразилия : недоступно
История
До испанского завоевания 16 в. аруаки находились под влиянием и, вероятно, в политической зависимости от индейцев тайрона, создавших одну из высокоразвитых культур Колумбии. Жили на нижних склонах гор, некоторые группы — на побережье Карибского моря. После истребления тайрона в ходе испанского завоевания аруаки отступили выше в горы.
В 1916 аруаки попросили правительство Колумбии предоставить им учителей и построить школу. Вместо этого им прислали священников, которые начали искоренять культуру народа и использовать принудительный труд детей в интернате.
В 1944 у аруаков была отобрана часть земли, и индейцы организовали свою Лигу для защиты от произвола властей. Вскоре Лига была запрещена.
В 1962 была построена дорога через земли индейцев и установлены телевизионные антенны на священных горах аруаков. Начался новый этап борьбы, приведшей к отъезду миссионеров в 1982.
Но с началом 80-х 20 в. начались другие проблемы аруаков — незаконные посевы марихуаны. Это привело к большому притоку новых поселенцев и втягиванию индейцев в наркобизнес. Участились угрозы со стороны картелей, что привело к оттоку местного населения.
В 2010 правительство Колумбии решило построить гидроэлектростанцию в долине Сезара, и также проложить туристические маршруты по землям аруаков. Все это вызывает недовольство местных жителей, которые создали Конфедерацию коренных жителей Тайрона, чтобы защитить свои права.
При этом аруаки более других народов Анд сохранили традиционную культуру (особенно коги).
Гуроны
Гуроны – когда-то одно из самых многочисленных племён Северной Америки (до прихода европейцев их насчитывалось до 40 тысяч человек), были ближайшими родственниками и злейшими врагами ирокезов.
Во многом из-за постоянных войн с ними (а также из-за заразных болезней, привезённых европейцами) к концу XVIII века численность гуронов уменьшилась в несколько раз. Сегодня их осталось (по разным оценкам) всего от 4 до 7 тысяч.
А в своё время именно это племя первым установило торговые отношения с французами в районе Онтарио, поставляя им меха, кукурузу, табак и т.д., а также привлекло к торговле с европейцами и другие соседние племена (за что французы достаточно долго оказывали им поддержку в войне с ирокезами).
Кроме того, гуроны были одной из немногих тогда племенных конфедераций (под общим названием «гуроны» понимались 4 племени со схожей культурой и обычаями).
Но сразу же после Войны за независимость США племя окончательно лишилось своего былого благополучия и всех земель, оказавшись на территории Соединённых Штатов.
Сегодня гуроны забыли даже свой язык.
Религия
Мапуче всегда были глубоко верующим народом. Религия тесно связывала индейцев с землей предков, которые защищали от происков злых сил. Шаман (Мachi) служил посредником между людьми, духами предков и богами, которые жили в небесной стране «Wenu Mapu».
На самом верху обитал Нгенемапун (Ngenemapun — «Владыка Земли») или Нгенечен (Ngenechen — «Владыка людей»), который совмещал в себе черты, противоположные и вместе с тем единые — он был одновременно мужчиной и женщиной, старым и молодым. Поэтому Нгенемапуна изображали в виде 4-х разных людей: старика, старухи, мальчика и девочки. Присными Нгенемапуна были Киллен (Killen – «Богиня луны»), Вуньефе («Утренняя звезда») и Ванглен («Бог звезд»).
Считалось, что предки и основатели кланов тоже поднимаются на Вену-Мапу. Цвета неба, синий и белый, считались цветами добра, а черный цвет был символом загробного мира (Nag Mapu), населенного страшными чудовищами.
Самый главный священный ритуал Мапуче — Нгильятун (Nguillatun). Праздничная церемония проводилась на специальной площади — нгильятуэ. Шаманы торжественно обращались к высшим силам с просьбой о покровительстве.
Военные действия
В случаях внешней военной угрозы созывался большой Совет вождей — «Butanmapu», на котором избирался Токи, или Верховный главнокомандующий. Обычно это был один из лучших воинов. Окончательно его «утверждал» шаман, если знамения были благоприятные. Слово Токи обычно было законом, он определял, сколько воинов нужно призвать, контролировал военные приготовления и осуществлял командование на поле боя.
Мапуче издавна сражались пешими, они с детских лет приучались стойко сносить трудности и совершать длинные переходы по любой местности и в любую погоду. Каждый боец вооружался и кормился сам. С собой в поход индейский воин брал мешочек с сушеным мясом, на похлебке из которого он мог прожить до тех пор, пока не получал возможность кормиться грабежом.
После 1580 гг. у армии Мапуче появилась своя кавалерия, а с 1620-х уже 2/3 воинов индейской армии сражались верхом.
Группы коренных народов по численности населения
По переписи населения 2010 г. выделяются следующие группы коренного населения:
Коренная группа | Всего населения | Самцы | Самки |
---|---|---|---|
Мапуче | 205 009 | 103 253 | 101 756 |
Тоба | 126 967 | 63 772 | 63 195 |
Гуарани | 105 907 | 53 788 | 52 119 |
Diaguita | 67 410 | 34 295 | 33 115 |
Колла | 65 066 | 32 553 | 32 513 |
кечуа | 55 493 | 27 849 | 27 644 |
Вичи | 50 419 | 25 513 | 24 906 |
Comechingón | 34 546 | 17077 | 17 469 |
Уарпе | 34 279 | 17098 | 17 181 |
Tehuelche | 27 813 | 13 948 | 13 865 |
Mocoví | 22 439 | 11 498 | 10 941 |
Пампа | 22 020 | 10 596 | 11 424 |
аймара | 20 822 | 10 540 | 10 282 |
Ава гуарани | 17 899 | 9 438 | 8 461 |
Rankulche | 14 860 | 7 411 | 7 449 |
Чарруа | 14 649 | 7192 | 7 457 |
Атакама | 13 936 | 7 095 | 6 841 |
Мбья-Гуарани | 7 379 | 3 872 | 3 507 |
Омагуака | 6 873 | 3,551 | 3 322 |
Pilagá | 5,137 | 2 623 | 2,514 |
Тонокоте | 4853 | 2,437 | 2,416 |
Люле | 3721 | 1 918 | 1 803 |
Тупи гуарани | 3715 | 1872 | 1843 |
Querandí | 3 658 | 1,776 | 1882 |
Шане | 3034 | 1,559 | 1,475 |
Санавирон | 2 871 | 1,399 | 1,472 |
На | 2 761 | 1,383 | 1,378 |
Чорот | 2,270 | 1,177 | 1,093 |
Маймара | 1899 | 876 | 1,023 |
Чулупи | 1,100 | 537 | 563 |
Вилела | 519 | 279 | 240 |
Тапиете | 407 | 217 | 189 |
Другие | 5 301 | 2,681 | 2 620 |
Общий | 955 032 | 481 074 | 473 958 |
Численность и плотность, место по населению
Общее количество жителей Южной Америки составляет 385 миллионов человек. Она занимает 4 место в мире по количеству населения среди других континентов. По численности и средней плотности Южная Америка превосходит только Австралию.
На большей части территории плотность населения составляет 1 человек на квадратный километр. Густо заселены окраины материка. Средний показатель плотности колеблется в диапазоне от 10 до 25 человек на квадратный километр. В прибрежной полосе Атлантического океана живет около 35 процентов всего населения Южной Америки. Значительное заселение горных районов – главная особенность размещения населения Южной Америки.
Меньше всего людей приходится на обширные леса Амазонии, а также на некоторые области Анд. Часть многих пространств полностью безлюдна. Освоенность большей части Южной Америки очень слабая.
Климат и природа Южной Америки
Географическое положение и конфигурация материка определяют получение им большого количества тепла в течение всего года. Южная Америка – самый влажный материк на Земле.
Климатические условия на материке
Много влаги приносят с Атлантического океана пассаты. Дорогу воздушным массам с Тихого океана преграждают Анды.
Южная Америка располагается в следующих климатических поясах:
- Экваториальном.
- Субэкваториальном.
- Тропическом.
- Субтропическом.
- Умеренном.
экваториальном поясе.
Субэкваториальный пояс Северного и Южного полушарий соединяется на восточном побережье и окаймляют экваториальный климатический пояс. Здесь наблюдается сезонность в распределении атмосферных осадков.
Максимальное их количество выпадает в летний период, количество может достигать 2000 мм. Сезон дождей на севере приходится на период с мая по декабрь, а на юге с декабря по май. Температура воздуха колеблется в районе отметки +25 °С.
Зима наступает после прихода тропического континентального воздуха. Осадки практически полностью прекращаются, а температура воздуха составляет +20 °С.
Тропический пояс располагается только в Южном полушарии. Температура составляет +20 °С.
В нем выделяют два типа климата:
- влажный;
- сухой.
В западном направлении количество осадков уменьшается. Что ведет к формированию сухого тропического климата. Большое влияние оказывает на формирование климата холодное Перуанское течение. Происходит инверсия температур и воздух насыщается влагой, но сильно охлаждается, в результате влага не выпадает. Здесь сформировалась прибрежная пустыня Атакама.
Субтропический пояс расположен южнее 30 градуса южной широты.
В пределах субтропиков формируются три типа климата:
- Субтропический средиземноморский.
- Континентальный субтропический.
- Субтропический влажный.
Континентальный субтропический формируется по мере продвижения в глубь континента. Количество осадков составляет 500 мм. На восточном побережье материка формируется субтропический влажный климат с летней температурой в январе +25 и зимней в июле +10 °С. Осадков на этой территории выпадает до 2000 мм в год.
Умеренный климатический пояс занимает крайнюю южную оконечность материка. В Южном полушарии этот пояс на суше практически отсутствует. Здесь в южно-американской Патагонии он занимает самые большие площади. Практически весь он занят природной зоной пустынь, что обычно для него не характерно, особенно в прибрежных районах материков.
Влияние Фолклендского, Перуанского и Западных ветров холодных течений столь велико, что они блокируют от проникновения влажных воздушных масс с океана всю территорию умеренного пояса. Осадков здесь выпадает крайне мало – меньше 250 мм в год. Температура воздуха здесь невысокая – сказывается влияние Антарктики. Летом в январе она доходит до 20°C, а зимой – в июле, наблюдается снеговой покров, и снижение температуры до нуля или ниже.
Животный и растительный мир Южной Америки
Животный и растительный мир Южной Америки является очень разнообразным. Благодаря теплому климату и огромному количеству осадков на территории материка произрастает большое количество видов растений.
Для каждой климатической зоны характерна своя флора. Большую площадь занимают джунгли, которые расположены в тропическом поясе.
Здесь растут:
- шоколадное и дынное дерево — папайя;
- каучуковые деревья;
- разные пальмы;
- орхидеи.
Далее на юг располагается зона степей, где встречается большое разнообразие травянистых растений. За степной зоной начинаются пустыни и полупустыни, на территориях которых произрастают засухоустойчивые кустарники и полукустарники.
Растительный мир можно считать главным богатством материка.
В тропиках можно встретить:
- обезьян;
- ленивцев;
- ягуаров;
- муравьедов;
- попугаев;
- колибри;
- туканов и многих других животных.
В саванне обитают:
- Броненосцы.
- Свиньи — пекари.
- Очковые медведи.
- Страусы.
- Пумы.
- Лисицы и гривистые волки.
История формирования населения материка
Первыми колонизаторами были испанцы и португальцы. Далее пришли французы, голландцы, англичане.
Определение 1
Людей европейского происхождения, но родившихся в колониях, называли креолами.
Европейцы привезли для работы на плантациях негров-рабов. Таким образом население Южной Америки сочетает в себе представителей всех рас планеты. Потомки браков европейцев и индейцев называются метисами. А потомков браков европейцев и негров называли мулатами, а индейцев и негров – самбо.
Замечание 1
Большинство населения составляют именно представители смешанных рас.
После Второй мировой войны в Южную Америку попали выходцы из Германии и стран-союзников, бежавшие от преследований, и бывшие узники концлагерей, не пожелавшие возвращаться на родину.
Индейцы сегодня
Индейцы расселены по всей территории Южной и Северной Америки, от Аляски до Аргентины, кто-то из них живет в резервациях (пример: племя навахо), кто-то является полноценным гражданином страны (майя, 80 % населения Гватемалы), а другие до сих пор живут в джунглях Амазонки (гуарани) и не имеют никакой связи с цивилизацией. Поэтому уклад жизни у всех разный, но удивительным образом сохраняются традиции воспитания детей и отношения к взрослым.
Индейцы Северной Америки — в основном католики и протестанты, индейцы Латинской Америки — в основном католики. У большинства индейцев Южной и Центральной Америки доиспанские верования неразрывно слились с христианством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Сейчас это, как правило, театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках, в том числе и во время католических и протестантских праздников.
У каждого племени свои наречия, многие владеют двумя языками, своим и английским, но у некоторых племен не имеется даже собственной письменности, поэтому самыми уважаемыми взрослыми и любимыми детьми в племени являются старейшины. Они учат мудрости, сохраняют и рассказывают истории и легенды, знают тонкости любого мастерства – плетения ковров, изготовления посуды, рыбной ловли и охоты. Они следят за соблюдением всех обрядов, а в диких племенах даже за распорядком дня.
История
До испанского завоевания 16 в. аруаки находились под влиянием и, вероятно, в политической зависимости от индейцев тайрона, создавших одну из высокоразвитых культур Колумбии. Жили на нижних склонах гор, некоторые группы — на побережье Карибского моря. После истребления тайрона в ходе испанского завоевания аруаки отступили выше в горы.
В 1916 аруаки попросили правительство Колумбии предоставить им учителей и построить школу. Вместо этого им прислали священников, которые начали искоренять культуру народа и использовать принудительный труд детей в интернате.
В 1944 у аруаков была отобрана часть земли, и индейцы организовали свою Лигу для защиты от произвола властей. Вскоре Лига была запрещена.
В 1962 была построена дорога через земли индейцев и установлены телевизионные антенны на священных горах аруаков. Начался новый этап борьбы, приведшей к отъезду миссионеров в 1982.
Но с началом 80-х 20 в. начались другие проблемы аруаков — незаконные посевы марихуаны. Это привело к большому притоку новых поселенцев и втягиванию индейцев в наркобизнес. Участились угрозы со стороны картелей, что привело к оттоку местного населения.
В 2010 правительство Колумбии решило построить гидроэлектростанцию в долине Сезара, и также проложить туристические маршруты по землям аруаков. Все это вызывает недовольство местных жителей, которые создали Конфедерацию коренных жителей Тайрона, чтобы защитить свои права.
При этом аруаки более других народов Анд сохранили традиционную культуру (особенно коги).
Одежда
Традиционная одежда индейских женщин — широкая блуза, несколько сборчатых юбок, яркая шаль, скрепленная на груди; мужская одежда — короткие штаны, туникообразная рубаха, жилет или пончо. Раньше все изготовлялось из домотканой шерсти лам и альпак, современные Аймара покупают также готовую фабричные одежду.
И у всех обязательно имеются головные уборы, летом — соломенные шляпы, а зимой — фетровые. Еще мужчины носят конические вязаные шапочки с наушниками – лючо (Lyucho).
Мужчины носят кожаные сандалии, а женщины круглый год ходят босыми, даже в морозы. Одежда малышей ограничивается вязаными из шерсти рубашкой и шапочкой-горро («Gorro»).
Традиционная одежда Аймара (Аймарский Новый Год)
Аймара, которые свято сохраняют древние обычаи и традиции, по католическим праздникам обряжаются в маски, головные уборы из перьев, шкуры животных; женщины щеголяют в длинных и широких сборчатых юбках, пестрых шалях и серебряных украшениях.
Политическая ситуация
Яномами — одни из самых известных индейцев Южной Америки в Германии , и сегодня у них есть собственная очень большая территория.
Подобно коренным народам Мезоамерики и Карибского бассейна , коренные народы также образуются в большинстве штатов Южной Америки, таких как B. Коренные народы Аргентины или коренные народы Бразилии составляют меньшинство и преимущественно живут в бедности . Однако они составляют значительную часть населения Эквадора , Боливии и Перу .
Лишь немногие коренные народы дожили до тех пор, пока их язык не был признан официальным языком , например гуарани ( Парагвай ), а в последнее время аймара (Боливия) и кечуа (Перу, Боливия).
Каждый коренной народ Южной Америки основал национальные организации, через которые они представляют свои интересы. В 1984 году COICA (Coordinadora de las Organizaciones Indígenas de la Cuenca Amazónica) была основана как зонтичная организация народов Амазонки, объединяющая различные организации коренных народов в штатах Амазонки. Agenda Indígena Amazónica в настоящее время служит стратегической моделью борьбы за права коренных народов. Как самопредставительство, это встречное предложение властям, которые должны заботиться о защите коренных народов со стороны государства, но которые в гораздо большей степени находятся под влиянием политической воли государства. Пример FUNAI ясно показывает, как такие власти могут отчуждаться от своей реальной задачи.
В 1990-х годах по всей Латинской Америке шла активная мобилизация движений коренных народов. Это привело к далеко идущим конституционным изменениям в Колумбии (1991 г.), Перу (1993 г.), Боливии (1994 г.), Эквадоре (1998 г.) и Венесуэле (1999 г.), в которых были признаны особые культурные права коренных народов. Кроме того, Конвенция 169 о Международной организации труда , в котором признаются культурные права и ограниченную автономию коренных народов, было подписано почти всех латиноамериканских государств: Колумбия (1991), Боливия (1991), Перу (1994), Гватемала ( 1996 г.), Эквадор (1998 г.), Бразилия (2002 г.) и Венесуэла (2002 г.).
В последние годы некоторым коренным народам удалось сыграть важную роль в политической жизни, например, экс-президент Перу Алехандро Толедо , президент Перу Ольянта Умала или первый президент Боливии из числа коренного населения Эво Моралес . Из-за традиционно сильных союзов экономически сильной белой элиты с правыми политическими движениями местные политики почти всегда можно найти на левой стороне политического спектра, хотя в случае Ольянты Умала они связаны с сильно националистической идеологией. . В этом задании учитываются только физические характеристики Толедо и Хумала. Оба культурно принадлежат к метисам.
В Бразилии , где народы бассейна Амазонки практически незаконны и подвергаются безмолвному перемещению, а расчистка джунглей идет быстрыми темпами, их положение в последние годы несколько улучшилось. Епископ Эрвин Кройтлер из епархии Шингу сыграл в этом свою роль, и его приверженность делу защиты окружающей среды и прав человека была отмечена группой коренного населения Шингу в сентябре 2010 года присуждением премии « Правильный образ жизни» . Призовые деньги будут использованы, в частности, для финансирования судебных разбирательств против проекта строительства огромной электростанции на плотине Белу-Монте . Организации коренных народов надеются, что нарушение бразильского экологического законодательства теперь можно предотвратить с помощью международного внимания.
Делавары
Делаваров мы знаем, главным образом, благодаря произведениям Дж. Фенимора Купера. Они жили в районе границы нынешних США и Канады, вдоль рек Делавэр и Гудзон.
Кстати, название “делавары” – вовсе не «родное» для племени: капитан Сэм Аргайл назвал залив, на берегах которого проживали индейцы ленни-ленапе, в честь сэра Томаса Уэста, лорда де ла Вэрр, ну а вместе с заливом европейцы, недолго думая, заодно «переименовали» и местных жителей.
И, на самом деле, делавары вовсе не были такими уж благородными и свободолюбивыми, какими их изобразил в своих книгах Купер. До прихода европейцев они постоянно воевали с соседями-ирокезами (и ирокезы, чаще всего, побеждали).
И с появлением белых людей делавары почти сразу же установили с ними взаимовыгодные отношения, в отличие от многих других племён предпочтя не воевать, а торговать и, например, служить в американской армии скаутами. Во многом именно благодаря этому они, в итоге, и выжили. Сейчас делаваров насчитывается примерно 16 тысяч человек.
Кстати, именно вождь ленапе Таммани в 1625 г. продал голландцам Манхэттен.