Три течения революционного народничества

Оглавление

течения

В рамках народнического движения существовали два основных течения — умеренное (либеральное) и радикальное (революционное).

Консервативное направление

Консервативное (правое) крыло народничества было тесно связано со почвенниками (Аполлоном Григорьевым, Н. Н. Страховым). Его деятельность была представлена, в основном, творчеством журналистов, сотрудников журнала «Неделя» П. П. Червинского и И. И. Каблица-Юзова.

В легальной печати наиболее ярким выражением народнического настроения 70-х гг. был шум, поднятый по вопросу о «деревне». Небольшая статья в «Неделе» () о том, почему литература пришла в упадок, подписанная никому не известными инициалами П. Ч. и принадлежавшая перу публициста П. П. Червинского, никогда более не останавливавшего на себе внимания большой публики, создала целую литературу журнальных и газетных статей, долго и усердно разбиравших тезис статьи, что интеллигенция должна учиться нравственности у «деревни». В числе лиц, поддержавших это, оказался К. Д. Кавелин, занимавшийся общинным землевладением.

Реформистское направление (либеральное или легальное) направление

Оформилось на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Его идеологами выступали Н. К. Михайловский, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков, И. И. Каблиц, В. П. Воронцов и др.

Либерально-революционное направление

Либерально-революционное (центристское) крыло в 1860—1870-е было представлено Г. З. Елисеевым (редакция журнала «Современник», 1846—1866), Н. Н. Златовратским, Л. Е. Оболенским, Н. К. Михайловским, В. Г. Короленко («Отечественные записки», 1868—1884), С. Н. Кривенко, С. Н. Южаковым, В. П. Воронцовым, Н. Ф. Даниельсоном, В. В. Лесевичем, Г. И. Успенским, А. П. Щаповым («Русское богатство», 1876—1918).

Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии название «пропагандистского», а в постсоветской — «умеренного») были П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский.

социально-революционное направление

В советской историографии это направление именовалось «заговорщицким» или «бланкистским». Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества — П. Н. Ткачев и в определенной мере Н. А. Морозов. Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить власть и превратить страну в утопическое общество, общину-коммуну.

анархистское направление

Если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Оба они скептически относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее.

Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда — наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.

Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций.

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Это интересно: Торговый путь из варяг в греки — описываем все нюансы

«Теория малых дел»

В 1880—1890-е годы популярность революционных идей уменьшилась. Стала популярной так называемая «теория малых дел». Сотрудник газеты «Неделя» Я. В. Абрамов в 1890-х утверждал, что задача интеллигенции — помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики; при этом он указал на возможную форму такой практики — деятельность в земствах. Абрамов обращался к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению русского мужика. По существу, Абрамов выдвинул идею деполитизированного «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел ради народа.

С середины 1880-х главным печатным органом либеральных народников стал журнал «Русское богатство», издававшийся с 1880 артелью писателей (Н. Н. Златовратский, С. Н. Кривенко, Е. М. Гаршин и др.). С 1893 новая редакция журнала (Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненский) сделала его центром общественных дискуссий по вопросам жизни деревни.

Писатели, группирующиеся около журнала «Новое Слово» и главным теоретиком которых являлся В. П. Воронцов, который предлагал программу государственного регулирования экономики, при осуществлении которых крестьянское хозяйство могло бы приспособиться к товарно-денежным отношениям, сами себя не называли «народниками», но и не возражали, когда их так называют другие.

В 80-х и 90-х гг. развитию народнического настроения способствовали А. Н. Энгельгардт, с его увещаниями «сесть на землю», и Лев Толстой, с его опрощением, в основе которого лежит представление о нравственном превосходстве народа над образованными классами.

Идеология

Народничество – это совокупность идей и организаций, выражавших интересы крестьянского сословия. Показателен тот факт, что его представители уделяли мало внимания интересам рабочего класса, хотя и учитывали возможность его участия в социально-экономических преобразованиях. Первая организация находилась под сильным влиянием А. Герцена и Н. Чернышевского. Его члены основали несколько кружков в разных городах России.

Они считали главным двигателем прогресса крестьянскую революцию, на которую возлагали большие надежды. Народничество – это направление, представители которого поначалу считали, что крестьяне, недовольные результатом земельной реформы, поднимут бунт. Также они возлагали надежды на польское восстание. Тем не менее никакой народной революции не произошло, и в 1864 году организация распалась.

«Народная воля»

В 1879 г. з «Земле и воле» произошел раскол. Часть народников, видя безуспешность попыток поднять крестьян на восстание, окончательно перешла к заговорщической тактике и к индивидуальному террору. Они надеялись убийством царя и ненавистных сановников вызвать панику в правительстве и облегчить революционерам захват власти. Этим самым народники признали политическую борьбу за завоевание власти первостепенной задачей революционеров. Эта группа вышла из организации «земля и воля» и создала самостоятельную организацию — «Народная воля». Она выдвинула широкую программу демократических преобразований, требуя ликвидации самодержавия, введения всеобщего избирательного права, свободы слова, печати и др.

Часть народников осталась на старых позициях отрицания политической борьбы. Они создали организацию под названием «Черный передел», которая продолжала считать пропаганду среди крестьян с целью подготовки социальной революции основной задачей революционеров. Однако эта организация просуществовала недолго. Большинство народников поддерживало террористическую тактику. Свою главную задачу «Народная воля» видела в убийстве царя, считая, что это послужит сигналом к революции. Руководили этой организацией выдающиеся революционеры — А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, В. Н. Фигнер и другие.

Народовольцы вступали в ожесточенную схватку с царизмом. Они совершили ряд террористических актов, но желаемых результатов не достигли и не могли достигнуть. Сломить самодержавие такими методами было невозможно. Тактика индивидуального террора была не только неправильной, но и вредной, так как отвлекала революционеров и народные массы от настоящей массовой революционной борьбы. Отвечая на террор репрессиями, царское правительство вырывало из рядов революционеров лучших представителей. Увлечение террором привело к отказу от всех других видов революционной деятельности, к отрыву от масс и в конечном счете к поражению.

Положительными моментами в деятельности народовольцев были признание ими необходимости политической борьбы за власть, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию во имя свободы народа.

  • < Возникновение народничества
  • -> Рабочее движение 70-х годов, крах народничества >

Зарождение

А. И. Герцен, идеолог русского социализма

Идеология народничества основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм[источник не указан 2240 дней]. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 1840—50-х годов А. И. Герценом. Поражение революций 1848—1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нём. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришёл к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России, и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена.

«Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землёй без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос революции»,— писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, «предтечей» народничества.

Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но, в отличие от Герцена, Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

Возникнув в 1870-х годах, этот термин применяется относительно разных течений общественного движения. Так, в начале 1880-х годов, когда шла ожесточённая полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, словом «народники» иногда обозначались представители грубого шовинизма и разнуздывания инстинктов толпы. Понятие «народничество» часто употреблялось как синоним демократизма и вообще интереса к простому народу. Так, в обзорах русской литературы обыкновенно выделяли в одну общую группу «беллетристов-народников» и включали в неё как Г. И. Успенского, так и Н. Н. Златовратского, хотя они — представители весьма различных взглядов на народную жизнь. Наименование «народник» почти никто из писателей и публицистов за собой не признавал. Один только Каблиц-Юзов назвал свои взгляды «основами народничества», чем немало содействовал тому, что многие, по существу своих воззрений весьма близко подходившие к народничеству, протестовали против именования их народниками. В народничестве Юзова было слишком много примирения с явлениями, возмущавшими гражданское чувство, а ещё более отталкивали грубые нападки на интеллигенцию, обзывание таких писателей, как Н. К. Михайловский, А. Н. Пыпин и др., «либеральными будочниками» и т. д.

По формулировке П. Б. Струве, «народничество — это идеализация… натурального земледельческого хозяйства и первобытного равенства, отживающий экономический строй, возведённый в целую социально-политическую систему».

Народничество в начале XX века

После краха «Народной воли» и нескольких неудачных попыток ее возрождения революционеры убедились, что народовольчество изжило себя, а революционное движение вступило в новую фазу. Среди революционно настроенной молодежи набирали силу идеи К. Маркса.

После 1890-х годов начало сближение радикального народничества с умеренным. Сформировавшееся таким образом неонародничество принимало идеи Маркса о роли классовой борьбы, но отвергало определяющее значение экономического базиса в обществе.

Радикальное направление (эсеры) стало самым многочисленным и влиятельным немарксистским движением. После февральской революции 1917 года в руках эсеров сосредоточилась вся власть, но к 1925 году партия практически исчезла. Умеренное крыло народничества (партия народных социалистов) исключало использование террора и просуществовало недолго — до 1918 года.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

История революционного народничества

Хождение в народ и пропаганда

60-70-е годы ХIХ в. были временем «хождения в народ». Вызванные увеличением платы за обучение студенческие волнения начала 60-х годов привели к массовым исключениям из университетов. 

Когда Герцен обратился к молодежи: «В народ!», множество несостоявшихся и бывших студентов устремилось в деревню. Там они становились учителями и фельдшерами, этот период хождения в народ был социально-просветительским, основной была идея служения, «возвращения долга» народу.

Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации. 

Пропаганда против религии и самодержавия не находила отклика, к чужакам относились настороженно, у крестьянства сильна была вера в «доброго царя».

«Земля и воля»

Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов.

Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.

Раскол

В 1879 г. произошел раскол «Земли и воли». «Деревенщики», отвергающие насилие и считающие пропаганду главным методом борьбы, создали «Черный передел». Они продолжили работу по распространению своих идей. 

Радикально настроенные «политики» создали «Народную волю». Члены организации считали, что только террор может привести к смене политического режима. Они сосредоточились на подготовке покушения на царя, после многих попыток 1 марта 1881 г. Александр II был убит. 

Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.

Цели первых народнических организаций («ишутинцы», «народная расправа», «чайковцы»)

Организация, годы существования, место

Руководители

Цели

Деятельность

Программа

Методы

Ишутинский кружок (1863-1866), Москва.

Ишутин Н. А.

Каракозов Д. В.

Подготовить крестьянскую революцию с помощью интеллигенции

  • Создали «Общество взаимного вспомоществования».
  • Построили для людей бесплатную школу, переплётную, швейную и ватную мастерские.

Пропаганда среди крестьян идей социализма.

Тактика террора и заговора; неудачное покушение Каракозова на Александра II.

Общество «Народная расправа» (1869), Москва

Нечаев С. Г.

Свергнуть существующий строй и подготовить «народную мужицкую революцию»

  • Распространение прокламаций.
  • Издание революционного журнала с преобладанием анархистских идей.
  • Принудительное равенство.
  • Обязательный труд (под страхом смерти).

Жёсткая дисциплина, обман, шантаж, убийство коллеги – студента Иванова.

Объединённые народнические кружки – «чайковцы» (1871-1874), Петербург.

Чайковский Н. В.

Натансон М. А.

Перовская С. Л.

  • Объединение передового студенчества.
  • Пропаганда революционных идей среди рабочих.
  • Организация рабочих кружков для подготовки пропагандистских кадров для работы среди крестьян.
  • Подготовка программы «Хождение в народ».

Борьбе за политические свободы противопоставляют распространение научной и революционной литературы (в том числе произведений Чернышевского, Герцена, Добролюбова, К.Маркса).

Пропагандистская и просветительская работа.

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.

Хождение в народ

Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

— «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» — говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

— «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» — был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».

«Земля и воля»

В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей.  К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.

Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде.  Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

патологическая речь

В группе С. Нечаева была предпринята первая попытка собрать ходившие в списках среди радикально настроенной молодежи революционные песни и стихотворения и напечатать их в подпольной или заграничной типографии. В г. этой группой в женевской типографии Чернецкого был отпечатан «Вольный песенник», вышедший двумя выпусками небольшого, удобного для тайного распространения формата. В сборник включены 27 песен и стихотворений, а также три короткие политические эпиграммы. Единственный экземпляр этого сборника- хранится в материалах ЦГИА, в коллекции нелегальных брошюр.

Революционеры-пропагандисты нач. 1870-х гг. «выбрали форму народной песни как одно из важнейших действенных средств агитации среди крестьянства и рабочих, и расчет этот, как свидетельствуют мемуары, полностью оправдался. Песни революционного содержания распространялись во множестве списков как среди самих революционеров-пропагандистов, так и среди крестьян, правда, в меньшем количестве, ибо последние были почти поголовно неграмотными. В устной передаче песни распространялись среди простого народа довольно широко. Следует отметить, что песни имели гораздо больший успех у народа, чем прозаические сказки, к которым крестьяне относились несколько пренебрежительно».

В эпоху «хождения в народ» «такие задирательные противоправительственные песни (как „Барка“ Д. Клеменца. — Ред.) особенно соответствовали народному вкусу и вызывали в крестьянской публике неудержимый смех. Они тотчас заучивались и разносились присутствовавшими далее по деревням. Как далеко они распространялись, было трудно даже определить».

«В заключительных стихах агитационных песен или стихотворений, как правило, рисуется картина будущего: то будущая победа над врагом, то общество будущего, как например, в стихотворении „К арестанту“ и многих других».

«Многие художественные приемы, используемые поэтами-народниками, роднят их произведения с революционными прокламациями», — отмечает Н. В. Осьмаков. Агитационные стихотворения («К судьям Боровиковского, «У гроба» Ольхина и др.) распространялись в виде листовок.

темы

Месть.

мифы

Народ

ругательные слова

Византизм

лозунги
песни
  • Requiem (Не плачьте над трупами павших бойцов) Автор текста: Л. И. Пальмин (1865)
  • Барка Автор текста: Д. А. Клеменц
  • Вождь народа (Пропагандист) Автор текста: Г. Михайлов
  • Воля-матушка Автор текста: А. А. Навроцкий (1873)
  • Долго нас помещики душили (1873)
  • Дума ткача Автор текста: С. Синегуб
  • Железная дорога Автор текста: Н. А. Некрасов
  • Из-за матушки, за Волги Автор текста: Н. П. Огарев
  • Обманул нас царь свободой народники
  • Песня Еремушке Автор текста: Н. А. Некрасов
  • Рабочая Марсельеза.
  • Свободушка
  • То не на небе туча черная собиралася Автор текста: А. А. Навроцкий
  • Уже опять не бывать
  • Царь, дворяне да попы
  • Эх, товарищи любезны
мода

В году А. С. Никитенко записывает:

Приметы нигилисток года:

источники

  •  Волгин, А. Обоснование народничества в трудах В. П. Воронцова. — СПб., 1896.
  •  Воронцов В. П. Наши направления. — СПб., .
  •  Галактионов А. А.; Никандров П. Ф. Идеологи русского народничества. — Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1966.
  •  Кони А. Ф. Воспоминания о деле Веры Засулич. — М., 1956.
  •  Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М., 1989.
  •  Малинин, В. А. Философия революционного народничества. — М.: Наука, 1972. — 340 с. — 5 700 экз.
  •  Михайловский, «Записки Профана» и «Литература и Жизнь» (в «Русском Богатстве»)
  •  Осьмаков Н. В. Поэзия революционного народничества / отв. ред. В. А. Путинцев. — М.: Академия наук СССР, 1961. — 200 с. — 2 300 экз.
  •  Полный сборник платформ всех русских политических партий. с приложением Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданнейшего доклада графа Витте. Исправлены и дополнены по последним резолюциям партийных съездов. — СПб.: ННШ, 1906.
  •  П. Б. Струве Критические заметки. — СПб., .
  •  Южаков С. Н. Социологические этюды. — Т. II.
  •  Юзов-Каблиц Основы народничества.

Сноски

Александр III

Политическая реакция. После убийства Александра II на престол вступил его второй сын Александр. Он сразу же выступил с Манифестом об укреплении самодержавия, что означало переход к реакции. Однако этот переход осуществлялся постепенно. В первые месяцы своего правления царь вынужден был маневрировать между либералами и реакционерами. Боясь покушений на свою жизнь, Александр III не рискнул переехать в Зимний дворец, а отсиживался в Гатчинском дворце под Петербургом (за что и получил ироническое прозвище «гатчинского пленника»). И только убедившись в слабости революционных сил и в том, что России немедленная революция не грозит, перешел к откровенно реакционной политике.

Александр III, российский император с 1881 г.