Мурзилка

Критика Мурзилки в СССР

Журнал неоднократно подвергался критике в советский период существования. В журнале «Детская литература» регулярно появлялись статьи с замечаниями к работе редакции.

Более того, трудно было бы отрицать, что журналы «Мурзилка», «Огоньки», «Искорка» или «Зорька» — не в отдельных каких-либо частностях, а всем своим типом — очень похожи на «Светлячок» или «Солнышко». Авторы, поставляющие в эти журналы литературу низкопробного качества, ничем или почти ничем не отличаются от авторов «светлячков», и уж конечно было бы наивностью ожидать от них добропорядочного литературного влияния на вкусы ; ребят и на их продукцию.

Детская литература, 1931 год

Журнал ругают, но оставляют надежду на исправление.

«Мурзилка» в 1935 г. в основном страдал почти всеми болезнями предыдущих лет. Плохо поставлен был в 1935 г. и раздел общественно-политической тематики. Как могло случиться, что в журнале не отмечены день Красной армии и стахановское движение? А годовщина Октябрьской пролетарской революции отмечена только картинкой демонстрации на обложке и портретами Ленина и Сталина в тексте. Рассказы, стихи, сказки на общественно-политические темы появляются на страницах, журнала лишь в порядке исключения.

Детская литература, 1935 год

Об иллюстративной стороне журнала и характере технико-художественного оформления.

Очень раздражает масштабность рисунков; они часто уменьшаются до скрупулезных размеров, теряя все свое значение, как, например, иллюстрация Брея на странице 11 № 8 или Бордиченко на странице 13 № 9. Но самое страшное — репродукции цветных иллюстраций. Ну, право же, художнику здесь никак нельзя отвечать за себя, ибо он редко-редко увидит свои вещи в настоящем полиграфическом зеркале; зеркало это, обычно, на редкость кривое. Обложка худ. Штанге к №3 сдвоилась — краски не совпадают; картина худ. Кутателадзе «Товарищ Сталин руководит рабочей демонстрацией в Батуме в 1902 году» вся превратилась в грязные пятна;, чудесная репинская «Стрекоза» по цветовой гамме изменилась до неузнаваемости. Лучше выходят обложки, и это говорит о том, что журнал может повысить качество цветной меццо-тинтной печати. <…> На рисунке к «Последней торпеде» Петра Гаврилова (№ 3) художник изображает подводную лодку на море; но разве можно тут разобрать что-либо: вместо мостика и стоящих на нем людей — сплошная клякса акварельного затека.

Детская литература, 1936 год

Издатели Мурзилки

  • № 1 1924 по № 8 1929 — издание «Рабочей газеты»
  • № 9 1929 по № 12 1932 — Издательство ЦК ВКП(б) «Правда»
  • № 1 1933 по № 12 1933 — ОГИЗ — «Молодая гвардия»
  • № 1 1934 по № 9 1935 — Издательство детской литературы Детгиз (ОГИЗ — Детгиз)
  • № 10 1935 по № 4 1936 — Детиздат
  • № 5 1936 по № 6 1941 — Издательство детской литературы ЦК ВЛКСМ
  • № 7 1941 по № 5 1991 — Москва : Молодая гвардия
  • № 6 1991 по № 12 1991 — Издательство «Молодая гвардия»
  • № 1 1992 по № 5 1996 — Акционерное общество «Молодая гвардия»
  • № 7 1996 по № 11 1996 — Акционерное общество «Типография Новости»
  • № 12 1996 — Товарищество с ограниченной ответственностью «Редакция журнала Мурзилка»

Мурзилка до революции

В конце 19 века в американских журналах появились рисунки-комиксы о маленьких человечках брауни (Brownies) канадского художника-иллюстратора Палмера Кокса (Palmer Cox). Брауни были маленькими существами (домовыми), которые попадали в разные приключения. У каждого брауни была своеобразная внешность: русский, турок, человек с моноклем и в цилиндре и др. Был там и щеголь во фраке по имени Дэнди (Dude), который впоследствии и стал прототипом Мурзилки.

Впервые в России герой Мурзилка появился на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году, когда популярными комиксами заинтерисовалось издательство Вольфа (Товарищество М. О. Вольфа); истории о Брауни были опубликованы в вольном переводе А.Б. Хвольсон, котора дала героям Палмера Кокса новые имена. И щеголь во фраке в сказке «Мальчик – с пальчик, девочка – с ноготок» стал носить имя Мурзилка.

Читателям и критикам настолько понравились маленькие эльфы, что в 1889 года выходит полноценное издание «Царство малюток. Приклю­чения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А.Б. Хвольсон» со 182 рисунками П. Кокса. Книга не раз переиздавалась.

Мурзилка / История

Журнал «Мурзилка» был создан на основе приложения для детей к «Рабочей газете», которое выпускалось с 1923 года и называлось «Юные строители». Название журнала пришло из популярной в дореволюционное время книги «Царство малюток» (см. пред. главу), но буржуазный герой Мурзилка был заменен на беленькую собачку. Так раздел приложения для малышей «Красные маки» превратился в отдельный журнал «Мурзилка».

В первом же выпуске журнала 16 мая 1924 года был опубликован рассказ А. А. Фёдорова-Давыдова «Мурзилкин первый день». Из этого рассказа мы узнаем, что Мурзилка — четвёртый щенок собаки Жучки, получивший кличку от слесаря Степана («Вот так песик! И шустрый же! Мурзилка да и только!»).

Журнал издавался при участии: Ал. Алтаева, О. В. Спандарян, А. Федорова-Давыдова и группы московских педагогов А. Пальмбах, В. Симонс, Я. Симонса.

Постоянными рубриками планировались: 1) рассказы, очерки, сценки, сказки из мира животных; 2) стихотворения, басни; 3) маленькие пьески; 4) первые рассказы о явлениях природы, о животных и растениях: 5) очерки из области труда и производства; 6) занятия, игры, работы, самодельные игрушки из бросового материала; 7) шутки, задачи, загадки

В образе собачки Мурзилка просуществовал на страницах журнала более десяти лет. Знакомый нам образ желтого Мурзилки в красном берете был создан художником Аминадавом Каневским в 1937 году.

Экстренное сообщение: «Наконец-то нашёлся Мурзилка. Его поймал художник Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — там ты увидишь Мурзилкин портрет. <…> в следующих номерах ты увидишь приключения удивительного существа – Мурзилки.

Мурзилка, №7, 1931 год

В 1940‑е и 1950‑е годы в издании стали работать Юрий Васнецов, Анатолий Кокорин, Юрий Коровин, Владимир Конашевич, Яков Аким. Журнал иллюстрировал Владимир Лебедев, сыгравший значительную роль в развитии искусства книжной графики.

В 1970-е годы популярностью пользовалась новинка журнала — тематические номера, например «космический», «лесной» или «сказочный». Иногда целые выпуски были посвящены национальным литературам и произведениям авторов союзных и автономных республик. Также в журнале начали печатать повести зарубежных сказочников: Отфрида Пройслера, Ханну Мякеля, Дональда Биссета, Астрид Линдгрен, Туве Янссон.

В конце 1988 года у редакции «Мурзилки» появился свой литературный семинар, которым руководил детский писатель и сценарист Юрий Коваль. Благодаря этому семинару, который просуществовал до 1995 года, появилась новая смена постоянных авторов журнала.

С 1985 года генеральный директор детского журнала «Мурзилка» – Татьяна Филипповна Андросенко (Заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов Москвы).