Сезонные сокращения: почему в мхт отказались от двух спектаклей богомолова

Оглавление

Артисты труппы

Алексей Агапов

Ксения Лаврова-Глинка

Паулина Андреева

Авангард Леонтьев

Армэн Арушанян

Ольга Литвинова

Кристина Бабушкина

Антон Лобан

Анатолий Белый

Владимир Любимцев

Надежда Борисова

Станислав Любшин

Андрей Бурковский

Раиса Максимова

Артём Быстров

Игорь Миркурбанов

Алексей Варущенко

Ирина Мирошниченко

Ольга Васильева

Дмитрий Назаров

Павел Ващилин

Вячеслав Невинный-мл.

Игорь Верник

Артём Панчик

Кирилл Власов

Владимир Панчик

Анастасия Вознесенская

Ирина Пегова

Артём Волобуев

Евгений Перевалов

Павел Ворожцов

Маруся Пестунова

Олег Гаас

Михаил Пореченков

Ульяна Глушкова

Софья Райзман

Нина Гуляева

Александра Ребенок

Нина Гусева

Наталья Рогожкина

Иван Дергачёв

Николай Сальников

Евгения Добровольская

Александр Семчев

Станислав Дужников

Анастасия Скорик

Софья Евстигнеева

Мария Сокова

Наталия Егорова

Артём Соколов

Елизавета Ермакова

Мария Сокольская

Антон Ефремов

Сергей Сосновский

Надежда Жарычева

Данил Стеклов

Вячеслав Жолобов

Дмитрий Сумин

Валерий Зазулин

Евгений Сытый

Игорь Золотовицкий

Павел Табаков

Мария Зорина

Наталья Тенякова

Светлана Иванова-Сергеева

Ксения Теплова

Надежда Калеганова

Владимир Тимофеев

Никита Карпинский

Вероника Тимофеева

Мария Карпова

Олег Тополянский

Евгений Киндинов

Валерий Трошин

Галина Киндинова

Кирилл Трубецкой

Алексей Кирсанов

Михаил Трухин

Георгий Ковалёв

Александр Усов

Юлия Ковалёва

Светлана Устинова

Янина Колесниченко

Даниил Феофанов

Светлана Колпакова

Мария Фомина

Борис Коростелев

Константин Хабенский

Римма Коростелева

Алёна Хованская

Кузьма Котрелёв

Виктор Хориняк

Наталья Кочетова

Юлия Чебакова

Ульяна Кравец

Дмитрий Чеблаков

Алексей Кравченко

Эдуард Чекмазов

Алексей Краснёнков

Николай Чиндяйкин

Владимир Краснов

Наташа Швец

Владимир Кузнецов

Софья Эрнст

Виктор Кулюxин

Дарья Юрская

Ростислав Лаврентьев

Ольга Яковлева

Эпоха двух Олегов: Ефремова и Табакова

Однако все же вернемся к истории театра. В биографии коллектива были разные этапы. Например, он успешно функционировал и в годы Великой Отечественной войны. В тот период в репертуаре появились такие произведения как «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет — «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но все же самые яркие этапы в современной истории развития театра связаны с именами Олега Ефремова и Олега Табакова. Благодаря руководящей политике Ефремова в коллектив удалось привлечь таких артистов как Иннокентий Смоктуновский, Андрей Попов, Евгений Евстигнеев. В период руководства Олега Ефремова были поставлены такие спектакли как «Горе от ума», «Борис Годунов», «Три сестры», «Сирано де Бержерак», «Кабала святош», «Дядя Ваня».

Труппа под руководством Ефремова значительно разрасталась и в 80-х годах достигла почти 200 человек. Естественно, при таком раскладе работы на всех не хватало. Многие актеры сидели по два-три года без ролей, что, конечно, сказывалось на творческой форме артистов. Такое положение порождало волну недовольства, в результате чего труппа раскололась на две части. Так в России появилось сразу два театра: МХАТ им. Чехова под руководством Олега Ефремова, который ныне располагается в Камергерском переулке, и МХАТ им. Горького под началом Татьяны Дорониной, расположенный по адресу Тверская, 22.

После ухода из жизни Олега Ефремова его место занял Олег Табаков, с которым связывают расцвет МХАТа. (Кстати, в 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический). Табаков удачно комбинировал классический репертуар (спектакли Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф») и современную драматургию. К работе над постановками были приглашены талантливые режиссеры, работающие в самых разных стилях, —  Адольф Шапиро, Евгений Писарев, Юрий Бутусов, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов и многие другие деятели искусства. При Табакове коллектив пополнился и новыми именами одаренных актеров: Авангард Леонтьев, Марина Голуб, Сергей Сосновский, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Анатолий Белый, Игорь Миркурбанов и многие другие.

Многие из этих артистов так отдают себя сцене, что хочется им сказать: «Чуть помедленнее…»

После ухода Олега Табакова из жизни пост художественного руководителя МХТ им. Чехова занял Сергей Женовач. Хочется надеяться, что он продолжит прежние традиции, заложенные легендарным театром.

Как Станиславский и Немирович-Данченко 18 часов заседали

22 июня 1897 года в два часа дня в ресторане «Славянский базар» была назначена встреча Станиславского и Немировича-Данченко, намеревавшихся обсудить создание нового театра. Аудиенция, в ходе которой были решены вопросы литературного вкуса, режиссуры, сценической педагогики, техники, будущего репертуара, административные и финансовые проблемы, а также составлены списки актеров нового проекта, продлилась целых 18 (!) часов. Велся даже протокол этой встречи, в котором было записано: «Литературное вето принадлежит Немировичу-Данченко, художественное — Станиславскому». А еще в протоколе два таланта записывали свои постановления, например:

«Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры» или: «Сегодня — Гамлет, завтра — статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом». Отдельный пункт касался и соблюдения дисциплины: «Оправдание, лень, каприз, истерия, дурной характер, незнание роли, необходимость дважды повторять одно и то же — одинаково вредные для дела, должны быть искореняемы».

Им хотелось создать такой театр, «в котором найдут приют лучшие произведения А.П. Чехова, Гауптмана и других, не нашедшие  себе приюта, —   театр, в котором росла бы молодежь, который питал бы таланты, и, наконец, театр,  который шел бы по новому пути». 

И главное, чтобы театр был народным, общедоступным, слово «общедоступный» было даже введено в первоначальное название коллектива —  Художественно-общедоступный театр (до 1901 г.). «Общедоступность» нового театра предполагала в первую очередь невысокие цены на билеты. Этот принцип МХТ им. Чехова, как я уже писала, сохраняет и по сей день.

14 октября 1898 года состоялось открытие Московского Художественного театра, на сцене шла трагедия Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», главную роль в которой играл Иван Москвин.

Интерьеры МХТ

Первые четыре сезона спектакли проходили в арендованном театре «Эрмитаж» (театр Я. В. Щукина) в Каретном ряду (зал на 815 мест). И только осенью 1902 года у театра появилось собственное здание в Камергерском переулке. Помещение было реконструировано на средства мецената Саввы Морозова, который все финансовые вопросы взял на себя: по аренде, реконструкции и оборудованию нового здания.

Проект реконструкции, оформление интерьеров, освещение, орнаменты, выполнил архитектор Федор Шехтель — бесплатно. Он же стал автором идеи дизайна занавеса со знаменитой чайкой, летящей над волнами. Кстати, изначально занавес был раздвижным, а не поднимающимся.

В художественном театре было: три сцены — большая, вращающаяся, малая и совсем маленькая, вся затянутая черным бархатом, подсценические трюмы, карманы для хранения декораций. Зрительный зал был рассчитан на 1 200 мест. Подъезд здания украшал гипсовый горельеф Анны Голубкиной «Волна».

Неидеальный «Муж»

Из афиши МХТ уходят два спектакля Константина Богомолова — «Идеальный муж» и «Карамазовы». Этой новостью в своих соцсетях поделился режиссер. Ему непонятно, почему аншлаговые спектакли снимают. «Известия» поинтересовались у первого заместителя худрука-директора МХТ Марины Андрейкиной, в чем причина такого решения.

Сезонные сокращения

Сцена из спектакля «Карамазовы»

Фото: МХТ им. А. П. Чехова/mxat.ru/Екатерина Цветкова

— Снятие кассовых спектаклей, конечно же, у экономической части театра неизбежно вызывает переживания. Но иногда это приходится делать, театр — это живой организм, одни спектакли приходят на смену другим. Решение об изменении репертуара принимает художественный руководитель

Конечно, для жизни театра важно, чтобы на место прошлых приходили новые кассовые спектакли. Тогда это нормальный здоровый театральный процесс, — сказала она

Как говорит худрук, дело тут не в спектаклях, а в жизнедеятельности театра. Потому что как только выпускается премьера, минимум один-два спектакля должны уходить. Это происходит в любом театре.

— Когда Константин Юрьевич ушел в Театр на Малой Бронной, он оставил здесь пять работ. Это естественное движение вперед. Уходят не только его спектакли, но и другие. В сезоне делаются шесть-семь премьер, и чтобы они игрались хотя бы два раза в месяц, в репертуаре не может быть больше 30 названий. Иначе, если спектакль играется раз в три месяца, это очень трудно, — добавил Сергей Женовач.

В прошлом сезоне в последний раз сыграли спектакли «Примадонны», в котором блистали Дмитрий Дюжев, Михаил Трухин, Анатолий Белый, и «Контрабас» с Константином Хабенским. По словам Женовача, постановки Богомолова хорошие, они вошли в историю МХТ и даже записаны для архива. К тому же у режиссера уже свой театр, где он работает, и свои планы. И в репертуаре остаются другие спектакли Богомолова — «Мужья и жены» и «Три сестры».

— Здесь дело не в личности, не в эстетических пристрастиях, — уточнил худрук «Известиям». — Здесь очень много нюансов. Возраст спектакля. И если в спектакле играют семь приглашенных артистов, то это уже сложно. Это связано с естественным движением театра вперед. Кстати, здесь шел мой спектакль «Белая гвардия», успешный. И я даже не знал, когда его сняли. Поэтому к таким переменам спокойно отношусь.

Сезонные сокращения

Сергей Женовач и Анатолий Белый

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Худрук хотел бы снять еще несколько спектаклей, потому что считает, что естественный путь их уже завершен. Женовач мечтает, чтобы скорее наполнились залы. Трудно было, когда они заполнялись всего на четверть. Сейчас допустимо лишь 50% зрителей в зале.

— Понимаю, что эта напасть за два месяца не уйдет. Но жизнь продолжается, самолеты летают, метро ездит, электрички ходят, в ресторанах люди сидят, надеюсь, что и в театр они придут, — не теряет уверенности худрук.

Конечно, театрам обидно, что с них до сих пор не сняли ограничения.

— Мы очень благодарны всем, кто любит и поддерживает наш театр, — поделилась с «Известиями» Марина Андрейкина. — В 2020 году финансовая помощь от наших друзей и партнеров составила 20 млн рублей, в этом году — 25 млн рублей. Помимо этого было оказано партнерской помощи в различной форме на сумму еще на 10 млн в прошлом и на 15 млн в 2021 году.

Русские люди (1943)

В Великую Отечественную войну МХАТ был един со своим народом. Многие из актеров и служащих театра пали смертью храбрых. Оставшиеся в театре служили на культурном фронте. «Русские люди» К. Симонова – первая советская пьеса, героем которой стал рядовой солдат. А спектакль в МХАТ – самая глубокая и значительная из постановок по этому тексту.

Сафонов – Б. Добронравов, Валя – А. Комолова. Из фондов Музея МХАТ

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М. ГОРЬКОГО (1944-1987)

После кончины В. Немировича-Данченко во главе МХАТ на несколько лет оказались актеры Н. Хмелев и И. Москвин. После их смерти театром два с лишним десятилетия руководил Художественный совет в составе В. Станицына, Б. Ливанова, М. Кедрова, В. Богомолова. В 1970 году руководителем МХАТ был назначен актер, режиссер, создатель театра «Современник» О. Ефремов.
Выпускник Школы-студии МХАТ, Ефремов попытался вернуть театр к истокам – к понятию «театр-дом», художественному поиску и созвучности времени. В репертуаре появились пьесы молодых драматургов: М. Рощина, А. Володина, В. Розова, А. Гельмана, А. Вампилова. Одновременно шла работа с русской и зарубежной классикой, прежде всего – с пьесами А. Чехова. К работе в театре были привлечены молодые талантливые режиссеры: А. Васильев, А. Эфрос, К. Гинкас, М. Розовский, Р. Виктюк. Ефремов привел в труппу выдающихся актеров: А. Калягина, И. Смоктуновского, О. Борисова, А. Вертинскую, Е. Евстигнеева, О. Табакова, Т. Доронину.
Постановки театра вызывали большой культурный резонанс и пользовались широкой популярностью у зрителей.

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Софья Ардова

Елизавета Мартинес Карденас

Сергей Беляев

Сергей Медведев

Марина Брусникина

Евгений Миллер

Александр Булатов

Дарья Мороз

Виктор Вержбицкий

Анжелика Немирович-Данченко

Александра Виноградова

Василий Немирович-Данченко

Мариэтта Волкова

Ясмина Омерович

Ольга Воронина

Лаура Пицхелаури

Игорь Гордин

Евгений Раев

Андрей Давыдов

Михаил Рахлин

Марина Зудина

Татьяна Розова

Валентина Иванова

Мария Смольникова

Любовь Инжиневская

Юлия Снигирь

Карина Каграманян

Юрий Стоянов

Виталий Кищенко

Елизавета Струнина

Софья Ковалёва

Леонид Тимцуник

Лариса Кокоева

Павел Филиппов

Юрий Кравец

Роза Хайруллина

Константин Крюков

Вера Харыбина

Андрей Кузичев

Игорь Хрипунов

Татьяна Кузнецова

Павел Чинарёв

Дарья Кулида

Сергей Чонишвили

Дмитрий Куличков

Юрий Чурсин

Алина Кушим

Елизавета Янковская

Рената Литвинова

Филипп Янковский

Олег Мазуров

Московский Художественный театр имени А. П. Чехова выражает искреннюю признательность Андрею Леонидовичу Костину за финансовую поддержку труппы театра.

Описание МХАТ имени Горького

МХАТ им. М. Горького расположен по адресу: Москва, Тверской бульвар, д. 22. Это здание было возведено в 1973 году по проекту архитектора В. С. Кубасова и занимает почти целый квартал. Оно представляет собой величественное сооружение с темным фасадом с облицовкой коричнево-красным туфом.

По главному фасаду театра пущены длинные горизонтальные полосы — своеобразная имитация в камне складками спадающего вниз театрального занавеса. Главный вход подчеркивают поддерживающие фонари, сплошная белая полоса балконов, металлические кронштейны, барельефы с изображением четырех муз. Эти и другие элементы вносят ритм и динамику во всю композицию. Входы отодвинуты вглубь здания, к ним с улицы ведет широкая лестница. Общая стилистика фасада здания схожа с прообразами петербургского и в чем-то скандинавского модерна.

Зрительный зал театра рассчитан на посадку 1345 человек. Архитекторы создали яркое художественно-образное решение для театра, в котором присутствует ощущение стилистического единства цвета, формы и пластики. Здесь все выдержано в тонах, характерных для старого здания МХАТ. Интерьер, отделанный деревом, бронзой и камнем, отлично передает атмосферу торжественности. Применение натуральных материалов дало выразительное, но сдержанное решение. Деревом облицованы стены фойе, зрительный зал, колонны и даже лифтовые двери. 

Мебель темно-зеленого оттенка гармонирует с облицовкой и островками зелени, выделенными подсветкой. В убранстве театра использован прием перетекающих пространств, здесь различные виды освещения изобретательно скрывают асимметричность внутренней организации, используются для акцентирования переходов из одного помещения в другое.

Известные актеры

  • Алексей Баталов (1953–1957)
  • Серафима Бирман (1911-1924)
  • Ричард Болеславский (1908-1914)
  • Михаил Чехов (1912-1928)
  • Алексей Дикий (1910-1928)
  • Татьяна Доронина (1972–1987)
  • Софья Гиацинтова (1901-1924)
  • Алексей Грибов (1924–1974)
  • Василий Качалов (1900-1948)
  • Константин Хабенский (с 2003 г.)
  • Евгения Ханаева (1947–1987)
  • Николай Хмелев (1924-1945)
  • Ольга Книппер (1898-1950)
  • Алиса Коонен (1906–1913)
  • Анатолий Кторов (1933-1980)
  • Татьяна Лаврова (1959—2007)
  • Леонид Леонидов (1903-1943)
  • Борис Ливанов (1924-1970)
  • Всеволод Мейерхольд (1898–1902)
  • Ирина Мирошниченко (с 1965)
  • Иван Москвин (1898-1946)
  • Вячеслав Невинный (1959—2009)
  • Андрей Попов (1973–1983)
  • Марк Прудкин (1924–1987)
  • Всеволод Санаев (1937-1943)
  • Ия Саввина (1977–2011)
  • Иннокентий Смоктуновский (1976–1994)
  • Виктор Станицын (1924–1976)
  • Ангелина Степанова (1924–1987)
  • Олег Табаков (1983—2018, также художественный руководитель)
  • Алла Тарасова (1924–1973)
  • Михаил Тарханов (1922-1948)
  • Аким Тамиров (? —1927)
  • Евгений Вахтангов (1911-1919)
  • Михаил Яншин (1924–1976)
  • Олег Ефремов (1970—2000, также художественный руководитель)
  • Евгений Евстигнеев (1971-1988)

Начало

В конце XIX века Станиславский и Немирович-Данченко хотели преобразовать русский театр в высококачественное искусство, доступное широкой публике. Они приступили к созданию частного театра, над которым у них был полный контроль (в отличие от попыток реформировать управляемый государством Малый театр , шаг, который дал бы им гораздо меньше творческой свободы). 22 июня 1897 года двое мужчин впервые встретились на Славянском базаре за обедом, который начался в 14:00 и закончился только в 8:00 следующего утра. В то время как подход Станиславского к театру вращался вокруг актерского процесса, Немировича гораздо больше интересовали литературные, интеллектуальные аспекты.

Их разногласия оказались взаимодополняющими, и они согласились первоначально разделить власть над театром, при этом Немирович отвечал за литературные решения, а Станиславский — за все производственные решения. Станиславский взял интервью у всех своих актеров, убедившись, что они трудолюбивы, преданы и талантливы. Он заставлял их жить вместе в общем жилье в течение нескольких месяцев, чтобы укрепить общность и доверие, что, по его мнению, повысит качество их выступлений. Система Станиславского, в которой он обучал актеров через актерские студии, которые он основал как часть театра, стала центральной в каждой постановке театра. Система сыграла огромное влияние на развитие актерского мастерства .

Первоначальная цель Станиславского и Данченко — создать «открытый театр», который мог позволить себе посетить каждый, была быстро разрушена, когда они не смогли получить адекватное финансирование ни от частных инвесторов, ни от Моссовета.

Личности основателей театра

«Театр должен быть народным», — говорил герой фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» в исполнении Евгения Евстигнеева. «Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец, театры профессиональные! И это правильно! Актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь кроме того актер должен где-то работать… Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала у шлифовального станка. Звание народного театра ко многому обязывает». Ну, это шутка народного режиссера Эльдара Рязанова… А какими же на самом деле были режиссеры Московского художественного театра?

Владимир Немирович-Данченко отличался умом и волей, дисциплинирующей талант. Своей творческий путь он начинал молодым журналистом, драматургом, романистом, критиком и теоретиком, но это лишь этапы его жизни. А основная творческая работа Немировича-Данченко отдана воплощению своей мечты о настоящем театре.

А Константина Станиславского, совмещающего обязанности директора, режиссера, актера и теоретика драматического искусства называли душой театра. В его книге «Работа актера над собой» описана система, которая известна всему миру как «система Станиславского» или «школа Станиславского». В частности, в ней Станиславский требует «упорно следить за тем, чтобы ученики на сцене всегда действовали подлинно, продуктивно и целесообразно и отнюдь не представлялись действующими. Все это не может дать хорошего результата и вызывает лишь желание лицедействовать, а не подлинно действовать». 

«Мы протестовали, — рассказывал Станиславский, — и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условий постановки, декораций, мы объявили войну всякой условности в театре, в чем бы она ни проявлялась: в игре, постановке, декорациях, костюмах, трактовке пьесы и прочее».

Эпоха Чехова

Но Антона Павловича Чехова открыл все-таки Немирович-Данченко, а не Станиславский. Именно Немирович-Данченко убедил Станиславского и труппу, что чеховская «Чайка» — это гордость русской драматургии, благодаря чему она была включена в репертуар театра и стала его путеводной звездой.

17 декабря 1898 года состоялась легендарная премьера спектакля. Пьеса в театре прошла с огромным успехом. Также все произведения Чехова — «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры», «Иванов» были поставлены в Художественном театре, а в качестве режиссера выступил Немирович-Данченко. В газете «Известия» от 26 октября 1938 г. в статье, посвященной 40-летию МХАТа, Владимир Немирович-Данченко писал: «Искусство чеховского театра воцарилось у нас настолько, что трудно было бы назвать какую-нибудь репетицию какой угодно пьесы, не только современной или классической русской, но и Шекспира или Софокла, где бы мы не использовали того творческого запаса, который накопился от работы над Чеховым».  В театре ставились также пьесы А. М. Горького («На дне», «Мещане»), А.К.Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович») и другие.

Но существует и еще одна, критическая сторона вопроса о «системе Станиславского», высказанная историком и автором книги «История русского театра» Н.Н.Евреиновым: «его система вызывает сомнение в основном своем пункте — подменить на сцене «театр» «живой, подлинной жизнью» (см. «Моя жизнь в искусстве»)». По его мнению, это сделать невозможно.

Может быть, в этом есть доля правды, ведь мы знаем много случаев, связанных с нашими гениальными артистами, которые так отдавались своему искусству, что умирали на сцене. Так, например, произошло с Андреем Мироновым, Виталием Соломиным. Александр Михайлов рассказывал, что играя роль Ивана Грозного, так входил в образ, что заболел, и отказался от этой роли, опасаясь за свое здоровье.

Источники

  • Банхэм, Мартин, изд. 1998. Кембриджский путеводитель по театру. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-43437-8 .
  • Бенедетти, Жан. 1991. Письма МХАТ . Нью-Йорк: Рутледж.
  • Бенедетти, Жан. 1999. Станиславский: его жизнь и искусство . Исправленное издание. Первоначальное издание вышло в 1988 году. Лондон: Methuen. ISBN  0-413-52520-1 .
  • Браун, Эдвард. 1982. «Станиславский и Чехов ». Режиссер и сцена: от натурализма до Гротовского . Лондон: Метуэн. 59-76. ISBN  0-413-46300-1 .
  • Булгаков Михаил . 1996. Черный снег: Театральный роман . Пер. Майкл Гленни. Лондон: Ходдер и Стоутон, 1967. Лондон: Коллинз-Харвилл, 1986, 1991, 1996.
  • Гаусс, Ребекка Б. 1999. Дочери Лира . Нью-Йорк: Питер Лэнг.
  • Магаршак, Дэвид. 1950. Станиславский: Жизнь. Лондон и Бостон: Faber, 1986. ISBN  0-571-13791-1 .
  • Смелянский Анатолий. 1999. Русский театр имени Сталина . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Станиславский, Константин . 1938. Актерская работа: Дневник студента. Пер. и изд. Жан Бенедетти. Лондон: Рутледж, 2008. ISBN  978-0-415-42223-9 .
  • Уайман, Роза. 2008. Система игры Станиславского: наследие и влияние в современном исполнении. Кембридж: Кембридж UP. ISBN  978-0-521-88696-3 .
  • Уорролл, Ник. 1996. МХАТ. Театрально-постановочные этюды сер. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  0-415-05598-9 .