Какая вера у молокан и чем она отличается от православия

Оглавление

Духовные практики

Молокане соблюдают законы Ветхого Завета в духе христианского Нового Завета . Все секты воздерживаются от употребления свинины, моллюсков или другой «нечистой» пищи, как это определено в Библии. Молокане считают субботу воскресеньем. Некоторые отказываются входить в состав присяжных или подавать иски против других членов церкви. Церковные службы, возглавляемые лектором , проводятся преимущественно на русском языке, но также и на старославянском языке , который был обычным для Православной Церкви. Мужчины и женщины сидят отдельно, и службы обычно довольно активны. Они не поклоняются святым и не поклоняются символам или изображениям, таким как иконы или кресты. поскольку молокане традиционно практикуют эндогамию и женятся в рамках веры.

Молокане в США

Именование

Известно, что молокане имеют разное написание фамилий в пределах одной семьи по нескольким причинам. 1. Когда молокане прибыли в Соединенные Штаты, иммиграционные чиновники неправильно написали имена некоторых фамилий, которые не могли читать кириллицу — например, «Сусоев» превратилось в «Susoeff», что на английском языке не произносится; и 2. Как и члены других пацифистских общин, некоторые молокане изменили написание своих имен, чтобы избежать депортации. Многие предпочли использовать американские версии своих имен. Таким образом, «Васили Букрофф» станет «Биллом», или «Уильям Букрофф», или «Иван Метчиков» станет «Джоном Митчеллом», а «Дуня Тикунова» станет «Джули Тайлер». Они также иногда используют «имена», которые не являются их официальными именами и основаны на прозвищах из детства в церкви, которые остались у людей во взрослом возрасте. Например, «Хейзел Валов» стал известен как «Перси Валов» за свою «настойчивость». Другой обычай именования, который может сбить с толку тех, кто не знаком с сообществом, практиковался молоканами, которые поселились в долине Гуадалупе, Мексика. Многие поселенцы приняли мексиканские версии своих имен, поэтому Родион Павлов стал «Родольфо Паблофф», и они назвали своих детей в соответствии с мексиканским форматом. Соответственно, вы увидите, что было бы русским именем вроде «Иван Павилович Паблов» (Иван, сын Павла (Павла) (Павлова)), чья девичья фамилия — «Самарин», превратиться в «Хуан Пабло Паблофф де Самарин» или « Хуан Самарин Паблофф «. Во всех этих случаях проследить семейный анамнез может быть очень сложно. В остальном они придерживаются общепринятой практики именования. Из русского надгробия можно многому научиться, который обычно возвращается к использованию русского протокола именования, независимо от того, какое имя использовал человек при жизни. Если переведен правильно, вы должны выучить имена отца и деда по мужскому надгробию. Если внизу он отображается на английском, то, скорее всего, не будет содержать информации.

Проблемы с законом

8 июня 1917 года Республика Аризона сообщила, что молоканская община в Глендейле, штат Аризона, отказалась регистрироваться в соответствии с законом о выборочной службе 1917 года . Вероятным результатом был бы арест мужчин-молокан, отказавшихся подписать приказ. Молокане утверждали, что их религиозные предписания запрещают им подписывать такое соглашение. Цари заставили их пойти в армию, и поэтому они бежали из России в Соединенные Штаты. Молокане опасались, что история повторится в Америке.

9 августа 1917 года газета The Daily Missoulian сообщила, что 35 молокан были арестованы и приговорены к одному году тюремного заключения каждый за нарушение Закона о выборной службе 1917 года. Тридцать три других молокан были арестованы за беспорядки за пределами тюрьмы; женщины ударили полицейских зонтами, и мужчину с ножом пришлось остановить. При вынесении приговора 35 молодым людям в зале суда происходила бурная картина, и некоторые участники были легко ранены во время подавления.

Восприятие молокан

Молокане в Соединенных Штатах казались американцам очень странными, а их религиозные обряды — странными. Молоканские колонии и общины называли культами, а американцы преследовали молокан, создав уничижительный термин «молоканские бездельники». Молоканам было дано это прозвище из-за их истории предотвращения государственных законов о браке и пацифистской системы убеждений.

История


Молокане. 1870-е

Время формирования молоканского движения достоверно неизвестно. Даже серьезные источники называют разное время. Так в словаре «Христианство» (1994) датой называются 60-70-е года XVIII века. Справочник «Современная религиозная жизнь России» (2003) называет рубеж XVII-XVIII веков.

Ряд исследователей считает, что движение духовных христиан, из которых выделилось молоканство, берет начало от Великого раскола РПЦ, а точнее — от беспоповцев. Историк баптизма М. С. Каретникова, считает, что духовные христиане вышли из секты Божьих людей — «первой секты на почве православия» и вполне правомочны вести свою историю от 1666 года — года Великого раскола.

По другой версии, молоканство (а точнее, духовное христианство) — следствие проповеди иностранца. В 1938 году издававшийся в США молоканский журнал «Солнце» опубликовал серию «Очерков истории русского протестантского религиозного движения» А. К. Дубового. Там говорилось:

«Духовное христианство появилось первоначально в селе Охочем Змиевского уезда Харьковской губ. в 1740 году. Вот как история повествует о начале молоканства и духоборчества

Пришел туда (в Охочее) — один престарелый иностранец, называвший себя отставным унтер-офицером, который, начав с осторожностью проповедовать новые мысли, основанные на Библии, собирал по вечерам людей и толковал им Слово Божие. В продолжении некоторого времени он давал им советы, помогал, улаживал раздоры, за что приобрел к себе доверие и любовь многих

По их просьбе согласился он остаться жить между ними, и, живя среди них, приобрел последователей. Таким образом зародилась община духовных христиан, — в последствии разделившаяся на два течения — духоборцев и молокан.

Некоторые полагают, что этот основатель духовного христианства у нас на Руси был квакер, что, хотя, подвержено сомнению; но нужно сказать, что как у духоборцев, так и у молокан, есть много сходственного в уставах и обрядах с квакерскими.

Кто бы он не был, но проповедник этот бросил семена Евангелия, вследствие чего к концу 1790 года религиозное пробуждение уже вовсю охватило Харьковскую губернию; оно рапространилось и по всей Екатеринославской и др. соседним губерниям».

Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина, из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

В 1830-х годах, по декрету Николая I, для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.

Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи, а именно по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день.

В конце XIX — начале XX века на территории Российской империи значительная часть молоканства влилась в русский баптизм, схожий с молоканством по вероучению, но имевший более проработанное и структурированное богословие. Основное отличие молокан от баптистов заключалось в небуквальном «духовном» понимании крещения и Вечери. Баптисты, используя Библию, убеждали молокан принять крещение буквально, что вело их к переходу в баптистскую общину.

В первые десятилетия распространения баптизма в России именно молоканство наряду со штундизмом являлись основной «питательной средой» для роста баптизма. В населенных пунктах, где были крупные молоканские общины (Тифлис, Самара, Пески Воронежской губернии, Благовещенск-на-Амуре и близлежащие села — Толстовка, Тамбовка, Гильчин и др.) появились крупные баптистские церкви. Значительная часть пионеров российского баптизма являлись выходцами из молокан.

Голос из глубины поколений

Молоканство — это последняя Ветвь Духовного Христианства, христианства древнего, характером и духом своим во многом апостольского на земле русской. Возможно, оно и есть тот «реликтовый» отголосок проповеди самого Апостола Андрея в Древней Руси или там, что предшествовало ей.

Летопись православного историка, чрез которого это событие дошло до нас, умалчивает о том, насадил ли Апостол на Руси христианство. Умалчивает сознательно – это видно из того, что, боясь открыто заявить, что проповедь Апостола была бесплодной, что должно следовать из этого умолчания, летописец подменяет апостольское благовестие сомнительным пророчеством о якобы будущем воцарении христианства на горах киевских. Кому это было выгодно, думаю ясно и без комментариев.

Потому что если все-таки принять, что насадил (ведь на то его, Андрея, Господь и избрал, и на то Апостолом поставил, и послал его в такую даль, чтобы он и в том краю вселенной насадил церковь Христову), то, наверняка, принесенное Апостолом христианство было далеко не таким, каким оно впоследствии вылилось у греков в Православие и было насильно насаждено во времена княжения Владимира в киевской Руси. Наверняка оно было таким же домашним, горничным в своем молитвенном служении, и таким же скромным в обиходной жизни, каким его видим у первых христиан, каким его видим у сегодняшних молокан и духоборцев.

Но это все из области домыслов, из области проецирования евангельского христианства на сегодняшний мир и сравнения себя с теми первыми. Фактов нет, нет летописей. История схоронила начало и происхождение Духовного Христианства на Руси. Но возможно не на историю мы должны пенять, а на тех, кто ее сохранял такой, точнее творил такой в угоду восседавшим на тронах, как это видно на примере летописей. Мы всегда видим лицо прошлого таким, каким нам его преподносят историки.

Но есть неписанная история, которую мало кто изучал (ведь людям подавай факты, документы). Эту историю не стереть и не переделать никаким «потопом» замалчивания и изничтожения, не уничтожить никакими «лобными местами». Эта история сквозит чрез сущность учения Духовного Христианства, она заявляет о себе артефактами быта жизни молокан, их традициями и обрядами, их мироощущением. Мы можем и должны взглянуть на свою историю не из пыльных архивных доносов приставов, участковых и злобствующих попов. Мы должны разглядеть нашу историю из самих себя, из своих корней, которые в нас так глубоки, что и поколения спустя, все равно говорят своей любовью к Богу, свободе, порядку, труду, гостеприимству. Они говорят и у тех, кто ушел в Православие, кто ушел в Протестантство и ничто не может заглушить этот голос, идущий из глубин десятков поколений. Я уже не говорю о том, что голос молоканских псалмов и напевов всегда звучит Певцом в наших душах.

Обычные дела (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Молокане России и других стран живут по своим правилам. Мирская жизнь так же объединяет их, как и духовная. Одеваются они единообразно. Женщины обязательно должны носить платки и длинные юбки. Мужчины не бреют бороды и надевают рубахи навыпуск. В поселениях строго соблюдают порядок и чтут традиции. Алкоголь не употребляют даже по праздникам. Не отмечают дни рождения. Да и вообще, не любят развлечений. Даже скромные радости, такие как чтение книг или просмотр телевизора, у молокан под запретом. Однако свадьбы они празднуют широко, несколько дней. Это и неудивительно. Ведь у них не принято разводиться, а значит, подобное торжество бывает у каждого только раз в жизни.

Дети ходят в общеобразовательные школы. Родители мало времени уделяют обучению отпрысков и не ругают за плохие отметки. Ведь их детям не придется поступать в институты, они останутся жить в поселении и будут заниматься крестьянским трудом. Конечно, желание материального благополучия не чуждо и молоканам. Поэтому мужская часть населения ездит на заработки в город, чаще всего нанимаются бригадами на ремонтные работы. Также молокане зарабатывают тем, что продают различные изделия, сделанные своими руками. Бывает, что молодежь покидает общину и уезжает в поисках лучшей и интересной жизни.

В наши дни молоканские общины можно встретить по всему миру. Есть они даже в США, Мексике, Канаде, Австралии, Украине. А вот молокан татарский — это вовсе не член сообщества, который проживает в Татарстане, а просто сорное растение. В России основным местом размещения молоканских общин является Краснодарский и Ставропольский край. Для некоторых представителей этих сообществ главным делом в наши дни являются не религиозные убеждения, а объединение и обособление с целью сохранения русских традиций и обычаев, а также жизнь по законам предков.

Молокане отличаются аллегорическим и символическим толкованием Библии

Существует несколько объяснений названию секты молокан. Так, например, утверждают, что молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами. Кроме того, говорят о том, что находясь в ссылке или тюрьме, молокане предпочитали есть молочную пищу. Дело в том, что им запрещено есть свинину, а его могли подложить в еду без их ведома.

Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1 Петра 2:2).

Фотографии реки Молочной. Существует версия, что свое название молокане получили от названия реки Молочной в Мелитопольском уезде, куда царские власти ссылали сектантов. Фото: sites.google.com

Какая вера у молокан можно понять, изучив основы их богословия. Так в отличие от некоторых других течений духовных христиан они высоко чтили Библию. При этом многие места из Священного Писания они толковали аллегорически и символически. В результате молокане отвергали внешние формы поклонения. Согласно их учению они:

  • признают поклонение Богу только «в духе и истине» (Иоан. 4:23);
  • не признают видимых икон и креста;
  • не признают почитание святых;
  • отрицают необходимость священнической иерархии, клира;
  • не совершают крестного знамения;
  • считают греховным употребление в пищу свинины и спиртного, табакокурение и употребление наркотиков.

И.А. Пашицкий и Н.А. Шевелев в 1862 и 1865 годах пытались сформировать вероучение молокан.

Никакого вероучительного документа молокане не создали. Об этом журнал «Духовный христианин», издававшийся в период с 1905 по 1917 год, писал так: молоканский «фундамент – есть внутренняя свобода совести; у нас нет никакого св. синода, который имел бы право составлять по баллотировке для нас правила вероучения (катехизис), выработанное на съезде по большинству голосов, а не какие либо другие катехизисы, составленные другими братьями».

В то же время И.А. Пашицкий и Н.А. Шевелев издали соответственно «Истинное христианское учение или вероисповедание духовных христиан» в 1862 году и «Вероисповедание духовных христиан, обыкновенно называемых молоканами» в 1865 году. В этих трудах они пытались выработать вероучение молокан.

Примечания

  1. ↑ . molokan.narod.ru. Дата обращения: 19 марта 2019.
  2. Сектанства. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. 1911 год.
  3. Юлия Попова. . (21.10.17). Дата обращения: 19 марта 2019.
  4. . bookscriptor.ru. Дата обращения: 7 октября 2019.
  5. ↑ .
  6. кандидат исторических наук Самарина, Ольга Ивановна. . . Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. Дата обращения: 19 марта 2019.
  7. . РИА Новости (20150525T1740+0300Z). Дата обращения: 19 марта 2019.
  8. .
  9. . . Дата обращения: 19 марта 2019.
  10.  (недоступная ссылка). www.tselinaraion.ru. Дата обращения: 19 марта 2019.
  11. Колупаев В. О русских в Лос-Анджелесе — по документам итальянского центра «Христанская Россия» в Сериате» // Ежегодник историко-антропологических исследований. М, 2013
  12. . www.molokane.org. Дата обращения: 19 марта 2019.
  13. . www.molokane.org. Дата обращения: 19 марта 2019.
  14. Lyubomir Мизеракль. . (10 мая 2012). Дата обращения: 19 марта 2019.

Литература[ | код]

  • Бирюков П. Песни, псалмы и гимны русских сектантов, рационалистов и мистиков // История русской литературы. Т. 1. М., 1908.
  • Бороздин А. К. Очерки русского религиозного разномыслия. СПб., 1905.
  • Буткевич Т. И. Русские секты и их толки. М. 2018.
  • Высоцкий Н. Г. Первый опыт систематического изложения вероучения и культа «людей божиих». М., 1917.
  • Дингельштедт Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. СПб., 1888.
  • Дубровин Н. Ф. Наши мистики-сектанты. Е. Ф. Татаринова и А. П. Дубовицкий // Русская старина, 1895, январь.
  • Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е г. XIX века — 1917 г.). М., 1965.
  • Костомаров Н. И. Воспоминания о молоканах // Отечественные записки, 1869, № 3.
  • Кулаков А.Е. Религии мира. — М.: Астрель, 2003. — ISBN 5-17-017645-7.
  • Матвеев В.А. Русская оседлость на Кавказе: особенности формирования во второй половине XVIII — начале XX вв.. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. — 240 с. — ISBN 978-5-9275-2997-1.
  • Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1983.
  • Плотников К. История и разбор учения рационалистических сект. Пг., 1914.
  • Пругавин А. С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1915.
  • Рождественский Т. С., Успенский М. И. Песни русских сектантов и мистиков. СПб., 1912.
  • Терлецкий В. Н. Хилиастические течения в русском сектантстве. СПб., 1912.
  • Тульпе И. А. Курс лекций «Христианское сектантство в России» для студентов-религиоведов кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ, 2001
  • Тульпе И. А. Христианство и изображение: опыт русского сектантства / И. А. Тульпе // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2008. — Т. 9. № 2. — С. 87-100
  • Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
  • Чухраєнко О. А. Молитовний будинок молокан в Астраханці // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 1, с. 27-29
  • Самарина, О. И. Общины молокан на Кавказе : история, культура, быт, хозяйственная деятельность. — Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Ставрополь, 2004.

Из-за гонений молокане были вынуждены расселиться по свету

Из-за гонений и притеснений, а также в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области, жившим в Закавказье молоканам пришлось искать новое место жительства. В 1921 году полномочный представитель РСФСР Буду Мдивани пытался пропагандировать среди молокан коммунизм, так как коммунисты считали ведших коллективное хозяйство молокан близких им.

Однако у молокан главным была их религия, поэтому они оставались равнодушными к пропаганде Мдивани. При этом молоканские общины переселялись из Турции в СССР. Последнее крупное переселение молокан из Турции в Ставропольские степи произошло в 1962 году, так как в стране, где доминирует ислам, жить стало небезопасно.

Видеролик: Молокане Ставрополья ( г. Михайловск ). На 27 секунде автор начинает собрание Ставропольских молокан, потомков последних молока, переселившихся в 1962 году в СССР

В 1920-х годах молокан стали призывать в турецкую армию. В результате большинство молокан в 1920-е годы переселились в США, Канаду, Чили, Новую Зеландию, Маньчжурию. Часть молокан перебралась в СССР. Последняя волна молокан прибыла в СССР в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Их поселили в Ставропольском крае и Астраханской области, где они и их потомки живут до сих пор.

1962
в этом году состоялось последнее крупное переселение молокан в СССР

В Ставропольском крае проживает достаточно большое количество представителей молокан. На сегодняшний день общины молокан существуют в Ставропольском крае:

  • сёла Преображенское, Ачикулак, Казьминское, Кочубеевское, Ивановское, посёлок Иноземцево;
  • города Будённовск (бывш. Карабаглы, Святой Крест, Прикумск), Изобильный, Михайловск и других.

Молокане в Мексике, фото 1947 год. В наше время молокане живут по всему миру, в том числе в США и Мексике. Фото: rabkor.ru

Кроме того, правительство СССР выделило молоканам, переселявшимся из-за границы, целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Там и в настоящее время есть активные молоканские организации.

В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад). На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 2 тысяч регулярно посещают молоканские служения.

Духовные христиане — молокане (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Ссылая представителей этого религиозного направления, правительство боялось неповиновения. Ведь если молокане не соблюдают церковных правил, то, возможно, они будут бунтовать и против власти. Хотя, как оказалось, это спокойные люди, предпочитающие жить обособленно. У них есть духовный лидер — пресвитер. И хотя единого толкования Священного Писания у них нет, все молокане стремятся к духовному развитию, изучают слово Божие и стараются не делать ничего плохого. Издавна существовало несколько групп: духовные, евангелисты, максимисты, старопостоянные и другие. Они различались своим толкованием и восприятием Библии. Но всех их можно разделить на две большие группы. В одной религиозные учения трактуют буквально, в другой — иносказательно. Представители всех групп мирно уживаются друг с другом и некому не навязывают своего мировоззрения.

Количество молокан в России и мире не велико

Молокане никогда не принадлежали к многочисленным сектам. Так на 1 января 1912 года, по сведениям Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи, составляло 399.565 человек. В настоящее время распределение молокан по странам и их численность (в тысячах человек) следующая:

  • США — 10 000;
  • Мексика — 2 000;
  • Россия — 50 000 – 100 000;
  • Украина — 10 000 – 20 000;
  • Грузия — 5 000 – 15 000.

Баптистское крещение, г. Минусинск, 1907 год. Молокане стали «питательной средой» для появления и развития в России баптизма. Фото: upload.wikimedia.org

Необходимо отметить, что в конце XIX — начале XX века на территории Российской империи многие молокане стали баптистами. Баптизм схож с молоканством по своему вероучению, но в нем более проработанное и структурированное богословие.

От молока баптисты отличаются тем, что они небуквально понимают крещение и Вечерь. Молокане же их призывать исключительно лишь в «духовном» смысле. Баптисты, используя Библию, убеждали молокан принять крещение буквально, что вело их к переходу в баптистскую общину.

Молоканство стало питательной средой для появления в России баптизма.

Именно молоканство в первые десятилетия распространения баптизма в России стали резервом для его роста. В населенных пунктах, где были крупные молоканские общины (Тифлис, Самара, Пески Воронежской губернии, Благовещенск-на-Амуре и близлежащие села — Толстовка, Тамбовка, Гильчин и др.) появились крупные баптистские церкви.

Что же касаться Русской Православной Церкви, то она всегда резко отрицательно относилась к разного рода сектам, отколовшимся от православия. Это отношение сохраняется и в наши дни.

Молокане — это одно из ответвлений духовного христианства.

Молокане представляют собой одну из ветвей так называемого духовного христианства. Кроме того этнографы выделяют молокан в особую этнографическую группу. Под духовным христианством понимают общее название различных русских сект, отделившихся от православия.

Для духовных христиан характерно аллегорическое толкование Библии, отрицание православного богослужения, отрицание церковной иерархии, приближение к народной традиции (в том числе песенной), в повседневной жизни стремление более строго придерживаться библейских заповедей.

В дореволюционной России духовные христиане относились к рационалистическим сектам, современное же религиоведение с такой классификацией несогласно.

Молокане. 1870-е. Молокане относятся к ветви так называемых «духовных христиан». РПЦ считает их сектой. Фото: baptistru.info

Как религиозное течение молокане близки к евангельскому протестантизму. В Российской империи эту секту отнесли к «особо вредным ересям». Она преследовалась вплоть до принятия Александром I в 1803 году указов, давшим молоканам некоторую свободу. Это дало повод представителям этой секты утверждать, что существует царский указ «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года.

Основанием этой уверенности послужила хранившаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, «государственном совете», который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе. Она стала поводом для проведения молоканами юбилейного съезда в июле 1905 года в селе Воронцовка Тифлисской губернии.

Молокане не имеют единого вероучения и не представляют собой единую церковь.

С точки зрения религиоведения молокане не представляют собой единую церковь. Это скорее религиозное движение, имеющее один корень. При этом участники этого движения имели различия во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках.

Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), «дух-и-жизники» (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.

Император Всероссийский Александр I. Император Александр благоволил молоканам, что дало им повод утверждать о существовании императорского указа, дарующего им свободу вероисповедания. Фото: upload.wikimedia.org

Во второй половине XIX века и в начале XX века молокане стали распространителями баптизма особенно в южнороссийских губерниях, на Кавказе, в Закавказье, а также Дальнем Востоке. Значительная часть лидеров баптистов и евангельских христиан тех времен, например Никита Исаевич Воронин и Илья Андреевич Голяев выросли в молоканских семьях.