Алексий московский

Оглавление

Житие святого

Его жизнь не просто пересказать в нескольких словах, так как она была наполнена различными событиями. За весь свой земной путь он был удостоен чести соприкасаться с влиятельными представителями христианства, отыгравшие в ней значительную роль.

Относительно даты рождения, то нет точных сведений. Известно, что случилось это в конце 13 века в Москве в семье боярина Бяконта. Еще в раннем возрасте Господь послал ему известие про истинное его предназначение. В 15 лет он определился с решением идти в монахи.

С тех пор житие святителя Алексия Московского было связано с Московским Богоявленским монастырем. Тут он провел около 20 лет, мирно следуя всем православным канонам и традициям иноческих подвигов. Начальниками данной обители были достаточно известные люди, которые не раз доказывали свою преданность Господу.

В сан митрополита его возвели в качестве исключения за его духовные достоинства и добродетельную жизнь. Это был период смуты, но он не оставлял свою паству, постоянно о ней заботился. Для того, чтобы хоть как-то унять народ, он не раз обращался за помощью к высшим духовным наставникам.

Был случай, когда он возвращался по морю, то буря чуть не разрушила его корабль и не потопила всех. В тот момент он дал обет о том, что построит храм в случае благоприятного исхода ситуации. Буря утихла и корабль пристал к берегу. Длительное время он проводил работу и по обустройству новых мест пребывания монахов:

  • Чудов в Московском Кремле;
  • монастырь Спаса Нерукотворенного Образа на Яузе;
  • Константино-Елинская обитель во Владимире;
  • Нижне-Новгородская Благовещенская.

Прожил он 78 лет и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. День памяти святителя Алексия Митрополита Московского выпадает на несколько дат. Вот они:

  • 25 февраля;
  • 2 июня;
  • 6 июля;
  • 12 августа;
  • 9 сентября;
  • 23 сентября;
  • 18 октября.

Многие верующие идут именно в эти дни к святому для того, чтобы попросить о самых заветных желаниях. Есть мнение, что молитвенные обращения в эти дни имеют особую силу.

Основные сведения из биографии

С 15 до 16 лет парень работал иподиаконом, то есть церковнослужителем, архиепископа Нарвского Павла.
В 16 лет он перешёл на службу с Валаамского храма в Александро-Невский собор, где год служил алтарником и ризничим.
В 1946 году семнадцатилетний церковнослужитель в связи с переездом снова устроился работать в другой храм. Теперь им стал Семёновский храм. В нём Алексий, как и в прошлом, проработал год, только теперь в сане псаломщика.
В этом же сане с 1947 года церковнослужитель работал в Казанской церкви.
В 17 лет Алексий II сдал экзамен в Ленинградскую духовную семинарию, но не смог начать там обучение, так как являлся несовершеннолетним. Алексий был принят в семинарию только через год, в 1947. Церковнослужитель проучился в семинарии три года вместо пяти, потому что при поступлении пропустил первые два класса и попал сразу в третий.
В 1949 году парень поступил в Духовную академию, расположенную в городе Ленинград.
В 1950 году, в возрасте 21 года, Алексий II был посвящён в сан пресвитера и начал служить в Богоявленском храме, где и продолжал работать на протяжении всей учёбы в академии.
В 1953 году Ридигер окончил академию и получил звание кандидата богословия.
В возрасте 28 лет Алексий II перевёлся со службы в Богоявленском храме на службу в Успенский Собор, находящийся в Эстонии. Спустя год службы в этом храме священник получил сан протоиерея.
В 1961 году, в возрасте 32 лет, священнослужитель постригся в монахи. Решение о переходе из белого духовенства в чёрное Алексий принял ещё в 1959 году, сразу после смерти своей матери. Спустя полгода после принятия монашества Алексий был возведён в сан архимандрита.
На протяжении 70-ых годов XX века церковнослужитель сотрудничал с органами КГБ (Комитета государственной безопасности) для того, чтобы, как он сам утверждал, «спасти православие». В этот период Алексий успел сделать многое. Он положительно высказался о лишении Солженицына гражданства Советского Союза и основал общество под названием «Родина», которое служило прикрытием для основной деятельности церковнослужителя и его сторонников. Также в 70-ые годы священнослужитель являлся тайным агентом, о чём свидетельствует сходство биографических сведений Алексия II и агента Дроздова, информация о котором была добыта из секретных материалов Комитета госбезопасности. Однако с этим мнением не все исследователи могут согласиться, и вопрос о сотрудничестве будущего патриарха с КГБ и целях подобного сотрудничества до сих пор остаётся открытым.
Помимо церковной деятельности Алексий II также занимался политической деятельностью: в 1989 году будущий патриарх стал народным депутатом Советского Союза.
В 1990 году митрополит был избран на должность патриарха Московского путём проведения голосования между членами Поместного собора.
В 1996 году патриарх Московский и всея Руси принял участие в инаугурации Бориса Николаевича Ельцина.
Через год, в связи с открытием сайта патриархии города Москвы в сети Интернет, Алексий Михайлович направил приветствие пользователям сайта

В данном обращении говорилось о том, почему важно в современности служителям церкви осваивать пространство Интернета
Весной 2008 года патриарх направил обращение Дмитрию Медведеву, победившему на выборах в президенты Российской Федерации. В этом обращении содержались развёрнутое поздравление Медведева с победой, а также благодарность Владимиру Владимировичу Путину за внесённый вклад в судьбу страны.
В мае того же года патриарх Алексий II осуществил священный молебен в связи с вступлением Дмитрия Анатольевича Медведева на должность президента Российской Федерации.
В ноябре 2008 года митрополит присутствовал на встрече с делегатами патриархии из Грузии

Встреча была организована в Москве после урегулирования политического конфликта между Россией и Грузией.
В 2008 году патриарх провёл своё последнее богослужение, после которого (в ночь с 4 на 5 декабря) умер. Долгое время многие известные личности, журналисты, церковнослужители и обычные люди выстраивали собственные предположения о причинах смерти церковнослужителя. Точные обстоятельства смерти экспертами выяснялись целый год, и, наконец, в сентябре 2009 года было сообщено, что причиной смерти митрополита стал удар затылком в туалете.

Князь Тверской в плену

Как пишет историк Русской Церкви Карташев, «политика, как известно, есть такая область, в которой трудно бывает соблюсти этическое равновесие», и приводит историю с пленением тверского князя Михаила Александровича.

Дмитрий Донской и митрополит Алексий к тому моменту, а это шестидесятые годы XIV века, активно строили московский каменный Кремль. И он, по мысли князя и святителя, был не только мощным оборонительным укреплением, но и четким политическим символом. В стенах кремля Дмитрий Иванович принимал присягу от удельных князей. Кто-то давал её добровольно, а кто-то — нет.

Михаил Александрович Тверской и вовсе подался к литовскому князю Ольгерду, намереваясь положить конец владычеству Москвы. Мир в итоге был заключён, но Москва хотела лишить тверского князя всякой реальной власти. Дальнейшие события в летописи приводятся так: «князь великий Дмитрий Иванович со отцем своим пресвященным Алексием митрополитом зазваша любовию к себе на Москву князя Михаила Александровича Тверского, и потом составиша с ним речи, таже потом бысть им суд на третей на миру в правде: да (потом) его изымали, а что были бояре около его, тех всех поимали и розно развели».

В итоге Михаила пришлось выпустить, и он попытался отомстить в 1378 году осадив Москву, но тут Кремль сыграл роль уже не символа, а военного укрепления, именно за его стенами и удалось скрыться митрополиту и князю.

Статьи на Православие.Ru

История свидетельствует: во время эпидемий градус агрессивности повышается, и поэтому позиция святителя Тихона – прежде всего соблюсти заповедь о любви к врагам – так актуальна сегодня.

20 мая / 2 июня 2013 г. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:17:48 мин. Размер 56.1 Mb)

19 мая / 1 июня 2013 г. Суббота 4-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:41:53 мин. Размер 116.6 Mb)

Молитвы

Тропарь, глас 8

Яко Апостолом сопрестольна, и врача предобра, и служителя благоприятна, к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, Богомудре чудотворче, сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем, в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, таковую благодать тебе даровавшаго исцелений и граду твоему великое утверждение.

Ин тропарь, глас 4

Апостольских преемников, архиереев сопрестольниче, России всея пастырю и учителю, всеблаженне отче Алексие, Владыце всех молися мир пастве твоей даровати, и спасение душам, и велию милость.

Ин тропарь, глас 3

Свыше от Бога глас глаголющ услышав, от юности подвизався, мудре, в молитвах, и во умилении, и слезах, во бдениих же и пощениих образ быв добродетели, отонюдуже и дом Духу Пречистому явися. Сего ради Русския митрополии архиерейским саном почтен быв, Христово стадо упасл еси добре, еретическая нападения, не усумнеся, отрази и церкви воздвиже Христови, святителю Алексие, иночествующих лики собра и сих Христови привел еси. Умре же, явися, яко спящ, цел, соблюден бысть пред многими леты, подавая цельбы болящим. Тем молим тя: моли Христа Бога спасти град твой Москву неврежден и страну и православныя люди по велицей Его милости.

Кондак, глас 8

Яко солнце незаходимое, от гроба воссия нам, от мног лет сокровены честным твоя мощи нетленны, святителю Алексие, тобою благодать приемлем: всю бо страну сию и вся ны чудесы и добротою обогащаеши, действом благодати, да поем ти: радуйся, отче, светило России.

Ин кондак, глас 3

Яко светоносная память святителя всем разруши уныние и свет облиста Небесных Даров, всех созывающи на веселие: от Бога бо, святителю Алексие, благодать обрете прогонити недуги и вся человеки исцеляти, и мнихом же степень (монахам же путь) показася.

Молитва 1-я

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей; благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси; монашествующия к подвигом добраго течения укрепи; град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани; старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих ко святой иконе твоей, усердно припадающих и молящихся тебе, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о, богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райский, всезлатая уста слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа, Бога нашего, да в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.

Молитва 2-я

О священнейший отче, святителю Христов Алексие, пастырю и учителю наш, не отрини нас (имена), с верою притекающих к твоему заступлению, но скоро потщися помолитися Царю царствующих и Господу господствующих, да избавит стадо Свое от волков, губящих е, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа и труса, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, от глада же и губительства, потопа и меча, и огня, и напрасныя смерти, и якоже исцелением от слепоты царицы агарянския спасл еси отечество твое, тако помилуй и нас, умом, словом и делом во тьме греховней сущих, и избави нас гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст нам пожити в веце сем и на Страшнем судище Своем сподобит деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Использованные материалы

  • Фрагмент статьи I тома «Православной энциклопедии»

  По др. сведениям — Симеон.

  ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123–124

  ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 121

  ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61

  ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 87

  Митрополит Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 426–428

  РИБ. Т. 6. Прил. 24. Стб. 139–140

  полный перечень см.: ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123

  Рождественский В. Историческое описание Серпуховского Владычного общежитийного девичьего монастыря. М., 1866. С. 116; Клосс. С. 38, 40, 41

  ср.: Ушакова Е. Краткий исторический очерк Алексеевского монастыря. М., 1877. С. 7–9; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 119; Баталов. С. 28, 323

  ПСРЛ. Т. 25. С. 180; ср.: Т. 15. Вып. 1. Стб. 66

  Кучкин В. Святитель Алексий, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 120–121

  ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 120–121

  ГИМ. Чуд. № 18. Л. 165 об.– 167

  БАН. Собрание епископа Павла (Доброхотова). № 18. Л. 205

  напр., в Ефросинове сборнике – РНБ. Кир.-Бел. 6/1083 Л. 327 об.– 336 об.; РГАДсвт. Алексий РО МГАМИД. № 453. Л. 304–309 об.

  ГИМ. Увар. № 589–4 (Царск. № 361). Л. 64 об.– 69 об.

  оригинал и копия грамоты воспроизведены фототипически в приложении к изд.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа / Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси; Фототип. изд. Леонтия, митрополита Московского. М., 1892

Алексий Московский едет в Орду лечить от глазной болезни ханшу Тайдулу

К 1357 году слухи о выдающихся достоинствах русского митрополита достигли Орды, и его пригласила, надеясь на излечение, страдавшая от глазной болезни ханша Тайдула. По молитвам святителя правительница получила исцеление и освободила Церковь от ордынских поборов. В благодарность за это святителю пожаловали землю в Московском Кремле, где располагался постоялый двор для ордынских послов. Здесь Алексий основал Чудов монастырь.

В Москве к тому времени митрополит Алексий пользовался огромным влиянием и фактически был соправителем государства. Именно по его почину в 60-е годы XIV века началось строительство белокаменного Кремля, бывшего до той поры деревянным. Помимо Спасо-Андроникова, святитель благословил основание знаменитых Чудова и Симонова монастырей в Москве, а также Введенского Владычного монастыря в Серпухове, способствовал введению практики общежительных обителей, которые в эту эпоху в разных точках страны основывали ученики преподобного Сергия Радонежского.

Достижения

Митрополит Алексий прилагал много усилий для основания монастырей, назначил 21 епископа. Одна из обителей, Спаса Нерукотворного Образа, была основана по обету, который он дал, возвращаясь в 1356 году из Константинополя. Корабль попал в страшную бурю, которая грозила потопить всех плывущих на судне. Алексий молился Господу и дал обещание построить монастырь, посвященный святому того дня, когда он окажется на суше. В память исцеления Тейдулы был основан Чудов монастырь в Московском Кремле.

Были построены или восстановлены древние обители в городах:

  • в Нижнем Новгороде;
  • Владимире;
  • Серпухове.

В 1360 году в Москве был основан женский Алексеевский монастырь, игуменьями которого были его сестры – Евпраксия и Иулиания. Алексий способствовал утверждению Византийского монастырского устава, регламентирующего жизненный порядок иноков.

Святитель оставил потомкам грамоты, поучения переводы. В Чудовом монастыре хранится его перевод Евангелия с греческого языка. В церковных текстах Алексий именуется «святителем Московским и Всея Руси чудотворцем».

Смерть и канонизация Митрополита Алексия Московского

Святитель окончил свой земной путь в 1378 году и был погребен близ алтаря главного храма Чудова монастыря при большом стечении народа, в присутствии великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского) и его сыновей. Спустя около полувека митрополита Алексия канонизировали и обрели его мощи, которые пребывали в Чудовом монастыре вплоть до начала XX века.

После закрытия и полного уничтожения обители святым мощам грозила гибель, однако, к счастью, они пережили эпоху самых серьезных гонений на Церковь и в 1947 году были помещены в Богоявленский собор в Елохове, бывший до восстановления храма Христа Спасителя кафедральным собором Москвы.

Монастырская жизнь

Предположительно в $19$ лет он постригся в монахи в Богоявленском монастыре Загородья. Постриг проводил старший брат Сергия Радонежского Стефан. После пострижения Алексий до $40$ лет жил монахом, об этом отрезке жизни известно немного.

Готовые работы на аналогичную тему

Прохождение государственной гражданской службы в Российской Федерации Реферат, Право и юриспруденция проверена на уникальность 400 P. 15 страниц

Государственный контракт Курсовая работа, Право и юриспруденция проверена на уникальность 400 P. 29 страниц

ТГП Функции Государства Курсовая работа, Право и юриспруденция проверена на уникальность 500 P. 36 страниц

Митрополит Филипп и его подвиг Реферат, История проверена на уникальность 200 P. 19 страниц

Митрополит Филипп и его подвиг Реферат, История проверена на уникальность 224 P. 20 страниц

государственная гражданская служба Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление проверена на уникальность 500 P. 34 страницы

Государственная деятельность императора Николая 2 Реферат, Государственное и муниципальное управление проверена на уникальность 70 P. 10 страниц

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Отметим только, что у Алексия однозначно имелись связи с великокняжеским двором.

Сайты приходов:

Воронежская епархия:

Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронеж

Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всей Руси с. Нижнее Турово

Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка

Московская епархия (городская):

Храм Живоначальной Троицы в Листах г. Москва

Храм святителя Николая Мирликийского в Троекурово г. Москва

Храм Преображения Господня в Богородском г. Москва

Храм в честь Святителя Алексия митрополита Московского в Северном Бутове г. Москва

Храм свт. Алексия Московского дер. Исаково

Храм «Тихвинской» иконы Божией Матери и святителя Алексия митрополита Московского при ЦКБ г. Москва

Храм митр. Алексия Московского г. Москва

Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москва

Храмовый комплекс Алексия, митрополита Московского и иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» дер. Исаково

Храм свт. Филарета Московского г. Зеленоград

Храм митр. Алексия Московского в Рогожской слободе г. Москва

Храм Троицы Живоначальной дер. Горетово

Храм свт. Алексия, митрополита Московского г. Москва

Покровский храм с. Кучки

Покровский храм д. Алексино

Храм Рождества Христова в Митино с. Рождествено

Московская епархия (областная):

Знаменский храм дер. Лисинцево

Храм Алексия, митрополита Московского дер. Середниково

Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Долгомостьево

Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье

Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово

Храм Троицы Живоначальной дер. Чашниково

Алексиевский храм дер. Алферово

Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липитино

Тихвинский храм с. Авдотьино

Введенский Владычний женский монастырь г. Серпухов

Алексиевский храм г. Егорьевск

Храм Алексия, митрополита Московского дер. Алферово

Храм св. Алексия Московского в Стреглово дер. Горки

Собор Николы Белого г. Серпухов

Алексиевский храм дер. Малые Петрищи

Собор Троицы Живоначальной г. Щелково

Нижегородская епархия:

Храм прп. Сергия Радонежского пос. Выездное

Храм трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы г. Нижний Новгород

Санкт-Петербургская епархия:

Храм свт. Алексия, Митрополита Московского, что на Семеновском плацу г. Санкт-Петербург

Храм святителя Алексия, митрополита Московского пос. Лахта

Александровская епархия:

Храм Иконы Божией Матери «Казанская» с. Заречье

Храм Николая Чудотворца с. Филипповское

Храм Бориса и Глеба с. Волохово

Два посольства

Первое – от Феогноста с прошением о рукоположении Алексия, во второй делегации был сам Алексий. Стоит отметить, что даже через год «проверки» Алексия и его назначения на митрополичью кафедру, патриарх Филофей выдал следующую резолюцию: «Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о нем (Алексие) и ради добродетельной и богоугодной жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из (клириков) сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские».

Так, в 1354 году Алексий стал главой русской митрополии

Осторожность греков вполне понятна, они ещё со времен Андрея Боголюбского наблюдали активные попытки русских сделать свою церковь максимально автономной и независимой от Константинополя. И поставление на митрополичью кафедру русского было одним из таких шагов

По сути, как отмечает историк Карташев, Русская Церковь превращалась в Церковь сугубо национальную, а для Констанинополя такой процесс был сигналом того, что греки постепенно утрачивают своё религиозное, а, следовательно, политическое влияние на Русь. Стоит подчеркнуть, что Церковь в то время была и религиозным, и политическим институтом, и инструментом Византийской империи.

Алексий Московский активно участвует в объединении русских земель

Активно участвовал митрополит во внешнеполитической деятельности Московского княжества, заключавшейся в попытках объединения русских земель для борьбы с ордынским игом. Так, он был одним из инициаторов союза Москвы с Великим Новгородом. При нем впервые стали скрепляться митрополичьей печатью договоры и соглашения между князьями. Ставил свою печать он и на других важнейших документах — в частности, определявших внутреннюю жизнь княжества.

В качестве митрополичьей резиденции святитель выбрал подмосковное Черкизово с деревянным Ильинским храмом — ближайшим к нему селом было Измайлово. Впрочем, существовало ли последнее в то время, доподлинно не известно.

Популярное за 7 дней

О силе молитвы «Да воскреснет Бог»
26.09.21 23:09

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
23.09.21 13:12

Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Феодора Александрийская: 3 предостережения от блудного греха
24.09.21 09:48

Чудо природы – разноцветные скалы Чжанъе Данксиа
23.09.21 12:38

Священный Синод РПЦ: Патриарх Варфоломей более не имеет права представлять себя лидером мирового Православия
24.09.21 16:36

Молитвы

Тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, на обретение мощей, глас 2

Я́ко сокро́вище пребога́тое, многоле́тно в земли́ сокрове́нное,/ честны́я мо́щи твоя́ обрето́шася чудоточа́щия,/ всеблаже́нне о́тче святи́телю Алекси́е:/ от ни́хже врачевство́ прие́млюще, обогаща́емся/ и Христа́ славосло́вим, глаго́люще:// сла́ва прославля́ющему святы́я Своя́.

Кондак святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, на обретение мощей, глас 8

Я́ко со́лнце незаходи́мое, от гро́ба возсия́ нам/ от мног лет сокрове́ны честны́я твоя́ мо́щи нетле́нны,/ святи́телю Алекси́е,/ тобо́ю благода́ть прие́млем:/ всю бо страну́ сию́ и вся ны чудесы́ и добро́тою обогаща́еши,/ де́йством благода́ти, да пое́м ти:// ра́дуйся, о́тче, свети́ло Руси.

Молитва святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси

О, свяще́ннейший о́тче, святи́телю Христо́в Алекси́е, па́стырю и учи́телю наш, не отри́ни нас (имена), с ве́рою притека́ющих к твоему́ заступле́нию, но ско́ро потщи́ся помоли́тися Царю́ ца́рствующих и Го́споду госпо́дствующих, да изба́вит ста́до Свое́ от волко́в, гу́бящих е́, и вся́ку страну́ христиа́нскую огради́ и сохрани́ святы́ми твои́ми моли́твами от мирска́го мяте́жа и тру́са, наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да же и губи́тельства, пото́па, и меча́, и огня́, и напра́сныя сме́рти, и я́коже исцеле́нием от слепоты́ цари́цы ага́рянския спасл еси́ оте́чество твое́, та́ко поми́луй и нас, умо́м, сло́вом и де́лом во тьме грехо́вней су́щих, и изба́ви нас гне́ва Бо́жия и ве́чныя ка́зни, я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию, Свои́м же милосе́рдием и благода́тию, Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст нам пожи́ти в ве́це сем и на Стра́шнем суди́ще Свое́м сподо́бит десна́го стоя́ния со все́ми святы́ми. Ами́нь.

Литература

  • . Святый Алексий, митр. Киевский и всея России // ПрТСО. 1848. Ч. 6. С. 89–128;
  • Каменский А. Святитель Алексий // Странник. 1894. Авг. С. 421–444; Сент. С. 1–25; Окт. С. 197–211; Нояб. С. 405–421; Дек. С. 601–618;
  • Муретов М. Д. Церковно-практическое и научно-богословское значение славянского перевода Нового Завета в труде святителя Алексия, митрополита Киево-Московского и Всероссийского // БВ. 1897. Нояб. С. 177–199; Дек. С. 375–414;
  • Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. К., 1913. С. 318–466;
  • Лихачев Н. П. Два митрополита // Сб. ст. в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913. С. 1–8;
  • Орешников А. Перстень св. Алексея митрополита // SK. 1928. Т. 2. С. 171–186;
  • Карташев. Очерки. Т. 1. С. 307–323;
  • Семенченко Г. В. духовная грамота митрополита Алексея: (К изучению истории раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси) // Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981;
  • Флоря Б. Н. Борьба московских князей за смоленские и черниговские земли во 2-й пол. XIV в. // Проблемы исторической географии в России. М., 1982. Вып. 1;
  • Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 242–256;
  • Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митр. всея Руси // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 25–34;
  • он же. Житие Алексея митрополита // Там же. С. 243–245;
  • Мейендорф И. Ф., прот. Византия и Московская Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей XIV в. П., 1990;
  • Пентковский А.М. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV в. // Символ. 1993. № 29. С. 217–238;
  • Петров Д. А. Утраченные памятники архитектуры XVI в. в новгородских монастырях // Новгородские древности. М., 1993. (Архив архитектуры; Вып. 4). С. 186–192;
  • Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. М., 1996;
  • Шевченко И. И. Некоторые замечания о политике Константинопольского Патриархата по отношению к Восточной Европе в XIV в. // Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6;
  • Макарий. История РЦ. Кн. 3; Клосс Б. М. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 38–48;
  • Кучкин В.А. Первая договорная грамота Дмитрия Донского с Владимиром Серпуховским // Звенигород за шесть столетий. М., 1998;
  • Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998. С. 199–217;
  • Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 191–195;
  • Петров Д.А. Проблемы исторической топографии Новгорода. М., 1999. С. 57;
  • Афанасьева Т. И. Литургия преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции XII–XV вв.: (Лингвотекстол. анализ): АКД. СПб., 2000. С. 10, 18–19.

Краткое жизнеописание

Митрополит Алексий внес существенный вклад в развитие и укрепление православной веры на русских землях, сумел смягчить влияние татарских ханов на церковь.

Происхождение

Боярин Федор Бяконт в 1300 году переехал в Москву после опустошения Чернигова войском татарского хана Батыя. В 1304 году у него родился первенец, нареченный Елевферием. Крестным отцом Елевферия стал преемник московского князя Даниила Александровича: Иван Калита (годы княжения 1325-1340).

Выбор жизненного пути

О своем жизненном предназначении будущий митрополит узнал подростком.  Однажды, расставив в лесу силки для ловли певчих птичек, он спрятался в кустах и незаметно для себя впал в сонное состояние. Сквозь дрему Елевферий услышал голос, изрекший ему, чтобы он не занимался ловлей птиц, а приготовился быть ловцом людей.

Монашеский период

Подросток приобщился к церковному богослужению, а в 15 лет объявил отцу, что хочет стать монахом. В 20 лет он был пострижен в монахи игуменом Московского Богоявленского монастыря, получив имя Алексий. В течение 20 лет житие Алексия проходило под руководством старцев Геронтия и Стефана.

Наследник Ивана Калиты, старший сын – Симеон Иванович Гордый (годы княжения 1340-1353), также благоволил к Алексию. Умирая от чумы, он завещал праведному Алексию быть советником своим сыновьям, Ивану и Андрею.

Предстоятель Киевский и всея Руси, Феогност, был посвящен в митрополиты в 1328 году в Константинополе. Он был убежден, что его преемником должен быть священнослужитель, прошедший испытание монашеством. Алексий, обладавший незаурядным умом, знаниями, дипломатическими способностями, был выбран Феогностом, как самый достойный на эту должность. Для обретения опыта руководства Церковью он назначил Алексия в 1350 году епископом Владимирским.

Константинополь

В 1353 году умер от чумы митрополит Феогност. После его смерти в Русской Церкви началась борьба за обладание титулом митрополита Киевского и всея Руси. Звание предстоятеля было учреждено после крещения Руси в 988 году, когда новая Церковь стала частью Константинопольского патриархата. Местонахождение митрополита было определено в Киеве.

В результате татаро-монгольского нашествия Киев был сожжен в 1299 году. Местопребыванием предстоятеля Русской Церкви стал Владимир, а затем Иван Калита перенес резиденцию митрополита в Москву, с сохранением титула.

Соискатели в одно время явились к Константинопольскому патриарху, чтобы разрешить спор. Оба конкурента жаждали подтверждения титула митрополита Руси. Разногласия сохранились относительно Киева. Через 2 года митрополиты снова вынуждены были обратиться к патриархату для разрешения конфликта. По вердикту Каллиста, за Романом была закреплена Литва и Малая Русь, но тот не подчинился и обосновался в Киеве, подчинив себе епархию.

По прошествии 5 лет Алексий обратился в Константинопольский синод, с требованием заставить Романа уйти из Киева. Решение приняли в пользу московского патриарха, но окончательно конфликт разрешился в 1362 году, со смертью Романа. Титул предстоятеля Литовского и Малой Руси был упразднен, а митрополия передана Алексию.

Возглавление Русской Церкви

После моровой язвы в Москве великим князем стал оставшийся в живых брат Симеона: Иван II Иванович Красный (годы правления в Москве – 1353-1359). Княжение продлилось 6 лет. Перед смертью князь назначил митрополита Киевского и Всея Руси Алексия регентом при малолетнем наследнике Дмитрии Донском. Благодаря его усилиям Московское княжество не было подчинено власти соседних князей.

Предстоятель Русской Церкви имел большой авторитет у московских и удельных князей, способствуя разрешению споров без кровопролития. Помогали ему в этом хорошие отношения с золотоордынскими ханами. В 1357 году его призвала к себе ханша Тайдула для излечения слепоты. Алексий, имевший к этому времени славу целителя, молитвой и святой водой смог восстановить зрение соправительницы Орды.

Окончание жизненного пути

Скончался митрополит Киевский и Всея Руси Алексий в 1378 году. По его завещанию и настоянию Дмитрия Донского, был похоронен в Кремлевском Чудовом монастыре.

После смерти князя московского Ивана II

После смерти великого князя московского Ивана II Красного Алексий Московский взял под свою опеку его малолетнего сына Дмитрия (будущего Донского). Став фактическим правителем Руси, он постоянно решал споры удельных князей, пытаясь сплотить их между собой.

Примерно в то же время сменилась власть в Орде. Джанибека убил собственный сын, потребовавший, чтобы русские князья увеличили количество собираемой дани. И тогда митрополит Алексий Московский снова отправился в Орду, к Тайдуле. По его просьбе она взялась — и вполне успешно — уговорить сына сменить гнев на милость.

В Москве архиерея встречали с почестями, а малолетний князь Дмитрий воскликнул:

Достижения

Митрополит Алексий прилагал много усилий для основания монастырей, назначил 21 епископа. Одна из обителей, Спаса Нерукотворного Образа, была основана по обету, который он дал, возвращаясь в 1356 году из Константинополя. Корабль попал в страшную бурю, которая грозила потопить всех плывущих на судне. Алексий молился Господу и дал обещание построить монастырь, посвященный святому того дня, когда он окажется на суше. В память исцеления Тейдулы был основан Чудов монастырь в Московском Кремле.

Были построены или восстановлены древние обители в городах:

  • в Нижнем Новгороде;
  • Владимире;
  • Серпухове.

В 1360 году в Москве был основан женский Алексеевский монастырь, игуменьями которого были его сестры – Евпраксия и Иулиания. Алексий способствовал утверждению Византийского монастырского устава, регламентирующего жизненный порядок иноков.

Святитель оставил потомкам грамоты, поучения переводы. В Чудовом монастыре хранится его перевод Евангелия с греческого языка. В церковных текстах Алексий именуется «святителем Московским и Всея Руси чудотворцем».