481,миланский эдикт 313 года: кратко

Оглавление

Содержание

В соответствии с Миланским эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривал компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

По мнению одних ученых, Миланский эдикт провозгласил христианство единственной религией империи. По мнению других, эта точка зрения не находит подтверждения как в сохранившихся пересказах эдикта, так и в обстоятельствах его составления. Известный историк церкви В. В. Болотов отмечает, что «эдикт дал свободу всему населению империи держаться своей религии, при этом не стеснил привилегии язычников и открыл возможность перехода не только в христианство, но и в другие, языческие культы».

Содержание Миланского эдикта

Учитывая всплывшие недостатки предыдущего документа, два года спустя, в 313 году, под кураторством императора Константина Великого, совместно с императором Лицинием было написано письмо, которое объявляло закон о религиозной терпимости. Новый указ, фактически, провозглашал все религии законными и вводил запрет на любые виды религиозных притеснений. С этих пор каждый мог свободно исповедовать любую религиозную конфессию, сторонником которой являлся гражданин Римской республики.

Не остался в стороне и вопрос о церковном имуществе. Те, кто являлся владельцем собственности, ранее принадлежавшей христианским общинам, должен был вернуть все имущество предыдущим владельцам, получая при этом материальную компенсацию из государственной казны.

Миланскому эдикту предшествовал Никомедийский эдикт

Миланский эдикт стал продолжением Никомедийского эдикта, который издал 30 апреля 311 года император Галерий, известный гонитель христиан. Никомедийский эдикт сделал христианство легальным в Римской империи.

При этом он разрешал исполнение богослужебных обрядов только при условии, что христиане станут молиться о благополучии республики и императора.

Гай Галерий Валерий Максимиан. Скульптурное изображение головы Галерия из порфира, найденное в Феликс Ромулиана. Фото: upload.wikimedia.org

Император Галерий — известный гонитель христиан, при этом он издал Никомедийский эдикт, легализующий христианство. Этот документ стал предтечей Миланского эдикта.

Необходимо отметить, при этом, что императорский эдикт не дал христианам то, что они дано просили. Поэтому его значение сильно преувеличивают. Христинам не предоставлялось гарантий терпимого отношения к их религии.

Кроме того, не предусматривалась компенсация ущерба, причиненного церкви. Не были возвращены культовые сооружения: храмы, кладбища, памятники и иное недвижимое и движимое имущество христиан. Не были также оговорены компенсации за уничтоженные памятники, храмы, драгоценности и др.

Миланскому эдикту предшествовал Никомедийский эдикт.

О какой-либо компенсации частным лица за причиненный им во время гонений ущерб даже и не говорилось. Издавая Никомедийский эдикт, император Гален пытался другими средствами поставить Христианскую Церковь под контроль.

Так его положениями предписывалось переведение христианских общин на положение коллегий, то есть корпоративных органов, с правами и обязанностями, определенными законом.

В результате Христианская Церковь становилась замкнутым обществом, существующим с дозволения и под защитой государства.

«Последняя молитва христианских мучеников». Ж.-Л. Жером. Фото: upload.wikimedia.org

Именно поэтому Церковь отказалась быть одной из коллегий; она отказывалась строить свою организацию по наследственному принципу и стать закрытым сообществом.

Христиане настаивали на свободной организации и открытом доступе в сообщество и божественном происхождении своего учения.

История написания

В 311 году император Галерий выпускает Никомедийский эдикт, в котором оглашались первые мнения о религиозной терпимости, что было нонсенсом, для консервативно настроенных римских политиков. В нем провозглашалось, что христианство становится легальной религией, и отныне все его приспешники могут «выйти из тени» и открыто справлять обряды. Единственным условием были молитвы христиан о благополучии императора.

Среди недостатков первого эдикта можно упомянуть множество нераскрытых моментов, важных для христианских общин. Это вопрос о церковном имуществе. Сторонникам новой религии не было возвращено церковное имущество, такое как храмы, памятники, драгоценная церковная утварь и земли под кладбища. Так же ничего не было сказано о компенсации всего ранее уничтоженного имущества.

Это интересно: 480,Микеланджело: кратко

Эдикт Фессалоникийский

После свержения Лициния, контролировавшего восточную часть империи, в 323 году Константин оказался вовлеченным во внутренние споры церкви. В 325 году он созвал Никейский собор, на котором арианство было объявлено еретическим. На этом Соборе появился так называемый Никейский символ веры, последний, в котором совпадали церкви Востока и Запада.

Константин стал первым римским императором, принявшим христианство, хотя крестился он только незадолго до своей смерти. Политическая власть и Церковь все больше объединялись, а влияние последней возрастало.

Эти отношения были испорчены только во время правления Юлиана, который снова беспокоил христиан. Чуть позже, в 380 г., император Феодосий обнародовал Эдикт Фессалоникийский, благодаря которому христианство стало официальной и единственной религией Империи как на Востоке, так и на Западе.

Решение Феодосия было не только религиозным. Его власть как императора позволяла ему включать священников в состав имперских чиновников, что означало подчинение их своей власти.

Политическое вмешательство в дела Церкви получило название «цезаропапизма» и вызвало неприятие епископов. Сам император был отлучен от церкви в 390 году и через два года был вынужден запретить языческие жертвоприношения.

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b c d Френд, WHC The Early Church SPCK 1965, стр. 137
  2. ^ а б Крест и Ливингстон. Оксфордский словарь христианской церкви 1974 г., искусство. «Милан, Эдикт».
  3. ^ Стивенсон, Дж . Новый Евсевий SPCK 1965, стр. 302
  4. ^ Френд, WHC The Early Church SPCK 1965, стр. 135
  5. ^ Стивенсон, Дж . Новый Евсевий SPCK 1965, стр. 296
  6. ^ Евсевий, церковная история 5.15-17
  7. ^ Лактанций, De mortibus persecutorum 34.1-35.1, 48.1-12
  8. ^ a b Надпись напечатана в Stevenson, J. A New Eusebius SPCK 1965, p. 297
  9. ^ То же самое и у Евсевия .
  10. ^ Сорди, Марта. Христиане и Римская империя. Норман: University of Oklahoma Press, 1994. p134.
  11. ^ Майер, Пол Л. Евсевий: История Церкви . Гранд-Рапидс: Публикации Кегеля, 1999. стр. 374.
  12. ^ a b «Пол Халсолл,« Галерий и Константин: Эдикты терпимости 311/313 », Фордхэмский университет; Fordham.edu ; Интернет, по состоянию на 13 октября 2014 г.
  13. ^ Юрий Koszarycz. «Константиновское христианство» . The-orb.net . Интернет-справочник по средневековью. Архивировано из оригинального 15 февраля 2015 года . Проверено 14 октября 2014 года .

Святая Елена

Все древние авторы были единодушны, что мать императора была девушкой из простой семьи. Рассказ о ее происхождении восходит к речи епископа Амвросия, произнесенной в 395 году на похоронах императора Феодосия. В ней он говорит о возвышении Елены от низкого статуса до августы.

Зачастую ее называют служанкой в таверне или дочерью владельца таверны. Исследователь Тимоти Барнс анализирует словоупотребление в речи Амвросия и приходит к выводу, что Елена была дочерью владельца мансио — гостиницы, которые предназначались для должностных лиц империи. Владелец такой гостиницы имел достаточно высокий общественный статус.

Вопрос о браке Елены тоже под вопросом. Уже в древности авторы, настроенные против императора, упирали на его худородность. Пренебрежительно отзывался о Елене церковный историк V века Филосторгий. Историк VI века Зосим называл Константина плодом незаконного союза и противопоставлял его детям Констанция и другой его жены Феодоры. Оба автора, жившие позже, повторяют слова враждебного Константину историка Евнапия. Еще один автор, Иероним Стридонский, тоже называет Елену конкубиной Констанция.


Изображение Елены на монете. (wikimedia.com)

Часть исследователей считают ее простой наложницей Констанция Хлора, исходя из невысокого социального статуса матери Константина. В то время как Констанций Хлор был аристократом из Далмации. Но допускают, что она была его законной женой.

Констанций и Елена познакомились около 272 года. В ту пору император Аврелиан пытался объединить империю под своей властью, а Констанций был армейским офицером. Их сын Константин родился 27 февраля (точный год неизвестен). Позже в панегирике Константину говорилось, что он родился у своего отца, когда тот был в расцвете своей юности.

Через какое-то время Констанций вынужден был развестись с Еленой, чтобы взять в жены Феодору, падчерицу нового августа Максимиана. В 293 году Констанций был провозглашен цезарем — этот титул носили два «младших» императора.

В браке Констанция и Феодоры родилось три сына и три дочери, ни один из которых не достиг совершеннолетия к 306 году, когда умер их отец. Сводные сестры Константина позже вышли замуж за влиятельных людей империи, а сводные братья получили государственные посты.

Задний план

Рост христианства рассматривался римскими императорами как угроза империи. Это привело к жестоким преследованиям последователей новой религии.

Среди самых кровавых походов против христиан выделялась кампания Диоклетиана и Галерия. Помимо казни многих христиан и принесения их в жертву своим богам, эти императоры сносили и сжигали церкви и приказали уничтожить копии Библии.

Это преследование, как и предыдущие, было вызвано не только религиозными мотивами. Исторические источники указывают на то, что императоры считали, что христиане систематически сговаривались против государства.

Религиозное высказывание [ править ]

Хотя Миланский эдикт обычно преподносится как первый великий акт Константина как христианского императора, остается спорным, был ли Миланский эдикт актом подлинной веры. Этот документ можно рассматривать как первый шаг Константина в создании союза с христианским Богом, которого он считал самым сильным божеством. В то время он был озабочен социальной стабильностью и защитой империи от гнева христианского Бога: с этой точки зрения, Указ мог быть скорее прагматическим политическим решением, чем религиозным сдвигом. Однако большинство историков считают, что обращение Константина в христианство было подлинным и что Миланский эдикт был лишь первым официальным актом Константина как посвященного христианина. Эта точка зрения подтверждается постоянными благосклонностями Константина от имени христианства в течение остальной части его правления.

Миланский эдикт требовал, чтобы зло, причиненное христианам, было исправлено как можно более тщательно; он утверждает, что «нам приятно убрать все условия». Указ далее требовал, чтобы отдельные римляне исправляли любые обиды по отношению к христианам, утверждая, что «то же самое будет возвращено христианам без оплаты или каких-либо требований о возмещении и без какого-либо мошенничества или обмана». Эти положения показывают, что предполагалось нечто большее, чем просто установление справедливости. После требования немедленного возвращения того, что было потеряно христианами, указ гласит, что это должно быть сделано для «обеспечения общественного порядка», а не ради истинной ценности справедливости или славы Божьей. Призыв к срочному исправлению ошибок отражает стремление лидеров избежать неблагоприятных последствий, которые в данном случае включали социальные волнения и дальнейшие завоевания. Константин был суеверным и достаточно верил в существование нехристианских богов, чтобы не желать нарушать баланс добра и зла. Считалось, что чем скорее это равновесие будет восстановлено римлянами, установившими состояние справедливости с христианами, тем скорее государство станет стабильным. [ необходима цитата ]

МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ

Страница 1 из 4

МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ – эдикт (указ) римских императоров-соправителей Лициния и Константина (314–323 гг.) о признании христианства наряду с другими религиями, изданный ими, по свидетельству историка церкви Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.), в 313 г. в Медиолане (ныне – Милан). Он широко известен также под названием  «эдикт веротерпимости» и считается одним из важнейших документов в истории христианства, открывшим дорогу христианизации Европы. Его целью было привлечение сторонников христианства на свою сторону как в борьбе императоров друг с другом, так и с другими претендентами на римский трон. В начале IV в. христианство исповедовало не более одной десятой части населения Римской империи, однако христиане к этому времени уже успели создать крепкую организацию с мощной материальной базой, поскольку и богатые, и бедные люди не скупились на пожертвования в надежде на загробное блаженство. Правители понимали сдерживающую роль христианской церкви и также одаривали её привилегиями и земельными наделами. В результате к началу IV в. христианская церковь обладала десятой частью всех земель империи, а самым значительным имуществом обладали коллегии и создававшиеся вокруг них христианские общины, специализирующиеся на ритуалах захоронения. Языческая религия, требуя лишь соблюдения внешних обрядов, оставляла простор для свободы мысли, христианство же требовало безоговорочного признания установлений догмы. Поэтому именно такая религия была наиболее подходящей идеологической базой для монархии, возглавляемой «святейшим» императором, который, к тому же, считался верховным жрецом (Pontifex Maximus), защитником традиционных верований. На язычников христиане наводили страх и неприязнь своей скрытностью из-за особенностей богослужения, непримиримостью к иным религиозным представлениям, открытым непочтением к богам традиционной религии. Бытует мнение, что римские императоры были организаторами гонений на христиан, отвергавших отечественных богов, но это верно лишь отчасти. В реальности основные причины гонений исследователи советуют искать не на государственном, а на муниципальном уровне; они почти всегда были вызваны имущественными спорами, сопровождавшихся погромами. На муниципальном уровне, в коллегиях, эти споры не всегда можно было разрешить мирным путём, опираясь на законодательство, поскольку у префектов не хватало для этого ни полномочий, ни желаний. Поэтому они апеллировали к верховной власти. Ответные меры со стороны властей были не всегда адекватными, и христианский клир использовал эти ситуации для того, чтобы выступать от имени несправедливо обиженных. Оказывая пострадавшим гражданам благотворительность из пожертвованных средств, христианские пресвитеры (а затем и епископы) привлекали на свою сторону язычников, вводя их в ранг «верных». Обряд посвящения при этом был заведомо таинственным. Эта таинственность особенно ярко проявлялась в обрядах захоронения. Среди правителей было много людей, симпатизирующих христианству. Одним из них в эту эпоху был соправитель императора Диоклетиана (284–305 гг.) – Констанций Хлор (293–305 гг.), чьим внебрачным сыном был Константин I Великий. Именно этим фактом (т.е. тем, что император был вскормлен «христианским молоком») христианская традиция объясняет появление эдикта Константина, предоставившего свободу вероисповедания христианам, вошедшим в историю под названием «Миланского эдикта». Однако в реальности его появление было вызвано не столько христианским воспитанием будущего императора, сколько сложившейся в то время политической ситуацией. Император Диоклетиан в 285 г. разделил империю со своим товарищем по оружию Максимианом, чтобы легче отбиваться от врагов; оба носили титул Августов. В 292 г. к власти были приобщены ещё два императора с титулами цезарей – Констанций Хлор для Запада и Галерий (293–311 гг.) для Востока. Таким образом, с 293 по 305 гг. Римской империей управляли четыре императора: Диоклетиан, Максимиан, Констанций и Галерий.

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

13/26 июня

Обсуждение: 4 комментария

  1. tonkiy_hot: 18.06.2013 в 00:00

    Коротко сказать — «не к чему придраться», все хорошо, все в меру. Спаси Господи! …Замечу лишь, пускай некстати, что за пять дней здесь побывало сто двадцать человек всего… …Где «массовка»?! Отчего «засохло» столь неутомимо пинаемое МВНом, «дерево» подотчетной активности соратников; куда подевались те восторженые агитаторы против «жыдофскава засилья», наполняющие желтенькие страницы этого сайта неистребимым, как это казалось раньше, оптимизмом Жития БСИ; где, на то пошлО, многочисленные Председатели отделов СРН, еще недавно радостно рапортующие МВНу о своих акциях, и получающие за это виртуальную халву в виде права обозвать гадиной оппонента МВНа? Ну чо вы сдулись, «восторженные»? …Вот то то и оно то… Это тока за деньги можно безустанно симулировать видимость кипучей деятельности по типу «возобновления деятельности СРН», а жестокая реальность умиряет фальшивые восторги, и оказывается, что только Духом совершается необходимое,а остальное — «суета и томление»… Всем — обнадеживающего прозрения, и — Спасения (в Духе, а не в организации)!

  2. р.Б.Анатолий:

    19.06.2013 в 00:00

    Мне кажется, МВН и его деятельность — данность, не требущая какой-либо организации, партий и союзов. Он и его творчество для русского народа самодостаточны и очевидны. Зачем создавать партию солнца, земли или там воды? Его работы и периодика интересны прежде всего русским людям, начинающим осознавать себя православными и русским же интеллигентам за принципиальность, прозорливость и ум. С начинающими трудно создать организацию, а интеллигенцию ни в какие партии никаким калачом не заманишь.

  3. НЕ депутат:

    20.06.2013 в 00:00

    «Это тока за деньги можно безустанно симулировать видимость кипучей деятельности». Никак слуга народный, т.е. депутат пожаловал? Кто ж лучше их-то знает про видимость кипучей деятельности.

  4. Лариса-тонкийхоту:

    20.06.2013 в 00:00

    Вы чЁ? какая «массовка»?

История [ править ]

Остатки Императорского дворца Медиоланум (Милан). Императорский дворец (построенный по большей части Максимианом , коллегой Диоклетиана ) был большим комплексом с несколькими зданиями, садами и дворами, которые использовались для частной и общественной деятельности императора, а также для его двора, семьи и имперской бюрократии.

После падения династии Северан в 235 году нашей эры соперники за имперский престол пытались получить поддержку, отдавая предпочтение христианам или преследуя их . Предыдущий Эдикт терпимости Галерия был недавно издан императором Галерием из Сердики и размещен в Никомидии 30 апреля 311 года. Согласно его положениям, христиане, которые «следовали такому капризу и впали в такой каприз. глупость, что они не подчиняются институтам древности », получили снисхождение.

Однако их конфискованное имущество не было восстановлено до 313 г., когда были даны инструкции о возврате мест собраний христиан и другой собственности и выплате государством компенсации нынешним владельцам:

Он приказал провинциальным магистратам немедленно исполнить этот приказ со всей энергией, чтобы можно было восстановить общественный порядок и сохранить божественную милость, чтобы «сохранить и преумножить наши успехи вместе с благом государства».

Настоящие письма так и не были найдены. Тем не менее, они подробно цитируются в книге Лактанция « О смерти преследователей» ( De mortibus perissionum ), где приводится латинский текст как Эдикта терпимости Галерия, отправленного в Никомидии 30 апреля 311 г., так и письма Лициния о терпимости и реституции, адресованного правителю Вифинии и отправлен в Никомидию 13 июня 313 г.

Евсевий Кесарийский перевел оба документа на греческий в своей Истории Церкви ( Historia Ecclesiastica ). Его версия письма Лициния должна быть получена из копии, размещенной в провинции Палестина Прима (вероятно, в ее столице, Кесарии ) в конце лета или в начале осени 313 года, но происхождение его копии Эдикта Галерия 311 года неизвестно. поскольку это, похоже, не было обнародовано в Кесарии. В описании событий в Милане в « Житии Константина» Евсевий исключил роль Лициния, которого он изображал как злую пленку своему герою Константину. [ необходима цитата ]

По сути, эдикт был направлен против Максимина Дайи , Цезаря на Востоке, который в то время называл себя Августом. Получив указание императора Галерия отменить преследование в 311 году, Максимин приказал своим подчиненным воздержаться, но не освободил христиан из тюрем или фактических смертных приговоров в шахтах, как это сделали Константин и Лициний на Западе.

После смерти Галерия Максимина больше не сдерживали; он с энтузиазмом поддержал возобновление преследований на восточных территориях, находящихся под его контролем, поощряя петиции против христиан. Одна из этих петиций, адресованная не только Максимину, но также Константину и Лицинию, сохранилась в каменной надписи в Ариканде в Ликии и представляет собой «просьбу к христианам, которые долгое время были нелояльны и все еще упорствуют в том же злонамеренном намерении. , должен, наконец, быть подавлен и не допускаться какой-либо абсурдной новизной, оскорбляющей честь богов «.

Принято считать, что Эдикт касается только христианства и даже делает христианство официальной религией Империи (признание этого фактического не произошло до Фессалоникийского эдикта 380 г.). Действительно, Указ прямо предоставляет свободу вероисповедания не только христианам, которые подвергались особым преследованиям, но идет еще дальше и предоставляет свободу всем религиям:

Поскольку Лициний написал Эдикт с намерением опубликовать его на востоке [ необходима цитата ] после его долгожданной победы над Максимином, он выражает религиозную политику, принятую язычником Лицинием, а не Константином [ цитата необходима ] , который уже был христианином. Политика Константина выходила за рамки простой терпимости к христианству: он терпеливо относился к язычеству и другим религиям, но активно продвигал христианство. [ необходима цитата ]

Путь к императорской власти

Опорой власти Диоклетиана была армия, и все тетрархи и их потенциальные наследники были полководцами. В 293 году наследник Констанция Константин отправился на Восток в армию цезаря Галерия. Там Константин женился на Минервине, предположительно племяннице Диоклетиана.

Писали, что вместе с Диоклетианом Константин проехал всю Палестину, сам он писал позже, что видел руины Вавилона и Мемфиса. Древний Вавилон находился в землях Сасанидов — недалеко от их столицы Ктесифона. В 297 году Галерий вторгся в государство Сасанидов и 28 января 298 года с триумфом вошел в Ктесифон. Молодой Константин, очевидно, участвовал в этом походе и увидел то, что осталось от древнего Вавилона.

Тот факт, что Константин выбрал время посетить руины города, много упоминавшегося в Ветхом Завете, говорит о его интересе к христианству уже в те годы.

В 301 году Диоклетиан был в Египте, и Константин, вероятно, сопровождал его. Тогда он осмотрел и руины Мемфиса. В 302 году сын Констанция сопровождал августа во время пути через Палестину.

Согласно «Происхождению императора Константина», Галерий пытался убить будущего он императора. Он поставил его на опасный участок в битве с сарматами, но молодой военачальник убил многих врагов и добыл Галерию победу. Лактанций и Праксагор писали, что Галерий заставлял Константина сражаться в клетке с диким зверем.

По мнению исследователей, рассказы о попытках Галерия расправиться с потенциальным соперником — поздняя пропаганда. Но Константин мог в реальности служить под его началом в кампаниях против сарматов в 302 или 304 годах.


Джулио Романо, «Битва у Мульвийского моста». (wikimedia.com)

В 303 году Константин должен был сопровождать Диоклетиана в Рим, где пышным триумфом отпраздновали 20-летие власти августов и 10-летие власти цезарей.

Позже Константин искажал свою роль при дворе Диоклетиана, чтобы дистанцироваться от августа, известного гонениями на христиан. Он писал, что был заложником для лояльности своего отца. Якобы в 305 году Галерий держал его в заложниках против его воли, и только через год Константин бежал, чтобы успеть застать своего отца на смертном одре.

В 305 году Диоклетиан и Максимиан объявили о сложении полномочий августов. Новыми августами становились Галерий и Констанций, а цезарями — Флавий Север и Максимин Даза.

Константин покинул восточные провинции и отправился к своему отцу. Они встретились в Галлии и отправились в Британию. Там Констанций и Константин провели совместную кампанию против пиктов за Адриановым валом.