Стресс для миллионов людей: как записывался «черный альбом» metallica

Оглавление

Когда альбом Metallica вышел, многие фанаты его возненавидели — а сами музыканты группы и Боб Рок на тот момент ненавидели друг друга

Старых фанатов группы бесило буквально все на диске. Выпендрежная черная обложка, более «попсовые» мелодии, мелодичное пение Хэтфилда (с котором он вообще-то справился отлично), наличие баллады, написанные композитором Майклом Камином струнные партии в Nothing Else Matters, медленный темп, короткая продолжительность треков. «Черный альбом» даже трэш-металом было не назвать — коммерческий хэви-метал с отголосками старого стиля. Группе пришлось ломать себя. Диск писался ока, перемикшировался три раза, высосал у лейбла миллион долларов и привел к тому, что Ларс Ульрих, Кирк Хэммет и басист Джейсон Ньюстед на фоне стрессовой работы развелись со своими женами. 

Это был огромный стресс для миллионов людей — заисывавших и слушавших альбом. А сама группа вымоталась так, что в то время зареклась когда-либо еще работать с Бобом Роком — а он был того же мнения. Как полушутя говорил Хэтфилд — у Рока в процессе добавилось седых волос и морщинок, а костяшки пальцев были разбиты о стены в порывах ярости. Впрочем, в итоге он запишет с группой еще три диска, все сильнее аккумулируя ненависть фанатов «Металлики», которая достигнет пика с релизом St.Anger в 2003 году. 

Что же до «Черного альбома» — вы все знаете и сами. Он стал одним из самых продаваемых метал-дисков в истории, был 16 раз отмечен как платиновый и поднял группу на недосягаемую высоту, где она до сих пор и прибывает. 

Какой Metallica была на момент записи Master of Puppets?

К 1986 году «Металлике» было уже пять лет и группа успела сменить двух участников — на место гитариста Дейва Мастейна пришел Кирк Хеммет, а басиста Рона Макговни заменил Клифф Бёртон. Дебютник Kill ‘Em All 1983 года заложил основы трэш-метала и сделал группу культовой в узких кругах. Но звездами они еще не были. Второй альбом — Ride the Lightning 1984 года — прокачал звук «Металлики», сделал его мелодичнее и «доступнее». В то же время, в процессе записи пластинки музыканты ночевали в студии, так как им не хватало денег на гостиницу.

Ride the Lightning закрепил «Металлику» на тяжелой сцене — каждый фанат метала в то время знал о банде Джеймса Хэтфилда и Ларса Ульриха. Этот же диск наметил путь группы к мейнстриму — благодаря нему «Металлику» подписал мейджор-лейбл Elektra Records. Без ротации на радио и активной промо-кампании альбом на релизе занял сотую строчку в чарте Billboard 200. К сегодняшнему дню он и уже шесть раз стал платиновым. Но и тогда все понимали, что следующий диск должен стать прорывным — чтобы закрепить статус группы. 

Басист Клифф Бёртон оказал ключевое влияние на звук Master of Puppets — и «Металлики» в целом

После ухода Рона Макговни из группы в 1983 году, Хэтфилд и Ульрих довольно придирчиво искали ему замену. Однажды они посетили концерт хэви-группы Trauma, в которой на басу играл Клифф Бёртон. Основателей «Металлики» впечатлил стиль игры Бёртона в целом (играл он исключительно пальцами), но особенно — его соло, которое было легко спутать с гитарным. Клифф не сразу согласился играть в «Металлике», но в итоге все же присоединился к банде. 

Клифф Бёртон с ранних лет занимался музыкой и делал это увлеченно. С шести лет он обучался игре на фортепиано, уделяя игре не менее двух часов в день. А когда он взялся за бас в возрасте 13 лет, то начал упражняться по шесть часов в день. Бёртон разбирался в музыкальной теории, любил R.E.M., Aerosmith, Motörhead, The Misfits, прогрессивщиков Yes и увлекался классической музыкой, особенно Бахом. И все это он начал прививать остальным участникам группы, фактически обучая их музыке — благодаря Клиффу группа смогла сделать песни мелодичнее, не потеряв в скорости и тяжести. Влияние Бёртона отчетливо слышно уже на альбоме Ride the Lightning.

Слышали ли мы какую-нибудь новую музыку от них?

Ещё нет. Но у группы очень насыщенный гастрольный график – они будут устраивать шоу на аренах и стадионах Европы с мая по август 2019 года, после чего в октябре отправятся в тур по Австралии и Новой Зеландии – мы сможем лицезреть вживую дебют некоторых новых песен в течение ближайших месяцев.

Metallica устроит шоу в Великобритании и Ирландии в Slane Castle, в графстве Мит 8 июня, на манчестерском Etihad Stadium 18 июня и лондонском Twickenham Stadium 20 июня. В Россию группа приедет 21 июля и выступит в Лужниках.

В ходе своих шоу в последнее время группа создавала каверы на многих исполнителей, таких как ABBA, Prince и Garbage. Могут ли эти эксперименты повлиять на их творческий путь, вдохновить на новую музыку? Нам остаётся лишь ожидать и наблюдать.

Master of Puppets стал последним альбомом Metallica, записанным с Клиффом Бёртоном

Master of Puppets стартовал со 128-й строчке в чарте Billboard 200, но в итоге добрался до 29-й. Всего за три недели диск стал золотым — до этого группа таких успехов не добивалась. Еще раз перечислять регалии пластинки нет смысла.

Разумеется, в поддержку альбома группа сразу двинула в тур. Во время европейской его части произошла трагедия. Автобус группы с музыкантами ехал из Стокгольма в Копенгаген, около семи утра 27 сентября водитель наехал на обледенелую лужу и не справился с управлением — автобус занесло и он рухнул набок. Все отделались легкими травмами, но Клиффа Бёртона наполовину выкинуло из окна и придавило — он скончался на месте. Похороны состоялись спустя десять дней, во время службы играла песня Orion.

Эта трагедия очертила историю Metallica — группа вышла на новый уровень популярности, но попрощалась со своим ключевым участником и творческим вдохновителем. В том же году место басиста занял Джейсон Ньюстед и тур продолжился. Джейсон играл в группе до 2001 года, затем на его место пришел текущий басист Роберт Трухильо. Однако Клиффа «Металлика» не забывала никогда:

Планируются ли сольные записи?

В прошлом году гитарист Metallica Кирк Хэммет сказал пару слов о сольном альбоме, описывая, что он «вовсе не будет выглядеть как альбом Металлики».

В интервью Metal Hammer Хэммет рассказал, что у него много сольного материала, “лежащего без дела”, и что это “определённо не материал Metallica”, и добавил, что “эта куча материала становится всё больше и больше.”

«В один из дней, когда это покажется правильным…. Я всё ещё чувствую, что могу так много дать Metallica. Когда это ощущение прекратится, наверное, я подумаю о том, чтобы заняться тем отдельным материалом», говорит Хэммет.

«Это вовсе не будет выглядеть, как альбом Металлики», продолжает он. «Это будет нечто очень странное и отличающееся по стилю, но в то же время схожее. Я не удивился бы, если бы все из нас вели отдельно сольную карьеру, независимо от группы. Я считаю, что это здорово, и если что, когда ты возвращаешься в группу, ты возвращаешься с возросшим энтузиазмом. Это чувство подобно тому, когда ты идёшь в поход, и всегда приятно возвращаться домой в замечательную тёплую кровать!»

Группа решила записывать Master of Puppets в Копенгагене — как и пластинку Ride the Lightning

Продюсером снова выступил Флемминг Расмуссен. С одной стороны музыканты были недовольны оборудованием на американских студиях, а с другой — в Дании писаться было гораздо дешевле. Почти все песни были полностью готовы еще до прибытия группы в студию — на месте сочинялась только вдохновленная Лавкрафтом The Thing That Should Not Be и инструментальная Orion. 

Всего в студии группа провела три с половиной месяца, записываясь преимущественно по ночам. Ларс Ульрих говорит, что из-за этого музыканты почти не видели солнечного света — после ночных сессий они отсыпались до четырех часов дня, когда солнце уже заходило. В то время музыканты даже практически не пили, но иногда тусовались с друзьями из датской группы Mercyful Fate.

Первые записанные для Master of Puppets песни не попали на альбом

Запись альбома началась третьего сентября 1985 года с двух каверов для возможного би-сайда пластинки — Metallica сыграли песню The Misfits — Green Hell и The Prince группы Diamond Heads. По словам Ларса Ульриха их решили не включать на альбом, потому что записи получились слишком «гладкими» — они растеряли панковский дух оригиналов. Третьим кавером позже стал трек The Money Will Roll Right In панк-группы Fang — он на оригинальное издание альбома тоже не попал. Сырые версии The Prince и The Money Will Roll Right In (обе без вокала) попали в делюкс-издание Master of Puppets, вышедшее в 2017 году.

Боб Рок ранее не работал с треш-метал группами — он не стал церемониться с «Металликой» и выступил в качестве беспощадного «тренера»

Боб Рок на тот момент был топовым продюсером, умеющим делать коммерческий рок — кроме Mötley Crüe его знали по работе с Aerosmith и Bon Jovi. Участники «Металлики» были к этому готовы, но в то же время на протяжении всей записи брыкалась и сомневалась. Музыканты даже своего предыдущего продюсера Флемминга Расмуссена предупредили, чтобы он был на подхвате — вдруг они так и не сработаются и решат быстро свалить от Боба Рока. Сам Рок в процессе тоже страдал от неуверенности группы — и от ее нежелания записываться в его родном Ванкувере. На тот момент Боб впервые согласился полететь в Америку, чтобы записать группы, до этого все летали к нему. 

Забавно, что придя к Бобу, группа уже имела ворох демок и видение будущего альбома, которое во многом совпадало с тем, как пластинку видел Рок. Все в «Металлике» хотели сделать песни короче (по словам гитариста Кирка Хэммета, фанаты на концертах буквально скучали на некоторых песнях) и медленнее, сконцентрироваться на их мощнейших моментах, а не «растягивать» хронометраж. Плюс Джеймсу Хэтфилду не нравилось, как на старых записях гремят барабаны и его гитара, заглушающая всех остальных. Но на деле отказаться от старых привычек оказалось сложнее, чем казалось музыкантам. Року приходилась буквально переделывать группу: заставлять Хэтфилда по-настоящему петь, а не просто выкрикивать слова; злить Марка Хэммета, потому что только в раздраженном состоянии он выдавал лучшие соляки; и переучивать Ларса Ульриха играть на ударных.

А ко всему этому, Боб Рок заставил группу записываться вместе, в одном помещении, чего «Металлика» раньше не делала. И музыканты и сам Боб Рок позже говорили, что те семь месяцев, что писался альбом — были адом.

С кем Metallica работает над альбомом?

Продюсер/инженер Greg Fidelman работал с группой над их двумя последними альбомами, так что мы можем ожидать, что он будет привлечен к работе и в этот раз.

Альбом 2008 года Death Magnetic был первым со времён 1988 года, когда Боб Рок не участвовал в создании альбома Metallica, в тот раз на его роли был Рик Рубин. Неизвестно, будет ли кто-то из них играть в следующем альбоме группы.

Прежде было предположение о том, что Lady Gaga может принять участие в следующей записи Metallica, основанное на их сотрудничестве в 2017 году на Grammy. Однако, мы считаем, что это была первоапрельская шутка гитариста Кирка Хэммета.

После их совместного выступления на Grammy Awards Хэтфилд исключил возможность дальнейшего сотрудничества с Lady Gaga. Когда его спросили о том, будут ли они работать вместе ещё, фронтмен ответил: «Нет. Но при разговоре с ней и даже просто находясь рядом, ощущаешь её захватывающую энергию. У неё много идей, и она любит рушить границы, как мы. Так что это был хороший опыт».

https://youtube.com/watch?v=_reHWIdZpng

Сильнее всего на «Черный альбом» повлияла предыдущая пластинка группы — …And Justice For All

Metallica довольно быстро прошла путь от сырой андеграундной треш-группы до банды, которую не так уж сложно оценить и на радио поставить не стыдно. Еще на втором диске Ride The Lightning басист Клифф Бертон задал вектор развития «Металлики» — более мелодичные и прогрессивные песни, сохраняющие напор и скорость дебютного альбома. Благодаря Клиффу мы получили культовый Master of Puppets. А диск …And Justice For All хоть и записывался без Клиффа, который к тому моменту погиб в автокатастрофе, эти идеи продолжил. Пластинка на старте взлетела на шестое место в чарте Billboard и быстро продалась миллионными тиражами.

Однако все в группе чувствовали, что «Металлика» уперлась в потолок. Банда невероятно успешна, она в одном шаге от того, чтобы стать главной метал-группой планеты. Но шаг явно нужен решительный — эволюционное развитие лишь закрепило бы группу в уже существующем статусе. Ломая голову над тем, чего не хватает звуку «Металлики» в первую очередь, музыканты пришли к выводу, что им не нравится как записаны и сведены их предыдущие альбомы. Слишком грубо и грязно — отчасти поэтому крутили треки Metallica на тот момент всего на десяти радиостанциях Америки. 

Музыканты начали обсуждать, как же они хотят звучать и с кого брать пример. В итоге за образец был взят альбом Mötley Crüe — Dr. Feelgood. И поэтому группа решила пригласить Боба Рока, продюсера этого альбома, для работы над своей следующей записью — и это было историческое решение. При этом во время первой же встречи музыканты банды чуть не послали Рока подальше.