«укротитель фашистского зверья». маршал неделин: факты и тайны

Оглавление

Представители

Всего для замены старых проектов 1128, 1130 планировалось пять кораблей. Затем их количество снизилось до трёх кораблей. Достроены были два.

Название Проект Верфь-строитель Заводской номер Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления в состав флота Дата вывода из состава флота Судьба
«Маршал Неделин» 1914 Ленинградское Адмиралтейское объединение № 02514 19 ноября 1977 30 октября 1981 20 августа 1984 30 мая 1998 Разделан на металл
«Маршал Крылов» 1914.1 (19141) № 02515 24 июля 1982 24 июля 1987 23 февраля 1990 В строю Капитальный ремонт и модернизация до 2020 года
«Маршал Бирюзов» 1914.2 (19142) Не достроен, разобран на стапеле

Общекорабельное описание


Маршал Неделин в 1989 году Корпус корабля имел противоледовый пояс по классу Л1 и этот пояс был прекрасно испытан при возвращении с ходовых испытаний в декабре 1983 г. Зима была холодной, лёд в Финском заливе уже встал и «Маршал Неделин» возвращался в Ленинград без сопровождения ледоколов. Председатель госкомиссии вице-адмирал Е. И. Волобуев дал возможность испытать корпус в реальном льду.

Корабль имел три мачты: фок, грот и бизань. Если фок-мачта была небольшой, то грот- и бизань-мачты имели внутренние помещения. Имелось два бассейна для купания экипажа: один на верхней палубе, точнее на палубе надстройки третьего яруса, а другой — в спортзале. После одного из ремонтов корабля на «Дальзаводе» появился ещё один бассейн — в бане офицеров в медицинском блоке. Корпус состоял из 281 шпангоута со шпацией 600—800 мм, 14 отсеков.

Корабли измерительного комплекса исторически стояли на передовых рубежах использования морской авиации. Пр. 1914 имел два вертолёта Ка-27(с телеметрическим оборудованием) с возможностью их хранения и обслуживания в раздельных ангарах, которые были оборудованы по всем требованиям безопасности и удобства применения вертолётов. Все операции с вертолётами были полностью автоматизированы, а над вертолётной палубой размещался запасной командный пункт, где находился руководитель полётов. Впервые на КИКах появился автоматизированный навигационно-посадочный комплекс для вертолетов «Привод-В».

Корабль имел штатное ракетно-артиллерийское вооружение: на баке стояли две установки ТКБ-12 с боекомплектом в 120 осветительных снарядов «Свет». Кроме того, конструкторы предусмотрели возможность установки шести 30 мм артиллерийских установок АК-630М — 4 в корме и 2 в носу с двумя РЛС управления огнём «Вымпел-А».

Помимо двух основных винтов регулируемого шага диаметром 4 900 мм «Маршал Неделин» имел две выдвижных движительно-рулевых колонки (ВДРК-500, диаметр винта 1 500 мм) и два подруливающих устройства ПУ-500А (диаметр винта 1 500 мм). Причём, при помощи ВДРК корабль мог двигаться со скоростью до 6 уз. В носу корабля располагался бульб с резонатором гидроакустической станции. Изначально корабль имел три якоря весом по 11 т: левый, правый и кормовой. Но во время испытания якорного устройства случилось происшествие: был повреждён якорем бульб и конструкторы приняли решение сместить клюз левого якоря в нос. «Маршал Крылов» эту конструктивную особенность имел уже изначально.

Плавсредства представляли четыре закрытых спасательных шлюпки, специальный катер для буксировки спускаемого аппарата (на «Маршале Крылове» такого нет), командирский и рабочий катер. Кроме того, имелось два шестивёсельных яла.

Совершенно уникальным было бортовое подъёмное устройство для эвакуации спускаемого аппарата. Именно оно было в 1992 г. использовано «Маршалом Крыловым» при работе по программе «Европа-Америка-500» во время визита в Сиэтл для подъёма спускаемого аппарата «Ресурс-500», запущенного с космодрома Плесецк. В штатные средства пр. 1914 входил также автомобиль ЗИЛ-131, закреплённый на палубе надстройки 1 яруса левого борта.

Измерение параметров космических и ракетных аппаратов производится в неустойчивой океанской среде, поэтому в конструкции корабля имелась очень важная система измерения деформации корпуса «Радиан» и система гиростабилизации «Альфа». Каналы измерения «Радиана» проходят вдоль бортов и поперёк корпуса — продольная и поперечная деформация и изгиб корпуса. В виде поправок эти параметры привязаны к координатному центру корабля, так называемой, центральной контрольной точке и от неё ведётся весь координатный расчёт для антенных систем.

Корабль хорошо оснащён современными навигационными средствами. Пр. 1914 оборудован системой спутниковой навигации, причём на «Маршале Неделине» это было сделано впервые для надводных кораблей СССР. При переходе в 1984 году на Камчатку была испытана уникальная навигационная система «Скандий», разработанная научно-исследовательским навигационно-гидрографическим институтом в Ленинграде. Навигацию обеспечивала РЛС «Волга» и «Вайгач».

Где следует копнуть поглубже?

Владимир Неделин уверен, что следующие археологические работы нужно провести на Стрелке, чтобы лучше изучить земли орловского Кремля.

Там же Радюш нашёл фундамент сабуровской богородицы начала XVII века. Там были найдены потрясающие погребения гораздо более раннего времени. Конечно, хотелось бы, чтобы фундамент собора был законсервирован, выведен на высоту дневной поверхности и выложен камнем. Чтобы было видно, что здесь был храм. А вообще, и Орёл, и Орловщина в этом отношении бездонный колодезь. Почему-то археологи нашу область избегали. У нас свыше 50 древнерусских городищ, на которых даже не было археологической разведки. То есть археологи пришли, посмотрели, описали, подобрали что-то и уехали. Особого внимания заслуживает и Болхов, и другие города и городища Орловской области. Все главные открытия впереди, я уверен. Но всё, как обычно, упирается в деньги», – говорит Неделин.

Биография[править | править код]

До Великой Отечественной войныправить | править код

По одной из версий, происходил из дворянского рода Неделиных. По другой версии, родился в рабочей семье, что объясняет выбор начально-приходской школы, где мальчик учился с 1909 по 1913 годы. По третьей версии, из семьи приказчика в купеческой лавке (в 1907 году отец умер). Поскольку у овдовевшей матери на руках было четверо малолетних детей, Митрофана взял в свой дом его дед, ранее служивший в артиллерии и своими рассказами зародивший у ребенка интерес к ней. В 1913 году окончил церковно-приходскую школу. До 1917 года учился в Липецком реальном училище (не окончил, так как после революции учился в вечерней школе 2-й степени), затем работал в железнодорожных мастерских.

В РККА с марта по 1923 годы, участник гражданской войны, красноармеец; член РКП(б) с 1924 года. Вновь призван в РККА в 1924 году.

Окончил артиллерийские курсы усовершенствования комсостава (1929 и 1934 гг.) и академические курсы усовершенствования комсостава (1941 г.). Служил командиром артиллерийской батареи, командиром дивизиона, начальником штаба артиллерийского полка.

С конца года по март 1939 года участвовал добровольцем в гражданской войне в Испании на стороне республиканского правительства.

С сентября 1939 по 1940 год командовал 13-м артиллерийским полком 1-й мотострелковой дивизии, затем был начальником артиллерии 160-й стрелковой дивизии.

В -1940 годах участвовал в Советско-финской войне.

Великая Отечественная войнаправить | править код

Перед началом войны 30 апреля 1941 года назначен командиром формировавшейся на Украине 4-й противотанковой артиллерийской бригады. После её расформирования в сентябре 1941 года служил заместителем начальника и начальником артиллерии армии на Южном и Северо-Кавказском фронтах (1941-1943 гг.); заместителем командующего артиллерии Северо-Кавказского фронта и командиром артиллерийского корпуса (1943 г.); командующим артиллерии Юго-Западного и 3-го Украинского фронтов (1943-1945 г.).

В 1945 году удостоен звания Герой Советского Союза.

Послевоенный периодправить | править код

С 1945 по 1946 год — командующий артиллерией Южной группы войск, с 1946 по 1948 год — начальник штаба артиллерии Вооружённых сил СССР, с 15 ноября 1948 по 26 марта 1950 года — начальник Главного артиллерийского управления Советской армии — первый заместитель командующего артиллерией Вооружённых сил СССР.

С 26 марта 1950 года по 17 января 1952 года — командующий артиллерией Вооружённых сил СССР. С января 1952 по апрель 1953 года — заместитель военного министра СССР по вооружению. С 23 апреля 1953 по 21 марта 1955 года — вновь командующий артиллерией Вооружённых сил СССР.

С 21 марта 1955 года по 17 декабря 1959 года — заместитель министра обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике, с 17 декабря 1959 года — главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения. Неделин внёс большой вклад в создание ракетных войск стратегического назначения, разработку, испытание и принятие на вооружение ракетно-ядерного оружия и в начальный этап советской космонавтики.

С 1952 года — кандидат в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного совета СССР IV и V созывов (1954-1960).

Гибельправить | править код

Погиб 24 октября 1960 года на 41-й стартовой площадке Байконура при взрыве ракеты Р-16 на испытаниях.

Госкомиссия поехала на измерительный пункт ИП-1Б полигона, где для неё была построена веранда. Однако когда объявили очередную задержку, маршал Неделин отправился на старт, желая лично разобраться, что там происходит. Ему поставили кресло вблизи ракеты у отбойной стенки, чуть далее на диване разместились члены Госкомиссии.

Неделин, увидев у ракеты множество людей, приказал удалить лишних. С площадки ушли расчёты боевой части и наблюдатели от различных ведомств — всего около сотни человек, которых отправили автобусами и грузовиками в район эвакуации.

Всего при взрыве погибло 74 человека и ещё четверо умерли в результате сильных ожогов и отравления парами гептила. Температура горения была столь высока, что, по свидетельству бывшего начальника космодрома Александра Курушина, от маршала Неделина остался только тёмный след на асфальте возле ракеты. Были найдены оплавившаяся Золотая Звезда Героя Советского Союза, один его погон и наручные часы.

Инцидент был засекречен — официально было объявлено о гибели только самого Неделина в авиакатастрофе. Останки маршала Неделина были захоронены в некрополе у Кремлёвской стены на Красной площади в Москве.

Указом президента России от 20 декабря 1999 вместе с личным составом боевого расчёта подготовки ракеты Р-16 награждён орденом Мужества.

Почести и награды

Советский Союз и Россия
  • Орден Мужества (1999, посмертно)
  • Герой Советского Союза (28 апреля 1945 г.).
  • Пять орденов Ленина (13 сентября 1944 г., 28 апреля 1945 г., 20 апреля 1956 г., 21 декабря 1957 г.)
  • Четыре ордена Красного Знамени (22 февраля 1939 г., 13 декабря 1942 г., 3 ноября 1944 г., 15 ноября 1950 г.)
  • Орден Суворова I степени (19 марта 1944 г.)
  • Орден Кутузова I степени (26 октября 1943 г.)
  • Орден Богдана Хмельницкого I степени (18 ноября 1944 г.)
  • Орден Отечественной войны 1 степени (3 ноября 1944 г.)
  • Орден «Знак Почета» (16 августа 1936 г.)
  • Медаль «За оборону Кавказа» (1944 г.).
  • Медаль «За взятие Будапешта» (1945 г.)
  • Медаль «За взятие Вены» (1945).
  • Медаль «За освобождение Белграда» (1945 г.).
  • Юбилейная медаль «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938 г.)
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота» (1948 г.).
  • Юбилейная медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР» (1958 г.).
Иностранный
  • Орден боевых заслуг ( Болгария )
  • Медаль советско-китайской дружбы ( Китай )
  • Орден Венгерской свободы ( Венгрия )
  • Орден Партизанской Звезды I степени ( Югославия )

Блокпосты и пароли, спирт и водка

Жили и служили в условиях строжайшей секретности: перед тем как попасть с жилой площадки на стартовую, надо было преодолеть три контрольно-пропускных пункта. У каждого имелся пропуск на строго определенную площадку.

Были и секретные посты наблюдения, о которых офицеры только догадывались. В сети, расставленные для шпионов или диверсантов, периодически ловились военнослужащие Советской Армии, бегавшие в самоволку.

Валентин Квасов рассказывает:

«Сухой закон», объявленный на полигоне, оказался совершеннейшей фикцией, поскольку в деле были сотни тонн отличнейшего спирта,» — пишет Ярослав Голованов в своей книге «Королев: факты и мифы».

Спирт.

Олег Богданов

Цистерны со спиртом были на пломбах, но, как известно, голь на выдумки горазда: на заливке хитрые стартовики могли так положить шланг, что в нем всегда оставалось полведра «огненной жидкости».

Некоторые детали и трубопроводы ракет перед запуском требовалось обезжиривать, после чего спирт полагалось выливать — но это ж святотатство для русского человека!

Тогда по приказу разгневанного начальства офицеры стали лично контролировать уничтожение спирта: солдат на их глазах выливал ведро спирта прямо в песок. Вечером от личного состава все равно разило!

Разгадка открылась внезапно: один из офицеров провалился ногой в ведро, закопанное в пустыне и прикрытое чистой портянкой. В него-то солдаты с притворной скорбью выливали спирт.

Портянки.

открытые источники

Память

Памятник маршалу Неделину в городе Байконуре

  • памятник-бюст М. И. Неделину установлен в городе Байконуре;
  • памятник-бюст М. И. Неделину установлен в городе Борисоглебске;
  • памятник М. И. Неделину установлен на территории военной академии РВСН имени Петра Великого в Балашихе;
  • памятник М. И. Неделину установлен на территории парка «Патриот» ЗАТО Озёрного;
  • памятник М. И. Неделину установлен в городе Балашихе (2020 г.);
  • мемориал погибшим при поведении специальных работ установлен на 41-й площадке 2-го инженерно-испытательного управления полигона Байконура;
  • памятник М. И. Неделину установлен в 2019 году в городе Одинцове Московской области;
  • министерством обороны России учреждён знак отличия — медаль «Главный маршал артиллерии Неделин»;
  • именем маршала названы улицы городов и посёлков: Москвы, Липецка, Щёлкова-7 (военный городок), Одинцова, Воронежа (Ленинский район), Мирного (Архангельская область), Одессы, Днепра, Знаменска, Байконура, Углегорска, Тейково, Первомайска Николаевской области Украины, Нальчика, ЗАТО Свободного (Свердловская область), ЗАТО п. Солнечного (Красноярский край), Борисоглебска;
  • на здании СОШ № 9 имени М. И. Неделина (город Одинцово Московской области) установлена памятная доска;
  • Ростовский военный институт ракетных войск имени главного маршала артиллерии Неделина М. И.;
  • имя «Маршал Неделин» носил корабль измерительного комплекса Тихоокеанского флота;
  • блиндаж Неделина — один из командно-наблюдательных пунктов на 232-м общевойсковом полигоне около города Яворова (Украина);
  • на здании СОШ № 15 в городе Липецке установлена памятная доска;
  • Байконурский электрорадиотехнический техникум носит имя М. И. Неделина;
  • на здании МБОУ БГО Борисоглебской СОШ № 5 в городе Борисоглебске Воронежской области установлена мемориальная доска;
  • в Борисоглебске, на доме, в котором жил М. И. Неделин установлена памятная доска;
  • граффити на стене дома по улице маршала Неделина в Москве;
  • ежегодно в день ракетных войск и артиллерии ветераны и военачальники ракетных войск и артиллерии вооружённых сил России возлагают венки к урне с прахом Митрофана Неделина у кремлёвской стены;
  • улица подмосковной Балашихи, где расположена военная академия РВСН, носит имя М. И. Неделина. На территории этого учебного заведения М. И. Неделину открыт памятник;
  • в микрорайоне Владычная слобода подмосковного Серпухова 12 июня 2020 года был открыт сквер в честь главного маршала артиллерии Неделина.

Общая библиография

  • Черток, Борис; Ракеты и люди: Фили-Подлипки-Тюратам ; Москва, 1996; издано ИД «Машиностроение»
  • Елисеев, ВИМ На Байконуре мы вырастили сердца . ОАО МПК в 2018 г .; ISBN  978-5-8493-0415-1
  • Харфорд, Джеймс; Королев — Как один человек руководил советской попыткой победить Америку на Луну ; John Wiley & Sons, Inc.; Нью-Йорк, 1997 год; стр. 119–120 ISBN  0-471-14853-9
  • Хрущев Сергей; Никита Хрущев и создание сверхдержавы ; Издательство Пенсильванского государственного университета , Пенсильвания, 2000; Перевод Ширли Бенсон; стр. 416–425
  • Кузнецк, М.И. Байконур. Королев. Янгель. Воронеж: ИПФ «Воронеж» 1997; ISBN  5-89981-117-X
  • Шихан, Нил; Огненный мир в холодной войне ; Случайный дом; Нью-Йорк, 2009 г .; п. 405.

Боевой путь КИК «Маршал Неделин»

Дата Событие Координаты
01.07.1984 Кинофотосъёмка ВМБ США Диего-Гарсия
08.06.1985 Централизованная связь ПКА «Союз Т-13»
10.10.1985 Запуск объекта 12С18 «Сирена-3» Ш=17’00S, Д=161’00W
24.10.1985 Запуск объекта 12Ф18 «Метеор-3» Ш=48’00S, Д=161’00W
15.03.1986 Централизованная связь ПКА «Союз Т-15»
23-27.06.1986 Централизованная связь ПКА «Союз Т-15» Ш=17’00S, Д=161’00W
12.08.1986 Работы по изделию 15Ж61 «Молодец» (SS-24 «Scalpel») Ш=16’15N, Д=176’32E
21.12.1987 Связь ПКА 7КСТ 54 «Союз ТМ-4»
09.02.1988 Пуск изделия 15А18М. «Сатана»
18.03.1988 Пуск изделия 15А18М. «Сатана»
20.04.1988 Пуск изделия 15А18М. «Сатана»
7-8.06.1988 Централизованная связь ТКК «Союз ТМ-5»
09.06.1988 Централизованная связь ТКК «Союз ТМ-5»
18.06.1988 Централизованная связь ТКК «Союз ТМ-5»
25.06.1988 Пуск изделия 15Ж60 (SS-24 «Scalpel») Ш=23’10N, Д=172’45E
20.10.1988 Централизованная связь ДОС «Мир»
15.11.1988 Пуск ЦКК «Энергия» с ОКМИ «Буран» Ш=45’00S, Д=133’00W
28.11.1988 Централизованная связь ПКА «Союз ТМ-7»
09.12.1988 Связь ПКА «Союз-ТМ7» ДОС «Мир»
23.12.1988 Пуск изделия 11К68 «Циклон-3» Ш=41’00S, Д=165’45W
11.04.1989 Пуск изделия 15А18М. «Сатана»
12.08.1989 Пуск изделия 15А18М. «Сатана» Ш=0’34S, Д=153’16W
6-8.09.1989 Централизованная связь ПКА «Союз ТМ-8»
19.10.1989 Пуск изделия 3М37 (МБР РСМ-54 (Р-29РМ), SS-N-23 «Skiff») Ш=16’54N, Д=176’20E
26.10.1989 Пуск изделия 3М37 (МБР РСМ-54 (Р-29РМ), SS-N-23 «Skiff») Ш=26’48N, Д=173’14E
02.11.1989 Пуск изделия 15Ж60 Ш=10’04N, Д=175’54E
11.02.1990 Централизованная связь КА «Союз ТМ-4»
21.02.1990 Централизованная связь КА «Союз ТМ-4»
03.03.1990 Централизованная связь КА «Прогресс-М3»
19.04.1990 Пуск изделия 4Г76 МТ-02 (БРПЛ Р-29) Ш=50’00N, Д=175’54E
19.06.1990 Пуск изделия Р29Д. БРПЛ Ш=47’19N, Д=151’15E
28.06.1990 Пуск изделия 3Г48КМТ (С-300 «Форт-М») Ш=47’50N, Д=152’00E
02.11.1990 Централизованная связь КА «Союз ТМ-10» Ш=12’50N, Д=140’00E

Новая перспективная ракета

В разгар «холодной войны» между СССР и США чрезвычайно актуален был вопрос создания такой межконтинентальной баллистической ракеты, подготовка которой к старту занимала бы как можно меньше времени, но при этом сама заправленная ракета могла находиться в предстартовом состоянии как можно дольше. Иными словами требовалось повысить оперативность реагирования стратегических ракетных сил и увеличить время, в течение которого ракета сохраняла бы готовность к пуску. Разумеется, ракета должна была обладать достаточной дальностью полёта, чтобы наносить удары по любой точке страны-противника из глубины нашей территории.

Всем этим условиям отвечал проект ракеты Р-16, предложенный в 1956 году ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля  и утверждённый Президиумом ЦК КПСС в начале 1959 года. Важным отличием новой ракеты, позволявшим быстро приводить её в готовность к пуску и долго держать с заправленными баками, было использование жидкого топлива из токсичных компонентов с высокой температурой кипения. Такими компонентами у Р-16 были гептил и азотная кислота. Сейчас это один из обычных видов топлива, а тогда двигатели, в которых он применялся только начинали внедряться.

Испытать до 7 ноября

Осенью 1960 года первая ракета Р-16 была построена и доставлена на полигон Тюратам (ныне Байконур) в Казахской ССР. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв торопил с запуском, желая приурочить успешное испытание к очередной годовщине Октябрьской революции. Кроме того, ему предстояло отправиться в очередное заграничное турне, а каждый новый успех советской ракетной техники давал Хрущёву козыри в его дипломатии ядерного блефа.

Испытание было назначено на вечер 23 октября. Примерно за час до старта возникла нештатная ситуация – замыкание проводов дало преждевременный сигнал на подрыв пиропатронов подачи топлива в ступень. Подготовку к старту пришлось срочно остановить. Начали разбираться в случившемся. Причину установили быстро.

По технике безопасности, рекомендованной конструкторами, требовалось слить топливо, а компоненты ракеты направить для выяснения и исправления дефектов на завод-изготовитель. Это отсрочило бы запуск минимум на месяц. Кроме того, ракету нельзя было держать заправленной дольше суток, по истечении которых следовало слить топливо.

Маршал Неделин (корабль измерительного комплекса) — что это такое

Корабль очень активно использовался, особенно в 1987—1989 годах «Пробег» КИК «Маршал Неделин» составил за эти годы почти половину боевого пути «малышей» — так стали называть корабли проектов 1128 и 1129.

КИК «Маршал Неделин», 1 августа 1985 года

8 июня 1985 года корабль обеспечил сложнейший в истории отечественной космонавтики, с технической точки зрения, полёт космонавтов В. А. Джанибекова и В. П. Савиных на космическом корабле «Союз Т-13» к орбитальной станции «Салют-7», имевшей целью восстановление её работоспособности.

С 15 марта 1986 года корабль сопровождал и обеспечивал связью (23—27 июня 1986 года) полёт космонавтов Л. Д. Кизима и В. А. Соловьёва на космическом корабле «Союз Т-15», выполнивших уникальную операцию по переносу оборудования со станции «Салют-7» на станцию «Мир» 17°00′ ю. ш. 161°00′ з. д.HGЯOL.

КИК «Маршал Неделин» неоднократно участвовал в испытаниях новых межконтинентальных баллистических ракет.

15 ноября 1988 года КИК «Маршал Неделин» участвовал в обеспечении пуска ракеты-носителя «Энергия» и отслеживании беспилотного полёта многоразового корабля «Буран» 45°00′ ю. ш. 133°00′ з. д.HGЯOL

Вид сзади и сбоку, 1 мая 1989 года

Беда пришла вместе с большими общественно-политическими изменениями в государстве. Исходя ещё из советских планов, корабль становился в текущий ремонт на «Дальзавод». Планировался обычный корабельный ремонт: дизели, навигационное оборудование, измерительный комплекс частично планировал обновить вычислительную технику, но ничего революционного. В декабре 1990 года офицерское собрание написало письмо Министру обороны СССР Д. Т. Язову, в котором было выражено крайнее беспокойство за корабль. Всё оказалось тщетно, МО СССР не ответил даже отправкой маленькой комиссии или проверяющего. Два месяца корабль держали на рейде Владивостока, там экипаж пережил первые реформы премьер-министра В. С. Павлова, затем был поставлен к стенке «Дальзавода». Его очень быстро разобрали[прояснить

], а потом «оказалось», что денег у Тихоокеанского флота нет. Это стало началом конца корабля. Корабль не ремонтировался, но и не разбирался.

В 1996 году во время ветра его навалило на стоящий у борта СКР, поломало палубное оборудование. Из-за нерешённости вопросов по кораблю он стал просто помехой в бухте Золотой Рог и его убрали в бухту Улисс.

В конце мая 2000 года ледокол «Магадан» вывел с бухты Улисс КИК «Маршал Неделин» и утянул в Аланг (Индия) на разделку. Через месяц, в Аланге, ледокол «Магадан» ошвартовался лагом к КИК «Маршал Неделин», разогнал в направлении пляжа и, обрубив швартовы, выбросил на берег.

Официальное признание

В пресс-релизе говорилось, что Неделин погиб «в авиакатастрофе во время нераскрытой миссии». Итальянское информационное агентство Continentale впервые сообщило 8 декабря 1960 года из нераскрытых источников, что маршал Неделин и 100 человек погибли в результате взрыва ракеты. 16 октября 1965 года газета Guardian сообщила, что захваченный шпион Олег Пеньковский подтвердил подробности аварии, а ссыльный ученый и советский диссидент Жорес Медведев представил дополнительные подробности в 1976 году в британском еженедельнике New Scientist . Однако только 16 апреля 1989 года Советский Союз признал эти события, и в еженедельном информационном журнале Ogoniok был опубликован отчет .

Авария

Короткое замыкание в замененном главном секвенсоре привело к срабатыванию двигателя второй ступени во время испытаний перед запуском. Это привело к взрыву топливных баков первой ступени прямо под ними, разрушив ракету в результате мощного взрыва. Прежде чем искать убежища, оператор дистанционно активировал автоматические камеры, установленные вокруг стартовой площадки, которые детально засняли взрыв. Люди возле ракеты были мгновенно сожжены; те, кто находился подальше, были сожжены или отравлены парами токсичных компонентов топлива. Андрей Сахаров описал многие детали: как только загорелся двигатель, большая часть персонала побежала за периметр, но попала в ловушку за ограждением, а затем была охвачена огненным шаром горящего топлива. В результате взрыва испепелился или задохнулся Неделин, старший помощник, главный конструктор систем наведения ракет в СССР, а также более 70 других офицеров и инженеров. Другие умерли позже от ожогов или отравлений. Конструктор ракет Михаил Янгель и командир полигона выжили только потому, что бросили курить сигарету за бункером в нескольких сотнях метров от них, но, тем не менее, получили ожоги.

Жертвы

Точное число погибших в результате взрыва неизвестно. В первом западном сообщении об аварии через итальянское информационное агентство Continentale в декабре говорилось, что погибли 100 человек, в то время как The Guardian сообщила в 1965 году со ссылкой на информацию от шпиона Олега Пеньковского, который передал информацию на Запад, о том, что погибло около 300 человек. . Советский Союз сказал только, что «значительное число» погибло, когда он впервые признал инцидент в статье « Огоньок» 1989 года , но позже в том же году правительство заявило, что число погибших составило 54. По последним оценкам, число погибших, опубликованных В Роскосмосе к 50-летию аварии, происшедшей с участием инженера агентства Бориса Чертока , погибло 126 человек, но агентство уточнило это число, заявив, что фактическое число может быть от 60 до 150 погибших.

Уникальны ли открытия, сделанные Олегом Радюшом?

На основе графических материалов и случайных находок, которые мы сделали 20 лет назад на Стрелке, мы хотели показать, что Орёл не на пустом месте основан в 1566 году. Пришли на наши земли государевы люди, присланные Иваном IV. Посмотрели, видят валы крепости, рвы. Ну и зачем строить что-то новое, если есть основы? Поэтому на старых валах поставили деревянные стены, башни, и так появился новый город  – Орёл. И мы не знаем, как назывался тот городок, который был здесь до этого. Другое дело, что в летописях это никак не отразилось», – говорит искусствовед.

Владимир Неделин преклоняется перед открытием, которое сделал археолог Олег Радюш в марте 2021 года, раскопав опоры Красного моста и найдя датирующие находки XII-XIII веков.

«То, что мы пытались доказать ещё несколько десятилетий назад, Олег Радюш это сделал, приведя железные аргументы. Он нашёл орловские помпеи: это боковые устои моста более раннего времени, это деревянный частокол улицы, которая шла когда-то к воротам орловской крепости, и, наконец то, что совершенно невероятно для любого другого русского города центральной части –  это находки кожаных и деревянных вещей. В обычной почве они просто истлевают, от них остаётся в лучшем случае только пепел. Олег Радюш доказал, что Орёл был ещё до монголов», – радостно констатирует профессор.

Литература

  • Черток Б. Е. Ракеты и люди. — М.: Машиностроение, 1999. — ISBN 5-217-02942-0.
  • Голованов Я. К. Королёв: Факты и мифы. — М.: Наука, 1994. — 800 с. — ISBN 5-02-000822-2.
  • Осташев А. И. Испытание ракетно-космической техники − дело моей жизни. События и факты — Королёв, 2001. — 213 с., ил. ;
  • Герчик К. В. Прорыв в космос: очерки об испытателях, специалистах и строителях космодрома Байконур. — М.: Велес, 1994. — 184 с. — ISBN 5-87955-001-X.
  • Ряжских А. А. Оглянись назад и посмотри вперёд. Записки военного инженера. Кн. 1. — М.: Герои Отечества, 2006. — 596 с. — ISBN 5-91017-018-X. Архивная копия от 18 сентября 2020 на Wayback Machine
  • Осташев А. И. Сергей Павлович Королёв — гений XX века: прижизненные личные воспоминания об академике С. П. Королёве. — Королёв: Изд-во Московского гос. ун-та леса, 2010. — 128 с. — ISBN 978-5-8135-0510-2.
  • Неизвестный Байконур / Под ред. Б. И. Посысаева. — М.: Глобус, 2001. — 528 с. — ISBN 5-8155-0051-8.
  • Порошков В. В. Ракетно-космический подвиг Байконура. — М.: Патриот, 2007. — С. 463. — ISBN 5-7030-0969-3.
  • Берег Вселенной : воспоминания ветеранов космодрома Байконур / Под общ. ред. сост. сб. А. С. Болтенко. — Киев: Феникс, 2014. — 537 с. — ISBN 978-966-136-169-9.
  • Военный энциклопедический словарь ракетных войск стратегического назначения / Министерство обороны РФ; Гл. ред.: И. Д. Сергеев, В. Н. Яковлев, Н. Е. Соловцов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — С. 314. — 632 с. — 8500 экз. — ISBN 5-85270-315-X.
  • Елисеев В. И. Мы в Байконур вросли сердцами. — М.: Елисеев В. И., 2020. — 766 с. — ISBN 978-5-8493-0415-1.
  • Курочкин А. М., Шардин В. Е. Район, закрытый для плавания (рус.). — М.: Военная книга, 2008. — С. 38—48. — 72 с. — ISBN 978-5-902863-17-5.

Бытовые и санитарные условия

В надстройке первого яруса, в его носовой части находился комплекс помещений под названием «Медблок». В его состав входила операционная, рентген-кабинет, стоматологический кабинет, процедурная, две каюты космонавтов. Это позволяло практически полностью обеспечить необходимое медицинское обслуживание экипажа в океане.

Имелся клуб с балконом и сценой, спортзал с бассейном и душевыми, баня личного состава, библиотека, ленинская каюта, канцелярия, парикмахерская, судовая лавка, столовая и две кают-компании. В дальнейшем одно из помещений надстройки 1 яруса было переоборудовано в зал тяжёлой атлетики. Слегка отличается набором этих помещений пр. 1914.1 — у него рядом с кают-компанией офицеров размещается бильярдная. На «Маршале Неделине» бильярдный стол стоял в салоне кают-компании офицеров.

Экипаж имел очень неплохие бытовые условия. Спальные места: для 104 офицеров, 86 мичманов и 252 матросов и старшин срочной службы. Матросы и старшины размещались в 4-местных каютах с отдельным умывальником и шкафами для личных вещей. Вдоль переборок стоял стол и диван. Мичманы жили в двухместных каютах с умывальником, младшие офицеры в двухместных каютах с душем, а командиры боевых частей в надстройке 2-го яруса — в одноместных каютах. Командование корабля располагалось в блок-каютах: помещение со спальней, туалетом и кабинетом для совещаний. Кроме того, у командира корабля был свой салон, куда он мог пригласить гостей корабля в торжественных случаях.