Как новозеландские аборигены победили британскую империю: маори против «трех львов»

Оглавление

Язык

Язык маори относится к полинезийской группе австронезийской семьи. Внутри Полинезии относится к восточнополинезийским языкам, которые, в свою очередь, входят в подгруппу ядернополинезийских языков. Существует около десятка диалектов этого языка, особенно сильны различия групп диалектов Южного и Северного островов. Тем не менее, все диалекты языка маори взаимопонимаемы.

Хотя язык маори не относится к исчезающим, сейчас он подвергается сильнейшему вытесняющему давлению английского языка. По данным опроса 2001 года, число свободно владеющих родным языком маори составляет лишь 9 %, или около 30 тысяч человек. Перепись 2006 года выявила, что лишь 4 % населения Новой Зеландии, или 23,7 % маори, может более или менее сносно разговаривать на своём родном языке.

Неоценимый опыт «Мушкетных войн»

Несмотря на то, что даже с огнестрельным оружием маори оставались дикарями-каннибалами, с каждым годом на острова прибывало все больше европейцев. Осенью 1840 года во Вайтанги – одном из селений маори, было подписано уникальное соглашение. По нему аборигены получили документы на свою землю и полное право представительства в английских судах. В замен на это маори должны были просто признать власть британской короны.


«Война в Новой Зеландии», 21 июня 1864 года.

В конце концов маори подняли восстание, посчитав что англичане нарушили заключенный в 1840 году договор. Острова захлестнули вооруженные стычки. Аборигены умело защищались, заседая в своих укрепленных поселениях – «ра», а также великолепно держали строй в сражениях на открытой местности. После того, как маори выстреливали все пули – они отчаянно бросались на англичан с топорами, саблями и дубинами.

Чем живут современные маори

Современные маори – народ в Новой Зеландии – давно уже не те кровожадные и отважные воины. И каннибализмом не отличаются, он остался в прошлом. Так что поселение, где проживают маори, можно посетить, не опасаясь быть съеденным, а наоборот, рассчитывая на радушную встречу. Развивалась цивилизация с ней менялись их взгляды и традиции. Однако культура этого народа остается богатой и по сей день отличается самобытностью и неповторимостью.

Своих гостей он с удовольствием учат традиционным приветствиям-прощаниям и танцам. Угощают всякого едой, приготовленной по традиции Ханга.

Какие они сегодня? Честные и трудолюбивые. Активное участие принимают в жизни страны, заметный вклад вносят в культурное развитие Новой Зеландии. Среди них немало талантливых инженеров и изобретателей, дизайнеров и спортсменов, простых тружеников. В повседневной жизни большинство маори предпочитают английский, несмотря на то, что родной язык тоже отнесен к общегосударственным.

На смену традиционным верованиям маори пришло христианство. Среди маори большинство – это христиане разных ветвей, а около тысячи человек исповедует ислам.

Почитателями татуировок всего мира признаны популярными «Тату в стиле маори». При этом сами маори расценивают нанесение его на лица и тела тех, кто представителем коренного народа не является, как преступление, потому что и сегодня никто не вправе использовать священный орнамент в декоративных целях.

Каждого маори от рождения до самой смерти сопровождала музыка. До контакта с европейской цивилизацией сложностью и мелодичностью она не отличалась. Песня без темы существовать не могла. Их приурочивали к значимым событиям, грустным и веселым. Многие исполнялись речитативом на одной, максимум на четырех нотах. К нынешнему времени многие из них утеряны: некоторые рабочие и военные, множество детских игровых песенок. Современные маори шоу группы работают в самых разнообразных музыкальных жанрах. Сегодня известны 9 основных стилей музыки маори:

  • Вайата ароха (любовные песни),
  • Waiata tangi (плачет),
  • Вайата орриори (колыбельные),
  • Waiata poi (это легкие шары, связанные вокруг струны),
  • Mōteatea (древние песнопения),
  • Karakia (молитвы или заклинания),
  • Patere (монотонное ритмичное пение),
  • Хака (военный танец),
  • Каранга (духовный призыв).

Интересные факты

Несколько любопытных фактов об аборигенах Австралии и их быте:

  1. За пару часов австралийский абориген может обеспечить себя пропитанием, находясь в пустынной местности, — в пищу идут гигантские черви и личинки насекомых.
  2. Общеизвестный анекдот о встрече Джеймса Кука и аборигенов на материке Австралии гласит, что открыватель спросил у местных жителей, как называется большое сумчатое животное, на что те ответили — кенгуру, что значило я не понимаю. С тех пор животное так и называется. Однако лингвисты считают, что слово кенгуру происходит от гангару, что в языке малочисленного племени означает большой прыгун.
  3. Туристы могут увидеть обряды и окунуться в быт аборигенов на Восточном побережье, где отдельная группа бушменов демонстрирует гостям свои национальные танцы, есть музеи прикладного искусства. Также любой желающий может научиться искусству владения настоящим бумерангом.
  4. Культура самой древней народности лишь кажется отсталой. На самом же деле на территории Австралии найдено мегалитическое сооружение Вурди Йоуанг, сопоставимое со Стоунхеджом в Англии. Только Австралийский аналог гораздо старше. Он представляет собой круг из камней, показывающий время солнцестояния и равновесия. Оказывается, что племя, построившее это сооружение, занималось разведением скота и земледелием, что полностью не совпадает с мнением ученых и историков, утверждающих, что аборигены занимались лишь охотой.
  5. Из-за генетической мутации каждый десятый житель Соломоновых островов имеет светлые волосы.

Политические движения маори

Флаг маори, предложенный в 1998 году

В 1850-х годах, по инициативе известного маорийского проповедника и просветителя Вирему Тамихана, была учреждена символическая должность короля маори. Не имея реальной власти, король (или королева) играет активную роль в общественной деятельности и отстаивании прав коренного народа как политический лидер, представляющий его интересы. Должность «короля маори» не установлена как наследственная; тем не менее, до настоящего времени все короли маори были прямыми потомками Потатау Те Фероферо, первого «короля маори».

В 1892 году маорийское движение Те Котахитанга создало для защиты прав своего народа Парламент маори, однако новозеландскому правительству удалось урегулировать споры с маори мирным путём, и в 1902 году этот парламент прекратил деятельность, а маори стали активно участвовать в новозеландской политике. Среди маорийских политиков важную роль играло семейство Мангакахиа (например, Мери Те Таи Мангакахиа была активной поборницей предоставления женщинам избирательных прав в начале XX века).

В XX веке видную роль в новозеландской политике сыграли маорийские деятели Джеймс Кэрролл и Апирана Нгата.

Известной представительницей народа маори является современная оперная певица Кири Те Канава.

В 1951 году в Веллингтоне была основана Лига «Благосостояние женщин-маори». Условия для создания лиги возникли в результате массового переселения маори из сёл в города Новой Зеландии. Президентом организации была выбрана Уина Купер. Через несколько лет отделения лиги открылись по всей Новой Зеландии. Лига занималась, в основном, обеспечением крова, здравоохранением и образованием женщин маори, оказавшихся в непривычной и трудной ситуации в результате переселения в города. К 1956 году лига насчитывала около 300 отделений, 88 окружных советов, и более 4000 членов.

В 1980-е годы благодаря давлению Лиги «Благосостояние женщин маори» и других организаций язык маори был признан одним из официальных языков страны, что было установлено Актом о маорийском языке от 1987 года.

7 июля 2004 года была основана Партия маори (маори Tōrangapū Māori) — политическая партия Новой Зеландии. Партия провозгласила 8 уставных «маори kaupapa» — партийных целей — и выступает, в частности, за отстаивание ценностей коренных народов и обязательное изучение культурного наследия коренного народа в новозеландских школах.

Чем обусловлена воинственность маори

В культуре народа маори война была глубоко укоренена всегда. Доходило до того, что поминки по почившему вождю или жрецу становились основанием для военного рейда против случайного соседа. Битвы случались всегда:

  • по будням, праздникам и выходным;
  • один на один, племя на племя, остров на остров;
  • из-за девушек, веры в ману (магическая энергия), улова рыбы, кровной мести и личной обиды.

Обычным делом для маори были каннибализм, невероятная жестокость, безрассудные до самоубийственности атаки на противника, часто превосходящего их технологически и числом. Безумная война становилась смыслом жизни. Они держали в постоянном страхе европейцев и даже съели однажды экипаж целой бригантины.

Справедливости ради следует отметить, что культ войны маори исповедовали не всегда. Их воинственность была приобретенной.

Прежде всего, виной тому резкое сокращение биоресурсов Новой Зеландии вследствие климатических изменений и нескольких тектонических катастроф.

Но и сами маори не останавливались ни перед чем в истреблении местных популяций на облюбованных ими землях, где до прихода человека столь крупных и хищных млекопитающих не было. А потому обитатели этих островов не успели выработать защиту против агрессии маори.

В их культуре очень быстро укоренились войны. У маори появились укрепленные поселения, они развивают тактику, совершенствуют оружие. Результат не замедлил себя ждать – началась череда междоусобных стычек, получивших название «мушкетных войн».

В истории остался набег на остров Чатем, где маори истребили или обратили в рабство родственное племя мориори, там обитающее.

Сорок лет (1807-1847 гг.) военных действий завершились, лишь когда на горизонте появился новый враг – Британская корона. Эта война, заранее обреченная на поражение.

Как маори стали клингонами

У края ойкумены, на самом дальнем юге лежат острова Новой Зеландии. Их коренное население — племена маори. По легендам, их предки тысячу лет тому назад приплыли сюда с прародины Гаваики на семи каноэ. И прозвали новую землю Аотэароа —страна белого длинного облака».

Поначалу всё шло неплохо. Новые территории, невообразимо гигантские по полинезийским меркам, по тем же меркам были прохладны. Местные непуганые звери и птицы являлись лёгкой добычей, да и съедобных растений хватало. Племена расселились по обоим островам и многократно размножились. Совмещая земледелие с поеданием всего, что движется.

Понемногу аборигены схомячили подчистую всю крупную и питательную живность на островах. Надо полагать, местные духи разобиделись на них за эдакие аппетиты, и с начала XVI века климат на островах становился холоднее и холоднее. А Южный остров с его горами — хорошо знакомыми всем по кинотрилогииВластелин Колец» — вдобавок забился в конвульсиях мощных землетрясений.

Голод и холод, разрушительные подземные толчки и цунами превратили острова Новой Зеландии в ад.

До начала периода катастроф археологи почти не видят в Новой Зеландии следов войн и оружия. Зато с приходом века ужаса всё резко изменилось.

Выжили те племена, которые превратились в банды яростных, бесстрашных рейдеров, способных ловить и пригонять много пленных. Которых затем ритуально резали и пожирали всем племенем.

Спустя считанные десятилетия острова Новой Зеландии превратились в арену вечной войны за земли и пищу. Вся культура маори пропиталась войной, агрессией и каннибализмом, подобно выдуманному миру орков или клингонов.

Мрачные деревянные крепости-городища в дыме костров оглашались воплями жертв и грозными ритуальными песнопениями.

Появление чужеземцев

В XVIII в Австралию прибывают европейские колонизаторы, чья деятельность становится бедствием для местных жителей. Из-за вспышки болезней, привезенных чужеземцами, истребления аборигенов, гонений численность коренного населения уменьшилась до 60 тысяч человек.

Нередко европейцы становились инициаторами войн, которые развязывали между отдельными племенами. Австралийцы вынуждены были отступать, отдавая свои территории чужакам, искать спасения в отдалённых районах, горной местности.

Первая половина прошлого века стала шансом на выживание ля племён Австралии. Создание отдельных резерваций способствовало незначительному росту их численности.

Несмотря на это, существовала и обратная сторона “медали”. Известно, что в 1909-1960-е годы и семей австралийских аборигенов нередко забирали маленьких детей. Им запрещали учить родной язык. Маленькие австралийцы получали начальное образование, которое помогало им устроиться на фермы и работать по хозяйству.

По сути, из них делали покорных слуг, что и не представляли о другой жизни и другой культуре. Конечно, родным родителям общаться с ребёнком запрещалось. На мой взгляд, это была явное неприкрытое стремление уничтожить древний народ с его обычаями, языком и верой.

Групповой портрет Нунгарских мужчин, женщин и детейМестонахождение: Государственная библиотека Западной Австралии

Архаический период (1300–1500)

Художник изображает орла Хааста, атакующего моа . Оба вида вымерли в архаический период.

Самый ранний период поселения маори известен как «архаический», «моахунтерский» или «период колонизации». Восточно-полинезийские предки маори прибыли в лесные земли, где обитало множество птиц , в том числе несколько ныне вымерших видов моа, весом от 20 кг (44 фунта) до 250 кг (550 фунтов) каждый. Другие виды, также ныне вымершие, включали новозеландского лебедя , новозеландского гуся и гигантского орла Хааста , который охотился на моа. Морские млекопитающие — особенно тюлени — населяли побережья, и свидетельства существования прибрежных колоний были намного севернее, чем те, которые сохранились сегодня. Огромное количество костей моа — по оценкам, от 29 000 до 90 000 птиц — было обнаружено в устье реки Вайтаки , между Тимару и Оамару на восточном побережье Южного острова . Дальше к югу, в устье реки Шаг ( Вайхемо ), данные свидетельствуют о том, что по крайней мере 6000 моа были убиты людьми за относительно короткий период времени.

Археология показала, что регион Отаго был центром культурного развития маори в то время, и большинство архаичных поселений находились на или в пределах 10 км (6 миль) от побережья. Обычно люди устраивали небольшие временные лагеря далеко от берега для сезонной охоты. Поселения варьировались по размеру от 40 человек (например, залив Паллизер в Веллингтоне) до 300–400 человек, с сорока зданиями (например, на реке Шаг).

Предметы раннего архаического периода из археологического памятника Вайрау-Бар , выставленные в Кентерберийском музее в Крайстчерче.

Самое известное и наиболее широко изученное архаическое место находится в баре Вайрау на Южном острове. Это место похоже на восточно-полинезийские деревни с ядрами и является единственным археологическим памятником Новой Зеландии, содержащим кости людей, родившихся в другом месте. Радиоуглеродное датирование древесного угля, человеческой кости, кости моа, устьевой раковины и яичной скорлупы моа дало широкий диапазон оценок дат с начала 13-го до начала 15-го веков, многие из которых могут быть загрязнены «встроенным возрастом» из более старого углерода, который был съеден или поглощен отобранными организмами. Из-за тектонических сил, в том числе нескольких землетрясений и цунами с момента прибытия человека, некоторые участки Вайрау-Бар теперь находятся под водой. Работа над скелетами бара Вайрау в 2010 году показала, что продолжительность жизни была очень короткой: самому старому скелету было 39 лет, а большинство людей умирало в возрасте 20 лет. У большинства взрослых наблюдались признаки диетического или инфекционного стресса. Анемия и артрит были обычным явлением. Могли присутствовать такие инфекции, как туберкулез (ТБ), поскольку симптомы присутствовали на нескольких скелетах. В среднем взрослые были выше, чем другие жители южной части Тихого океана, на 170 сантиметров (5 футов 7 дюймов) для мужчин и 160 см (5 футов 3 дюйма) для женщин.

Архаический период примечателен отсутствием оружия и укреплений, столь типичных для более поздних «классических» маори, и его характерными «колье-барабанами». Начиная с этого периода, около 32 видов птиц либо из-за чрезмерного нападения людей, либо из-за введенных ими киоре и кури (полинезийская собака); многократное сжигание растительности, изменившее среду обитания; или похолодание климата, которое, по всей видимости, произошло примерно с 1400–1450 гг. В течение короткого периода — менее 200 лет — в рацион ранних маори входило обилие крупных птиц и морских котиков, на которых раньше никогда не охотились. Эти животные быстро пришли в упадок: вымерли многие виды, такие как различные виды моа, новозеландский лебедь и кохату-шаг ; в то время как другие, такие как какапо и тюлени, были сокращены по дальности и количеству.

Работа Хелен Лич показывает, что маори использовали около 36 различных пищевых растений, хотя многие из них требовали детоксикации и длительных периодов (12–24 часа) приготовления. Исследование Д. Саттона ранней фертильности маори показало, что первая беременность наступила примерно в 20 лет, а среднее количество рождений было низким по сравнению с другими неолитическими обществами. Низкое количество рождений могло быть связано с очень низкой средней продолжительностью жизни 31–32 года. Анализ скелетов в баре Вайрау показал признаки тяжелой жизни: у многих были сломанные кости, которые зажили. Это говорит о том, что люди ели сбалансированную диету и пользовались поддержкой сообщества, у которого были ресурсы для поддержки серьезно травмированных членов семьи.

Амулет своими руками

Ещё один обычай маори, что сохранился до наших дней со времён глубокой древности – это изготовление амулетов и оберегов. Подобные талисманы делают мастера, владеющие искусством резьбы по дереву.

Амулет – прекрасный подарок, но важно знать, что он может значить, ведь это своеобразное «зашифрованное» послание. Например, если вам преподнесли деревянный хвост кита, это означает, что вас ценят за силу и мужество, а вот подаренная спираль из дерева будет значить миролюбие и спокойствие

Самым сильным священным оберегом у маори считается «манайя», что представляет собой изображение человека с птичьей головой и рыбьим хвостом.

Татуировки маори могут рассказать о многом

Напоследок хочу заметить, что и современные маори, как их далёкие предки, по-особому празднуют Новый год – праздник Матарики. Он наступает, когда Плеяды входят в созвездие Тельца. В этот день маори просят у высших сил счастья в будущем и вспоминают о событиях прошлого. И пусть далеко не всё в истории маори выглядит благопристойно и гладко – этот народ достоин уважения за его верность собственной культуре, прошедшей через века.

Кто наносил изображения кита в качестве талисманов и оберегов?

Для древних народов, промышляющих мореплаванием, символ кита — это непредсказуемость, опасность водной стихии. Такая ассоциация сформировалась из-за их веры в то, что киты способны погубить корабль, утащив его на дно, поэтому для некоторых мореходов татуировка кита, эскиз которой готовился заранее, нанесённая на руку или грудь, служила оберегом против гибели во время кораблекрушения.

Эскиз кита в прыжке, нарисованный карандашом

Кит в виде татуировки на руке

Кит
. Олицетворяет силу космических вод, возобновление как космическое, так и личное, а также поглощающую могилу. Желудок кита — это одновременно место смерти и перерождения. В Ветхом Завете кит — символ Ионы. Быть проглоченным китом — означает войти во тьму смерти; появление из чрева кита после традиционного периода в три дня лунного затмения означает появление из пещеры инициации в новую жизнь, воскрешение. В христианстве кит символизирует дьявола. Челюсти его — врата ада, а желудок — сам ад.

Символ мира, тела и могилы (20), рассматривается также как важнейший символ содержания (сокрытия) чего-либо в чем-либо. Рабан Мавр (Сочинения, III, «Аллегории на Святое Писание») особо акцентирует именно этот аспект (46). В наши дни кит, похоже, приобрел большую самостоятельность в качестве символического эквивалента мандорлы, — пересечения кругов неба и земли; включающей в себя и охватывающей противоположности существования (51).

С образом кита традиционно связывают морское чудовище, убитое Персеем ради освобождения царевны Андромеды.

Библия описывает животное, поглотившее пророка Иону, просто как «огромную рыбу».

И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита… И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.
(Иона 2:1-2, II).

В Евангелии от Матфея (12:40) это место толкуется как прообраз воскресения Иисуса (и его нисхождение после смерти в ад).

Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Это высказывание постоянно толковалось и воспроизводилось в искусстве как всеобщий символ воскресения мертвых.

В раннем христианском искусстве (итальянское Возрождение), где главным образом встречается сюжет с Ионой, рыба изображалась художниками, не знакомыми обликом и повадками китов, в виде морского дракона, гиппокампа, дельфина или огромной косматой рыбины.

Кит, выброшенный на берег.
Его величие губит его.
Символ величия как причины неудач и помехи в уклонении от опасностей.

В легенде о путешествии Св. Брандана («Плавание святого Брандана») содержится сюжет, напоминающий приключения Синдбада. В средневековом «Бестиарии» об этом рассказывается так:

На спине морского чудища рос густой кустарник, и поэтому мореплаватели приняли его за остров, причалили к нему свои корабли и развели костры. Но как только зверь почувствовал жар, он внезапно нырнул в воду и утащил корабль вглубь… (чего св. Брандан и его братья избежали). …Так случается также с теми людьми, которые ничего не знают о хитрости дьявола… Они потом вместе с ним проваливаются в пучину адского огня.

Поэтому кита стали считать символом дьявола, а также его коварства. Врата ада часто изображали в виде раскрытой пасти кита. Рассказывается также, что открытая пасть кита источает аромат и он привлекает этим рыб, которых проглатывает:

Точно так же происходит с теми, кто не имеет твердой веры: они увлекаются всеми наслаждениями, следуют всем соблазнам и потом внезапно бывают проглочены дьяволом.
(Унтеркирхер).

Кит. Наскальное изображение каменного века. Скогерфайен под Драмменом (Норвегия)

Пророк Иона, проглоченный и извергнутый обратно китом. Собор Ровелло, 12 в.

Любопытно, что пасть морского чудовища аспидохелона также благоухает, и потому малые рыбы поглощаются им. Большие же рыбы избегают чудовища, что дало повод автору «Физиолога» уподобить их пророкам. В космологическом плане аспидохелон есть фигура нижнего (водного) мира и воплощает первобытную рыбу, которая является опорой земли. Она же выступает и как прародительница рыб. Об этой мифической рыбе в «Голубиной книге» говорится: «А Кит рыба всем рыбам мати» . Источающий аромат и пожирающий рыб аспидохелон является морским эквивалентом сухопутной пантеры. Все, что проявлено в природе, завершает свой жизненный путь, возвращаясь во чрево природы-прародительницы.

хххе́

Основные значения:

Вале-ду-Джавари

Долина Джавари в Бразилии – это территория размером с Австрию, где проживает около 20 коренных племен. 2000 человек из 3000 проживающих там считаются «неконтактными». Информации об этих племенах совсем немного, однако исследователям известно, что туземцы используют сельское хозяйство наряду с охотой, а также изготавливают металлические инструменты и горшки.

В 1970-х и 80-х годах прошлого века бразильское правительство проводило политику установления контактов с изолированными племенами, однако этому положила конец история племени Матис из этого региона. В результате болезней, которым они подверглись, три из пяти деревень племени были стерты с лица земли, а их население резко сократилось. Сегодня угроза этим изолированным племенным народам исходит от шахтеров и лесорубов.

Неконтактное племя Вале-ду-Джавари в Бразилии

Городские советы

Население советов современного города (и Окленда)

Приведенные данные о численности населения являются последними (июнь 2018 г.) оценками постоянного населения Статистического управления Новой Зеландии.

Классифицировать Городской совет численность населения Первый провозглашенный
1 Окленд 1 618 400 1871 г.
2 Крайстчерч 380 200 1868 г.
3 Веллингтон 209 000 1870 г.
4 165 900 1936 г.
5 Тауранга 140 800 1963 г.
6 Данидин 130 500 1865 г.
7 Нижний Хатт 107 600 1941 г.
8 87 300 1930 г.
9 Napier 64 100 1950
10 Порируа 58 200 1965 г.
11 55 800 1930 г.
12 Нельсон 52 400 1874 г.
13 45 300 1966 г.

Многие города были реорганизованы в районы Комиссией местного самоуправления в 1989 году в соответствии с Законом о местном самоуправлении 1974 года , например Тимару . В других городских районах, которые больше не являются городами, таких как Роторуа и Фангарей , население больше, чем в некоторых нынешних городах. Самым недавно провозглашенным городом является Тауранга , который стал городом во второй раз с 1 марта 2004 года. Крайстчерч (1862 и 1868 гг.) И Инверкаргилл (1930 и 1991 гг.) Также неоднократно объявлялись городами.

В соответствии с разделом 27 Закона о местном самоуправлении 2002 г., район может стать городом либо по «схеме реорганизации» с Комиссией местного самоуправления, либо в соответствии с разделом 27 (1) он может подать заявку на изменение статуса в соответствии с пунктом 7 Приложения 3. Новый город должен иметь «население не менее 50 000 человек», быть «преимущественно городским» и «самостоятельным субъектом и крупным центром деятельности в регионе » (или регионах), в который он входит. Существующие города подпадают под Приложение 2, Часть 2 Закона. Единственным новым городским советом, подпадающим под действие этого раздела, является городской совет Тауранги с 1 марта 2004 года.

Ранее, в соответствии с разделом 37L Закона о местном самоуправлении 1974 года, новые города могли быть образованы только по «схеме реорганизации». Использовались те же критерии. Последним городом, который был образован в рамках этого раздела, был Инверкаргилл, который был реорганизован в город в 1991 году.

Города в эпоху провинциализма с 1852 по 1876 гг.

Во время провинциализма в Новой Зеландии , с 1852 года до отмены в 1876 году, в Новой Зеландии не было единой системы местных властей. Таким образом, есть споры по поводу того, какой из следующих городов был первым.

  • Нельсон (1858 г., патентным письмом)
  • Крайстчерч (ноябрь 1862 г., отменен в июне 1868 г. постановлением провинции и восстановлен в октябре 1868 г. парламентским актом)
  • Отаго (позже Данидин ) (июль 1865 г.)

Закон о муниципальных корпорациях 1876 года включал первое расписание городов с датами их создания. Данидин был первым городом в Новой Зеландии, который был описан в Акте парламента как «Город …», что теперь автоматически в соответствии с Законом о местном самоуправлении 2002 года.

  • Данидин (4 июля 1865 г.)
  • Крайстчерч (28 мая 1868 г.)
  • Веллингтон (16 сентября 1870 г.)
  • Окленд (24 апреля 1871 г.)
  • Нельсон (30 марта 1874 г.)

Города, 1877-1989 гг.

Вплоть до октября 1989 года Комиссия местного самоуправления провела реорганизацию местного самоуправления. В результате некоторые города были реорганизованы в другие более крупные города или преобразованы в районы, и некоторые из этих районов до сих пор считаются городами для многих новозеландцев. Это список по состоянию на 1986 год.

  • Северный остров
    • Вангарей (1964)
    • Окленд
      • Окленд (1871)
      • Бухты Восточного побережья
      • Такапуна
      • Birkenhead
      • Вайтемата (1974)
      • Гора Альберт
      • Papatoetoe
      • Манукау (1965)
      • Папакура
      • Тамаки
    • Гамильтон (1936)
    • Нью-Плимут (1949)
    • Тауранга (1963 г.) (статус города утрачен в 1989 г., восстановлен в 2004 г.)
      • Вифлеем
      • Mount Maunganui
      • Папамоа
      • Приветственная бухта
    • Роторуа (1962, слился с районом Роторуа, 1979)
    • Гисборн (1955)
    • Напье (1950)
    • Гастингс (1956)
    • Вангануи (1924 г.) (слился с окружающими округами и стал округом Уонгануи , 1989 г.)
    • Палмерстон-Норт (1930)
    • Веллингтон
      • Веллингтон (1870)
      • Аппер Хатт (1966)
      • Нижний Хатт (1941)
      • Порируа (1965)
  • Южный остров
    • Нельсон (1874)
    • Крайстчерч (1868)
    • Тимару (1948)
    • Данидин (1865)
    • Инверкаргилл (1930)

Пресмыкающиеся Новой Зеландии

Среди новозеландских пресмыкающихся нет змей. Их ввоз на архипелаг категорически запрещен. В классе пресмыкающихся царствуют ящерицы.

Гаттерия

Входит в отряд клювоголовых. Длина тела ящерицы-гаттерии около 80 см. Вес доходит до 1.3 кг. Эти создания живут около 60 лет. Зоологи нашли гаттерий, прошивших 100 лет. На основных новозеландских островах ящерицы уже не встречаются.

Гаттерии способны к размножению начиная с 20 лет. Откладывают яйца 1 раз в 4 года. Низкие темпы воспроизводства могут привести к окончательному исчезновению этих пресмыкающихся.

Гаттерия обладает, так называемым, теменным глазом. Это архаичный орган способный реагировать на уровень освещенности. Теменной глаз не формирует изображений, предполагается, что он облегчает ориентацию в пространстве.

Новозеландские гекконы

Новозеландские живородящие гекконы. Основное время проводят в кроне деревьев, где ловят насекомых. Цвет тела соответствует среде обитания: коричневый, иногда зеленый. Род живородящих гекконов-аборигенов насчитывает 12 видов.

Новозеландские зеленые гекконы. Эндемичный род пресмыкающихся. Ящерицы длиной 20 см. Тело окрашено в зеленый цвет, дополнительную маскировку придают светлые с обводами пятна. Основное время проводит в кустарниковых зарослях. Питается насекомыми, беспозвоночными. Род содержит 7 видов ящериц.

Новозеландские сцинки

В этот род входит 20 видов сцинков, населяющих Новую Зеландию. Основной особенностью сцинков является покров, напоминающий рыбью чешую. Подкожный слой укреплен костными пластинами — остеодермами. Ящерицы насекомоядные, распространены во всех биотопах архипелага.

Духовная культура

В целом, культура маори значительно отличается от культуры других полинезийцев, причина чему — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и своё, самобытное наследие.

Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племён.

Маори почитают общеполинезийских богов: Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Неизвестно, существовал ли этот культ ранее или же он был создан после контактов с европейцами, в противовес проникшему сюда христианству. Кроме богов, пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.

Основные понятия: атуа — «бог» или «дух» вообще, мана — «магическая сила», понатури — «демон, дух, обитающий в океане», кехуа — «призрак», копуваи — «чудовище с человеческим телом и головой собаки» и др. Тики — полинезийский Адам, Хина — полинезийская Ева. Мауи — культурный герой.

Распространены песни и танцы, существовали примитивные музыкальные инструменты. Известность получили два местных танца — хака и пои.

Известна настольная игра маори восточного побережья — му-торере.

Отдельный краснознамённый батальон маори

Когда вспыхнула Вторая мировая, заскучавшие было маори пришли в восторг. И снова захотели принять участие в празднике смерти. Но чтобы никаких гарнизонов и копания траншей — только на передовую, только хардкор!

Власти согласились, и в новозеландской армии возник отдельный 28-й батальон маори. Его четыре роты были сформированы по племенному принципу — для большей спаянности.

Во главе поставили англичанина, майора Джорджа Диттмера. Большинство офицерских и унтер-офицерских должностей тоже изначально заняли англичане или полукровки.

Под гордое ярко-алое знамя батальона шли служить и дети почтенных вождей, и бедняки-маори из самых дремучих поселений. Кто-то хотел укрепить положение маори в новозеландском обществе, кто-то банально соблазнился на армейскую зарплату и паёк.

Радостные маори из 28-го батальона отправляются в Веллингтон, чтобы оттуда отбыть на фронт(источник фото)

Но практически все считали важным и престижным пойти на войну, пролить кровь врагов во славу племени и бога Туматауэнга и стать уважаемыми членами своего племени.

Увы, уставы и командование категорически не одобряли почтенных традиций поедания убитых врагов… Но ради воинской славы на неудобства можно было закрыть глаза.

Стоит ли дружить?

С технической точки зрения, большинство из этих племен так или иначе контактировали с внешним миром. Так называемое «самое изолированное племя в мире» впервые установило контакт с цивилизованным обществом в конце 1800-х годов, хотя с тех пор они предпочитали держаться обособленно. В Бразилии над лесами Амазонки регулярно проходят облеты лесистой местности, где обитают племена племена не только из антропологического любопытства, но и для того, чтобы убедиться, что незаконные вырубки лесов не происходят, а также подтвердить выживание дикой природы после стихийных бедствий.

Исторически сложилось так, что дела у племен, с которыми мы контактировали, сразу после встречи не складывались. Причина заключается в изоляции – у них попросту отсутствует иммунитет ко многим распространенным заболеваниям. Более того, существует задокументированная история первых контактов, которые привели к эпидемиям. Сегодня исследователи призывают не вступать в контакт с племенными народами из-за пандемии Covid-19. Как пишет National Geographic, коронавирус все ближе подбирается к племенам Амазонки.

Однако некоторые антропологи считают, что изолированные популяции не жизнеспособны в долгосрочной перспективе «и» хорошо организованные контакты сегодня являются гуманными и этичными. Дело в том, что известно множество случаев, когда вскоре после мирного контакта с внешним миром выжившие коренные народы быстро восстанавливались после демографических катастроф. Необходимо отметить, что этот аргумент отвергается большинством сторонников прав коренных народов и в некоторой степени лишен доказательств.