Либерализация цен

Оглавление

Методы либерализации экономики

Основными направлениями либерализации являются полный или частичный отказ государственной власти от регулирования рыночных отношений между субъектами, либерализация цен, внутренней и внешней торговли, формирование частной собственности основных секторов экономики путем приватизации, экономическая самостоятельность участников рынка.

Одним из основных направлений либерализации экономики является либерализация цен, с которой в 1992 году начались экономические реформы в России.

Кроме либерализации внешней экономики, предполагается также либерализация внутреннего рынка. Этот процесс характеризуется предоставлением предприятиям самостоятельности в определении товарной линейки и объемов производства, поиске поставщиков, рынков сбыта и партнеров.

Либерализация услуг в развивающемся мире

Потенциальные преимущества

Сфера услуг, вероятно, является наиболее либерализованной из отраслей. Либерализация дает сектору возможность конкурировать на международном уровне, способствуя росту ВВП и генерируя иностранную валюту

Таким образом, экспорт услуг является важной частью стратегий роста многих развивающихся стран. Индийские ИТ-услуги стали конкурентоспособными на мировом рынке, поскольку многие компании передали на аутсорсинг определенные административные функции странам, где затраты (особенно заработная плата) ниже

Кроме того, если поставщики услуг в некоторых развивающихся странах не будут достаточно конкурентоспособными, чтобы добиться успеха на мировых рынках, иностранные компании будут привлечены к инвестированию, привлекая с собой международный «передовой опыт» и лучшие навыки и технологии. Приход на рынок иностранных поставщиков услуг может быть как положительным, так и отрицательным явлением. Например, это может привести к улучшению услуг для внутренних потребителей, повышению производительности и конкурентоспособности отечественных поставщиков услуг, а также просто привлечь ПИИ / иностранный капитал в страну. Фактически, некоторые исследования показывают, что сокращение барьеров в торговле услугами на 50% в течение пяти-десяти лет принесет глобальный прирост экономического благосостояния примерно на 250 миллиардов долларов в год.

Возможные риски либерализации торговли

Либерализация торговли сопряжена со значительными рисками, которые требуют тщательного экономического управления посредством надлежащего регулирования со стороны правительств. Некоторые утверждают, что иностранные провайдеры вытесняют отечественных провайдеров и вместо того, чтобы вести к инвестициям и передаче навыков, это позволяет иностранным провайдерам и акционерам «получать прибыль для себя, вывозя деньги из страны». Таким образом, часто утверждается, что защита необходима, чтобы дать отечественным компаниям шанс развиваться до того, как они окажутся в условиях международной конкуренции. Это также поддерживает антрополог Труийо, который утверждает, что нынешняя рыночная система — это вовсе не свободный рынок, а приватизированный рынок (т.е. рынки можно «купить»). К другим потенциальным рискам, связанным с либерализацией, относятся:

  • Риски нестабильности финансового сектора в результате глобального распространения
  • Риск утечки мозгов
  • Риск ухудшения состояния окружающей среды
  • Риск спирали долга из-за снижения налоговых поступлений среди других экономических проблем (часто связанных с реструктуризацией МВФ, хотя правительство штата Канзас в настоящее время сталкивается с этой проблемой).
  • Риск усиления неравенства по расовому, этническому или гендерному признаку. Например, по мнению антрополога Лилу Абу-Лугход, мы видим усиление гендерного неравенства на новых рынках, поскольку женщины теряют возможности трудоустройства, которые существовали до либерализации рынка.

Однако исследователи из аналитических центров, таких как Институт зарубежного развития, утверждают, что преимущества перевешивают риски, и что необходимо тщательное регулирование. Например, существует риск того, что частные провайдеры «ускользнут» от наиболее прибыльных клиентов и перестанут обслуживать определенные убыточные группы потребителей или географические районы. Тем не менее, такие проблемы могут быть решены посредством регулирования и обязательств по универсальному обслуживанию в контрактах или в лицензировании, чтобы предотвратить возникновение такой ситуации. Конечно, это несет в себе риск того, что этот барьер для входа оттолкнет международных конкурентов от входа на рынок (см. Дерегулирование ). Примеры такого подхода включают Хартию финансового сектора Южной Африки или индийские медсестры, которые продвигали профессию медсестер в самой Индии, что привело к быстрому росту спроса на медсестринское образование и соответствующей реакции предложения.

История

В прежние годы в экономике СССР применялись регулируемые государственные цены на абсолютное большинство производимых товаров (работ, услуг). Обсуждения среди высшего руководства страны о возможности перехода к свободным ценам начались за несколько лет до распада СССР.
На заседании Политбюро ЦК КПСС 3 ноября 1989 года Н. И. Рыжков высказал мысль, что продовольственная проблема в стране не будет решена, «если к 1991 году не подойдем к свободным ценам». В 1991 г. кризис привёл к утрате контроля за ростом денежной массы в народном хозяйстве, а продолжающийся производственный спад — к сокращению объёма товарного предложения. Попытки постепенного перехода от установленных цен к договорным проблему не решили. К концу 1991 г. отношение денежной массы к товарному предложению достигло трёхкратного уровня, что свидетельствовало об угрожающем экономическом неравновесии. Это проявлялось в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход народного хозяйства страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования. Предполагалось передать функции ценообразования непосредственно субъектам предпринимательской деятельности, устанавливающим цену под влиянием конкуренции, исходя из существующего спроса и предложения.

Отпуск цен являлся первым пунктом программы неотложных экономических реформ Бориса Ельцина, предложенной V съезду народных депутатов РСФСР, состоявшемуся в октябре 1991 года. Предложение об отпуске цен встретило безоговорочную поддержку съезда (878 голосов «за», и только 16 «против»).

Фактически радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен», в результате чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт) был оставлен за государством (и на некоторые из них сохраняется до сих пор). Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 г. стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 г. был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли и др.

Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения[источник не указан 3623 дня], поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что народное хозяйство преимущественно находилось в собственности государства.
Во-вторых, реформы были начаты на федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995 г. цены приблизительно 30 % товаров продолжали так или иначе регулироваться. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства. Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области. В-третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета, тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования. В-четвёртых, плохое состояние средств связи и высокие транспортные расходы осложняли способность предприятий и отдельных граждан эффективно реагировать на рыночные сигналы. Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы стали играть значительную роль в ценообразовании, и неравновесие в экономике начало уменьшаться.

Негативные последствия либерализации экономики

Основной проблемой переходного периода является инфляция, которая может привести к понижению жизненного уровня населения. В свою очередь, обнищание населения приводит к снижению уровня жизни, её продолжительности, а также к криминализованности всего общества.

В 1992 году после того, как государство отменило регулирование цен, они резко выросли в несколько раз. Обнищание населения привело к недоступности ряда услуг, товаров первой необходимости и повседневного спроса. Свободное ценообразование и наличие механизмов саморегулирования рынка привели к тому, что на начальном этапе либерализации цен бывшие государственные предприятия, которые доминировали на рынке, резко взвинтили цены. Это способствовало усилению инфляционных процессов, падению реальных доходов населения. Пострадали самые социально незащищенные слои населения – пенсионеры, работники бюджетной сферы.

Численность населения по переписи в 2000 году составляла 146 890 128 человек. По данным Росстата, 29% населения оказалось за чертой бедности – 42 598 137 человек. Более чем 70% жителей страны владели лишь 3,3% всех денежных накоплений.

Также либерализация экономики может привести к скачкообразному уменьшению оборотных средств предприятий, к отмиранию не вставших на рыночные рельсы компаний, затовариванию некачественной и дешевой импортной продукцией, и как следствие, к подрыву безопасности страны.

Стоит отметить, что вместе с негативными факторами, либерализация цен имела позитивные последствия. Так, отсутствовал дисбаланс между товарной и денежной массой, а также не было дефицита товаров и услуг. В это время развивалась честная конкуренция.

Экономика

  • 15 сложных планов по блоку «Экономика»
  • Общие понятия: деньги, зарплата, неравенство
  • Деньги в экономике. Для чего они нужны?
  • Виды, функции и последствия конкуренции

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Важные аспекты

Перед тем, как приступить к рассмотрению основного вопроса, рекомендуется изначально изучить основные аспекты либерализации. Что это такое, и какими нормами закона регулируется?

Что это такое

Под определением “либерализация” подразумевается непосредственно увеличение прав и свобод граждан. Наиболее ярким примером этому, для описания либерализации цен и экономики в общем случае считается по праву Советский Союз.

Во многом это связано с тем, что экономика государства была прогнозированной, что означает подчинение всей сферы конкретному плану развития, себестоимость на изготавливаемый товар регулировалась исключительно в ручном режиме.

Возможность ручного регулирования себестоимости определенной продукции либо же группы товаров используется также и в государствах с рыночной экономикой. Это происходит в кризисный период в определенных сферах и для конкретных целей.

Под определением “либерализация цен” подразумевается корректировка направленной политики государства, на формирование стоимости продукции.

Иными словами, отмена контроля со стороны Правительства РФ и иных государственных учреждений непосредственной себестоимости.

В подобной ситуации рынок самостоятельно регулирует цены той либо иной продукции

Необходимо обращать внимание на то, что либерализация цен является несамостоятельным процессом

Основная цель страны в этом заключается в формировании нормальной атмосферы конкуренции и оказание помощи различных форм предпринимательской деятельности.

Это возможно реализовать методом формирования структур, к примеру, антимонопольного комитета, а также передачей контролирующих функций Центральному Банку РФ и так далее.

С какой целью проводится

Либерализация может нести под собой различные цели. Одновременно с этим необходимо понимать, что главный посыл заключается в переходе от плановой экономики непосредственно к рыночной.

К примеру, либерализация в Польше была направлена на интеграцию экономики государства в мировую после того, как страна обрела независимость.

Основная причина заключалась в существенной разнице между денежной массой и продовольственным остатком.

Как показывает многолетняя практика, либерализация является весьма сложным процессом, причем его обсуждение между правящей элитой осуществлялось несколько лет.

Более того, для консультаций было приглашено немало специалистов в области экономики. Руководство Советского Союза изначально выступало непосредственно за поэтапную либерализацию.

Иными словами, изначально планировалось отпустить в так называемое “свободное плавание” стоимость мучных изделий и в дальнейшем решать возможные проблемы.

Одновременно с этим, многие эксперты выразили несогласие, поскольку Правительство не может рассчитать конкретные цены, которые можно отпустить. Более того, такой процесс может затянуться на много лет.

Важно помнить: либерализация цен подразумевает под собой также отмену ограничения прибыли населения, на что также Правительством было затрачено немало усилий

Нормативное регулирование

Основным законодательным актом по рассматриваемому вопросу принято считать Указ Президента РФ от декабря 1991 года № 297.

С момента вступления в юридическую силу Указа № 297 “О мерах по либерализации цен” используются, в большинстве случаев, рыночные цены и тарификация, которая включает в себя воздействие спроса и предложения.

Непосредственным Приложением к указанному выше Указу принято считать “Перечень товаров производственного назначения” и “Перечень основной потребительской продукции и предоставляемых услуг”, на которые применяются установленные регулируемые цены.

Критика

В СССР до конца 80-х годов XX века в обороте использовались только монеты номиналом не более 1 руб., а благодаря гиперинфляции в обращении появились монеты в 100 руб.

Гиперинфляция обесценила сбережения советского периода. Несмотря на принятые Верховным Советом РСФСР (а впоследствии и Госдумой) законы, согласно которым вклады в Сбербанке должны быть индексированы в соответствии с покупательной способностью рубля, Правительство неоднократно отказывалось признать за собой этот внутренний долг, ссылаясь на вероятные пагубные последствия для финансовой стабильности в стране. Критики экономической политики правительства Гайдара, в том числе среди сторонников либеральных реформ, сравнивают этот процесс с конфискацией.

Предметом острой критики является то, что реформы были проведены без широкой общественной дискуссии, в которой бы участвовали сторонники альтернативных подходов. Ещё до либерализации цен выдвигались аргументы, что ей должна была предшествовать приватизация, которой, в свою очередь, должны были предшествовать институциональные реформы: прежде всего, обеспечение господства права и законодательной защиты частной собственности. Утверждается, что наличие жизнеспособного частного сектора (хотя бы малого бизнеса) привело бы к его росту после либерализации цен, что смягчило бы эффект падения производства («вьетнамский опыт»). Кроме того, денежная приватизация сама по себе способна изъять значительные средства у населения в обмен на акции крупных предприятий и тем самым восстановить баланс. Вторым, схожим по сути, предложением для решения проблемы экономического равновесия была продажа других форм госимущества: средств производства, земли, жилищного фонда и т. д. Третьей альтернативой была плавная либерализация, с частичным сохранением плановой экономики («китайский путь»), чтобы не допустить чрезмерного падения покупательского спроса. Сторонники этой точки зрения полагают, что ценообразование на важнейшие группы товаров должно было освобождаться от государственного контроля постепенно, в течение длительного промежутка времени.

На эту критику реформаторы отвечали, что они исходили из конкретных условий России конца 1991 г. Несмотря на то, что формально государство сохраняло значительный контроль над экономикой и обществом, фактически государственные органы не обладали реальной властью, а политический курс исполнительной власти вызывал сопротивление со стороны представительной власти — Верховного Совета. В таких условиях, с точки зрения реформаторов, ни проведение глубокой законодательной реформы, ни «китайский путь» не были возможны.

Другим предметом критики либерализации цен является лежащая в её основе концепция неолиберализма и неоклассической модели экономики, в особенности, роль цен в передаче информации на рынке

Примечания

  1. Постановление Совмина СССР от 12.11.1990 N 1134 «О переходе к применению договорных розничных цен на отдельные виды товаров народного потребления», Указ Президента СССР от 19.03.1991 N УП-1666 «О реформе розничных цен и социальной защите населения»
  2. Владимир Милов. . // vedomosti.ru. Дата обращения: 26 октября 2011.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июля 2010.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июля 2010.
  5. Исключение составляла только торговля на продуктовых рынках, которая вносила очень небольшой вклад в экономику страны.

  6. ↑ Экономика переходного периода. 1998
  7. Мау В. 1999
  8. Maddison A. The World Economy: A Millennial Perspective. — Paris: OECD, 2001. ISBN 92-64-18608-5
  9. Глазьев С. Ю. Геноцид. — М.: ТЕРРА, 1998. — 320 с.
  10. Закон РСФСР от 24.10.91 г № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», Федеральный закон от 10 мая 1995 г. № 73 «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ», Федеральный закон от 06.07.96 г № 87-ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации», Федеральный закон № 21 от 4.02.99 г «О базовой стоимости необходимого социального набора», Федеральный закон от 12.07.99 г № 162 «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации»

Примеры

  • Экономическая либерализация по регионам
    • Экономическая либерализация в Индии
    • Экономическая либерализация в Мьянме
    • Экономическая либерализация в Пакистане
    • Влияние экономической либерализации на образование в Таджикистане
    • Балтийский тигр (Эстония, Латвия, Литва, ок. 2000-настоящее время)
    • Экономика Кубы , начиная с 1994 года и ускоряясь при Рауле Кастро
    • Индонезийский экономический бум , начавшийся после отделения Восточного Тимора в 1999 году до начала 21 века.

Исторические примеры

  • Экономическая либерализация в эпоху после Второй мировой войны
  • Китайская экономическая реформа
  • Перестройка (Советский Союз)
  • Экономическая история Бразилии в 1980-х и 1990-х годах
  • Чудо Чили
  • Đổi Mới (Вьетнам)