Левицкий, дмитрий григорьевич

Оглавление

Детство и юность

Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в городе Киев в 1735 году. Точная дата рождения художника неизвестна. Его отец, Григорий Кириллович Левицкий, был известным художником и мастером по гравировке портретов, выполнял работы для типографии Киево-Печерской лавры. Изначально у Григория была фамилия Нос, но он принял решение поменять смешную, незвучную фамилию, чем очень помог своему сыну, которому нужна была яркая фамилия. Через три года после рождения сына Григорий стал священником. Про мать Дмитрия Левицкого ничего не известно.

Дмитрий учился живописи у своего отца и художника Антропова Алексея Петровича. Но искусствоведы отмечают, что он ни в коем случае не подражал своим учителям, в картинах Левицкого сложно найти отголоски стиля Антропова. Первый художественный опыт Дмитрий приобрёл, когда помогал отцу в росписи Андреевского собора.

Биография

Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого, известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Императорской Академии художеств.

В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), руководил портретным классом. Был избран членом Совета Академии художеств (1786). Вышел в отставку (1788), но через девять лет вновь занял место в Совете Академии (с 1807).

Автопортрет, 1783 год

Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).

Среди счетов по «комнатной сумме» Екатерины II встречается имя живописца: «Живописцу Левицкому за два портрета Ея Императорского Величества 1000 р.» (1773 г.); «Живописцу Левицкому за портрет короля Прусского 800 р.» (1778 г.); «Живописцу Левицкому за большой Наш портрет 1000 р.» (1778 г.).

В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.

Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.

В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.

Масон, в конце 1797 года посвящён в первые три масонские степени по поручительству Н. И. Новикова А. Ф. Лабзиным. Затем входил в петербургскую ложу «Умирающий сфинкс» А. Ф. Лабзина. По настоянию последнего в 1807 году вновь стал членом совета Академии художеств.

Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского и Г. И. Угрюмова.

Похоронен на Смоленском православном кладбище; могила была утеряна ещё в XIX веке.

Жена — Анастасия Яковлевна Левицкая (1744—10.05.1832), умерла в 88 лет в Петербурге, похоронена на Смоленском православном кладбище. У супругов был единственный ребенок — дочь Агафья, чей портрет находится в Русском музее.

использованная литература

  • Бурова Г.К., Гапонов О.И., Румянцева В.Ф. Ассоциация передвижных художественных выставок: в 2 т. М., Искусство, 1952–1959 гг.
  • Чернышев Е.А., Мемориальный комплекс В.Д. Поленова. Каталог. Л, 1964 г.
  • Мосензов Г.Н., Каталог: Живопись. Скульптура. Рисунок. — Омск, 1941.
  • Спиридонов А.Н., Каталог Омский гос. Музей изобразительных искусств: живопись, рисунок и скульптура. — Омск, 1955 г.
  • Омская обл. Музей изобразительных искусств: Рус. дорев. Искусство: Живопись, Графика, театр.-декорац. Искусство, скульптура. Кат. — Л, 1986
  • Путеводитель по Дашковскому собранию образов русских деятелей. — м. 1882г. (Моск. Публ. И Румянцев. Музеи)
  • Макаренко Николай, Отчет по заказу Комитета Императорского общества почитания изобразительных искусств, издан Санкт-Петербург, 1914.
  • Толстой Лев Николаевич, Том 84, Письма С.А. Толстому 1887-1910 гг., Полное собрание сочинений; Письмо написано в январе 1895 г.
  • Ким Э.В., Шляков И.А. и художественная жизнь Ростова (I. 1880-1890-е) Книги посетителей Ростовского музея церковных древностей.
  • Струнская Роза, перевод Журнал Льва Николаевича Толстого перевод -1917.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)

Внешний облик Левицкого, с его чуть желчным и
страстным лицом.
История России в лицах — так можно коротко сказать о творческом
наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть
отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы,
философы и светские львы, холодные красавицы и писатели,
промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и
военные, родители и дети — их портреты говорят о прошлом гораздо
значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых,
чувственных и холодных, лица так называемого галантного века.
Что ни лицо — характер. Что ни лицо — биография.

Это не просто представители екатерининского века, они его
олицетворение, они его созидатели. Художник выполнил сполна свою
миссию живописца истории (хотя не создал ни одной исторической
картины) и за это его современники вначале вознесли на пьедестал
славы, а затем благополучно забыли, поглощенные своими делами,
интригами и расчетами. И не известно под каким холмиком на
старом Смоленском кладбище похоронен человек, сумевший
обессмертить их облики.

Жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском
селении на Полтавщине в старинном поповском роду, ведущим начало
от священника Василия Носа. Отец Дмитрия, Григорий Кириллович,
образованный и талантливый человек, тринадцать лет провел в
Польше, где в совершенстве освоил граверное дело и стал
крупнейшим украинским графиком. Из-за границы он вернулся не
только зрелым мастером, но и с новой фамилией Левицкий,
поселился в Киеве, а свой церковный приход сдавал по найму
другим священникам. Его творческая жизнь часто переплеталась с
деятельностью Киевской духовной академии и Киево-Печерской
типографии.
В семье Григория Кирилловича и его жены Агафьи, урожденной
Левицкой, росли четверо сыновей и дочь. Старший, Дмитрий
унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство
рисунка и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской
художественной интеллигенции и духовенства, он был хорошо
образован, начитан, уверен в своих способностях и бесспорно
очень талантлив.
Возможно, еще в 1752-1755 гг. Левицкий познакомился с известным
художником А.П.Антроповым, который тогда расписывал Андреевскую
церковь в Киеве. А в 1758 г. Дмитрий приезжает в Петербург и не
только становится учеником прославленного мастера, но и живет в
его семье почти шесть лет. В качестве помощника Антропова в 1762
г. он выполнял росписи Триумфальных ворот по случаю коронации
Екатерины II. Два года спустя молодой художник уже
самостоятельно реставрировал это сооружение, а в 1767 г.
совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа
для Екатерининской и Кироиоановской церквей и добился очень
высокой оплаты своей работы.
Неизвестно, были ли другие учителя у Левицкого, но уже в первых
портретах его стиль в корне отличался от антроповского. Его
манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей
непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей
интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой.
К тому и время для расцвета искусств было на редкость теплое:
тут и строительство грандиозных дворцов, тут и удачный выбор
приглашенных иностранцев, давших новейшие образцы западной
школы, тут в целом изумительно красочная пестрота в эстетике и
вместе здоровье, прямота духа, то самое здоровье, что (по словам
Бенуа) и породило наших Левицкого и
Рокотова, художников,
«отличающихся моментом колоссального в искусстве значения —
жизненностью».
Время жестко определило его будущую ступень в обществе. Где и
как жил Левицкий?
В сиянии бриллиантов, среди тех, кто правил державой, и в том —
сильный психологический диссонанс.
С одной стороны, знать была художническим материалом, не больше,
с другой — зависимость от «материала», от знати, положение по
отношению к ней мало отличалось от зависимости и положения
часовщика или хорошего повара.

Дружба с писателем графом Львом Николаевичем Толстым (1828-1910)

С февраля по март 1896 г. и с февраля по март 1897 г. Лев Толстой навещал Рафаила Левицкого и его жену Анну Васильевну Олсуфескую в имении Олсуфьевских в Николаевском под Москвой. Однажды он провел с ними две недели, а в другой раз пробыл с ними целый месяц.

Во время одного из таких визитов Рафаил гостеприимно приветствовал Толстого в своей мастерской и обсудил создание портрета Толстого. Заседание проходило на втором этаже Никольского дома. Говорят, что Левицкий, стоя, рисовал на мольберте и решил сделать набросок, глядя в правый профиль Толстого. Чтобы облегчить позирование, кто-то читал вслух роман Генрика Сенкевича (1846–1916). Сеанс длился полтора часа. С разрешения Толстого окончательный рисунок был превращен в гравюру и продан в магазинах по всей России.

В мае 1898 года Лев Толстой отправился в Гриневку, чтобы посетить имение своего сына, графа И.Л. Толстого . Живя там, он еще раз навестил своего друга, домовладельца Рафаила Сергеевича Левицкого, где он тяжело заболел тяжелой дизентерией и пробыл там десять дней. В своем «Дневнике», переведенном Роуз Струнски в 1917 году, он пишет об этом времени: «Я ходил с Соней (моей невесткой) к Цуриковым, Афремовым и Левицким. У меня остались очень приятные впечатления, и я полюбил многих. , но заболел, не стал выполнять свою работу и поднял много шума и для Левицкого, и для домочадцев ».

Дружба с Ильей Репиным (1844-1930)

Р.С. Левицкий (на заднем плане) и Е.Л. Прахова (на переднем плане) эскиз Ильи Репина (1879 г.)

Рафаил Сергеевич Левицкий был однокурсником и близким другом товарища-передвижника Ильи Репина . Репин набросал образ Рафаила и нарисовал его портрет в 1878 году, показывая раннюю способность Репина не просто рисовать лица, а, скорее, полностью рисовать людей, раскрывая свои модели в их естественном состоянии и то, как они общаются.

Когда Репин поселился в Москве в 1876 году, он и Левицкий отправились в Абрамцевскую колонию , усадьбу Саввы Мамонтова, расположенную к северу от Москвы. Савва был одним из самых известных русских меценатов конца XIX века, основавшим союз художников в Амбрацево.

Репина «На мосту в Абрамцево» (1879) и Левицкого «Мост в лесу» (1885–1886) — замечательные достижения, демонстрирующие разные подходы этих двух великих художников, рисующих один и тот же сюжет (мост) в одном месте ( Абрамцево).

В 1920 году Илья Репин передал в дар Национальной галерее Финляндии свой портрет Рафаила Сергеевича Левицкого вместе с коллекцией других его работ.

Сегодня портрет Рафаила Сергеевича Левицкого работы Ильи Репина находится в постоянной экспозиции Финской национальной галереи, Художественной галереи Атенеум, Хельсинки, Финляндия.

Наследие

Масштабы raisonné каталога Рафаила Левицкого остаются неизвестными. Его влияние на художников, его историю и художественные достижения его жизни были стерты в советское время; эпоха, когда аристократическое происхождение и связи с семьей Романовых были причиной жестоких репрессий. Государственный Русский музей не владеет картинами, рисунками или архивными документами этого некогда великого русского художника в своей коллекции.

В наиболее полном собрании, когда-либо созданном, пересматривающем традиции русской и европейской живописи под названием «Энциклопедия мирового искусства», изданном «Белым городом»; автор Александр Шестимиров включает творчество Рафаила Левицкого во все три тома — «Русская морская живопись» — с. 443; Русская пейзажная живопись — с. 888; и русская портретная живопись — с. 1416.

Отдельные работы находятся в музее-квартире Некрасова, Литейный проспект, 36, Санкт-Петербург; Ставропольский краеведческий музей изобразительных искусств; Чувашский государственный художественный музей и Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Сегодня самая большая коллекция работ Рафаила Сергеевича Левицкого находится в Частной коллекции Ди Рокко Вилера (DRWC), Торонто, Канада, которая посвящена сохранению памяти, наследия и произведений Рафаила Сергеевича Левицкого и Сергея Львовича Левицкого.

Утреннее впечатление вдоль канала в Венеции, Венето, Италия. Рафаил Сергеевич Левицкий. (1896) Частная коллекция Ди Рокко Вилера, Торонто, Канада

Левицкий Поленов Переписка

Поскольку Рафаил Сергеевич Левицкий жил и работал в Санкт-Петербурге, нам рассказывают о художественных выставках, которые он посещал и о которых писал в письмах Василию Дмитриевичу Поленову.

В письме, отправленном Поленову в Москву, Рафаил пишет об академической выставке, состоявшейся 18 сентября 1869 года, о скульпторе Опекушине Александре Михайловиче (1838–1923), который создал бюст художника Михаила Осиповича Микешина (1835–1896). Он написал:

«Выставка открыта со вчерашнего дня, но народу мало, да и тем, кто идет, выставка, похоже, тоже не нравится. Рассказывал ли я вам про бюст Микешина работы какого-то неизвестного скульптора? имени Опекушина.Эта скульптура примечательна своей работой и сходством с лицом и телом Микешина … будь это картина, я бы рискнул, что это сделал сам Микешин. Комисаров ».

На третьей Академической выставке в Санкт-Петербурге, где В.М. Васнецова (1848–1926) выставляла картину «Чаепитие в трактире», посетивший выставку Левицкий 8 февраля 1874 года писал Поленову: «Васнецова, которую вы, очевидно, написали. знаете, чудо из чудес… »

Написав Поленову о работе художника Архипа Ивановича Куинджи (1842–1910) «Вид на Исаакиевский собор», посетившего академическую выставку в 1869 году, Левицкий увидел истоки того, что Куинджи использовал для рисования природы спецэффектами света, и добился удивительных результатов. Результаты. Левицкий пишет: «А. Куинджи написал пейзаж Невы с видом на Исаакиевский собор, который прекрасно реализован…»

Итоги жизни

Дмитрий Григорьевич Левицкий был одним из самых популярных портретистов в екатерининскую эпоху. Его творчество способствовало утверждению портрета как самостоятельного полноценного жанра искусства. Все портреты художника отличаются индивидуальностью образа изображаемого, он всегда очень чётко показывал характеры и особенности личности. За портретами к Левицкому обращались как известные личности из области искусства, так и государственные деятели.

Самые известные серии портретов были посвящены Екатерине II, семье Воронцовых и воспитанницам Смоленского института. Несмотря на то, что в последние годы жизни художник больше не смог творить, память о нём осталась в его картинах, которые сейчас украшают музеи России. Большая часть коллекции портретов Левицкого хранится в Петербурге в Русском музее.