Героизм советских людей в годы войны. партизанское движение. тыл в годы войны. идеология и культура в годы войны

Оглавление

Культура в годы Великой Отечественной войны

Идеология

  • Замена классовых лозунгов («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») национальными («Смерть немецким оккупантам!»).
  • 15 мая 1943 г.— роспуск Коминтерна.
  • Сентябрь 1943 г.— поворот в религиозной политике государства —> восстановление патриаршества. Патриархом всея Руси был избран митрополит Сергий.
  • 1944 г. — утверждение нового государственного гимна «Союз нерушимый…» вместо Интернационала (текст гимна написан С. В. Михалковым совместно с Г. Г. Эль-Регистаном на музыку А. В. Александрова в 1943 г.).

 Наука

  • Создание новых институтов и научных центров: Западно-Сибирский филиал Академии наук СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук РСФСР, Академия артиллерийских наук и Академия медицинских наук.
  • Открытие республиканских академий наук в Узбекистане, Азербайджане, Армении.
  • Теоретические разработки в области аэродинамики, проведённые С. А. Чаплыгиным, М. В. Келдышем, С. А. Христиановичем —> создание новых образцов военных самолётов.
  • Научный коллектив под руководством А. Ф. Иоффе изобрёл первые советские радиолокаторы.
  • 1943 г.— начало работы по созданию в СССР ядерного оружия.

 Литература

  • Известные литераторы работали военными корреспондентами.
  • А. Т Твардовский написал стихотворные истории про Василия Тёркина, В. С. Гроссман — «Сталинградские очерки». Большой популярностью пользовалась лирика К. М. Симонова.
  • Обратили к народу своё поэтическое слово А. А. Сурков, А. А. Ахматова, О. Ф. Берггольц, М. В. Исаковский и др.

 Живопись

  • Искусство плаката (И. М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!») и карикатуры {художники Кукры-никсы, псевдоним творческого коллектива составлен из первых слогов фамилий М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Александровича Соколова).
  • Ежедневные выпуски «Окна ТАСС» (ТАСС — Телеграфное агентство Советского Союза) — плакатов с подписями на злобу дня.

 Музыка

  • Песня «Священная война» (стихи В. Л. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова), Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Д. Шостаковича (исполнена 9 августа 1942 г. в блокадном Ленинграде).
  • Выдающиеся музыканты С. Т. Рихтер, М. В. Юдин, солисты Большого, Кировского (бывший Мариинский) и других оперных театров давали концерты в воинских частях и госпиталях.
  • Песенное творчество Л. О. Утёсова, К И. Шульженко, Л. А. Руслановой, И. Д. Юрьевой.

 Театр

  • Театры продолжали работать в большинстве городов.
  • Центральный театр Красной армии — спектакль «Давным-давно» (реж. А. Д. Попов), в основе сюжета — эпизоды биографии героини Отечественной войны 1812 г. Надежды Дуровой. Московский театр им. Е. Вахтангова — пьесы А. Е. Корнейчука «Фронт», К. М. Симонова «Русские люди».

Кинематограф

Имел самую массовую аудиторию. На первом плане — кинохроника, затем «Боевые киносборники» и «Концерты — фронту». Высоким патриотическим пафосом наполнены фильмы «Секретарь райкома» (реж. И. А. Пырьев), «Она защищает Родину» (реж. Ф. М. Эрмлер), «Парень из нашего города» (реж. А. Б. Столпер) и др.

 Радио

Диктор Всесоюзного радио Ю. Б. Левитан передавал фронтовые сводки широкая известность в стране.

Конспект урока по Истории России «Культура в годы Великой Отечественной войны».

Следующая тема: «Партизанское движение».

В области литературы

В литературе упор стал делаться на произведения, где описывались переживания и социальные потрясения героев. В это время стали популярны такие авторы, как Полевой, Твардовский, Фадеев, написавшие «Повесть о настоящем человеке», «Дом у дороги» и «Молодая гвардия».

Не все работы получили одобрение партийного аппарата. Некоторые из них были объявлены как вредные произведения, чуждые духу советского человека. Стали закрываться журналы или в них менялось руководство.

Большую критику вызвал Исаковский, создатель стиха «Враги сожгли родную хату». В его работе был найден откровенный пессимизм

Партийное руководство предписывало писателям в своей деятельности руководствоваться послевоенным подъемом советского народа и не заострять внимание на грустных моментах

Наблюдались случаи, когда резкая критика перерастала в репрессии. После задержания были расстреляны Маркиш и Квитко, по делу Маршака, Эренбурга и Гросмана долгое время велось следствие.

Партизанское движение

Для осуществления своей политики нацисты разработали план «Ост». Он заключался в колонизации восточноевропейских земель и выселения граждан после колонизации преимущественно в Сибирь.

С началом реализации этих планов стало возрастать сопротивление, которое со временем сформировалось в партизанское движение. Оно представляло собой отряды и подпольные группы во вражеском тылу. Их задача заключалась в нанесении ущерба врагам. Общая цель – создать как можно больше препятствий для осуществления их планов.

Впервые идея о создании сопротивления прозвучала через несколько дней после начала Великой Отечественной войны – 29 июня 1941 года.

После этого начало развиваться партизанское движение. Его развитие происходило в 2 этапа:

  1. С лета 1941 года по осень 1942 года – период организации. 18 июля 1941 года Центральный комитет КПСС и Союз народных комиссаров СССР выдали постановление «Об организации борьбы в тылу вражеских войск». С этого момента начинается действие разрозненных отрядов. Первое время они возникали спонтанно.
  2. С осени 1942 года по декабрь 1944 года – период активных действий. Были созданы специальные органы для управления движением. 30 мая 1942 года был организован Центральный штаб. Его возглавил Первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Белоруссии Пономаренко. В конце лета 1942 года в Москве состоялось совещание с руководителями партизанских отрядов. На совещании обсуждались дальнейшие планы по борьбе с противником.

В основном, методы борьбы партизанских отрядов заключались в рейдах по тылам противника.

Больше всего движение было распространено в следующих областях:

  • Смоленская;
  • Орловская;
  • Ленинградская;
  • Крым;
  • северные области Украины;
  • практически вся Белоруссия.

На оккупированных территориях существовали районы, которые полностью контролировались партизанами. Их называли партизанскими краями.

Самые крупные партизанские соединения возглавляли:

  • Федоров;
  • Вершигора;
  • Ковпак;
  • Сабуров.

Командование ставило перед ними важные стратегические задачи.

С 3 августа по 15 сентября 1943 года осуществлялась крупнейшая операция партизан, получившая название «рельсовая война». Во время Курской битвы при разгроме вражеских войск Красной армии требовалась помощь. Задача партизан заключалась в разрушении транспортных коммуникаций врага и выведении из строя техники противника, перевозимой по железной дороге.

Среди Партизан было много молодых людей. Самая известная молодежная подпольная организация называлась «Молодая гвардия». Она существовала с 1941 года по 1943 год в городе Краснодоне Луганской области. Её возглавляли Кошев, Туркенич и Громова.

Тыл в годы войны

После введения военного положения все функции государственной власти, касающиеся вопросов обороны и обеспечения безопасности, перешли к военным властям. 30 июня 1941 года образовался ответственный за это орган – Государственный комитет обороны (ГКО). Его председателем стал Иосиф Сталин. Также в комитет обороны вошли:

  • Маленков;
  • Ворошилов;
  • Каганович;
  • Молотов;
  • Берия.

Немного ранее 26 июня Президиум военных сил издал указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». Сразу же началась мобилизация средств для отпора захватчикам.

Труженики тыла тоже проявляли героизм в годы войны. В связи с военным положением условия труда для рабочих изменились:

  • длительность рабочего дня увеличивалась до 11 часов;
  • отпуска отменялись;
  • рабочая неделя становилась шестидневной для всех;
  • вводились обязательные сверхурочные работы.

С декабря 1941 года все работники военных производств закреплялись за предприятиями. Самовольный уход с рабочего места запрещался. За нарушение грозило 8 лет тюрьмы.

К сельскохозяйственным учреждениям тоже предъявлялось много требований. В годы войны наблюдалось сокращение скота и значительные потери посевных площадей. Несмотря на это, перед колхозами ставилась задача обеспечить армию и работников военных производств продовольствием. Обязательный минимум трудодней вырос в 1,5 раза.

На сельскохозяйственных и промышленных предприятиях трудилось много женщин и подростков. Мужчины, которые по каким-либо причинам не призывались в армию, входили в состав народных ополченцев.

К середине 1942 года экономика была почти переведена на военные рельсы. Крупные предприятия были эвакуированы в Сибирь, Урал, Казахстан. Параллельно строились новые промышленные объекты. Благодаря самоотверженности рабочих, трудящихся под государственным контролем, за короткие сроки были установлены высокие показатели во многих отраслях производства. Германия больше не превосходила СССР по военно-техническим показателям.

Научные и военно-технические достижения

Труды научных деятелей сыграли важную роль в Победе.

Достижения военной авиации:

  • были созданы истребители Як-3, Як-9, Ла-5, Ла-7, штурмовик Ил-10 и бомбардировщик Ту-2;
  • Болховитинов сконструировал первый советский реактивный самолёт, который был испытан в 1942 году.

Танковое производство:

  • академик Патон разработал новый метод сварки танковых корпусов;
  • с 1943 года стали поступать самые мощные танки Второй мировой войны ИС, ИС-2, ИС-3;
  • в 1944 году Т-34 был заменён Т-34-85, имевшим усиленную броневую защиту.

Физиками Вавиловым, Мандельштамом, Иоффе были созданы:

  • магнитные мины;
  • радиолокационные приборы ;
  • радиопеленгаторы.

Также были усовершенствованы зажигательные смеси.

В годы войны достижения были и в области медицины. Хирург Вишневский разработал новые методы обезболивания, микробиолог Ермольева разработала препарат на основе пенициллина.

Идеология и культура в годы войны

Культура во время Великой Отечественной войны играла роль идейного оружия. Многие творческие люди становились партизанами или народными ополченцами. Контроль правительства в годы войны был смягчен.

Литература

Многие писатели стали военными корреспондентами. Примеры произведений:

  • Твардовский «Василий Теркин»;
  • Фадеев «Молодая гвардия»;
  • Шолохов «Они сражались за Родину».

Стихотворение Симонова «Жди меня» стало гимном советской женщине.

Живопись

В военные годы в живописи получили развитие портретный, бытовой и пейзажный жанры. Последние всегда были связаны с войной, а в портретном жанре выражалось мужество и благородство борцов с фашизмом.

Музыка

Самые знаменитые песни Великой Отечественной войны:

  • «Священная война», слова Лебедева-Кумача, музыка Александрова;
  • «Песня защитников Москвы», написанная в 1942 году;
  • «Под звездами балканскими», написанная в конце 1944 года;
  • «Эх дороги…», песня Ошанина и Новикова, которая подводила итог войне.

Особую популярность приобрела Седьмая симфония Шостаковича, написанная в блокадном Ленинграде.

Театр

Театральные труппы проводили гастроли на фронте. Самые знаменитые спектакли того времени:

  • «Давным-давно»;
  • «Русские люди»;
  • «Фронт»;
  • «Нашествие»;
  • «Офицер флота».

Всего было дано 1350000 представлений.

Кино

Естественно, основным направлением в кино была героическая борьба советских граждан с фашистами. Главное место занимала хроника, которая впоследствии стала основой для документальных фильмов. Также существовали художественные фильмы. Самые популярные из них:

  • «Два бойца» 1943 года;
  • «Секретарь райкома» 1942 года;
  • «Жди меня» 1943 года
  • «Радуга» 1944 года.

Также создавались фильмы, посвященные выдающимся полководцам, военачальникам, деятелям культуры.

  • Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны
  • Причины, этапы Великой Отечественной войны
  • СССР в антигитлеровской коалиции
  • Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира

Сфера образования

Если кратко охарактеризовать степень образованности населения в послевоенный период, оно было на очень низком уровне. В свое время сильный удар по квалифицированным работникам нанесли репрессии 30-х годов. Дополнила недостаток специалистов и прошедшая война. Это сказалось на понижении уровня обучающего персонала. Среди учителей были люди, не имеющие высшего образования, а только окончившие подготовительные курсы.

С целью решения кадрового вопроса правительством было выделено в 2,5 раза больше денег на образование, чем в довоенный период. И это дало свои результаты. Уже к 1948−1950 годам значительно возросло количество учебных заведений. После окончания войны молодое поколение хотело учиться и с удовольствием это делало, часто без отрыва от производства. В это же время государством было введено обязательное семилетнее образование.

Развитие советской культуры во второй половине XX века

После победы в Великой Отечественной войне сформировалось поколение граждан, умеющих брать на себя ответственность, имеющих свое мнение, и умеющих самостоятельно принимать решения. Такие граждане представляли угрозу для советского правительства. Выход был найден в системе тоталитарного контроля.

Особенности развития культуры

Начиная со второй половины 20 века первостепенной задачей правительства стала борьба с отклонениями от идеи «соцстроительства». Партия сильно давила на граждан. Контроль был настолько велик, что многих людей уже мало интересовала духовная жизнь, даже сферы искусства и науки. Учитывая влияние ситуации в стране, вокруг этих сфер разворачивались массовые дискуссии. На самих деятелей различных духовных сфер это влияло негативно.

После прихода к власти Хрущева наблюдается изменение ситуации в лучшую сторону. Этот период назывался эпохой Оттепели. Характеризовался он относительной свободой в культурной сфере. Ослабление контроля правительства было существенным. Это оживило культуру и творчество в стране. Но это оживление носило временный характер.

В середине 1970-х годов правительство снова вернулось к прошлым мерам. Для этого была введена система госзаказов, цензура возросла. Также правительство ограничивало возможность советских граждан ознакомиться с зарубежной культурой.

Выделяемые финансовые средства на развитие культуры в этот период постоянно увеличивались. Но высоких достижений не было.

Наука

Одним из главных научных достижений периода является создание ядерного оружия в 1949 году Курчатовым и Капицей.

Главное направление науки во второй половине XX века – космонавтика. Также проводились исследования в авиации, аэрогидродинамике. Была создана орбитальная станция «Салют», ракетоносители «Протон».

Были достижения и в сфере программирования. Например, Конторовичем были созданы основы линейного программирования.

Получили Нобелевскую премию:

  1. В 1956 году Семёнов за исследование химических цепных реакций.
  2. В 1962 году Ландау – теория жидкого гелия.
  3. В 1964 году Басов и Прохоров за труды по радиоэлектронике и создание лазера.

Нельзя забыть про главное достижение в космонавтике. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос.

Литература

Развитие литературы происходило в следующих направлениях:

  1. В стиле «деревенская проза» писали Распутин, Залыгин, Шукшин, Можаев.
  2. Новый взгляд на события Великой Отечественной войны предоставили некоторые писатели. Подобная стилистика наблюдалась в произведениях Васильева «А зори здесь тихие», Бондарева «Горячий снег», Быкова «Сотников».
  3. Гамзатов, Искандер, Айтматов писали в стиле национальной литературы.
  4. Популярность стала набирать фантастика. Например, произведения братьев Стругацких.

Также популярны были и другие писатели:

  • Астафьев;
  • Трифонов;
  • Абрамов.

Их произведения имели высочайший художественный и нравственный уровень. Однако они печатались в журнале «Самиздат» — машинописный журнал, в котором публиковали свои произведения писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях.

Интересно, что именно литература раньше других областей в эпоху оттепели отреагировала на изменения в стране. У граждан появился массовый интерес к поэзии. Стали популярные поэты-шестидесятники:

  • Рождественский;
  • Ахмадулина;
  • Вознесенский;
  • Евтушенко.

В политехническом музее Москвы проходили поэтические вечера.

Научные разработки

В возрождении нуждалась и научная деятельность. С этой целью многие ученые были возвращены из мест заключения. Однако вся их работа контролировалась партийной верхушкой. Те, кто не подчинялся этим веяниям, подвергались гонениям. Если для точных наук партийный аппарат был тормозом, то гуманитарные дисциплины вошли в состояние полного упадка.

Классическая дискуссия развернулась в биологии. В результате ряд ученых лишились возможности заниматься исследовательской деятельностью, а некоторые были арестованы. Например, академик Вавилов, который окончил жизнь в саратовской тюрьме.