Оглавление
Введение полюдья на Руси
Полюдье – способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9-12-м вв. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и подвластных территорий. Основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность.
Понятие полюдья
Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.
Сегодня ведутся споры о том, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до создания единого государства, когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно так же захватывали территории и взимали дань.
Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввел князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и укреплением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами.
Новые территории должны были приносить прибыль, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать их для дальнейших военных походов, продавая на рынке в Византии полученные в ходе сбора дани товары.
Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.
История полюдья
Каждый год князь и его дружина объезжали подвластные им территории с целью сбора дани и кормления – продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях с 10-го в.
Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения встречается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и тоже относится ко второй половине 10-го в.
Это позволяет говорить о том, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10-го в.
К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся древляне, дреговичи, кривичи, северяне и другие восточнославянские племена.
Кормясь полученной данью, русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию, чтобы сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и товары).
В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.
Считается, что, помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его.
Ученые полагают, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме.
Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.
Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели это, но, когда в 945 г. князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.
Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах – специально созданных пунктах для сбора дани с населения.
Взимаемый таким образом налог позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался князю в Киев. Поездки дружинников по территориям, а вместе с ними и кормления прекратились.
Конец полюдья
Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича – в 966 г., а позднее, в 982 г., и вовсе прекратилось с приходом к власти Владимира Святославича. Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 г.
В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое Гнездо. Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась на отдаленных глухих территориях России вплоть до середины 19-го в.
Полюдье также взимали в ряде других стран (например, в странах Африки).
> Поделитесь с нами своим заданием!
«Нас — тьмы, и тьмы…»
Слова летописи «ставиша десятники, и сотники, и тысящники, и темники» означает, что механизм учета и сбора дани основывался на десятичной системе. Единицей налогообложения становилось крестьянское хозяйство, двор (в русской терминологии того времени «дым» или «соха»). Десять крестьянских хозяйств объединялись в десяток под контролем десятника, и далее эта простая, но эффективная система росла вверх — сотня, тысяча и «тьма» (десять тысяч), существуя параллельно княжеской власти и прежним делениям по городам, землям, родам и общинам.
«Распря русских князей в Золотой Орде за ярлык на великое княжение», Борис Чориков, 1836 год
Десятники, сотники и тысячники назначались из местного населения. Во главе тысячи и «тьмы» ставились монгольские чиновники, уполномоченные-даруги («даруга» в дословном переводе — «давитель печати», «чиновник, ставящий печать на документы»). Русские летописи именуют таких уполномоченных «баскаками» — тюркский термин, дословно соответствующий монгольскому «даруга».
Поскольку именно «даруги» (в написания некоторых древнерусских документов — «дороги») обеспечивали создание и функционирование «ямской гоньбы», конных эстафет, постоянной системы транспорта и связи, от города Владимира до столицы в Ханбалыке (Пекине), то ряд исследователей полагают, что и сам термин «дорога», обозначающий проезжий путь, укоренился в русском языке в данном значении именно из-за монгольских «даруг» и организованных ими путей.
Главный налоговый инспектор, ответственный за все Великое княжество Владимирское, в русских летописях именуется «великим баскаком», его резиденция располагалась в Муроме. Каждый баскак для сохранения порядка и дисциплины в своем районе имел отряд войск, из монгольских, тюркских и русских солдат. Из летописей известно, что в 1283 году в отряде курского баскака Ахмада русских было «более 30 человек». Фактически, баскак совмещал в одном лице функции налогового инспектора, начальника государственной почты и военного комиссара — по приказам из ставки великого хана он отвечал за отправку вспомогательных русских отрядов в монгольские войска.
Баскак, его чиновники и «силовики» размещались на отдельных подворьях, некоторые из которых со временем стали населенными пунктами, сохранившимися до наших дней. На территории бывшего Великого княжества Владимирского и сегодня существует почти два десятка поселков с названием Баскаково или Баскаки.
Всего на территории Руси к концу XIII века существовало 43 налоговых «тьмы» — 16 в Западной Руси и 27 в Восточной. Западная Русь по монгольскому делению состояла из следующих «тем» (принятое в исторической науке склонение множественного числа термина «тьма»): Киев, Владимир-Волынский, Луцк, Сокал (ныне райцентр в Львовской области), три «тьмы» в Подолии на юго-западе современной Украины, Чернигов, Курск, так называемая «Тьма Эголдея» к югу от курского региона, Любуцк (ныне село на западе Калужской области), Охура (в районе современного Харькова), Смоленск и Галицкое княжество на самом западе современной Украины в составе трех «тем».
Восточная Русь по итогам налоговой реформы монголов включала 15 «тем» во Владимирском княжестве, по пять «тем» в Новгородской земле и Тверском княжестве и две «тьмы», составлявшие Рязанское княжество. Понятие и деление на «тьмы» за период монгольского владычества настолько укоренилось в русском обществе, что название Новгородской земли, как «пятитемье» или «пятитем» фигурирует даже спустя два века в официальных документах Великого княжества Московского. Например, «пятитем Новьгородская» используется в договоре московского князя Дмитрия Шемяки с суздальскими князьями в середине XV столетия, в ту эпоху, когда уже давно забыли о баскаках и прекратили платить регулярную дань в Орду.
Что такое налог
Существование любого государства, независимо от его устройства, напрямую зависит от налогов и сборов, которые пополняют бюджет и позволяют производить расходы на содержание органов власти, армии и т. п. Что такое налог? Прежде всего, это обязательный, индивидуальный и безвозмездный платёж, так как он не един для всех, а зависит от полученного дохода. Без получения налогов существование государства и его финансовая деятельность невозможны.
Налогообложению подлежат как граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). Другими словами, каждый гражданин страны или организация, получившие прибыль от своей деятельности, обязаны заплатить определённый процент государству. Налогообложению подвергается и имущество, например, недвижимость, автотранспорт и так далее. Размер налогов определён законодательством.
Поляне и Киев
Вероятно, уже к тому времени они насчитывали 13 или 14 племен, самым влиятельным из которых были поляне, обитавшие в среднем течении Днепра. Кроме общих анимистических верований и богов, их объединял язык. Сбор дани в Киевской Руси. Централизованная власть отсутствовала. Старейшины стояли во главе племен и родов, земля и скот считались общей собственностью. Важные вопросы решались на племенных сходах в укрепленных «градах», строившихся в центре каждой группы поселений. На следующем этапе развития восточнославянской общности (VIII-IX вв.), с подъемом торговли и земледелия, эти племенные центры начали превращаться в раннефеодальные города. Главным городом полян, которые, возможно, уже в VII в. возглавили союз племен, ставший прямым предшественником древнерусского государства, был Киев.
Памятник полулегендарному основателю города князю Кию, его братьям Хориву Щеку и их сестре Лыбеди — бронзовая ладья с четырьмя фигурами в кольчугах — стоит сегодня в Киеве на берегу реки, которой он во многом обязан своим значением и ведущей ролью.
Что привело к образованию Древнерусского государства
Впервые «условная» Русь, как единое образование, упоминается в 811—821 гг. в «Баварском хронографе». Это время характеризуется выделением из большого количества разрозненных племён наиболее продвинутых и успешных с исторической точки зрения. Как известно, в результате Великого переселения народов единый ранее славянский народ разделился на 3 разные группы: западных, южных и восточных славян. Из группы восточных славян выделились два наиболее крупных и влиятельных племени:
-
Ильменские словене (самое северное славянское племя, расселившееся на берегу озера Ильмень) с центром — городом Новгородом;
-
Поляне, осевшие на правом берегу Днепра, с центром — городом Киевом.
Создание государственности — закономерное развитие общности людей. Однако это очень длительный процесс. Сначала формируются родовые общины, потом соседские, и в конечном счёте подобное прирастание и слияние народностей приводит к образованию державы с единым центром власти.
Вид на Новгород в XI веке
Следуя подобной закономерности, уже к середине IX века с восточными славянами произошёл ряд следующих изменений:
-
произошло объединение и слияние различных восточнославянских племён с целью противостояния агрессивным странам-соседям и другим внешним угрозам в лице, например, южных кочевых народов;
-
разрушился родовой строй и родовые связи;
-
с развитием городов и увеличением городского населения произошло также и изменение общественного строя. Произошло расслоение общества на родовую знать, дружинников, ремесленников, купцов и земледельцев.
Церковь
Кроме
гражданского права в Киевской Руси
существовало и церковное право,
регулирующее долю церкви в княжеских
доходах, круг преступлений, подлежащих
церковному суду. Это церковные уставы
князей Владимира и Ярослава. Церковному
суду подлежали семейные преступления,
колдовство, богохульство и суд над
людьми, принадлежащими к церкви.
После
принятия христианства на Руси возникает
церковная организация. Русская церковь
считалась частью вселенской
Константинопольской патриархии. Ее
глава — митрополит
—
назначался константинопольским
патриархом. В 1051 г. киевский митрополит
был впервые избран не в Константинополе,
а в Киеве собором русских епископов.
Это был митрополит Иларион, выдающийся
писатель и церковный деятель. Однако
последующие киевские митрополиты
по-прежнему назначались Константинополем.
В
крупных городах были учреждены епископские
кафедры, бывшие центрами крупных
церковных округов — епархий.
Во
главе епархий находились епископы,
назначаемые киевским митрополитом.
Епископам подчинялись все расположенные
на территории его епархии церкви и
монастыри. Князья давали на содержание
церкви десятую часть получаемых даней
и оброков — десятину.
Особое
место в церковной организации занимали
монастыри. Монастыри создавались как
добровольные сообщества людей,
отказавшихся от семьи и от обычной
мирской жизни и посвятивших себя служению
Богу. Самым известным русским монастырем
этого периода был основанный в середине
XI
в. Киево-Печерский монастырь. Так же как
и высшие церковные иерархи — митрополит
и епископы, монастыри владели землей и
селами, занимались торговлей. Скапливавшиеся
в них богатства расходовались на
строительство храмов, украшение их
иконами, переписку книг. Монастыри
играли очень важную роль в жизни
средневекового общества. Наличие в
городе или княжестве монастыря, по
представлениям людей того времени,
способствовало стабильности и процветанию,
так как считалось, что «молитвами
иноков (монахов) мир спасается».
Церковь
имела большое значение для Русского
государства. Она способствовала
укреплению государственности, объединению
отдельных земель в единую державу.
Невозможно также переоценить влияние
церкви на развитие культуры. Через
церковь Русь приобщилась к византийской
культурной традиции, продолжая и развивая
ее.
В 30-х годах XIII века земли древней Руси окончательно пали под натиском полчищ кочевников. «Злые татаровья» пришли на славянские земли под предводительством хана Батыя, оставив после себя разрушенные города и села, поля, заросшие сорняками, непогребенные останки людей, боровшихся за свою свободу. Князья русских земель осознавали опасность нашествия, но не сумели объединить свои силы и были разбиты поодиночке.
В это время в русском языке появляется слово «баскак». Определение по истории этого термина и предлагается в данной статье.
Дpугиe нaлoги
- Ям
Пoмимo двух вышeупoмянутых пoдaтeй, cocтaвлявших глaвную чacть вceх дoхoдoв Зoлoтoй Opды, мoнгoлы coбиpaли мнoжecтвo дpугих. Тaк, нa coдepжaниe пoчтoвых cтaнций, укoмплeктoвaнных лoшaдьми, взимaлcя ям. Впocлeдcтвии oт этoгo cлoвa oбpaзoвaлocь нaзвaниe ямcкoй cлужбы.
- Кopм
Житeли Pуcи тaкжe дoлжны были гocтeпpиимнo пpинимaть хaнcких пocлoв. Им пpeдocтaвлялcя «кopм» – cpeдcтвa нa личныe нужды и coдepжaниe пpиближeнных. Paзумeeтcя, пpивeтcтвoвaлocь пoднoшeниe paзличных дapoв влиятeльным пpeдcтaвитeлям Зoлoтoй Opды.
- Пoдapки
Кaждый князь, oтпpaвляяcь в cтaвку хaнa, пpивoзил c coбoй нe тoлькo coбpaннoe cepeбpo и зoлoтo, нo и цeнныe вeщи, пpeдмeты pocкoши, пpeднaзнaчaвшиecя для caмoгo пpaвитeля, eгo coвeтникoв и poдcтвeнникoв.
- Туcкa
Caмo пo ceбe тюpкcкoe cлoвo tuzghu oзнaчaeт «пoдapки и пoднoшeния пpибывшим». В Нoвгopoдcкoй лeтoпиcи имeeтcя тaкaя зaпиcь: «И былo вeликoe cмятeниe в Нoвгopoдe, кoгдa пpoклятыe тaтapы coбpaли туcку и пpичинили мнoгo злa людям в ceльcкoй мecтнocти». Эти дpaмaтичecкиe coбытия дaтиpoвaны 1259 гoдoм.
Кaк выяcнили иcтopики, гoдoм paнee нoвгopoдцы уcтpoили бунт, нe жeлaя учacтвoвaть в пepeпиcи нaceлeния: люди пoнимaли, чтo кaк тoлькo их кoличecтвo будeт пoдcчитaнo, нaчнeтcя cбop дaни. Тoгдa мoнгoлы oтпpaвилиcь в Нoвгopoд бpaть туcку cилoй и нaкaзaли бунтoвщикoв.
- Зaпpocы
Вpeмя oт вpeмeни c pуccких княжecтв coбиpaлиcь «зaпpocы» нa paзличныe нужды. Oбычнo peчь шлa o финaнcиpoвaнии вoeнных oпepaций, чacтo coвepшaeмых мoнгoльcкoй apмиeй coвмecтнo c княжecкими дpужинaми.
- Кулуш
Зa вoзмoжнocть нe oтпpaвлять cынoвeй peкpутaми в мoнгoльcкую apмию их poдитeли выплaчивaли кулуш.
Золотоордынское иго на Руси
После визита в Орду Владимирского князя произошло окончательное установление ордынского ига. Батый отправил на Русь не только своих послов, но и наместников. Их называли баскаками. Основной целью баскаков было устрашение местного населения и сбор дани. Баскаков повсюду сопровождала вооруженная охрана, они имели право врываться в дома, забирать оттуда понравившиеся вещи и даже людей, в основном молодых девушек. Князь не мог выражать явный протест против действий баскаков. Действия их были сутью золотоордынского ига и не противоречили политике хана. Попытка воспротивиться установлению золотоордынского ига закончилась для многих князей смертью. Под контролем ханских наместников находились не только города и селения, но и столица. Во Владимире расположилась резиденция главного «великого» баскака.
Собираемая в годы ордынского ига дань называлась выходом. Сбор дани в период ордынского ига производился с каждого двора или с количества проживающих в семье взрослых мужчин. Правила сбора дани могли изменяться баскаками самовольно. Чтобы не ошибиться с количеством положенной хану дани, баскаки регулярно проводили переписи населения Руси. После переписи 1257-1259 гг. сбор дани стал регулярным. Об этом свидетельствуют иностранные путешественники, оказавшиеся в пределах Руси в столь тяжелое для нее время. Так, итальянец Плано Карпини в записках, датируемых 1246 г., писал, что данью облагался каждый житель Руси. Раз в год баскаки объезжали селения и изымали по 1 медвежьей, 1 бобровой и 1 соболиной шкуре, 1 шкуру лисицы и 1 шкурку хорька. Людей, не скопивших за год достаточно шкур для оплаты, уводили в рабство.
Помимо дани существовали еще и дополнительные платежи. Местные жители обязались кормить и предоставлять жилье послам, баскакам и всем их сопровождающим татарам. Появление в городе баскаков сопровождалось грабежами, убийствами, насилием и уводом в полон молодых женщин, мужчин и детей. Данью облагалось все население Руси, исключением были представители духовенства. Их монгольское иго коснулось лишь частично. Ордынцы использовали духовенство для укрепления собственной власти, потому старались задобрить, иногда обращаясь с высшими представителями его более почтительно, чем с великими князьями.
Дружина и войско сохранялись, но подчинялись они орде и вместе с отрядами монголо-татар сражались с византийцами, поляками, венграми и народами Северного Кавказа. Любое неповиновение заканчивалось прибытием из ханской ставки отрядов татар. Они наказывали всех, кто вставал на пути. Несмотря на жестокие расправы,воля русского народа в годы золотоордынского ига сломлена не была.
Источники
- Полюдье: всемирно-историческое явление. Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. — М., РОССПЭН , 2009. — 791 с.
- Рыбаков Б. А. Рождение Руси
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Синонимы
- Дам (значения)
- Балагер, Хоакин
Смотреть что такое «Полюдье» в других словарях:
ПОЛЮДЬЕ
— ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… … Толковый словарь Даля
полюдье
— объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 дань (12) объезд (… Словарь синонимов
ПОЛЮДЬЕ
— в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения (людей) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности … Юридический словарь
ПОЛЮДЬЕ
— в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность … Большой Энциклопедический словарь
ПОЛЮДЬЕ
— («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… … Юридическая энциклопедия
полюдье
— ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения (людей) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… … Энциклопедический словарь
ПОЛЮДЬЕ
— («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… … Русская история
Полюдье
— ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… … Большая советская энциклопедия
Полюдье
— (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПОЛЮДЬЕ
— (хождение по людям) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… … Советская историческая энциклопедия
Книги
Полюдье. Всемирно-историческое явление , . Предлагаемая книга — первая в мире коллективная монография, специально посвященная полюдью как всемирно-историческому явлению. Изданная двенадцатью годами ранеемонография Ю. М. Кобищанова…
Oблoжили пoчти вceх
Caмoe пepвoe упoминaниe o cбope нaлoгoв в пoльзу мoнгoльcких хaнoв дaтиpoвaнo 1245 гoдoм. В Нoвгopoдcкoй лeтoпиcи иcтopики нaшли тaкиe cтpoки: «И coчтoшa в чиcлo, и нaчaшa нa них дaнь имaти». Peчь идeт o пepeпиcи нaceлeния Pуcи, opгaнизoвaннoй зaвoeвaтeлями, чтoбы oпpeдeлить кoличecтвo нaceлeния, пoдлeжaщeгo нaлoгooблoжeнию. Тaкиe cтaтиcтичecкиe пoдcчeты мoнгoлы пpoвeли вo вceх княжecтвaх вcкope пocлe уcтaнoвлeния cвoeй влacти.
Нecкoлькo лeт пoтpeбoвaлocь пpeдcтaвитeлям Зoлoтoй Opды, чтoбы упopядoчить paбoту пo cбopу дaни. Нe oбхoдилocь бeз экcцeccoв, paзумeeтcя. Житeли пpoтecтoвaли, уcтpaивaли вoccтaния, убивaли бacкaкoв — cбopщикoв дaни. Нo эти нapoдныe бунты пoдaвлялиcь пopoй caмими князьями, нe жeлaвшими вызывaть гнeв мoнгoлoв. В кoнцe XIII вeкa вce нaceлeниe Pуcи былo пepecчитaнo, a нa тeppитopии мecтных княжecтв мoнгoлы coздaли 43 нaлoгoвых oкpугa (тьмы).
Пpимeчaтeльнo, чтo дo мoнгoльcкoгo нaшecтвия бoльшинcтвo pуccких нe плaтили никaких пoдaтeй. Пoэтoму нeдoвoльcтвo людeй былo вeликo. Eдинcтвeннoe cocлoвиe, кoтopoe нaлoгoвыe нoвoввeдeния никaк нe зaтpoнули, былo духoвeнcтвo. Вo вceх зaвoeвaнных cтpaнaх пoтoмки Чингиcхaнa cтpeмилиcь дoбитьcя лoяльнocти cвящeннocлужитeлeй, нeзaвиcимo oт их peлигии — тaкoвa былa пoлитикa.
Пoнaчaлу, иcпытывaя дeфицит кaдpoв, мoнгoлы пopучaли cбop дaни c pуccких княжecтв oткупщикaм. Кaк пpaвилo, бoгaтыe люди внocили в кaзну Зoлoтoй Opды oпpeдeлeнную cумму, a взaмeн пoлучaли пpaвo нa oблoжeниe нaлoгaми нaceлeния кaкoй-тo кoнкpeтнoй тeppитopии. Нo этa пpaктикa oкaзaлacь пopoчнoй. Жaдныe oткупщики пpaктичecки гpaбили житeлeй Pуcи, пpoвoциpуя бунты. Пoэтoму в нaчaлe XIV вeкa cбop дaни был пopучeн caмим князьям.
[править] Отражение в культуре
- В Государственном Русском музее хранится эскиз неосуществлённой картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря» работы Василия Ивановича Сурикова 1915 года.
- В 1981 году по мотивам биографии княгини Ольги в СССР на музыку композитора Евгения Станковича хореографом Анатолием Шекерой и дирижёром Степаном Турчаком был поставлен балет «Ольга». Постановка шла в Киевском театре оперы и балета с 1981 по 1988 год. В 2010 году в Днепропетровском академическом театре оперы и балета постановочной группой под руководством О.Николаева была поставлена новая версия балета под названием «Княгиня Ольга. Хореографическое сказание в двух действиях и восьми эпизодах». На основе музыки к балету «Ольга» 1981 года дирижёр Ю.Пороховник скомпилировал свою версию произведения, добавив к нему музыкальные фрагменты из других произведений Е.Станковича. Так же для постановки О.Николаева было написано новое либретто. В обоих постановках присутствуют сцены, посвящённые гибели князя Игоря и мести княгини Ольги за смерть мужа древлянам.
. В 1984 году на 17-м Всесоюзном кинофестивале в Киеве фильм «Легенда о княгине Ольге» получил приз и диплом за лучшую операторскую работу. Музыкальное сопровождение к фильму написал композитор Е.Станкович, сочинивший музыку к балету «Ольга».
- Памятник княгине Ольге в Коростене
- Памятник князю Малу
Обложка к альбому «За солнцем вслед» группы «Butterfly Temple», 2006 г.
В 2006 году группа Butterfly Temple выпустила альбом «За солнцем вслед», на котором была представлена инструментальная композиция «Искоростень». В 2007 году музыкальный журнал Dark City выпустил в номере 37 рецензию на альбом, в которой оценил его рейтинг четырьмя звёздами из пяти. В июне 2007 года российский ежемесячный журнал Play опубликовал рецензию, в которой присвоил 3 из 5 звёзд альбому «За солнцем вслед». В своих интервью авторы альбома заявляли о том, что не намеревались пересказывать биографию князя Святослава Игоревича в своём творчестве, а предполагали осветить свой взгляд на формирование внутреннего мира князя Святослава и его современников под влиянием пережитых событий их биографии.
Монгольское управление
Монгольское ханство не практиковало абсолютную оккупацию захваченных земель. Вместо этого они давали ярлык на княжение покорным и лояльным славянским правителям. Только этот письменный указ давал право на владение и управление той или иной территорией. В течение первой сотни лет ни один из князей — ни местный, ни великий, не имел права княжения без ярлыка. При любой смене хана князь были вынуждены вновь испрашивать ярлык.
Все споры между местными жителями решал суд дароги, поставленного ханом на русские земли. Дарога — это представитель многочисленной ханской власти, верховный управляющий покоренной земли. При дарогах сразу же обустраивали ямынь — так назывались канцелярии по сбору дани и ведению внутренних дел покоренной территории. Там получались приказы и повеления хана и велся контроль над исполнением его указов. Для того чтобы гонцы бесперебойно доставляли приказы, были созданы прообразы почтовых ведомств, так называемых ям. Кроме содержания лошадей, ямским распорядителям предписывалось контролировать участки дорог и просматривать пропуска проезжих.
Проблемы единства Киевской Руси
Управление, однако, оставалось ахиллесовой пятой Киевского государства. Этому были и экономические причины. По мере того, как возможности для международной торговли сужались (нападения кочевников, экономический спад в Византии), воины-купцы становились крупными землевладельцами. Но в отличие от Западной Европы, где владение землей ставилось в зависимость от службы сюзерену, вотчинное право на Руси сохраняло землю за боярами, даже если они переходили на службу к другому князю. Пользуясь своей материальной независимостью, бояре, как правило, жили в городах и легко меняли свои «привязанности».
Еще хуже было то, что Ярослав, несмотря на все старания избежать «наследственной болезни Рюриковичей», жертвой которой в свое время стал он сам, так и не смог ввести эффективную систему престолонаследования. Завещанная им схема старшинства и ротации, по которой каждому сыну предоставлялась возможность править Киевом, работала, только пока старшие Ярославичи действовали сообща. В результате поражения (1068) объединенного войска от крупных сил половцев, пришедших на смену печенегам в южных степях, их триумвират распался. Начался новый период усобиц за Киев. Многие князья, лишенные системой ротации реального шанса на наследование (их называли изгоями), охотно пользовались «услугами» половцев в борьбе за власть.
Наиболее влиятельные лидеры попробовали остановить братоубийство, предложив на встрече под Киевом в 1097 г. принцип перехода трона удельных князей по наследству. В отношении самого Киева, однако, согласия достичь не удалось.
Только огромный авторитет и популярность в народе Владимира Мономаха, осуществившего, прежде чем занять великокняжеский престол в 1113г., десятки успешных походов против половцев, позволили ему 12 лет держать Русь в единстве и мире. По яркому выражению летописца, Владимир Мономах «много поту утер за Русскую землю». Сбор дани в Киевской Руси. Его сыну Мстиславу Великому удалось еще победить половцев и выслать их князей в Византию (1129). С его смертью в 1132 г. эпоха действительно Киевской Руси завершилась и начался период раздробленности.
Последствия ордынского ига
Ордынское иго тяжело отразилось на жителях Руси. Негативные последствия ордынского ига для русских земель были значительны. Татары разрушили города и села, пленили лучших представителей русского народа. Это привело к исчезновению ремесел, некоторых видов искусства. Больше не строились каменные крепости, обеднело изобразительное искусство, практически перестали использовать технику нанесения эмали.
Русь обеднела. Ежегодно в Сарай отправлялось несколько десятков обозов с награбленными добром и людьми. Развитие северо-восточной Руси в хозяйственном отношении было приостановлено. Русь вернулась к состоянию, наблюдавшемуся более 100 лет назад. Торговые связи были нарушены, быт жителей изменился. Перестали печатать книги, количество грамотных и образованных сократилось. Отношения между городом и деревней также были утрачены.
Изменилась сама княжеская власть. Хану в Золотой Орде никто не мог перечить, его слово было законом. В этом русские князья видели причину могущества монгольской империи. После возвращения домой они копировали быт и нравы ордынцев, манеру их обращения с подчиненными людьми. Местные жители сопротивления не оказывали. Они с радостью поддерживали сильного правителя, в надежде на то, что он защитит их от татар. Роль вече понемногу уменьшалась. Все важные вопросы решал князь или хан. Монгольское завоевание привело к усилению феодального гнета. Поскольку большая часть ранее положенной князю дани уходила в Орду, размер княжеских поборов возрос. Не являясь идеологическими союзниками татар, русские князья выступали проводниками их политики. Укрепление власти князя можно отнести к положительным последствиям ига.
Одновременно с изменением княжеской власти произошло возвышение новых политических и культурных центров – Москвы, Твери и Нижнего Новгорода. Естественно, что ордынцы препятствовали бурному росту городов и образованию новых центров Руси, но в полной мере контролировать этот процесс не могли. Русь и Золотая Орда взаимно влияли друг на друга, но монголо-татары находились на несколько ступеней ниже по социальному развитию, потому решающего значения для дальнейшего становления русского государства такое влияние не имело.
Итогами монгольского ига стали значительное изменение быта простых жителей и положения Руси в мире. Главными последствиями ига для Руси были обнищание русского народа, исчезновение многих ремесел, потеря торговых и культурных связей.
Словарь
1. Улус – монгольский термин, использовавшийся для обозначения государства, народа или страны.
2. Номинально – что-то, что является таковым только на словах, а не на деле.
3. Вассалитет – зависимость одного феодала от другого.
4. Ярлык на княжение (ярлыков) – особая ханская грамота, позволявшая управлять княжеством.
5. Натуральное хозяйство – способ ведения хозяйства, при котором основной целью является удовлетворение собственных потребностей. Излишки продуктов выбрасываются, идут на корм животным, но не продаются.
6. Происки – интриги, недоброжелательные действия.
7. Идти на поклон – выражать покорность.
8. Численники – служащие татары, привлекаемые для проведения переписи.
9. Перечить – противостоять, говорить против.