Взявшие меч от меча и погибнут

Оглавление

[править] Ссылки

Навигация по темам

Фразы

Кто что сказалъ? 
Фразы советского кинематографа А где царь? Закусывать надо! • А компот? • Вас уже выпустили из сумасшедшего дома? • Ваше место возле параши • Введите гражданина посла!‎ • Вернись, я всё прощу • Вор должен сидеть в тюрьме • Всё, что нажито непосильным трудом • В то время, как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной • Гигант мысли, отец русской демократии • Гуляй, Вася • Да ты ведьма! • Да уж! • Жду • Замуровали демоны • Какая гадость эта ваша заливная рыба! • Какого Бориса царя!? • Кемска волость • Короче, Склифосовский! • Лёд тронулся • Маленькая ложь рождает большое недоверие • Меня терзают смутные сомнения • Надо, Федя, надо • Наши люди в булочную на такси не ездят • Не вели казнить, великий государь, — вели слово молвить! • Не виноватая я • Не шуми, я — инвалид • Огласите весь список • Оставь меня, старушка, я в печали! • Очень приятно, царь • Положь трубку! • Птичку жалко! • Руссо туристо облико морале • Сворачивайтесь, есть дело • Сдвинь брови! • Семён Семёныч! • Скажите, пожалуйста, у вас нет отдельного кабинета? • Скрипач не нужен • Спокойствие, только спокойствие • Студентка, комсомолка, спортсменка • Танцуют все! • Ты на что, царская морда, намекаешь?! • Утром деньги, вечером стулья • Федя, дичь! • Храните деньги в сберегательной кассе • Чей туфля? Моё! • Штирлиц идёт по коридору • Штирлиц, а вас я попрошу остаться • Это я удачно зашёл • Я не трус, но я боюсь • Я требую продолжения банкета! • Я человек, измученный нарзаном 
Фразы западного кинематографа и мировой литературы I’ll be back • There can be only one • А король-то голый! • Боливар не выдержит двоих • Бывали хуже времена, но не было подлей • Волга впадает в Каспийское море • Какой русский не любит быстрой езды • Ложки нет • У вас вся спина белая • Я люблю запах напалма поутру 
Политические фразы и фразы из Библии А вот почитайте! • Бездна взывает к бездне • Без булдырабыз! • Борис, ты не прав • В могилу к Гайдару, в тюрьму к Ходорковскому, или в эмиграцию к Березовскому • Верхи не могут, низы не хотят • Взявшие меч, мечом погибнут • Во всём виноват Чубайс • Времени уже не будет • Вы не понимаете, это другое • Денег нет, но вы держитесь • Догнать и перегнать • Донбасс никто не ставил на колени • Жыве Беларусь • Караул устал • Козлы, которые мешают нам жить • Кругом измена, трусость и обман • Кто не скачет, тот… • Люблю и я вас • Многие знания — многие печали • На небе Бог, на земле Россия • Не так сели • Обама — чмо • Обменяли хулигана на Луиса Корвалана • Опять вы за своё • Партия и Ленин — близнецы-братья • При Сталине такого не было • Ручку верните • Суббота для человека, а не человек для субботы • Ты заткнёшься, мужчина? • У вас есть две коровы • Хотели как лучше, а получилось как всегда • Что это — глупость или измена? • Язык — это диалект, у которого есть армия и флот 
Другие фразы Let’s get ready to rumble! • SATOR AREPO TENET • Vae victis • Верните евреев! • Вечность пахнет нефтью • Ганнибал у ворот • Гений и злодейство — две вещи несовместные • Горько! • Дайте две! • День учит день • Жребий брошен • За буйки не заплывать • Закон — что дышло • Закрой глаза и думай об Англии! • Из двух индеек орёл не получится • Избави меня, Боже, от друзей, а с врагами я сам справлюсь • Или Цезарь, или ничто • Как я провёл лето • Каков царь, такова и толпа • Карфаген должен быть разрушен • Катись колбаской по Малой Спасской • Китай — спящий гигант • Кто поздно приходит — тому кости • Куда ни кинь — всюду клин • Меня интересуют только мыши • Мест нет • На террасе близ конопляника… • Не верь, не бойся, не проси • Не верю • Не спрашивай, не говори • Не читал, но осуждаю! • Незнание вменяется в вину • Неисповедимы пути Господни • Нельзя быть немножко беременной • О времена! О нравы! • Порошок — уходи! • Потому что гладиолус • Преступник не имеет национальности • Пролетать как фанера над Парижем • Разделяй и властвуй • Россия — родина слонов • Рулез • Русские не сдаются • С Новым годом, с новым счастьем! • Секс — не повод для знакомства • Сижу не жрамши • Сократ мне друг, но истина дороже • Третьего не дано • Что позволено Юпитеру, то не позволено быку • Человек человеку волк • Чё-то я очкую • Я хренею, дорогая редакция

[править] Использование

Может использоваться со смыслом «каждый, кто творит насилие, погибнет от насилия», предлагая в качестве альтернативы отказ от насилия и пацифизм, и как обозначение для наличия в мире «идеальной справедливости», намекая на библейское высказывание «не судите да не судимы будете», говорящее о наказании тех, кто неправедно судит других.

Встречаются и другие варианты фразы.

Фрагмент из фильма «Александр Невский» (1938 г.) с субтитрами

В СССР и России фраза может приписываться Александру Невскому, так как прозвучала в измененном виде в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 года. В фильме Александр, напутствуя отпущенных кнехтов, перефразирует Евангелие от Матфея: «А если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!». Эти слова в действительности принадлежат автору сценария фильма П. А. Павленко (1899—1951), который ставил перед собой себе задачу создать образ полководца-патриота. В данном виде фраза используется как предостережение поверженному агрессору.

Патриарх Тихон использовал данную фразу в своем послании к Совету Народных Комиссаров от 13 (26) октября 1918 года:

Как понимать слова Христа Господа «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут»?

Ярослав

Батюшка, благословите!Церковь всегда боролась с невидимыми врагами. Но у Церкви всегда были и видимые враги, и для борьбы с видимыми врагами существовало православное воинство под лозунгом «За Веру Царя и Отечество». Все помнят высказывание благоверного князя Александра-Невского «Кто к нам с мечем придет, от меча и погибнет», но кажется, что смысл этого был утрачен и православие проиграло битву уже видимым врагам. Воевали уже не за Веру, а за земные интересы и терпели поражения. Но при этом существуют слова Христа — «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Из них можно сделать вывод, что воевать вообще нельзя. И уже вырастает позиция, которую исповедуют протестанты — вообще не бери меч в руки. Получается каша в голове. Существует ли где духовное рассуждение на эту тему, как Вы понимаете это? Вразумите, батюшка.

Ответ отца Олега Моленко:

Бог благословит!

Церковь всегда боролась и борется с невидимыми врагами. От внешних видимых врагов Церковь ограждали православные цари, коих ныне уже нет. Не надо путать православное царство и православное вероисповедание или церковь. Православное царство потому и проиграло битву своим врагам, что его поданные в своем большинстве изменили святому Православию (т.е. вере и Церкви).

Слова святого князя Александра Невского сказаны по отношению ко внешним врагам Святой Руси. Но Русь пала от своих внутренних врагов и предателей.

Русь пала от неправильного выбора пути внешнего процветания и могущества, вместо предложенного преподобным Нилом Сорским святоотеческого пути нестяжания и внутренней в Боге жизни.

Русские люди предпочли сильный меч молитве и слову Божию, которое есть меч духовный. Уже в высказывнии святого Александра Невского видны намеки этого выбора: «…от меча (русского) погибнут». Эта фраза подходит для подъема патриотического настроения в народной толпе, но не для духовного понятия.

Выражение из Мф.26,52: «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут», нельзя вырывать из контекста Писания и абсолютизировать. Иначе получится противоречие другим местам Писания, например: Лк.22,36: «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч». Для чего покупать меч, если им не пользоваться? И святой Павел говорит: Рим.13,3-4: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».

Итак, нельзя понимать слова «все взявшие меч» буквально, как это делают протестантствующие еретики, т.е. что все, кто когда-либо и для чего-либо возьмут меч (оружие) в руки, те непременно от меча (оружия) погибнут. В истории России мы видим, что тот же Александр Невский, Суворов, Кутузов и другие российские полководцы не погибали от оружия, но почили от старости или болезни.

Как же понимать эти слова Христа Господа? А так: «ибо (потому что) все (все кто или все из тех), взявшие меч (чтобы изменить судьбы Божьи, т.е. не по воле и благословению Божьему, а в надежде разрешить таким путем свои земные трудности или неприятности), мечом погибнут (для смирения их, чтобы прочие уразумели, что не в силе Бог, а в правде, и уповать должно только на Бога, а не на силу, выраженную мечем)». Дело-то вовсе не в мече или оружии, а в силе. На земле среди людей эта сила крайне проявляется через меч, оружие, войны. Но это грешный, богонеугодный и тупиковый выбор и путь. На всякую силу всегда найдется больша сила, на меч — больший меч. В крайнем случае по мановению Божию могут придти и легионы Ангелов с неба, чтобы сокрушить любую силу, возвышающуюся против Бога. Вот почему этим выражением Христос обличил ложный жизненный принцип или подход, который призывает людей решать свои вопросы с помощью силы, убийств и оружия. Такой подход обречен от Бога на превосходящую силу и больший меч.

Но это вовсе не означает, что нельзя употреблять силу и меч во славу Божию, во спасение людей путем пресечения зла и злой силы. Любовь к ближнему подразумевает в земных условиях и употребление силы и меча для их защиты и ограждения от злых людей, когда те пытаются отнять у наших ближних и родных жизнь, здоровье, землю, имущество и средства для жизни.

Таково духовное рассуждение по этому вопросу.

[править] Происхождение фразы и ее аналоги в Библии

Выражение происходит из Евангелия от Матфея 26:52, в котором описывается последователь Иисуса (апостол Пётр), поднявший меч, чтобы защищать его от ареста в Гефсиманском саду, и отрубивший ухо рабу первосвященника, но Иисус приказывает ему вернуть оружие в ножны:

В Евангелии от Луки 22:51 этот эпизод описывается так: «Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его».

Соответствующее место в Евангелии от Иоанна 18:11 — «Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?»

Выражение также используется в Откровении святого Иоанна Богослова 13:10: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» — то есть, все те, кто идет на войну или принимает участие в боевых действиях на любой стороне могут считать, согласно этой фразе, что они живут мечом и должны ожидать, что могут быть убиты во время выполнения своих обязанностей.