Оглавление
[править] Ссылки
Навигация по темам | |||||||||
Фразы |
|||||||||
|
[править] Использование
Может использоваться со смыслом «каждый, кто творит насилие, погибнет от насилия», предлагая в качестве альтернативы отказ от насилия и пацифизм, и как обозначение для наличия в мире «идеальной справедливости», намекая на библейское высказывание «не судите да не судимы будете», говорящее о наказании тех, кто неправедно судит других.
Встречаются и другие варианты фразы.
Фрагмент из фильма «Александр Невский» (1938 г.) с субтитрами
В СССР и России фраза может приписываться Александру Невскому, так как прозвучала в измененном виде в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 года. В фильме Александр, напутствуя отпущенных кнехтов, перефразирует Евангелие от Матфея: «А если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!». Эти слова в действительности принадлежат автору сценария фильма П. А. Павленко (1899—1951), который ставил перед собой себе задачу создать образ полководца-патриота. В данном виде фраза используется как предостережение поверженному агрессору.
Патриарх Тихон использовал данную фразу в своем послании к Совету Народных Комиссаров от 13 (26) октября 1918 года:
Как понимать слова Христа Господа «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут»?
Ярослав
Батюшка, благословите!Церковь всегда боролась с невидимыми врагами. Но у Церкви всегда были и видимые враги, и для борьбы с видимыми врагами существовало православное воинство под лозунгом «За Веру Царя и Отечество». Все помнят высказывание благоверного князя Александра-Невского «Кто к нам с мечем придет, от меча и погибнет», но кажется, что смысл этого был утрачен и православие проиграло битву уже видимым врагам. Воевали уже не за Веру, а за земные интересы и терпели поражения. Но при этом существуют слова Христа — «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Из них можно сделать вывод, что воевать вообще нельзя. И уже вырастает позиция, которую исповедуют протестанты — вообще не бери меч в руки. Получается каша в голове. Существует ли где духовное рассуждение на эту тему, как Вы понимаете это? Вразумите, батюшка.
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит!
Церковь всегда боролась и борется с невидимыми врагами. От внешних видимых врагов Церковь ограждали православные цари, коих ныне уже нет. Не надо путать православное царство и православное вероисповедание или церковь. Православное царство потому и проиграло битву своим врагам, что его поданные в своем большинстве изменили святому Православию (т.е. вере и Церкви).
Слова святого князя Александра Невского сказаны по отношению ко внешним врагам Святой Руси. Но Русь пала от своих внутренних врагов и предателей.
Русь пала от неправильного выбора пути внешнего процветания и могущества, вместо предложенного преподобным Нилом Сорским святоотеческого пути нестяжания и внутренней в Боге жизни.
Русские люди предпочли сильный меч молитве и слову Божию, которое есть меч духовный. Уже в высказывнии святого Александра Невского видны намеки этого выбора: «…от меча (русского) погибнут». Эта фраза подходит для подъема патриотического настроения в народной толпе, но не для духовного понятия.
Выражение из Мф.26,52: «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут», нельзя вырывать из контекста Писания и абсолютизировать. Иначе получится противоречие другим местам Писания, например: Лк.22,36: «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч». Для чего покупать меч, если им не пользоваться? И святой Павел говорит: Рим.13,3-4: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».
Итак, нельзя понимать слова «все взявшие меч» буквально, как это делают протестантствующие еретики, т.е. что все, кто когда-либо и для чего-либо возьмут меч (оружие) в руки, те непременно от меча (оружия) погибнут. В истории России мы видим, что тот же Александр Невский, Суворов, Кутузов и другие российские полководцы не погибали от оружия, но почили от старости или болезни.
Как же понимать эти слова Христа Господа? А так: «ибо (потому что) все (все кто или все из тех), взявшие меч (чтобы изменить судьбы Божьи, т.е. не по воле и благословению Божьему, а в надежде разрешить таким путем свои земные трудности или неприятности), мечом погибнут (для смирения их, чтобы прочие уразумели, что не в силе Бог, а в правде, и уповать должно только на Бога, а не на силу, выраженную мечем)». Дело-то вовсе не в мече или оружии, а в силе. На земле среди людей эта сила крайне проявляется через меч, оружие, войны. Но это грешный, богонеугодный и тупиковый выбор и путь. На всякую силу всегда найдется больша сила, на меч — больший меч. В крайнем случае по мановению Божию могут придти и легионы Ангелов с неба, чтобы сокрушить любую силу, возвышающуюся против Бога. Вот почему этим выражением Христос обличил ложный жизненный принцип или подход, который призывает людей решать свои вопросы с помощью силы, убийств и оружия. Такой подход обречен от Бога на превосходящую силу и больший меч.
Но это вовсе не означает, что нельзя употреблять силу и меч во славу Божию, во спасение людей путем пресечения зла и злой силы. Любовь к ближнему подразумевает в земных условиях и употребление силы и меча для их защиты и ограждения от злых людей, когда те пытаются отнять у наших ближних и родных жизнь, здоровье, землю, имущество и средства для жизни.
Таково духовное рассуждение по этому вопросу.
[править] Происхождение фразы и ее аналоги в Библии
Выражение происходит из Евангелия от Матфея 26:52, в котором описывается последователь Иисуса (апостол Пётр), поднявший меч, чтобы защищать его от ареста в Гефсиманском саду, и отрубивший ухо рабу первосвященника, но Иисус приказывает ему вернуть оружие в ножны:
В Евангелии от Луки 22:51 этот эпизод описывается так: «Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его».
Соответствующее место в Евангелии от Иоанна 18:11 — «Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?»
Выражение также используется в Откровении святого Иоанна Богослова 13:10: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» — то есть, все те, кто идет на войну или принимает участие в боевых действиях на любой стороне могут считать, согласно этой фразе, что они живут мечом и должны ожидать, что могут быть убиты во время выполнения своих обязанностей.