Оглавление
Начало экспедиции Васко да Гамы
Новую экспедицию к побережью Индии организовали во времена короля Мануэля I. Он отдает распоряжение начать подготовку к путешествию, выделив для этих целей три судна — «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл» и «Берриу». Помощь им должен был оказывать корабль транспортного назначения. Для повышения шансов на успешную экспедицию в качестве штурмана был назначен моряк, который совершил путешествие совместно с Б. Диашем. Экспедицию обеспечили самыми современными для того периода навигационными приборами, предоставили наиболее точные карты, которые были в Португалии.
Экспедиция, которую возглавил Васко да Гама, вышла из порта Лиссабона в июле. Часть путешествия суда шли в сопровождении корабля Б. Диаша. К ноябрю путешественники добрались до острова Святой Елены. Здесь планировалось остановиться на небольшой отдых. К тому же требовалось проведение ремонтных работ на кораблях.
Однако путешественники были встречены местными жителями недоброжелательно. Они напали на экспедицию, ранив при этом с самого Васко да Гаму в нижнюю конечность. Поэтому экспедиции пришлось двинуться дальше, обогнув с большими сложностями мыс Доброй Надежды в конце ноября. Корабли встали на якорь в бухте Мосселбай. Их состояние было далеко от идеала. Транспортное судно получило множественные повреждения и не могло эксплуатироваться в дальнейшем. В то же время местное население более благожелательно отнеслось к европейцам, продав им необходимое количество провианта.
Экспедиция еще несколько раз была вынуждена прибегать к краткосрочным остановкам, добравшись в 1498 г. до города-порта Малинди. Здесь жители положительно восприняли путешествующих, содействие им оказал и местный руководитель. Удача улыбнулась португальцам, которые на рынке встретили купцов из Индии.
Васко да Гама смог нанять лоцмана, который помог преодолеть воды Индийского океана. Помогла путешественникам и погода. Муссон в попутном направлении способствовал продвижению кораблей, которые вскоре достигли индийских берегов. Экспедиция причалила в порту Каликут. Местный правитель благодушно встретил португальцев и дал разрешение на организацию торговой фактории.
Колонизация Индии
Новое плавание португальцев в Индию началось в 1502 году и продолжалось год. Король хотел не просто новых географических открытий, но и установления торговых отношений с правителями других государств. Экспедицию поручили возглавить Педру Алваришу Кабралу, который миссию по установлению выгодных торговых связей провалил. Были потеряны хрупкие контакты с торговцами из Каликута.
Из-за этого король решил, что установить власть над Индией можно только силой оружия. И снова обратился Мануэль Первый к Васко да Гаме, который был известен своей бескомпромиссностью. Вторая экспедиция да Гамы была успешнее первой:
- Основаны крепости и торговые факторы на всем южном берегу Африканского континента.
- Обложены данью местные эмиры.
- Установлена власть Португалии над портом Каликут.
- Захватил город Кочин.
В 1503 году флотилия с огромными дарами вернулась в Португалию. Да Гама получил привилегии, почести, место при дворе монархов. Его советы очень ценил Мануэль Первый, разрабатывая планы по дальнейшему освоению Индии.
В частности, король принял предложения мореплавателя о том, что нужно создать специальную охрану у индийских владений Португалии и ввести пост вице-короля Индии. В 1515 году да Гама получил назначение от нового португальского короля принять управление над колониями в Азии. Так началось третье путешествие да Гамы в Индию. Его правление отличалось жестокостью, верным служением Португалии, казна которой постоянно пополнялась за счет продажи товаров из индийских колоний.
Умер знаменитый мореплаватель в 1524 году в индийском городе Кочин. Прах доставили в Португалию только через 15 лет, в 1539 году.
Ход открытий
Португалия хотя бы из–за своего местоположения была идеальной базой для океанских экспедиций. После португальского завоевания в 1415 г. Сеута на марокканском побережье, Генрих был убежден, что экспансия в Африке принесет большую пользу. Он рассчитывал на прибыль от торговли золотом, рабами, слоновой костью и перцем. При его поддержке начались дальнейшие экспедиции вдоль западного побережья Африки. В штабе на мысе Сангрес он организовал своего рода связь между базой и исследовательским центром, где собирал все географические и навигационные данные и работал над постройкой парусных кораблей.
В течение семидесяти лет португальские парусные корабли продвигались дальше на юг вдоль африканского побережья, достигая следующих мысов: Нун, Бохадор, Бланко и в 1445 году Кейп–Грин. В ходе этих экспедиций португальцы открыли и колонизировали прибрежные острова и архипелаги – Мадейру, Канарские острова и Кабо–Верде. Они также основали укрепленные торговые посты на самом побережье. А когда выяснилось, что золота в Африке меньше, чем они рассчитывали, они обратились к более прибыльному делу – работорговле.
Авиасообщение между Россией и Индией
Авиасообщение между странами восстановлено с января 2021 года. На сегодня выполняется четыре рейса в неделю по маршруту Москва — Дели: два — Аэрофлотом, еще два — авиакомпанией Air India.
Если всё будет происходить так, как предполагают индийские власти, архиважным вопросом станет организация чартерных перевозок из РФ на Гоа. Для которых нужно ещё получить разрешения Оперштаба, Росавиации, договориться со второй стороной… То, что в в случае адекватных условий въезда это направление будет более чем востребовано, даже говорить не приходиться. Однако, даже при увеличении числа перелётов в Египет до умопомрачительных уже цифр, чартеры туда пока так и не санкционированы.
Васко да Гама индия. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию
рассказа, где говорится о том, к то и почему в Испании и Португалии был заинтересован в открытии новых земель в XV веке и об у спехах португальских мореплавателей до знаменитого плавания Васко да Гамы.
Она началась в 1495 г. Васко да Гама (на гравюре) разрабатывал теоретическую часть, изучая карты и навигацию, тогда как Бартоломеу Диаш руководил строительством кораблей с учетом всех достижений тех времен. Косые паруса были изменены на прямоугольные, что повысило устойчивость судов, снизив их осадку. На случай столкновений с арабскими пиратами на палубах разместили по 12 пушек. Водоизмещение было увеличено до 100-120 тонн для больших запасов пищи и пресной воды, а также всего необходимого из расчета на трехгодичное плавание. Рыбу предполагалось ловить по ходу, а за запасами воды через многомесячные промежутки причаливать к портам. Дневной паек моряка, впервые отправившегося в Индию:
- 0,5 фунта сухарей (227 г);
- 1 фунт солонины (450 г, солонина — продукт, полученный путём длительной выдержки мяса в поваренной соли для длительного его хранения при положительных температурах);
- 0.5 фунта риса или сыра (227 г) только в пост вместо мяса;
- 1,25 пинты вина ( 0.7 л);
- 2,5 пинты воды (1.4 л);
- 1/12 пинты уксуса (68 мл);
- 1/24 пинты оливкового масла (136 мл).
Еще в трюме имелись: бобы, мука, чечевица, чернослив, лук, чеснок и сахар. Не забыли положить и товары для африканских аборигенов: полосатые и ярко-красные ткани, кораллы, колокольчики, ножи, ножницы, дешевые оловянные украшения для обмена на золото и слоновую кость.
Так и не удалось изобрести что-либо существенное, чтобы в трюмы плоскодонных португальских кораблей с высоким носом по ходу плавания не просачивалась вода. Часть продуктов попросту подвергалась гниению и через какое-то время плавала на поверхности вместе с крысами. Другая проблема, где и как спать экипажу также в те времена еще не была решена. Знаменитые индейские гамаки «от Колумба» в широкое употребление еще не вошли. Команде приходилось спать, где попало. А о санитарных условиях на кораблях можно легко догадаться.
Капитаном флагмана «Сан-Габриэль» был поставлен опытный Гонсалу Алвариш. Второй корабль «Сан-Рафаэль» да Гама доверил брату Пауло. Кроме того, в экспедиции участвовали еще «Сан-Мигель» (другое название «Берриу») — старое легкое судно с косыми парусами под командованием Николау Коэлью и безымянное грузовое судно под началом капитана Гонсалу Нуньеша. Средняя скорость флотилии из четырех судов при благоприятном ветре могла составить 6,5-8 узлов.
Костяк команды из 168 человек составили те, кто плавал с Бартоломеу Диашем. 10 человек из команды были преступниками, выпущенными из тюрьмы специально для экспедиции. Их не жалко было высаживать для разведки в особо опасных районах Африки. Отплытие в неизвестность
Жарким днем 8 июля 1497 г. во время молебна всем путешественникам по традиции отпустили грехи (такую традицию выпросил когда-то Генрих Мореплаватель у папы Мартина V). На борт взошли Васко да Гама и Бартоломеу Диаш. Раздался пушечный залп и 4 судна вышли из порта Лиссабона.
Через неделю корабли достигли Канарских островов. Суда потерялись в тумане и встретились вновь у островов Зеленого Мыса. Здесь пополнили запасы пресной воды и провизии. А Диаш высадился, чтобы с другими кораблями плыть дальше в новую крепость Сан Жоржи да Мина на гвинейском побережье, где он был назначен губернатором Гвинеи.
Далее корабли попали в полосу сильных восточных ветров, которые не позволили идти вперед известным путем вдоль Африки. Где-то в районе 10° северной широты да Гама впервые проявил себя решительно, а именно приказал повернуть на юго-запад, чтобы попытаться в открытом океане обойти ветры. Он сделал дугу по Атлантическому океану, почти дойдя до берегов тогда еще неизвестной Бразилии. Каравеллы удалились от берега Африки на расстояние в 800 морских миль (1481 км). Три месяца суда не встречали на горизонте какой-либо земли. Пища на экваториальной жаре портилась, а вода стала негодной. Пришлось пить морскую воду. Питались уже не совсем свежим соленым мясом, заготовленным впрок. Здоровье команды было существенно подорвано. После экватора корабли, наконец, не теряя нужного им ветра, смогли повернуть на восток. Таким образом был открыт новый путь с попутными воздушными потоками из Европы к мысу Доброй Надежды, что на самой южной оконечности Африканского континента. Корабли таким образом гарантированно избегали попадания в зону полного штиля, когда они подолгу могли простоять на месте, а это грозило медленной смертью всего экипажа. И в наши дни редкие парусные суда ходят именно по этому маршруту.
Путешествие Васко да Гама
Экспедиция Васко да Гама в Индию стала действительно большим шагом для всей Европы
Идея налаживания торговых связей со страной принадлежала императору Мануэлу I, и он стал тщательно выбирать командующего, который сможет совершить такое важное путешествие. Это должен был быть не только хороший офицер-мореплаватель, но и отличный организатор
Первым на эту роль был выбран Бартоломео Диаш, но все вышло по-другому.
Был создан флот из 4 кораблей для вод Африки и Индийского океана, собраны лучшие карты и приборы для точнейшей навигации. Обер-штурманом назначили Перу Аленкер – человека, уже ходившего к мысу Доброй надежды, а это первая часть пути. Задача же экспедиции была проложить путь из Африки в Индию по морю. На кораблях были священник, астроном, писарь и переводчики разных языков. С питанием все было отлично: еще при подготовке корабли забили сухарями, солониной, кашей. Вода, рыба и вкусности добывались во время стоянок на разных побережьях.
8 июля 1497 экспедиция начала свое движение из Лиссабона и отправилась в длительное морское путешествие вдоль берега Европы и Африки. Уже в конце ноября команде удалось с трудом обогнуть мыс Доброй Надежды и направить свои судна на северо-восток, к Индии. На пути они встречали и друзей, и врагов, приходилось отбиваться бомбардами или наоборот – заключать соглашения против врагов. 20 мая 1498 корабли вошли в первый город Индии Каликут.
Открытие Васко да Гама морского пути
Настоящей победой для географии того времени стало открытие пути в Индию Васко да Гама. Когда в августе 1499 года он вернулся на родную землю, его встречали по-королевски – очень торжественно. С тех пор путешествия за индийскими товарами стали регулярными, да и сам знаменитый мореплаватель еще не раз туда отправлялся. Кроме того, другие стали верить, что так можно добраться и до Австралии. В Индии мореплаватель был уже не простым гостем, а получил титул и колонизировал некоторые земли. Например, популярный курорт Гоа оставался португальской колонией до середины 20 века.
Маршрут на карте
Если исследовать путешествие Васко да Гама на карте, то можно увидеть все его остановки на пути к Индии, которых было немало в Африке и арабских странах. Всем участникам экспедиции приходилось нелегко: кто-то болел, некоторые голодали, корабли постоянно требовали ремонта. Остановки длились по несколько дней, а команда с каждым разом становилась все меньше и меньше. В итоге из 170 членов экипажа вернулись только 55. По тем временам это было очень даже неплохо, к тому же товары из Индии принесли выручки в 60 раз больше, чем было потрачено на всю экспедицию.
Ключевые факты биографии
Происхождение Васко было, в какой-то мере, знатным. Он – третий из пяти сыновей рыцаря Эштевана де Гама. Помимо него самого, его брат, Паулу де Гама, тоже принимал участие в знаменитых плаваниях к Индии.
Хотя эта фамилия и не была слишком знатной, она всё же имела вес, так как некоторые предки данной семьи служили королю Афонсу третьему, а также отлично показали себя в сражениях с маврами. Именно благодаря этим битвам один из предков и получил звание рыцаря.
Несмотря на то, что Васко да Гама был рожден в городе Синиш, исследователи полагают, что образование он получал в достаточно крупном городе Эворе, который находится недалеко от Лиссабоны. Также считается, что одним из его учителей был известный астроном, первый человек, сконструировавший астролябию из металла, Авраам Бен Шмуэль Закуто.
Ещё с юности Васко обращал свой взгляд на морские просторы – он участвовал в сражениях, захватывал по приказу короля французские суда. Именно благодаря этим событиям мир впервые услышал о существовании будущего известного мореплавателя.
В те времена множество людей пыталось отыскать морской путь до Индии. Дело в том, что Португалия не имела удобных маршрутов, которые позволяли бы ей торговать с другими странами. Проблемы экспорта и некоторые другие аспекты делали поиск пути настоящей задачей века. Это позволяет понять, что открыл Васко да Гама.
Предпосылки экспедиции
Индия в конце 13 в. была для европейцев таинственной и очень далекой страной. Сведения о ее существовании доходили к жителям Европы через торговцев и мореплавателей. Поиск прямого пути в Индию стал актуальным в конце 13 в., когда распался Арабский халифат и монголы стали быстро покорять города и торговые центры, расположенные на Великом шелковом пути.
Если для арабов торговля была на одном из первых мест во внешней политике, то правители Золотой Орды не считали нужным развивать ее. Когда монголы захватили полностью Китай и Индию, тогда специи перестали поступать к королевским дворам. Огромные финансовые потери несли и арабы, которые монополизировали торговлю на Великом шелковом пути.
Еще одним фактором, оказавшим огромное влияние на поиск пути в Индию из Европы, была заинтересованность португальского короля. Поддержка монархии давало мореплавателям и финансовую, и моральную поддержку, и политическую защиту. Португалии новый путь в Индию был просто необходим, поскольку королевство располагалось вдали от торговых путей. Из-за этого страна не принимала участие в мировой торговле и не получала от нее никаких дивидендов. Таким образом, португальские монархи в 15 в., покровительствуя экспедиции Васко да Гамы, хотели пополнить государственную казну и укрепить международное положение.
Изучение маршрута
В 1291 году братьям Вивальди из Генуи не удалось найти морской путь в Индию. Только государственное финансирование поисков португальской короной, инициированных принцем Генрихом Мореплавателем, привело к успеху 200 лет спустя. Генрих отправлял экспедиции вдоль африканского побережья и систематически анализировал собранную ими информацию.
Это были важные этапы в многолетней работе
- кругосветное плавание мыса Нун в 1416 году,
- повторное открытие Мадейры в 1419 году,
- открытие Азорских островов в 1429 году,
- кругосветного Буждур по Эанеш в 1434 году ,
- открытие Кап-Верта , самой западной точки Африки, Динисом Диасом в 1445 году,
- Открытие островов Зеленого мыса по Алоизий Када-Мосто в 1456 году ,
- открытие Сьерра — Леоне по Педро де Синтра в 1460/61,
- открытие Берега Слоновой Кости и Золотого Берега на Soeiro да Коста в 1470 году ,
- форсирование экватора по Lopes Гонсалвес в 1474 году,
- открытие устья в Конго по Диогу Кана в 1482 году,
- сухопутная и морская экспедиция Перо да Ковильян и Альфонсо де Пайва к побережью Малабара , в Эфиопию , Аден и Софалу в 1487 году,
- кругосветка от мыса Доброй Надежды по Бартоломеу Диаш в 1488 году ,
- и, наконец, первое успешное прохождение всего морского пути флотом под командованием Васко да Гамы в 1498 году.
Третье путешествие в Индию (1503-1524)
Период между вторым и третьим плаванием был, возможно, самым спокойным в жизни Васко да Гама. Он жил в довольстве и достатке, вместе со своей семьей, пользуясь почестями и привилегиями при королевском дворе. Король Мануэл I учитывал его рекомендации при разработке планов по дальнейшей колонизации Индии. В особенности Адмирал Индийского моря настаивал на создании морской полиции у берегов португальских владений в «стране специй». Его предложение было претворено в жизнь.
Также по совету Васко да Гамы в 1505 году указом короля была введена должность вице-короля Индии. Этот пост в разные годы занимали Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки. Их политика была проста и прямолинейна – власть Португалии в индийских колониях и в Индийском океане насаждалась «огнем и мечом». Однако с кончиной Албукерики в 1515 году достойного приемника не нашлось. И король Жуан III, несмотря на преклонный (особенно для тех времен) возраст Васко да Гамы – ему к тому времени исполнилось уже 55 лет – решил назначить на должность вице-короля Индии именно его.
Таким образом, в апреле 1515 года знаменитый мореплаватель отправился в свое последнее плавание. С ним вместе отбыли и двое его сыновей Эштеван и Паулу. Флотилия состояла из 15 кораблей, вместивших 3000 человек. Существует легенда, что когда корабли пересекали 17° северной широты близ города Дабул, они попали в зону подводного землетрясения. Команды кораблей пришли в суеверный ужас, и только невозмутимый и честолюбивый адмирал оставался спокойным, прокомментировав природное явление так: «Даже море трепещет перед нами!».
Первым же делом по прибытии на Гоа – главный опорный пункт Португалии в Индийском океане – Васко да Гама самым решительным образом приступил к наведению порядков: приостановил продажу пушек арабам, снял с должностей казнокрадов, наложил штрафы в пользу португальских властей и предпринял прочие репрессивные меры, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, кто является хозяином данных земель. Но полностью претворить все свои замыслы в жизнь вице-король не успел — внезапно заболел. И в канун Рождества, 24 декабря 1524 года Васко да Гама скончался в городе Кочин. В 1539 году его прах перевези в Лиссабон.
Визы в Индию будут бесплатными для полумиллиона путешественников
Первые пятьсот тысяч иностранцев смогут получить бесплатные визы в рамках программы по восстановлению туриндустрии, которая, как и везде в мире, сильно пострадала от пандемии.
Это было анонсировано давно, в июне. Ожидается, что такой подход в значительной степени простимулирует туристов, которые собираются в страну на короткие сроки. Бесплатные визы в Индию будут выдаваться до 31 марта 2022 года или до того момента как все 500 000 тысяч виз обретут своих обладателей, в зависимости от того, что наступит раньше.
Россиянам, как и гражданам большинства других государств, виза в Индию нужна, но получение ее в допандемические времена было делом несложным. Самым популярным было электронное разрешение на въезд (e-Tourist Visa), оформлялось оно онлайн. Для получения долгосрочных виз в Индию требовалось посещение визового центра.
Открытие Индии
На следующий день, сквозь пар и завесу дождей, наконец-то, показались горы. Они достигли Малабара, побережья, где росли специи. Благодаря удаче и мастерству их штурмана они находились всего в одном дне пути от Каликута, главного порта побережья.
Хотя они, естественно, не знали, чего ожидать, нельзя сказать, что они были совершенно неподготовленными. Благодаря долгому опыту путешествий по западному побережью Африки португальцы привыкли иметь дело с незнакомыми местами и народами.
В этом, как и в предыдущих путешествиях, они использовали сомнительный, но благоразумный обычай брать с собой человека, которого называли дегредадо, обычно уголовника или изгоя, например, обращенного еврея, которого отправляли на берег для первого контакта с местным населением.
В случае враждебного приема дегредадо оказывался расходным материалом. Итак, пока остальные члены экипажа оставались в безопасности на борту, 21 мая неизвестный преступник из Алгарве был спущен на берег. Фактически он был самым первым, кто открыл Индию и увидел ее жителей.
Вокруг экзотического незнакомца с бледным лицом быстро собралась толпа. Ошеломленные индусы мало что понимали, кроме того, что он не был китайцем или малайцем, которых постоянно видели на рынках Каликута. Наиболее разумным предположением было то, что он пришел откуда-то из исламского мира, хотя он не проявил никаких признаков понимания немногих арабских слов, сказанных в его адрес. Его отвели в дом двух тунисских торговцев, которые, естественно, были ошеломлены, увидев европейца. К счастью, тунисцы немного говорили на генуэзском и кастильском языках, поэтому хотя бы минимальное общение было возможным. Тунисцы спросили, какого дьявола он оказался здесь. На что дегредадо ответил, что они пришли в поисках христиан и специй.
К осени распогодится
По мнению вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрия Барзыкина, пока говорить об открытии Индии рано, поскольку не завершилась программа вакцинации. Однако каких-либо иных препон в этом вопросе нет, всё зависит исключительно от эпидемиологической ситуации, уточнил эксперт.
— Но если и возобновится туризм летом, в это время года Индия — не самое востребованное направление. В летние месяцы традиционно у россиян пользуется спросом Средиземноморье. Хотя кто-то всё равно поедет. Спрос на Индию начнет расти с осени, — отметил вице-президент РСТ в беседе с «Известиями».
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе заявила, что пока переговоров на уровне игроков туриндустрии по поводу открытия Индии нет.
— Строить прогнозы в условиях ковида довольно бессмысленно. У нас пока нет официальной информации по поводу сроков открытия Индии для российских туристов, а также относительно регионов, которые откроются в первую очередь, — пояснила «Известиям» эксперт.
29 января издание Outlook Magazine India сообщило, что минтуризм страны совместно с туроператорами обсуждает условия, на которых Индия может открыться для иностранных граждан. В частности, предполагается, что разрешен будет только организованный туризм, маршрут путешествия нужно будет заранее согласовать с туроператором и принимающей компанией.
Также потребуется справка об отрицательном тесте на коронавирус, выданная не ранее чем за 72 часа до поездки, либо сертификат о вакцинации. Документы можно будет загрузить на сайт аэропорта Нью-Дели либо показать непосредственно по прилете. Однако это пока предварительные планы, точных приказов минтуризм Индии не публиковал.
Между тем 1 февраля правительство Индии утвердило бюджет на 2021/22 годы. В нем расходы на туротрасль сократились на 18% — с 2,4 млрд рупий в 2020 году до 2 млрд в 2021 году. На этом фоне местная туриндустрия начала разработку планов по скорейшему открытию Индии для иностранных туристов.
Так, директор по коммерции и маркетингу в государственной корпорации по развитию туризма Индии (ITDC) Пиюш Тивари предложил правительству внедрить ковид-паспорта для привившихся туристов. Власти идею поддержали.
Первые из государств в истории Индии
За три тысячелетия до нашей эры в долине Инда создано первое государство с рабовладельческим строем и особенной культурой. Коренные жители страны были темнокожими, с невысоким ростом и черными волосами. В южной части страны до сих пор живут их потомки. Называют их дравидами. Найдены письмена, сделанные на дравидском языке. Они до сих пор не расшифрованы. Это была развитая цивилизация древней Индии. Они строили целые города с геометрически правильными улицами. Возводились даже двухэтажные постройки с водопроводом. Люди, в основном, занимались земледелием и разводили скот. Ремесленниками изготавливалась украшения и кости слонов, камня, металлов. Развилась торговля с Индокитаем и Месопотамией. На центральной площади города стояла крепость. В ней находили убежище от врагов и наводнений.
Но вскоре в Индию вторгаются племена древних ариев. Это бродячие кочевники – скотоводы, у которых скот это большое богатство, а главная пища – молоко. Возглавляли племена ариев раджи. В конце тысячелетия арии начинают расчищать и осушать долину Ганга, превращаясь из кочевников в земледельцев.
Создание государства
В результате ведения оседлого способа жизни, среди населяющих территорию Индии ариев, появляется неравенство в достатке. Богатства, отобранные в войнах, оседают в руках маленького количества вождей. Нанятые воины укрепляют их власть, которую передают по наследству. Из пленников создается сословие рабов, а сами раджи становятся главами маленьких держав. Но в процессе войны эти маленькие державы обедняются в одно большое государство со своим строем и иерархией правителей. Появляется особый вид жителей держав – жрецы. Их называют брахманами и они поддерживают существующий строй.
Глубокий духовный мир Индии манит к себе миллионы туристов ежегодно, подробнее: Философия Индии.
Образование каст
За тысячу лет до нашей эры все население поделилось на четыре сословия. Их назвали кастами. Первая каста, самая высокая, объединяла брахманов, которые не работали, жили на деньги из жертвоприношений. Вторая каста названа кшатрии. Это были воины, они управляли государством. Первые две касты постоянно между собой соперничали. Третья каста – вайшевы – это земледельцы, люди торговли и пасущие скот. А четвертая каста образовалась из завоеванного местного населения и была названа шудры. Это слуги, исполняющие простую и тяжелую работу. Рабы не допускались ни в одну из каст. Образование каст мешало развитию общества. Но касты сыграли и позитивную роль. Исчезли бывшие ранее племенные отношения. Люди разнообразных племен могли объединиться в одном государстве.
Образование государств
Первым великим государством в истории древней Индии было государство Маурьев. Искусственное орошение добавило множество плодородных земель. Процветают торговые сделки, богатеют и беднеют касты. Чтобы удержать власть, в результате борьбы между маленькими государствами, к власти приходит царь Чандрагупты, который и основал династию Маурьев. Объединенное царство достигает своего расцвета за 200 лет до нашей эры путем присоединения ряда соседних областей.
В первой половине четвертого века создается новое сильное государство Гупт с центром в Магатха. Правители этого царства завоевали Долину Ганга и Центральную Индию. Индийцы осваивают новые земли, ремесленники научились выделывать тонкие хлопчатобумажные и шелковые изделия. Индия ведет активно торгует с другими странами. Уже в пятом веке вводятся новшества в земледелии. Земледельцам выдаются на время в пользование кусочки земли за определенную долю урожая. Одновременно исчезает сословие рабов. Окончательный отказ от рабовладения произошел с появлением в Индии племен гуннов, которые основали там свои владения.
Проникновение ислама
В истории древней Индии, начиная с седьмого века, в стране появился ислам. В тринадцатом веке в Индии появились армии Тамерлана. Они завоевали почти всю территорию страны и основали «Империю Великих Монголов», просуществовавшую до начала девятнадцатого века. А в середине этого века страной стала руководить Великобритания. В 1947 году Индия, наконец, обрела независимость. Но произошло разделение на две части – Индию и Пакистан. В 1950 году Индия стала демократической федеральной республикой.
Второе путешествие в Индию (1502-1503)
После того, как Васко да Гама проложил морской путь до Индии, король Португалии снарядил еще одну экспедицию в «страну пряностей» под руководством Педру Алвариша Кабрала. Но доплыть до Индии теперь было только половиной дела, необходимо было установить торговые отношения с местными правителями. Этого как раз сеньору Кабралу сделать не удалось: португальцы рассорились с арабскими купцами, завязавшееся было сотрудничество в Каликуте сменилось враждой. В итоге португальская фактория попросту была сожжена, а корабли Педру Кабрала, отплывая от индийских берегов, обстреляли побережье Каликуты из своих бортовых орудий.
Стало понятно, что самый быстрый и «прямой» путь обосноваться в Индии – показать военную мощь Португалии. Более подходящего руководителя для подобной экспедиции, чем Васко да Гама, пожалуй, было не сыскать. И в 1502 году король Мануэл I ставит опытного и бескомпромиссного моряка во главе эскадры. Всего в плавание отправилось 20 кораблей, из них 10 подчинялись «Адмиралу Индийского моря», пять – направлялись с целью чинить препятствия арабским торговым судам, а еще пять, возглавляемые, кстати, племянником Адмирала – Эштеваном да Гамой – должны были охранять португальские фактории в Индии.
В этом плавании Васко да Гама доказал, что никто кроме него не справился бы лучше с этим заданием. По пути он основал форты и торговые посты-фактории на южном африканском побережье – в Софале и Мозамбике, наложил дань на арабского эмира города Килвы. А чтобы показать серьезность своих намерений арабским купцам, да Гама приказал сжечь арабское судно, на борту которого находились только паломники. Произошло это у берегов Малабара.
В городе Каннанур экспедиция была встречена доброжелательно, и суда хорошо загрузились пряностями. А потом настал черед города Каликут. Заморин (правитель) города принес извинения за сожжение фактории в предыдущий визит да Гамы и обещал возместить убытки, но неумолимый адмирал захватил все индийские суда, стоявшие в порту, и артиллерийским огнем буквально превратил город в развалины.
Заложников-индийцев вешали на мачтах португальских кораблей, а заморину отправляли отрубленные части рук и ног, головы пленников. Для устрашения. Через два дня после нового обстрела города, заморин покинул Каликут. Миссия была выполнена. Тем временем, Васко да Гама отправился в город Кочин, где догрузил корабли специями и пряностями, и стал готовиться к обратному пути.
Заморин, собрав флотилию с помощью арабских купцов, попытался противостоять португальцам, но артиллерия на борту европейских кораблей предрешила исход боя – легкие арабские суда ретировались под огнем бомбардир.Итак, в октябре 1503 года Васко да Гама возвращается на родину с большим успехом.
Канал фараонов
Считается, что идея соединения Красного моря с Нилом и далее со Средиземноморским бассейном возникла еще в XIX веке до н.э. во времена фараона Сенусерта III. Правда, известно об этом лишь со слов Аристотеля, жившего на полторы тысячи лет позже и никогда в Египте не бывавшего. К тому же великий греческий мыслитель говорил именно об идее, которая не была реализована из-за опасения, что морские воды пойдут в Нил и превратят цветущие плодородные поля в безжизненное болото.
Фараон Сети I (изображение на колонне)
Однако на некоторых древнеегипетских изображениях идущие от Горького озера к Нилу каналы присутствуют, причем не один, а несколько. Строительство их связывают с именем фараона Сети I (XIII век до н.э.), одного из ярчайших государственных деятелей Древнего Египта. Потом эти каналы вроде бы оказались заброшены и поглощены пустыней. Возродить их уже на рубеже VI–V веков до н.э. пытался фараон Нехо II, о чем сообщает Геродот, указывая, что жрецы выступали против этой грандиозной стройки и она не была завершена, чтобы не гневить богов. На сегодняшний день история так называемого канала фараонов загадочна, но остается надежда, что ученым удастся пролить на нее свет: в последнее время ведутся археологические раскопки.
Есть отдельные сведения, что начатую при фараоне Нехо работу закончил завоевавший Египет в начале V века до н.э. персидский царь Дарий I. Об этом сообщают как возведенные по его приказу Шалуфские стелы, так и некоторые письменные источники, например всё тот же «отец истории» Геродот. Но другие древние авторы — Аристотель, Страбон, Плиний Старший, Диодор Сицилийский — сомневались, что работа по строительству канала была персами завершена. Пока не находят подтверждений этому и археологи. Не исключено, что Дарий отдал приказ о строительстве, в честь чего и были поставлены стелы, но завершить стройку по каким-то причинам персы не смогли или не захотели.
Бронзовый бюст царя Птолемея II Филадельфа
Честь создания документально подтвержденного канала принадлежит Птолемею II Филадельфу — сыну сподвижника Александра Великого Птолемея I Сотера. Диодор Сицилийский пишет, что в 277 году до н.э. инженерам царя удалось создать какой-то хитрый шлюз, который пропускал корабли, но препятствовал морской воде попасть в Нил. Канал функционировал несколько столетий, но к середине I столетия до н.э. когда в Александрии правила знаменитая Клеопатра, он уже перестал быть судоходным. При императоре Траяне римляне отремонтировали канал, и он отлично функционировал еще несколько столетий.
После арабского завоевания канал некоторое время существовал, но в 767 году халиф Аль-Мансур решил, что вреда от него больше, чем пользы: товары из Индии и Китая могли идти в Европу морским путем в обход Халифата, что лишало правителей налогов, а арабских купцов и караванщиков доходов от транзитной торговли. Канал засыпали, и на тысячу лет он был забыт…