Оглавление
Чудо Корана – в его текстах
Чудеса Корана с течением времени становятся все более очевидны для человечества, и непреложным становится тот факт, что автором текста Книги Откровений не может быть обычный человек: многие тайные знания стали понятны людям только через много веков.
Но особыми чудодейственными свойствами обладают сами слова, тексты сур и аятов, которые, становясь молитвами, оказывают на человека чудесное воздействие.
Когда мусульманин использует тексты Корана в своей молитве, он взывает к Всевышнему о помощи, горячо выражает свою надежду в молитве мусульманин в период болезни, когда он слаб и нуждается в исцелении. Чудо излечения посредством молитвы – это то, что в последние годы занимает умы врачей особенно активно: в научных медицинских журналах все чаще появляются статьи о том, насколько сильно влияние молитвы на здоровье человека, в том числе и на психическое здоровье: американскими медиками установлено, что количество депрессий и стрессов среди верующих гораздо меньше, чем среди тех, кто не возносит молитву ежедневно. В тексте Книге Откровений Всевышний передал человечеству информацию о том, с какими словам верующим следует обращаться к Нему, взывая о помощи.
Чудеса Корана многогранны, далеко не все их проявления известны человечеству, и с каждым днем находятся все новые интересные свидетельства того, что Священная Книга – слово Божье, самое удивительное чудо, какое только знала человеческая цивилизация.
Толкования Корана (тафсир)
Хотя смысл Корана легок и ясен для
понимания, всегда нужно быть предельно осторожным, делая утверждения о религии,
не полагаясь на подлинный комментарий. Пророк Мухаммад не только передал Коран,
он также объяснил его своим сподвижникам, и эти высказывания были собраны и
сохранены до наших дней. Всевышний сказал
«Мы послали тебе Напоминание для того, чтобы ты
разъяснил людям то, что им ниспослано…» (Коран 16:44).
Для понимания некоторых мест Корана нужно
узнать, как прокомментировал их Пророк Мухаммад, а также его сподвижники.
Нельзя полагаться лишь на собственные догадки, ведь наши знания ограничены лишь
тем, что нам приходилось встречать или изучать.
Для толкования Корана существует
определенная методология, она нужна, чтобы сохранить правильный первоначальный
смысл священной Книги. Коранические науки стали отдельной областью среди наук
об Исламе, они требуют от ученого глубоких знаний по многим дисциплинам, среди
которых – толкование, правильное чтение, знание шрифтов, обстоятельств
ниспослания, грамматики, редких терминов, религиозных постановлений, особенностей
арабского языка и литературы. По словам учёных, специализирующихся в толковании
Корана, для правильного объяснения аятов Корана нужно соблюдать следующий
порядок:
Первый шаг: пояснять Коран на
основе самого же Корана.
Второй шаг: пояснять Коран с
помощью сунны (словами и делами Пророка Мухаммада).
Третий шаг: пояснять Коран словами
и делами сподвижников.
Четвертый шаг: пояснять Коран
примерами из арабского языка.
Пятый шаг: пояснять Коран своим
мнением, с условием, что оно не будет противоречить предыдущим четырем шагам.
Важнейшие суры и стихи Корана
Самая известная сура «Фатиха» («Открывающая Книгу»), называемая также «Матерью Корана», неоднократно читается мусульманами в каждой из 5 обязательных ежедневных молитв, как и во всех необязательных. Считается, что эта сура включает в себя смысл всего Корана.
Сура 2, аят 255, называемый «Стихи о Троне».
Одно из самых ярких высказываний о вселенском владычестве Аллаха над всем, что он создал. И хотя сура «Фатиха» очень ценится мусульманами, именно этот стих, по словам Мухаммеда, стоит в Коране на первом месте:
Убайй б. Кааб сказал: «Посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал: „Абу-л-Мунзир, какой стих из книги Аллаха ты считаешь самым великим?» Я ответил: „Аллах и Его посланник знают лучше». Он сказал: „Абу-л-Мунзир, какой стих из книги Аллаха ты считаешь самым великим?» Я сказал: „Аллах — нет божества, кроме Него, живущего и самосущего извечно». Затем он ударил меня в грудь и сказал: „Пусть знания будут для тебя радостны, Абу-л-Мунзир»»
Сура 24, аят 35, «Стихи о Свете»
Мистический стих, описывающий славу Божию, который высоко ценили суфии.
Аллах — свет небес и земли. Его свет — точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло — точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного — маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламенится, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи!
Сура 36. «Йа-Син».
Её название составлено по двум буквам (йа и син), которые никак не объясняются. В каллиграфии первые стихи этой суры вырисовывают с особым художественным мастерством. В учении ислама эта сура является «сердцем Корана», а все прочитавшие её прочитали Коран десять раз. «Йа-Син» входит в мусульманские молитвенники, и зачастую ее печатают как отдельную молитву.
Сура 112. Очень короткая глава «Ихлас» является своеобразным «символом веры» ислама.
Её название значит «Чистое исповедание».
Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: «Он — Аллах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!»
Мухаммад говорил, что эта сура равнозначна одной трети всего Корана. Поэтому мусульмане читают ее регулярно. Однажды пророк задал своим последователям вопрос, смог бы хоть один из них прочесть треть Книги за ночь, и после того, как они выразили ему недоумение, еще раз повторил, что эта сура «равнозначна одной трети всего Корана» .
Суры 113 и 114.
Суры-заклинания, произнося которые, мусульмане ищут защиты Аллаха. Сура 113 «Фаляк» взывает к Господину Рассвета от колдунов и завистников. Сура 114 («Люди»), ищет убежища у Аллаха как Господина Людей, от зла джинов (бесов) и людей.
Айша, одна из жен Мухаммеда, рассказывала, что тот каждую ночь после прочтения этих двух сур, складывал руки в виде чаши и подув над ними, трижды растирал руками все части тела, до которых мог дотянуться, сверху-донизу. При болезни он читал эти суры еще раз и дул на свое тело, а Айша тоже повторяя суры, руками растирала его тело, надеясь на благословение .
Северный Кавказ
С присоединением Северного Кавказа к России в начале XIX века возникает проблема взаимодействия с исламскими народами этого региона. Ислам проник сюда еще в результате арабских завоеваний. Первыми его приняли народы Дагестана. В 685-686 гг. арабы захватили Дербент, который с тех пор стал центром исламизации Северо- Восточного Кавказа, получив наименование «Баб ал-Джихад» (Ворота борьбы за веру). В 722-723 гг. арабское войско полководца Джерраха вступило во внутренние районы Дагестана. Несмотря на то, что Арабскому халифату не удалось надолго закрепиться в Дагестане, распространение ислама продолжалось.
В 913 г. арабский проповедник Абу Муслим распространил ислам среди лезгинов. И лишь в ХIV веке ислам стал распространяться среди наиболее многочисленного дагестанского народа аварцев, а отдельные горские общины приняли ислам еще позже. Ислам начал проникать на Западный Кавказ в ХIII-ХIV веках из Золотой Орды. В ХVI-ХVII вв. он распространяется в Кабарде. А оттуда — в Осетию. Но ислам восприняла лишь незначительная часть Осетии — большинство сохранило верность православию. Настоящая исламизация народов Западного Кавказа связана с военно-политической активностью в этом регионе Османской империи и ее вассала — Крымского ханства.
В 1717 г. османский султан Мурад IV приказал крымским ханам Девлет-Гирею и Казы- Гирею распространить ислам среди адыгов. Многие адыгские роды, отказавшиеся принять ислам, уходили в казачьи станицы по рекам Кубани и Тереку. Тюркские народы Западного Кавказа приняли ислам еще позже: в середине ХVIII в. — балкарцы, а в 1782 г. — карачаевцы. Лишь к концу ХVIII в. положение ислама на Западном Кавказе достаточно укрепилось.
С XVIII века на Кавказе активно распространяется суфийское учение, и возникает идея, что в нем лежит залог возрождения и оживления ислама: благодаря тарикату, ислам возродится и нравственно, и политически, а тогда кавказцы свергнут с себя иноверное, русское иго. Суфизм оформляется здесь в виде особого северокавказского направления — мюридизм (от «мюрид» — ученик), в котором политические идеи джихада и борьбы с неверными выступали вперед по сравнению с религиозным мистическим сближением с Аллахом.
Число мюридов стало расти и достигло 15 тысяч. Возглавивший мюридов Гази- Мухаммед объявил в 1830 году о создании халифата, провозгласив себя имамом, а против русских и их союзников объявил священную войну, «газават». После его смерти в 1834 году движение возглавил имам Шамиль, при котором учение достигло огромного влияния на Кавказе. Он обладает всей полнотой светской и духовной власти и ограничен лишь шариатом, право толковать нормы которого принадлежит лишь ему — имаму.
Создавалась разветвленная система управления имаматом, приспособленная к длительному ведению газавата. Шариат становится основным регулятором социальных отношений. Лишь с окончанием Кавказской войны в 1864 году влияние мюридизма значительно сократилось, но он по-прежнему остается широко распространенным учением в этом регионе.
Пророк Мухаммад ﷺ написал это?
Во-первых, Пророк Мухаммад ﷺ был неграмотным. Он не мог ни читать, ни писать. Может ли человек, который никогда не проявлял склонности к чтению и письму, вдруг придумать книгу, которая превзошла все величайшие произведения того времени? Может ли человек, который не умеет ни читать, ни писать, составить книгу, которая повлияла на людей и продолжает оказывать влияние и сегодня? Факт остается фактом, Гарвардский Университет признал один из аятов Корана лучшим выражением справедливости. Не просто красивым выражением, или отличной формулировкой, но величайшим выражением справедливости.
«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников.»
Во-вторых, Коран ниспосылался на протяжении 23 лет. Можно ли сохранить неизменным стиль письма в течение такого длительного времени? Написание часто зависит от сиюминутного настроя автора. Пророк Мухаммад ﷺ прошел через множество трудностей и испытаний, а также был обрадован множеством радостных событий. Однако Коран поддерживает неизменный стиль изложения на протяжении всего текста. Он не демонстрирует внешнего влияния эмоций.
Хадис (традиция на основе высказываний Пророка Мухаммада ﷺ) и Коран имеют два особых отличающихся стиля. Может ли человек, который неграмотен, выражаться двумя различными литературными формами?
Помимо стилистики, зачем Пророк Мухаммад ﷺ возжелал заполучить врагов, написав книгу, которая противоречила всем арабским обычаям того времени? Пророк ﷺ потерял много друзей, сподвижников и даже членов семьи в процессе того, как ниспосылался Коран. В конце концов, он ﷺ был вынужден даже покинуть свой родной город, Мекку, из-за преследований, с которым столкнулся.
Кроме того, Коран почитает Марию (Мать Иисуса) в такой степени, что целая глава названа в честь нее. Ни одна глава в Библии не была названа в честь Марии. В Коране же мы находим:
«Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров»
Почему Пророк Мухаммад ﷺ наделил таким высоким статусом эту женщину, а не свою мать? Почему не кого-то из своей семьи; жену или дочь? Вероятнее, если бы он писал Коран, он бы отдал эту честь самому близкому ему человеку.
Коран содержит информацию по широкому кругу тем. Тогда как каждый автор пишет в своей области знаний. Невозможно, чтобы один человек мог писать о самых разных предметах одновременно и с тем же уровнем знаний, понимания, опыта и в высочайшем литературном стиле, не говоря уже о просто неграмотном человеке.
Научные чудеса
Хотя Коран – это не книга об астрономии, океанологии, зоологии, геологии, анатомии, физиологии или какой-либо другой науке, он упоминает различные точные сведения, которые уже доказаны наукой
Обратите внимание, что большинство из упомянутых в Коране явлений были открыты наукой лишь к концу XX века с использованием передовых технологий. Однако Коран указал на них 1400 лет назад
Океанология
Атлантический океан и Средиземное море встречаются, однако их воды не смешиваются друг с другом. Современная наука определила, что различная температура вод, их соленость и концентрация углекислого газа создают явление барьера между водами двух морей. Однако Коран уже давно сказал об этом барьере:
«Он смешал два моря, которые встречаются друг с другом. Между ними существует преграда, которую они не могут преступить».
Анатомия и психология
Каждое живое существо состоит из воды. Недавние открытия в этой области сделаны благодаря изобретению микроскопа, но Коран уже упомянул и об этом:
«Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют?»
Во времена Пророка ﷺ одним из лидеров племени Курайш, был человек по имени Абу Джахль, который больше других притеснял мусульман. Чтобы предупредить его, Бог ниспослал следующий аят:
«Но нет, если он не перестанет, то Мы схватим его за хохол — хохол лживый, грешный».
Чем интересен этот аят помимо увещевания неверующего притеснителя, так это следующим: англоязычные исследователи обращают внимание, что в смысловых переводах Корана с арабского языка на английский используется слово «forehead» («лоб», а не «хохол», как в русскоязычном переводе смыслов). В XX веке ученые определили, что за ложь в головном мозге человеке отвечает лобная доля мозга
Таким образом, всего несколько примеров из множества присутствующих в Коране фактов, позже подтвержденных научными открытиями, заставляют нас задуматься о чуде Корана.
История объединения Корана
Коран — Священная книга для более чем миллиарда мусульман. Отдельные аяты ниспосылались на протяжении всего периода пророчества, а это около 23 лет.
Когда пророк был жив, то все аяты Корана запоминались сподвижниками наизусть, также записывались на камнях и кусочках пальмовой коры. После его смерти во время сражения у Ямамы ежечасно погибли более 100 хафизов — чтецов Корана. И после этого халиф Абу Бакр решил соединить все разрозненные свитки воедино и переписать.
Священный Коран является важнейшим источником исламского вероучения, содержит основы нравственных правил и этических норм исламского права. Современные издания Корана содержат все те откровения, которые ниспосылались Аллахом много веков назад без изменений. Сохранение Святого Писания Всевышний взял на себя и ни одна буква Корана никогда не будет изменена. Об этом говорится в Священном писании: «Воистину, Мы (Аллах) ниспослали Коран, и Мы обязательно его сохраним» (сура Аль Хиджр, аят 5).
Вечно актуальные знания
Каждая написанная книга содержит знания, доступные человечеству на момент её написания. По прошествии времени появляются новые открытия и становится доступна новая информация. Таким образом, всякая книга, написанная человеком, со временем устаревает. Ранее задокументированная информация будет либо признана недостоверной, либо неполной. Поэтому книги часто переписываются, либо выпускаются дополненные издания. Однако Коран никогда не переписывался и не пересматривался.
В музее Узбекистана есть копия Корана, написанная всего через несколько лет после смерти Пророка Мухаммада ﷺ. Если сравнить его с теми текстами Корана, которые сегодня поступают в печать, никакой разницы не обнаружится. Возможно ли, чтобы книга, написанная 1400 лет назад, оставалась неизменной и по-прежнему актуальной сегодня?
Коран как речь Аллаха
Согласно мусульманскому преданию, Коран, в отличие от Торы или Евангелий, происходит непосредственно из божественного источника и поэтому не имеет никакого рода ошибок. В силу этого в мусульманском мире никогда не существовало его исторической или текстологической критики в современном понимании данного термина. Сам текст не может быть подвергнут сомнению, ибо происходит непосредственно от Бога. Он «ниспослан», т. е. дан в Откровении.
Коран был призван «скрепить» (подтвердить) искаженное иудеями и христианами Откровение. При этом Коран учитывает иудейское и христианское наследие. В Коране упоминаются Адам, Ева, Каин, сатана, а также некоторые библейские пророки и самый яркий из них — образец мудреца Соломон.
Прототип всех Писаний, каждое слово Бога можно найти на небесах в «хранимой скрижали», Умм ал-китаб, являющейся непосредственным речением Самого Бога. Она сопоставима с понятием «логос» в христианстве, но мусульмане считают, что все, свойственное христианству и иудаизму, воспринималось лишь чувствами и имело значение только для своего времени, тогда как Коран — главное, вечное, непреходящее чудо, воспринятое разумом. Ветхий и Новый Заветы не обладают подобным качеством. Ни в христианстве, ни в иудаизме нет концепции несотворенности, неподражаемости Писаний.
Структура
Коран состоит из 114 сур (глав) разной длины (от 3 до 286 аятов, от 15 до 6144 слов). Все суры разделены на аяты (стихи), их от 6204 до 6236. Коран — это Библия для мусульман, которая разделяется на семь равных частей. Это делается для удобства чтения на протяжении всей недели. Также он имеет 30 разделов (джуз), чтобы равномерно молиться в течении месяца. Люди верят, что содержание святого писания не может быть изменено, так как Всевышний будет охранять его до Судного дня.
Начало всех сур, кроме девятой, звучит со слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Все части разделов располагаются не в хронологическом порядке, а в зависимости от размера, вначале более длинные, а после все короче и короче.
Научные знания в области географии и океанологии, представленные в Коране и Сунне
Место встречи Средиземного моря и Атлантического океана в Гибралтарском проливе. Вода не смешивается из-за разницы плотности и солёности.
Чудеса Корана не ограничиваются данными о том, как устроен человек. Всевышний дает через суры и аяты Корана человечеству ценные знания о том, как устроена планета, на которой он живет.
К открытиям в области океанологии относятся сегодня данные, по которым установлено, что моря могут смешиваться посредством наклонного водораздела, но при этом два моря соединяющихся друг с другом не смешиваются по биохимическому составу. Об этом в сурах и аятах Корана упоминается еще 14 веков назад в суре «Милосердный»: “Он смешал моря, которые готовы встретиться. Между ними — преграда, через которую они не устремятся”.
О том, что на большой глубине в океане нет света и царит мрак, Всевышний сказал в Коране: «…мрак над морской пучиной. … Мрак – один поверх другого. Когда он вынет свою руку, почти не видит ее. Кому Аллах не устроил света, тому нет света!” (сура Ан-Нур (Свет), 40-й аят). Человечество только в последние века сумело разработать такие технологии, с помощью которых удалось спуститься на такую глубину, где можно наблюдать явление исчезновения цветов по мере погружения.
Научные знания в области эмбриологии и анатомии, представленные в Коране и Сунне
Немало сказано в Откровении о чудесах, связанных с явлением пророков Аллаха в разные времена. Первым пророком был послан Адам, сотворенный Аллахом первым человеком на земле. После этого с определенной периодичностью Аллахом посылались к людям пророки и посланники Господа, которые должны были наставить народы на путь истинный. Пророком, который был направлен не к определенному народу, а ко всему человечеству, был Пророк Мухаммад ﷺ.
Сам Коран стал феноменом, которое послал Всевышний посредством своего последнего Пророка Мухаммада ﷺ, а все пророки, которые являлись до него и также демонстрировали чудеса, остались лишь как упоминание в истории. Но Всевышнему было угодно, чтобы Коран как свидетельство Его милости, дошел до наших дней и стал доказательством божественного чуда всем будущим поколениям.
О том, что в сурах и аятах Корана Аллах ниспослал ценные научные знания и сведения, говорит сам Всевышний, суре «Женщины» указано: «низведенное тебе Он низвел по Своему знанию» (сура Ан-Ниса | Женщины: 166 аят). Это означает, что ниспосланное Откровение содержало в себе божественное знание, религиозные предписания и повествования о сокровенном. Все это является частью знаний Аллаха, которым Он обучил Своих рабов.
Всевышний Аллах говорит в Коране о том, как Он сотворил человека, и описывает посредством этого все стадии развития человека, известные сегодня эмбриологии: «Мы поместили его нутфа (каплей) в надежном месте… создали из капли сгусток крови, из сгустка крови — кусок мудга (мяса), потом создали из этого куска изам (кости), и потом облекли кости ляхм (мясом)…» (сура Аль-Муминун (Верующие), 13-14-й аяты).
В Священной Книге Великий Господь уделяет внимание тому, чтобы пояснить, что именно в результате соединения женских и мужских выделений происходит зачатие человека: Всевышний Аллах говорит, что человек «создан из излившейся влаги, которая вытекает из чресел (мужчины) и груди (женщины)» (сура Ат-Тарик | Ночной путник 5-7 аяты). Также в Коране упоминается и то, что человеческий эмбрион развивается, пребывая «в трех мраках», и только гораздо позже стало известно науке, что человеческий зародыш окружен тремя оболочками: внутренней оболочкой, стенкой матки и стенкой живота женщины
Также в Коране упоминается и то, что человеческий эмбрион развивается, пребывая «в трех мраках», и только гораздо позже стало известно науке, что человеческий зародыш окружен тремя оболочками: внутренней оболочкой, стенкой матки и стенкой живота женщины.
Значение в исламе
Согласно мусульманской традиции, Коран представляет собой копию небесной книги Откровения, вечно пребывающей на небесах и записанной на охраняемых скрижалях (85:22).
Коран вместе с сунной и хадисами («традицией») является важнейшим руководством, к которому прибегает мусульманин на протяжении всей жизни. В исламе Коран имеет более высокое значение, чем слова Пророка, который выступил как пассивный инструмент Откровения, в то время как Коран есть Слово самого Бога. Коран является главным источником религиозного закона (шариата), регулирующего все стороны жизни человека и общества. Главное в Коране — идея единства Бога, покорности (islam) его воле и пророческой миссии Мухаммада, который предстает в образе посланника (rasul) Аллаха. Мусульмане верят, что Коран — точное воплощение Слова Аллаха, что отличает его от остальных Священных Писаний. В Коране нет ни единого слова Пророка. Он был только посредником.
Коран — апофеоз Божественных Откровений, начавшихся с пророка Адама. Это Откровение и людям, и джиннам, которые тоже считаются созданными, имеющими душу и достойными спасения или осуждения. К Корану относятся как к завершению всех предыдущих Писаний, где исправлены все ошибки, вкравшиеся в сохранившиеся версии прежних Писаний. Для мусульман давние Писания имеют значение только в том случае, если они согласуются с Кораном.
О мусульманах говорят, что они живут под властью Корана. Это значит, что Коран — их защита во всех сферах повседневной деятельности, основа их жизни, этики, политики и морали. Каждая из положенных пяти молитв начинается с чтения первой суры, аль-Фатиха. Коран читают во время поста. Мусульманам рекомендуется прочесть во время Рамадана весь Коран. Главы из Корана обязательно читают во время крупных событий и в связи с важными моментами жизненного цикла. Каждый верующий приступает к чтению Корана в состоянии ритуальной чистоты. Рассказчики Корана, хафизы, занимают в исламских странах особое положение. Каллиграфические надписи, цитирующие Коран, служат основным мотивом в исламском изобразительном искусстве, украшают архитектурные сооружения по всему исламскому миру. И в настоящее время Коран продолжает играть важную роль в жизни мусульманских стран. Его изучают в учебных заведениях, его образы отражаются в художественной литературе, он широко цитируется средствами массовой информации.
Легкое запоминание
Каждый год все новые и новые мусульмане начинают запоминание Корана наизусть, а другие заканчивают. Какую другую книгу, содержащую 848 страниц, кто-нибудь брался запомнить наизусть? Для людей с фотографической памятью это, конечно, возможно. Но как объяснить такое огромное количество желающих?
Кроме того, многие люди, вовсе не говорящие по-арабски, смогли запомнить Коран полностью и наизусть. Как такое возможно, чтобы множество людей могли запомнить книгу, слово в слово, которая написана даже не на их родном языке?
В Коране сказано:
«Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли среди вас вспоминающие?»