Оглавление
Почитание Преподобного
Почитание игумена всея Руси началось сразу после его кончины и продолжается по сей день. Строятся храмы и церкви его имени, возводятся памятники, о нём пишут книги и картины, снимают фильмы.
О силе любви русского народа к этому святому свидетельствует то, что его имя знают 72% россиян, а Троице-Сергиев монастырь был и остаётся местом паломничества.
14 сентября 2011 г. состоялись праздничные мероприятия по случаю 700-летия Преподобного. РПЦ учредила медаль и орден Сергия Радонежского, а правительство Московской области – Знак отличия.
Богослужения
В Дни памяти святого Сергия во всех церквях и храмах проходят праздничные богослужения. 18 июля проводятся водосвятные молебны, крестный ход.
Службу в этот день в храмах и соборах проводят священнослужители высших рангов.
Храмы
В Москве находятся несколько храмов с главным престолом во имя святого Сергия Радонежского. Среди них (в скобках дата строительства):
- в Бибирёво (1893-1894);
- в Бусиново (середина 19 ст.);
- в Зеленограде (1997);
- в Новоспасском монастыре (1787);
- в Крапивниках (1678).
За рубежом храмы находятся в Гомеле, Йоханнесбурге (ЮАР), Киеве. Кафедральные соборы действуют в Курске, Чебоксарах, Москве, С.-Петербурге, Уфе и др. городах России.
Церкви
Церквей и часовен во имя преподобного Сергия (включая приделы в других церквях), в мире более 1000. Вот краткий список (в скобках указано количество):
- Москва (71);
- С.-Петербург (24);
- Московская область (180);
- Грузия (1);
- Йоханнесбург (ЮАР);
- Украина (21);
- Белоруссия (12);
- Казахстан (7);
- Латвия (5);
- Узбекистан (4);
- Китай (1);
- США (3).
В Черногории (г. Румия) действует монастырь св. Сергия Радонежского.
Памятники
Скульптуры, изображающие святого Сергия, в мире много. Они есть в Сергиевом посаде (2000 г), в селе Радонеж (1988 г.), в Москве, Самаре, Ростове-на-Дону, Симферополе, Минске, Элисте и многих других городах.
Памятник в Нижнем Новгороде.
Скульптурные изображения святого есть в составе многофигурных композиций.
Фильмы
Об игумене земли Русской снято 7 документальных фильмов и 1 художественный – «Просите, и будет вам» (1991), в постановке Н. Бондарчук.
Художественные полотна
Кроме богатой иконографии Сергия Радонежского, много красочных полотен, написанных в разные годы и столетия. Они хранятся в музеях и храмах Преподобного.
Картины о жизни святого писали Рерих, Репин, Глазунов, Васнецов, Фаюстов, советские художники Рыженко, Ефошкин.
Преподобный Сергий за свою жизнь совершил немало подвигов. Святого называют воином, хотя его оружием были слово и вера. Он привёл к Богу тысячи людей, объединил князей русских на борьбу с монголо-татарами, за что его любят и преклоняются перед ним потомки.
Ранние годы
Основным источником о жизни русского святого является житие, написанное его учеником, Епифанием Премудрым. В своем сочинении Епифаний приводит много интересных фактов и подробностей из жизни Сергия. Но вот на вопрос о точной дате рождения дается весьма уклончивый ответ.
Сообщается, что на свет будущий подвижник появился во времена правления византийского царя Андроника. И более никаких точных дат не приводится.
Светские историки и церковные деятели не пришли к единому мнению по поводу даты рождения. В современном житии преподобного дается дата 3 мая 1314 года. Историки считают датой либо 1314 год, либо 1322.
Кстати, «Житие» вообще не приводит никаких дат, что создало много проблем для историков. Впрочем, в церковной литературе обычно дат и не бывает, а среди исторических источников, за такое долгое число лет, потеряться может многое.
Родился Сергий в знатной и богатой боярской семье недалеко от города Ростова. Точное место неизвестно, но предполагают село Варницы. Отца ребенка звали Кирилл, а мать – Марией. При крещении сына назвали Варфоломеем. В семье были еще двое братьев, старший Стефан и младший Петр.
В годы жизни Варфоломея в Ростовском княжестве, это был один из тогдашних центров духовной и культурной жизни. Ростовское княжество 14 века соперничало по могуществу с Великим Новгородом. В нем были школы и библиотеки, что для Руси того времени считалось почти роскошью.
В то время самым передовым культурным языком считался греческий. Греческому обучали и в ростовских школах. Ученик Сергия Епифаний этот язык знал, скорее всего и его наставник тоже. Хотя прямых свидетельств и нет. Но по меркам того времени Сергий был одним из образованнейших людей. Так что не выучить греческий он не мог.
С семилетнего возраста, как и положено, Варфоломей пошел в школу. Но, как ни удивительно, учиться ему было тяжело. Грамота ребенку никак не давалась. И это при том, что оба его брата быстро научились читать и писать.
Варфоломея ругали и наставники, и родители. Но ничего не помогало. И тут случилось чудо. Так это событие описывает «Житие». Однажды маленький Варфоломей встретил таинственного чернеца, который молился под дубом. Ему мальчик и поведал о своей неспособности научиться грамоте и попросил помолиться за него.
Старец помолился вместе с ним, дал кусок просфоры и предрек, что мальчик будет знать грамоту лучше всех. Так впоследствии и вышло. Мальчик пригласил чудесного старца в гости и тот рассказал его родителям, что его сын отмечен свыше. И у него будет жизнь, отмеченная великими подвигами.
Легенда о встрече с таинственным старцем легла в основу знаменитой картины «Видение отроку Варфоломею».
Когда Варфоломей уже подрос, семья его сильно обеднела. Время в тот век было на Руси неспокойное: постоянные войны, набеги и распри между князьями подрывали мир и благополучие страны. Но самым главным фактором стал захват власти Иваном Калитой. Ростовское княжество начало терять свое могущество и влияние. Центр силы смещался в княжество Московское. Ростовская знать теряла свои богатства и влияние. Так и отец Варфоломея почти разорился. К тому же в эти годы в Ростовском княжестве царил неурожай, который привел к голоду и массовому обнищанию. В результате было принято решение переехать.
Но историки указывают и другую причину – семья Варфоломея не уехала по собственной воле, а ее выселили в Радонеж. Ныне это Московская область. Так или иначе, но когда Варфоломею было лет 12, семья переехала. К этому времени он, видимо, уже отучился в ростовской школе и овладел полным курсом тогдашних знаний.
Почитание
Рака прп. Сергия Радонежского |
Молитвословия
Тропарь Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4
Иже добродетелей подвижник, / яко истинный воин Христа Бога, / на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, / в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; / темже и вселися в тя Пресвятый Дух, / Егоже действием светло украшен еси. / Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, / поминай стадо, еже собрал еси, мудре, / и не забуди, якоже обещался еси, / посещая чад твоих,/ Сергие преподобне, отче наш.
Ин тропарь, глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, / и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися, / мужески в пустыню вселился еси, / и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. / Тем быв в Троице вселение, / чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, / и исцеления всем подая обильно. / Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Ин тропарь, глас тойже
В чистоте жития источник слез твоих, / исповедания трудовныя поты совокупил еси, / и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне, / омываеши сугубстве, творящим любовию память твою, / скверны обоямы душевныя и телесныя. / Сих ради, чада твоя суще, вопием ти: / моли, Отче, Святую Троицу о душах наших.
Ин тропарь на обретение мощей, глас 4
Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, / яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, / всю вселенную созывает / похвалити тя, Богомудре Сергие, / пречестная же и славная обитель твоя, / юже во имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, / имущи в себе стада ученик твоих, / веселия и радости исполняется. / Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных, / яко цвет благоуханен и кадило благовонно, / любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем / и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, / отче преподобне Сергие, / моли Святую Троицу спасти души наша.
Кондак, глас 8
Христовою любовию уязвився, преподобне, / и тому невозвратным желанием последовав, / всякое наслаждение плотское возненавидел еси, / и яко солнце Отечеству твоему возсиял еси, / тем и Христос даром чудес обогати тя. / Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: / радуйся, Сергие Богомудре.
Ин кондак, глас тойже
Яко безплотным равножитель, / всех преподобных превозшел еси постническими труды и бдении молитвенными, мудре Сергие, / тем восприял еси от Бога исцелити недуги и прогонити бесы / и того ради вопием ти: / радуйся, отче преподобне Сергие.
Ин кондак на обретение мощей, глас 8
Днесь яко солнце пресветло, / возсиявши от земли честныя мощи твоя, нетленны обретошася, / яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, / и всем верным источающе различная исцеления, / и веселяще избранное твое стадо, / еже мудре собрав и добре паствил еси, / о нихже и ныне Троице предстоиши моляся, / да вси вопием ти: / радуйся, Сергие Богомудре.
Тропарь прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8
Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, / Тройческим светом озаряете сердца верных, / сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся, / и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, / и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем, / вся бо демонския скверны отгнавше отсюду / вашими чистыми учении и делы, / добре упасосте стадо, собранное вами, / но и ныне молим вас: посещайте чад своих, / яко имущие дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, / и молите Христа Бога да спасет души наша.
Кондак прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8
В постницех приобщившеся Великому Антонию / и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех, / яко ангели, на земли явистеся, / просвещающе, преподобнии, верных сердца / Божественными знамении и чудесы повсегда, / сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам: / радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне, / постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.
Троицкая осада
Рассказывая о защитнике земли русской, надо обязательно напомнить о том, какой глубокий духовный, экономический и политический кризис постиг Россию на рубеже конца XVI и начала XVII века. Наступил период великой смуты — прекращение властвования династии Рюриковичей и избрание на престол Бориса Годунова. Противостояние между боярами и дворянами обострились. В России — страшный голод. В народе — мнение, что правление Годунова не благословлено Богом. Возле Москвы стали образовываться шайки разбойников. В Польше появился самозванец, выдававший себя за цесаревича Димитрия. Король Польши Сигизмунд III идет войной за русский престол. Лжедмитрий I вступил в Россию, в июне 1605 года его убивают в результате боярского заговора.
К власти приходит боярин Василий Шуйский. Однако опять появляются слухи, что в Польше все еще жив цесаревич Димитрий. Польша разрабатывает тактику, в которой предлагалось соединить Русь с Польшей и подчинить Русскую Церковь Папе Римскому.
Войска Лжедмитрия II расположились в Тушино, Москва оказалась в осаде, Троице-Сергиев монастырь стал стратегическим объектом, через который правительство Шуйского поддерживало связь с другими городами и получало от них подкрепление. Троицкие иноки стояли на стороне законной власти и призывали народ противостоять врагу. Монастырь стал оплотом гражданской и религиозной свободы.
23 сентября 1698 года поляки под командованием панов Сапеги и Лисовского подошли вплотную к стенам монастыря.
О почитании Сергия в XV–XVII столетиях
Почитание Сергия продолжалось во второй половине XV века. Свидетельство тому – великокняжеские жалованные грамоты, пожертвования, которые вносились в монастырь.
Важный памятник, который показал особую роль Сергия для Московского великокняжеского дома, – Лицевой летописный свод. На выставке он раскрыт именно на тех миниатюрах, которые иллюстрируют паломничество Ивана Грозного в Троице-Сергиев монастырь в 1551 году, накануне казанского похода. Помимо того, что паломничества проходили ежегодно, видимо, на день Святой Троицы и на память преподобного Сергия, 25 сентября, это было особое паломничество, поскольку Иван Грозный просил заступничества и молитвенной помощи Сергия в грядущих сражениях.
Лицевой летописный свод XVI века с миниатюрами о посещении Троице-Сергиева монастыря Иваном Грозным.
И мы знаем, что в этом походе у Ивана Грозного была специальная походная церковь во имя преподобного Сергия, то есть святой Сергий в этой значимой государственной акции был с ним постоянно.
На книжном развороте представлены миниатюры исцеления боярской жены у гробницы Сергия, приезд Ивана Грозного в монастырь, раздача милостыни, отъезд из монастыря. Значение этого эпизода царствования как бы подчёркнуто тем, что ему посвящены целых две миниатюры обширного летописного свода.
И Лицевой летописный свод, и этот факт показывают, что Сергий становится покровителем Москвы, покровителем Московского великокняжеского дома; к нему обращаются все мольбы государей в сложные периоды государственной жизни.
И недаром в это же время складывается иконография «Спаса Смоленского» – ростовое изображение Спасителя с припадающими преподобными Сергием и Варлаамом Хутынским. Эта икона написана по Сказанию, записанному в Степенной книге и датируемому 1521 годом.
Жалованные грамоты монастырю второй четверти XV века, такие щедрые вклады от князей московских, и серпуховских, тоже свидетельствуют о почитании Сергия как святого, который может оказать молитвенную помощь в сложных ситуациях. Этот ранний период отражен в гимнографических памятниках, и в иконах.
Редчайший памятник иконографии того времени – походный иконостас второй четверти XV века, включающий изображение преподобного Сергия в ряду преподобных. Существует также донаторского типа икона Богоматери на троне с предстоящим Сергием. Это первая треть XV века, и хотя её точная датировка находится под вопросом, но это тоже ранний памятник, и он говорит о почитании Сергия.
С начала XVII столетия происходит взлет почитания Сергия, даже складывается изображения святой двоицы – преподобных Сергия и Никона Радонежских – это относится уже к Смутному времени. В 1608–1610 – трагические годы, когда монастырь выдерживал осаду польских интервентов, – преподобный Сергий вместе с Никоном являлись на его стенах и, как повествовали свидетели этого чуда, охраняли свою обитель от этого иноземного нашествия.
Поход в Троицкую обитель
Всеми почитаемый Сергий Радонежский был крестным отцом двух детей Дмитрия Ивановича. Он не раз наставлял князя, ведя с ним богоугодные беседы. Накануне страшной бойни московский правитель просто не мог не посетить его и не испросить совета и благословения.
Отстояв Литургию и разделив трапезу со святым старцем, Дмитрий встал на колени и просил Сергия благословить его. Окропив князя и воинство его святой водой, игумен произнес: – Иди, господине, безбоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов! Нагнувшись к Дмитрию, он еле слышно шепнул: – Победишь врагов своих!
Весть о благословении Сергия быстро распространилась по Руси. Под знамена Дмитрия Ивановича вставали и подручные князья, и простой народ. Сомневающиеся в правильности выбора правители, после визита в Троицкую обитель, уже не задумываясь, шли за московским князем.
Покровительство и помощь Святого
Преподобный Сергий – покровитель Москвы, русских воинов, детей, сирот и вдов, а также мужчин, крещенных именем Сергей и Варфоломей.
Он помогает всем, кто возносит искреннюю молитву и просит вернуть здоровье, найти общий язык с детьми, наладить отношения в семье. Святой защищает от завистников, козней врагов, судебных ошибок.
Преподобный всегда выступал за учение, поощрял тех, кто стремился к умственному и личностному развитию, поэтому всегда услышит и исполнит молитвы о помощи в учебе и работе.
Вглядываясь в строгий лик, человек пытается избавиться от греховных помыслов, гордыни, обрести смирение.
Когда почитают икону
Память о жизни Преподобного жива и поныне. Святого вспоминает духовенство, ведь благодаря ему открылось множество монастырей в русских землях. Отец Сергий способствовал усилению Православия на Руси. Церковь вспоминает иеромонаха каждый год дважды. Первый раз — летом 18 июля, в день обретения его мощей. Праздник посвящен изъятию останков из подтопленной могилы и перенесению их в безопасное место в новую церковь. Начиная с 15 века, православные каждый год 8 октября отмечают день смерти игумена. В дни памяти в храмах проходит праздничная служба в честь Преподобного Сергия. Священнослужители и верующие поют тропарь иеромонаху.
При жизни отец Сергий был очень мудр, добр, образован. Он выступал за объединение Руси, призывал князей не воевать друг с другом, а объединиться и выступить против татар. Сергий благословлял верующих на семейное счастье, любовь и верность. К нему обращают свои молитвы одинокие люди, он помогает им найти вторую половинку и счастье.
Икона с изображением святого должна быть в каждом доме. Она помогает стать терпимее, добрее, умнее. Правда, для обретения счастья и душевного покоя нужно раскаяться во всех своих грехах, искренне попросить Бога спасти грешную душу и наставить на путь истинный.
Полководческий талант Дмитрия Донского
После сражения на Куликовом поле Дмитрия Ивановича стали называть Дмитрием Донским. Победа стала возможной во многом благодаря его способностям организовать ход сражения наиболее выгодным для русских способом. Дмитрий Иванович сумел:
- создать единое русское войско;
- расположить воинов так, чтобы в его распоряжении всегда был свежий резерв;
- устроить ловушку для противника, зажав его на тесной и неудобной для манёвра территории;
- вынудить противника сразу исчерпать основные силы.
Важную роль сыграла личная храбрость князя Дмитрия, бросившегося в бой с передовым полком и вдохновлявшего дружинников своим примером. В битве он был ранен, но это не помешало ему продолжать командовать сражением.
Куликовская битва стала первым шагом на пути освобождения русских земель от тягот золотоордынского ига.
Начало противостояния
С 1374 года татары стали нападать на нижегородские земли и на южное порубежье. С 1376 года Дмитрий ходил на южнее Оки и далее в степь с разведкой. Таким образом, русский князь не ждал агрессии, а сам ее проявлял.
В 1377 году Мамай послал против Москвы своего хана Арапшаха. Дмитрий Иванович был далеко от войска. И оно расслабилось — возможно, напилось пива. В результате нежданно подкравшийся противник нанес сокрушительное поражение русским войскам.
Хан Мамай. Годы правления 1361 — 1380.
Но в 1378 году состоялась первая победа русского войска во главе с московским князем над регулярной монгольской ратью — на реке Воже. Русские ударили внезапно, чем и был обеспечен успех. После этого события стороны стали готовиться к решающей битве.
Воины-иноки
Инокам воспрещалось участвовать в боевых действиях под угрозой отлучения от церкви, однако преподобный Сергий сделал исключение и благословил на бой двух схимонахов из боярского рода, которые вызвались добровольцами. В те времена многие великие воины в определенный момент жизни принимали постриг, тем самым отрекаясь от мирской жизни, «умирая для мира». Они пытались замолить грехи, содеянные ими на ратном поле, готовились вступить в Царствие Небесное.
Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище» Сергий Радонежский послал с Дмитрием Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Пересвет, в миру звавшийся Александром, был брянским боярином и участвовал во многих сражениях. По одной из версий он принял постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, но по какой причине – история умалчивает. Андрей Ослябя был земляком Пересвета, боярином и профессиональным военным.
Сергий Радонежский осенил воинов-иноков святым крестом: «И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, вышитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочённых возлагать его на себя».
Война и победа
Сдача монастыря означала не только измену русскому царю, но и измену православной вере.
25 сентября был днем памяти прп. Сергия Радонежского, все собрались в монастырском храме и стали горячо молиться своему святому о защите от врагов.
Силы были неравные — защитников монастыря насчитывалось 2400, осаждавших врагов — 30 000 человек. Обороной командовали воеводы князь Долгорукий и боярин Голохвостов. Шесть недель длился штурм монастыря, пушки не умолкали, кругом все горело и грохотало.
Успешной защите монастыря способствовали упование на всесильную помощь Божию, Пресвятой Богородицы, обещавшей быть неотступной защитницей, и преподобному Сергию, который неоднократно являлся инокам и ратникам, ободряя и утешая их.
В ночь с 3 на 4 ноября поляки и бывшие с ними казаки видели, как в обители ходили два старца, похожие на святителей Сергия и Никона. Один осенял стены крестом, другой окроплял их святой водой. Казаки испугались такого видения и убежали вместе с атаманом Стеаном Епифанцем, оставив поляков.
Поляки отошли. В монастыре началась цинга, из-за которой погибло много людей. Защитников оставалось очень мало.
Весной опять начался штурм. Но тут пришла поддержка. Атаковав неприятеля с разных сторон, русские воеводы разорвали кольцо осады. Наступила долгожданная победа. Обороняли Троице-Сергиев монастырь в период с 23.09.1608 г. по 12.01.1610 г.
Таким образом, по словам святителя Московского Филарета, обитель прп. Сергия оказалась практически единственной территорией тогдашней Руси, не опороченной скверной ни самозванческой смуты, ни иноземных захватчиков.
Дмитрий Донской
Дмитрий был родным внуком Ивана Калиты – князя, известного как «собиратель земли русской». При Калите княжества начали подтягиваться к Москве, вступая в союз с нею и признавая её главенствующую роль. Иван Калита где силой, где мирным путём (Ярославское княжество, к примеру, было Москвой попросту куплено) присоединял к Москве все новые и новые земли. Ко вступлению Дмитрия на престол было понятно, что Москва будет играть ведущую роль в дальнейшей судьбе Руси. Правда, у неё были и соперники, в числе которых – Суздальско-Нижегородское княжество.
Опекал малолетнего Дмитрия митрополит Алексий – человек мудрый, сильный политик. Он сумел внушить своему воспитаннику мысль о необходимости создать союз русских княжеств, потому что только так можно было противостоять общему врагу – Золотой Орде.
Это интересно: Свято-Даниловский монастырь
Иконы
Первое изображение Преподобного было выполнено на шитом покрове в начале 15 ст. и сейчас хранится в Троице-Сергиевой лавре. Там же находится древнейшая поясная икона с 15-ю клеймами по краям, описывающими фрагменты жития святого. Она датируется концом 15 ст.
Первые ростовые иконы появились на рубеже 15-16 веков. На них изображён старец с узким лицом и длинной клиновидной бородой. Волосы густые, зачёсаны назад. Правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой он держит свиток с молитвенным текстом. На большинстве икон вокруг лика Преподобного находится от 10 до 20 прямоугольных клейм с изображением сцен жития.
На одной из ростовых икон Преподобный изображён с Серафимом Саровским, хотя они жили в разное время. Над их головами Иисус Христос. На другом лике старцы молятся у Божьего Престола.
На некоторых ликах Преподобный изображен с медведем. Это животное является символом веры и святости: того, кто сумел приручить такого зверя, считали Святым. Даже говорили, что медведь, а не синод, возводит в святые.
Существуют иконы, связанные с событиями земной жизни святого Сергия: явление Богородицы в келью игумена и Куликовская битва.
Инок Сергий — основатель обители Святой Троицы
Около 1328 г. сильно обедневшая семья Варфоломея перебралась на другое постоянное место жительства — в город Радонеж. Епифаний пишет, каким образом отец Варфоломея обеднел: «Скажем и о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе». Старший брат Варфоломея через несколько лет женился, а постаревшие родители приняли решение уйти в Хотьково-Покровский монастырь (1308 г.), там принять иночество и жить до самой кончины. После упокоения отца и матери Варфоломей и его брат Стефан отправились в Хотьково-Покровский монастырь, чтобы стать иноками.
Ансамбль Хотьково-Покровского монастыря. Современная фотография
Однако жизнь в общежительном монастыре Варфоломею была не по душе. Он стремился к уединенному подвижничеству, к пустынножитию. Недолго он прожил в этом монастыре. Убедив Стефана стать отшельниками, он вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец, посреди дремучего Радонежского леса. Там они возвели маленький деревянный храм во имя Святой Троицы (освящен в 1340 г.), на месте которого впоследствии была построена соборная церковь Троице-Сергиевой лавры, которую можно увидеть и в наши дни.
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Современная фотография
Стефан, ощутив на себе все трудности пустынной жизни и ее нужды, оставил брата и поселился в Богоявленском монастыре в Москве, где он познакомился с иноком Алексием (между 1292-1305 — 1378 гг.), будущим митрополитом Московским и всея Руси. Варфоломей, призвав игумена Митрофана, принял от него иноческий постриг с именем Сергий. Это произошло в день празднования памяти мучеников Сергия и Вакха.
Слухи о подвигах молодого отшельника стали растекаться по всей Руси. Через несколько лет в окрестностях Сергиева скита стали появляться новые кельи. Постепенно из учеников Сергия образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра). Сергий был ее вторым настоятелем (первым — игумен Митрофан). Сергий ввел новые правила для жизни иноков своей обители. запретив принимать подаяние, он постановил в уставе монастыря, чтобы все иноки питались за счет своих трудов. Он и сам подавал пример в ежедневном труде. Мало-помалу слава Сергиевой обители увеличивалась. В монастырь приходили желающие иноческого жития из самых разных сословий древней Руси, от крестьян-простолюдинов до князей. Некоторые селились по соседству с монастырем, жертвовали на нужды святой обители свое имущество.
С годами терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь превратилась в один из красивейших монастырей Руси. Слава об основателе обители дошла даже до стен Царьграда. Вселенский патриарх Филофей (ок.1300-1379 гг.) послал к Сергию делегацию греческих иноков, которые вручили ему крест, параман, схиму и грамоту, восхвалявшую его за добродетельное житие. Патриарх также прислал образцовый монастырский Устав киновии (строгое общинножитие). Изучив греческий устав, с благословения московского святителя Алексия, Сергий ввел в монастыре общинножительные порядки, впоследствии прижившиеся и в других русских монастырях. Интересно, что митрополит Московский и всея Руси Алексий незадолго до своей кончины обратился к Сергию с просьбой стать кандидатом на пост московского первосвятителя. Однако искавший жизни смиренной и уединенной, Сергий отказался быть преемником на московской архиерейской кафедре.