Оглавление
Введение
Современная отечественная система образования находится на сложной и ответственной стадии своего развития, обусловленной кардинальными переменами в социально-экономической и духовной жизни общества, что находит подтверждение в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) с его ориентацией на деполитизацию школы, гуманизацию и гуманитаризацию учебного процесса в ней, утверждением плюрализма учебных заведений, их свободы в выборе учебных планов, педагогических технологий, демократизацией управления образовательными
учреждениями на разных уровнях.
Примечательным явлением в российском образовании последних десятилетий явилось интенсивное развитие общественно-педагогического движения, предложившего ряд нестандартных решений в создании новых типов школ, новых подходов к содержанию образования, новых технологий обучения.
В различные периоды истории отечественной школы задачи её реформирования и модернизации оставались на уровне приоритетных государственных задач, среди которых важное место отводилось совершенствованию классно-урочной системы обучения. Многие годы ушедшего от нас столетия в системе общего среднего образования урок был объектом пристального внимания педагогов-теоретиков и учителей-практиков, а также органов управления образованием и администрации школ
Многие годы ушедшего от нас столетия в системе общего среднего образования урок был объектом пристального внимания педагогов-теоретиков и учителей-практиков, а также органов управления образованием и администрации школ.
Выступая в качестве основной и всеобъемлющей единицы педагогического процесса, урок реализуется в классно-урочной системе обучения и воспитания, вплетаясь и пронизывая канву общего образования, любой аспект которого так или иначе нацелен на организацию и проведение данной формы.
Будучи основополагающим элементом, ядром образовательной системы, урок рассматривается как главенствующая форма современной педагогической культуры, в которой осуществляется педагогический процесс. Миллионы россиян получили и получают общее образование именно на уроке, в классно-урочной системе обучения.
Недостатки
Ориентация на «среднего» ученика. Программы, учебные планы, учебники ориентированы на «среднего» ученика. Работа в классе ведется, в основном, фронтально. Более сильные дети не всегда получают возможность проявить свои способности. Более слабые дети, чаще всего, не успевают за темпом работы в классе.
Ограничение индивидуального подхода. Учитель работает в течение урока со всеми детьми класса. На индивидуальную работу времени не всегда хватает. Эта работа строится с учетом дифференцированного подхода. Дети получают задания в зависимости от их уровня обучения.
Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке. Контроль знаний проходит в конце изучения темы. Каждый ученик получает задание, выполняет самостоятельно и получает балл за выполнение. Полученный балл определяет уровень усвоения ученика. Промежуточный контроль осуществляется выборочно. На каждом уроке каждый ученик не может получит отметку за свои знания.
Доминирующая роль учителя. Учитель – это лидер, который управляет процессом обучения
Важно, чтобы его личность положительно влияла на развитие детей. Учитель организует, ведет урок, использует те методы и приемы, которые считает необходимым для достижения поставленных целей
Но учитель тоже ограничен рамками урока, тематическим планированием, требованиями образовательных стандартов.
За один день несколько предметов. На изучение каждой дисциплины отводится 40 – 45 минут. Даже если тема не закончена, по расписанию начинается другой урок. Детям сложно переключаться с одного предмета на другой и эффективно усваивать учебный материал.
1.2. Классно — урочная система Я. А. Коменского
- неизменный состав учащихся, стоящих приблизительно на одном уровне развития (твердый класс);
- организацию занятий в точно определенное время по стабильному расписанию, предусматривающему определенное чередование учебных предметов;
- одновременную работу учителя со всем классом по одному и тому же учебному предмету;
- руководящую роль преподавателя на протяжении всего периода обучения.
учащиеся должны приниматься в школу одновременно для получения «с начала до конца постепенного образования. Вместе с тем никто не может быть принят в школу после начала занятий, никто не будет выпущен из школы до конца занятий….
Занятия мы будем начинать только один раз в год…,и тогда нам ничто не помешает довести всех в одно и то же время до намеченной цели»;
учащиеся должны быть разделены на классы;
сколько имеется классов, столько должно быть классных комнат;
классным занятиям учащиеся ежедневно должны уделять четыре часа ;
каждый час должен иметь свою определенную задачу, которая обязательно должна быть решена;
в определенное время каждый по данному знаку должен тотчас же отправиться в учебную комнату и занимать свое, а не чужое место;
когда учитель что — нибудь говорит, излагает, объясняет, то все должны слушать с напряженным вниманием;
после каждого часа должен быть перерыв, отдых
- твердый класс с неизменяющимся составом учащихся и приблизительно одинаковым уровнем развития;
- твердо определенное время занятий;
- последовательное чередование занятий с перерывами между ними;
- одновременную работу учителя со всем классом.
- Образование человека нужно начинать весной, т. е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность – лето, возмужалый возраст – осень и старость – зиму;
- Утренние часы для детей наиболее удобны (т. к. опять утро соответствует – весне, полдень – лету, вечер – осени, а ночь – зиме).
Вывод:
1.1. Основные положения педагогической теории Я. А. Коменского
- детство – от рождения до 6 лет включительно;
- отрочество – от 6 до 12 лет;
- юность – от 12 до 18 лет;
- возмужалость – от 18 до 24 лет.
- детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;
- отрочество – развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой;
- юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления;
- возмужалость – развитием воли и способностью сохранять гармонию.
- для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери.
- для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке.
- для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия.
- для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области – академия.
Плюсы
Обеспечение систематизации и непрерывности учебного процесса
Дети разделены на отдельные классы вертикально: каждый класс – это отдельная ступень обучения. и горизонтально: на одной ступени обучения может быть несколько параллельных классов – детей одного возраста в группе.
- Учебный процесс имеет сроки обучения, перерыв на каникулярное время.
- Учебный материал структурирован по годам обучения.
- Каждый класс работает по единому годовому плану, программе, расписанию уроков.
- Для класса определено время начала и окончания занятий.
- Дети поднимаются на ступень выше в том случае, когда успешно закончена предыдущая.
Возможность организовать воспитательную работу
Воспитание происходит в процессе обучения. Материал каждого учебного предмета несет воспитательный эффект через:
- Решение задач.
- Работу с художественным текстом.
- Применение знаний в нестандартной ситуации.
В классе организуются тематические беседы, выставки, конкурсы.
Для каждого класса классным руководителем составляется план воспитательной работы.
Применение разных форм обучения
Урок – основная форма организации учебного процесса
В течение установленного времени педагог организует деятельность классного коллектива, с учетом особенностей развития отдельного ученика и класса, в целом. На уроке используются разные средства и методы работы для создания благоприятной ситуации овладения детьми изучаемого материала.
В зависимости от преобладающей цели, уроки имеют разную структуру:
- Знакомство с новым материалом.
- Закрепление полученных знаний.
- Обобщающий урок.
- Контрольный урок.
- Комбинированный — присутствуют этапы разных видов уроков.
Экскурсия
Экскурсии могут быть очные и заочные. Заочные экскурсии организуются в классной комнате с просмотром видеофильма и последующим обсуждением.
Очные экскурсии – это организация обучения в условиях, отличных от классных. На таком занятии изучение предмета связано с передвижением учащихся. Экскурсии могут проходить:
- В природе.
- На выставке.
- На производстве.
Такая форма организации способствует развитию наблюдательности, бережного отношения к окружающему миру.
Домашняя работа
Эта форма работы служит не столько для закрепления изученного материала, сколько для развития навыков самостоятельной работы, навыков самообразования.
Также существуют другие формы обучения:
- Олимпиады очные и заочные.
- Кружковая работа.
- Внеурочная деятельность.
Взаимодействие детей в коллективе
Дети учатся взаимодействовать в коллективе, решать сообща проблемы. Учатся выслушивать разные точки зрения, высказывать и отстаивать свою
В современной школе большое внимание уделяется групповой работе. В классе организуется несколько групп, каждая получает задание
Групповая работа развивает навыки, необходимые в современной жизни. Дети учатся распределять роли в группе, выполнять обязанности, принимать компромиссные решения, презентовать результат совместной работы.
Коллектив воспитывает личность ребенка, учит его быть конкурентоспособным.
Обоснование классно-урочной системы
Я.А. Коменский был одним из первых, кто стал рассматривать урок как форму организации обучения в школе. Он обосновал и применил классно-урочную систему обучения, доказал ее целесообразность и эффективность.
До этого основной формой работы была индивидуальная работа учителя и ученика. Такая форма организации имела свои очевидные плюсы:
- зачисление в учебное заведение проводилось в любое время года;
- в школу поступали дети разных возрастов;
- индивидуальная работа значительно повышала эффективность обучения.
Коменский предложил новую форму работы, которая предполагала:
- наличие постоянного состава учащихся со сходным уровнем развития;
- наличие стабильного расписания занятий;
- чередование учебных предметов;
- одновременная работа преподавателя со всеми детьми в классе;
- определяющая роль педагога в течение всего времени обучения.
Школьный режим, существующий в то время, а также индивидуальную работу с учеником автор подвергал резкой критике. Педагог ввел новые правила классно-урочной системы, согласно которым:
- учеников стали принимать в школу в одно время для того, чтобы целый класс мог получить поэтапное образование;
- детей перестали принимать в школу после начала занятий для того, чтобы не тормозить работу всей группы;
- учащихся не выпускали из школы без достаточных на то причин до окончания курса;
- дети делятся на классы;
- количество учебных кабинетов должно соответствовать количеству классов;
- на занятия выделяется 4 часа в день;
- учащиеся должны прийти в классную комнату по сигналу учителя без промедления;
- после каждого часа занятий предполагается перерыв;
- в течение одного часа класс должен решить стоящую перед ним задачу.
Согласно рекомендациям Коменского, на каждом из уроков 25% времени должно отводиться на изучение нового материала, а оставшиеся 75% времени на выполнение упражнений. Фактически, это комбинированный тип урока, который используется в работе педагога чаще прочих.
Автор рекомендовал делить урок на 3 основные части:
- актуализация внимания и повторение пройденного;
- объяснение новой темы, показ картинок, макетов и проч.;
- выполнение упражнений, использование новых навыков.
Замечание 2
По мнению Коменского домашние задания не должны быть трудоемкими, так как самостоятельная работа у ребенка может вызывать затруднения, вызывать сложности в изучении нового материала. Роль домашнего задания свелась к быстрому повторению пройденного материала и закреплению материала.
Именно с работ Я.А. Коменского начала свое развитие дидактическая система классно-урочного обучения, что составило богатое педагогическое наследие современной теории и практики.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Оглавление
Введение 3
I. Разработка классно-урочной системы обучения в зарубежной и русской образовательной теории и практике (XVII, XIX вв.) 6
1.1. Урок как форма организации обучения в дидактике Я.А. Коменского 6
1.2. Развитие теории урока в дидактическом учении И.Ф. Гербарта 14
1.3. К.Д. Ушинский об уроке и его организации 25
II. Теория и практика классно-урочной системы в отечественной педагогике (1917-1990 гг.) 35
2.1. Проблема разработки урочной формы занятий в советской дидактике (1917-1930 гг.) 35
2.2. Актуальные проблемы классно-урочной системы в теории и практике отечественной школы в 50-60-е гг. 47
2.3. Основные направления поиска совершенствования урока в 70-90-е гг. 56
Заключение 72
Литература
1. Гербарт, И.Ф. Первые лекции по педагогике / И.Ф. Гербарт // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М: Учпедгиз, 1940. — Т. 1. С. 95-104.
2. Гербарт, И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания / И.Ф. Гербарт // Там же. — С. 148-280.
3. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — С. 246-476.
4. Коменский, Я.А. Пансофическая школа / Я.А. Коменский // Там же. С. 44-98.
5. Коменский, Я.А. Новейший метод языков / Я.А. Коменский // Там же. С. 528-597.
6. Коменский, Я.А. О развитии природных дарований / Я.А. Коменский // Там же. — Т. 2. — С. 6-33.
7. Коменский, Я.А. Законы хорошо организованной школы / Я.А. Коменский // Там же. — Т. 2. — С. 133-163.
8. Ушинский, К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» / К.Д. Ушинский.
9. Ушинский, К.Д. Внутренне устройство североамериканских школ / К.Д. Ушинский.
10. Ушинский, К Д. Педагогическая поездка по Швейцарии / К.Д. Ушинский.
11. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. / К.Д. Ушинский.
12. Ушинский, К. Д. Материалы к 3 тому Педагогической антропологии / К.Д. Ушинский.
13. О начальной и средней школе : постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1931 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. — М., 1974. — С. 156-161.
14. Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе : постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 г. // Там же. — С. 161-164.
15. Об учебниках для начальной и средней школы : из постановления ЦК ВКП(б) 12 февраля 1933 г. // Там же. — С. 164-165.
16. О преподавании гражданской истории в школах СССР : из постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) 15 мая 1934 г. // Там же. — С. 166.
17. О структуре начальной и средней школы в СССР : постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) 15 мая 1934 г. // Там же. — С. 167.
18. Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе : из постановления СПН СССР и ЦК ВКП(б) 3 сентября 1935 г. // Там же. — С. 170-172.
19. О педологических извращениях в системе Наркомпросов : постановление ЦК ВКП(б) 4 июля 1936 г. // Там же. — С. 173-175.