Оглавление
Древняя Русь: истоки крепостничества
Славянские племена догосударственного периода не знали такого понятия, как «крепостничество». Даже после образования единой Киевской Руси подавляющая часть земледельцев обладала личной свободой в рамках общины, а зависимость от центральной власти выражалась в выплате «уроков», которые были установлены во время правления княгини Ольги. В ранний период древнерусского государства начали выделяться и зависимые слои крестьянства, о которых мы можем судить по статьям «Русской Правды».
Несвободные крестьяне делились на несколько групп, отличавшихся, в основном, правом владения личным имуществом. Фактическими рабами считались холопы и челядь. Ими становились, попав в плен, не выплатив долги или совершив серьёзное преступление — человек фактически был собственностью своего хозяина. В Древней Руси такими людьми активно торговали, а убийство раба не считалось серьёзным преступлением — полагалась не вира (стандартный штраф за убийство), а компенсация за ущерб имуществу.
Несмотря на существование челяди и холопов, основная часть крестьянства в 9 — 15 веках всё ещё оставалась лично свободной. Однако существовали институты, серьёзно ограничивавшие это положение. Исследователи на основе источников выделяют ещё несколько групп земледельцев, которые не были полностью свободными: смердов и закупов. Они обладали личным имуществом, которым располагали по своему разумению, но и между ними существовали серьёзные различия. Смерды по своему юридическому положению были близки к холопам, в то время как закупы зависели от хозяина лишь на время в результате долговых обязательств.
Древнерусские земледельцы за работой. (cyrillitsa.ru)
Татаро-монгольское нашествие и последующая политика Москвы по объединению земель, фактически превратившая княжество в «военный лагерь», предопределила дальнейшую историю русского крестьянства.
Быт крестьян в 16-17 века
Здесь выложины сведения об обустройстве дома, одежде и еде крестьян.
Знание народного быта, традиций, обычаев даёт нам возможность сохранить историческую память, обрести те корни, которые будут питать новые поколения россиян.
Крестьянское жилище – это двор, где сооружались жилые и хозяйственные постройки, сад и огород.
Крыши зданий были соломенные или деревянные, часто на крышах приделывались деревянные фигуры голов разных птиц и животных.
Сами здания строились из дерева, в основном из сосны и ели. Дм а в прямом смысле рубились топором, но позже стали известны и пилы.
Для возведения даже самых крупных построек не сооружали специального фундамента. Зато вместо него, по углам и серединам стен закладывались опоры – пни, крупные валуны.
Основными постройками крестьянского двора были: «изба да клеть», горница, повалушки, сенник, амбар, сарай. Изба – общее жилое строение. Горница – чистое и светлое строение, надстроенное над нижним, и здесь спали и принимали гостей. Повалушки и сенник – холодные кладовые, летом были жилыми помещениями.
Важнейшим компонентом крестьянского дома была русская печь. В ней пекли хлеб, готовили еду, мылись, а на верхней стене спали.
Главным украшением дома были образа (иконы). Образа ставили в верхнем углу покоев и закрывали занавеской – застенком.
Настенные картины и зеркала были запрещены православной церковью. Только маленькие зеркальца привозились из-за границы и были составляющими женского туалета.
В домашнем устройстве у русских был заметен обычай всё укрывать и покрывать. Полы были застелены коврами, рогожами, войлоками, скамьи и лавки – полавочниками, столы – скатертями.
Дома освещались свечами и лучинами.
Дома бедных и богатых людей носили одинаковые названия, структуры, отличались только размерами и степенью убранства.
По крою одежда была одинакова как у царей, так и у крестьян.
Мужские рубахи были белых или красных цветов, шились они из льняной и холщовой ткани. Рубахи низко подпоясывались ремешками слабым узелком.
Одежда, в которой ходили дома, называлась зипуном. Это было узкое, недлинное платье белого цвета.
Женская одежда была похожа на мужскую, только была длиннее. На длинную рубаху одевался летник. Спереди у него был разрез, который застёгивался на пуговицы вплоть до самого горла.
Все женщины носили серьги и головные уборы.
Верхняя одежда у крестьян была тулуп. На детей тулупы перешивались.
Из обуви у крестьян были лапти, башмаки из прутьев лозы и кожаные подошвы, которые привязывались к ноге ремнями.
Крестьянская кухня была русская, национальная. Лучшая повариха считалась та, которая знала, как готовится у других хозяек. Изменения в кушанья вводились незаметно. Блюда были просты и неразнообразны.
По обычаю русских свято сохранять посты стол делился на две части: скоромный и постный, а по припасам кушанья разделялись на пять: рыбный, мясной, мучной, молочный и растительный.
К мучнистым относились ржаной хлеб – глава стола, различные пироги, караваи, запеканки, калачи; к рыбным – уха, запечённые блюда; к мясным – гарниры, скоромные супы, паштеты и многие другие.
Напитки были такие: водка, вино, соки, морсы, березовец, квас, чай.
Сладости были натуральные: свежие плоды, плоды приготовленные в патоке.
Экономические возможности крестьянства в первой половине XIX века
В первой половине XIX века экономические возможности низшего сословия были достаточно скромны и выражались в нескольких аспектах:
-
Крестьянам выдавалось разрешение на реализацию излишков собственной продукции, которая не подпадала под оброк, на местных или региональных ярмарках;
-
Также они могли осуществлять торговлю внутри городов при получении специального разрешения с местными купцами, а также государственными предприятиями по определенным законом ценам;
-
Оставлять в своей собственности промышленные и сельскохозяйственные товары и изделия, приобретённые на собственные средства и передавать их по наследству в отрыве от обязательства перед помещиком.
При этом существовали и некоторые привилегии крестьян в первой половине XIX века, которые выражались в:
-
Разрешении приобретать недвижимость вследствие принятия закона от 1848 года;
-
дозволялось выкупаться целыми населёнными пунктами (сёлами, деревнями) в случае продажи имущества помещика с торгов вследствие разорения;
-
Разрешалось обращаться в суд в случае нарушения собственных прав или в иные государственные учреждения.
Московское княжество — первые ограничения
Военная мощь Москвы базировалась на большой прослойке служилого населения, которая за военные тяготы получала от государства земельные участки — поместья. Они даровались вместе с работавшими там крестьянами, которые тем не менее ещё пользовались определёнными свободами — могли переходить от одного хозяина к другому и не прикреплялись к месту жительства. Безусловно, это касалось свободных землепашцев — холопы и смерды не имели такой свободы передвижения.
«Боевые холопы» — вооружённые слуги поместных дворян. (wikipedia.org)
В 1497 году в период царствия Ивана III вышел первый свод законов княжества — Судебник, призванный унифицировать правовое положение территорий, вошедших в состав Москвы в период правления Калитичей. Касаясь прежде всего проблем интеграции некогда независимых удельных княжеств, центральная власть обратилась и к положению крестьян. В Судебнике был установлен запрет на свободный переход крестьян от одного помещика к другому — время таких «миграций» ограничивалось двумя неделями конца осени — начала зимы. Маркером становился «Юрьев день» — 26 ноября.
Это позволило укрепить экономическую базу опоры княжеской власти — служилого сословия. На протяжении практически всего 16 века положение крестьян более не менялось. До тех пор, пока Россию не потрясли события периода царствования Ивана Грозного: опричнина, разорительная Ливонская война и, как следствие, глубокий экономический кризис. В 1581 году были введены так называемые «заповедные лета» — кратковременная отмена Юрьева дня, которая, как окажется впоследствии, будет носить постоянный характер. Упадок страны и несколько неурожайных лет толкали царей на всё большие ограничения прав и свобод крестьян в угоду служилому сословию и боярству — и уже в 1597 году при Борисе Годунове вводятся «урочные лета» (установление срока сыска беглого крестьянина — 5 лет). Эта мера давала помещикам возможность вернуть нерадивого землепашца в своё хозяйство.
С. Иванов. «Юрьев день». 1908. (wikipedia.org)
Однако об окончательном закрепощении речи ещё не шло. В конце 16 века существовала надежда на спокойное преодоление кризиса, но в исторический процесс вмешалась Смута.
Особенности пореформенного периода
После реформы 1861 года популярность ухода на работу возросла еще больше. Это было связано с тем, что у крестьян появилась свобода передвижения.
Отходничество в это время еще более распространилось, нежели ранее. Крестьяне уходили в Санкт-Петербургскую, Московскую губернию и прочие центральные регионы. Кроме того, в северо-западных областях была возможность работать на лесозаготовках.
В это время отходничество приобретает специфические черты:
- число мигрантов неуклонно возрастает;
- появляются специализации деятельности ушедших крестьян, то есть работники их конкретных губерний занимаются определенными промыслами;
- время отхода увеличивается;
- география явления расширяется;
- в отход вовлекаются женщины, дети и подростки.
После ухода на работу крестьянин не вычеркивался из сельской общины. Однако оставшееся население спешило исключить, долго не возвращавшихся крестьян, из земельных наделов. Вернувшись, такие крестьяне с трудом добивались получения земельного участка, им могли дать надел худшего качества.
Крепостные крестьяне
Наиболее закабаленная категория населения. Крестьяне были собственностью помещиков. Чаще всего с ними обращались как с вещью. Люди работали на износ. С их личными пожеланиями никто не считался. Крепостные делились на следующие группы:
- Посессионные. Появились в XVIII веке при Петре I. Крестьян закрепляли за посессионными мануфактурами. Их могли продавать только вместе с предприятиями. Дешевая рабочая сила обеспечивала рост крупных мануфактур.
- Помещичьи. Лично-зависимые крестьяне, являвшиеся собственностью дворян-землевладельцев. Это классический пример крепостного, который описан в книгах. Всю свою жизнь люди работали на помещика.
- Временнообязанные. Группа крестьян образовалась после 1861 года. По закону произошла отмена крепостного права. Но люди и дальше были вынуждены работать на хозяина, потому что не были переведены на выкуп.
Крестьяне – многострадальное сословие. Они обеспечивали страну продовольствием, способствовали развитию мануфактур. И при этом имели наименьше прав и свобод. В наиболее тяжелом положении оказались помещичьи и посессионные крестьяне. Люди всю жизнь работали для обогащения дворян, не имея возможности сменить хозяина.
Российская империя
- Список императоров России по порядку и годы их правления
- Территории, входившие в состав Российской империи
- Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
- Табель о рангах. Главное
- Первая всеобщая перепись Российской империи
- Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
- Россия в Первой мировой. Самое главное
- Коротко об эпохе дворцовых переворотов
- История герба России
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Отличие государственных крестьян от крепостных
Историки полагают, что шведские крестьяне стали примером для определения юридических прав государственных крестьян. Во-первых, они обладали личной свободой. В отличие от крепостных, им разрешалось участвовать в судебных процессах. Во-вторых, казенные могли заключать сделки и владеть собственностью.
Этому сословию давали определение, как «свободному сельскому обывателю», который мог организовывать как розничную, так и оптовую торговлю, а также открывать фабрики или заводы. У крепостных работяг такого права не было, так как их личная свобода принадлежала помещику. Государственный крестьянин — временный пользователь государственной земли.
Использование термина для китайских фермеров
В англоязычных источниках фермеров в Китае иногда называют «крестьянами». Однако традиционный термин для фермера, нунфу (农夫), просто означает «фермер» или «сельскохозяйственный рабочий». В 19 — м веке, японские интеллектуалы заново китайские термины fengjian (封建) для «феодализм» и Nongmin (农民), или «посудомоечные людей», термины , используемые в описании феодального японского общества. Эти термины создавали негативный образ китайских фермеров, проводя классовые различия там, где их раньше не существовало. Антрополог Майрон Коэн считает эти термины неологизмами, которые представляют собой культурное и политическое изобретение. Он пишет:
Современные западные писатели часто продолжают использовать термин « крестьянин» для обозначения китайских фермеров, как правило, никогда не определяя, что этот термин означает. Такое использование этого термина на Западе предполагает, что Китай застой, «средневековый», слаборазвитый и сдерживаемый своим сельским населением. Коэн пишет, что «навязывание исторически обремененных западных контрастов города и деревни, лавочника и крестьянина или купца и помещика служит лишь искажению реалий китайской экономической традиции».
Нормативные акты
Первым нормативным актом регламентировавшим отношения между помещиками и крепостными крестьянами, было Соборное уложение, принятое в 1649 году Земским собором. Несмотря на то, что в статьях этого свода законов отчётливо прослеживалась низкая степень правовой защищённости крестьян по сравнению с землевладельцами, он признавал некоторые неправомерные действия феодалов преступлениями, за которые полагалось наказание.
Помещик, несмотря на своё главенствующее положение, должен был придерживаться ряда правил.
Согласно тексту 94 статьи X главы Уложения каждый зависимый человек обладал гражданским правом, защищавшим его личность от бесчестия. Каждый помещик, в случае нарушении этой нормы, то есть за оскорбление крепостного был обязан выплатить потерпевшему штраф в размере 1 рубля. К слову величина этой выплаты была смехотворной по сравнению с теми суммами, которыми феодалы откупались за унижение людей из других более привилегированных сословий, нежели крестьянство.
Создатели Соборного уложения не упустили из виду и ответственность помещиков за убийство прикреплённых к их владениям людей. В 71 статье XXI главы зафиксировано, что при непреднамеренном лишении жизни крестьянина, хозяин мог подвергнуться тюремному заключению. В случае непредумышленного убийства чужого крестьянина, феодал был обязан восполнить потерю, отдав его владельцу своего лучшего крепостного вместе со всем его имуществом и семьёй, выплатить все задолженности убитого, и быть привлеченным к уголовной ответственности за преступление.
Если же убийство крестьянина признавалось намеренным, то землевладельцу грозила смертная казнь.
Гуманистически настроенная Елизавета Петровна наложила мораторий на смертную казнь, и как следствие дворян-крестьяноубийц после осуждения клеймили и отправляли на каторгу. Позже Екатерина II поручила заниматься крестьянскими делами специально уполномоченному органу, наказав генерал-губернаторам строго следить за наказанием помещиков-самодуров.
При Александре I в 1817 году появился указ, по которому землевладельцы, уличённые в превышении своих властных полномочий над крестьянами, предавались суду, а их имения переходили под опеку государственной казны. В период с 1834 по 1845 годы по этому закону к суду было привлечено 2838 помещика, из которых 630 человек получили реальные сроки заключения.
Работа крестьян
Основное занятие, быт крестьян – это земледелие. Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.
Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.
Были у крестьян жернова
для изготовления муки, гончарный круг.
После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла. Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.
Мальчиков в крестьянских семьях с раннего возраста приучали к труду: ходить за скотом, помогать в огороде. В 9 лет мальчика начинали учить верховой езде на лошади, владению сохой, косой, топором. К 13 годам его брали в работать в поле. К 16 годам мальчик уже владел ремеслами, умел плести лапти.
Позднее, когда началось
всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые
находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон
Божий.
Женщины занимались домашней работой, ухаживали за скотиной и огородом, помогали мужчинам в поле
Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью
Девочек с 7 лет обучали прясть, вышивать, шить рубахи, ткать, готовя к взрослой жизни. Каждая готовила себе приданное, стараясь украсить как можно лучше. Те, кто к определенному возрасту еще не владел мастерством, подвергались насмешкам. Это касалось и мальчиков, не умевших чего-то, например, плести лапти.
В зависимости от
климатических условий крестьяне так же занимались пчеловодством, виноделием, выращивали
виноградники.
Занимались мужчины
охотой и рыбной ловлей.
Реформы в отношении государственных крестьян в XIX веке
В начале XIX века наблюдалось увеличение обеднения этого сословия. Часто происходят бунты против действия властей. Например, «Холерные» в 1834 году и «Картофельные» в 1840 году. В тридцатых годах XIX века правительство приступило к созданию реформы управления государственной деревней.
Ее основателем стал убеждённый противник крепостного права П.Д. Киселев. В ходе реформы ликвидируются барщинные повинности в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, больше не сдаются казенные имения в аренду. Подушевой оброк заменили земельно-промысловым сбором.
Министр госимущества полагал, что свободу нужно предоставлять постепенно, «чтобы рабство уничтожилось само собой без государственных потрясений».
Госкрестьяне получили самоуправление и право решать вопросы в границах сельской общины. Но закрепленность к земле осталось. Радикальной реформации деревня подверглась лишь после отмены крепостного права.
Киселев собирался регламентировать участки и повинности помещичьих крестьян, и в определенной мере подчинить их Министерству государственных имуществ, но это встретило активное сопротивление помещиков и не было осуществлено.
Примечание
С принятием закона «О поземельном устройстве госкрестьян» 24 ноября 1866 года, за сельскими обществами сохраняются участки, находившиеся в их пользовании на правах «владения». Выкупать в собственность наделы стало возможным с 12 июня 1866 года.
Определение
Итак, отходники – это люди, уходившие на заработки в отдаленные районы. Через какой-то период времени они возвращались в привычные для себя места. В зимний период процветало отходничество неземледельческого характера, а в летний, наоборот, земледельческое.
Отходники сыграли значительную роль в формировании городов. Начиная с XVIII века, и вплоть до первой четверти XX века, они составляли важную часть всего населения городов. Ушедшие крестьяне работали в различных сферах:
- в торговле;
- на транспорте;
- на заводах и фабриках;
- прислуживали обеспеченным людям.
Отходники – это, по сути, трудовые мигранты, как бы мы сказали, выражаясь современным языком.
Похожие термины:
-
в Российском государстве XIV нач. XVIII вв. лично свободные крестьяне, жившие в соседских общинах и несшие на государство феодальные повинности. В XVIII в. стали государственными (черносошными) крестьяна
-
группа нас. в 1930-90-е, объединенная на основе обществ. средств произв., коллективного труда, проф. ориентированная на произв. с/х продукции. В период проведения коллективизации насильственным путем к
-
русская, дочь дворянина, учит-ца, работ. на воскресн. вечерн. курсах и в подвижн. музее учебных пособий; род. в 1873 г. в Петербурге; оконч. средн. учебн. заведение. В револ. движ. с 1896 г. С 1898 по 1904 г. зав. тех
-
George Washington) (22 февраля 1732, плантация Попс-Крик, графство Уэстморленд, Виргиния — 14 декабря 1799, Маунт-Вернон, там же) американский государственный и военный деятель, первый президент США (1789-1897), команду
-
1898-1970) Aрабист, иранист, лингвист-турколог. Род. в с. Мокшан Пензенской губ., в крест. семье. Ок. начал. уч-ще, работал в земской аптеке, зав. фармацевтическими учреждениями. В июне 1923 командирован Пензе
-
Уполномоченный по правам человека в Калужской области, назначен на должность Законодательным Собранием Калужской области 18 сентября 2003 в соответствии с Законом Калужской области «Об Уполномоче
-
Президент РФ В. Путин: «При этом полагаю также возможным заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок л
-
особый вид территории, характеризующейся специфическими критериями выделения его границы.
-
структурное подразделение НКВД СССР, образованное 10 июля 1934 г. на базе ГУ РКМ ОГПУ.
-
По воспоминаниям старожила Крестовского острова Льва Николаевича Штерна, Крестьянским лесом называлась западная часть острова, которую ныне занимает Приморский парк Победы и где был стадион им.
-
Официальное письменное дипломатическое обращение одного правительства к другому.
-
специальные технические средства (по видам военной техники), применяемые для доставки, содержания и подготовки к боевому применению военной техники всех видов, военно-технического имущества, для
-
(Bureaucratic style of administration, Бюрократтык башкаруу ыкмасы) – форма управления, выражающаяся в гипертрофии формализма в деятельности органов управления, что влечет равнодушие и даже пренебрежение к интер
-
(Intermediate Nuclear Forces, INF Treaty) – Договор, который был заключен между США и СССР в 1987 г. и предусматривал ликвидацию, а также запрет на производство, испытание и развертывание баллистических и крылатых ра
-
В XVI–XVIII веках Россию захлестнули крестьянские войны. В трудах И.В.Сталина содержится характеристика таких исторических личностей, как И.И.Болотников, С.Т.Разин, Е.И.Пугачёв и другие. Мы, большевики,
-
с.-х. журнал, издавался губземуправлением в 1922. Печатал практич. советы для крестьян, статьи о кооперативном ведении хоз-ва. Выпущено 15 номеров. Н. И. Забродина.
-
(Strategic Arms Reduction Treaty-II, START-II) – второй из серии договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений. Распад Советского Союза, выход Российской Федерации на международную арену в качест
-
(Measures for the Further Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms, New START) – третий из договоров по контролю над вооружениями, заключенных между Россией и США. В начале XXI в. США и Россия столкнулись с серьезной угрозой ос
-
специфическая разновидность политических союзов, образуемых различными действующими в обществе силами, суть которых заключается в согласованной поддержке кандидатов на выборные должности и со
-
см. в ст. Народно-освободительная армия Китая.
Причины
Что способствовало развитию отхожих промыслов в XVIII веке? Историки называют следующие причины:
- Низкий уровень земледелия, который не мог обеспечить потребности трудового населения. Крестьяне не могли выжить в малоплодородных регионах, они голодали, поэтому вынуждены были работать и получать доход от других промыслов.
- Поворот в экономической политике 60-х годов XVIII века, в результате которого стало развиваться промышленное и торговое предпринимательство.
- Низкая урожайность в 60-х годах XVIII века, заставлявшая крестьян искать прочие возможности доходности.
Отходниками 18 века называли обедневших сельских жителей, идущих на заработки в другие местности на некоторый период времени.
Историография
Портретная скульптура французских крестьян 18-го века художника Джорджа Стюарта , в постоянной коллекции Музея округа Вентура, Вентура , Калифорния.
Теоретически в средневековой Европе общество состояло из трех сословий : тех, кто работает, тех, кто молится, и тех, кто сражается
Школа Анналов французских историков 20-го века подчеркивала важность крестьян. Ее лидер Фернан Бродель посвятил первый том своей главной работы « Цивилизация и капитализм 15–18 веков» под названием «Структуры повседневной жизни» в основном тихому и невидимому миру, существовавшему ниже рыночной экономики.
Другие исследования в области крестьянства были продвинуты Флорианом Знанецки и Фей Сяотун , а также в исследованиях «великой традиции» и «маленькой традиции» после 1945 года в работах Роберта Редфилда . В 1960-х годах антропологи и историки начали переосмысливать роль крестьянского восстания в мировой истории и в своих дисциплинах. Крестьянская революция рассматривалась как ответ Третьего мира на капитализм и империализм.
Антрополог Эрик Вольф , например, опирался на работы более ранних ученых марксистской традиции, таких как Дэниел Торнер , который рассматривал сельское население как ключевой элемент перехода от феодализма к капитализму . Вольф и группа ученых критиковали как Маркса, так и сторонников теории модернизации за то, что они относились к крестьянам как к неспособным действовать . Полевые наблюдения Джеймса С. Скотта в Малайзии убедили его, что сельские жители были активными участниками своей местной политики, даже несмотря на то, что они были вынуждены использовать косвенные методы. Многие из этих ученых-активистов обращались к крестьянскому движению в Индии и к теориям революции в Китае, возглавляемой Мао Цзэдуном, начиная с 1920-х годов. Однако антрополог Майрон Коэн спросил, почему сельское население в Китае называют «крестьянами», а не «фермерами», — различие, которое он назвал политическим, а не научным. Одним из важных источников их научной работы и теории был «Журнал крестьянских исследований» .
Политические и гражданские права крестьян
В начале XIX века значительные изменения произошли в гражданских правах крестьянского сословия. Принятие в 1803 году указа «О вольных хлебопашцах» разрешало помещикам заключать соглашения со своими крестьянами о предоставлении фактической свободы и наделов с землёй за денежный или иной выкуп. Это означало предоставление крестьянам хоть и призрачной, но возможности на обретение статуса вольного хлебопашца, то есть фактической свободы, хоть и за денежный выкуп.
Основы для получения свободы впоследствии нашли своё трактование в манифесте об отмене крепостного права, по указу же 1803 года свободу и наделы земли получили 47 тысяч душ мужского пола. Вместе с семьями эта цифра составила порядка 150 тысяч крестьян. В 1827 году был издан закон, который вовсе запрещал продажу безземельных крестьян от одного помещику другому. Тем самым этот законодательный акт облегчал положение крестьянства.
В сфере политического устройства это сословие фактически не имело никаких прав. Крестьяне не могли повлиять не только на общегосударственные дела путём, к примеру, выборов, но и на местном уровне в советах уездов или губерний крестьяне имели критическое меньшинство, состоящее преимущественно из зажиточных свободных крестьян, или вовсе не были представлены. Центральное правительство не допускало никакой возможности для предоставления политических прав низшему сословию, не без оснований опасаясь справедливых требований относительно земли и свободы со стороны этой группы населения.
Жилище крестьянина
В средневековой деревне обычно было 20-25 дворов. Каждая семья, кроме работ в поле и на земельной делянке, занималась своим ремеслом. В селе был гончар, кузнец, плотник. Это облегчало жизнь в общине, позволяя обеспечивать людям в деревне себя все необходимым. Существовала возможность наладить и швейное производство, чтобы самым шить одежду. Для этого крестьяне выращивали лен и коноплю, а затем отбеливали их с помощью древесной золы и раскладывали на солнце, после чего ткани выгорали и выбеливались. С детства всех девочек обучали шитью, искусству прядения, приготовления еды, вязанию.
Крестьянский дом — это небольшое сооружение из глины и дерева, сверху накрытое соломенной крышей. Более бедные жили вообще в землянках или шалашах. Жилище крестьян в Средние века либо не имело окон вообще, либо очень маленькие и без стекол. В зимнее время его затыкали тряпками, чтобы не пускать холодный воздух. Внутри все было в копоти, так как очаг располагался посередине жилища, дым и копоть осаждались на все окружающие предметы.
Внутри хижины было грязно, темно и сыро, из мебели — только деревянный стол и скамейки. Кровать была одна, где спали всей семьей: чаще всего это был соломенный тюфяк, лежащий прямо на земляном полу.