Оглавление
литература
- Фриц Крейслер: Г-н Крейслер говорит. В: Журнал Strand. Т. 67, 1927, стр. 178-183.
- Фриц Крейслер: Великая мистификация Крейслера. В: Этюд. 69, 1951.
- Генри Рот: король скрипачей. Оценка выдающейся жизни и достижений Фрица Крейслера. В: The Strad. (Специальное издание Крейслера). Vol. 98, No. 1161, 1987, pp. 23-29.
- Томас-М. Лангнер: В: Новая немецкая биография (NDB). Volume 12, Duncker & Humblot, Berlin 1980, ISBN 3-428-00193-1 , p. 738 f. ( ).
- Арнольд Крейг Белл: Вспомнил Фриц Крейслер: Дань. Merlin Books, Браунтон, Девон 1992, ISBN 0-86303-605-8
- Эми Бианколли: Фриц Крейслер. Печаль любви, радость любви. Amadeus Press, Портленд, Орегон, 1998 (с дискографией), ISBN 1-57467-037-9
- Иоахим В. Хартнак: Великие скрипачи нашего времени. 3. Издание. Атлантида, Цюрих, 1983, ISBN 3-254-00020-X
- Роджер Хауэрт (фотографии), Марк Пинчерле (текст): Фриц Крейслер. Кистер, Женева, 1956. (иллюстрированная книга)
- Луи Поль Лохнер : Фриц Крейслер. Macmillan, New York / London 1950. (с кратким каталогом, библиографией) (немецкое издание: Вена, Bergland-Verlag 1957)
- Фредерик Герман Мартенс: Мастерство скрипки. Стокс, Нью-Йорк, 1919, стр. 99-109.
- Брюс Р. Шуенеман: Поиски второстепенного композитора: Дело Фрица Крейслера. В: Ежеквартальные музыкальные справочные службы. 1996, Vol. 5, No. 2, pp. 25-49.
- Андреа Линсбауэр, Венский момент в композициях Фрица Крейслера , Питера Ланга, Франкфурт-на-Майне 2009, ISBN 978-3-631-56267-3 .
биография
Фриц Крейслер, Гарольд Бауэр , Пабло Казальс и Уолтер Дамрош в Карнеги-холле 13 марта 1917 года.
Крейслер родился в Вене , в семье врача Анны (урожденной Рехес) и Самуэля Крейслера. Однако из-за еврейского происхождения он был крещен в возрасте 12 лет. Он учился в Венской консерватории у Антона Брукнера , Якоба Донта и Йозефа Хеллмесбергера-младшего , а также в Париже, где его учителями были Лео Делиб , Ламберт Массар и Жюль Массне . Находясь в Париже, он выиграл золотую медаль «Premier Grand Prix de Rome» в возрасте 12 лет, соревнуясь с 40 другими игроками, которым было не менее 20 лет.
Он дебютировал в Соединенных Штатах в Steinway Hall в Нью-Йорке 10 ноября 1888 года и совершил свой первый тур по США в 1888–1889 годах с Морисом Розенталем . Затем он вернулся в Австрию и подал заявку на место в Венской филармонии , но концертмейстер Арнольд Розэ отказал ему . В результате он оставил музыку, чтобы изучать медицину. Он провел короткое время в армии, прежде чем вернуться к скрипке в 1899 году, когда он дал концерт с Берлинской филармонией под управлением Артура Никиша . Именно этот концерт и серия американских гастролей с 1901 по 1903 год принесли ему настоящую известность. Крейслер был также прекрасным пианистом, и его игра на фортепиано сохранилась на Ampico, воспроизводящем фортепианные ролики .
В 1910 году Крейслер дал премьеру скрипичного концерта сэра Эдварда Элгара , произведения, написанного по его заказу и посвященного ему. Он некоторое время служил в австрийской армии во время Первой мировой войны, прежде чем был с честью демобилизован после ранения. Он прибыл в Нью-Йорк 24 ноября 1914 года и провел остаток войны в Америке. Он вернулся в Европу в 1924 году, сначала поселившись в Берлине, а затем переехав во Францию в 1938 году. Вскоре после этого, с началом Второй мировой войны , он снова поселился в Соединенных Штатах, став натурализованным гражданином в 1943 году. Он жил там в течение всю оставшуюся жизнь, дав свой последний публичный концерт в 1947 году и несколько лет после этого транслируя выступления.
Покрытие времени , 2 февраля 1925 г.
26 апреля 1941 года он попал в серьезное дорожно-транспортное происшествие. Попав под грузовик при переходе улицы в Нью-Йорке, он получил перелом черепа и больше недели находился в коме.
В более поздние годы он страдал не только от некоторой потери слуха, но и от ухудшения зрения из-за катаракты.
Крейслер умер от болезни сердца усугубляются старости в Нью — Йорке в 1962 году он был похоронен в частном мавзолее в Вудлон , Бронкс , Нью — Йорк.
Работа [ править ]
Записи править
Работы Крейслера были достаточно хорошо представлены как на пластинках, так и на переизданиях компакт-дисков. Оригинальные мастера выполнены на RCA Victor и HMV . Его последние записи были сделаны в 1950 году.
- Концерт Баха для двух скрипок ре минор, BWV 1043, с Ефремом Цимбалистом (вторая скрипка) и струнным квартетом. рек. 4 января 1915 г .;
- Концерт для скрипки с оркестром Бетховена ре мажор, соч. 61, с Лео Блехом , оркестр Берлинской государственной оперы. рек. 15 декабря 1926 г .;
- Концерт для скрипки с оркестром Бетховена ре мажор, соч. 61, с Джоном Барбиролли , Лондонский филармонический оркестр. рек. 16 июня 1936 г .;
- Бетховена Соната № 8 соль мажор, соч. 30, № 3, с Сергеем Рахманиновым , пФ. рек. 22 марта 1928 г .;
- Бетховена Соната № 9 ля мажор, соч. 47, с Францем Руппом , стр. рек. 17–19 июня 1936 г .;
- Концерт Брамса для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77 с Лео Блехом, оркестр Берлинской государственной оперы, рек. 21 ноября 1927 г .;
- Концерт Брамса для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77 с Джоном Барбиролли, Лондонский симфонический оркестр, рек. 18 июня 1936 г .;
- Григ Соната № 3 до минор, соч. 45, с Сергеем Рахманиновым, пф. рек. 14–15 декабря 1928 г .;
- Концерт Мендельсона для скрипки ми минор, соч. 64, с Лео Блехом, оркестр Берлинской государственной оперы. рек. 9 декабря 1926 г .;
- Концерт Мендельсона для скрипки ми минор, соч. 64, с Лэндоном Рональдом , Лондонский симфонический оркестр. рек. 8 апреля 1935 г .;
- Концерт Моцарта для скрипки с оркестром ре мажор , К. 218, с Лэндоном Рональдом, Лондонский симфонический оркестр, рек. 1 декабря 1924 г .;
- Концерт для скрипки с оркестром Паганини ре мажор , соч. 6 (сочинено Крейслером), с Юджином Орманди , Филадельфийский оркестр, рек. 13 декабря 1936 г .;
- Соната Шуберта № 5 ля мажор , D. 574, с Сергеем Рахманиновым, стр. рек. 20 декабря 1928 г .;
- attrib. Вивальди , Р.В. Ань. 62 (составлено Крейслером) Концерт для скрипки до мажор с Дональдом Вурхизом, RCA Victor Orchestra, rec. 2 мая 1945 года.
Бродвей править
Ла Гитана Написана в 1917 году по мотивам арабо-испанской цыганской песни XVIII века. Исполняет Кэрри Рекопф (2:54) |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
- «Цветение яблони» (1919) — оперетта — соавтор;
- «Континентальные вариации» (1934) — ревю — композитор для «Венского каприза» и «Гитаны»;
- Воссоединение в Нью-Йорке (1940) — ревю — композитор «Звезды в твоих глазах»;
- Рапсодия (1944) — мюзикл — композитор.
Автобиография править
.mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}Крейслер, Фриц (1915). Четыре недели в окопах . Бостон, Нью-Йорк: Houghton Mifflin. OCLC 1161448 .
Работает
Фриц Крейслер сочинил для своего инструмента большое количество довольно коротких виртуозных пьес (иногда называемых «салонными»), которые он долгое время представлял как простые аранжировки композиторов прошлого. Мы также обязаны ему многочисленными аранжировками разных композиторов ( Дворжак , Рахманинов , Паганини , Альбенис , Де Фалья , Корелли , Моцарт , Тартини и др.).
Некоторые из его самых известных произведений:
- Сборник Alt-Wiener Tanzweisen (Старые венские танцевальные мелодии), в том числе:
- Liebesfreud ( Удовольствие от любви )
- Либеслейд ( Душевная боль )
- Schön Rosemary ( красивый розмарин )
- Прелюдия и Аллегро (в стиле Гаэтано Пуньяни )
- Венский каприз (опус 2)
- Китайский бубен (опус 3)
- Синкопа
- Струнный квартет ля мажор (1919)
- La Précieuse (в стиле Куперена )
- Вариации на тему Корелли
- Рондино (на тему Бетховена )
- In Tempo Minuetto
- Затронутые существа
- Маленькая Вена Марш
- Полишинель (серенада)
- Аллегретто (в стиле Порпора )
- Розамунде (по мотивам музыки балета)
- Пастуший Мадригал
- Бубен (в стиле Жан-Мари Леклер )
- Концерт до скрипки «в стиле Вивальди » (1905)
- Сицилианна и Ригодон «в стиле Франсуа Франко «
- Каденции для концертов Бетховена и Брамса
- Tempo di Minuetto
- Речитативо и Скерцо (опус 6)
- Песня Людовика XIII и Павана
- Старый рефрен
- Ла Гитана
Интересные факты
1. вечно молодой старый брамс
Это было в Вене. Исполнялся Концерт скрипки с оркестром Иоганнеса Брамса. За дирижерским пультом стоял сам маститый автор, а сольную партию играл совсем юный Фриц Крейслер.
Когда дело дошло до финала, Брамс неожиданно повел оркестр так быстро, что юный скрипач едва успевал.
В артистической после выступления Крейслер спросил Брамса:
— Маэстро, почему вы взяли такой головокружительный темп в финале?
На это Брамс (он был старше Крейслера на 42 года) ответил:
— А почему бы и нет, мой дорогой юный друг? Просто у меня сегодня отменное настроение, мой пульс бьется гораздо быстрее обычного и я чувствую себя таким же молодым, как вы…
2. «баловник»
В 1935 году Крейслер признался, что изданные им в начале века транскрипции двенадцати старинных произведений для скрипки и фортепиано под названием «Классические рукописи», авторство которых приписывалось Вивальди, Лайнеру, Куперену, Пуньяни, Франкру и другим композиторам, в действительности являются его собственными произведениями, которые он сочинил в юности из баловства…
Этому сенсационному саморазоблачению предшествовал забавный случай. Один музыкальный критик в своей статье строго отчитал Крейслера за то, что он включил в программу концерта свой бесталанный «Венский каприс» и исполнил эту «совершенно пустяковую пьесу» рядом с полными подлинной прелести старинными вальсами Ланнера…
Развеселившийся Крейслер тогда и разъяснил почтенному критику, что вальсы Ланнера написаны тем же пером, что и «Венский каприс»…
3. все в порядке, дорогая!
26 апреля 1941 года Крейслер, переходивший Медисон-авеню в Нью-Йорке, был сбит грузовиком. Он получил тяжелые повреждения и в течение нескольких дней состояние его считали безнадежным. Но спустя месяц врачи уже не сомневались, что жизни музыканта ничего не грозит. Тогда возник волнующий вопрос: сможет ли он когда-нибудь снова играть на скрипке?
В конце мая, когда Крейслер уже мог подниматься, жена артиста Гарриет принесла в его комнату скрипку и как бы между прочим сказала, что не может вспомнить одно место из скрипичного концерта Мендельсона. Не сыграет ли он это место?
— Конечно, — услышала она в ответ.
Крейслер взял смычок, поднес скрипку к подбородку и поднял правую руку…
Он играл уверенно. Звук был чистым, ясным и сверкающим. Закончив, Крейслер спросил жену:
— Ну как, дорогая? Надеюсь, это именно то, что ты хотела услышать?
4. я первый!
Однажды Крейслер и Тибо решили сыграть в Париже Двойной концерт Баха. На репетицию времени у них не было и скрипачи впервые встретились друг с другом уже на сцене. Дирижер взмахнул палочкой — и оба солиста одновременно заиграли… партию первой скрипки.
5. неудачная шутка
Однажды Крейслер, зайдя в антикварную лавку, в шутку предложил хозяину свою скрипку. Хозяин, осмотрев скрипку, сказал, что он не так богат, чтобы купить этот инструмент, вышел из лавки и вернулся с полицейским:
— Арестуйте этого человека, он украл скрипку Крейслера.
У Крейслера не было с собой документов, подтверждающих личность, и он заиграл на скрипке. Хозяин лавки понял, что перед ним великий скрипач.
Творчество
Крейслер — один из крупнейших скрипачей первой половины XX века. Его исполнение отличалось технической безукоризненностью, точной фразировкой, элегантным и тёплым звучанием, живым ритмом. Техника вибрато («французское» вибрато), которую, по словам самого Крейслера, он перенял у Генрика Венявского, также была одной из отличительных черт его игры. Сохранилось достаточно большое количество его записей, относящихся в основном к 1920-м — 1930-м годам, среди которых — концерты Баха, Моцарта, Бетховена, Паганини, Мендельсона, скрипичные сонаты Шуберта и Грига (с Сергеем Рахманиновым) и др.
Крейслер был талантливым композитором, среди его сочинений — струнный квартет, оперетты («Цветы яблони» — 1919, «Сисси» — 1932), а также произведения для скрипки — каденции к концертам Брамса и Бетховена, к соль-минорной сонате Тартини «Дьявольские трели», многочисленные пьесы, в наше время часто исполняющиеся «на бис» — «Китайский тамбурин», «Маленький венский марш», «Чудесный розмарин», «Муки любви», «Радость любви» и многие другие, в том числе многочисленные музыкальные мистификации, приписанные композиторам прошлого.
Биография
Фриц Крейслер родился в семье врача. Его родители были евреями. Принял крещение в возрасте 12 лет.
С четырёх лет учился игре на скрипке у Жака Обера, и достаточно быстро достиг больших успехов. В семь лет получил право обучаться в Венской консерватории (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства), став самым молодым её студентом в истории, допущенным в виде исключения — по правилам в консерваторию принимались лица не моложе 14 лет. Занимался по классу скрипки у Йозефа Хельмесбергера и теории музыки у Антона Брукнера. В девять лет Крейслер впервые выступил на публике, а ещё через год окончил консерваторию с золотой медалью. Продолжил совершенствоваться в Парижской консерватории у Жозефа Массара (скрипка) и Лео Делиба (теория и композиция). В 1887 году Крейслер получил первую премию на выпускном экзамене, после чего решил начать самостоятельную творческую карьеру.
В — Крейслер совершает концертный тур по США вместе с пианистом Морицем Розенталем, однако публика принимает его весьма сдержанно. Вернувшись в Вену, он поступил в гимназию, а затем два года учился на медицинском отделении университета, после чего служил в армии. В 1896 году Крейслер пытается поступить в оркестр Венской придворной оперы, но не проходит по конкурсу из-за своей слабой способности к чтению с листа, что не мешает ему, тем не менее, начать сольную карьеру. Уже через два года он даёт концерт с Венским филармоническим оркестром, по иронии судьбы, сформированным из музыкантов того самого состава, в который его не приняли. Настоящее международное признание приходит к скрипачу в 1899 году, когда он впервые выступил с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Артура Никиша. В следующем сезоне (1900—1901) Крейслер гастролировал в США, а 12 мая 1902 года дал первый концерт в Лондоне. Английская музыкальная общественность с восторгом приняла скрипача, в 1904 ему была присуждена золотая медаль Лондонского филармонического общества, а композитор Эдуард Элгар посвятил ему свой Скрипичный концерт, впервые исполненный Крейслером 10 ноября 1910 года под управлением автора.
С началом Первой мировой войны Крейслер ушёл на фронт в составе австрийской армии, однако был демобилизован после ранения в октябре и вскоре уехал в США. В 1924 году скрипач вернулся в Европу, где жил сначала в Берлине, а затем во Франции.
После усиления нацистских настроений в Европе Крейслер в 1938 году вновь уехал в США, где в принял американское гражданство. Несмотря на тяжёлую автокатастрофу, в которую он попал в 1941 году, он вскоре вернулся к активной концертной деятельности. Последнее публичное выступление Крейслера состоялось 1 ноября в Карнеги-холле, в течение последующих нескольких лет он ещё выступал на телевидении, но вскоре решил окончательно завершить карьеру музыканта из-за прогрессировавшей слепоты и глухоты (последствий автокатастрофы). Свою уникальную коллекцию скрипок XVIII века Крейслер продал, оставив себе единственный инструмент работы Жана Вийома 1860 года. Последние годы жизни скрипач провёл в Нью-Йорке.