Козьма прутков

Оглавление

Произведения Козьмы Пруткова

  • Прутков К. Полное собрание сочинений / А. М. и В. М Жемчужниковы. – Пб., 1884. – 353 с.
  • То же. – 12-е изд. – Пб., 1916. – 256 с.
  • Прутков К. Полное собрание сочинений / вступ. ст. и примеч. П. Н. Беркова. – Доп. и сверенное по рукописям. – М.-Л. : Академия, 1933. – 637 с.
  • Прутков К. Полное собрание сочинений / вступ. ст., ред. и примеч. Б. Я. Бухштаба. – Л. : Сов. писатель, 1949. – 408 с. – (Б-ка поэта. Большая серия).
  • То же. – 2-е изд. – М.-Л., 1965. – 479 с.
  • Прутков К. Сочинения / вступ. ст. Д. И. Заславского; подгот. текста и примеч. А. К. Бабореко. – М. : Гослитиздат, 1955. – 419 с.
  • Прутков К. Сочинения / вступ. ст. В. Сквозникова; примеч. А. К. Бабореко. – М. : Худож. лит., 1974. – 448 с.
  • Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова / сост., предисл., примеч. и словарь Д. А. Жукова; рис. Н. В. Кузьмина. – М. : Дет. лит., 1983. – 303 с.: ил.
  • Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова / вступ. ст., коммент., Вл. Новикова. – М. : Книга, 1986. – 414 с.
  • Прутков К. Сочинения / вступ. ст. В. Сквозникова; коммент. А. К. Бабореко; ил. Н. Кузьмина. – М. : Правда, 1986. – 416 с. : ил.
  • Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова / предисл. Ф. Кривина; примеч. А. Бабореко. – М. : Худож. лит., 1987. – 335 с. – (Классики и современники. Русская классическая литература).
  • Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова. – М. : Терра, 1996. – 399 с.
  • Прутков К. Избранные произведения / вступ. ст., ред. и примеч. В. Десницкого. – Л. : Сов. писатель, 1939. – 396 с. – (Б-ка поэта. Малая серия).
  • Прутков К. Драматические произведения. – М. : Искусство, 1974. – 160 с.
  • Прутков К. Плоды раздумья: мысли и афоризмы. – М. : Худож. лит., 1990. – 319 с.
  • Прутков К. Пух и перья: мысли и афоризмы. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 399 с. – (Антология мудрости).
  • Прутков К. Пух и перья : мысли и афоризмы. – М. : Эксмо, 2004. – 400 с. – (Антология мудрости).
  • Прутков К. Проект введения единомыслия в России. Любовь и Силин / вступ. ст. П. К. Губера. – П.-М. : Радуга, 1923. – 48 с.

Афоризмы Козьмы Пруткова

  • Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни
  • Никто не обнимет необъятного
  • Лучше скажи мало, но хорошо
  • Наука изощряет ум, ученье вострит память
  • Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную
  • Женатый повеса воробью подобен
  • Если хочешь быть красивым, поступи в гусары
  • Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть фонтану
  • Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине
  • Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться
  • Принимаясь за дело, соберись с духом
  • На дне каждого сердца есть осадок
  • Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить
  • Что имеем не храним, потеявши плачем

Сказал Козьма Прутков: Если хочешь быть счастливым, будь им

Заметки на полях

Знания не имеют авторства, они принадлежат всему человечеству.

Аноним — это автор, не оставивший своей подписи.

Псевдоним — подпись автора под выдуманным именем.

А Козьма Прутков — это и то и другое, поскольку его псевдоним скрывает собою не одного анонима, а нескольких.

Фактически его творчество можно отнести к одному из примеров неавторской культуры, когда одной произведение готовит группа авторов, которая не раскрывает своих имён, анонимно.

Неавторская культура — это традиция писателей, учёных и изобретателей отказываться от авторских прав на свои произведения. Наиболее ранними формами проявления неавторской культуры являются народные предания, фольклор.

Примерами современной неавторской культуры являются:

  • литературные маски авторских коллективов Козьма Прутков, Николя Бурбаки и другие, в том числе и мы — ИАЦ,
  • фанклубы, хэппенинги, совместное музицирование, публичные дискуссии, телеконференции, сетевые проекты с неопределенным и переменным составом участников,
  • различные общественные объединения в области предоставления и получения социально-бытовых услуг, такие, например, как немецкий Tauschring («кольцо обмена»), Сто друзей в России,
  • компьютерная пользовательская оболочка (операционная система) Linux и её многочисленные дистрибутивы,
  • многочисленные бесплатные компьютерные программы,
  • библиотеки звуковых книг в интернете,
  • оцифрованные книги прошлых лет библиотек мира, предоставляемые сервисом Google-книги, и ещё многое другое!

Портрет Козьмы Пруткова

Портрет Козьмы Пруткова создали к несостоявшемуся изданию 1853/54 годов тогдашние студенты Академии художеств, занимавшиеся и жившие вместе: Лев Михайлович Жемчужников, будущий профессор Александр Егорович Бейдеман и Лев Феликсович Лагорио.

В «Биографических сведениях о Козьме Пруткове» подробно описан этот его единственный прижизненный «портрет, отпечатанный в том же 1853 году в литографии Тюлина, в значительном количестве экземпляров. Тогдашняя цензура почему-то нe разрешила выпуска этого портрета; вследствие этого не состоялось и все издание. В следующем году оказалось, что все отпечатанные экземпляры портрета, кроме пяти, удержанных издателями тотчас по отпечатании, пропали, вместе с камнем, при перемене помещения литографии Тюлина, вот почему при настоящем издании приложена фотогиалотипная копия, в уменьшенном формате, с одного из уцелевших экземпляров того портрета, а не подлинные оттиски. Дорожа памятью о Козьме Пруткове, нельзя не указать и тех подробностей его наружности и одежды, коих передачу в портрете он вменял художникам в особую заслугу; именно: искусно подвитые и всклоченные, каштановые, с проседью, волоса; две бородавочки: одна вверху правой стороны лба, а другая вверху левой скулы; кусочек черного английского пластыря на шее, под правою скулой, на месте постоянных его бритвенных порезов; длинные, острые концы рубашечного воротника, торчащие из-под цветного платка, повязанного на шее широкою и длинною петлею; плащ-альмавива, с черным бархатным воротником, живописно закинутый одним концом за плечо; кисть левой руки, плотно обтянута я белою замшевою перчаткою особого покроя, выставленная из-под альмавивы, с дорогими перстнями поверх перчатки (эти перстни были ему пожалованы при разных случаях). Когда портрет Козьмы Пруткова был уже нарисован на камне, он потребовал, чтобы внизу была прибавлена лира, от которой исходят вверх лучи. Художники удовлетворили это его желание, насколько было возможно в оконченном уже портрете; но в уменьшенной копии с портрета, приложенной к настоящему изданию, эти поэтические лучи, к сожалению, едва заметны».

Стихотворение Козьмы Пруткова «Мой портрет», представляет наиболее характерные черты творчества и духовного облика поэта.

1Вариант: «На коем фрак». (Примечание К. Пруткова.)

Казак с Дона

Козьма Фирсович Крючков — настоящий донской казак. Он родился в 1890 году на хуторе Нижне-Калмыковский в Усть-Медведицком округе Войска Донского, в семье коренных казаков. Жили небогато, но честно, ничем особенным не выделяясь среди тысяч таких же семей. Козьма закончил станичную школу, рос сильным и ловким мальчишкой, слыл заводилой среди своих сверстников. К 1911 году, когда пришла пора записываться на действительную службу, он был уже женат, имел сына и дочь.

Его путь к Георгиевскому кресту начался в «Третьем Донском казачьем полку имени Ермака Тимофеевича», знаменитого русского первопроходца и покорителя Сибири. Полк этот был хорошо известен и обладал впечатляющими воинскими заслугами. Он являлся прямым наследником Донского казачьего Ханженкова полка, сформированного еще в 1804 году. В 1805 году казаки полка под началом Михаила Илларионовича Кутузова принимали участие в австрийском походе против французской армии. За храбрость и добросовестную службу подразделение получило Полковое Георгиевское знамя с памятной надписью. 3-ий полк долгое время воевал на Кавказе против мятежных горцев, готовился к участию в войне с Турцией в 1877—1878 годах, а теперь был переброшен к самой границе и поддерживал состояние полной боеготовности.

Служба Крючкову нравилась, и он постепенно рос по служебной лестнице — к 1913 году получил чин приказного и был рекомендован для дальнейшего повышения. В полку с такими славными традициями открывались внушительные перспективы, и молодой казак в самое ближайшее время видел себя подхорунжим, а то и есаулом на государевой службе.

Но войска, как известно, существуют для битв, и очень вскоре казакам пришлось проверить свои умения на практике. Новость о начале войны в полку встретили без особой тревоги — к войне готовились, ее ждали, и теперь пришло время проявить себя по-настоящему.

4 августа русская армия, не успевшая завершить мобилизацию сил, перешла границу с противником и начала масштабное наступление в Восточной Пруссии. 1-ая армия под командованием Павла Ренненкампфа (куда входил и 3-ий Донской казачий полк) наступала почти точно на запад, а 2-ая под началом Александра Самсонова должна была ударить с юга, перерезав пути отступления немецких сил. Предполагалось, что русские «клещи» охватят германскую армию с двух сторон и приведут ее к неминуемому разгрому, открыв главное направление наступления на Берлин через польскую Познань.

Первые бои при Шталлупенене и Гумбиннене действительно оказались удачными для русских — немцы потерпели поражение и начали отступление, не имея возможности передохнуть. Но по разным причинам развить успех не удалось. Ренненкампф простоял на месте два дня и не стал преследовать немцев, что позволило им перегруппировать свои силы и выстроить крепкую оборону. Отсюда уже виднелась перспектива затяжной позиционной войны на ближайшие 4 года, но русские не верили в это и готовились к новому наступлению.

Комментарии

Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов

А Сидороввалуа
сегодня в 07:53

Мы знаем, где мозги у Эрдогана

Емеля
вчера в 20:21

Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.

Александр собянинбуржец
вчера в 13:32

Сир, вы будете принимать ликование России ?

А Сидороввалуа
27 сентября в 23:30

Инстинкты против личной жизни

Olga Gorr
27 сентября в 19:05

М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога «Восстановление смыслов», август 2021 г., ч. 2

Ксения Кошелева
26 сентября в 20:07

Страна обломовых

Емеля
25 сентября в 20:32

«Балансирование, поддерживающее стабилизец»

Емеля
22 сентября в 08:20

Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры

Александр собянинбуржец
21 сентября в 14:13

Глобализация и Образ будущего

Александр собянинбуржец
21 сентября в 02:07

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
18 сентября в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
18 сентября в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Биография Козьмы Пруткова

Родился в деревне Тентелевая близ Сольвычегорска 11 апреля 1803 года. Три года прослужил в гусарском полку, 40 лет до самой смерти, Пробироной палатке (учреждении для исследования серебряных и золотых вещей и для наложения на них пробного клейма). Был её директором, имел чин действительного статского советника, был награжден орденом Святого Станислава первой степени. Скончался в Петербурге 13 января 1863 года

Козьма Прутков — пародия на литератора-чиновника. Афоризмы Пруткова — большей частью казенные, общие места, его мысли — не имеют отношения к его эпохе, стоят вне времени и пространства. Будучи ограниченным, он дает советы мудрости; не имея таланта, пишет стихи, без образования и понимания дел в России пишет «прожекты». Он воспитанник той эпохи, когда всякий, без малейшей подготовки, брал на себя любые обязанности, если начальство их налагало. При этом Прутков был добродушен и честен, чем был многим симпатичен.

История создания

Козьма Прутков – коллективный псевдоним сразу нескольких писателей и поэтов. Под литературной маской прячутся Алексей Толстой, его кузены Владимир, Алексей и Александр Жемчужниковы. Свою руку к созданию сборников изречений, афоризмов и басен приложил поэт Петр Ершов, а живописному образу Прутков обязан Льву Жемчужникову.

Алексей Толстой

История создания гениальной мистификации русской сатиры началась летними вечерами 1851 года, когда в имении деревни Павловка собрались на «каникулы» Алексей Толстой и его двоюродные братья. Острословы и шутники коротали часы за баловством и насмешками над современниками и явлениями жизни.

Каждый повелевал своей стихией: Толстого увлекало эпистолярное балагурство, Алексей Жемчужников придумывал комические сценарии для домашнего театра, у Александра блестяще получалось облекать в басни нелепые истории, а Владимир обладал даром пародиста. Так родилась на свет первая басня Пруткова «Незабудка и запятки», а вслед потянулась цепочка из нравоучительных рассказов – «Цапля и беговые дорожки», «Кондуктор и тарантул» и другие. Братья так увлеклись, что к концу лета скопился десяток сатирических произведений.

Алексей Жемчужников

Владимир в письме другу отмечал, что шуточные произведения придумывались в качестве доказательства «излишеств похвал Крылову» – басни получаются у других людей не хуже. А также добавил:

Родившийся случайно Прутков позже обрастал качествами уже сознательно. В середине 50-ых годов к балагурству авторов присоединился Петр Ершов, с которым Владимир познакомился, когда служил в Тобольске. Вместе с создателем «Конька-Горбунка» явили миру комичную оперетту «Черепослов, сиречь Френолог». Это произведение потом пришло к читателю под авторством отца Козьмы Пруткова. Так выдуманный персонаж получил родословную.

Владимир Жемчужников

Имя Пруткову подарил камердинер Жемчужниковых, которого, впрочем, звали Кузьмой. Позже «у» поменялась на «о» с легкой руки проказника Александра. Примерно в это же время новый житель литературного Олимпа «получил» профессию и чин, женился, обзавелся потомством.

Произведения вымышленного писателя пришли к читателям в 1854 году. На страницах приложения к журналу «Современник», юмористического издания «Литературный ералаш» заблистали «Досуги Козьмы Пруткова», а спустя пятилетку публика хохотала над творением «Пух и перья. К досугам Козьмы Пруткова».

Александр Жемчужников

Для полноты картины авторы публиковали «Мысли и афоризмы», а так же анекдоты «Из записок моего деда» в журнале «Искра». Завершили литературную карьеру вымышленного героя публикации в «Свистке», датируемые 1863 годом.

Все книги Пруткова до революции выдержали более 10 изданий, а в XX веке полки книжных магазинов обогатились «Полным собранием сочинений Козьмы Пруткова».

Биография Козьмы Пруткова

Стоит отметить, что Козьма Прутков является ярким примером литературной маски с хорошо продуманной биографией, что довольно проблематично встретить в литературе того времени. Точно известна его дата рождения — 11 (23 по новому стилю) апреля. При этом существуют расхождения среди биографов по поводу года рождения. Одни из исследователей жизни писателя упоминают 1801-й, в свою очередь, другие — 1803-й год.
Козьма Прутков был женат. В браке с Антонидой Проклеветантовой родилось много детей, из которых дожили до зрелого возраста 6 сыновей и 4 дочки. После отставки со службы юнкером Козьма служил при министерстве финансов (в Пробирной Палатке), где работал вплоть до самой своей смерти.

История появления образа Козьмы Пруткова

Козьма Петрович Прутков – одно из удивительных и ярких порождений русской литературной и общественной жизни. Как известно, его самого, со всей биографией и родословной, с баснями, стихотворениями, пьесами, афоризмами, придумали поэт Алексей Константинович Толстой и его двоюродные братья – Алексей и Владимир Жемчужниковы. Свою лепту внесли и другие Жемчужниковы – Александр и Лев, а также поэт Петр Павлович Ершов (1815-1869). Лев Жемчужников вместе с художниками Бейдеманом и Лагорио придумали живописный образ Пруткова, создав его портрет.

Летом 1851 года братья Жемчужниковы и Алексей Толстой жили в Павловке (ныне Долгоруковский район), в имении, где все они любили проводить время, шутить и насмешничать. Находилось оно километрах в двух от долгоруковского села Вязовое. Там были барский дом с мезонином, служебные постройки, сад с липовыми аллеями и два пруда. Любимым занятием Алексея Толстого было эпистолярное балагурство, Алексей Жемчужников писал комические пьесы для домашнего театра, Владимир выказывал способности пародиста-имитатора, Александр слыл неистощимым изобретателем головокружительных и рискованных проделок, острословом, сочинителем нелепиц, стилизованных под басни. Так в Павловке и появилось первое прутковское творение – басня «Незабудки и запятки», которую придумал Александр Жемчужников для «шутки». Тем же летом он при содействии брата Алексея написал ещё два подобных произведения: «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки». А Алексей тогда же добавил к ним ещё парочку: одно написанное самостоятельно, другое – с братом Александром.

В письме к А. Н. Пыпину Владимир Жемчужников писал: «Когда писались упомянутые басни, то в шутку говорилось, что ими доказывается излишество похвал Крылову и др., потому что написанные теперь басни не хуже тех. Шутка эта повторялась и по возвращении нашем в Санкт-Петербург и вскоре привела меня с братом Алексеем и графом А. Толстым (брат Александр был в то время в Оренбурге) к мысли писать от одного лица, способного во всех видах творчества. Эта мысль завлекла нас, и создался тип Козьмы Пруткова». Там же: «Нравственный и умственный образ К. Пруткова создался, как говорит мой брат, не вдруг, а постепенно, как бы сам собою, и лишь потом дополнялся и дорисовывался нами сознательно». В. М. Жемчужников, служа в 1854-1855 годах в Тобольске, познакомился там с известным сочинителем сказки «Конек-Горбунок» Петром Павловичем Ершовым и привлек его к участию в создании очень смешной оперетты «Черепослов, сиречь Френолог». П. П. Ершов передал ему несколько своих куплетов, написанных в 1837 году, с просьбой куда-нибудь их поместить, что и было сделано, они были помещены во вторую картину оперетты. Впоследствии произведение это представлено было публике под авторством Петра Федотыча Пруткова, отца Козьмы. Так явился на свет в своем роде единственный во всей русской литературе поэт-чиновник, имеющий свою родословную и обремененный многочисленной родней.

В 1852 году возникающий автор стал называться Кузьмой (по имени жемчужниковского камердинера) Прутковым (Козьмою он стал лишь в 1876 – об этом позаботился проказливый брат Александр). В это же время Кузьма Петрович получил невысокий, но вполне солидный чин «по министерству финансов», сделавшись директором Пробирной Палатки (таковая действительно имелась, хотя и в другом ведомстве) и обрел две главнейшие черты: полное отсутствие чувства юмора и не ведающее границ усердие («усердие все превозмогает», – гласил один из его афоризмов).

Для читающей публики имя Козьмы Пруткова появилось впервые в 1854 году в «Литературном ералаше» – юмористическом приложении к «Современнику», где были опубликованы «Досуги Козьмы Пруткова». Это было целое собрание, включающее не менее половины всего творческого наследия Пруткова. После «Досугов» Козьма Прутков надолго умолк. Лишь через пять лет в «Современнике» появилось небольшое дополнение к «Досугам» под названием «Пух и перья. К Досугам Козьмы Пруткова». В том же 1860 году в четырех номерах сатирического журнала «Искра» печатались «Мысли и афоризмы» и анекдоты «Из записок моего деда», которые тоже представляют собой добавление к «Досугам». Заключительная публикация Козьмы Пруткова появились в 1863 году в последнем, девятом номере «Свистка».

До 1917 года сочинения Пруткова выдержали 12 изданий. В советское время издания «Полного собрания сочинений Козьмы Пруткова» выходили много раз, дополнялись новыми материалами.

Портрет

Портрет намеренно написан таким образом, что о Козьме Пруткове складывается образ как о напыщенном и самодовольном человеке. На портрете он смотрит на зрителя сверху вниз и саркастически улыбается. Волосы его умышленно всклокочены в артистическом беспорядке.

Карандашный набросок Козьмы Пруткова выполнил Лев Михайлович Жемчужников в 1853 году во время подготовки к печати сборника произведений Пруткова (сейчас он хранится в Государственном Русском музее в коллекции Л. М. Жемчужникова). Затем набросок был передан художникам Александру Егоровичу Бейдеману и Льву Феликсовичу Лагорио, «которые нарисовали и перерисовали на камень». Портрет был отпечатан в типографии Тюлина для включения его в отдельной книге, которая так и не вышла — вместо этого произведения Пруткова печатались в журнале «Современник». Несмотря на то, что портрет был создан и готов к печати в 1853 году, его публикация была запрещена цензорами на том основании, что он может оказаться карикатурой на какого-либо реального чиновника. Через 30 лет, когда полный сборник сочинений Пруткова готовился к печати, Владимир Жемчужников был вынужден разыскивать по знакомым литографическую копию этого портрета.

После официального издания портрета выходило множество интерпретаций, колоризаций и шаржей на оригинал. Например, к изданию сборника Пруткова в 1961 году художником Н. В. Кузьминым была нарисована серия портретов и иллюстраций.

Биография

Биография Кузьмы Петровича началась то ли в 1801, то ли 1803 году – авторы так и не определились. Зато для дня рождения установили точную дату – 11 апреля. Родился будущий острослов и философ в деревне Тентелевой Вологодской губернии в семье небогатых, но уважаемых дворян. Главное историческое наследие Прутковым досталось от деда Федора Кузьмича: «Гистоические материалы» хоть и написаны «невозможным» языком и слогом, но ценны остроумными мыслями.

Образ Козьмы Пруткова

В зените славы внук опубликует перлы деда и гордо заявит о причастности к литературе всего рода, что и докажет потом отцовское издание тобольской оперетты. По заверениям Козьмы, произведение это высоко оценили Державин, Хмельницкий и даже сам Сумароков.

Наукам Прутков обучался дома, где в роли учителя выступил священник. Литературный талант проглядывался уже в раннем возрасте, ведь оценка по русской словесности значилась как «назидательно-препохвально». Жизненные дороги прослеживаются в его афоризмах. Например, в юности Козьма понял истину:

Поэтому подался в 1820 году в юнкеры. Продержаться в гусарском полку герой смог два года, но затем случилось страшное событие, ставшее впоследствии объектом пристального внимания его биографов, – Пруткову приснился генерал, на котором из одежды были только эполеты.

Деревянный бюст Козьмы Пруткова

Молодого Козьму Петровича радушно приняли в петербургском министерстве финансов на солидный чин Пробирной Палаты, где он сделал головокружительную карьеру, добравшись до руля Палаты и получив орден св. Станислава 1-й степени. Стоит заметить, успехов достиг без знакомств, исключительно благодаря собственному усердию. Славный чиновник оказался грамотным руководителем, чем и сам гордился, не забывая упомянуть:

Прожив четверть века, Козьма Прутков женился на Антониде Проклеветантовой и народил на свет кучу детей, правда, в живых остались лишь десять.

Карикатура на Козьму Пруткова и его авторов

В середине XX века персонаж получил пропуск в молодежный кружок, в который входили братья Жемчужниковы и граф Алексей Толстой. До этого момента Прутков даже не помышлял о литературной деятельности, но товарищи убедили нового друга в его исключительных писательских способностях. Окрыленный такой поддержкой, Козьма написал комедию «Фантазия». Произведение даже поставили в Александрийском театре, но тут же оно попало в опалу у властей и было запрещено.

Тогда новоиспеченный литератор принялся за сочинительство басен, а спустя год собирался издать сборник произведений с собственным портретом, но цензура вновь вставила палки в колеса. Тем не менее, умного автора с удовольствием печатали сатирические журналы.

Прожил Козьма Петрович 60 лет. 13 января 1863 года сердце великого литератора остановилось во время работы над очередными стихами.