Конвенция оон 1982 года по морскому праву

Оглавление

Содержание и положения международных правил морского права

Данный свод законов и рекомендаций содержит 320 статей и 9 положений. В них определяют понятия «континентальный шельф», «экономическая зона», «внутренние воды» и другие важные термины. Российская Федерация ратифицировала ямайскую Конвенцию и придерживается её с 1998 года.

Основные понятия морского права по этой Конвенции следующие:

Внутренние воды

Бухты, проливы, появляющиеся во время приливов озера, отмели после отлива и некоторые другие участки морского пространства считаются внутренними территориями государства. На них действуют законы этого государства.

Территориальные моря

Это территория, ограниченная 12 морскими милями от береговой линии во время наибольшего отлива. Этот участок моря и дна под ним находится под суверенитетом государства. В его пределах действуют законы этого государства, которые одобрены международными нормами. Но на этой территории также действуют транзитные правила прохода судов по общепринятому международному праву. Если проходящие суда не вызывают подозрений в связи с пиратством, контрабандой, незаконным ловом и терроризмом, то государство-хозяин территориального моря не имеет права задерживать их ход.

Стоит отметить, что около 30 государств придерживаются предыдущих правил международного права. В них территориальным морем считается граница в 3 морских мили от линии берега.

Прилежащая зона

За территориальными водами (морем) идёт прилежащая зона. Её граница – 12 морских миль (чуть больше 22 километров). На этой территории уже действуют международные правила прохода судов. Однако Конвенция по морскому праву 1982 года расширяет права государств на это пространство. На этом участке моря действуют таможенные, фискальные, иммиграционные и санитарные нормы страны-хозяйки прилежащей зоны.

Исключительная экономическая зона

Размеры исключительной экономической зоны – 370 км (200 морских миль). Отсчитывается она от той же линии, что и территориальное море и прилежащая зона. Таких правил придерживаются 100 стран, ратифицировавших Конвенцию ООН.

Данная экономическая зона уже являются частью Мирового океана, но прилагается к прибрежному государству. Хотя суда другого государства, находящиеся в исключительной экономической зоне, имеют полный набор прав, не ограниченных законами прибрежного государства. Здесь имеет место разграничение на судоходство и пользование природными богатствами.

В исключительной экономической зоне возможны договоры между странами, ратифицировавшими Конвенцию. Например, развивающиеся страны разрешают другим государствам разведку и разработку полезных ископаемых, получая за это оговоренную компенсацию. Или пример из практики рыболовства: Россия и Япония заключили между собой договор, по которому определяется юридический статус рыболовных судов в этой зоне.

Континентальный шельф

Естественное продолжение материковой зоны называется континентальным шельфом и является зоной воздействия прибрежного государства. Также в принятой терминологии понятие континентального шельфа простирается на границу в 200 морских миль, даже если материковая оконечность резко обрывается. Континентальный шельф не может быть продлён дальше 350 морских миль.

Континентальный шельф не включает в себя поверхность вод – здесь уже действуют международные правила морского права. Прибрежное государство имеет право собственности на недра и дно, включая «сидячие» живые организмы, полезные ископаемые, добытую энергию и некоторые другие виды ресурсов.

Разграничение между отдельными государствами, имеющими близкую границу по воде, выполняются отдельно. Например, в Балтийском море действуют несколько договоров относительно взаимопользования континентальным шельфом.

На видео-международное морское право:

Иные термины и правила пользования конвенции организации объединенных наций

Конвенция ООН по морю также определяет понятия архипелажных вод, открытого моря, проливов и международного дна. Их совместное использование и юрисдикция определяются в индивидуальном порядке при сохранении приоритета международного права.

Конвенция ООН, заключённая в 1982 году, устанавливает общие правила пользования недрами, полезными ископаемыми, морскими глубинами и воздушным пространством над ними. Благодаря ней все споры между странами-участницами можно разрешить в правовом поле. Единственный недостаток Конвенции – не все государства ещё ратифицировали её.

Задний план

ЮНКЛОС заменяет старую концепцию « свободы морей », относящуюся к 17 веку: национальные права были ограничены определенным водным поясом, простирающимся от береговой линии страны , обычно 3 морских мили (5,6 км) ( трехмильный предел ), согласно к правилу « пушечного выстрела», разработанному голландским юристом Корнелиусом ван Бюнкершуком . Все воды за пределами национальных границ считались международными водами : свободными для всех наций, но не принадлежащими ни одной из них ( принцип mare liberum, провозглашенный Гуго Гроцием ).

В начале 20 века некоторые страны выразили желание расширить национальные требования: включить минеральные ресурсы, защитить рыбные запасы и предоставить средства для обеспечения . ( Лига Наций созвала конференцию 1930 года в Гааге , но никаких соглашений не привело.) Используя принцип обычного международного права о праве страны на защиту своих природных ресурсов, президент Гарри С. Трумэн в 1945 году распространил контроль Соединенных Штатов на все природные территории. ресурсы его континентального шельфа . Другие страны последовали его примеру. Между 1946 и 1950 годами Чили, Перу и Эквадор расширили свои права на расстояние в 200 морских миль (370 км), чтобы покрыть свои рыболовные угодья на течениях Гумбольдта . Другие страны расширили свои территориальные воды до 12 морских миль (22 км).

К 1967 году только 25 стран все еще использовали старый предел в 3 мили (4,8 км), в то время как 66 стран установили территориальный предел в 12 морских миль (22 км), а восемь установили 200-мильный (370 км) предел. По состоянию на 28 мая 2008 года только две страны по-прежнему используют ограничение в 3 мили (4,8 км): Иордания и Палау. Этот предел также используется на некоторых австралийских островах, в районе Белиза, некоторых японских проливах , определенных районах Папуа-Новой Гвинеи и некоторых заморских территориях Великобритании , таких как Гибралтар .

Индивидуальные доказательства

  1. Дэвид Андерсон: Современное морское право. Избранные эссе (= Vaughan Lowe : Publications on Ocean Development . No.59 ). Koninklijke Brill NV / Martinus Nijhoff Publishers, Лейден / Бостон, 2008 г., ISBN 978-90-04-15891-7 , глава 1, стр.6 (английский).
  2. Дэвид Андерсон: Современное морское право. Избранные эссе (= Vaughan Lowe : Publications on Ocean Development . No.59 ). Koninklijke Brill NV / Martinus Nijhoff Publishers, Лейден / Бостон, 2008 г., ISBN 978-90-04-15891-7 , глава 1, стр.8 (английский).
  3. Майор Томас Э. Бехуняк: Архивировано из 28 декабря 2016 г. (PDF; 6,5 МБ) В: Департамент армии (Ред. ): Обзор военного права . 82, 1978, , стр. 120. Проверено 9 октября 2019 г.
  4. Дэвид Андерсон: Современное морское право. Избранные эссе (= Vaughan Lowe : Publications on Ocean Development . No.59 ). Koninklijke Brill NV / Martinus Nijhoff Publishers, Лейден / Бостон, 2008 г., ISBN 978-90-04-15891-7 , глава 1, стр.10 (английский).
  5. , по состоянию на 9 октября 2019 г. В: Официальный журнал Европейских сообществ . L 179, 23 июня 1998 г., стр. 3-134.

ЮНКЛОС I

Претензии прибрежных государств на территориальные воды в 1960 г.
Заявка на ширину Количество состояний
Ограничение на 3 мили 26
Ограничение на 4 мили 3
Ограничение на 5 миль 1
Ограничение на 6 миль 16
Предел 9 миль 1
Ограничение на 10 миль 2
Ограничение на 12 миль 34
Более 12 миль 9
Неопределенные 11

В 1956 году Организация Объединенных Наций провела свою первую Конференцию по морскому праву (ЮНКЛОС I) в Женеве , Швейцария. В результате ЮНКЛОС I в 1958 году было заключено четыре договора:

  • Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне , вступила в силу: 10 сентября 1964 года.
  • Конвенция о континентальном шельфе , вступила в силу: 10 июня 1964 года.
  • Конвенция об открытом море , вступила в силу: 30 сентября 1962 года.
  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов открытого моря , вступила в силу: 20 марта 1966 года.

Хотя UNCLOS I считался успешным, он оставил открытым важный вопрос о ширине территориальных вод.

Органы, учрежденные в рамках Конвенции ООН по морскому праву

Конвенция сформировала три специальных органа по различным аспектам морского права.

Международный орган по морскому дну

Международный орган по морскому дну — организация, посредством которой государства-участники организуют и контролируют деятельность в отношении минеральных ресурсов морского дна в международной зоне за пределами национальной юрисдикции. Он начал работать в 1994 году и находится в Кингстоне (Ямайка). В 2002 году Орган принял Правила поиска и разведки полиметаллических
конкреций в Районе (определяемом как «морское и океанское дно и его недра за пределами национальной юрисдикции»).

После принятия Правил, в которые входят стандартные положения договоров на проведение поисково-разведочных работ, были подписаны первые 15-летние договоры на разведку полиметаллических конкреций в глубоководных районах морского дна с первыми зарегистрированными инвесторами: Государственным предприятием Южморгеология (Российская Федерация); Совместной организацией «Интерокеанметалл» (консорциум, образованный Болгарией, Кубой, Чешской Республикой, Польшей, Российской Федерацией и Словацкой Республикой); Республикой Корея; Китайской ассоциацией по изысканиям и разработке минеральных ресурсов дна (КОМРА); Французским научно-исследовательским институтом эксплуатации моря (IFREMER) Французской ассоциацией изучения минеральных включений (AFERNOD); Компанией по разработке глубоководных ресурсов океана (DORD-Japan) и Департаментом по освоению ресурсов океана, Индия.

Первые инвесторы представлены государственными предприятиями и многонациональными консорциумами, которые, проведя разведочные работы и выявив экономически пригодные для разработки залежи полиметаллических конкреций в Районе до принятия Конвенции, получили приоритетное право получения разрешения на добычу перед всеми другими заявителями, кроме Предприятия. Предприятие — орган Международного органа по морскому дну, который осуществляет в Районе деятельность, предусмотренную в Конвенции, а также транспортировку, обработку и реализацию минералов, добытых в Районе.

Международный трибунал по морскому праву

Действующий с 1996 года Международный трибунал по морскому праву был создан для разрешения споров, связанных с толкованием или применением Конвенции. Трибунал в составе 21 судьи, избираемый государствами-участниками, расположен в германском порту Гамбург. Первое заявление о возбуждении дела Трибунал получил в ноябре 2001 года. С тех пор было возбуждено 11 дел, большинство из них о безотлагательном освобождении судов и их экипажей, арестованных предположительно в нарушение Конвенции. Некоторые дела касались консервации живых ресурсов, а именно, южных запасов голубого тунца в делах Новая Зеландия против Японии и Австралия против Японии, а также запасов меч-рыбы в юго-восточной части Тихого океана в деле между Китаем и Европейским сообществом. Еще одно дело касалось предупреждения загрязнения моря с суши, источником которого являлся завод по переработке использованного ядерного топлива в новый вид топлива под названием «смешанное оксидное топливо» (МОКС) в деле Ирландия против Великобритании.

В соответствии с резолюцией 51/204 от 17 декабря 1996 года Трибуналу предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее. Соглашение о сотрудничестве между ООН и Трибуналом было подписано 18 декабря 1997 года и утверждено Генеральной Ассамблеей в резолюции 52/251 от 8 сентября 1998 года. 

Документы

  • Статут Международного трибунала по морскому праву

Комиссия по границам континентального шельфа

Комиссия по границам континентального шельфа призвана содействовать соблюдению Конвенции в отношении определения внешних границ континентального шельфа, выходящего за 200 морских миль от базовой линии, от которой отмеряется ширина территориальных вод. Согласно Конвенции прибрежное государство устанавливает внешние границы своего континентального шельфа там, где он выходит за пределы 200-мильной зоны на основе рекомендаций Комиссии.

Комиссия провела свою первую сессию в Центральных учреждениях ООН в 1997 году. Ее 21 член, избираемый государствами — участниками Конвенции, выступают в личном качестве как эксперты в области геологии, геофизики, гидрографии и геодезии. Комиссия получила первое обращение от государства-члена — Российской Федерации — в декабре 2001 года.

Документы

  • Правила процедуры
  • Научно-техническое руководство Комиссии по границам континентального шельфа
  • Внутренний кодекс поведения для членов Комиссии
    по границам континентального шельфа

Исторические предпосылки.

Изначально морское право складывалось в форме обычаев. Начиная с XVII века национальные права ограничивались полосой воды, примыкающей к берегу страны. Ширина этой полосы, согласно правилу «пушечного выстрела», разработанному голландским юристом Корнелиусом ван Бинкершоком, составляла, как правило, 3 морские мили. Все воды за пределами национальных границ считались открытыми и свободными для всех народов, не подпадающими под суверенитет какого-либо государства (принцип «свободного моря», сформулированный Гуго Гроцием).

Технологические достижения конца XIX – начала XX века привели к серьезному обострению соперничества между странами за контроль над океаном и его ресурсами. Крупные рыболовные суда, способные находиться в море в течение нескольких месяцев, быстро истощали запасы промысловых рыбы. Открытия нефтяных и газовых месторождений и крупных залежей полезных ископаемых на морском дне расширяли притязания государств на районы моря, богатые этими ресурсами. Масштабная эксплуатация живых и неживых ресурсов оказывала негативное воздействие на окружающую среду, увеличивая уровень загрязнения и разрушая прибрежные экосистемы.

В 1930 г. под эгидой Лиги Наций была проведена Гаагская конференция по кодификации международного права. Хотя на этой конференции не удалось заключить какого-либо соглашения по территориальному морю, страны-участницы в предварительном порядке одобрили проект статей, отражавших определенную степень согласия по многим вопросам, относящимся к данной тематике.

Одной из уставных целей созданной после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций является кодификации и прогрессивное развитие международного права, в том числе морского. Существенную часть подготовительной работы в данной области выполняет Комиссия международного права, специально учрежденная для этой цели в 1947 году.

В 1956 году по инициативе ООН была созвана Первая конференция по морскому праву в Женеве, завершившаяся в 1958 г принятием четырех конвенций и факультативного протокола об урегулировании споров:

  • Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
  • Конвенция о континентальном шельфе;
  • Конвенция об открытом море;
  • Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Хотя Первая конференция в целом считается успешной, но такой важный вопрос как ширина территориального моря остался нерешенным.

Вторая конференция, проведенная в 1960 году также в Женеве, не привела к каким-либо соглашениям о границах территориального моря и правах на рыболовство.

В декабре 1973 году в Нью-Йорке была созвана Третья Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Сто шестьдесят пять государств приняли в ней участие с полным правом голоса. Несколько полунезависимых государств и Совет ООН по Намибия присутствовали в качестве наблюдателей.

Стремясь обеспечить максимально широкую поддержку, на Третьей Конференции решение принципиальных вопросов осуществлялось на основе консенсуса, когда достижение какого-либо соглашения проходило не путем голосования, а путем переговоров, поиска компромисса и взаимных уступок. Для принятия окончательного решения требовалось лишь общее одобрение, а также отсутствие каких-либо официальных возражений.

С 1973 по 1982 год было проведено 11 сессий конференции, на которых были разработаны и подписаны Конвенция по морскому праву и Заключительный акт.

Дебаты

Джим Инхоф

В Соединенных Штатах ведутся ожесточенные дебаты по поводу ратификации договора, причем критика идет в основном со стороны политических консерваторов . Группа сенаторов-республиканцев во главе с Джимом Инхофом из Оклахомы заблокировала ратификацию Конвенции США, заявив, что это посягает на суверенитет США . Другие комментаторы утверждали, что, хотя администрация Джорджа Буша , Пентагон и Комитет по международным отношениям Сената выступили за ратификацию, другие комитеты Конгресса США, обладающие надзорной юрисдикцией, еще не провели открытого, прозрачного и содержательного общественного обзора важных экологических аспектов этого самого сложного договора. нормативные и правовые положения, их связь с положениями других многосторонних природоохранных договоров, а также необходимость внесения поправок в федеральные законы и / или нормативные акты США по охране окружающей среды, дикой природе, химикатам и оффшорному бурению с целью выполнения международно-правовых обязательств, которые США возьмут на себя. ратификация ЮНКЛОС. Спорный вопрос, выявил бы такой обзор взаимосвязь между усилиями США по присоединению к ЮНКЛОС, экологическим законодательством, ранее предложенным членами 111-го Конгресса, и политикой в ​​отношении Мирового океана, принятой администрацией Обамы.

История принятия

Это разграничение континентального шельфа, положения о вылавливании живых организмов, территориальные признаки морских границ и правила поведения государственных флагов в открытом море.

Интересно так же будет знать всё про конвенцию оон о правах ребенка.

Недостатком соглашения было то, что его согласились ратифицировать всего несколько государств. II Конференция была созвана в 1960 году и не дала результата. Генассамблея ООН созвала следующее заседание по морскому праву в 1973 году.

Проработав 5 лет, III Конференция относительно морского права была результативной. 10.12.1982 в ямайском центре Монтего-Бей была принята Конвенция ООН относительно морского права. Действовать данный свод законов, рекомендаций и правил начал с 1997 года и на сегодня он одобрен 139 независимыми странами и ЕС.

Чтобы избежать конфликтов в области правообладания на недра морского дна и глубин, страны-участницы пошли на «мировую», поступившись некоторыми своими интересами в угоду спокойствию и централизации. Вместе с тем, некоторые положения данной Конвенции являются спорными. Плюс ко всему, не все морские державы ратифицировали этот закон. Поэтому в мире ещё возникают споры при добыче материальных благ, пользовании морскими потенциалами и правилах судоходства в спорных водах.

Важно при изучении данного вопроса знать про соотношение международного публичного и международного частного права

Договаривающиеся государства

ратифицирован
подписано, но еще не ратифицировано

не подписан

Год присоединения Страна Год присоединения Страна
1982 г.  Фиджи 1996 г.  Алжир
1983 г.  Багамы  Бруней
 Белиз  Болгария
 Египет  Китайская Народная Республика
 Гана  Чехия
 Ямайка  Финляндия
 Мексика  Франция
 Намибия  Грузия
 Замбия  Гаити
1984  Кот-д’Ивуар  Ирландия
 Куба  Япония
 Гамбия  Южная Корея
 Филиппины  Саудовская Аравия
 Сенегал  Малайзия
1985 г.  Бахрейн  Монголия
 Камерун  Монако
 Гвинея  Мавритания
 Ирак  Мьянма
 Исландия  Нидерланды
 Сент-Люсия  Норвегия
 Мали  Науру
 Судан  Новая Зеландия
 Танзания  Панама
 Идти  Палау
 Тунис  Румыния
1986 г.  Гвинея-Бисау  Словакия
 Индонезия  Швеция
 Кувейт 1997 г.  Бенин
 Нигерия  Чили
 Парагвай  Испания
 Тринидад и Тобаго  Объединенное Королевство
1987 г.  Кабо-Верде  Экваториальная Гвинея
 Сан-Томе и Принсипи  Гватемала
 Йемен  Мозамбик
1988 г.  Бразилия  Пакистан
 Кипр  Папуа — Новая Гвинея
1989 г.  Антигуа и Барбуда  Португалия
 Демократическая Республика Конго  Южная Африка
 Кения  Россия
 Оман  Соломоновы острова
 Сомали 1998 г.  Бельгия
1990 г.  Ангола  НАПРИМЕР
 Ботсвана  Габон
 Уганда  Лаос
1991 г.  Джибути  Непал
 Доминика  Польша
 Микронезия  Суринам
 Гренада 1999 г.  Украина
 Маршалловы острова  Вануату
 Сейшельские острова 2000 г.  Люксембург
1992 г.  Коста-Рика  Мальдивы
 Уругвай  Никарагуа
1993 г.  Барбадос 2001 г.  Бангладеш
 Гайана  Мадагаскар
 Гондурас  Сербия
 Мальта 2002 г.  Армения
 Сент-Китс и Невис  Венгрия
 Сент-Винсент и Гренадины  Катар
 Зимбабве  Тувалу
1994 г.  Австралия 2003 г.  Албания
 Босния и Герцеговина  Канада
 Коморские острова  Кирибати
 Германия  Литва
 Северная Македония 2004 г.  Дания
 Маврикий  Латвия
 Сингапур 2005 г.  Буркина-Фасо
 Сьерра-Леоне  Эстония
 Шри-Ланка 2006 г.  Беларусь
 Вьетнам  Ниуэ
1995 г.  Аргентина  Черногория
 Австрия 2007 г.  Молдова
 Боливия  Марокко
 Острова Кука  Лесото
 Хорватия 2008 г.  Республика Конго
 Греция  Либерия
 Индия 2009 г.  Швейцария
 Италия  Доминиканская республика
 Иордания  Чад
 Ливан 2010 г.  Малави
 Самоа 2011 г.  Таиланд
 Словения 2012 г.  Эквадор
 Тонга  Эсватини
2013  Восточный Тимор
 Нигер
2015 г.  Палестина
2016 г.  Азербайджан
Всего 168 штатов. По состоянию на 18 декабря 2016 г.