«комедия дель арте» и венецианские маски

Оглавление

Компании

Труппа Commedia dell’arte I Gelosi на фламандской живописи конца XVI века

Compagnie , или компании, представляли собой группы актеров, каждый из которых выполнял определенную функцию или роль. Актеры обладали множеством навыков, многие из них присоединились к труппам, не имея театрального опыта. Одни были врачами, другие священниками, третьи солдатами, соблазненными волнением и распространением театра в итальянском обществе. Известно, что актеры переключались из труппы в труппу «взаймы», и компании часто сотрудничали, если были объединены одним покровителем или выступали в одном и том же месте. Члены также отделились, чтобы сформировать свои собственные труппы, как это было в случае с Ганасой и Гелоси. Эти Compagnie путешествовал по всей Европе с начала периода, начиная с Soldati , затем, то Ganassa , который отправился в Испанию, и славились игрой на гитаре и петь, никогда не услышим, и знаменитых трупп Золотого века (1580–1605): Gelosi , Confidenti , Accessi . Эти имена, которые означали смелость и предприимчивость, были заимствованы из названий академий — в некотором смысле, чтобы придать легитимность. Однако у каждой труппы был свой отпечаток (например, герб), который символизировал ее характер. Гелосы, например, использовали двуглавое лицо римского бога Януса , чтобы обозначить его приходы и уходы и связь с сезоном карнавала , который проходил в январе. Янус также обозначал двойственность актера, который играет персонажа или маску, оставаясь при этом самим собой.

Магистраты и духовенство не всегда были восприимчивы к передвижному Compagnie (компании), особенно в периоды чумы, и из — за их разъездной характер. Актеры, как мужчины, так и женщины, были известны тем, что раздевались почти догола, а сюжетные линии обычно сводились к грубым ситуациям с откровенной сексуальностью, которые, как считалось французским парламентом, не учит ничему, кроме «разврата и прелюбодеяния … обоих полов». Термин бродяга использовался по отношению к комиксам и до сих пор остается уничижительным термином ( бродяга ). Это было связано с кочевым характером трупп, часто спровоцированным преследованием со стороны церкви, гражданских властей и конкурирующих театральных организаций, которые вынуждали труппы переходить с места на место.

Труппа часто состояла из десяти исполнителей знакомых типов в масках и без масок, включая женщин. В компаниях будут работать плотники, мастера по реквизиту, слуги, медсестры и суфлеры, и все они будут путешествовать вместе с компанией. Они путешествовали в больших телегах, груженных припасами, необходимыми для их кочевого стиля поведения, что позволяло им перемещаться с места на место, не беспокоясь о трудностях переселения. Этот кочевой характер, хотя и находился под влиянием преследований, также в значительной степени был частично связан с тем, что труппам требовалась новая (и платная) аудитория. Они использовали публичные ярмарки и праздники, чаще всего в более богатых городах, где финансовый успех был более вероятен. Компании также вызывали высокопоставленных чиновников, которые предлагали покровительство в обмен на выступления на своей земле в течение определенного времени. Фактически компании предпочитали не оставаться в одном месте слишком долго, в основном из-за страха, что действие станет «устаревшим». Они перебрались в следующее место, пока их популярность была еще активна, чтобы городам и людям было грустно видеть, как они уходят, и они с большей вероятностью либо пригласили бы их обратно, либо заплатили, чтобы снова посмотреть выступления, если труппа когда-нибудь вернется. Цены зависели от решения труппы, которое могло варьироваться в зависимости от богатства местности, продолжительности пребывания и правил, установленных правительством для драматических представлений.

Список известных комедийных трупп

  • Compagnia dei Fedeli: действовала в 1601–52, с Джамбаттистой Андреини.
  • Compagnia degli Accesi: действовала в 1590–1628 гг.
  • Compagnia degli Uniti   : действовала в 1578–1640 гг.
  • Compagnia dei Confidenti: действовала в 1574–1599 гг .; реформирован при Фламинио Скала , снова работал в 1611–1639 гг.
  • I Dedosi: работал в 1581–1599 гг.
  • Я Гелоси : работал в 1568–1604 гг.
  • Синьора Виоланте и ее труппа танцоров: действовала в 1729–1732 гг.
  • Зан Ганасса : работал в 1568–1610 гг.

Ньяга

«GNAGA» (НЬЯГА) ещё одна маска, которая считается маской гомосексуалистов, хотя эту маску могли носить и женщины. Инквизиция запрещала переодевание мужчин в женщин, любое проявление содомского греха строго преследовалось во все дни, кроме карнавала. Обычно человек в этой маске появлялся в окружении друзей, переодетых детьми.

Костюм должен быть старым, вульгарно-ярким женским нарядом XVI века любой социальной группы. Голосом необходимо имитировать мяуканье, а вихляющими движениями кошачьи повадки.

 Кошки в Венеции всегда очень почитались. В городе их было немного (какой кошке понравится жить на воде?), поэтому к ним всегда относились с большой любовью и уважением.

По одной из легенд, в Венецию как-то прибыл бедный китаец. У него не было с собой ничего, кроме кота. Кот был уже не молод, но тем не менее произвел большой фурор в городе. Он изловил всех мышей в дворце дожа! Дож обрадовался и за огромные деньги купил у китайца кота. Китаец вернулся домой очень состоятельным человеком и повсюду рассказывал эту историю.

Другой китаец, услышав этот рассказ, решил, что раз за простого кота в Венеции готовы платить большие деньги, то в этом городе можно неплохо заработать. Он собрал большую партию отборного китайского шелка и отправился с ним в Венецию. В городе он предложил свой товар дожу. Дожу шелк очень понравился и он пообещал китайцу отдать за него самое дорогое, что у него есть. И отдал второму китайцу… кота

Маттачино

Маска «MATTACINO» (МАТТАЧИНО) была самой скромной на фоне общей роскоши карнавальных костюмов.

Но… только в этом костюме позволялось кривляться, жеманиться и красоваться в разных вычурных позах. Видимо поэтому Маттачино был выбран символом геев и лесбиянок, а первое объединение гомофилов называлось «Общество маттачини».

 Основным атрибутом этого костюма был длинный ремень в руках. Сложенный напополам, он напоминал своего рода пращу, при помощи которой маттачино забрасывал по утрам женщин, спешащих по делам, яйцами, которые предварительно наполнялись «розовой душистой водой». Вот отсюда и «маттачино» — на местном диалекте — «утро».

 Слащавый, неприятно вертлявый маттачино — редкая маска на современном карнавале. Хотя…

Символы

Жан-Антуан Ватто (1684–1721), исполнитель комедии дель арте Пьеро , ок. 1718–1919, идентифицированный как «Жиль». Лувр , Париж.

Как правило, играющие актеры различались по классу и религии и выступали везде, где могли. Кастаньо утверждает , что эстетическая преувеличения, искажения, анти — гуманизм (как и в масках типов), а также чрезмерного заимствования в отличие от оригинальности было характерно для всех искусств в конце итальянского Ренессанса . Театр историк Мартин Грин указывает на экстравагантность эмоции во время комедии ‘ s появление в качестве причины для представительских настроения, или символы, которые определяют искусство. В комедии каждый персонаж олицетворяет настроение: насмешку, грусть, веселье, растерянность и так далее.

По словам лондонского театрального критика 18-го века Баретти , комедия дель арте включает в себя определенные роли и персонажей, которые «изначально задумывались как своего рода характерный представитель определенного итальянского района или города». (архетипы) Персонаж персонажа включал диалект региона или города. То есть на сцене каждый персонаж исполнялся на своем диалекте. Персонажи часто передавались из поколения в поколение, и герои, женившиеся на сцене, часто были женаты и в реальной жизни, что наиболее заметно с Франческо и Изабеллой Андреини. Считалось, что это делает выступления более естественными, а также укрепляет связи внутри труппы, которая подчеркивает полное единство между каждым участником. Кроме того, у каждого персонажа есть уникальный костюм и маска, которые соответствуют роли персонажа.

Арлекин и Панталоне в спектакле 2011 года в Таллинне , Эстония .

Комедия дель арте имеет четыре стандартные группы персонажей:

  1. Занни : слуги, клоуны ; такие персонажи, как Арлекино (также известный как Арлекин ), Бригелла , Скапино , Пульчинелла и Педролино
  2. Векки : состоятельные старики, мастера; такие персонажи, как Панталоне и Иль Доттор
  3. Иннаморати : молодые любители высшего класса; у кого бы были такие имена, как Флавио и Изабелла
  4. Il Capitano : самозваные капитаны, хвастуны; также может быть Ла Синьора, если женщина

Маски персонажей часто называют «масками» (по-итальянски maschere ), которые, по словам Джона Рудлина, нельзя отделить от персонажа. Другими словами, характеристики персонажа и характеристики маски совпадают. Однако со временем слово maschere стало обозначать всех персонажей комедии дель арте, вне зависимости от того, замаскированы они или нет. Женские персонажи (включая служанок) чаще всего не маскируются (женские аморосы никогда не маскируются). Женский персонаж в группе мастеров называется Примадонна и может быть одной из любовниц. Есть также женский персонаж, известный как Куртизан, у которого также может быть слуга. Слуги носили чепчики. Их персонаж был сыгран со злым остроумием или сплетничать с весельем. В Amorosi часто дети мужского характера в группе мастеров, но не любого женского персонажа в группе мастеров, которые могут представлять молодые женщины , которые имеют , например , вышла замуж за старика, или высокого класса куртизанки. Женские персонажи в группе мастеров, хотя и моложе своих коллег-мужчин, тем не менее старше аморози . Некоторые из наиболее известных персонажей комедии дель арте — Пьеро и Пьеретта, Панталоне , Иль Доттор , Бригелла , Капитано , Коломбина , Иннаморати , Педролино , Сандроне , Скарамучча (также известный как Скарамуш), Ла Синьора и Тарталья .

Краткий список персонажей
Символы) Маски Положение дел Костюм
Арлекино да Слуга (иногда двум хозяевам) Яркая обтягивающая куртка и брюки
Пульчинелла да Слуга или хозяин Мешковатый, белый наряд
Il Dottore да заведующий хозяйством Черный научный халат
Il Capitano / La Signora да Бедный одиночка Военная форма
Иннаморати Нет Безнадежные любовники высокого класса Красиво одет в ногу со временем
Панталоне да Пожилой богатый человек Темные накидки и красные брюки
Тарталья да Заикающийся государственный деятель Большая фетровая шляпа и огромный плащ
Коломбина да Веселая горничная / слуга Может быть красочным наравне с Арлекино или черно-белым
Пьеро да Слуга (Грустный клоун) Белый струящийся костюм с большими пуговицами

По словам Грина, в 17 веке, когда комедия стала популярной во Франции, персонажи Пьеро, Коломбины и Арлекина были усовершенствованы и стали по существу парижскими.

Панталоне

Раньше, когда Венеция была посредником в торговле между Востоком и Европой, венецианские купцы были величественными и почти героическими фигурами. Они повелевали морями, устанавливали торговые отношения с Византией, прокладывали пути в глубь Азии. С падением Константинополя и открытием путей в Индию по океану Венеция теряет торговое могущество. Венецианские купцы становятся жалкими фигурами, но не желают расставаться с тщетными претензиями на величие, отчего и оказываются предметом осмеяния.

Pantalone (Маньифико, Кассандро, Уберто)– это престарелый богатый купец, который постоянно волочится за каким-либо женским персонажем (всегда — безрезультатно).

 Костюм Панталоне получился из бытового одеяния венецианских купцов — красная куртка, красные штаны и шапка без полей, черная мантия с просторными рукавами, желтые туфли. На лице Панталоне носил маску с совиным носом, торчащими усами и бородкой. К поясу у него были привешены его социальные атрибуты — кошель с деньгами и кинжал. Говорил он на мягком венецианском диалекте, скорее похожим на сюсюканье.

Удел Панталоне — быть одураченным, осмеянным, ограбленным, подчас даже побитым. Но насмешка над Панталоне имеет добродушный характер и в его характере встречаются даже симпатичные черты — детская доверчивость, наивность, мягкость. В пору зарождения Панталоне бывал иногда любовником или мужем, а позднее превратился в отца семейства, склонного читать нотации молодежи. Маска имела выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и такие же усы (иногда еще и очки). Борода Панталоне торчала вверх, подчас почти касаясь кончика носа, что придавало профилю старика особую комичность.

Характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, символизирующий его мнимую мужскую силу.

Костюм Домино

Домино – это длинный плащ-накидка с большим капюшоном.

Прихотью моды и настойчивостью французов, чёрный плащ-мантия монахов доминиканского ордена стал в XVI веке самой любимой одеждой. Ну а предприимчивые венецианцы быстро оценили все удобства такого плаща. Очень часто его использовали в костюме священника, чтобы высмеять религиозных деятелей, нечистых на руку.

В настоящее время он подбивается яркой подкладкой и является частью элегантного карнавального женского костюма.

Надо ещё отметить, что с плащом «DOMINO» уместна любая маска.

В 16 веке среди венецианцев становится популярным костюм «Домино» (итал. domino, от лат. dominus — господин), в виде длинного плаща с рукавами и капюшоном, подобный монашескому, и непременный атрибут — маску. Домино, как костюм — плащ с капюшоном, имеет два значения: 1)зимняя одежда католического духовенства; 2) маскарадный костюм, а также человек, одетый в такой костюм.

Кстати, с этим костюмом связан довольно интересный факт. Французский писатель Франсуа Рабле, который много писал о карнавальных традициях, умирая, заставил переодеть себя в костюм «домино». Свое странное желание он обосновал словами Священного писания: «Beati qui in Domino moriuntur», что дословно означает «блаженны умирающие в Боге». Но Ф.Рабле подменил истинное в этом контексте значение слова «домино» — карнавальным.

 И напоследок хочется сказать, что и в комедии дель арте, и во французских балаганах, и в цирке костюмом «домино» называют разноцветное трико в шашечку, ромбик или кружочек. В такие костюмы »домино» одевались бродячие клоуны, арлекины и шуты. 

(Материалы из ВИКИПЕДИИ)

Предметы

Арлекин и Коломбина . Картина Джованни Доменико Ферретти .

Обычные сюжетные линии были написаны на темы секса , ревности , любви и старости . Многие из основных сюжетных элементов можно проследить до римских комедий Плавта и Теренция , некоторые из которых сами были переводами утерянных греческих комедий 4 века до нашей эры. Однако более вероятно, что комиксы использовали современную новеллу или традиционные источники, а также опирались на текущие события и местные новости дня. Не все сценарии были комичными, были смешанные формы и даже трагедии. «Буря» Шекспира взята из популярного сценария из коллекции «Скала», его «Полоний» ( Гамлет ) — из «Панталоне», а его клоуны — дань уважения дзанни .

Комичи исполняли при дворе письменные комедии. Песня и танец широко использовались, и многие иннаморати были искусными мадригалистами , форма песни, которая использует хроматику и близкую гармонию . Зрители приходили посмотреть на исполнителей, а сюжетные линии становились второстепенными по отношению к спектаклю. Среди большого innamorate , Изабелла Андреини была , пожалуй, наиболее широко известен, и медальон , посвященный ее читает «вечную славу». Тристано Мартинелли получил международную известность как первый из великих Арлекино, и был удостоен чести Медичи и Королевы Франции. Артисты использовали хорошо отрепетированные шутки и стандартные физические приколы, известные как лацци и Concetti , а также импровизированные и интерполированные эпизоды и рутины на месте, называемые бурле (сингулярная бурла , по-итальянски — шутка), обычно включающие розыгрыши. .

Поскольку постановки были импровизированными, диалоги и действия можно было легко изменить, чтобы высмеивать местные скандалы, текущие события или региональные вкусы, используя при этом старые шутки и кульминационные моменты. Персонажи опознавались по костюмам, маскам и реквизиту , например по типу дубинки, известной как фарс . Среди этих персонажей были предки современного клоуна , а именно Арлекин ( arlecchino ) и дзанни . В частности, Арлекину разрешили комментировать текущие события в его развлечениях.

Классический традиционный сюжет состоит в том, что иннаморати влюблены и хотят пожениться, но один старейшина ( веккио ) или несколько старейшин ( векчи ) препятствуют этому, заставляя влюбленных просить одного или нескольких дзанни (эксцентричных слуг) о браке. помощь. Обычно история заканчивается благополучно, бракосочетанием иннаморати и прощением всех проступков. Есть бесчисленное множество вариаций этой истории, а также многие, которые полностью расходятся со структурой, например, хорошо известная история о загадочной беременности Арлекино или сценарий « Панч и Джуди» .

Несмотря на то, что спектакли, как правило, лично не были написаны, спектакли часто основывались на сценариях, которые придавали некоторое подобие сюжета в значительной степени импровизированному формату. В Flaminio Scala сценарий, опубликованный в начале 17 — го века, наиболее широко известная коллекция и представитель ее самый почитаемое Компание, I Gelosi .

Полумаска-луп

«HALF MASK», а по-французски «LE LOUP» — ПОЛУМАСКА-ЛУП, прикрывающая лишь верхнюю часть лица. Зачастую к ней крепилась кружевная оборка, бахрома. Делали их из бархата и тафты, закрепляли на голове или носили на ручке, как в будущем лорнет.

Происхождение маски двояко.

Французы утверждают, что впервые она появилась во Франции в XVI веке для защиты от пыли и ненастной погоды во время прогулок; любовных приключений (и удобных поцелуев); и, разумеется, для карнавалов.

Надо отметить, что маску запрещалось носить в присутствии монарха. 

Итальянцы же утверждают, что полумаска родилась благодаря «La commedia dell’arte». Изначально маска закрывала всё лицо актера, и для общения с другими персонажами комедии приходилось всё время поднимать её нижнюю часть, что было не очень удобно. Так родилась полумаска.

Примечания

  1. Жоашен дю Белле, французский поэт, живший в Риме, писал: «… А вот и карнавал! Возьмём с собой подружек, / Пойдём гулять в толпу и в масках танцевать, / Пойдём смотреть, как Дзанни иль тот же Маркантоньо / С Манифико дурят венецианским…». Цит. по изд. Г. Н. Бояджиев. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. — Л.: Искусство, 1973. — С. 56. — 472 с.
  2. , с. 97—159
  3. , с. 187—193
  4. , с. 163—168
  5. , с. 160—162
  6. , с. 86—92
  7. , с. 93
  8. , с. 94
  9. «Как вам это понравится», акт II, сцена 7. Цит. по изд. Уильям Шекспир. Комедии. — М.: Правда, 1987. — С. 593. — 768 с.
  10. , с. 203
  11. Подобного рода пьесы встречаются даже у Мольера; таковы, например, его комедии «Мещанин во дворянстве» и «Блистательные любовники»
  12. , с. 204
  13. Интерес этот был, вероятно, вызван успешной премьерой оперы Леонакавалло «Паяцы», написанной в 1892 году и год спустя поставленной в Москве.

Моретта

Самая загадочная, самая романтичная маска  «SERVETTA MUTA» (немая служанка), но более привычное название — «МORETTA» (Моретта, смуглянка).

А в народе её называли «ОТРАДА МУЖЕЙ», так как на месте рта у маски изнутри был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом, — по словам Казановы, такие маски делали женщин загадочными, а главное… молчаливыми.

 Это был овал чёрного бархата. Название, скорее всего, происходит от «мавр», который в венецианском значит чёрный цвет. Этот чёрный великолепно подчёркивал благородную бледность лица и красный венецианский цвет волос. Недаром эту маску так любили дамы высшего сословия.

Маска новолуния, маска обманчивой женской покорности и затаенного мужского страха. Маска молчаливой менады из мягкой кожи или бархата. Маска Гекаты. Маска ночной стреги, которая  вечную Диану-девственницу могла превратить в алчную черную Венеру

 Таинственная незнакомка, скрывающая свои лицо и голос… Возможность общаться  только жестами…  Загадочность и обольщение…

В наши дни маску моретты делают только на заказ. В магазинчиках, торгующих масками «маску молчания» не сыскать.

Баутта

Главной, и самой любимой маской, ставшей символом Венеции, является

«BAUTТA» (БАУТТА)

Этому строгому и зловещему образу отдавала предпочтение высшая аристократия. Жаловал его и Казанова. По сути, это маска смерти, сошедшая со средневековых миниатюр. Сам костюм состоит из чёрной мантии и треугольной шляпы.

Маска белого, реже чёрного цвета, прикрывает всё лицо, и имеет специально оттопыренную верхнюю «губу», которая приглушает и изменяет до неузнаваемости голос (!) Подбородок остаётся открытым.  

Кроме того, устройство маски позволяет человеку есть и пить, не обнажая лица.

Баута не имеет ни пола, ни возраста, ни веры, ни сословия. Надеть баутту — это отречься от назойливой  индивидуальности, отказаться от собственного лица, освободиться от норм морали. На вопрос «кто это сделал?» Баута отвечает: «Маска…»

Одни считают, что название «баутта» созвучно немецкому «защищать, укрывать». Иногда эту маску называли «ЛЯРВОЙ», что и на латыни и на славянском означает «Призрак. Пришелец с того света». 

Доктор Чумы

«MEDICO DELLA PESTE» (ДОКТОР ЧУМЫ) нетрадиционная маска Карнавала.

Она была придумана в XVI веке французским врачом Шарлем де Лорме как одна из безотлагательных мер во время эпидемии чумы. Длинный нос набивался изнутри дезинфицирующими солями и ароматическими растениями, такими, как розмарин, чеснок, можжевельник. Глаза прикрывали очками.

Итальянцы же заимствовали эту маску, чтобы защититься от ужасного зловония и нейтрализировать заражающие миазмы, которые поразили Венецию в 1630-х годах.

 Хоть этот птицеобразный, печальный образ безысходности никак не вязался с весельем карнавала, время превратило его в полную противоположность. 

Добрый «Доктор-чума» в силу своей выразительности стал одной из самых потешных и любимых карнавальных масок. Он ставит всем диагнозы и прописывает лекарства. Говорит, пересыпая речь медицинскими терминами и латинскими словами.

Так же «Доктор-чума» является судьёй карнавала.