Эволюция социально-правового строя древнего рима

Оглавление

Основание колонны

Ствол колонны (фуст) установлен на пьедестале, украшенном барельефами с изображением военных трофеев Траяна. Его высота составляет 5,5 м.
С юго-восточной стороны пьедестала расположена дверь, которая ведет в усыпальницу римского императора и его супруги.

Такое размещение урн с прахом — исключение, а не правило. У римлян был строгий запрет на захоронение в священной части города, которую называли «померий».

Однако некоторые историки считают, что это было не исключение. Во времена строительства императорского форума с колонной окружающий ландшафт был сильно изменен, а городские и границы померия — перенесены. Вполне вероятно, что запрет о захоронении и не был нарушен.

Еще одна примечательная особенность пьедестала — памятная надпись о том, кто и в честь кого возвел эту римскую колонну. Здесь перечисляются все регалии императора Траяна, а также упоминается тот факт, что для строительства был срыт довольно внушительный холм.

Памятная надпись выполнена образцовым капитальным шрифтом, где каждая буква точна и геометрически выверена. Зубцы на буквах идеально держат строку. Изучив надпись на пьедестале колонны Траяна в Риме, ученые пришли к выводу, что ее делали вручную, без применения каких-либо измерительных приборов. Для высечения надписи мастера использовали только специальные кисти с широким концом.

Колонны в Египте

Кроме круглого сечения в Египте нередко имела сечение многолопастное, т. е. как бы составлялась из нескольких стволов или стеблей (рис. 1). В профиле помимо сужения кверху нередко встречается закругление нижней части, вызванное по всей вероятности подражанием стволу пальмы, имеющему аналогичное закругление и сужение близ корня.

В общем египетская носит в значительной степени изобразительный характер, представляя деревянный столб, обвязанный стеблями папируса, лотоса или пальмовых ветвей, верхние концы которых, загибаясь у поддерживаемой балки, образуют капитель.

Следует упомянуть о так называемых. «протодорийских», встречающихся в пещерных гробницах (гроты Бени Гассана) в храме Аммона в Карнаке и представляющих собой слегка суживающиеся кверху каменные столбы с большим или меньшим количеством граней, с квадратной плитой (абакой) между колонной и покрытием.

В них можно видеть отдельные ступени развития из каменного столба квадратного сечения путем постепенного среза углов и увеличения числа граней (рис. 2 и 3).

Как строили Колонну Траяна

Даже сегодня, глядя на величественный монумент, многие задаются вопросом – каким образом был реализован столь грандиозный замысел императора. Из исторических источников доподлинно известно, что мрамор для изготовления колонны Траяна добывался в Лу́ни (Луниджане), недалеко от Каррары – самой северной оконечности современной Тосканы. Двадцать цилиндрических и восемь квадратных массивных мраморных блока для строительства колонны и ее основания были доставлены по Тибру. Устанавливаемые блоки скреплялись между собой металлическими дюбелями, вставляемыми в верхний и нижний срез цилиндров, и закреплялись в них заливаемым расплавленным свинцом.

До сих пор не существует единого мнения, когда и как был нанесен рельеф на Колонне Траяна – до или после установки всех блоков друг на друга. Если предположить, что декоративное изображение выполнялось в мастерской, где производилась окончательная обработка мраморных блоков, то потомкам остается лишь восхищаться работой древних мастеров, которые нанесли рисунок и подогнали разрозненные фрагменты рельефов с ювелирной точностью.

Линия в месте сопряжения двух мраморных блоков Колонны Траяна

Существует также версия, что некоторые рельефы Колонны Траяна отлиты из римского бетона – смеси песка и мелкой щебенки, где в качестве их связующего применялась известь и вулканический пепел. Это предположение появилось в результате скрупулезных исследований, отметивших отсутствие на скульптурном рельефе точечных следов зубила, являвшегося одним из основных инструментов при ваянии памятников в древние времена. Вместо этого видны следы, оставленные рельефными шпателями, применявшимися для еще не застывшего материала, а также скребками, служившими для очистки.

Разрушенное покрытие Колонны Траяна обнажило следы

Еще одним довольно интересным моментом является то, что высота спирального рисунка, обертывающего Колонну 23 раза, варьирует от 0,8 до 1,5 метров. Некоторые историки предполагают, что если строительство Колонны Траяна началось еще до завершения военной кампании в Дакии, то у резчиков попросту не было уверенности, сколько еще понадобиться места для размещения сцен с последующими событиями.

Советуем прочитать:

Как увидеть центр Рима за один день

Шедевр Аполлодора

Да, размеры памятника внушительны. Вместе с пьедесталом её высота — 38 метров. Диаметр колонны около четырёх метров. Высота постамента вместе с цоколем около шести метров. В верхней части колонны находится навершие высотой в четыре с половиной метра. На производство сооружения пошло 29 блоков каррарского мрамора, привезённого из карьера, расположенного в 400 километрах севернее Рима, причём 21 округлый блок был использован для изготовления самой колонны и восемь квадратных — для постамента и цоколя. Вес конструкции достигает тысячи тонн. Но главное не размеры, а оформление и конструктивные особенности монумента. Внутри колонны была сделана винтовая лестница, позволявшая подниматься на самый верх. На неё можно попасть с одной из сторон основания, прямо под памятной надписью, где была небольшая дверца. Через каждые 14 шагов поднимавшийся по лестнице человек делал полный оборот вокруг своей оси, всего ступеней было 185, то есть 13 полных оборотов. Внутри колонны было сделано 43 небольших окна в виде прорезей, чтобы туда поступал дневной свет. Первоначально верх колонны украшал золотой орёл — как символ непобедимости империи. После смерти Траяна в 117 году вместо него установили фигуру самого императора. А в Средние века сняли и Траяна — к 1587 году о нём уже никто не помнил. И на колонне Траяна установили фигуру апостола Петра. Лестница, конечно, весьма интересная часть устройства колонны. Мало того, что её сооружение позволило значительно облегчить вес самого монумента, так ещё и придало ему особый шарм. Но всех, кто видит колонну воочию, поражает замысловатый рельеф, покрывающий всю поверхность сооружения. На колонне, как подсчитано искусствоведами, расположено 155 отдельных сцен и 2662 фигуры. Можно сказать, перед глазами зрителей развёртывается весь ход военных действий во время кампаний в Дакии. Одни сценки показывают батальные сцены, другие — строительство крепостных сооружений, отдых легионеров, мёртвых и раненых даков и так далее. Самая первая сцена, в нижней части колонны, приурочена к форсированию Дуная весной 101 года. Самая последняя, наверху, показывает депортацию даков в Рим. Когда-то эти рельефы были яркими и цветными, сегодня, конечно, краски исчезли. Несколько художников попробовали раскрасить слепки с рельефов колонны, чтобы вернуть им античную красоту, ho — увы! — рельефы стали выглядеть для нашего глаза непривычно — как картинки из комиксов. И от затеи, кажется, отказались. А ведь когда-то и сама колонна, и сооружения на форуме Траяна были расписными.

Колонна Фоки (Colonna di Foca)

Колонна Фоки — это завершающая точка в строительстве Римского Форума (лат. Forum Romanum). В 608 г. н.э. беломраморная колонна высотой 13,6 м, была установлена неподалеку Ростры (ораторской трибуны) и посвящена Фоке (греч. Φωκᾶς), императору византийскому.

Во времена, когда христианство не было разделено на православие и католицизм, дружба между Византией и Римом была достаточно крепкой. Считается, что на вершине колонны стояла позолоченная статуя Фоки, выполненная по заказу понтифика Бонифация IV (Bonifatius  IV). Примечательно, что после свержения императора Фоки, все упоминания о его величии уничтожались, в том числе пострадала и колонна, установленная на Форуме.

  • Адрес: Via dei Fori Imperiali
  • ЗD прогулка по форуму: www.italyrome.info

Древнегреческие колонны

Наиболее выразительную декоративную обработку колонны и ее части приобретают в античной Греции. Здесь развитие шло также от деревянной стойки. Будучи чисто конструктивной частью здания, колонна начинает получать и декоративное значение в зданиях общественного характера.

На Крите — в Фесте, в Кнассе — в Микенах, Таринфе и других местах в постройках второго тысячелетия до нашей эры сохранились каменные в больших парадных зданиях общественных поселений и в т. н. «мегаронах» (жилых помещениях).

Колонны этой эпохи любопытны тем, что их ствол тоньше внизу и утолщается наверху у капители.

Колонны более поздние (архаич. Греции) — деревянные, уточняются же кверху. Подобных колон не сохранилось, и они известны лишь по изображениям.

Этот тип переходит уже непосредственно к колонне дорического стиля, затем слегка видоизменяется в стилях ионическом и коринфском в Греции и наконец служит прототипом для выработки различных ордеров и стилей.

История создания Пантеона

После разрушительного пожара в 80 году н.э. Пантеон восстановил император Домициан, но через 30 лет Пантеон-2 погиб в огне. В 126 году император Адриан пригласил перестроить храм сирийского скульптора Аполлодара Дамаскова. Архитектор вдохновенно работал, но отношения с императором испортились, и по приказу царя зодчего казнили.

После падения Римской империи христиане пытались разрушить языческий храм, но византийский император Фокас в 608 году отдал Пантеон папе римскому Бонифацию, который перенес сюда из римских катакомб останки первых христиан, мощи святых мучеников и освятил его в честь Девы Марии.

Тогда же в храм для молитвы разрешили заходить простым людям, до этого свободно входили только жрецы. Также церковь именуют Санта Мария дела Ротонда, что связано с круглой формой здания.

Пекулий

Если какие-либо элементы признания личности раба имели место, то это делалось в интересах самого рабовладельца.

На этой почве сложился институт рабского пекулия. Термином “пекулий”, происходящим, вероятно, от слова pecus — скот, называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба (этот институт практиковался и в отношении подвластных детей).

Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок (купли-продажи, найма и др.). Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признали, однако, юридическую силу за совершаемыми им сделками, но в таких пределах, какие соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации. Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права не могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество господина. Впрочем, раб мог приобрести право требования, но без права на иск, “натурально”. Реализация такого права была возможна только в случае отпущения раба на свободу: si manumisso solvam, liberor, т. е., если я уплачу рабу после его освобождения, это законный платеж.

Таким образом, предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу использовать раба не только для выполнения различных физических работ, но и для совершения посредством его юридических действий, а это было важно для рабовладельцев по мере развития рабовладельческого способа производства и роста товарно-денежных отношений. Разумеется, такое примитивное построение — по сделкам раба права приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба (с которого ввиду его неправоспособности получить нельзя) — не могло сохраниться с развитием торговли и с усложнением хозяйственного оборота

Интерес рабовладельцев требовал, чтобы третьи лица, с которыми вступал в деловые отношения раб, могли рассчитывать на возможность осуществления своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор ввел ряд исков, которые давались как дополнительные (к не подлежащему иску обязательству самого раба) против рабовладельца

Разумеется, такое примитивное построение — по сделкам раба права приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба (с которого ввиду его неправоспособности получить нельзя) — не могло сохраниться с развитием торговли и с усложнением хозяйственного оборота. Интерес рабовладельцев требовал, чтобы третьи лица, с которыми вступал в деловые отношения раб, могли рассчитывать на возможность осуществления своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор ввел ряд исков, которые давались как дополнительные (к не подлежащему иску обязательству самого раба) против рабовладельца.

Факты выделения имущества в самостоятельное управление раба стали с развитием деловой активности расценивать как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам, которые принимались рабом в связи с пекулием. Таким образом, если сделка совершена рабом на почве управления выделенным ему пекулием, рабовладелец отвечал перед контрагентом раба actio de peculio, в пределах пекулия (если раб, имея пекулий в размере 500 сестерциев, купил что-то на 700, к его господину продавец мог предъявить иск только в размере 500). Если господин получил по сделке раба увеличение имущества, так называемое обогащение, в большей сумме, то он отвечал в пределах обогащения (но уже по другому иску: actio de in rem verso, буквально — иск о поступившем в имущество).

Если господин назначил раба приказчиком (institor) в своем торговом предприятии или вообще приставил его к такому делу, с которым неизбежно связано совершение сделок, рабовладелец отвечал по сделкам, относящимся, согласно общепринятым взглядам, к кругу деятельности такого приказчика. Например, если раб-приказчик закупил товар для предприятия и не расплатился за него, господин нес ответственность по actio institoria в размере стоимости товара; но если раб по просьбе покупателя принял от него вещи на хранение, господин по этой сделке, как не относящейся к сфере полномочий приказчика, не отвечал (если раб был поставлен шкипером на корабле, иск назывался actio exercitoria).

Наконец, если господин просто уполномочил раба на совершение той или иной сделки (т. е. дал распоряжение, jussu), контрагент раба получал против господина actio quod jussu. Если раб совершит правонарушение (например, уничтожит или повредит чужие вещи), к рабовладельцу потерпевший мог предъявить actio noxalis (noxa — вред). В этом случае рабовладелец был обязан или возместить причиненный ущерб, или выдать виновного раба потерпевшему для отработки стоимости ущерба.

Понятие правоспособности

Полную правоспособность римляне обозначали словом caput. Они подразделяли правоспособность на четыре части: ius conubii, ius commercii, ius suftragii и ius honorum.

Ius conubii означало право вступать в квиритский брак, т. е. брак, который сопровождался особыми юридическими последствиями (отеческая власть над детьми, право детей на имущество домовладыки). Ius commercii означало право совершать имущественные сделки и обладать имущественными правами, признававщимися в тогдашнем римском праве, например, приобретать квиритскую собственность, заключать обязательственные договоры и употреблять для этого формы, признаваемые цивильным правом, как mancipatio, in iurc cessio, nexum, stipulatio и другие. Наличие ius commercii определяло и право на иск (actio), т.е. право обращаться в суд для защиты своих субъективных прав. Эти два элемента правоспособности дополнялись testamenfaetio, т.е. способностью делать распоряжения в форме завещания на случай смерти.

Ius suffragii и ius honorum означали политическую правоспособность. Ius suffragii давало право голоса в народном собрании, ius honorum — право быть кандидатом на замещение магистратской должности. Кто имел все эти части римской правоспособности, тот был полноправным римским гражданином.

Исторически трудно определить, когда произошло структурное обособление элементов правоспособности. Вероятнее всего, сознательное выделение составных частей произошло, когда римляне, вступая в союзы с соседними народами, стали предоставлять им некоторые права римских граждан, чаще всего — это ius commercii и ius conubii, и когда римские граждане стали лишаться в наказание каких-либо прав, главным образом политических.

Полноправный римский гражданин находился одновременно в трех состояниях — статусах (status), которые выражали совокупность правовых качеств, необходимых для включения субъекта в ту или иную сферу социальной жизни, регулируемую нормами права. Выделяли:

  • status libertatis — состояние свободы;
  • status civitatus — состояние гражданства;
  • status familiae — семейное положение.

По состоянию свободы различались рабы и свободные, которые, в свою очередь, могли быть свободнорожденными и вольноотпущенными; по состоянию гражданства выделялись римские граждане, латины и перегрины; по семейному состоянию — самостоятельные (sui iuris) отцы семейств и подвластные (aiicne iuris) какому-либо отцу семейства (pater familias). Таким образом, полная правоспособность предполагала свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.

Обладанием тем или иным статусом могло быть предметом спора. В связи с этим появились специальные статусные иски как средство защиты правоспособности.

Утрата и ограничение правоспособности. Перемена в каком-либо из состояний определялась как capitis deminutio — уменьшение правоспособности, хотя эта перемена не всегда влекла уменьшение в правах. Римляне выделяли три вида capitis deminutio:

  • maxima (наивысшее), когда римлянин делался рабом, теряя при этом гражданство и положение в семье:
  • media (среднее), когда римлянин лишался римского гражданства, оставаясь свободным, но теряя status civitatis и status familiae, т.е. юридически переставал быть членом семьи;
  • minima (наименьшее), когда из самостоятельного домовладыки (persona sui iuris) он становился подвластным (persona alieni iuris).

Флавии

Император Веспасиан (правил 69- 79 гг.) основал единственную имперскую династию — династию Флавиев. Как и его предшественники (Юлии- Клавдии), они отвергли архитектурный аскетизм республиканской эры и эры Августа. Их наследие — затейливая причуда, которая могла появиться только в век мира и изобилия. Домовая и дворцовая архитектура создала формы сводов. Совершенное владение бетоном и строительной технологией дало возможность перекрывать большие пролеты без опор, как-то: октагон перекрытый сомкнутым сводом в Золотом доме Нерона. В 64 г. пожар разрушил большую часть города, и Нерон принял закон, запрещающий использование дерева, и рекомендовал цементные полы и потолки с аркадами на более низких уровнях.

Ретикулат — сетчатая кладка, при которой внешняя поверхность бетонной стены облицовывалась небольшими, тщательно уложенными камнями пирамидальной формы. Плоские основания их выходят наружу и образуют сетчатый узор, а острые концы погружены в бетонное ядро стены.

Тосканский ордер

Тосканский ордер являлся первоначально этрусским вариантом дорического, хотя римляне воспринимали его как специфически италийский. В отличие от дорического, в тосканском ордере колонны имеют базу и высокую капитель и не имеющий мутул карниз.

Большой толковый словарь

1. КОЛОН, -а; м. 1. В древнем Риме: арендатор небольшого участка земли, принадлежащей крупному землевладельцу. 2. В странах Латинской Америки и в некоторых странах средневековой Западной Европы: название различных категорий крестьянства (батраков, издольщиков или полукрепостных арендаторов). 2. КОЛОН, -а; м. В Коста-Рике и Сальвадоре: основная денежная единица; денежный знак этого достоинства. ●Названа в честь открывателя Америки Х. Колумба (Colo/n). КОЛОНАТ, -а; м. В Западной Европе в период Римской империи и раннего средневековья: форма зависимости сельского населения от крупных землевладельцев (послужившая основой зарождения феодальных отношений). КОЛОНИАЛИЗМ, -а; м. Колониальная политика империалистических держав. Колониалистский, -ая, -ое. КОЛОНИАЛЬНЫЙ см. Колония. КОЛОНИЗАТОР, -а; м. 1. Тот, кто осуществляет политику колониализма, эксплуатирует народы колоний (1 зн.). 2. Устар. Тот, кто заселяет пустующие земли; колонист. Колонизаторский, -ая, -ое. К-ая политика. КОЛОНИЗАЦИЯ, -и; ж. 1. Захват чужой страны, насильственное превращение её в колонию (1 зн.). 2. Заселение колонистами, переселенцами пустующих земель. Колонизационный, -ая, -ое. К-ое движение. К-ые цели. КОЛОНИЗИРОВАТЬ, -рую, -руешь; св. и нсв. что. Осуществить — осуществлять колонизацию. Колонизироваться, -руется; страд. КОЛОНИЗОВАТЬ, -зую, -зуешь; колонизованный; -ван, -а, -о; св. и нсв. что. =Колонизировать. Колонизоваться, -зуется; страд. КОЛОНИСТ, -а; м. Житель колонии (2, 4 зн.) Колонистка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Колонистский, -ая, -ое. К-ое хозяйство. К-ие порядки. К. хутор. КОЛОНИЯ, -и; ж. 1. Страна, насильственно захваченная и эксплуатируемая империалистическим государством (метрополией), лишённая политической и экономической самостоятельности. Бывшие британские колонии. 2. Поселение выходцев, переселенцев из другой страны, области. Немецкие колонии в царской России. Древнегреческие колонии на Черноморском побережье. 3. Сообщество земляков, живущих в чужом городе, в чужой стране; землячество. Русская к. в Париже. 4. Общежитие лиц, поселённых вместе с той или иной целью (лечебной, исправительной и др.). Исправительно-трудовые колонии. К. глухонемых. 5. Биол. Совокупность особей, существующих в соединении друг с другом. К. кораллов. К. губок. К. чаек. Колониальный, -ая, -ое (1 зн.). К-ые страны, народы. К-ая политика. К-ые войска. Распад колониальной системы. К-ые войны (ведущиеся за владение колониями). Лавка, магазин колониальных товаров (устар.; о магазине, торгующем чаем, кофе, пряностями и т.п.). КОЛОНКА, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. 1. Уменьш. к Колонна (1 зн.). 2. Ряд цифр, слов, расположенных по вертикали. Лист испещрён колонками цифр. Выписать слова в две колонки. 3. Ряд коротких строк, расположенных одна под другой и образующих узкую и длинную полосу текста; столбец. Напечатать статью в три колонки. 4. Название разнообразных устройств, деталей, конструкций и т.п. обычно удлинённой формы Стереофоническая к. Газовая к. (газовый водонагревательный прибор). 5. Устройство в виде высокого цилиндра с ручкой и краном для отпуска воды, бензина и т.п.; место, где установлено такое устройство. Бензозаправочная к. Пойти на колонку за водой. 6. Группа лиц или предметов, расположенных друг за другом в линию. Построиться в две колонки. В классе три колонки парт. Сидеть на первой колонке от окна. КОЛОНКОВЫЙ см. Колонок. КОЛОННА, -ы; ж. 1. Часть архитектурного сооружения в виде высокого столба, служащего опорой фронтонов, внутренних частей здания и т.п. Коринфские колонны. Портик с колоннами. Дом с колоннами. // Памятник в виде столба, воздвигнутый в честь какого-л. события. Триумфальная к. Александровская к. на Дворцовой площади. 2. Воен. Строй, при котором военнослужащие или воинские подразделения расположены в затылок друг другу, причём глубина строя больше его ширины или равна ей. Походная к. Строиться в колонну. // Ряд судов, идущих одно за другим. Подветренная к. Кильватерная к. 3. Группа лиц или предметов, расположенных или движущихся вытянутой линией, друг за другом. К. автомашин. Идти в колонне демонстрантов. Тракторная к. // Переходящий с места на место коллектив, объединённый выполнением одной производственной задачи. 4. Техн. Название аппаратов цилиндрической формы. Поглотительная к. Опустить в скважину эксплуатационную колонну из стальных труб. Колонка (см.). Колонный, -ая, -ое (1 зн.). К. зал. КОЛОННАДА, -ы; ж. Ряд колонн (1 зн.), несущих общее перекрытие. К. Казанского собора в Санкт-Петербурге. Дом соединён с флигелями сквозными колоннадами.

О месте Площадь Колонны

Площадь Колонны в Риме — это одна из древнейших народных площадей, расположенных в центральной части города. Небольшая по периметру, площадь Колонны вмещает в себя сразу несколько исторических достопримечательностей, дворцовых построек и палаццо, а также концентрирует вокруг себя главнейшие улицы итальянской столицы. Здесь, недалеко друг от друга находятся очень важные государственные здания, в которых заседают Совет Министров (палаццо Киджи) и Палата Депутатов (палаццо Монтечиторрио).   Долгие годы эти дворцы служили знатным семьям Рима в качестве фамильных резиденций, поэтому изысканный стиль отделки и богатый экстерьер, изначально предназначался для самых выдающихся династий города.История возникновения
Создавалась площадь Колонны в период наибольшего процветания итальянского искусства и культуры. Благодаря усилиям папа римский Сикста Пятого  — одного из влиятельных поклонников  итальянского искусства, во многих районах Рима были возрождены и отреставрированы все важнейшие памятники культуры и древнейшие архитектурные объекты. В их число вошла знаменитая монументальная колонна, посвященная римскому императору Марку Аврелию, правящему в столице с 161-180 год. Именно в честь этой колонны была названа центральная площадь, в середине которой установлена колонна императора Аврелия.
Высокий обелиск возвышается над остальными постройками площади на 42 метра в длину, из них сама колонна не превышает и 30 метров. Десятиметровое основание колонны представляет собой большой каменный пьедестал, причем, после очередной реставрации, его решили углубить в землю на три метра, чтобы гигантский монумент укрепить в своем положении, занизив его на минимальную длину. На вершине колонны до 1500-х годов возвышалась скульптура великого Марка Аврерлия, которого заменили фигурой апостола Павла. Этот обмен связывают с большим износом каменной статуи, которая была доступной для ближайшего просмотра всем желающим, заплатившим за вход вовнутрь колонны. В ее круглых стенах располагается большая винтовая лестница с 200-ми ступенями. Освещение лестничного проема осуществлялось благодаря прорезям в камне на поверхности колонны. Любителей прогуляться внутри обелиска оказалось настолько много, что время от времени приходилось устраивать аукцион для продажи входного билета, так как желающих возникало бесчисленное количество.
Архитектура колонны Аврелия вызывает особый восторгающий интерес. Материал, из которого выполнена историческая конструкция, уже несколько сотен лет является запретным для добывания мрамором под названием карарский. Этот редкий вид белого мрамора привозили сложнейшим путем по бревнам и рейкам с помощью человеческой силы из Альп.  Для строительства колонны императора его транспортировали несколько недель, так как некоторые эпизоды породы превышали три с половиной метра в диаметре. После кропотливого труда рабочих эти каменные глыбы были воссоединены воедино, при этом каждая ее часть описывает определенный сюжет древней римской истории, с рельефными воинами, их лицами и оружием. Меж тем, вся каменная конструкция просвечивается солнечными лучами для освещения внутренней лестницы.
Еще одной привлекательной деталью на площади Колонны является водный фонтан,  разработанный и воплощенный в жизнь итальянским архитектором Джакомо делла Порта  в   конце 16 века.Окрестности
Неподалеку стоит взглянуть на Пьяцца дель Попола, Пьяцца Венеция, палаццо Ведекинд, палаццо Кинджи, церковь Санта Мария дель Пьетта.

Тайны и интересные факты

Интересный исторический факт: ранее на самой верхушке колонны Траяна красовался орел. Его заменили изваянием императора практически сразу после смерти. В 1588 году Папа Сикст V приказал снять образ правителя и установить вместо него Святого Петра, который украшает памятник по сей день (рисунок 5).

Достоверно неизвестно, что стало причиной замены статуи императора на колонне Траяна. По преданию, однажды Папа задумался о том, что такой благородный и живущий правильно язычник, как Траян, до сих пор «висит» в чистилище, не обретя райскую жизнь. Решив помолиться за него в храме Святого Петра, папа услышал голос апостола. Тот предложил ему два варианта за принятие императора в рай: либо провести два дня в чистилище, либо на протяжении жизни мучиться от физической боли. Папа выбрал второй вариант и воздвиг статую апостола, держащего в руке ключи от рая, как символ произошедших изменений.

Рассмотрим, чем знаменита еще колонна Траяна помимо ее основного назначения:

  1. Тело самого императора погребли под колонной. Захоронение людей в черте города было строго запрещено. Однако новый император вынес вопрос на обсуждение, а сенат одобрил исключение из правил. Поэтому 38-метровый исторический памятник является также и надгробием. Помимо Траяна под мраморным возвышением покоится и его супруга.
  2. На постаменте нет ни одного упоминания о дате построения, потому историки до сих пор спорят о том, построили колонну после войны или заранее.
  3. Французы планировали демонтировать и перенести исторический памятник в Париж, однако им банально не хватило на это предприятие денег. Поэтому по приказу Наполеона была построена аналогичная колонна ‒ Вандомская ‒ украсившая французскую столицу.
  4. Несмотря на то, что Траян был язычником, его ставили в пример даже христианским правителям как образец справедливости и великодушия вплоть до XVII-XIX века.

Рисунок 5. Изначально все изображения были цветными

Античная колонна Траяна считается одним из выдающихся памятников Древнего Рима, сохранившаяся в отличном состоянии по сей день.

Интересные факты

  • Высота колонны без пьедестала и установленной статуи – 29,7 м. Использовавшаяся в Древнем Риме мера длины «Piede Romano»(Римская нога) соответствовала среднему размеру ступни человека и была равна 29,7 см. Таким образом, высота Колонны Траяна составляла сто ступней. Вместе с основанием и размещенной на вершине фигурой, сегодня общая высота памятника – 39,86м.
  • Несмотря на многочисленные землетрясения, происходившие в прошлом, сегодня отклонение колонны от центра масс составляет менее 1 градуса.
  • Для строительства колонны было использовано 20 блоков мрамора цилиндрической формы диаметром 3,83 м. Общая масса монумента около 40 тонн.
  • Винтовая лестница внутри Колонны, ведущая наверх, имеет 185 ступеней и освещена 43 небольшими отверстиями.
  • Спиральный рельеф колонны Траяна в развернутом виде имеет длину 200м., на его поверхности находятся изображения 2662 фигур, задействованных в представлении 155 исторически важных сцен.
  • В 1162 году Римский Сенат утвердил специальный документ, определявший Колонну Траяна как государственную собственность, и законодательно запретил нанесение какого-либо ущерба памятнику императору. За нарушение этого закона полагалась даже смертная казнь.
  • В 1588 году, при понтификате Сикста V, на вершину Колонны была помещена бронзовая статуя Святого Петра, которую можно видеть и сегодня.

Колонна Траяна на траянском Форуме

Порядок приобретения субъективных прав

Приобретение прав и возникновение обязанностей у субъектов правоотношений происходит в условиях реально действующей правовой системы индивидуально. Поэтому часто эти права именуются субъективными, иначе говоря, это — право или правовые требования, приобретенные субъектом. Явления, которые приводят к возникновению и изменению в правах и обязанностях субъектов правоотношений, определяются как юридические факты. В свою очередь, юридические факты подразделяются на две категории: события и акты (деяния людей, совершаемые сознательно).

К событиям относят явления внешнего мира, не зависящие от воли людей, но имеющие юридические последствия. Например, рождение и смерть человека, наступление срока, природные изменения объектов права в результате пожара, гниения продуктов, кораблекрушения и т. д.

Юридические акты могут иметь для окружающих значение, подобное явлениям природы, когда действие одного лица не обращено к воле и сознанию другого. Например, воровство, вторжение на чужой участок, строительство на своем участке сооружения, затеняющего соседний и др.

Если юридические акты направлены на общение и имеют коммуникативную природу, то они именуются юридическими сделками.

Различаются юридические факты, акты и сделки с реальным (вещно-правовым) или личным (обязательственным) эффектом.

Более подробно сделки будут рассмотрены в главах, посвященным обязательствам.

показать содержание