Оглавление
1817-19
Погрузимся еще глубже в прошлое, где кругами расходится эхо войны с Францией. Здесь огромный Успенский колокол переливают из старого, поврежденного при взрыве наполеоновскими саперами. Работу выполняют мастера Яков Завьялов (ему на тот момент 80 лет) и некто Русинов. Весьма примечательно, что творческий путь Завьялова начался в 1761 с отливки именно этого самого колокола. Тогда мастеру было 24 года. Что касается колокола, то корпус его украшают литые изображения царей Петра и Алексея, императора Александра I с семьей, московского архиепископа Августина, а также Деисуса и Успения Богородицы. Исключительная громадность Успенского колокола вызывала опасения при его установке: купец Богданов, владелец колокольного завода, еле получил разрешение на подъем своего изделия. Соорудили специальную каланчу рядом со Звонницей, но когда колокол достиг середины нужной высоты, в толпе началась паника: кто-то крикнул, что Иван Великий шатается. Никто не пострадал, но есть предположение, что неразбериху устроили карманники. Впоследствии купец Богданов любил по великим праздникам сидеть на ступенях Звонницы и слушать свой колокол, изливая слезы умиления.
О колоколах
В общей сложности на звоннице насчитывается 34 колокола. Среди них литейные изделия мастеров 16-19 веков. Лучшие в России набаты отливали в Москве. Самые знаменитые колокола имели собственные имена. Их было принято украшать барельефами и орнаментом. На каждом колоколе оставляли памятную надпись с указанием фамилии мастера, даты изготовления, веса.
Исходными материалами служил специальный «колокольный» сплав. В его состав входили:
- медь
- олово
- серебро
- золото
Пропорции металлов устанавливал мастер. От содержания состава во многом зависело звучание звона. Со временем колокола утрачивали свою звонкость, в стенках образовывались трещины и изделие отправляли на переплавку. Для крепления колоколов на Иване Великом изначально использовали деревянные балки. В 19 веке их стали постепенно заменять более прочными, металлическими.
Успенский колокол
Авторами Праздничного или Успенского колокола являются русские мастера Завьялов и Русинов. Набат характеризуется сильным чистым звучанием. Это самый мощный колокол на звоннице. Его масса 65 320 кг.
Колокол Ревун
Вторым по величине колоколом на Иване Великом считается Ревун или Реут. Он уступает собрату по габаритам в 2 раза –32 760 кг. Вместе с тем, это набат – патриарх. Он был изготовлен в 1622 г. прославленным российским литейщиком Андреем Чоховым.
Семисотный колокол
Вседневный или Семисотный колокол предназначался для ежедневного пользования. Он заметно уступает громогласным товарищам и весит 13071 кг. Создателем набата является И.Моторин.
Другие колокола
В зависимости от диапазона, издаваемых звуков, колокола подразделяются на 3 вида:
- зазвонные – дискант
- красные
- благовестные – бас
Сочетание разного звучания создает общий гармоничный перезвон. Поэтому на колокольне поместили целый оркестр из набатов. Их распределили по 3 ярусам башни:
- На нижнем – Лебедь, Медведь, Широкий, Новгородский, Ростовский, Слободской.
- На среднем – Корсунские (3 шт.), Новый, Немчин, Безымянный, Даниловский, Марьинский, Глухой.
- На верхнем – Безымянные (3 шт.).
После установления советской власти колокольный звон был запрещен. В 1992 г. перезвон на Иване Великом зазвучал вновь.
История Колокольни Ивана Великого
В 1329 году на месте настоящей постройки была построена церковь «под колокол» Иоанна Лествичкина. В 1505 году старая церковь была разрушена и на ее месте в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году построена новая церковь. В 1600 году при Борисе Годунове к ней был пристроен еще один ярус — цилиндрический. Колокольня стала самым высоким в то время сооружением в столице. Ее высота достигла 81 метр. Площадь, расположенная к востоку от нее, именовалась в старину Ивановской. Здесь громко, «во всю Ивановскую», оглашали царские указы и наказывали провинившихся.
В 1532 году с северной стороны зодчим Петроком Малым пристраивается звонница с храмом Вознесения Господня. В ней устанавливается тысячепудовый колокол «Благовестник». Сам храм находился на третьем ярусе и для входа в него была устроена лестница. С 17 века церковь преобразуется в звонницу, названную Успенской. С 1624 по 1632 годы во время царствования Михаилаа Романова и патриаршества его отца Филарета с северной стороны Важеном Огурцовым было пристроено еще одно сооружение — Филаретовская пристройка с белокаменными пирамидками и черепичным шатром.
Во время Отечественной войны 1812 года звонница и пристройка были разрушены. Уцелела только Колокольня. С нее был снят крест, который до сих пор он не найден. Сейчас на ее позолоченном куполе находится восьмиконечный крест из железа, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине вырезаны слова «Царь Славы».
В 1819 г. по проекту архитектора Д. Жилярди разрушенные звонница и Филаретовская пристройка были восстановлены в прежнем виде, но появились элементы архитектуры 19 века.
Архитектурный ансамбль сооружения
Цоколь звонницы построен из белого камня. Потом идет кладка из крупного кирпича, скрепленная прочными железными связями. Нижние этажи колокольни, представляющие почти сплошной массив, слились в единый мощный монолит с фундаментом.
Данный архитектурный ансамбль замыкает с восточной стороны Соборную площадь Московского Кремля.
Стены нижнего яруса достигают в ширину пяти метров.
Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть — сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними — открытая галерея, где находятся колокола.
Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегченной верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.
Архитекторы, участвовавшие в строительстве и реконструкции Ивановского столпа:
- Бон Фрязин;
- Петрок Малой;
- Федор Конь;
- Бажен Огурцов;
- Джон Талер;
- Доменико Жилярди;
- Константин Тон.
Храм Ивана III объединил в себе характерные особенности зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декоративную отделку XVI веков.
Интересные факты о колокольне Ивана Великого
- Некоторое время в Москве существовал запрет на строительство зданий выше «Ивана Великого»;
- В XVI-XVII веках у колокольни провозглашали царские указы. С тех времен пришло к нам выражение: «Кричать на всю ивановскую»;
- В давние времена возле колокольни стояла палатка, которая стала прообразом первой нотариальной конторы. В ней специальные писари помогали простым людям составлять челобитные;
- Также у колокольни показательно наказывали воров и взяточников;
- Колокольня была дозорной и пожарной башней. На самом верху была организована смотровая площадка. В ясную погоду с нее была видна местность в радиусе 40 километров от Кремля;
- Во время коронации Николая II колокольня была украшена иллюминацией.
Действующие колокола
Изготовленные русскими и иностранными мастерами, колокола располагаются на всех трех ярусах колокольни.
Самые массивные и басовитые — на галерее первого яруса, а легкие и мелодичные — наверху:
- На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действуют три колокола.
- В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов — Успенский. Он украшен портретами императора Александра I и его семейства, изображениями Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, митрополитов Петра и Алексия и композицией «Успение Божией Матери». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,3 метра, составляет 1,75 тонны, а сам колокол весит около 65 тонн 320 килограммов. Успенский колокол считается лучшим по тону и звуку.
- Колокол Ревун массой 32 тонны 760 кг изготовлен по указу царя Михаила Романова в 1622 году мастером Андреем Чоховым, автором Царь-пушки.
- Великопостный, или Семисотный колокол весит 13 тонн 71 кг и расположен на Филаретовой пристройке.
- Древнейший из колоколов — Медведь. Он назван так за мощный голос и низкое звучание.
- Колокол Лебедь получил название за звон, похожий на лебединый крик.
- Новгородский колокол впервые отлит при Иване IV для Софийского собора Новгорода. Затем был перевезен в Москву. Рядом находятся колокола Широкий, Слободской и Ростовский.
- На втором ярусе звонницы расположены Корсунский колокол, Немчин Новый Успенский, Даниловский, Ляпуновский, Марьинский, Глухой, Первый и Второй безымянный колокола.
- Третий ярус образуют колокола меньшего размера.
О колоколах
В общей сложности на звоннице насчитывается 34 колокола. Среди них литейные изделия мастеров 16-19 веков. Лучшие в России набаты отливали в Москве. Самые знаменитые колокола имели собственные имена. Их было принято украшать барельефами и орнаментом. На каждом колоколе оставляли памятную надпись с указанием фамилии мастера, даты изготовления, веса.
Исходными материалами служил специальный «колокольный» сплав. В его состав входили:
- медь
- олово
- серебро
- золото
Пропорции металлов устанавливал мастер. От содержания состава во многом зависело звучание звона. Со временем колокола утрачивали свою звонкость, в стенках образовывались трещины и изделие отправляли на переплавку. Для крепления колоколов на Иване Великом изначально использовали деревянные балки. В 19 веке их стали постепенно заменять более прочными, металлическими.
Успенский колокол
Авторами Праздничного или Успенского колокола являются русские мастера Завьялов и Русинов. Набат характеризуется сильным чистым звучанием. Это самый мощный колокол на звоннице. Его масса 65 320 кг.
Колокол Ревун
Вторым по величине колоколом на Иване Великом считается Ревун или Реут. Он уступает собрату по габаритам в 2 раза –32 760 кг. Вместе с тем, это набат – патриарх. Он был изготовлен в 1622 г. прославленным российским литейщиком Андреем Чоховым.
Семисотный колокол
Вседневный или Семисотный колокол предназначался для ежедневного пользования. Он заметно уступает громогласным товарищам и весит 13071 кг. Создателем набата является И.Моторин.
Другие колокола
В зависимости от диапазона, издаваемых звуков, колокола подразделяются на 3 вида:
- зазвонные – дискант
- красные
- благовестные – бас
Сочетание разного звучания создает общий гармоничный перезвон. Поэтому на колокольне поместили целый оркестр из набатов. Их распределили по 3 ярусам башни:
- На нижнем – Лебедь, Медведь, Широкий, Новгородский, Ростовский, Слободской.
- На среднем – Корсунские (3 шт.), Новый, Немчин, Безымянный, Даниловский, Марьинский, Глухой.
- На верхнем – Безымянные (3 шт.).
После установления советской власти колокольный звон был запрещен. В 1992 г. перезвон на Иване Великом зазвучал вновь.
Церковь святого Иоанна Лествичника
Фундамент колокольни заложен на месте существовавшего в 14-15 вв. храма Иоанна Лествичника. Древняя церковь возводилась специально под колокола. По внешнему виду, она напоминала старинные армянские соборы. Внутреннее пространство было разделено на части крестообразно. Снаружи здание имело форму 8-гранника.
Алтарная часть располагалась в полукруглой апсиде, ориентированной на восток. Для колоколов было отведено место на 2 ярусе церкви. Примыкавшую к собору площадь окрестили Ивановской. На ней провозглашали указы царя и читали другие важные государственные документы. Глашатаям приходилось громко кричать, «во всю ивановскую». В начале 16 века церковь Иоанна Лествичника было решено разобрать, а на ее месте построить колокольню, в память об умершем московском князе Иване III «Великом».
Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»
Написанная в 1915 году картина изображает святыню в скошенных формах, по центру расположен колокол, его раскачивает двое людей. Вокруг всей постройки кругами расходятся волнообразные плоскости, они являются передатчиком ощущения звука-гула, а благодаря повторяемым отдельным формам композиции в виде натянутых струн создается ощущение органа или огромных гуслей.
Звонящие колокола художник изображает событием космического масштаба. Создается ощущение, что вокруг памятника вертятся светила, то окуная его в ночь, то направляя на него лучи света. Вся картина стала неким портретом архитектурного памятника на фоне истории, наполнила его волнами неистребимой энергии жизни, которая противостоит разрушению.
Строительство колокольни Ивана Великого
Знаменитую колокольню строили в несколько этапов. Год основания церкви – 1329. Иван Калита начал её строительство в честь рождения своего сына. И в 1505 итальянский архитектор по прозвищу Бон Фрязин решил создать проект восьмигранной колокольни, которую сегодня мы знаем как Колокольню Ивана Великого. Кстати, настоящее имя архитектора до сих пор остается загадкой.
Интересно, что колокольня должна была служить сразу трем соборам: Архангельскому, Успенскому и Благовещенскому. И именно колокольня Ивана Великого с церковью Иоанна Лествичника торжественно выделялась своей высотой из всего ансамбля. Хотя тогда она была на ярус ниже, чем в наше время. В том виде, в котором колокольня предстала перед нами, она появилась при Борисе Годунове. Тогда по верху колокольни создали надпись. В ней говорится, что этот храм построен и покрыт позолотой во второе лето царствования Бориса Федоровича. Кстати, позже Лжедмитрий I эту надпись с лёгкой руки уничтожил, но при Петре I надпись восстановили.
При Михаиле Романове к колокольне добавили пристройку, названную в честь патриарха Филарета. До появления храма Христа Спасителя колокольня Ивана Великого гордо носила звание самого высокого здания столицы Руси. Ходили слухи, что в столице был запрет на возведение зданий выше колокольни Ивана Великого. Однажды молния ударила в шпиль церкви Архангела Гавриила и та загорелась. Москвичи прозвали пожар карой строителю – нечего строить храмы выше Ивановской колокольни.
Колокольный звон умолк надолго в 1918 году. Этот запрет нарушили лишь однажды – спустя три года, в честь Пасхи. Торжественный звон колоколов Москва услышала лишь в 1992 году.
Звон (Колокольня Ивана Великого)
«Звон» – один из самых знаменитых архитектурных пейзажей Аристарха Лентулова. В центре мы видим, как раскачивают колокол. И звонарь, и сам колокол кажутся крошечными относительно того эффекта, которые они производят, который и составляет сюжет картины. От раскачиваемого колокола волнами расходится… звук? цвет? само строение? Архитектурные пейзажи Лентулова обладают собственной, особенной структурой. Здания в них, как правило, скошены – Пизанскую башню воочию лицезрел, да (отправившись обучаться живописи в Париж, посетил и Италию). Части строений у Лентулова теснятся, пританцовывают, витают в облаках, создают ощущение эфемерности и волшебности, словно речь не о реальной Москве, а о сказочной, в которой пространства и плоскости, краски и звуки ликуют, а прямая перспектива отсутствует. Кстати, о пересечении плоскостей. В архитектурных пейзажах Лентулов нередко пересекает их в самом буквальном смысле, используя метод коллажа. Здесь есть и наклейки из фольги, и бумага, на некоторых картинах случаются вставки бархата, атласа. По этой причине ряд его картин практически никогда не выставляется в других музеях. В частности, маловероятно, что увидеть «Звон» можно будет где-то, кроме Третьяковки – коллаж очень легко повредить при перевозке.
В городских пейзажах отражено увлечение художника орфизмом Робера Делоне. Но если Делоне нередко вводит зрителя во внутреннее пространство картины, то на полотнах Лентулова различные плоскости и пространства словно сталкиваются, наслаиваются и вклиниваются друг в друга, создавая пересечение плоскостей, а не объем.
Если находиться рядом со звонарем, то действительно может возникать вот это ощущение, удивительным образом переданное на картине – словно мир рассыпается и тут же собирается из пазлов, деталей, а скрепляющим веществом для него является звук. Искусствовед Ирина Вакар, сравнивая Эйфелеву башню на картинах Делоне и «Ивана Великого» Лентулова, пошутила, что у Делоне с башней «происходит примерно то же, только нет звона».
Аристарх Лентулов очень любил колокольный звон. Его дочь, искусствовед Марианна Лентулова, вспоминает, что когда советская власть «отменила» колокола, отец иногда вешал на веревку над чугунной печкой кочергу, затыкал чем-либо уши и бил кочергой о печку. Получался звон, напоминающий колокольный.
Известно, что Лентулов обладал великолепным музыкальным слухом и относился к картинам как к симфониям в красках. Картина должна звучать! В этом смысле «Звон» является одной из самых удачных работ, от нее исходит неповторимое ощущение колокольного звона, гула, отдающегося резонансом во всем теле.
На посмертной выставке картин Аристарха Лентулова к Марианне подошел молодой парень и сказал, что он совершенно не разбирается в живописи, но глядя на эти картины, может поклясться, что изобразивший их человек работал с песнями и чувствовал музыку.
Колокольня Ивана Великого сегодня
Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.
Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.
Церковь святого Иоанна Лествичника
Фундамент колокольни заложен на месте существовавшего в 14-15 вв. храма Иоанна Лествичника. Древняя церковь возводилась специально под колокола. По внешнему виду, она напоминала старинные армянские соборы. Внутреннее пространство было разделено на части крестообразно. Снаружи здание имело форму 8-гранника.
Алтарная часть располагалась в полукруглой апсиде, ориентированной на восток. Для колоколов было отведено место на 2 ярусе церкви. Примыкавшую к собору площадь окрестили Ивановской. На ней провозглашали указы царя и читали другие важные государственные документы. Глашатаям приходилось громко кричать, «во всю ивановскую». В начале 16 века церковь Иоанна Лествичника было решено разобрать, а на ее месте построить колокольню, в память об умершем московском князе Иване III «Великом».
Колокола «Ивана Великого»
«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.
Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.
Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам
В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол — Успенский, весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола — надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.
Висящий в соседнем проеме колокол «Реут» был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие — 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии — «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.
В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,был убит террористами-народовольцами.
В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса — 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.
В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавилизображение петербургской Петропавловской крепости.
Самый тяжелый колокол — «Лебедь» — весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь» получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.
Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.
Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.
Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».
На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.
На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.
В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.
-
Назад
-
Вперед
Месторасположение сооружения
Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.
Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:
- Успенский собор;
- Архангельский собор;
- Патриаршая палата;
- Грановитая палата;
- Церковь Ризоположения;
- Царь-колокол;
- Царь-пушка.
Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.
Как добраться
Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес — Москва, Кремль, Соборная площадь.
Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:
- Сокольническая линия — станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
- Серпуховско-Тимирязевская линия — станция «Боровицкая»;
- Арбатско-Покровская линия — станция «Площадь Революции»;
- Филевская линия — станция «Александровский Сад».
Архитекторы колокольни Ивана Великого
В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.
Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.
Площадь, находящаяся к востоку от святыни, получила название ИвановскойИменно здесь во всю мощь, «во всю Ивановскую», оглашались указы царя и наказывали провинившихся.
В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.
В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.
Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».
Сергей Кузнецов
В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.
На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.
В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.
Уже после войны церковь начала превращаться в музей.
Ольга Державина