Оглавление
Политическая карьера Катона
Катон, в отличие от других выдающихся деятелей своей эпохи, не оставил после себя ни блистательных книг и речей, ни поражающих воображение свершений. Он никогда не командовал армиями, не занимал высоких постов, не управлял государством. В его политической деятельности провалов и поражений было намного больше, чем побед.
Но, тем не менее и при жизни, и после смерти он пользовался громадным авторитетом и влиянием. Его уважали и почитали не только друзья и соратники, но даже враги. Выдающиеся поэты воспевали его в поэмах, философы призывали современников строить свою жизнь по примеру Сократа или Катона, историки сравнивали его с самим Цезарем, и, как правило, эти сравнения были не в пользу Цезаря. После гибели Катона его имя стало синонимом республики и свободы. Люди, боровшиеся с деспотизмом, шли с этим именем на бой и на казнь. Разве это само по себе не является величайшим свершением?
Сравнение Катона с Цезарем
Знаменитый историк Саллюстий (86—около 35 до н. э.), сделавший карьеру и состояние на службе Цезарю, дал сравнительную характеристику двух великих римлян: «…когда роскошь и праздности развратили гражданскую общину… Рим долгие годы не порождал человека великой доблести. Но на моей памяти выдающейся доблестью, правда при несходстве характеров, отличались два мужа — Марк Катон и Гай Цезарь… Я решил не умалчивать о них, но, насколько позволят мои способности, описать натуру и нравы каждого из них.
Итак, их происхождение, возраст, красноречие были почти равны; величие духа у них, как и слава, были одинаковы, но у каждого — по-своему. Цезаря за его благодеяния и щедрость считали великим, за безупречную жизнь — Катона. Первый прославился мягкосердечием и милосердием, второму придавала достоинства его строгость. Цезарь, достиг славы, одаривая, помогая, прощая, Катон — не наделяя ничем. Один был прибежищем для несчастных, другой — погибелью для дурных. Первого восхваляли за его снисходительность, второго — за его твёрдость. Наконец, Цезарь поставил себе за правило трудиться, быть бдительным; заботясь о делах друзей, он пренебрегал собственными, не отказывал ни в чём, что только стоило им подарить; для себя самого желал высшего командования, войска, новой войны, в которой его доблесть могла бы заблистать.
Катона же отличали умеренность, чувство долга, но больше всего суровость. Он соперничал не в богатстве с богатым и не во власти с властолюбцем, но со стойким в мужестве, со скромным в совестливости, с бескорыстным в воздержанности. Быть честным, а не казаться им предпочитал он. Таким образом, чем меньше искал он славы, тем больше следовала она за ним».
Происхождение Катона Утического
Марк Порций Катон принадлежал к знатному плебейскому роду, который прославил и ввёл в ряды аристократии его тёзка и прадед Катон Цензор (234—149 до н. э.). Хотя тот и происходил из неродовитых всадников, ему удалось трудом и заслугами проторить себе путь к высшей славе и высшей власти. Он занимал посты консула и цензора, был выдающимся полководцем, лучшим оратором своего времени и первым римским писателем — основоположником латинской прозы. Под конец своей долгой жизни он фактически возглавил Римское государство — ни один важный государственный вопрос не разбирался в сенате в его отсутствие.
Катон Младший всю свою жизнь руководствовался примером великого прадеда. Он неустанно боролся с теми, кто пытался установить в Риме своё «царское правление», кто домогался чрезвычайных неограниченных полномочий, а фактически — единовластия.
Катон осиротел, когда ему не исполнилось и пяти лет. Вместе со своим братом и сёстрами он воспитывался в доме дяди, Ливия Друза, после его гибели — в доме бабушки, а когда и она умерла — у более дальних родственников Как и многие другие дети, обделённые материнской лаской и отцовской заботой:, он вырос упрямым, несговорчивым и даже угрюмым, обнаруживая, по словам его биографа Плутарха, «нрав твёрдый, непреклонный и бесстрастный». Вместе с тем Катон был очень привязан к брату7 и сёстрам, а также к своему наставнику и первому учителю греку Сарпедону. Он нелегко сходился с людьми. Но те, кто становился его друзьями, оставались ими всю жизнь и всегда могли рассчитывать на его помощь и поддержку.
С самого детства Катон не мог смириться с любым проявлением несправедливости и деспотизма, Рассказывают, что Сарпедон часто водил 13-летнего Катона приветствовать диктатора Суллу, который был старым другом его отца и потому нередко выказывал Катону своё расположение Дом Суллы напоминал застенок: бесчисленное множество людей подвергались там пыткам и казням. Видя, как выносят головы казнённых
Карьера
Катон был плебейским трибуном в неопределенный год, вероятно, в начале первого десятилетия первого века до нашей эры. Бротон относит свой трибунат к 99 г. до н.э., когда трибуны Катон и Квинт Помпей Руф попытались отозвать Квинта Цецилия Метелла Нумидика из изгнания. Против этого законопроекта выступил Гай Марий , видный полководец и соперник Нумидика, и при его поддержке трибун Публий Фурий наложил вето на это предложение. Друманн идентифицирует этого Катона как Люция, брата Марка, но год его трибуната также неизвестен.
Цицерон рассказывает анекдот о решении Катона в гражданском суде, касающемся обязанности продавца сообщать покупателю о скрытых дефектах. Некий Клавдий, которому авгуры приказали снести его дом на Целийском холме , потому что он мешал ауспициям, продал дом истцу Кальпурнию, не упомянув о требовании авгуров. Когда Кальпурний узнал, что его дом должен быть снесен, он подал иск против Клавдия за мошенничество, и Катон вынес решение в его пользу, требуя, чтобы Клавдий возместил ему ущерб.
Героическая смерть Катона
Последний вечер своей жизни Катон провёл, пируя как всегда, с самыми близкими ему людьми и наслаждаясь приятной учёной беседой. Под конец он теплее, чем обычно, простился со своими друзьями и сыном и запретил тому заниматься общественными делами в таком государстве, в котором ему отныне придётся жить. У себя в спальне он внимательно перечитал трактат Платона о бессмертии души, а затем крепко заснул. Проснувшись, спросил, все ли беглецы сумели благополучно отплыть, а когда ему ответили утвердительно, он вернулся к себе в комнату и бросился на меч.
Узнав печальную весть, жители Утики вместо того, чтобы встречать подходившего к городу Цезаря, собрались у дома Катона, «и все в один голос взывали к умершему, именуя его благодетелем и спасителем, единственно свободным и единственно неодолимым». Они похоронили Катона на берегу моря, а позднее поставили над могилой его статую с мечом в руках. После смерти Катон получил почётное прозвище Утический. Такие прозвища в Риме давали только победоносным полководцам в память об одержанной ими победе.
Услышав о смерти Катона, Цезарь, как сообщают, сказал: «Ох, Катон, ненавистна мне твоя смерть, потому что и тебе ненавистно было принять от меня спасение». Он помиловал сына Катона и оставил ему наследственное достояние.
Друг Катона Цицерон и его племянник Брут написали хвалебные сочинения, посвящённые памяти погибшего. Так как их все читали и перечитывали, Цезарь и один из его полководцев в ответ издали памфлеты под названием «Анти-Катон». В них Катон изображался как скопище всех пороков. Однако ожидаемого воздействия они не оказали — у читателей они не вызывали ничего, кроме безудержного смеха. В этом состязании победа осталась за Катоном.
Mon, 23 Dec 2019 17:04:36 +0300
Катон Утический добровольно идет в армию
Как римлянин, достойный своих предков, и философ, достойный своего учения, Катон видел собственное предназначение в служении отечеству. Во время восстания Спартака он добровольно вступил в армию, подавлявшую это выступление, заслужил репутацию образцового солдата. А как же неприятие деспотизма? С точки зрения современного человека, налицо противоречие, но для римлянина его не было. Рабы находились за пределами общества. Между умерщвлением раба и умерщвлением быка не было принципиальной разницы. А разве может быть деспотизм по отношению к быкам?
Спустя пять лет Катон в качестве военного трибуна командовал легионом в Македонии и показал себя прекрасным офицером, воздействовавшим на подчинённых не столько приказами и наставлениями, сколько личным примером. Однако Катон, в отличие от своего прадеда, не стал полководцем. Ему была суждена не военная, а гражданская карьера: битвы, в которых он участвовал, разворачивались не на полях сражений, а на форуме и в римской курии.
Марк Порций Катон вступает на государственную службу
По возвращении из Македонии Катон был избран на пост квестора — низшая магистратура, которая служила первой ступенью политической карьеры. Квесторы заведовали государственным казначейством. Собственные обязанности они часто перекладывали на канцелярских служащих — писцов казначейства. А те заботились больше о собственных интересах, чем о пользе государства. Финансовая отчётность в то время была запутана и запущена. Многие должники казначейства годами не выплачивали долгов, а кредиторы, наоборот, не могли получить того, что им причиталось по закону.
Покинув казначейство, Катон не оставил ведомство без присмотра: его рабы ежедневно переписывали там ведомости прихода и расхода, а сам он купил копии приходно-расходных книг со времени Суллы и держал их под рукой. Он следил за принимаемыми законами, чтобы не допустить незаконных выплат и разбазаривания государственных средств.
С помощью книг и бесед со сведущими людьми Катон заранее изучил обязанности квестора и смело взялся за расчистку авгиевых конюшен. Против него тотчас же ополчились писцы казначейства, не заинтересованные в наведении порядка. Но он изобличил нескольких из них в злоупотреблениях и привлёк к суду, а ещё нескольких уволил за пренебрежение своими обязанностями. Сломив их сопротивление, он взял управление казначейством в свои руки и навёл там порядок. С должников казначейства Катон строго и неумолимо взыскал причитающиеся суммы, а кредиторам, отчаявшимся получить свои средства, быстро и неукоснительно выплатил всё, что причиталось.
Катон очистил казначейство от жуликов и наполнил его деньгами. Все говорили, что он придал квестуре консульское достоинство.
[править] Литературная деятельность
Известно восемь отдельных произведений и сборников, которых написал Катон:
- Трактат «Земледелие», другое название — «О сельском хозяйстве» (лат.: De agri cultura или De re rustica);
- Исторический очерк «Начала» (лат.: Origines);
- Энциклопедическое произведение, написанное для сына, предполагаемое название — «К сыну» или «К сыну Марку» (лат.: Ad filium или Ad Marcum filium);
- «Поэма о нравах» (лат.: Carmen de moribus);
- Лечебник;
- «О военном деле» (лат.: De re militari);
- Сочинение по праву (авторство Катона оспаривается);
- Сборник изречений.
Последние пять произведений сохранились в небольших фрагментах, «Начала» сохранились в значительных фрагментах, «Земледелие» сохранилось целиком (это первый пример латинской прозы).
Кроме того, Катон имеет более 150 речей, из которых только 80 сохранилось по отдельным объектам.
[править] Литература
- Альбрехт М. фон. История римской литературы: В 3-х томах. / Пер. с нем.. — М., 2003. — Т. 1. — С. 435—451.
- Грабарь-Пассек М. Е. Катон // История римской литературы / Под ред. С. И. Соболевского, М. Е. Грабарь-Пассек, Ф. А. Петровского. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — Т. 1. — С. 135—149.
- Квашнин В. А. Государственная и правовая деятельность Марка Порция Катона Старшего. — Вологда: Русь, 2004. — 132 с.
- Трухина Н. Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики. — М.: МГУ, 1986. — 188 с.
- Astin A. Cato the Censor. — Oxford: Clarendon Press, 1978. — 392 p.
- Corte F. della. Catone Censore: La vita e la fortuna. — Torino: Rosenberg & Sellier, 1949. — 190 p.
- Kienast D. Cato der Zensor. Seine Persönlichkeit und seine Zeit. — Heidelberg: Quelle & Meyer, 1954. — 170 S.
Сочинения Плутарха |
|
---|---|
Сочинения |
Сравнительные жизнеописания • Моралии • Псевдо-Плутарх
|
Сравнительные жизнеописания |
Александр Великий и Юлий Цезарь • Алкивиад и Кориолан • Аристид и Катон Старший • Деметрий и Антоний • Демосфен и Цицерон • Дион и Брут • Никий и Красс • Кимон и Лукулл • Лисандр и Сулла • Ликург и Нума • Пелопид и Марцелл • Пирр и Гай Марий • Агесилай и Помпей Великий • Солон и Попликола • Тесей и Ромул • Эвмен и Серторий • Агис и Клеомен; Тиберий и Гай Гракхи • Тимолеонт и Эмилий Павел • Перикл и Фабий • Фемистокл и Камилл • Филопемен и Фламинин • Фокион и Катон Младший • Арат Сикионский1 • Артаксеркс1 • Гальба1 • Отон1 • Эпаминонд и Сципион Африканский2 |
1 Непарные жизнеописания • 2 Несохранившиеся жизнеописания |
Политические интриги врагов и друзей Катона Утического
Красе был тесно связан с компаниями могущественных публиканов — откупщиков государственных налогов и податей. Он добивался от сената, чтобы была снижена на треть сумма, которую публиканы обязались уплатить государству за право сбора налогов и податей с самой богатой римской провинции Азии.
Характеризуя твердолобую принципиальность своего друга, Цицерон иронически заметил в одном из писем: «Наш Катон, высказывая своё мнение в сенате, забывает, что он живёт не в идеальном государстве Платона, а среди подонков Ромула». Катон, посвятивший всю жизнь политической деятельности, не был «реальным политиком». И в частной жизни, и в политической борьбе он руководствовался принципом, который впоследствии стал девизом французских рыцарей: «Делай, что должен, и будь что будет». Но то, что подходит для рыцаря, не годится для политика.
В результате недальновидной политики Катона и возглавляемых им оптиматов в 60 г. до н. э. Цезарю удалось создать союз трёх самых могущественных политических лидеров, сплотивших вокруг себя все силы, враждебные сенату и сенатской республике. Цезарь с помощью послушного народного собрания утвердил все требования триумвиров. Организованные триумвирами банды избивали и калечили сторонников оптиматов. Катона, пытавшегося с ораторской трибуны протестовать и обличать, несколько раз выносили с форума на руках.
Из-за господства триумвиров сенат и народное собрание утратили былое политическое значение, оптиматы были дезорганизованы, а их вожди на несколько лет отстранены от активной политической деятельности.
Участие Катона в битве при Диррахии
Когда Цезарь со своими войсками высадился в Греции и там начались боевые действия, Катон принял участие в битве при Диррахии — единственном сражении, закончившемся поражением Цезаря. После этого Помпей с основными силами отправился преследовать Цезаря, а Катона с небольшим войском он оставил в Диррахии, чтобы не допустить переправы из Италии подкреплений для армии противника.
Узнав о разгроме Помпея при Фарсале, Катон переправил своё войско на расположенный неподалёку остров Керкира. Туда со всех сторон собирались уцелевшие отряды разгромленной армии Помпея во главе со своими командирами. Все они добровольно признали над собой власть Катона, сохранявшего спокойствие и волю к продолжению борьбы.
Некоторые деморализованные поражением помпеянцы, как, например, Цицерон, решили вернуться в Италию и сдаться на милость Цезаря. Находившийся на Керкире старший сын Помпея хотел с ними расправиться, но Катон не позволил. Всем, кто находился под его командованием, он предоставил выбор: вернуться в Италию либо вместе с ним отправиться на помощь Помпею. Большая часть войска осталась с Катоном.
Он погрузил свою армию на корабли и поплыл в сторону Египта, рассчитывая присоединиться там к союзнику. Но у африканского берега Катон встретил корабль, на котором возвращались из Египта жена и младший сын Помпея. От них он узнал о гибели Помпея. После этого он со своей армией высадился в городе Кирене.
[править] Биография
Катон родился в 234 году до н. э. в древнем римском муниципии Тускул в малоизвестной плебейской семье Порциев. По этническому происхождению разные исследователи относят Катона к латинам, сабинам или этрускам.
В 217 или 216 году до н. э., вскоре после начала Второй Пунической войны, молодой Катон поступил на службу в римскую армию. В 214 году до н. э. он занял пост военного трибуна, хотя обычно на неё назначали военных с большим опытом. В 205 или 204 году до н. э. Катон был избран квестором и помогал консулу Публию Сципиону десантироваться из Сицилии в Африку. Однако между ними не было взаимопонимания: Катон обвинил Сципиона в упадке дисциплины у легионеров. В последующих операциях Катон, скорее всего, не участвовал. В последний год Второй Пунической войны Катон был на Сардинии, откуда он вернулся в Рим с поэтом Энием.
После окончания войны Катона выбрали плебейским эдилом на 199 год до н. э., а после — претором на 198 год до н. э. В качестве претора он руководил Сардинией, и своей честностью добился уважения местных жителей. Карьерные успехи молодого римлянина из малоизвестной семьи объясняются связями с аристократическим патрицианским родом Валериев Флакков. Вместе с представителем последних, Луцием Валерием Флакком, Катон в 195 году до н. э. был консулом. Своё консульство Марк провел на Пиренейском полуострове, где он управлял провинцией Ближняя Испания. Катон возглавил войско и подавил восстание иберийских племен. За победы в Испании сенат разрешил Катону провести триумф. В 191 году до н. э. Катон участвовал в Сирийской войне и сыграл решающую роль в сражении под Фермопилами.
Возвышение Катона было связано не только с помощью Валериев Флакков, но и с его острыми публичными речами. Он осуждал роскошь аристократии и пороки современного ему общества. Именно из-за программы борьбы с пороками Катона выбрали цензором на 184 год до н. э. Новый цензор сразу провел обзор сената и исключил из него нескольких аристократов. В ходе осмотра сословия всадников Катон исключил ряд сторонников Сципиона. Для борьбы с роскошью Марк ввел большой налог на одежду, женские украшения и другие предметы. Поддержке государственного строя был посвящен пересмотр государственных контрактов, а также увеличение взносов публиканов (откупщиков). Катон также боролся с незаконными стройками на государственной земле и использованием государственных акведуков для личных потребностей.
В старости Катона направили с посольством в Карфаген. После возвращения он начал убеждать сенат в необходимости новой войны с Карфагеном до полного его уничтожения. Хорошо известны его слова, которые он вносил в каждой своей речи: Ceterum censeo Carthaginem esse delendam — «Кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен».
Из-за активной позиции Катона и его борьбы с известными семьями его привлекали к суду 44 раза, но не сумели осудить.
Республиканские идеи Катона
Катона Цензора заслуженно считали воплощением идеального римлянина: ни простотой образа жизни, ни чистотой своих нравов, ни неустанной заботой об общественном благе — ничем он не уступал легендарным героям первых столетий республики. Само имя его стало нарицательным.
Как настоящий римлянин, Катон Цензор не любил ни царей, ни тех, кто пытался им подражать. Когда один из его друзей стал восхвалять какого-то союзного Риму царя, Катон ответил: «Царь по природе своей — животное плотоядное».
Всю свою жизнь Катон Цензор сражался с «царским правлением» самых могущественных римских аристократов. Он сумел отстранить от управления государством и вынудил уйти в «добровольное» изгнание легендарного «избранника богов» Сципиона Африканского. Занимая пост цензора, Катон с позором изгнал из сената нескольких порочных и преступных и вместе с тем знатных и влиятельных сенаторов. Многих других привлёк к суду и добился их изгнания. Сам он чуть ли не 50 раз был под судом, но каждое разбирательство завершалось не просто его оправданием, а настоящим триумфом.
Все римские граждане, за исключением наиболее знатных и развращённых, любили и уважали Катона Цензора. Они поставили ему памятник прямо в сенате, чтобы государственные деятели помнили, с кого надо брать пример.
Как и другие знатные римляне того времени, Катон посвятил юные годы не воинской службе, а завершению своего образования. Он усердно и успешно упражнялся в красноречии и изучал философию, отдавая при этом особое предпочтение учению о нравственности и государстве. Среди образованных римлян была чрезвычайно популярна философия стоиков, призывавшая к самоограничению, отказу от страстей и соблазнов, а главное — к беззаветному служению общественному благу, т. е. отечеству.
Катон, подобно многим своим согражданам, стал горячим приверженцем стоицизма. Причём, в отличие от большинства остальных, не только на словах, но и на деле. Он отказывал себе в наслаждениях и удовольствиях, непрестанно закалял тело и волю, предпочитая и в жару, и в морозы ходить с непокрытой головой, и нередко появлялся на форуме в одежде бедняков — босым и в тёмной тоге на голое тело. Во время путешествий сопровождавшие его рабы и друзья ехали верхом, а он всегда шёл пешком, не отставая от них.
Борьба Катона против Цезаря
Политический климат в Риме и в Италии постепенно менялся. Красе погиб в 53 г. до н. э. во время неудачной войны с Парфией. Цезарь, наоборот, прославился и обогатился при завоевании Галлии, приобрёл дополнительное политическое влияние. Множество запутавшихся в долгах людей самого разного статуса возлагали на него все свои надежды, как некогда на Каталину. Помпей с его поблекшей славой давно уже воспринимал известия о новых успехах Цезаря с едва скрываемой неприязнью. Он охотно принял предложение о союзе, сделанное ему вождями римской знати. Те решили, что из двух зол надо выбирать меньшее.
Клодий стал самостоятельным политическим деятелем, представлявшим угрозу не только для оптаматов, но и для триумвиров. Оптиматы обзавелись собственным Клодием в лице дерзкого и ловкого политикана Анния Милона.
Кровавые столкновения на форуме между бандами Клодия и Милона привели к тому, что летом и осенью 53 г. до н. э. выборы консулов и преторов были сорваны. Следующий, 52 г. до н. э. римляне встретили без высших магистратов. После гибели Клодия во время случайного столкновения с Милоном, а затем осуждения и изгнания последнего в Риме началась вакханалия насилия. Во время беспорядков на форуме сгорело даже здание, в котором заседал сенат.
В этих условиях Бибул и Катон предложили сенату назначить Помпея «консулом без коллеги», т. е. фактически диктатором. Помпей с помощью преданных ему войск и суровых законов навёл в Риме железный порядок
После окончательного сближения между оптиматами и Помпеем началась их совместная борьба против Цезаря. От последнего требовали сложить свои полномочия, передать армию и провинции присланным из Рима наместникам и вернуться в столицу в качестве частного лица. Катон не скрывал, что как только это случится, он немедленно привлечёт Цезаря к суду за его многочисленные преступления.
Цезарь добивался разрешения заочно баллотироваться на пост консула, чтобы после утраты старых полномочий немедленно оказаться под защитой новых. Но ни Помпей, ни оптиматы не желали идти на уступки. Катон и его друзья в очередной раз продемонстрировали свою политическую недальновидность. Полное устранение Цезаря с арены политической борьбы обернулось бы для оптиматов не победой, а катастрофой. После того как переговоры окончательно зашли в тупик, в Италии была объявлена мобилизация. Цезарь, не дожидаясь её окончания, двинул свои войска на Рим. Началась самая длительная и кровавая в истории Рима гражданская война.
Помпей и его сторонники оказались не готовы к войне. Им пришлось бежать из Рима в Кампанию, а затем в Грецию. Было ясно, что вместо быстрой победы над «новым Каталиной» их ждёт долгая тяжёлая борьба с непредсказуемым исходом. Некоторые оптиматы не присоединились ни к одной стороне, выжидая, кто станет победителем. Другие вступили в армию Помпея, а своих сыновей отправили в армию Цезаря.
Ближайшие сподвижники Катона оказались самыми непримиримыми врагами Цезаря Они были готовы сражаться до последней капли крови, последнего гражданина и требовали суровых наказаний для всех, кто не выступил против Цезаря с оружием в руках Это были наиболее решительные и непримиримые аристократы, отстаивавшие аристократическую республику, т. е. основу своего собственного существования.
Катон занял особую позицию. Он был едва ли не единственным из активных участников гражданской войны, понимавшим, что в ней не может быть победителей. Как только она началась, он облачился в траур по погибающему отечеству.
При первых же известях о выступлении Цезаря Катон предложил сенату наделить Помпея как главнокомандующего неограниченными полномочиями. Вместе с тем он настаивал на том, что войну следует всячески затягивать и добиваться её окончания не с помощью сражений, а путём переговоров. Некоторые из друзей обвиняли Катона в том, что он предпочитает быть рабом Цезаря, а не сражаться с ним. Помпей и большинство его советников выступали против переговоров.
Катон добился, чтобы созданный в Греции сенат из присоединившихся к Помпею сенаторов принял постановление не предавать грабежу ни единого из подвластных Риму городов и вне поля битвы ни единого из римских граждан не убивать. Это постановление привлекло на сторону Помпея многих колебавшихся.
Катон становится комендантом Утики
Когда до Катона дошли известия, что все уцелевшие силы помпеянцев собираются в римской провинции Африка (на территории современного Туниса), он решил присоединиться к ним, поскольку не мог добраться туда по морю, так как навигация уже закончилась. Потому ему пришлось двинуться по суше и совершить беспримерный 1000-километровый поход по пустыне Сахара.
Путь этот с трудом преодолевали торговые караваны бедуинов, для армии же он считался непроходимым. Но месяц спустя после выхода из Кирены Катон привел своё войско в провинцию Африка на соединение с основными силами помпеянцев. Всю дорогу он шёл пешком впереди войска, разделяя с рядовыми воинами все тяготы похода.
Собравшиеся в Африке воины хотели, чтобы командующим стал Катон. Но он не был полководцем и по своему рангу бывшего прегора уступал другим претендентам. Поэтому командующим стал тесть Помпея Метелл Сципион, имевший ранг бывшего консула. Само имя его внушало уверенность воинам, считавшим, что в Африке по воле богов победа всегда достаётся Сципионам.
Катон стал комендантом Утики, столицы провинции и главной базы помпеянцев. С присущей ему энергией Катон принялся за организацию обороны. Он учредил совет из 300 богатых римских граждан, проживавших в Утике, возвёл мощные укрепления вокруг города, создал большие запасы хлеба, повсюду собирал средства на ведение войны, набирал и вооружал воинов для будущих сражений.
Римские граждане, жившие в Утике, поддерживали помпеянцев, а местное население стояло за Цезаря. Метелл Сципион приказал казнить всех взрослых мужчин, чтобы они не сдали город Цезарю. Но Катон настоял на отмене этого приказа и поселил их в специальном лагере за стенами города. Он следил за тем, чтобы римляне не притесняли местных жителей и не чинили им обид.
Он давал Сципиону те же советы, что и некогда Помпею, — не вступать в битву с Цезарем, а положиться на время, которое работает против Цезаря и его тиранической власти. Но Сципион с пренебрежением относился к советам. В начале апреля 46 г. до н. э. у города Тапса он вступил с Цезарем в сражение, закончившееся полным разгромом помпеянцев.
Бежавшие с поля боя всадники грабили местных жителей. Катон прекратил грабежи, успокоил впавших в отчаяние людей, предоставил корабли и деньги на дорогу всем тем, кто хотел бежать от Цезаря, помог составить речь с просьбой о помиловании тем, кто хотел сдаться. Когда эти люди сказали, что будут просить у Цезаря помилования и для него самого, он ответил, что не нуждается в этом, поскольку не считает себя побеждённым.
Влияние сегодня
Хотя пьеса значительно потеряла популярность и сейчас редко исполняется или читается, она была широко популярна и часто упоминалась в 18 веке, где Катон был образцом республиканской добродетели и свободы . Например, Джон Тренчард и Томас Гордон были вдохновлены пьесой, чтобы написать серию эссе об индивидуальных правах, используя имя «Катон».
Трагедия Аддисона также вдохновила португальского драматурга Алмейду Гарретт (1799–1854) на написание « Катана» в 1821 году. Премьера пьесы состоялась 29 сентября того же года, отмечая годовщину Либеральной революции 1820 года, в Португалии. Португальские либеральные интеллектуалы. Его несколько раз ставили в Португалии, в последующие годы всегда любители. В 1828 году состоялась его британская премьера в Плимуте группой ссыльных офицеров и интеллектуалов, которую писали британские газеты. Первое издание Catão вышло в 1822 году. Было четыре других издания, одно из которых вышло в Лондоне в 1828 году.
Уилкинс Микобер , персонаж в 1850 роман Дэвида Копперфильда по Чарльзу Диккенсу , цитирует Като из пьесы: «Платон, ты reasonest хорошо.»
В юношеском романе М.Т. Андерсона « Удивительная жизнь Октавиана Ничто» главный герой также цитирует пьесу «День, час добродетельной свободы / В рабстве стоит целая вечность» (стр. 346).
Спектакль по пьесе в Нью-Йорке в 1746 году является частью романа Фрэнсиса Спаффорда « Золотой холм» 2016 года .
Влияние на американскую революцию
Некоторые ученые, в том числе историк Дэвид Маккалоу , автор 1776 года , полагают, что несколько известных цитат из американской революции были взяты из Катона или были вдохновлены им . Они включают:
Знаменитый ультиматум Патрика Генри : « Дай мне свободу или дай мне смерть! »
- (Предполагаемая ссылка на Акт II, Сцена 4: «Сейчас не время говорить ни о чем / Но цепях или завоевании, свободе или смерти». )
Актер Джон Кембл в роли Катона в пьесе Аддисона, которую он возобновил в Ковент-Гарден в 1816 году, нарисованной Джорджем Крукшенком .
Прощание Натана Хейла : «Я сожалею только о том, что мне осталось потерять только одну жизнь для своей страны».
- (Предполагаемая ссылка на Акт IV, Сцена 4: «Какая жалость / Что мы можем умереть, но однажды, чтобы служить нашей стране». )
Вашингтон хвалит Бенедикта Арнольда в письме к нему: «Ни один человек не в силах добиться успеха; но вы сделали больше — вы это заслужили».
- (Четкая ссылка на Акт I, Сцена 2: «Смертным не свойственно командовать успехом; но мы сделаем больше, Семпроний, мы этого заслужим» ).
Вскоре после американской революции Эдмунд Берк также цитирует пьесу в своем письме Шарлю-Жан-Франсуа Депону, расширенному в следующем году до « Размышлений о революции во Франции» : «Французы, возможно, еще не прошли через новые переселения. могут пройти, как говорит один из наших поэтов, «через множество разновидностей неисследованных существ», прежде чем их состояние приобретет свою окончательную форму ». Поэт, о котором идет речь, — это, конечно, Аддисон, а процитированный Берк отрывок из Катона (VI II): «Через какое разнообразие непроверенных существ, / Через какие новые сцены и изменения мы должны пройти!»
Чарльз Томсон , лидер патриотов из Пенсильвании, которого Джон Адамс однажды назвал « Сэмом Адамсом из Филадельфии », перефразировал отрывок из письма Катона Бенджамину Франклину о нарушениях парламентом свобод колонистов. Томсон писал: «Я готов спросить поэта :« Нет ли избранных громов в небесных хранилищах, вооруженных необычным гневом, чтобы взорвать тех Людей, которые своими проклятыми политическими планами тащат друзей и братьев в ужасы гражданской войны и вовлекать свою страну в разорение? И все же раны могут быть исцелены, а мир и любовь восстановлены; Но мы находимся на самом краю пропасти ». Томсон перефразировал Катона Акт I: Сцена 1 Стихи: 21–24.