Оглавление
Катапульта своими руками в домашних условиях: 2 способа
Катапульта своими руками
Кто из мальчишек не мечтает о своей собственной катапульте? Нет, не об обыкновенной рогатке, а именно о самой настоящей КАТАПУЛЬТЕ! Даже само слово-то какое, от него уже всех противников в дрожь бросает, что уж о сражении говорить…
Предлагаем вам самостоятельно, вместе с сыном смастерить самую настоящую катапульту. Предупреждаем, это вам не фантики-цветочки, изготовление грозного метательного оружия – серьезная работа для настоящих мужчин! И подготовиться к ней нужно основательно.
Способ первый, основательный
Вам потребуется:
- деревянный брус, брусок, брусочек или дощечка – то, что будет служить основой для катапульты
- прищепка (подойдет любая, но деревянная более крепкая, да и более стильная) – основа механизма будущей конструкции
- палочка от мороженого (придется перед работой хорошенько подкрепиться парочкой эскимо, пусть еще и запасная палочка будет) – она послужит плечом механизма,
- крышка от пластиковой бутылки (баклажки) – седло будущей катапульты,
- клей – клей должен быть по-мужски надежным, на нем все держится, подойдет супер-момент, ПВА или что-нибудь аналогичное.
К дощечке-основе супер-клеем прочно приклеиваем деревянную прищепку. Дожидаемся, когда «схватится», и, после этого, на прищепку приклеиваем плечевую часть – палочку от мороженого. Теперь, на плечо крепим седло – крышечку устанавливаем таким образом, чтобы конец плеча (палочки) немножко выступал. Наберемся терпения и подождем, пока вся склеенная конструкция хорошо высохнет.
Ну вот, катапульта и готова. Еще потребуются снаряды. Их можно сделать из комков бумаги, ватных шариков или помпонов. Для тяжелой артиллерии подойдет горох или фасоль, тут, как с бабушкой договоритесь. Постарайтесь только обойтись без потерь и ничего не разбить во время сражения.
Способ второй, быстрый
Вам потребуется:
- бельевая резинка (она же механизм)
- стул (он же основа).
Стул переворачиваем, на ножки одеваем резинку. Орудие готово! Позаботьтесь о снарядах – и в бой!
А если позвать друга и сделать две катапульты, то можно устроить настоящее сражение. А еще можно повесить на стену мишень и соревноваться в меткости. А еще… ну, настоящие-то мужчины всегда найдут, чем себя занять.
Подготовка катапультного кресла к катапультированию (начало срабатывания механизмов катапультирования)
При катапультировании на большей скорости электрический сигнал не подается.
Схема работы системы фиксации К-36ДМ серии 21 – ручка «ПЛЕЧИ»; 2 – механизм притяга плеч; 3 – ремень механизма притяга плеч; 4 – ремень механизма притяга пояса; 5 – механизм притяга пояса; 6 – ручка «ПОЯС»; 7 – фал притяга ноги; 8 – ложемент голени ноги; 9 – пиромеханизм; 10 – ограничитель разброса руки; 11 – притяг ноги; 12 – лопасть ограничителя разброса руки; 13 – ручка катапультирования; 14 – механизм подъема ноги |
В случае отказа бортовой системы аварийного сброса фонаря летчик должен отпустить поручни катапультирования, сбросить фонарь с помощью бортовой системы автономного аварийного сброса и повторить вытягивание поручней.В некоторых случаях катапультирование может пройти и сквозь остекление фонаря(что это такое — см. ниже Для справки 1)
«За Любу!», «За Веру!»
После выполнения задания, 1944 — Аркадий Шайхет/Частное собрание
Девушки-летчицы летали на маленьких тихоходных бипланах По-2. Их называли «кукурузниками» или «этажерками». На них до войны обучались летчики. Открытая кабина с плексигласовым козырьком не могла защитить экипаж не только от пуль, но даже от сильного ветра. Радиосвязи не было, скорость самолета всего 120 км/час, высота – 3 км. Единственное вооружение – пистолеты ТТ. Пулеметы на этих самолетах появились только в 1944-м году.
Бомбового отсека не было, и бомбы подвешивались прямо под брюхо самолёта. Много бомб По-2 поднять не мог, но зато они попадали в цель с исключительной точностью. Мелкие бомбы штурманы возили у себя на коленях и сбрасывали руками через борт самолета. Девушки летали ночью, делая до десяти вылетов. Пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы. Перевозили летчицы и грузы для партизан: медикаменты, боеприпасы, продовольствие, почту.
Летчицы 46-го женского авиационного Таманского полка, 1942 — Евгений Халдей/МАММ/МДФ
Немцы называли ПО-2 «рус фанер» из-за деревянного каркаса, обшитого фанерой. За каждый сбитый самолет немецкий летчик получал высшую награду – «железный крест».
На бомбах летчицы писали «За Родину!», но после первых погибших подруг появились надписи: «За Любу!», «За Веру!»
Катапульта для запуска ФАУ-1[ | ]
Катапульта для запуска V-1 Катапульта для запуска самолёта-снаряда ФАУ-1 представляла собой массивную стальную конструкцию длиной 49 м (длина пути разгона 45 м, угол наклона к горизонту — 6°) и монтировалась из 9 секций. На верхней стороне находились направляющие, по которым двигался снаряд при разгоне.
Внутри катапульты по всей её длине проходила труба диаметром 292 мм, выполнявшая роль цилиндра парового двигателя. В трубе свободно перемещался поршень, который перед стартом сцеплялся с бугелем, находившимся на нижней части фюзеляжа снаряда. Поршень приводился в движение давлением (57 бар) парогазовой смеси, подававшейся в цилиндр из специального реактора, в котором происходило разложение концентрированной перекиси водорода под воздействием перманганата калия. Передний конец цилиндра был открыт и после схода снаряда с катапульты поршень вылетал из цилиндра и уже в полёте отцеплялся от снаряда. Катапульта сообщала снаряду начальную скорость около 250 км/ч. Время разгона — около 1 с, что соответствует ускорению 7.
Изготовление катапульты своими руками для игр
Если вы решили сделать катапульту для ребенка, рекомендуем вам оставлять детей один на один с такой игрушкой. Несмотря на то, что такая забава веселая и кажется безобидной, вы должны помнить, что игрушка является оружием и кто знает, что может произойти, если не держать под контролем игру.
Для изготовления катапульты потребуется подготовить планки из дерева, имеющие длину около 1,5 метра. В качестве неподвижной рейки потребуется доска в полметра, рычаг должен быть подвижным и иметь размеры 60-65 см.
Далее необходимо зафиксировать подвижный рычаг. Он должен располагаться в полуметрах от заднего конца месторасположения мебельной петли.
Потом вам потребуется к переднему концу прикрепить эту же рейку с помощью саморезов. Чтобы она держалась как можно прочнее внутрь можно установить специальный монтажный уголок. Потом устанавливаете на верхней части подвижного рычага консервную банку или любую другую емкость, в которую можно будет ставить боеприпасы для метания.
Закрученные винты (4 шт.) ввинчиваете в деревянную доску, продеваете сквозь них жгут из резинки. Готовый вариант катапульты должен иметь приблизительно такой вид, как на фото.
фото. Сделать такую катапульту может каждый
Чтобы жгут был прочным и надежным потребуется резинки скрутить, для этого лучше взять их несколько штук и сделать специальный резиновый жгут. Катапульта, изготовленная своими руками готова. Вы сможете дома запускать с такого орудия самые разные предметы, резиновые или теннисные мячики, шарики, мелкие камушки. Только соблюдайте меры безопасности, чтобы случайно во время игры не поранить себя или окружающих.
Отчет за 2017 год
В связи с завершением пятилетнего периода финансирования первых центров Департамент бизнеса, энергетики и промышленной стратегии поручил компании Ernst & Young подготовить отчет, который был опубликован в ноябре 2017 года.
Согласно отчету, центры получили примерно 1,25 миллиарда фунтов стерлингов, из которых около 745 миллионов фунтов стерлингов поступили из государственного сектора. Из созданных в то время центров Catapult только High Value Manufacturing Catapult достигла поставленных целей по финансированию, а остальные в значительной степени зависели от государственного финансирования. В отчете критиковались стратегии, руководство и управление производительностью большинства центров и содержалось 38 рекомендаций. Три центра — «Цифровые города», «Города будущего» и «Транспортные системы» — были определены как нуждающиеся в планах по исправлению положения с возможностью прекращения их дальнейшего финансирования.
Изготовьте ящик противовеса
1. Выпилите из дощечки толщиной 6 мм боковые Н, а также переднюю и заднюю I стенки и дно J. Дополнительно выпилите еще одну деталь дна, чтобы использовать ее в качестве проставки при сборке ящика. Разметьте, опилите и отшлифуйте угловые скосы на боковых стенках Н (рис. 2). Теперь соберите ящик (фото F и G).
(Фото F) Нанесите клей на торцевые кромки дна J. Струбцинами прижмите к ним переднюю и заднюю стенки I, вставив между ними выравнивающую проставку. (Фото G) Теперь нанесите клей на кромки дна, задней и передней стенок I/J. Струбцинами прижмите к ним боковые стенки Н.
2. Отфрезеруйте на внешней стороне боковых стенок Н фаски шириной 3 мм (рис. 2).
3. Из материала толщиной 13 мм выпилите накладки К и просверлите в них сквозные отверстия диаметром 6 мм, используя сверло с центральным острием. Затем сделайте угловые скосы шириной 6 мм. Из-за небольших размеров отшлифуйте эти детали вручную с помощью шлифовальной колодки и наждачной бумаги № 100.
4. Приклейте накладки К к боковым стенкам Н, выровняв их по центру с отступом 13 мм сверху, и зафиксируйте струбцинами.
Как сделать мини катапульту из резинки своими руками
Если вы желаете занять ребенка, можете изготовить мини катапульту и научить этому малыша. Тем более сделать это в домашних условиях очень легко, главное собрать нужное количество палочек для мороженого, их понадобится 9 штук, также нужно подготовить 5 резинок и крышку от пластиковой бутылки.
фото. Как сделать катапульту из резинки и палочек для мороженного
О том, как правильно изготовить мини катапульту, вам подскажут многие видео обзоры, которые можно найти в интернете. Итак, что вам нужно сделать. Потребуется соединить вместе все семь палочек, закрепив их с концов резинками в неподвижном состоянии.
Две палочки, которые у вас остались нужно вместе сложить и закрепить с одной стороны. Свободные концы потребуется раздвинуть и в образовавшуюся щель продвинуть связанные резинками семь палочек. Связку из палочек нужно продвинуть как можно глубже, а потом их в таком положении потребуется закрепить резинками способом, крест-накрест.
На полочке, которая будет служить верхом катапульты, прикрепите клеем крышку от пластиковой бутылки. Ваша мини катапульта, изготовленная в домашних условиях своими руками готова, можете порадовать своего ребенка или устроить с друзьями соревнования, кто дальше забросит боеприпас для метания.
Стабилизация и снижение высоты катапультируемого кресла после выхода из кабины
спасательный) парашют
Стабилизация катапультируемого кресла |
Торможение и снижение лётчика в катапультном кресле до допустимой скорости и высоты ввода парашюта и прекращения сращения этой системы используют аэродинамические средства стабилизации – закрепленные на заголовнике кресла складные горизонтальные (1) и вертикальные (2) щитки (см. рисунок слева, а) или стабилизирующие парашюты, размещаемые на телескопических штангах, позволяющих вывести их из зоны аэродинамического затенения кресла (см. рисунок слева и сверху, б), которые раскрываются при выходе кресла в поток. Наиболее распространены двухкаскадные или трехкаскадные парашютные системы стабилизации.
Ввод парашюта и разделение катапультного кресла
В рассматриваемом примере для ввода спасательного парашюта и надежного разделения кресла и летчика используется пиромеханизм ввода парашюта, который под действием газов сработавшего пиропатрона отстреливается вместе с заголовником от кресла.
После отделения заголовника:
— срабатывают резаки (гильотины) и перерезают ремни притяга плеч, освобождая плечи летчика от связи с креслом
— происходит расчековка и ввод спасательного парашюта: раскрывается находящаяся в заголовнике 2 камера парашюта и спасательный парашют 10 выходит из камеры и чехла 9
— срабатывают резаки ремней притяга пояса и ног, освобождая летчика от связи с креслом, ограничители разброса рук освобождают руки летчика, разделяется разъем коммуникаций, связывающий высотное снаряжение летчика с кислородным прибором кресла
На ранних моделях катапультного кресла кресло отделялось вручную.
Кресло СК (СК-2) с ранних МиГ-21ПФ (фонарь ПОДЬЕМНЫЙ вверх). Посредине ручка отделения от кресла в воздухе вручную. Рычаги катапультирования справа-слева. Летчик сидит на парашюте. НАЗа еще нет. |
Другие древние катапульты
Древний индийский император Аджаташатру из Магадха использовал катапульты против Licchavis.
Аджатшатру записан в текстах джайнов как использовавший катапульты в своей кампании против Licchavis.
Первое зарегистрированное использование мангонели был в древнем Китае. Вероятно, они использовались Мохисты еще в 4 веке до нашей эры, описания которых можно найти в Mojing (составлен в IV веке до нашей эры). В главе 14 Mojingописывается, как мангонель бросает в войска врага выдолбленные бревна, наполненные горящим углем. Мангонель несли на запад Аварцы и появился затем в восточном Средиземноморье в конце 6 века нашей эры, где он заменил торсионные осадные машины, такие как баллиста и онагр, из-за своей более простой конструкции и более высокой скорострельности. Византийцы приняли мангонель, возможно, еще в 587 году, персы — в начале 7 века, а арабы — во второй половине 7 века. В Франки и Саксы принял оружие в 8 веке.
Эспрингаль
Довольно редкая боевая машина: катапульта на тенсионном принципе. Ее рычаг — упругий, ворот изгибает его, и рычаг, распрямляясь, швыряет камень (его кладут в мешочек или корзинку). Самая, по-видимому, удачная схема принадлежит Леонардо, но первый известный образец мы находим еще у Флавия Вегеция.
Делать эспрингаль (он же спрингальд) трудно, силой он уступает онагру; правда, довольно-таки дальнобоен. Есть еще то преимущество, что эспрингаль почти не надо пристреливать после установки. Но все равно эти устройства большой популярности никогда не имели.
Существовал и стреломет на том же принципе — назывался он бреколь. Утверждают, что на 300 шагах он пробивал насквозь 15-сантиметровое бревно, а вообще-то запускал стрелу на 1300 шагов. Правда, утверждения эти весьма сомнительны.
Другие древние катапульты
Катапульта знакомство с 19 — го века до нашей эры. был найден на стенах крепости Бухен .
В джайнских текстах записано, что Аджатшатру использовал катапульты в своей кампании против личчавов .
Задокументировано , что царь Озия , правивший в Иудее до 750 г. до н.э., руководил строительством машин, чтобы «стрелять большими камнями».
Первое зарегистрированное использование мангонелей было в Древнем Китае. Вероятно, они использовались моистами еще в 4 веке до нашей эры, описания которых можно найти в Моджинге (составленном в 4 веке до нашей эры). В главе 14 Mojing описывается , как мангонель бросает выдолбленные бревна, наполненные горящим углем, во вражеские войска. Мангонель был доставлен аварами на запад, а затем появился в восточном Средиземноморье в конце 6-го века нашей эры, где он заменил торсионные осадные машины, такие как баллиста и онагр, из-за своей более простой конструкции и более высокой скорострельности. Византийцы приняли мангонель, возможно, еще в 587 году, персы — в начале 7 века, а арабы — во второй половине 7 века. В франки и саксы приняли оружие в 8 — м веке.
Другие древние катапульты
Древний индийский император Аджаташатру из Магадха использовал катапульты против Licchavis.
Аджатшатру записан в текстах джайнов как использовавший катапульты в своей кампании против Licchavis.
Первое зарегистрированное использование мангонели был в древнем Китае. Вероятно, они использовались Мохисты еще в 4 веке до нашей эры, описания которых можно найти в Mojing (составлен в IV веке до нашей эры). В главе 14 Mojingописывается, как мангонель бросает в войска врага выдолбленные бревна, наполненные горящим углем. Мангонель несли на запад Аварцы и появился затем в восточном Средиземноморье в конце 6 века нашей эры, где он заменил торсионные осадные машины, такие как баллиста и онагр, из-за своей более простой конструкции и более высокой скорострельности. Византийцы приняли мангонель, возможно, еще в 587 году, персы — в начале 7 века, а арабы — во второй половине 7 века. В Франки и Саксы принял оружие в 8 веке.
Кем на самом деле были Ночные ведьмы?
Штурман Елена Саликова и летчица Анна Высоцкая — Евгений Халдей/МАММ/МДФ
Экипаж ПО-2 состоял из летчика и штурмана. Штурманами в основном были студентки вузов. Полина Гельман училась на историческом, Ирина Ракобольская – на физическом факультете Московского университета, Раиса Аронова – в Московском авиационном институте. Они вносили в полк особую атмосферу: читали лекции, выпускали журналы, писали стихи.
Командиром 46-го Гвардейского авиаполка была Евдокия Бершанская, единственная женщина – кавалер полководческого ордена Суворова. Под ее командованием полк сражался до конца войны. Всего за годы войны летчицы 46-го Гвардейского Таманского ордена Красного Знамени и ордена Суворова авиаполка совершили около 24 тысяч боевых вылетов.
Летчицы 46-го гвардейского авиационного полка — Евгений Халдей/МАММ/МДФ
День Победы девушки встретили недалеко от Берлина. Они вспоминали своих подруг, не доживших до этого счастливого дня. В боях за Родину геройски погибли 33 летчицы. Девять летчиц стали Героями Советского Союза.
От пневматики к гидравлике
В начале 1920-х стало очевидно, что без защиты с воздуха военные корабли становятся очень уязвимыми. Корабельные катапульты попали в большую политику. ВМС США получили усовершенствованную катапульту, которую обещали быстро поставить на все боевые корабли. Экспериментальная катапульта длиной 24 м, установленная на корабле «Мэриленд», могла разгонять самолет массой 1,6 т до 75 км/ч. Уже через несколько лет самолет массой 3,4 т стали разгонять до 100 км/ч на расстоянии в 17 м. К середине 1920-х ВМС США регулярно использовали катапульты на кораблях разного типа. Пусковую установку располагали на поворотном столе, который не мешал пушкам и позволял запускать самолеты против ветра. Сначала пневматические, а позднее пороховые газогенераторные стартовые установки обслуживали самолеты массой до 3,5 т. Этого было достаточно для ограниченной дальности и незначительного вооружения самолетов-разведчиков. Концепция катапультных стартов истребителей ушла в тень, основным приоритетом стало создание больших авианосцев, обеспечивающих взлет самолетов без катапульты.
На первом (экспериментальном) авианосце «Лэнгли», вступившем в строй в 1922 году, были установлены пневмокатапульты, но в 1928-м, после трех лет бездействия, их демонтировали. В 1925 году на воду спустили два уже серийных авианосца — «Лексингтон» и «Саратога». Благодаря тому, что скорость их достигала 30 узлов, самолетам для взлета было достаточно всего 120 м. Оставшаяся часть 270-метровой палубы использовалась для парковки и предполетной подготовки самолетов. Оба авианосца были оборудованы катапультами с маховиками. Электродвигатели раскручивали шеститонный маховик, который с помощью конического фрикционного механизма передавал запасенную энергию на разгонную тележку. Установка могла разогнать 4,5-тонный самолет до 90 км/ч, но ее основной проблемой оставалось заклинивание быстро вращающегося колеса. Катапульты на «Лексингтоне» и «Саратоге» редко использовались, и вскоре их тоже демонтировали. Запуск с большого плавучего аэродрома для самолетов того времени не представлял особых проблем, а вопрос, что будет, когда самолеты станут тяжелее и быстрее, мало кого волновал.
В сентябре 1931 года ВМС США стали разрабатывать пусковое устройство нового поколения, полностью расположенное под палубой, чтобы не мешать взлету и посадке. Сначала устройство работало на сжатом воздухе, потом были опробованы пороховые патроны-газогенераторы, а в 1934 году решили использовать гидравлику. Через пять лет после этого первые старты самолетов с новеньких кораблей «Йорктаун» и «Энтерпрайз» доказали успех этой концепции. Впервые в истории палубной авиации самолеты могли выруливать на стартовую позицию и стартовать на своих собственных колесах.
К сожалению, эти достижения мало кого интересовали, потому что моряки продолжали мусолить старую мысль о создании еще более скоростных и еще более крупных авианосцев, которые обойдутся без катапульт.
Греческие и римские катапульты
Древняя механическая артиллерия: катапульты (стоят), цепной привод Полибола (внизу в центре), гастрафеты (на стене)
Гравюра с изображением римской катапульты, 1581 г.
Римское «катапультовое гнездо» в дакийских войнах Траяна
Катапульта и арбалет в Греции тесно взаимосвязаны. Примитивные катапульты были, по сути, «продуктом относительно простых попыток увеличить дальность и пробивную способность ракет за счет усиления лука, который их приводил в движение». Историк Диодор Сицилийский (fl. I век до н. Э.) Описал изобретение греческой оперативной группой в 399 г. до н.э. механической катапульты для стрельбы из стрелы ( katapeltikon ). Оружие вскоре было применено против (397 г. до н.э.), ключевой карфагенской крепости на Сицилии . Предполагается, что Диодор взял свое описание из высоко оцененной истории Филиста , современника событий того времени. Однако появление арбалетов можно отнести к более раннему периоду: по словам изобретателя Героя Александрийского (1 век нашей эры), который сослался на утраченные ныне работы инженера Ктесибия 3 века до н.э. , это оружие было вдохновлено более ранним ножной арбалет, называемый гастрафетом , мог накапливать больше энергии, чем греческие луки. Подробное описание гастрафетов , или « брюшного лука», вместе с акварельным рисунком, можно найти в техническом трактате Герона Belopoeica .
Третий греческий автор, Битон (II век до нашей эры), надежность которого была положительно оценена недавними исследованиями, описал две продвинутые формы гастрафетов , которые он приписывает Зопиросу , инженеру из южной Италии . Зопира правдоподобно приравнивают к пифагорейцу с таким именем, который, кажется, процветал в конце V века до нашей эры. Вероятно, он сконструировал свои луковые машины по случаю осады Кумов и Милета между 421 г. до н.э. и 401 г. до н.э. Носовая часть этих машин уже была оснащена системой отвода от лебедки и, по-видимому, могла запускать сразу две ракеты.
Филон Византийский дает, вероятно, наиболее подробный отчет об установлении теории белопоэтики ( belos = «снаряд»; poietike = «(искусство) создания») около 200 г. до н.э. Центральный принцип этой теории заключался в том, что «все части катапульты, включая вес или длину снаряда, были пропорциональны размеру торсионных пружин». Этот вид инноваций свидетельствует о растущей скорости усвоения геометрии и физики в военных предприятиях.
Начиная с середины 4 века до нашей эры, свидетельства использования греческими стрелковыми машинами становятся более многочисленными и разнообразными: стрелковые машины ( катапалтай ) кратко упоминаются Энеем Тактиком в его трактате об осадном искусстве, написанном около 350 года до нашей эры. Сохранившаяся надпись из афинского арсенала, датированная между 338 и 326 годами до нашей эры, перечисляет несколько хранящихся катапультов со стрелами разного размера и пружинами сухожилий. Более поздняя запись особенно примечательна, поскольку представляет собой первое явное свидетельство перехода на торсионные катапульты, которые более мощны, чем более гибкие арбалеты, и которые впоследствии стали доминировать в конструкции греческой и римской артиллерии. Этот переход к торсионным пружинам, вероятно, был инициирован инженерами Филиппа II Македонского. Другой афинский инвентарь, относящийся к 330–329 гг. До н.э., включает болты для катапультов с головками и лопастями. По мере того, как использование катапульты становилось все более обычным явлением, росла и подготовка, необходимая для работы с ними. Многие греческие дети обучались использованию катапульты, о чем свидетельствует «надпись 3-го века до нашей эры с острова Сеос на Кикладах соревнования по стрельбе из катапульты для молодежи». Стрелковые машины в действии описаны во время осады Перинфа ( Фракия ) Филиппом II в 340 г. до н. Э. В то же время греческие укрепления стали иметь высокие башни с закрытыми ставнями наверху окнами, которые могли использоваться для размещения стрелков из противопехотных стрел, как в Айгостене . Снаряды включали как стрелы, так и (позже) камни, которые иногда горели. Ономарх Фокидский впервые применил катапульты на поле битвы против Филиппа II Македонского . Сын Филиппа, Александр Великий , был следующим военачальником в записанной истории, который использовал катапульты на поле боя, а также использовал их во время осад.
Римляне начали использовать катапульты в качестве оружия в своих войнах против Сиракуз , Македонии, Спарты и Этолии (3-й и 2-й века до нашей эры). Римская машина, известная как аркубаллиста, была похожа на большой арбалет. Позже римляне использовали катапульты с баллистами на своих военных кораблях.
Классификация катапульт
По принципам работы запускающего механизма
Шнуровая катапульта для запуска легких беспилотных летательных аппаратов
Можно выделить несколько видов катапульт, которые разделены по принципам работы запускающего механизма:
- пружинная катапульта;
- шнуровая катапульта;
- пороховая катапульта;
- пневматическая катапульта;
- паровая катапульта;
- гидравлическая катапульта;
- катапульта с маховиком;
- электромагнитная катапульта.
Трехмерная модель электромагнитной катапульты
В пружинных катапультах применялся трос, пропущенный через систему полиспастов и прикрепленный к разжатой спиральной пружине. После высвобождения пружина сжималась и трос с большой скоростью двигал тележку с самолетом.Шнуровые катапульты использовали гибкий трос, который натягивался через блоки, расположенные слева и справа от направляющего устройства впереди от места установки самолета и после отпускания сжимался и тянул вперед приводное устройство.
В пороховых катапультах использовались газы сжигания пороха — они толкали находящийся в цилиндре поршень, который, в свою очередь, был связан с тележкой, на которой размещался самолет.
Основной принцип работы пневматической или паровой катапульт схож с принципом работы пороховых катапульт — в цилиндр поступают сжатые воздух или пар соответственно, которые и приводили в действие поршень. В гидравлических катапультах использовалась гидрожидкость.
В катапультах с маховиком вначале электродвигатели раскручивали большой маховик, который с помощью конического фрикционного механизма передавал запасенную энергию на разгонную тележку.Электромагнитная катапульта использует соответствующее поле для разгона челнока или тележки: для этого используются линейный индукционный двигатель. Катапульты данного типа имеют ряд достоинств:
- могут обеспечить равномерного ускорения самолета;
- имею повышенная по сравнению с катапультами другого типа энергоотдачу.
В основном, использовали пороховые катапульты для запуска гидросамолетов и паровые катапульты на авианосцах, хотя вначале проводились эксперименты с другими видами катапульт.
По месторасположению
Существует разделение на палубные катапульты, которые встроены в поверхность палубы, и внешние катапульты, которые установлены на палубе. Катапульты первого типа применяют на авианосцах, внешние же катапульты применяли на различных боевых кораблях (линкорах и крейсерах) в 20-ые — 40-ые годы ХХго века (особенно в ходе Второй Мировой Войны).
Если положение палубных катапульт нельзя изменять, то внешние катапульты часто могли поворачиваться.