Оглавление
Характер
Как и большинство северных народов, карелы — тихие и спокойные люди. У них мягкий характер, они довольно дружелюбны. При этом они могут быть застенчивыми, казаться замкнутыми. Характерной чертой является честность. Представителям этой национальности чужды ложь, воровство. Они очень гостеприимны, радушны. Если угощают приезжих или помогают им, никогда не берут за это плату. Карелы любят спокойствие, тишину. В их деревнях царит умиротворение. Эти люди глубоко чувствуют свою связь с природой, очень любят ее. Природа Карелии невероятно красива. Живописные пейзажи способствуют обретению душевного покоя, единению с окружающим миром.
История карелов
Карелы — одно из коренных финских племен. Норманны застали их здесь в начале IX века, король Эрик Эмундсон (Ветергут), умерший в 833 г., в своих походах на Финляндию проникал до Карелии, а в 877 г. Торольф Квельдуфсон, воевода короля Гарольда Гарфагара, в союзе с финским племенем квенов, разбил карел. Впоследствии карелы утратили свою самостоятельность и платили дань норманнам.
В русской истории карелы появляются впервые в 1143 г., когда, по словам летописца, «корела ходиша на емь» — другое финское племя. В 1149 г. карелы упоминаются в войсках кн. Изяслава и Ростислава Мстиславичей, помогавших новгородцам в борьбе их с кн. Георгием Владимировичем Суздальским. В 1191 г. карелы вновь воевали с емью, вместе с новгородцами. О крещении карелов в православие в летописи говорится: «того же лета (6735 или 1227) кн. Ярослав Всеволодович послав крести множество корел, мало не все люди». Есть основание предполагать, что многие из них и до того времени были уже крещены новгородцами; так в уставе Святослава, кн. Новгородского, составленном в 1134 г., упоминаются, в числе плательщиков сбора в пользу новгородского владыки, обонежские погосты с корельскими названиями; очевидно, здесь жили карелы-христиане. В 1241 карелы, под знаменами кн. Александра Невского, ходили под Капорье. «В лето 6786 (1278) кн. Дмитрий и новгородцы и с всей Низовской землею, казни Корелу и взя землю их на щит». В 1284 г. немцы, под предводительством Трунды, приплыли в Карелию по Неве и Ладожскому озеру, с целью обратить жителей ее в своих данников, но были разбиты новгородским посадником Симеоном. В 1291 году начались набеги на карел со стороны шведов, основавших в 1293 г. — Выборг, в 1295 г. — Кексгольм, в 1300 г. — Ландскрону (на месте нынешнего пригорода С.-Петербурга, Бол. Охты). Новгородцы в 1301 г. разрушили Ландскрону, а в следующем году вместе с карелами делали набег на Норвегию. В 1323 г., по Нотеборгскому миру, русские уступили большую часть Карелии Швеции. Сами карелы нередко помогали шведам против русских; причиной тому надо считать дурное управление, о чем имеются свидетельства в истории. Так, при великом князе Михаиле Ярославиче Тверском, который был и новгородским князем, корельским наместником был тверской боярин Борис Константинович, правивший краем крайне произвольно. В 1350 г. упсальский епископ Гемминг обратил многих корел в католицизм. Несколько веков подряд Карелия переходила от шведов к русским и обратно, а сами жители ее помогали то тем, то другим, смотря по обстоятельствам.
Переселение карел в глубь России началось еще при Иоанне Грозном. Смутное время и разразившаяся в XVII веке моровая язва сильно опустошили Тверской край; число жителей его значительно уменьшилось. Около того же времени, по столбовскому миру (1617 г.), часть Карелии отошла к Швеции. Жители отошедшей территории были связаны с русскими отчасти верой, отчасти различными экономическими условиями, вследствие чего эмиграция карел в пределы России усилилась. Чтобы несколько пополнить ряды сильно поубавившегося населения, московское правительство, обещаниями хороших земельных наделов и разного рода льгот, привлекло часть этих эмигрантов в Тверской край. Переселение карел шло медленно и продолжалось до 1678 г.
Правительство приписало всех переселенцев-корел к «приказу большого дворца»; но впоследствии многие из них попали в крепостную зависимость к частным лицам и вельможам. Каким образом это произошло — можно догадываться по челобитной переселенцев от 1697 г., в которой сказано, что «помещики и вотчинники корелян, которые за ними живут, как они ездят по торгам, поймав их у себя в поместьях в корельских своих деревнях, бьют и мучат и в подпольях держат, недели по две и по три, и морят голодной смертью». Помещики, в свое оправдание, ссылались на то, что в прежние времена на жалованные земли им велено было принимать выходцев «из-за рубежа корелян», и что в 1646—1678 гг. карелы были записываемы за ними в переписных книгах. В 1698 г. правительство укрепило за помещиками ту часть карел, которые числились за ними по переписным книгам 1678 г., большинство же приписало к дворцовому ведомству. Последние переселения карел в русские губернии совершились вскоре после ништадтского мира (1721 г.), когда вся Карелия была присоединена к России.
Этногенез и исторические сведения
Если в бассейне Верхней Волги карелы появились недавно, то в Карелии они составляют древнее коренное население. Некоторые ученые, в частности финские, предполагали, что карелы некогда переселились с южного побережья Финского залива; но в пользу такого мнения трудно привести какие-нибудь серьезные соображения. Другие (особенно археологи— А. Я. Брюсов, М. Е. Фосс) склонны считать, что карелы живут на этой территории издавна, что они являются прямыми потомкам древнего неолитического населения, носителей «карельской» и «каргопольской» культур, пришедших в еще более раннее время с юга, из бассейна р. Оки. Это первое заселение Карелии относят к III тысячелетию до н. э. Археологи считают, что известные «петроглифы» (наскальные изображения) неолитической эпохи на берегах Онежского озера и Белого моря оставлены тоже предками карел. Подобные предположения были бы весьма правдоподобны, если бы не одно обстоятельство: в археологических памятниках Карелии имеется очень большой перерыв — с 1-го тысячелетия до н. э. до начала 2-го тысячелетия н. э. Этот двухтысячелетний пробел порождает впечатление, что территория Карелии в те времена запустела и позже заселилась уже новыми пришельцами.
В недавнее время (1947) советский лингвист проф. Д. В. Бубрих попытался решить проблему происхождения карел на основании широких диалектологических обследований. По его мнению, первоначальной областью формирования племенной группы «кирьяла» («карьяла») был Карельский перешеек к западу от Ладожского озера. В скандинавских сагах «кирьяла» упоминается еще в IX в. Оттуда предки карел распространились несколькими волнами в современную Карелию, причем в состав карельского народа вошла, кроме племени «корела», часть «веси» (вепсов). Интересно, что до сих пор отдельные группы карел называют себя по-разному: «карьяла» (в северных областях), «людики» (прионежские карелы), «ливвики» (приладожские), «лаппи» (между Онежским и Сег-озером). Последнее название, вероятно, означает, что в состав карел вошла часть ассимилированных лопарей. Северные карелы местами называют южных «вейся» (вепсы). Формирование карельского народа происходило в тесном взаимодействии с русским элементом и в рамках Русского государства. Взгляд Д. В. Бубриха представляется весьма интересным, хотя он нуждается в подтверждении данными археологии.
Первое упоминание в русских источниках о карелах относится приблизительно к середине XII в., когда в летописи говорится (под 1143 г.) о походе «корелы на ямь» — другое финское племя. В дальнейшем карелы упоминаются довольно часто в новгородских летописях и в официальных актах.
В настоящее время культура карельского народа представляет чрезвычайно много общего с культурой северных русских. Это едва ли можно объяснить недавними заимствованиями от русских. Перед нами древняя, исконная культурная общность, сложившаяся в северной полосе, где жили смежно и славяне и финны.
Этнический состав
Карелия является многонациональным регионом России. Различные нации мирно уживались здесь сотни лет. Русских в Республике – преобладающее большинство: по данным переписи 2010 года – 78%. Вторая по численности нация в Карелии – карелы, их 45 тысяч жителей (примерно 7%). Также достаточно высоко число проживающих в Республике белорусов и украинцев – их 23 000 и 12 000 человек соответственно. Еще одного коренного этноса региона – вепсов – осталось всего 3 тысячи человек. Финнов проживает в Карелии 8000.
Что касается других национальных меньшинств, то в Республике проживают также татары, азербайджанцы, армяне, поляки, мордва, немцы, чуваши, таджики, евреи, грузины, литовцы, молдаване, чеченцы, марийцы, удмурты и другие.
Странные обычаи карельского народа
Национальная кухня карелов представлена простыми, но вкусными и сытными блюдами. “Визитной карточкой” является карельский хлеб. Его часто называют овсяником, поскольку пекут из ржаной и овсяной муки. Огородничество не слишком развито в Карелии. В основном для блюд используют репу и картофель, которые подают к вареной рыбе.
Путешественники, познакомившиеся с традиционным укладом жизни карелов, порой бывают очень удивлены. Среди традиций карелов есть немало странных обычаев. Например, этот народ не любит часто делать уборку. Чаще всего наведением порядка в жилище занимаются около четырёх раз в год.
Свадьба у карелов / Этнографический музей-заповедник «Кижи» / kizhi.karelia.ru
В старину у карелов существовала и ещё одна странная, даже немного жуткая традиция. После охоты люди съедали сырую печень убитого животного, выпивали его кровь. Не стоит высматривать здесь некую жестокость или кровожадность. На мой взгляд, подобный ритуал был вызван необходимостью разнообразить рацион. Поскольку местные продукты Карелии не слишком богаты минералами и витаминами, люди пытались извлечь максимальную пользу из имеющихся ресурсов.
Познакомившись с карелами, вы наверняка отметите их забавное национальное качество, о котором сами они любят говорить с юмором. Народ Карелии практически никогда не торопится. Более того, их неспешность часто подводит их. Например, крестьянин вполне может упустить удобный момент для сбора урожая.
Святки у карелов / Музей деревянного зодчества / korely.ru
В традициях карелов ярко выражены интересные этнические черты этого народа. Неспроста жителей Карелии часто сравнивают с финнами, ведь у этих двух народностей немало общего. Тем не менее, в культуре карелов можно проследить слияние славянских и скандинавских обычаев, что создаёт поистине удивительное сочетание.
Традиции
За много веков христианские традиции смешались о старообрядческими. Сохранилось множество древних обычаев, которые до сих пор чтут жители деревень. Предки карелов поклонялись духам. Природные явления были одушевлены и имели магическую силу. Например, водным миром правили водяные, русалки. Если они были не в духе, то вредили людям, насылали на море непогоду, не давали ловиться рыбе. Повелителями ветров считались четверо братьев (по сторонам света). У каждого был свой характер, что влияло на воздушные массы. К примеру, южным ветром управлял добрый и мягкий брат. Духа огня представляли, как мужчину с огромной рыжей бородой. Он мог разгневаться и наказать людей, не выполняющих правила (сжечь посевы или дом). Также существовали различные мифические сущности — кикиморы, лешие и прочие.
Кроме того, у карелов был культ поклонения деревьям. Они имели души (как животные и все остальное). Их необходимо было чтить как живых и не уничтожать без крайней надобности. Перед вырубкой леса на участок приглашался шаман, который проводил обряды, просил у лесных хозяев разрешения на рубку. Спиленные деревья лежали в лесу 40 дней (пока не умрут). Существовали священные рощи, в которых люди молились, встречались для общения. Рубить там деревья было запрещено.
У карелов существует древний обычай, называемый карсикко. Он распространен у многих финно-угорских племен. Термин происходит от финского кarsia, в переводе означающего «обрубка, отделение части от целого». Для обряда выбирается дерево с ветвистой кроной. В зависимости от того, по какому случаю делают карсикко, от него отрубают ветки в определенном порядке. Оставляют только верхние ветви, убрав все нижние, или наоборот, очищают от них ствол, оставив 1-2 в самом низу. Ритуал проводили по различным поводам:
- свадьба
- приход гостя
- смерть
- привлечение удачи на охоте, рыбалке.
Оставленные на стволе ветки несли разную информацию. Например, если у мужчины, делавшего карсикко, живы мать и отец, оставляются две большие ветви со стороны востока и запада. После смерти одного из них ветка отрубается. В честь прихода гостя на дереве оставляли одну ветку, если он был неженат, две — если у него имелась жена. Карелы делали целые леса карсикко. Там совершали жертвоприношения, молились. Иногда на стволе вырубали крест или письмена. Это дерево становилось наподобие иконы.
Существует множество примет и обычаев, связанных с земледелием. В некоторых селениях их используют до сих пор. Вот некоторые из них:
- 1.Сажать растения можно только на растущую луну, чтобы они хорошо росли. Пропалывать — на убывающую.
- 2.Сеять рожь следует натощак и только ранним утром, когда солнце еще не взошло. Это нужно для того, чтобы дух земли сжалился над голодным человеком и послал хороший урожай.
- 3.После того, как земля засеяна, она считается беременной. Детям запрещают прыгать, качаться на качелях, чтобы не беспокоить матушку-землю.
- 4.После уборки зерна на поле оставляют неубранными колоски и склоняют их к земле, чтобы ее сила восстановилась.
Многие приметы касаются рыбной ловли, так как это один из основных способов добычи пищи. Для того, чтобы получить благосклонность водяного, приносили ему еду, табак. Их бросали в воду перед началом рыбалки. Также просили о хорошем улове святого Петра, который покровительствует рыболовам. Если сразу удавалось выловить рыбу, разводили костер на берегу озера и варили уху. Во время еды угощали святого, благодаря его.
Удочки делали из определенных пород деревьев. Березовые, рябиновые удилища приносят удачу, а можжевельниковые распугивают рыбу. Сети и другие рыболовные принадлежности можно было изготавливать только мужской половине населения. Женщин к ним не допускали. Вязать сети можно на растущую луну, иначе удачной ловли не будет. Щука считалась тотемным животным, как и у славян. Высушенная голова этой рыбы являлась оберегом.
Комментарии
Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов
А Сидороввалуа
сегодня в 07:53
Мы знаем, где мозги у Эрдогана
Емеля
вчера в 20:21
Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.
Александр собянинбуржец
вчера в 13:32
Сир, вы будете принимать ликование России ?
А Сидороввалуа
27 сентября в 23:30
Инстинкты против личной жизни
Olga Gorr
27 сентября в 19:05
М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога «Восстановление смыслов», август 2021 г., ч. 2
Ксения Кошелева
26 сентября в 20:07
Страна обломовых
Емеля
25 сентября в 20:32
«Балансирование, поддерживающее стабилизец»
Емеля
22 сентября в 08:20
Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры
Александр собянинбуржец
21 сентября в 14:13
Глобализация и Образ будущего
Александр собянинбуржец
21 сентября в 02:07
Денежная радиация и Русский Дух
Иван Груздев
18 сентября в 18:17
Чьё оно – Овертоново окно?
Александр Вершинин
18 сентября в 08:20
COVID-19 и Вакцинация — что это?
А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25
Почему столицу переносят в Сибирь?
Alexander53
14 сентября в 17:07
Не проспать Восход: Атака разумных от народа
Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39
Мода — 2021
Александр Вершинин
10 сентября в 05:13
Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!
А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58
Зазнобин Владимир Михайлович. Биография
vodjanitsa
4 сентября в 21:57
Имущественные права ограбляемых
А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42
Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина
Валерий Вагин
2 сентября в 08:58
Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии
Александр Вершинин
2 сентября в 03:26
Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского
Alexander53
28 августа в 21:39
Расия, Расия, Расия …
Алексей Михайлович
25 августа в 22:28
Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон
Емеля
23 августа в 08:57
Научные зарубежные исследования о вакцинации
Александр
20 августа в 06:47
Надо ли жалеть Авериных?
Александр Ильченко
19 августа в 16:32
«Мир пошёл под нож?
Емеля
18 августа в 13:25
Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей
Емеля
16 августа в 19:32
О том, почему люди не могут жить по-человечески
Алексей Михайлович
9 августа в 23:43
Как повысить «лемби»
По верованиям и традициям карелов «лемби» можно было поднимать два раза в год — на рождественские святки (7-14 января) и на летние (7-12 июля). Древние карелы свято верили в то, что после ритуала девушка обязательно выйдет замуж или хотя бы встретит свою любовь.
Обряды чаще всего проходили в бане. Нужно было заранее выбрать дерево, подготовить себе веник, лист которого должен быть гладким (!). После того как девушка попарится, она должна забросить веник на крышу, и чем выше он взлетит, тем сильнее станет ее «лемби».
Этот обряд сохранялся из поколения в поколение, потому что, как ни странно, он действовал! И современные психологи даже знают почему.
Дело в том, что совершенная красота, как и её противоположность, в этом мире встречаются крайне редко. Абсолютное большинство людей — среднестатистической внешности, потому для противоположного пола зачастую важна не внешность, а манера держаться, уверенность в себе, внутреннее ощущение своей привлекательности. И потому у девушек, которые искренне верили в действенность любовной магии, комплексы по поводу своей внешности исчезали, уверенность укреплялась, а следом вырастало и «лемби». И много позже, состарившись в окружении детей и внуков, такие бабушки передавали своим внучкам родовые женские секреты.
Вопрос-ответ
Где ищут свою любовь одинокие женщины Карелии?
Карельские топонимы, которые удивляют
Есть еще несколько туристических мест с интересными названиями и значениями. Расскажу о них в алфавитном порядке.
Ахвенкоски. С финского название водопадов переводится как «окунёвый порог». Рыба, действительно, нерестится в этих местах, но штурмовать водопады больше любят лососевые.
Воттоваара означает «гора победителей». Здесь находятся магические сейды и мощная каменная лестница.
Кивач – дословно «белая или снежная гора». Этот падун, и правда, похож на бурлящую пеной водяную гору.
Еще есть версия, что название водопада Кивач пошло от финского слова «kiivas», которое значит «стремительный или мощный» / фото Анны Пыльцыной
Про Куйтежу рассказывают смешную байку. Когда Петр I инспектировал олонецкую губернию, он спросил у жителей безымянной деревни: «Чем занимаетесь?» Местные ответили: «Куём!», на что царь рассмеялся: «Куйте же!» и повторил это несколько раз. Так название и закрепилось.
Кукковка образовалась не от русской кукушки. Местным жителям нравится идея происхождения топонима от финского kuk, icukkoi — «петух». Там даже памятник петуху стоит.
Соломенное. Я была уверена, что название этого района в Петрозаводске произошло от русского слова «солома». Вот и нет. Оно родилось из финского salmi — «пролив». Кстати, Петрозаводская губа раньше звалась Соломялахтой.
Сортавала переводят с финского как «рассекающий». Город, действительно, рассекает на две части залив.
Гостиница «Сеурахуоне» (1909 г.) находится в центре Сортавалы. Название переводится с финского как «общественный дом», то есть городской клуб / фото Анны Пыльцыной
Юканкоски. Водопад назвали в честь проживавшего неподалёку от него финна по имени Юкка. Крестьяне так и говорили: у Юккина порога.
Красивое озеро Янисъярви называют по-русски Заячьим озером. Зайцев тут нет, но полно любителей НЛО. Они рассказывают, что по ночам над водоемом летают огненные шары.
Мусульмане и иудеи также образовали в республике Карелия свои религиозные общины
В Петрозаводске мусульманская община образовалась еще в конце XIX века и насчитывала к 1911 году 25 человек. После 1917 года она перестала существовать.
В 1989-1990 годах в Костомукше был создан татарский национально-культурный центр «Ханума», в 1996 году на его базе образовалось общество «Ислам», в Костомукше ислам приняли некоторые представители местной интеллигенции.
Для представителей «новых мусульман» характерен активный прозелитизм среди славянского населения.
С 3 декабря 2001 года в республике функционирует созданное для управления общинами Петрозаводска, Олонца, Костомукши и Кондопоги Духовное управление мусульман Карелии (Карельский муфтият).
Также здесь работают: независимая община «Мусульманская мечеть», петрозаводская община общину в юрисдикции Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона в составе Центрального духовного управления мусульман, Союз мусульманских общин города Петрозаводска.
Что же касается иудаизма, то в 1897 году в Олонецкой губернии жили 405 иудеев и 45 караимов. Первая иудейская община в Петрозаводске была зарегистрирована в 1901 году, а через год избран раввин.
Вскоре после 1917 года они были закрыты властями, синагога в Петрозаводске сгорела в 1925 году. Возрождаться иудейская религиозность в республике начала с развалом СССР.
В 1996 году в столице Карелии была возрождена иудейская община ортодоксального направления, зарегистрированная в 1997 году.
Исторические особенности общественного быта
В области социальных форм у карел также не было в прошлом существенных отличий от того, что известно у севернорусского населения. Когда-то, еще до подчинения Новгороду, у карел начали выделяться свои собственные полуфеодальные группы, но они довольно рано были ассимилированы с новгородским боярством: в составе последнего можно проследить некоторые элементы карельского происхождения, но они во всяком случае оторвались от карельской почвы.
С петровской эпохи русское правительство начало создавать в Олонецком крае горные и другие заводы, к которым приписывалось местное, как русское, так и карельское, население в качестве заводских (горно-заводских) крестьян. В южной и юго-восточной Карелии были и частные имения, принадлежавшие русским помещикам, так что часть карельского населения находилась на положении крепостного крестьянства. Эксплуатация заводских и крепостных крестьян была весьма жестокой, она порождала крестьянские восстания в Карелии в конце XVII и в особенности в XVIII веке. После крестьянской роформы усилилось классовое расслоение карельской деревни. Обеднение, разорение масс карельского населения, выделение отдельных кулацких элементов — это те же процессы, которые хорошо известны и у русского крестьянства.
В Олонецком крае с его суровой природой отмечалось до революции исключительно тяжелое материальное положение широких масс. Здесь практиковались особо жестокие формы эксплуатации, например торговля детьми. Была даже особая профессия людей, которые специализировались на покупке детей у карельских и русских бедняков и перепродаже их в Петербурге. Это делалось под формой вербовки учеников для торговцев и ремесленников и на фабрики, но по сути это была торговля детьми. Она держалась вплоть до революции.
Что касается калининских карел, то они до крестьянской реформы были на положении крепостных крестьян, а после реформы их судьба не отличалась от печальной судьбы русского крестьянского населения замосковных малоземельных губерний. В наши дни колхозный строй покончил раз и навсегда с нуждой и эксплуатацией.
Мусульмане и иудеи также образовали в республике Карелия свои религиозные общины
В Петрозаводске мусульманская община образовалась еще в конце XIX века и насчитывала к 1911 году 25 человек. После 1917 года она перестала существовать.
В 1989-1990 годах в Костомукше был создан татарский национально-культурный центр «Ханума», в 1996 году на его базе образовалось общество «Ислам», в Костомукше ислам приняли некоторые представители местной интеллигенции.
1911
в этом году в Карелии насчитывалось 25 мусульман, после революции община исчезла
Для представителей «новых мусульман» характерен активный прозелитизм среди славянского населения.
С 3 декабря 2001 года в республике функционирует созданное для управления общинами Петрозаводска, Олонца, Костомукши и Кондопоги Духовное управление мусульман Карелии (Карельский муфтият).
Также здесь работают: независимая община «Мусульманская мечеть», петрозаводская община общину в юрисдикции Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона в составе Центрального духовного управления мусульман, Союз мусульманских общин города Петрозаводска.
Закладка камня под строительство мечети в Петрозаводске. В наше время илам активно развивается в Карелии. Фото: ptzgovorit.ru
Что же касается иудаизма, то в 1897 году в Олонецкой губернии жили 405 иудеев и 45 караимов. Первая иудейская община в Петрозаводске была зарегистрирована в 1901 году, а через год избран раввин.
Вскоре после 1917 года они были закрыты властями, синагога в Петрозаводске сгорела в 1925 году. Возрождаться иудейская религиозность в республике начала с развалом СССР.
В 1996 году в столице Карелии была возрождена иудейская община ортодоксального направления, зарегистрированная в 1997 году.
Зачем нужна религия
В Карелии языческие верования сочетаются с христианскими обрядами
Карелия — это уникальный регион. На его формирование которого повлияло пограничное положение между миром западным и восточным, германским и славянским, католическим и православным. Сегодня в Карелии проживает 92 национальности, из них:
Основным объединяющим фактором в процессе формирования культуры края стала православная религия, ведь, как мы видим, подавляющее большинство жителей Карелии не говорит на карельском языке.
При этом необходимо отметить, что среди значительной части населения Карелии, в особенности у саамов, языческие обычаи существовали до середины XX века.
Так до 20-х гг. XX в. у саамов сохранялось язычество в форме шаманизма, а в настоящее время известен культ деревьев, огня (почитание домашнего очага).
Роль святилищ, в которых совершались обряды, у карелов выполняли священные рощи и каменные культовые комплексы — сейды (естественные и рукотворные). Последние являлись для них вместилищами душ умерших.
Считались священными каменные лабиринты, сооруженные саамами не позднее XVII века на острове Красная Луда, на острове Олешин в архипелаге Кузова, в других местах.
К сейдам в священную рощу урочища Пигалахта на Водлозере для совершения языческих ритуалов каждую зиму приезжали саамы до начала 50-х гг. XX века.
Кроме того, также прочитались скалы и камни. В настоящее время кондопожские карелы почитают рощу на острове Махосаари на озере Селецком: туда приезжают с жертвенными подарками для молитвы.
Стоит сказать, что понять, какая религия у карелов доминирует иногда стороннему наблюдателю понять сложно, дело в том, что у них могли соединяться с христианской обрядностью.
В XIX веке в карельской деревне Суднозеро в Вокнаволокском приходе (ныне Костомукшского городского округа) ежегодно в праздник Успения Пресвятой Богородицы местные жители закалывали животное и выливали кровь в специальное отверстие на крыльце часовни.
В наше время последователи неоязычества в республике малочисленны.