Оглавление
Авторы Гайдпарка
-
Вячеслав Михалыч Михалыч
Осень
Читать полностью
-
БонапартВиссарионович Македонский Вольфович
На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?
Читать полностью
-
Василий Иванов
Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?
Читать полностью
-
Сергей Якунин
«Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома
Читать полностью
-
Настя Иванова
Мировая общественность не приемлет рост реваншистских настроений в Японии
Читать полностью
-
Вячеслав Михалыч Михалыч
У реки Орь
Читать полностью
-
Антоха Орлёнок
Глава российского ФБР Тэрада рассказала о жизни в «американском ГУЛАГе»
Читать полностью
-
Александр Ларин
Любовь после 70: старческий позор или последняя радость
Читать полностью
-
Настя Иванова
Курильские острова – исконно русская земля
Читать полностью
-
Goshaperfect
Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России
Читать полностью
-
Барон Мюнхгаузен
Туман времени
Читать полностью
-
Сергей Копылов Викторович
Оппозиция и гибридная война
Читать полностью
Жилище
Дома карачаевцы строили из бревен, причем бревна могли иметь различную длину. Из-за большой толщины каждый дом казался монументальном. Некоторые жилые постройки носили оборонительных характер. Например, арбазы представляли собой множество соединенных вместе корпусов, в центре которых располагался двор. У каждого такого корпуса был выход в арбаз. Здесь складировали все оружия и припасы, причем двор был накрыт сверху. Главным входом во двор служили ворота из прочных пород дерева.
Чтобы свет попадал внутрь дома, использовали дымоход. Очаг располагали возле стены, а сам дымоход выходил на крышу. Карачаевцы селились вместе, даже женатые сыновья жили с родителями в специальных помещениях. Для приема гостей выделяли особое помещение, иногда его роль играл целый дом.
Древние сведения о балкарцах и карачаевцах
Современное имя балкарцев восходит к имени древних кавказских болгар, которых уже во II веке до н.э. древние армянские источники размещали «в земле болгар, в Кавказских горах». Арабский автор X века Ибн-Рустэ писал, что в отдаленнейших пределах Грузии живут племена Таулу-ас, т.е. «Горные асы». Это название вполне тождественно географическому самоназванию карачаевцев и балкарцев «Таулу», т.е. горцы.
Многие видные ученые прошлого и XX века – Менандр Византиец, Г.А. Кокиев и др. – называли один из крупнейших торговых путей вдоль реки Кумы мимо Эльбруса, через Карачай в Колхиду (Грузию), которым владели римляне, «Хоручон» по имени карачаевцев. Анализ всех доступных материалов приводит академик П. Бутков к выводу, что уже в X веке на современной территории Балкарии жили балкарцы.
В 1395/96 гг. всемирный завоеватель Тимур и его летописцы именовали балкарцев и карачаевцев асами и вели с ними ожесточенную борьбу. Асами до сих пор именуют балкарцев и карачаевцев их ближайшие исторические соседи – осетины.
В 1404 году архиепископ Иоан Галонифонтибус называл карачаевцев «кара черкесами», так же именовал их путешественник 1643 год Арканджелло Ламберти.
Таким образом, с древнейших времен и до XIV века в письменных документах балкарцы и карачаевцы назывались асами, болгарами, карачеркесами, таулуасами…
В грузинских документах XIV века и позднее балкарцы и Балкария назывались «басианами», «Басианией». Наиболее ранним упоминанием этого названия является золотой «Цховатский крест». На этом кресте повествуется о том, как некий эристав Ризия Квенипневели попал в плен в Басианию и был выкуплен оттуда на средства Спасской церкви селения Цховати Ксанского ущелья. Басианию и быт басианов подробно описывал в своем трактате историк и географ Грузии царевич Вахушти в 1745 году. Название «басиани» происходит от имени хазарского племени «баса» с прибавлением к нему грузинского указателя множественности «ани».
В январе и феврале 1629 года Терский воевода И.А. Дашков отправил в Москву два письма, в которых писал, что в земле, где живут «балкарцы», имеются залежи серебра. С тех пор имя балкарского народа постоянно фигурирует в русских официальных документах. В 1639 году в Грузию отправляется русское посольство в составе Павла Захарьева, Федота Елчина, Федора Баженова. Они 15 дней гостили у карачаевских князей Крымшаухаловых в ауле Эль-Журту близ современного города Тырныауза. О балкарских кабаках (селениях) говорится и в 1643 году в отписке Терского воеводы М.П. Волынского. А в 1651 году московские послы Н.С. Толочанов и А.И. Иевлев, следуя в Грузию, две недели гостили у балкарских князей Айдаболовых в Верхней Балкарии. Сведения о балкарцах и карачаевцах содержатся в документах европейских и русских ученых и путешественников 1662, 1711, 1743, 1747, 1753, 1760, 1778, 1779, 1793-94, 1807-1808 годов. В 1828 году академик Купфер называет карачаевцев «черкесами», такое название за балкарцами и карачаевцами было закреплено еще с 1636, 1692 гг. в путевых заметках грузинских и европейских авторов. В подобных документах балкарцев и карачаевцев очень часто называли «горскими черкесами».
См. также:Некоторые этнонимы в Известиях Абу-Али Ахмеда бен Омар ибн Русте (Даста)
[править] Происхождение
Самоназвание карачаевцев къарачайлыла переводится как «черная река». Согласно карачаевским легендам, Карча — это имя их лидера, который в XIV веке вместе со своими сторонниками перебрался на Северный Кавказ из Крыма. Считается, что первое письменное упоминание о карачаевцах — это рукопись доминиканца Иоанна де Галонифонтибуса 1404 года, в которой упоминаются карачеркесы.
Большинство исследователей отождествляют предков карачаевцев с горцами Северного Кавказа, но признают важность в их этногенезе аланов, булгар и особенно кипчаков. Генетические исследования карачаевцев показывают, что их происхождение действительно связано с соседними горскими народами, чьи далекие предки пришли на Северный Кавказ из Малой Азии
Более трети карачаевцев имеют индоевропейские корни, близкие к древним народам Центральной Азии.
Характер народа[править | править код]
Изолированный образ жизни в гораx в течениe многих веков послужил причиной формирования уникального национального характера горцев. Карачаевцы проживают в сообществах, которыe подразделяются на кланы и фамилии: Юйдеги, Атаул, Тукъум, Тийре.
Карачаевцы очень независимы в своем поведении и являются сторонниками свободы. У карачаевцев сильные, исторически сложившиеся, обычаи и традиции, которые регулируют практически все аспекты жизни: свадьба, похороны, вынесение семейных решений и т. д. Карачаевцы никогда не обидят своего гостя. Беспрекословное подчинение старшим — многовековой закон. Они продолжают по-настоящее время хранить особое отношение к женщине (девушке). Факт оскорбления родителей карачаевца является фатальным проступком для обидчика. Известны случаи кровной мести и в настоящее время.
Неофициальные флаги карачай-балкарского народа
Народная символика карачаевцев и балкарцев была создана под влиянием исторических и политических преобразований, происходивших на территории Карачая и Балкарии. До вхождения в состав Российской империи (1828-1829) эта местность принадлежала феодалам Кабарды (кабардинская символика — синий холст с изображением звезд, стрел и полумесяца). С 1860 по 1918 земли карачаевцев носили название Баталпашинский отдел Кубани (атрибутика России — бело-сине-красный триколор, двуглавый орел). Исторический флаг карачаевцев — синий холст с изображением золотистой тамги и сабли.
После Октябрьского переворота Российская империя распалась. В 1917-1918 карачаевская территория вошла в состав Горской Республики (знамя — холст из 7 горизонтальных полос — 4 зеленых и 3 белых — вверху холста — синяя вставка с 7 звездочками).
В 1918 власть в Карачае перешла в руки большевиков (революционное знамя — красное полотнище). В 1918-1919 на протяжении нескольких месяцев земли карачаевцев находились под управлением армии Деникина (Деникинский триколор). В мае 1920 в Карачае была восстановлена советская власть. В 1921 местные земли вошли в Горскую Автономную ССР (красное полотнище с зеленой прямоугольной вставкой, на которой изображен полумесяц и 7 звездочек).
В 1922 была создана Карачаево-Черкесская АО в составе РСФСР (красный холст с аббревиатурой «РСФСР»). С 1926 по 1946 в результате реорганизации была образована Карачаевская АО. В 1957 была реанимирована Карачаево-Черкесская АО в составе РСФСР, которая просуществовала до 1990. В 1991 была провозглашена Карачаево-Черкесская соцреспублика.
В связи с распадом СССР карачаевское движение «Джамагат» вместе с карачаево-балкарской организацией «Тере» выступило за присоединение Карачая к РФ. В 1992 была создана Карачаево-Черкесская Республика. В 1994 новый субъект РФ утвердил республиканскую символику — сине-зелено-красный триколор с изображением Эльбруса и восходящего солнца.
Помимо официального в Республике действует карачаево-балкарский неофициальный флаг — голубое полотнище с двумя белыми полосками (вверху и внизу) и рисунком двуглавой горы. В настоящее время дизайн знамени немного изменился (двухвершинный Эльбрус находится в центре круга).
В 2000-х карачаевцы и балкарцы воссоздали еще один неофициальный флаг с символикой своих древних предков. Зеленое полотнище с белым кругом, в центре которого изображен ромб с кружком или двухвершинным Эльбрусом носит название «текмет». Еще одно неофициальное знамя — травянистого цвета холст с рисунком двуглавой горы, над которой нарисовано 8 звездочек. Карачаевцы, проживающие в Турции, тоже имеют свою символику — зеленое полотнище с изображением двухвершинного Эльбруса, полумесяца и волка.
Жилище
Дома карачаевцы строили из бревен, причем бревна могли иметь различную длину. Из-за большой толщины каждый дом казался монументальном. Некоторые жилые постройки носили оборонительных характер. Например, арбазы представляли собой множество соединенных вместе корпусов, в центре которых располагался двор. У каждого такого корпуса был выход в арбаз. Здесь складировали все оружия и припасы, причем двор был накрыт сверху. Главным входом во двор служили ворота из прочных пород дерева.
Чтобы свет попадал внутрь дома, использовали дымоход. Очаг располагали возле стены, а сам дымоход выходил на крышу. Карачаевцы селились вместе, даже женатые сыновья жили с родителями в специальных помещениях. Для приема гостей выделяли особое помещение, иногда его роль играл целый дом.
Высказывания о карачаевцах[править | править код]
«Карачай — нейтральный народ, живущий у подошвы Эльбруса, отличается своей верностью, красотой и храбростью».
Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений. Юбилейное издание, М., т.46, с.184
«Карачаевцы… народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки из ружей… Сама природа своими красотами и ужасами возвышает дух cил горцев, любовь к славе, презрение к жизни, и порождает благороднейшие страсти…»
А.Якубович «Северная пчела», 1825, № 138
«Народы правого фланга, зная воинственность карачаевцев и их запальчивый характер, боятся их трогать и живут с ними мирно».
И.Забудский, «Военно-статистическое обозрение Российской империи», Ставропольская губерния. С-Пб, 1851,т.16,ч.1,с.132
Обитатели Кавказа составляют ту воинственную народность, столь прославившуюся под именем гуннов, которая распалась теперь на разные мелкие племена… Эта карачеркесы, как их зовут турки, то есть «чёрные черкесы», составляют северную отрасль. Турки дали им это название по причине беспрерывных туманов и облаков в их стране.
Жан ШАРДЕН «Кавказский вестник», Тифлис, № 9—10 за 1900., с.22
«Карачаевские пастухи редко вооруженные только кинжалом, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах. Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…Уважение старших — это основной закон карачаевского нравственного кодекса…Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев».
В.Тепцов, «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа», Тифлис, 1892, т. XIV, с.96,107
«А что карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению».
К. Хетагуров Собрание сочинений, т.3, М., изд-во «Художественная литература»,1974, с.144
«Карачаевцы, живущие на высотах под Эльбрусом, хотя народ немногочисленный, но храбр, имея врагами с правой стороны закубанцев, с левой Кабарду, никогда ещё не был побеждён и самостоятельность его ещё более наводит страх на соседей…Вообще карачаевцы отличаются от прочих горцев опрятностью одежды, чистотой домашней жизни, любезностью в обращении и верностью данного слова. Мужчины среднего росту и стройны, белолицы и большею частью с голубыми, блестящими глазами, в особенности женский пол красив.»
В. Шевцов. Жур. «Москвитянин», М., 1855, № 23,24, кн.1 и 2, с.5
«Когда хищники Кабарды, черкесы и прочие в значительном количестве находили себе приют в Карачае, русские вынуждены были завоевать Карачай».
П.Ковалевский Жур. «Историк-марксист», т.1—2, М., 1932, с.145
Культура
Как и другие народы в горах Кавказотносительная изоляция карачаевцев позволила им развивать свои особые культурные обычаи, несмотря на общее приспособление к окружающим группам.
Карачаевцы живут общинами, которые делятся на семьи и кланы (Тукумс). А Тукум основан на происхождении семьи, а карачаевцев насчитывается примерно тридцать два Тукумс. Видный Тукумс включают: Ачи, Батча (Batca), Байчора, Байримук (Bayramuk), Бостан, Катто (Jatto), Cosar (ese), Duda, Hubey (Hubi), Karabash, Laypan, Lepshoq, Ozden (Uzden), Silpagar, Tebu, Теке, Тотуркуль, Урус.[нужна цитата]
Карачаевцы очень независимы и имеют сильные традиции и обычаи, которые доминируют во многих аспектах их жизни: например, свадьбы, похороны и семейные заявления. Они безумно преданы как своим ближайшим родственникам, так и своему «тукуму». Они никогда не обидят гостя. Трусость — самый серьезный позор для мужчины.[нужна цитата]
Язык и религия
Карачаевский диалект Карачаево-балкарский язык происходит из северо-западной ветви Тюркские языки. В Кумыки, которые живут на северо-востоке Дагестан, говорят на родственном языке, Кумыкский язык. Большинство карачаевцев исповедуют ислам.
Культура карачаевцев
Традиционная мужская одежда карачаевцев состоит из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. Летний головной убор — войлочные шляпы, зимний — папахи с суконным башлыком.
Женская традиционная одежда отличается разнообразием (в зависимости от возраста и семейного положения). Обычно это длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами и длинные шаровары из тёмных цветных тканей, заправлявшиеся в обувь.
Традиционные блюда — варёное и жареное мясо, вяленая колбаса, айран (напиток из кислого молока), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджыны) и пирожки (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные. Распространены также разнообразные супы на мясном бульоне (шорна). В народном искусстве карачаевцев основное место занимало изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. Как и большинства кавказских народов, занимавшихся скотоводством и земледелием, большинство праздников сезонные. Обычно они сопровождаются соревнованиями (скачками, джигитовкой, борьбой, поднятием тяжестей и другими). С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман).
Устное народное творчество включает нартские сказания, песни, сказки, пословицы и поговорки, среди которых наиболее распространены и известны рассказы о мудреце Ходже Насреддине. Традиционные музыкальные инструменты:тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, доул и гармонь.
[править] Культура
Долгое время основой традиционной экономики карачаевцев была отгонное животноводство. Держали коз, овец, коров, лошадей. Летом их держали на горных пастбищах, а зимой их гнали по южным склонам гор, лесным полянам, равнинам. Площадки для скашивания были небольшими, поэтому животное находилось на корме целый год. Половина населения, в том числе женщины и дети, отправлялись на летние пастбища. Часто пастухи объединялись в къош нёеерлик, когда мелкие владельцы объединяли свои стада со стадом богатого владельца. Продукты животноводства перерабатывались преимущественно женщинами. Они обрабатывали войлок, кожу, ткани, шили одежду.
Земледелие не получило широкого распространения из-за нехватки приличных земель. Самые богатые карачаевцы покупали или арендовали землю для земледелия и покоса равнин. Выращивали злаки. Вспахивали деревянным плугом с железным лемехом сабан агач или кааладжюк. В 1920-х гг. советские власти способствовали переселению карачаевцев на новые земли.
Поселения характеризуются разными планировками. Горные поселения скученные, приспособлены к рельефу местности. Поселения на равнинах имеют уличную планировку. Жилые и хозяйственные постройки образовывали комплекс закрытого двора арбаз. Жилище представляло собой прямоугольное бревенчатое здание с земляной крышей. Внутри стены был камин оджакъ с открытой трубой. Обычай гостеприимства требовал наличия отдельной гостиной или даже целой хижины для гостей. Благородные семьи также строили укрепленные деревянные башни къала. В мирное время они использовались как жилища.
Мужская народная одежда включает рубашку, портик, шубу, бурку, бешмет и т. д. Женская одежда чрезвычайно разнообразна, в зависимости от возраста и социального положения, как правило, состоит из длинной рубашки с вырезом на груди и застежкой на воротнике и брюк, заправленных в сапоги.
Народная кухня карачаевцев богата мясными блюдами, супами с мясным основой, сырами. Из муки пекут свежие лепешки гырджины и пироги с начинкой хычин. Традиционные молочные напитки — айран и кефир.
Долгое время основной социальной единицей был род тукъум, который состоял из расширенных и малых нуклеарных семейств. Члены одного тукъума имели общую фамилию, жили в своей исконной части поселения. Род владел определенными землями, в том числе пастбищами, кладбищами, иногда даже мечетями, символом тамга. Браки внутри рода или с членами других семей, произошедшими от одного из легендарных предков — мигрантов из Крыма, были запрещены. Иногда родственников забирали в семью. Новый член проходил обряд прохода под тростью. В результате родство с ним было определено «тростью». Кровные отношения назывались отношения «у очага». Приветствуется преданность семье, члены семьи обязаны помогать друг другу. Существование больших расширенных семейств юйюр объясняется природными особенностями карачаевских территорий. Для них характерно отсутствие пахотных земель, а иногда — и пастбищ. Многодетные семьи не делили землю между родственниками, продолжали вести хозяйство и платили единый налог. Введение царскими властями налога на душу населения во второй половине XIX века привело к быстрому раздроблению юйюр на малые нуклеарные семьи.
Семью всегда возглавлял мужчина. Большая часть семейной собственности делилась между сыновьями, но, согласно шариату, дочери также имели право на собственность. Шариат также допускал многоженство, но его распространение было ограничено обычаем традиционно высокого выкупа за невесту калым. Выбор партнера по браку зависел от родителей и часто противоречил желанию не только невесты, но и жениха. Брачные соглашения между родителями могли быть заключены на будущее, когда их дети были совсем маленькими. Выходом из сложной ситуации было украсть невесту. Карачаевцы различают принудительную кражу, кражу с согласия девушки, кражу по договоренности между семьями. Вдовцы часто женились на сестрах умершей жены. Младший брат мог жениться на вдове старшего брата.
Традиционное изобразительное искусство носило прикладной характер: изготовление ковров, узорчатых войлоков, аппликаций. Карачаевцы сохранили богатый певческий фольклор. Мужские песни джир исполнялись в группах. Был определен отдельный вокалист, остальные певцы затягивали аккомпанемент эжиу. Распространены сказки, проповеди, поговорки, загадки. Популярным героем-обманщиком является Насра Ходжа. Известны танцы, такие как хоровод тёгерек, медленный парный тюз тебсеу, быстрый сандыракъ. Народные музыкальные инструменты: флейта, скрипка, погремушки, гармоника.
Язык
Основной язык — карачаево-балкарский. Считается достаточно сложным ввиду малоизученности. Одной из его главных особенностей является наличие нескольких числительных систем, в том числе четверичная, десятичная и двадцатеричная. Карачаевцы также знают русский язык.
Жизнь
Основу быта карачаевцев всегда составляло животноводство. Фермерское дело тоже было развито, карачаевцы занимались выращиванием пшеницы, кукурузы, огородных культур. Из ремесел наибольшее распространение получили изготовление ковров, обработка кожи, вязание, изготовление изделий из дерева.
Самой значимой в жизни каждого карачаевца была община, которой он принадлежал. Земля и всякий скот были имуществом общины, пользоваться ими могли все ее члены.
Выдающиеся карачаевцы[править | править код]
Байчоров Курман Умарович (1951-2002) — доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик ААН и БПА, основатель кафедры Начертательной геометрии и графики Северо-Кавказской Государственной Гуманитарно-Технологической Академии, основатель кафедры педагогики и психологии Карачаево-Черкесского филиала Московского Открытого Социального Университета, автор более 50 научных работ и 70 монографий в области педагогики и психологии. Заслуженный деятель науки КЧР.
Бадахов Аскер Мырзакулович(1921—1988)- гвардии полковник, кавалер ордена Суворова III степени, дважды Герой Советского Союза.
Бадахов Хамзат Ибраевич (1917—1996) — Герой Советского Союза, Российской Федерации.
Байрамуков Джадтай Каитбиевич — бесстрашный воин, Полный Георгиевский кавалер, народный герой.
Крымшамхалов Магомед-Гери Азамат-Гериевич (1888 — ?) — бесстрашный воин, Герой Первой мировой войны, Кавалер ордена Св. Георгия.
Богатырев Харун Умарович (1907—1966) — полководец, Гвардии полковник, Герой Советского Союза.
Чочуев Харун Адамеевич (1919—1987) — командир, Герой Российской Федерации. Партизанский отряд «Свобода» под его командованием провел 92 боя и ни в одном из них не потерпел поражения. Решением местной администрации города Неслуши (Словакия) от 5 февраля 1988 года центральная улица названа именем Харуна Адамеевича Чочуева.
Касаев Осман Муссаевич — бесстрашный воин, легендарный партизанский командир, Герой Советского Союза.
Узденов Дугербий Танаевич (1917—2005) — бесстрашный воин, легендарный разведчик, Герой Российской Федерации.
Файл:Win Renat Akbaev.jpg Ренат Акбаев — 3-х кратный чемпион мира по борьбе на поясах
Голаев Джанибек Нанакович (1917—1943) — бесстрашный воин, летчик-истребитель, Герой Российской Федерации.
Магометов Солтан Кеккезович — генерал-полковник бронетанковых войск, Главный военный советник в Сирии и Афганистане. Известный военачальник и дипломат.
Семенов Владимир Магомедович — главнокомандующий Сухопутными войсками — заместитель министра обороны СССР, командующий Силами общего назначения Объединенных Вооруженных Сил СНГ, главнокомандующий Сухопутными войсками РФ.
Эбзеев Борис Сафарович — профессор, доктор юридических наук, судья Конституционного Суда РФ.
Урусова Байдымат Исхаковна — профессор, автор ряда уникальных научных открытий, первый доктор физико-математических наук среди женщин Северного Кавказа.
Байрамуков Мухтар Хусеевич (Алан Берков) — знаменитый гонщик, первый российский претендент на участие в «Формуле-1». Был лично знаком со знаменитым автогонщиком Айртоном Сеной.
Аслан Кокаев — чемпион мира по каратэ-до. Мастер спорта международного класса.
Кемал Урусов — Чемпион по кикбоксу в турнире между клубами Турции, Первое место в чемпионате Анкары по кикбоксу
Ахмат Доттуев — Интерконтинентальный чемпион мира по профессиональному боксу по версиям WBC и IBF, 1996 и 1998 гг
Руслан Сарыев — трехкратный абсолютный чемпион мира по армреслингу, легенда армреслинга
Роберт Чомаев — 5-ый чемпион мира по армреслингу. Великобритания,Польша,Болгария 2006—2009,Заслуженный тренер Российской Федерации.
,,,Расул Чотчаев — 5-ый чемпион мира по армреслингу. Заслуженный мастер спорта.
,,,Дагир Тебуев — абсолютный чемпион мира по армреслингу(2001 год. Польша) Заслуженный тренер Российской Федерации.
,,,Казбек Чагаров −2-ый чемпион мира. Заслуженный мастер спорта
Язык
Основной язык — карачаево-балкарский. Считается достаточно сложным ввиду малоизученности. Одной из его главных особенностей является наличие нескольких числительных систем, в том числе четверичная, десятичная и двадцатеричная. Карачаевцы также знают русский язык.
Жизнь
Основу быта карачаевцев всегда составляло животноводство. Фермерское дело тоже было развито, карачаевцы занимались выращиванием пшеницы, кукурузы, огородных культур. Из ремесел наибольшее распространение получили изготовление ковров, обработка кожи, вязание, изготовление изделий из дерева.
Самой значимой в жизни каждого карачаевца была община, которой он принадлежал. Земля и всякий скот были имуществом общины, пользоваться ими могли все ее члены.
[править] История
По словам карачаевцев, на ранних этапах своей истории они боролись за независимость против кабардинцев. В XVII—XVIII вв. территория, населенная карачаевцами, стала зависимой от Крымского ханства. Последняя кампания крымских татар на западе Северного Кавказа состоялась в 1707 году. С влиянием крымских татар связано с распространением ислама.
В 1826 году во время Кавказской войны карачаевцы заключили договор с русскими войсками о сохранении нейтралитета. Однако в 1828 году из-за возможного участия карачаевцев в нападениях на русские укрепления их земли были оккупированы и в конечном итоге включены в состав России. В 1855 году карачаевцы поддержали мусульманское восстание горцев Северного Кавказа против России. В 1920 и 1930 годах были вооруженные восстания карачаевцев против советской власти. В 1926 году в составе РСФСР была создана Карачаевская автономная область.
12 октября 1943 года был издан указ о депортации карачаевцев, в котором представители этого народа обвинялись в сотрудничестве с нацистскими оккупантами. Депортация состоялась между 2 ноября и 5 ноября 1943 года. 68 614 человек были насильственно депортированы в Казахстан и Кыргызстан. Карачаево-Черкесская автономная область была ликвидирована.
Карачаевцы смогли вернуться на Северный Кавказ только в 1956 году. В 1957 году в составе Ставропольского края была создана Карачаево-Черкесская автономная область. Михаил Горбачев, который наблюдал за возвращением карачаевцев на родину, сообщил, что для поселенцев были созданы льготные условия, но в будущем любое угнетение было воспринято ими как очень болезненное. В 1989—1991 гг. процесс реабилитации карачаевцев был окончательно завершен. В 1990 году была провозглашена автономная республика Карачаево-Черкесия.
Рекомендации
- Питер Б. Голден, (2010), Тюрки и хазары: истоки, институты и взаимодействия в домонгольской Евразии, п. 33
- Норман Рич: Цели войны Гитлера. Установление Нового Порядка, стр. 391.
- В общем см. Поль, Дж. Отто (1999). Этнические чистки в СССР, 1937-1949 гг.. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-30921-2.
- Поль перечисляет 69 267 депортированных (, п. 77); пока Тишков говорит 68 327 со ссылкой на Bugai, Nikoli F. (1994) Репрессированные народы России: Чеченцы и Ингуши цитируя Берия, (Тишков Валерий (2004). Чечня: жизнь в раздираемом войной обществе. Калифорнийский университет Press. п. 25.); и Крейндлер говорит 73737 ().
- Ричмонд, Уолтер (2008). Северо-Западный Кавказ: прошлое, настоящее, будущее. Серия исследований Центральной Азии, 12. Лондон: Рутледж. п.. ISBN 978-0-415-77615-8.
Поль, Дж. Отто (1999), Этнические чистки в СССР, 1937-1949 гг., Гринвуд, ISBN 0-313-30921-3
Внешность
Одежда
Основными элементами мужского национального костюма карачаевцев являются:
- Рубашка в виде туники.
- Кёлек, который шьют из черной или белой ткани. Праздничный вариант может быть полосатым.
- Чепкен — верхняя одежда, которую сейчас называют черкеской. Это преимущественно праздничный вид одежды, изготавливаемый из сукна. Чепкен украшали серебряными монетами. Характерной особенностью этого элемента одежды стали специальные вырезы, в которых хранили заряды. Называют их газыри.
- Пояс у карачаевцев обычно узкий, делается из кожи, украшается бляшками из серебра. Пояс всегда является важным элементом одежды, без него мужчине не положено появляться на людях.
Штаны в традиционном карачаевском костюме называется кёнчек. Они слегка заужены, имеют широкий клин. Поверх них надевают ноговицы, которые могут доходить до колен. Головной убор представляет собой шапку-папаху, характерную для многих кавказских народов. На праздники надевают каракулевую шапку, а в поход надевают бурку. Обувь делают из сыромятной кожи и носят почти круглый год. С наступлением зимы надевают сапоги из войлока.
Женская одежда имела свои особенности. Девушки носили платья, украшенные пряжами. Праздничное платье шили из бархата, как правило, оно имело темно-красный цвет. Украшали такие платья вышивкой из золотых нитей. Пояс кямар считался самым дорогим, не менее роскошно смотрелась шапочка.
Культура, просвещение, наука
Историко-культурное наследие карачаево-балкарского народа вобрало в себя многое из культуры кавказских народов и всего тюркского мира. Это нашло отражение в мифологии, эпических сказания и других жанрах фольклора, а также в религиозных древнейших представлениях, в которых упоминаются и высочайшие горные вершины, и моря, и бескрайние степные просторы евразийских степей. В религиозных представлениях ведущее место занимают общетюркские божества Тенгри (Тейри), Умай и др. Древнейшие истоки культуры испытали влияние таких мировых религий, как христианство и мусульманство, бытуют до сих пор среди карачаево-балкарского народа в виде различных обычаев, обрядов, народных игр и представлений. С древних времен предки балкарцев и карачаевцев имели свою письменность в виде рунических надписей кавказских болгар, в большом количестве обнаруженных на территории Карачая и Балкарии в памятниках VII-XII веков.
Уже в начале XVIII века балкарцы и карачаевцы имели письменность и на основе арабского алфавита, о чем красноречиво говорит так называемая «Холамская надпись» 1715 года, найденная в ауле Холам, надпись 1709 г. и др. В настоящее время балкарцы и карачаевцы пользуются русским алфавитом. Среди множества народов бывшего СССР балкарцы и карачаевцы занимали первое место по числу имевших высшее образование на тысячу человек.